Описание картины Михаила Врубеля «Муза». Муза картина
Девять муз и их атрибуты
Римская мозаика с изображением девяти муз с их атрибутами
Calliope / Каллиопа - муза героической поэзии, с греч. «прекрасноголосая»Атрибуты – золотая корона как знак главенства над другими музами, дощечка или свиток, грифельная палочка, с 17 века – книга, на ней может быть написано «Илиада», «Одиссея» или «Энеида».
Дж.Бальоне
римская мозаика
Clio / Клио - муза истории, с греч. «делающая знаменитым»Атрибуты – лавровый венок, папирусный свиток и грифель, иногда – шкатулка для свитков, иногда книга, с 17 века – на книге может быть написано «Геродот» или «Фукидид»
Фрагмент картины Вермеера «Искусство живописи», модель в образе Клио.
Erato / Эрато - муза лирической поэзии, любовных песен, с греч. «любимая»Атрибуты – тамбурин, лира, виола, реже - треугольник.
Портрет Марии-Антуанетты в образе Эрато, Я.Гуттенбрюнн
Melpomene / Мельпомена - муза трагедии, «прославляющая песнями»Атрибуты – венок из плюща, трагическая маска, в руках может держать палицу или меч как символ неотвратимости наказания человека, нарущающего волю богов.
Urania / Урания - муза астрономии и звездного неба, с греч. «небесная». Ее узнать проще всего, ее атрибуты – небесная сфера и циркуль, с 17 века может быть изображена в полумесяце из звезд.
Polyhymnia / Полигимния - муза священных гимнов, с греч. «много гимнов»Атрибуты – свиток в руках, часто с музыкальными инструментами – чаще портативный орган, иногда лютня или другой инструмент.
Дж.Бальоне
Euterpe / Эвтерпа - муза лирической песни, с греч. «дающая наслаждение»Атрибут – флейта.
Terpsichore / Терпсихора - муза танца, с греч. «удовольствие в танце»Атрибуты – изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или с другим струнным инструментом, с 17 века часто изображали с арфой;
Жан-Марк Натье, «Терпсихора»
Thalia /Талия - муза комедии и легкой поэзии, с греч. «праздничная, цветущая»Атрибуты - комическая маска, венок из плюща на голове.
Жан-Марк Натье, «Талия»
Дж.Бальоне, «Талия»
nle2004.livejournal.com
Самые известные музы в мире искусства
Красавица Елена Сергеевна Булгакова – прообраз заглавной героини главного произведения ее мужа «Мастер и Маргарита», а Данте написал тысячи строк, посвященных чужой жене Беатриче. Музы всегда играли в жизни творческих людей: поэтов, прозаиков, живописцев, фотографов, скульпторов – огромную роль, являясь движущей силой их таланта, основным источником вдохновения. Сегодня мы поговорим о самых известных музах в мире искусства – изобразительного искусства.
Неотразимая булочница
Жемчужиной коллекции Дрезденской галереи многие считают именно эту картину. Молодая женщина спускается с облаков, держа на руках младенца, – на ее лице тревога за будущее мальчика, ведь это – сам Спаситель. Последний шедевр гения Возрождения Рафаэля Санти, моделью и музой для которого послужила художнику его возлюбленная. Мир знает итальянку под именем Форнарина. На самом деле девушку звали Маргаритой – мастер познакомился с ней в 1514-м году, когда искал натурщицу для полотна «Амур и Психея». Именно в ней, 17-летней дочке пекаря, случайно встреченной на берегу бурного Тибра, он увидел Психею. Позже Рафаэль неоднократно изображал любимую, а ее легендарные портреты называются «Форнарина» (в переводе с итальянского – «Булочница») и «Женщина с вуалью».
И мир осветился…
Вирсавия, грация, Венера, молодая мать, Андромеда, полуобнаженная соблазнительница в накинутой на плечи шубке – все это неотразимая Елена Фурман. Когда фламандский художник Питер Пауль Рубенс потерял свою первую жену, верного друга и соратника Изабеллу Брант, 16-летняя золотоволосая дочь его приятеля Елена Фурман стала новой музой живописца. Ему было 53 года. Но девушку не смутила эта разница, она была прекрасной матерью его детям, вдохновительницей и опорой самого Питера – в те годы мастера уже начала одолевать подагра. Елена осветила его мир в последние десять лет жизни и осталась для нас воплощением женского «рубенсовского» идеала.
