Анри Руссо «Муза, вдохновляющая Поэта». Описание картины. Картина муза
Описание картины Михаила Врубеля «Муза»
Весь жизненный путь художника сопровождала, по сути, одна женщина – Нина Забела, его жена. Это утверждение можно смело применить и к творчеству Врубеля. Каких бы женских героинь ни запечатлевал на своих полотнах художник – Морскую Царевну, Весну или Маргариту – в них можно было заметить черты Нины.
Улыбка, которая слегка освещала уста, большие глаза, несколько удлиненный овал лица, тонкая фигура и длинные худые руки – все это становится неотъемлемой чертой женских героинь Врубеля. В то же время художник не раз создавал портреты своей жены.
Картина «Муза» (1896), хранящаяся ныне в Третьяковской галерее, относится к одному из них. Однако не стоит забывать, что перед нами особая вариация портретного жанра – портрет-фантазия, портрет-вымысел, в котором нет места тривиальному реализму и грубому натурализму.
Особенно это проявляется в необычайно глубоких глазах женщины, которые, кажется, готовы в любую минуту засверкать изумрудным инфернальным огнем. То же самое касается распущенных волос Нины, которые в определенный момент теряют свою материальность, становятся чем-то наподобие бестелесного ветра, пламени.
В самом облике героине, в окружающих ее цветах проскальзывает что-то сказочное: сказывается художественный опыт Врубеля. Так и вспоминаются сразу «Золотой петушок» или «Сказка о мертвой царевне» Пушкина. В то же время в картине ощущается некий налет декоративности, черты, присущей большинству художников-символистов и особенно Врубелю.
Отметим, что подобная характеристика применима и к другой «Музе» художника – картине, написанной несколькими годами раньше. И на этом полотне изображение Нины, сидящей на лавочке, не лишено некой условной декоративности, театральности, за которую мы так любим и ценим творчество Врубеля.
opisanie-kartin.com
Симонетта Веспуччи (Симонетта Деи Каттанеи)Возлюбленная Сандро БоттичеллиЖена Марко Веспуччи, родной брат которого, Америго, дал имя Америке, открытой Христофором Колумбом. Великий художник Сандро Боттичелли обессмертил красоту Симонетты на своих полотнах. Она изображена в центре почти каждого из них, будь то "Рождение Венеры", "Весна" или "Поклонение волхвов". За каждым женским обликом чувствуется единственный - облик Симонетты, в которую он был безнадежно и безответно влюблен. Сама Симонетта никогда не увидела его картин - она умерла 26 апреля 1476 года. Ей было не больше 23 лет. Сандро Боттичелли похоронят у ног Симонетты через 34 года после её кончины. |
|
Елена ФоурменВторая жена РубенсаВ 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла Брант. В 1630 г. он вступил во второй брак с Еленой Фоурмен, которая с той поры стала является почти в каждой картине своего мужа. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры ("Суд Париса", ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину "Сад любви" (ок. 1635 - все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой ("Шубка", ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена) |
|
Саския ван ЭйленбургЖена РембрандтаВо многих своих произведениях Рембрандт запечатлел облик Саскии. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом, изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок Рисунок подписан художником: "Это моя жена в возрасте 21 года, три дня спустя после нашей помолвки, 8 июня 1633". Также в 1633 году были написаны её портреты: "Смеющаяся Саския" (ныне в Дрезденской галерее) и "Портрет Саскии в красной шляпе" (Кассель). В 1635 году Рембрандт запечатлел её в картине "Блудный сын в таверне". Трижды Рембрандт изобразил Саскию в образе Флоры: в 1634 году ("Флора" (Эрмитаж)), в 1641 году (Дрезден) и в 1660 году (Нью-Йорк). |
|
