Мария Текун. Мягкие картины
Мягкие картины своими руками - Куклы Maristew
Общие сведения
Основы валяния
Валяние - процесс получения из непряденых шерстяных волокон спрессованной массы, используемой для производства таких материалов, как войлок и фетр. В ручном валянии применяется шерсть в мотках, изготовленная в фабричных условиях путем камвольного прядения шерсти мериносовой овцы и шелка, а также пряжа из ангоры и кашемира. В магазинах для рукоделия широко представлен ассортимент различных сортов мериносовой шерсти. Рекомендации по выбору материала можно давать лишь условно, так как требования, предъявляемые к готовой работе, отличаются. Процесс ручного валяния успешно осуществляется с помощью мыльного раствора.
Можно комбинировать различные виды шерсти, но только при условии, что речь идет о 100%-й шерсти высокого качества. Не рекомендуется смешивать шерсть с микроволокном или полиамидом.
Основные термины
Шерсть. Для создания картин из художественного войлока лучше всего использовать мериносовую шерсть. Она очень тонкая, длинноволокнистая, легко скручивается, быстро поддается валянию. Игла для фильцевания. Специальная металлическая игла с разнонаправленными насечками: с правой стороны они идут сверху вниз, а с левой - снизу вверх. С помощью такой иглы шерсть прокалывается насквозь вертикальным движением до желаемой плотности, благодаря чему волокна спутываются. Совет. Никогда не отделяйте и не выкладывайте волокна шерсти мокрыми руками, так как от этого материал слипается. Мыльный раствор. Его можно приготовить, смешав 1 л горячей воды (чтобы рука выдерживала температуру) с 1 ст. л. жидкого или натертого хозяйственного или детского мыла. Он ускоряет процесс валяния шерсти. Поролон. Шерсть укладывают на поролон (чуть больше размеров картины) и прокалывают насквозь иглой для фильцевания. В качестве подкладки также подойдет стандартная губка около 10 см толщиной. Полиэтилен (с «пузырьками воздуха»). Упаковочный материал для хрупких предметов. На него выкладывают волокна шерсти при работе с мыльным раствором. Флизелин. Служит основой картины. Вспомогательные средства. Скалкой прокатывают готовую работу. Махровое полотенце используют для удаления лишней влаги с картины. С помощью пульверизатора равномерно наносят мыльный раствор. Материалы и инструменты
Мериносовая шерстьИгла для фильцеванияПластиковая бутылкаМыльный растворФлизелинПоролон толщиной 10смПолиэтиленМахровое полотенцеСкалкаБулька (инструмент для тиснения и получения объема)Подготовка рабочего места
Разложите на столе полиэтилен. Он должен быть больше поверхности валяния на 5 см со всех сторон. Соответственно для картины 20 х 30 см нужен полиэтилен размером 30 х 40 см. Для получения мыльного раствора используйте жидкое мыло или натрите 1 ст. л. хозяйственного или детского мыла, насыпьте в пластиковую бутылку, залейте горячую воду и взболтайте. Выложите шерстяные волокна желаемого цвета сухими руками во избежание склеивания. В качестве основы картины используйте флизелин, подложив под него поролон.
http://igrushka.kz/vip70/valsve.php
Выкладывание художественного войлока
1. Разложите на рабочем столе полиэтилен, а поверх него - флизе-лин. Сухими руками разделите шерстяные волокна на прядки. Выложите на флизелине фон картины, например ландшафт, шерстью соответствующих цветов. При этом сложите вместе 2-3 тонких слоя.
2. Осторожно переложите картину с флизелином на толстую подкладку из поролона. Теперь вертикально проколите иглой для фильцевания, спутывая волокна шерсти. С изнаночной стороны будет видно, насколько хорошо они прошли сквозь основу (рис. 6). При необходимости снова поместите картину на поролон лицевой стороной вверх и повторите действия.
3. После того как шерстяные волокна полностью соединятся с флизелином, переложите картину на полиэтилен. Нанесите мыльный раствор на одну часть работы и осторожно прижмите руками, не смещая ее. Смочите таким способом всю поверхность.
4. Разгладьте ладонями в течение 2 мин круговыми движениями в одном направлении, начав с краев. Надавливайте лишь слегка, чтобы не сдвинуть шерстяные волокна. Постепенно нажим можно усилить. Промокните картину махровым полотенцем, пока она влажная, и снова переложите на поролон.