Безымянная муза Вермеера
А вот имени этой музы мы так никогда и не узнаем. Один из величайших нидерландских художников Ян Вермеер прожил недолгую (43 года), но очень яркую жизнь, стал отцом 15 (!) детей, правда, четверо умерли в младенчестве. Он был женат, но вряд ли очень счастлив в браке, ведь не супруга изображена на самой знаменитой его работе «Девушка с жемчужной сережкой», а та самая неизвестная муза. Картина, написанная голландцем в 1665-м году (за 10 лет до смерти) послужила поводом для написания одноименного романа. В 2003-м году по мотивам книги сняли фильм. По версии авторов, музой Яна (в ленте этот образ воплотил Колин Фёрт) была служанка (ее роль исполняет Скарлетт Йоханссон), которую изгнали из дома живописца из-за бешеной ревности его супруги.
Даная, Флора… Саския!
Другому голландцу, Рембрандту ван Рейну, в любви повезло гораздо больше – он нашел в своей жене Саскии (в девичестве ван Эйленбюрх) все, о чем только можно было мечтать: веселый легкий нрав, привлекательную внешность, и, что немаловажно, богатое приданое. Саския – одна из самых известных муз – стала героиней большинства полотен гения. И в домашнем платье, и в образе богини Флоры эта рыжеволосая голубоглазая пышущая здоровьем женщина была хороша. Именно с нее Рембрандт писал «Данаю», которая хранится в нашем Эрмитаже. Но семью словно кто-то сглазил. Четыре беременности (и всего один выживший сын), а потом – туберкулез сразили Саскию, она умерла, не дотянув и до 30-ти лет.
Графиня Самойлова: твои черты – в картине каждой…
Если идеалом Рембрандта были чувственные белокожие дамы со светлыми глазами, наш соотечественник Карл Брюллов предпочитал женщин с более «знойной», «итальянской» внешностью. Шоколадно-карие глаза, черные, как смоль, локоны, пышные формы – все это он нашел в своей музе, графине Юлии Самойловой. Вглядитесь в его знаменитую картину «Последний день Помпеи», почти все женские образы несут на себе «отпечаток» похожести на Юлию. Вы видите ее в прекрасной «Вирсавии», парадном «Портрете Юлии Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника», в «Турчанке» и даже в «Итальянском полдне». Она трижды была замужем, а Карл Брюллов долгое время являлся возлюбленным графини. Ее приемные дочки тоже вам хорошо известны – это персонажи полотна «Всадница».
Легендарная Олимпия
Эдуард Мане заметил свою будущую любимую натурщицу Викторину Мёран на улице – ей тогда едва исполнилось 18 лет. Она была парижанкой, дочкой гравера и племянницей скульптора, так что с миром искусства была знакома не понаслышке. Еще до встречи с Мане она позировала для других художников, а потом стала моделью Эдуарда и вдохновляла его на новые работы. Картин, на которых изображена Викторина не так много – их девять, но быть музой одного из лучших французских художников – разве это уже не подвиг? Именно Викторина присутствует на скандально известных работах Мане «Олимпия» и «Завтрак на траве» (а также на полотнах «Уличная певица» и «Железная дорога»).
Три музы Пабло Пикассо
Пабло Пикассо был известен слишком бурным темпераментом – он сменил несколько любовниц и жен (которых смело можно назвать самыми известными музами живописца). В оправдание ему скажем: каждый раз испанец думал, что очередная избранница – любовь всей его жизни. Мы упомянем трех из его вдохновительниц.
Первая жена была русской по происхождению – с Ольгой Хохловой Пабло венчался по всем православным канонам в парижском соборе Александра Невского. У них родился сын, а сама Ольга часто становилась героиней портретов мужа. На тот период приходится увлечение Пикассо русским балетом: он подружился с Дягилевым и работал над декорациями и костюмами к его спектаклям.
В 1932-м году Пикассо встретил очередную музу – Мари-Терез Вальтер, и Ольге пришлось смириться с ролью «второй скрипки». Хотя, когда она узнала о беременности соперницы (в 1935-м году), браку пришел конец. Мари-Терез ознаменовала собой сюрреалистический период в творчестве испанца. Изображения француженки исполнены чувственностью – любовник не только писал Вальтер, но и лепил ее бюсты.