Герцогиня АльбаВозлюбленная, муза и покровительница Франческо ГойиО герцогине Марии Тересии Каэтане дель пилор де Альба еще при жизни ходили легенды. Художники писали с нее картины, поэты посвящали ей стихи, тореадоры закалывали в ее честь быков. Ее называли Венерой, звездой Мадрида - и даже испанская королева Мария-Луиза ненавидела ее за то, что ее слава меркнет рядом с именем этой горделивой красавицы. Однажды герцогиня посетовала подругам-аристократкам, что не может найти хорошего живописца для своего парадного портрета. И ее пригласили в мастерскую не очень известного, но чрезвычайно талантливого живописца Франческо Гойи… Их страстный роман продолжался семь лет, все это время герцогиня Альба была музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров. |
|
Натурщица Огюста Ренуара, Пюви де Шаванна, Анри Тулуз-Лотрека
|
|
Жанна ЭбютернВозлюбленная Амедео МодильяниЖанна работала моделью у художника Цугухару Фудзиту. Однако желая сделать карьеру в области искусства и обладая незаурядным талантом, она поступила на учёбу в академию Коларосси. Весной 1917 года Жанна Эбютерн познакомилась с Амедео Модильяни. За четыре года, которые они провели вместе, Модильяни успел написать около 25 портретов этой молчаливой девушки с грустными глазами. Она стала идеальной моделью для художника, который всегда изображал на своих картинах задумчивых меланхоличных женщин. Эбютерн разделила с Модильяни его самые тяжелые годы нищеты и болезни. На следующий день после смерти художника Жанна, носившая его ребенка, выбросилась из окна, не в силах пережить разлуку. |
|
Гала Дали (Елена Дьяконова)Жена и модель Сальвадора Дали"Елена Троянская, Святая Елена, Галатея Безмятежная" - малая часть имен, которые Дали дал своей возлюбленной. После первой встречи, когда художнику было 25 лет, они не расставались 53 года. Все это время Гала была главной моделью Дали. После смерти первого мужа, поэта Поля Элюара, они с художником обвенчались. Они были совершенно разными, но вместе образовали идеальную пару, дополняли друг друга. Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и смогла заставить их приносить доход. "Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры", - сказала однажды Гала. |
|
Самойлова ЮлияМуза и возлюбленная Карла БрюлловаЛетом 1827 года они вместе путешествовали по Италии. Благодаря их знакомству, появились такие известные картины художника, как "Портрет графини Ю.П. Самойловой с Джованниной и арапкой", "Всадница", "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с Амацилией Паччини". Лицо Юлии Самойловой узнаётся сразу в нескольких женских образах картины "Последний День Помпеи": испуганная девушка, молодая мать, укрывающая младенца, тянущего ручки к упавшей птичке, женщина, обнимающая своих дочерей, погибшая женщина в центре изображения. Все женские лица у Брюллова похожи на Юлию. |
|
Лидия ДелекторскаяПомощница Анри Матисса"В продолжение 20 лет я была светом его очей, а он для меня - единственным смыслом жизни", - так Лидия Делекторская описала отношения с Матиссом. Когда они познакомились, ей было 22 года, а художнику исполнилось 63. Как-то незаметно мадам Лидия стала для художника незаменимой: сиделка, пунктуальный и аккуратный секретарь, она даже, когда это стало необходимо (у Матисса начало все больше болеть правое плечо), соскребала по его просьбе краску с холстов, чтобы мастер мог всецело расходовать свои силы исключительно на творчество. За двадцать два года они расставались всего на несколько дней, когда Делекторская, по его же делам, уезжала в Париж. Еще при жизни Матисс дважды в год дарил ей рисунки, чтобы она могла обеспечить себе хорошее будущее. После смерти художника Лидия продолжала служение его памяти - собирала работы и позже передала все унаследованные ей работы Матисса ГМИИ им.А.С.Пушкина и Эрмитажу. |
|