5. Сухими руками выложите на фон деревья и сучья из тонких скрученных волокон шерсти. Профилыдуйте специальной иглой сквозь основу. Сваляйте после нанесения мыльного раствора, прижимая руками, затем выполните следующие детали таким же способом. В зависимости от мотива повторите действия 2-3 раза до завершения работы.
6. Проверьте с изнаночной стороны картины, хорошо ли прикрепились все детали к флизелину. Затем положите ее на полиэтилен, прокатайте скалкой в течение 10 мин с каждой стороны, предварительно нанеся мыльный раствор. Это позволит шерсти еще лучше сваляться, и готовая работа будет выглядеть более плотной. Промокните махровым полотенцем и оставьте высыхать.http://igrushka.kz/vip70/valhud.php
Рельефные мотивы
1. Для того чтобы картина казалась объемной, выполните на ее готовой, но еще влажной поверхности рельефные детали. После прокатывания скалкой они будут выделяться на общем фоне. Положите работу на поролон. Сухими руками скатайте шерстяные волокна, например, для создания стебля цветка, разместите в нужном месте и профильцуй-те иглой. Нанесите немного мыльного раствора и разгладьте руками, уваливая шерсть.
2. Выложите цветки в виде маленьких шариков красного цвета. Как правило, наслаивается до восьми слоев шерсти, чтобы деталь впоследствии оставалась рельефной. Выполните серединку цветков, скатав небольшое количество шерсти черного цвета. Профильцуйте иглой. Нанесите мыльный раствор и прижмите руками.
3. Для того чтобы такие элементы картины, как, например, камни или большие цветы, выглядели объемными, изготовьте их отдельно. Для этого выложите на поролоне восемь слоев шерсти. Профильцуйте их иглой для спутывания волокон.
4. Подготовленную деталь положите на полиэтилен и спрысните мыльным раствором. Мягко и без нажима разгладьте шерстяные волокна равномерными движениями палец. Обратите особое внимание на то, чтобы камни или цветы не получились плоскими. При необходимости добавьте еще немного шерсти и сваляйте.
5. Сваляйте обратную сторону детали круговыми движениями в течение 3 мин. Перенесите на основу, размещенную на поролоне, в нужное место, профильцуйте иглой и сваляйте.
6. Изготовьте объемные цветы тем же способом (шаги 3 и 4). Проведите по краям отдельных лепестков булькой, слегка надавливая. Заверните во влажное махровое полотенце, используя скалку, и уваливайте примерно 3 мин. Разверните, переверните детали на обратную сторону и повторите действия. Положите готовые лепестки на картину и профильцуйте иглой.http://igrushka.kz/vip70/valref.php
Букет подсолнухов
Вам потребуется
Мериносовая шерсть: 25 г белого цвета - для фона, по 10 г желтого, оливкового, светло-зеленого, темно-зеленого, кремового и коричневого цветов -для деталейДеревянная доска, выложенная сухими травами и окрашенная, 50 х 70 смФлизелин, 40 х 35 смПоролонПолиэтиленМыльный растворМахровое полотенцеСкалкаБулька2 металлических кольца диаметром 20 ммИнструмент для пробивания отверстийИгла для фильцеванияТекстильный клейНожницы
Последовательность действий
1. Разложите флизелин в качестве основы картины на большом куске поролона. Выложите шерстяными волокнами белый фон, вазу, зеленые тени под ней и профильцуйте иглой.2. Переложите основу на полиэтилен, нанесите мыльный раствор и осторожно прижмите, не смещая волокна шерсти. Разгладьте картину в течение 2 мин круговыми движениями, затем промокните махровым полотенцем и снова положите на поролон.3. Теперь выполните темно-зеленые листья, лежащие под подсолнухами, профильцовывая иглой. Нанесите мыльный раствор и прижмите ладонями.4. Создайте отдельно цветы и листья, находящиеся в центре, и сваляйте их. Прикрепите к основе.5. Подготовьте скрученные лепестки цветка и большие зеленые листья, используя бульку. Они будут выглядеть рельефно на общем фоне. Прикрепите с помощью иглы. С изнаночной стороны будет видно, насколько хорошо прошли волокна шерсти сквозь основу.6. После того как работа высохнет, приклейте ее на доску, выложенную сухими травами и окрашенную. Пробейте отверстия на расстоянии 5 см от верхних краев картины. Скатайте шнур, используя шерсть различных цветов.7. Проденьте шнур в отверстия, завяжите несколькими узлами и повесьте картину на стену.http://igrushka.kz/vip70/valbuk.php
Зачарованный лес
Вам потребуется