Одной из поздних привязанностей мэтра стала Дора Маар: ей было 28, а ему – 54, их представил друг другу поэт Поль Элюар. И на девять долгих лет эти двое стали неразлучны. Дора увлеченно фотографировала возлюбленного, а он нещадно уродовал ее красоту в своих жутковатых работах. Одним из известных портретов Маар является «Плачущая женщина»: именно такой автор и представлял себе изящную утонченную натурщицу. «Портрет Доры Маар с кошкой» входит в топ самых дорогих картин мира. Когда в 1945-м году Пикассо бросил Дору, она попала в психиатрическую лечебницу из-за сильного нервного срыва.
Гала: вдохновительница, менеджер и страстная любовь
Соотечественник, коллега и друг Пабло, Сальвадор Дали не был, в отличие от него столь расточительным в том, что касалось муз. Единственной натурщицей этого гениального «хулигана от искусства» была уроженка Казани Елена Дьяконова, которую все звали просто «Гала». Она сумела укротить живописца, а он смог увести ее от одного из лучших друзей – уже упомянутого нами Элюара. В 1932-м Гала и Сальвадор стали гражданскими супругами, но повенчались только спустя 26 лет. Гала (которая была на 10 лет старше Дали) стала не только страстной привязанностью и музой супруга, но и главной «движущей силой» его таланта, именно она заставляла его работать над новыми формами, сотрудничать с рекламными фирмами, жила с ним в Штатах и Париже. Русская жена оказалась первоклассным менеджером! Это был «открытый брак»: Гала не хранила верность мужу, а в 1968-м году и вовсе устроилась в купленном Дали замке, куда он мог приехать только по письменному (!) согласию хозяйки. Но когда в 1982-м году самой известной музы Дали не стало, мир для него померк навсегда.
fancy-journal.com
какими были музы известных художников
Верите ли вы в существование муз? Этот образ наполнен романтикой и тайной, ведь ни одной великой истории любви, сюжет которой взяли за основу своих произведений художники, поэты и режиссеры, не обошлось без музы.
Есть мнение, что существует несколько видов любви – духовная и физическая. Рыжеволосые, белокурые, нежные и легкие, как перо, яркие и запоминающиеся всего лишь на мгновение – музы были для творцов возлюбленными, которые одним присутствием дарили вдохновение своей второй половине.
Несмотря на то, что творчество и любовь могут быть непобедимой силой вместе, судьбы муз и тех, кто их воспевал, нельзя назвать легкими. Многим парам пришлось встретить на своем пути тяжелые испытания и пережить жизненные драмы. Однако, свидетельством того, насколько сильны были их чувства и как дороги эти люди были друг другу, вы можете найти в произведениях искусства.
Элизабет Сиддал – «Офелия» художников-прерафаэлитов
Где ива над водой растет, купая
в воде листву сребристую
она свои венки
повесить думала на ветках ивы,
но ветвь сломилась.
В плачущий поток
с цветами бедная упала. Платье,
широко распустившись по воде,
ее держало, как русалку, –
Уильям Шекспир, «Гамлет».
Элизабет Сиддал родилась в простой многодетной семье. Ее отец был рабочим на фабрике, а мать – швеей. С раннего детства Элизабет помогала сестрам и матери шить дешевые платья. К 18 годам девушка устроилась модисткой в небольшом шляпном магазине в центральном районе Лондона.
Элизабет славилась своей необычной красотой. Стройная, как тростинка, девушка с огненно-рыжими волосами и бледной матовой кожей обращала на себя внимание окружающих.
В 1849 году ее заметил художник, Уолтер Деверелл, и убедил родителей Элизабет разрешить ей позировать для него. Это был первый образ Сиддал – перед Уолтером она предстала Виолой из «Двенадцатой ночи» Шекспира.
Так началась история знакомства Элизабет с Братством прерафаэлитов. Это было общество, посвященное живописи художников эпохи раннего Возрождения – Фра Анжелико, Перуджино, Джованни Беллини, которые стали воспевать классический женский образ еще задолго до Рафаэля и Микеланджело. Братство изначально состояло из семи молодых людей. Оно было тайным и несло в себе протест против условностей викторианской эпохи. Самым видным представителем общества были: Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Холман Хант и Томас Вулнер.