Ольга ХохловаБалерина, жена Пабло ПикассоХудожник познакомился с Ольгой, когда ей было 26 лет - она выступала в труппе Сергея Дягилева, а Пикассо работал там декоратором. Тогда он посчитал, что это любовь на всю жизнь, и даже женился, а при составлении брачного договора настоял на том, что половина его картин теперь принадлежит Ольге. Однако впоследствии, когда страсть угасла и появились новые возлюбленные, художник не хотел разводиться - ведь тогда жена получила бы его работы. В счастливый период совместной жизни он написал множество портретов Ольги и их сына Поля. Позже, когда размеренная жизнь надоела Пикассо, Ольга была вынуждена покинуть его и провела остаток жизни в одиночестве. На ее похороны Пикассо не приехал, сказав, что работает над новой картиной. |
|
Камилла ДонсьеПервая жена Клода МонеНа Салоне Национального общества изящных искусств 1866 года работа Моне "Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье" имела большой успех. Многие критики считают, что именно после этого портрета художник стал известным. Камилла Донсье, дочь мелкого лионского буржуа, была столь же умна и покладиста, сколь и красива. Она боготворила Моне, ловила каждое его слово и каждый взгляд, и никогда не доставляла ему хлопот. "Не женщина, а ангел", - говорил про нее Моне. Камилла была не только жизненной опорой для Моне. Отличаясь тонкой и самобытной красотой, она была идеальной моделью для картин своего мужа и долгие годы оставалась единственной натурщицей художника. Камилла любила позировать мужу, и большая часть женских образов Моне списана именно с нее. Когда Камилла умерла, Клод был вне себя от горя. Вглядываясь в любимое лицо, он заметил, как меняются его краски, как превращаются из голубых в серые и даже желтые тона. Инстинктивно, не осознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, ругал плакал, но все равно писал. Так появилось одно из самых волнующих его произведений. |
|
Белла РозенфельдПервая любовь Марка Шагала"Когда я с Беллой, я не хожу, а летаю", - часто говорил Шагал. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая поздний (после смерти Беллы) на нас смотрят ее выпуклые черные глаза. Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Мифопоэтический образ родного Витебска также был немыслим для Шагала без Беллы. Их общая навеки утерянная родина была их общей заветной тайной, миром их грез. Когда Белла в 1944 году умерла, Шагал целый год не мог вернуться к работе. |
|
Гортензия ФикеЖена Поля Сезанна"Моя жена любит только Швейцарию и лимонад", - говорил Сезанн друзьям. На многочисленных портретах Гортензии Фике мы видим грустную уставшую женщину, некрасивую и замкнутую. Скорее всего, позировать мужу она была вынуждена - ведь они с художником прожили 20 лет в бедности, и средств на оплату натурщиц не было. Отец Сезанна, банкир, не давал разрешения на брак и даже лишил сына половины содержания. Кроме того, художник был очень строг со своими моделями, с ним было непросто работать. В общем, причин позировать с радостью у Гортензии не было. Тем не менее в этом году в Метрополитен-музее с успехом прошла выставка "Мадам Сезанн", где было представлено 29 портретов Гортензии - и они составляют важную часть творческого наследия художника. |
|
Берта МоризоХудожница и жена Эжена МанеЭдуард Мане и Моризо познакомились в 1868 году в Лувре. Тогда художник искал модель для новой картины, и Берта идеально подходила на эту роль. В последующие шесть лет, пока Берта не стала женой младшего брата Эдуарда, Эжена, он написал много ее портретов. Когда Моризо вышла замуж, художник отправил ей на прощание картину "Букет фиалок", а с портретами было покончено. Берта Моризо была не просто моделью братьев Мане, но стала известна как первая женщина-импрессионист. |
|
Джейн БёрденЖена Уильяма Морриса, возлюбленная Данте Габриэля Россетти, знаменитая натурщица прерафаэлитовНесмотря на то что Джейн Бёрден не вписывалась в каноны красоты того времени, для прерафаэлитов она была воплощением женского идеала: высокая, худая, с большими глазами и копной вьющихся черных волос. Она родилась в бедной семье, и неизвестно, какое ждало девушку будущее, если бы в 1857 году в театре ее не увидели Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Художники уговорили красавицу позировать. До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как "царственную" особу. Существует мнение, что Джейн Бёрден стала прототипом Элизы Дулиттл, главной героини пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион". |