Мериносовая шерсть: по 10 г оливкового, темно-зеленого, бирюзового, светло-синего, темно-синего, черного, коричневого, хаки, песочного, белого, желтого, лилового, розового, красного, темно-красного, светло-красного и светло-зеленого цветовХлопчатобумажная ткань или сатин, 120x90 смФлизелин, 90 х 50 смПоролонПолиэтиленМыльный растворМахровое полотенцеСкалкаИгла для фильцеванияНожницыШвейная машинаНитки для шитья
Последовательность действий
1. Разложите флизелин на рабочей поверхности стола и, сверяясь с образцом, выложите небо, лес и нижнюю часть картины шерстяными волокнами нужных цветов.2. Выполните отдельно стволы деревьев, ручей, камни и травинки, профильцуйте их с помощью иглы, подложив поролон. Прикрепите к основе. Дополнив композицию, сваляйте картину, смочив мыльным раствором.3. Изготовьте большие камни, прокалывая иглой до желаемой плотности, сваляйте и прикрепите их к основе картины.4. Сделайте ветви из тонких волокон шерсти, скрутив их и затем присоединив к деревьям, профильцовывая иглой, на основе.5. После высыхания окантуйте картину. Для этого выкроите полоску 100 х 15 см, положите ее лицевой стороной и пристрочите на машине вдоль краев работы, не натягивая ткань, а, наоборот, позволяя образовываться складкам. Загните полоски на изнаночную сторону и наметайте таким образом, чтобы края отдельных полосок были закрыты. Вырежьте ткань 90 х 50 см -окончательный размер изделия - и пришейте, сложив лицевыми сторонами вместе. Оставьте не зашитым отверстие 20 см для выворачивания.
Совет. Эту картину можно повесить на свалянные шнуры. Для создания петель, в которые продевают деревянную перекладину, наметайте 4 полоски размером 5x20 см к изнаночной стороне работы. Следите за тем, чтобы они размещались на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого стачайте.http://igrushka.kz/vip70/valles.php
Жаннет Кнаке Мягкие картины своими руками.
maristew.livejournal.com
Мягкие картины - Мария Текун
а так же белорусские «маляваные дываны» и «макатки».
Мои родители сейчас живут в Белоруссии в г. Заславль. Однажды я приехала к ним в гости, и мы с мамой пошли в местный музей. Она сказала, что там сейчас идет большая выставка белорусского национального искусства. Конечно, нужно приобщиться!
Войдя в зал, моя мама воскликнула: «Ой, это что-то знакомое!»
Я посмотрела и тут же пришла в полный восторг: целый огромный зал музея занимали «маляваные дываны», что по-русски означает «расписные ковры».
Вот, кстати, белорусский фотоотчет с той самой выставки, на которой мы были!
Огромные картины 1,5х2,0 метра! Это «дываны», то есть ковры. А картины поменьше, нормального размера — это «макатки». Оказалось, это довольно узкий жанр народного творчества, как по территории, так и по времени распространения, который на сегодняшний день практически сошел на нет.
А вот небольшой научный опус на эту тему, кратко и емко обрисовывающий историю данного направления народного творчества.
Кулапина «Маляваныя дываны» как явление народной культуры Белоруссии
Меня так поразили и восхитили эти картины, что я ощутила огромный прилив вдохновения и творческих сил! Действительно, было в них что-то мне очень близкое и родное. А после того, как я узнала, что данный жанр в самой Белоруссии практически умер и ушел в небытие — оно и понятно, новые квартиры «дыванами» украшать как-то не сподручно, да и на фоне мебели из Икеи они выглядят, мягко говоря, странно, — но меня, конечно, это не остановило, и я как бы почувствовала в себе новый творческий импульс. Нужно же возродить!
Вернувшись домой, я стала собирать в интернете скупые сведения об этом уникальном жанре. Оказалось, что музей в Заславле является обладателем и хранителем самой большой коллекции маляваных дыванов — около 200 шт.! Я прочитала про жизнь и творчество самых известных художников этого жанра и нашла коллекцию фотографий картин. Какое разнообразие! Какие яркие краски! Наивные сюжеты и их воплощение словно бы открывают потайную дверцу в душе, за которой — сам Бог.
Наиболее самобытные и известные мастера «маляваных дыванов»: Алена Киш, Язэп Дроздович.
Конечно, у меня не было такой цели — под них «подделаться», наоборот, я с радостью обнаружила новый способ воплощения собственных картин. И тогда я испытала «невыносимую легкость» творчества, буквально поток (сознания))).