В одну из снежных лондонских зим Элизабет согласилась быть натурщицей Милле в образе Офелии, который представляет яркий пример поэтического мастерства Шекспира. Он стал для Элизабет самым тяжелым. Несмотря на то, что Офелия произносит всего 158 строк стихотворного и прозаического текста, в них можно найти всю суть душевных переживаний молодой девушки.
Милле заметил в красоте Элизабет отголосок чувств, которые перенес на полотно – это был образ волшебный нимфы, одетой в платье, расписанном жемчугом, цветами и погруженной в озеро.
Однако, позируя Милле в старинной, глубокой ванне, которая была наполнена холодной водой, Элизабет сильно подорвала свое здоровье. С тех пор она стала часто ощущать слабость и недомогание.
В 1982 году Сиддал знакомится с идеологом прерафаэлитов – Данте Габриелем Россетти. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда, и Элизабет становится музой, натурщицей, а вскоре и женой молодого и перспективного художника.
Данте Россети говорил о ней как о новой Беатриче. На его полотнах девушка появлялась в образе бессмертной возлюбленной итальянского поэта.
Их свадьба состоялась в Гастингсе в 1860 году, но счастье и теплый климат французского юга так и не смогли улучшить слабое здоровье Элизабет. После медового месяца, который пара провела во Франции, Сиддал заболела туберкулезом, и ее состояние значительно ухудшилось. Чтобы облегчить боли, Элизабет вынуждена была принимать опиумную настойку в слишком больших дозах – сотню капель на стакан бренди — и одной февральской ночью не проснулась.
Данте тяжело переживал смерть любимой. Элизабет не стала последней женщиной в жизни художника, его сердце приняло и других муз. Но художник все еще продолжал изображать жену на своих картинах. Одним из его величайших произведений стала картина «Beata Beatrix», на которой можно увидеть все ту же музу.
Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн: 25 образов на полотне
«Жизнь – это дар: от немногих – многим, от тех, у кого он есть и кто знает, что это – тем, кто его не имеет и не знает», – Амедео Модильяни.
Французская художница и модель Жанна Эбютерн вошла в историю живописи как возлюбленная знаменитого художника-экспрессиониста Амедео Модильяни.
Свой стиль живописи Модильяни выработал самостоятельно. Он начал писать в начале 20-го столетия, в переломный период, когда Европа переживала перевороты и потрясения. Весь мир потрясла Первая мировая война, потери и боль стали обычным явлением, а драма и трагедия тесно сплелись с искусством.
Модильяни переосмыслил живопись Сезанна, но не повторил ее. Он не стал футуристом, не примкнул к «кубистам», хотя поэт Аполлинер был его другом, и долгие часы они вместе проводили в кафе «Ротонда» рядом с Пабло Пикассо.
В этот переломный момент для своего творчества 33-летний Амедео встретил Жанну Эбютерн. Они познакомились в студии известного французского скульптора и подруги Модильяни – Ханы Орлофф. Тогда художник был уже знаменит своими полотнами в стиле экспрессионизма и произвел на 19-летнюю Жанну неизгладимое впечатление.
Период с 1918 года стал для художника переломным: его глубокие чувства к Жанне Эбютерн объединились с творчеством и стали началом для рождения многих прекрасных произведений.
Нежная, застенчивая и хрупкая Жанна переезжает жить к Модильяни, несмотря на то, что ее родители были категорически против. Вместе они поселились в крохотной мастерской вблизи Люксембургского сада. Денег на жизнь не хватало, комната была без мебели, с голыми стенами, выкрашенными охрой.
Вскоре у них родилась дочь, но так как Жанна не была женой Амедео, девочку зарегистрировали как ребенка Жанны Эбютерн от неизвестного отца. Модильяни написал заявление об оформлении брака, но они так и не стали законным мужем и женой.
История Жанны Эбютерн и Модильяни имеет несчастливый финал. Январским вечером друзья обнаружили художника лежащим в постели, в нетопленной ледяной мастерской. Рядом с ним сидела Жанна и писала его портрет.
22 января 1920 года Амедео положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. В бреду он повторял только два слова: «Care Italia, care Italia». Через два дня художника не стало. Жанна не перенесла разлуки с любимым и трагически закончила свою жизнь, выбросившись из окна шестого этажа.
Амедео изобразил Жанну не менее 25 раз. Она представала на его картинах с немного склоненной головой, черты ее лица были тонкими и удлиненными, фигура – гибкой, а цвет глаз – небесного оттенка. Каждый портрет Жанны получался совершенно новым произведением, которое выражало удивление своей возлюбленной, словно художник рисовал ее впервые.
Гала и Сальвадор Дали – гений и его муза
«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», – Сальвадор Дали.
Яркая и необычная любовь знаменитого испанского сюрреалиста и его музы наполнена самыми светлыми чувствами. История этой светской пары, которая блистала в середине 20 века, стала такой же легендарной, как и писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Зельды.
Гала родилась в Казани и имела русские корни, ее настоящее имя – Елена Дьяконова. Она была необычной, очень обаятельной и рациональной женщиной. До знакомства с Дали, Гала состояла в браке с французским поэтом Полем Элюаром и близко общалась с художником-авангардистом Максом Эрнстом.
С Дали они познакомились в 1929 году в городе Кадакес. Так начался их роман. Никогда раньше художник не переживал такого творческого подъема. Сальвадор писал картины легко и без утомления, а произведения этого периода завораживали и меняли представления о мире. Он подписывал их: «Гала – Сальвадор Дали».
Гала ушла от мужа, переехав к Дали, и он сделал ей предложение. Она взяла все бытовые заботы на себя, отгородив художника от обыденности так, чтобы он мог отдать себя творчеству без остатка.
Талантливая натурщица стала для Дали женой, музой и самым близким человеком, который оказывал поддержку его творчеству на протяжении всей жизни. Вместе они пережили Вторую мировую войну и вторжение фашистов во Францию, долгое время провели в США, где Дали почувствовал настоящий творческий подъем.
Дали называл Гала «сюрреалистической Мадонной». Не раз в тяжелые минуты творческого кризиса, который часто переживал Сальвадор, она была тем якорем, на который всегда можно было опереться. Взамен Дали посвятил ей свое искусство, обожествляя ее в картинах и скульптурах.
Гала занималась продажей и продвижением картин Дали, ведь в число ее друзей входило множество ценителей искусства. Одной из их первых побед было получение чека в сумму 29 000 франков за картину, которую художник еще не написал.
Под конец совместной жизни, Гала и Дали переехали жить в замок XI века, который до сих пор стоит на склонах зеленых холмов в Каталонии. Несмотря на то, что Гала стала немного отдаляться от Дали, закат их отношений не был омрачен печальными событиями – они продолжали наслаждаться спокойными днями в замке Пуболь.
В 1982 году, Гала умерла в клинике от сердечной недостаточности. Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Он не прекращал творить, ведь едва заметный огонек, который напоминал о покинувшей его музе, все же освещал его жизнь.
Энди Уорхол и Эди Седжвик – король и королева Манхэттена
«Люди должны влюбляться с закрытыми глазами. Закрой, закрой глаза. Не смотри», – Энди Уорхолл.
60-е годы 20 века начались с рок-волны, которая накрыла мир удивительной музыкой, самыми яркими образами в искусстве и необычными молодежными движениями.
Именно в это время в Нью-Йорке появляется творческий дуэт американской актрисы Эди Седжвик и арт-хаусного художника Энди Уорхола.
Он был скульптором, дизайнером, режиссером и продюсером первой альтернативной рок-группы – «The Velvet Underground», создавал картины кричащих цветов с банками от кока-колы, консервов и томатного супа.
Некоторые им восхищались, считая, что художник хорошо умеет подмечать недостатки западной культуры, другие – осуждали за слишком критические взгляды на общество. Но безразличным к его творчеству не остался никто.
Европейский провинциал Энди Уорхол приехал в Нью-Йорк из Питтсбурга, поставив себе цель стать частью богемной тусовки. В 1963 году он покупает здание в Манхэттене, которое вскоре стало известно всем как «Фабрика» или центр нового искусства. Сюда начала стекаться вся творческая молодежь и богема города.
Именно на «Фабрике» Уорхол знакомится с моделью, киноактрисой Эди Седжвик и признанной it-girl шестидесятых. Хрупкая девушка с короткими белыми волосами, в длинных серьгах и черном платье пленила Энди Уорхола с их первой встречи. Эди Седжвик показалась ему воплощением того образа, в который он вкладывал понятие современного искусства.