Конечно, мне пришлось опытным путем подбирать материалы и опробовать разные техники, так что я еще только в начале пути, и надеюсь, что путь этот будет долгим и счастливым.
maryatekun.ru
Шерстяные феечки и мягкие картины: согревают руки и сердца — Miraman.ru
На недавно прошедшем фестивале «Родники» был удивительный мастер-класс, где учили рисовать…шерстью! Словно акварелью ложились цветные волокна-пушинки на полотно. Сказочное действо. Преподаватель — мастерица Виктория Чунина в интервью «Мираману» рассказала, почему работая с шерстью, люди становятся более гармоничными, что ее вдохновляет и как мягкие картины отзываются в сердцах поклонников ее творчества. Все началось со снегиря
- Виктория, как пришла идея освоить это необычное искусство?
- Создаю картины из шерсти около трех лет. До этого пробовала разные виды валяния: и мокрое, и с иглой… Было интересно, но не «цепляло».
Однажды увидела в интернете фотографию работы в этой технике мастерицы Александры Федоровой. Очень впечатлило. В тот момент у меня было всего четыре цвета шерсти и полное отсутствие информации, как же это делается. Вдруг за окном появился снегирь, который и вдохновил на первую картину. А дальше не смогла остановиться... Подарки родным, дебютная продажа, мастер-классы для детей и взрослых.
- Сколько времени в среднем уходит на одну работу?- На занятии с учениками мы создаем картину за 2-2,5 часа. А над своими полотнами я могу «колдовать» иногда и целый месяц, пока не будет так, как мной задумано…
Шерстью можно рисовать
- А чем отличается техника от валяния? Получается, это работа не иглой, а пальцами? Укладывать, приминать, смешивать частички разных цветов?
- Да, шерсть в данной технике — как краска. Мы будто рисуем. Цветные частицы — как мазки акварелью, направление волокон - штрихи карандаша, а играя с тоном материала и формой кусочков, можно создать нужный объем деталей изображения …
В этой технике есть лишь несколько стандартных приемов, а остальное определяется классическими законами рисунка и композиции, фантазией мастера.
Именно из-за возможности импровизировать, всем желающим советую попробовать «писать» картины шерстью. Здесь нет границ и фатальных ошибок в процессе. Когда хочется что-то улучшить, исправить, добавить или убрать, - все возможно.
Плюс, с натуральной шерстью очень приятно работать. На мастер-классах я замечаю, что участники будто внутренне гармонизируются. Издавна известно, что материал обладает лечебными и успокаивающими свойствами. Взять, например, популярные нынче шерстяные ниточки на запястье.
- Изменилось ли что-то в вас, когда начали работать с шерстью?
- Конечно. Для меня это новый этап в жизни. Творческий, вдохновляющий… Через картины я могу поделиться своими чувствами, рассказать о том, что такое для меня красота мира.
В персонажах узнают своих детей
- Домашние поддерживают ваше увлечение?
- Да, дети помогают: позируют, дают персонажам имена и просто вдохновляют. Некоторые вещи делаем вместе с мужем. Например, впечатлившись работами одного фотохудожника, мы придумали серию картин «Духи леса». Попробовали совместить дерево и шерсть. Супруг делает рамки с вырезанными в центре силуэтами лесных животных, а я заполняю их цветными волокнами.
Такое совместное творчество отражает наш общий интерес к истокам народной культуры. Поэтому выбор зверей неслучаен: либо те, что нам просто нравятся, либо ключевые фигуры из древних мифов русского народа. Например, волк и медведь.
- А как называются чудесные куколки из шерсти? Они обережные?
- Это теплые лесные феи. Интересно было сделать такой образ. Обережными в полном смысле слова они не могут быть, так как для проработки деталей я использую иглу. Поэтому просто существа, которые дарят отличное настроение. Хороши как украшение, ими могут играть дети, а зимой куколки согревают им руки после улицы.
Имена этим мягким девочкам дает моя младшая дочь. Например, Фея Ромашка, Фея Леса, Фея Воды, Фея Клубничка… А я после ее решения я проверяю, попала ли в образ.
- Что вас вдохновляет на новые работы?
- Лето, природа, цветы, детские впечатления. Это очень просто, может быть, даже банально. Но это так. Первое время меня очень удивляло, что в моих картинах люди видят собственные воспоминания нежного возраста и даже узнают своих детей. Особенно в работах, где малыши изображены со спины.
Беседовала: Марина Чайка
География: Томск
Фото: из личного архива Виктории Чуниной
Совсем скоро на нашем сайте — мастер-класс от Виктории Чуниной.
miraman.ru