С тех пор Эди проводила на «Фабрике» практически все свое время. Энди снял Эди в своих лучших фильмах – «Винил», «Кухня», «Девушки из Челси», «Сага о Богатой Бедняжке».
Вместе, с одинаково подстриженными белыми волосами, они появлялись в обществе больше года – король и королева Манхэттена в серебристой одежде.
Причина разрыва отношений Энди Уорхола и Эди Седжвик – неясна. Есть мнение, что Энди не устраивало злоупотребление Эди наркотиками, другие источники утверждают, что конец дружбе между ними положило увлечение актрисы Бобом Диланом.
Однажды Энди Уорхол и Эди Седжвик появились вместе в ресторане, поссорились там и расстались навсегда. Спустя год Эди умирает от передозировки барбитуратами, оставляя Энди наедине со своими мыслями о лучших днях, которые они провели вместе.
Творческий путь этой пары нельзя назвать счастливым, но вдвоем они сумели создать одно из самых известных направлений в искусстве, известных под названием поп-арт и авангард.
miridei.com
Муза
Картина «Муза» Михаила Врубеля была написана в 1896 году. При ее написании художник использовал холст и масло. В настоящее время данная картина находится в Москве в Третьяковской Галерее.
Вообще, с 1896 года во всех изображенных Врубелем женских фигурах господствует одна фигура, которая царила с тех пор в сердце художника – это его жена Надежда Ивановна Забела. Художник создает сюиту ее портретов. Облик супруги также присутствует и в некоторых сказочных женских персонажах картин Врубеля. В ней художник видел и Морскую Царевну, и Музу, и Маргариту, и Снегурочку, и Весну. Во всех картинах, в том числе и в «Музе» мы встречаем этот удлиненный овал, легкую улыбку, большие ласково-томные глаза, тонкую фигуру и длинные руки. Надежда Забела поистине стала музой Михаила Врубеля: а портрет-фантазия, который был написан в год их женитьбы, так и назван «Муза».
Михаил Врубель познакомился с Надеждой Забелой в Петербурге, на сцене Панаевского театра. Как вспоминала много лет назад Забела, познакомились они на одной из репетиций во время перерыва, когда она стояла за кулисой. Их встреча произошла так: к Надежде Ивановне подбежал какой-то господин и, целуя ее руку, воскликнул: «Прелестный голос!». Т.С. Любатович представила этого господина, сказала, что это художник Михаил Александрович, а в сторону сказала Забеле, что это очень экспансивный человек, но вполне порядочный. Да, действительно, Врубель всегда был чувствителен к звуку голоса. Тогда он плохо мог разглядеть Надежду Ивановну, поскольку на сцене было достаточно темно, но звук голоса ему очень понравился.
Чуть ли не в первый день Михаил Врубель сделал предложение обладательнице такого прекрасного голоса. Впоследствии художник говорил ее сестре, что он бы не смог пережить отказа и покончил бы с собой. Но Надежда Забела решалась на это недолго, уже через 2 месяца они стали женихом и невестой, но свадьбу отложили до лета, потому что Врубелю нужно было срочно закончить свои панно, а Надежда уезжала в Швейцарию. Как только художник дописал свои панно, он бросился к своей невесте, не успев даже узнать о судьбе своих творений. Свадьба состоялась в Женеве.
Вообще, в браке Михаил Врубель был очень счастлив, он просто боготворил свою жену: ездил на ее репетиции и спектакли, придумывал, а также своими руками мастерил ей наряды. Надежда Изабела поистине была его музой не только в жизни, но и в творчестве.
Обсудить на форумеart-on-web.ru
Описание картины Козимо Тура «Муза»
«Муза» – это ни на что не похожая работа итальянского художника эпохи Ренессанса Козимо Туро. Считается, что картина посвящена древнегреческой музе поэзии, науки и философии – Каллиопе, которая была дочерью Зевса и Мнемосины.
На картине мы видим изображение великолепной женщины, сидящей на троне. Она облачена в дорогую одежду из бархата, парчи и шелка. Ее синее бархатное платье буквально сливается с небом, а зеленая подкладка накидки кажется продолжением трона. Узор на рукавах платья детально прописан – цветочный золотой мотив на ярко-красной парче. Особенно стоит отметить прорисовку плаща. Внешняя рубиновая сторона накидки постоянно переплетается с зеленой подкладкой и плавно спускается по ногам девушки. Драпировка ткани больше напоминает выступы на скале – грубые, резкие, но вместе с тем художнику удается передать мягкость и податливость материала. Голову музы венчает скромная диадема из чистого золота.
Трон, на котором сидит Каллиопа – это настоящее произведение искусства. Выполнен из чистого золота, с инкрустацией драгоценными камнями – рубины, сапфиры, жемчуг. Украшают трон головы морских чудовищ, которых при беглом рассмотрении можно принять за обычных рыб, но у них длинные хвосты, острые зубы, шипы. Они охраняют музу. Сверху трон украшает большая ракушечная раковина и бусы из белых, красных ягод.
Символом Каллиопы всегда был стилус – палочка для письма. Художник не забывает об этой обязательной атрибутике музы и прорисовывает длинную, тоненькую ветвь с красными ягодами в правую руку Каллиопы. Левая рука девушки немного воинственно и грозно поставлена на правое колено. Кажется, что муза чем-то недовольна. Выражение лица Каллиопы также тяжело понять. Нельзя точно сказать, задумчива ли она, или рассержена.
Художник был настоящим гением в области колористики. Картина очень яркая, бушуют краски, но здесь использовано всего несколько цветов: синий, красный, зеленый и золотой.
opisanie-kartin.com
Описание картины Михаила Врубеля «Муза»
Весь жизненный путь художника сопровождала, по сути, одна женщина – Нина Забела, его жена. Это утверждение можно смело применить и к творчеству Врубеля. Каких бы женских героинь ни запечатлевал на своих полотнах художник – Морскую Царевну, Весну или Маргариту – в них можно было заметить черты Нины.
Улыбка, которая слегка освещала уста, большие глаза, несколько удлиненный овал лица, тонкая фигура и длинные худые руки – все это становится неотъемлемой чертой женских героинь Врубеля. В то же время художник не раз создавал портреты своей жены.
Картина «Муза» (1896), хранящаяся ныне в Третьяковской галерее, относится к одному из них. Однако не стоит забывать, что перед нами особая вариация портретного жанра – портрет-фантазия, портрет-вымысел, в котором нет места тривиальному реализму и грубому натурализму.
Особенно это проявляется в необычайно глубоких глазах женщины, которые, кажется, готовы в любую минуту засверкать изумрудным инфернальным огнем. То же самое касается распущенных волос Нины, которые в определенный момент теряют свою материальность, становятся чем-то наподобие бестелесного ветра, пламени.
В самом облике героине, в окружающих ее цветах проскальзывает что-то сказочное: сказывается художественный опыт Врубеля. Так и вспоминаются сразу «Золотой петушок» или «Сказка о мертвой царевне» Пушкина. В то же время в картине ощущается некий налет декоративности, черты, присущей большинству художников-символистов и особенно Врубелю.
Отметим, что подобная характеристика применима и к другой «Музе» художника – картине, написанной несколькими годами раньше. И на этом полотне изображение Нины, сидящей на лавочке, не лишено некой условной декоративности, театральности, за которую мы так любим и ценим творчество Врубеля.
Описание картины Михаила Врубеля «Муза» | источник
sochinenie-o.ru
Блог Юрия Ретромана.Греческие музы. Описание и атрибуты - Блог Юрия Ретромана.Греческие музы. Описание и атрибуты
Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: «посетила муза», «муза поэзии» и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы — это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.
Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово «музей». Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.
Муза Каллиопа — муза эпической поэзии
Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.
Каллиопа — мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках — стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.
Муза Клио — покровительница истории
Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль — доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени — “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.
Муза Мельпомена — муза трагедии
В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен — описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.
Мельпомена является матерью сирен — морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.
Муза Талия — муза комедии
Талия или в другом варианте Фалия — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.
От Талии и Аполлона родились корибанты — мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.
Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).
Муза Полигимния — муза торжественных гимнов
Полигимния — в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.
Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.
Муза Терпсихора — муза танца
Терпсихора — муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Муза Урания — муза астрономии
Урания — муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.
Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.
Муза Эвтерпа — муза лирической поэзии
Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.
Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Муза Эрато — муза любовной поэзии
Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору — имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .
Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы — кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.
Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.
По материалам Википедии
20 февраля 2012 от Retromanretroman.ru