|
Викторина МёранФранцузская художница и музыкант, любимая модель Эдуара Мане.Викторина позировала Эдуарду Мане для многочисленных полотен: "Уличная певица", "Завтрак на траве", "Олимпия", "Железная дорога", "Партия в крокет", "Дама с попугаем", "Мадмуазель Меран в костюме матадора" и др. Викторина Мёран была также моделью Эдгара Дега. |
|
Камилла КлодельКамилла Клодель - талантливый скульптор, муза, модель, друго, любовница и ученица Огюста Родена.Камилла стала прообразом многих работ Родена. В середине 80-х годов XIX века, были созданы лучшие произведения Родена, главной темой которых являлась чувственная любовь, самые известные из них "Вечный идол" "Данаида" и "Поцелуй". Роден доверял ей завершать свои работы. На это время приходится взлет популярности Родена. После разрыва отношений Камилла в 1893 году делает одну из самых прекрасных скульптур - "Бронзовый вальс", а в 1900 году скульптурную композицию «Зрелый возраст», изображающую мужчину и уводящую его старую женщину от молодой девушки, молящей его не уходить. Камилла так и не смогла пережить разрыв с художником, с 1905 года у нее начинают проявляться психические отклонения и последние 30 лет жизни она провела в приюте для душевнобольных. Незадолго перед своей смертью Роден пожертвовал 500 франков на содержание Камиллы в сумасшедшем доме... В 2013 году на аукционе Sotheby’s скульптура Камиллы "Вальс" была продана за $8млн. |
www.art-spb.ru
Анри Руссо «Муза, вдохновляющая Поэта». Описание картины
Анри Руссо «Муза, вдохновляющая Поэта». Описание картины
Картина «Муза, вдохновляющая поэта» входит в список известных работ Руссо. Художник написал ее в период, когда его творчество достигло почти предельного рассвета. Несмотря на это, его материальное положение нисколько не улучшалось, и он часто вынужден был занимать деньги у знакомых.В жанре «портрет-пейзаж», являвшимся изобретением Руссо, художник изобразил друга, поэта-символиста Гийома Аполлингера в компании с художницей Мари Лорансен – своей музой, осеняющей на картине спутника красноречивым жестом, хотя высказывались мнения, что пальцы художницы, т. е. Музы, указывали место, откуда должно прийти вдохновение.
Историю создания полотна можно узнать по письмам Руссо и Аполлингера, для которого позирование превратилось в малоприятное занятие. Так, в одном из писем поэт заметил, что перед Руссо, трудившимся над портретом, стояла непростая дилемма: с одной стороны ему нужны были деньги, с другой – он боялся потерять дружбу с поэтом, прося у него аванс. Сам художник, обращаясь к поэту, просил у него небольшого задатка, сетуя, что на ужин у него осталось всего 15 су.Существуют две версии картины, различие между которыми несущественное.
В Россию картина попала благодаря Сергею Щукину, который приобрел ее в галерее Воллара по совету Пикассо. Амбруаз Воллар был единственным торговцем картинами, постоянно покупавшим работы Руссо; за эту картину, выставленную на мартовском Салоне независимых 1890 года, он отдал 300 франков.
1909 г. Масло, холст. 97 x 146 см. Базельский художественный музей, Швейцария
gorodkrasota2016-01-18T22:18:09+00:00Поделиться ссылкой, выберите способ!
www.hudojnik-impressionist.ru
Как устроены шедевры XIX–XX веков. Анри Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта»: vakin
Анри Руссо. Муза, вдохновляющая поэта (Поэт и муза)Холст, масло. 130,6 х 97,2 см.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Россия1909 – приобретена А. Волларом у художника, Париж, за 300 франков. 1910 (?) – приобретена С.И. Щукиным в галерее А. Воллара, Париж. До 1918 – собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи. С 1923 – ГМНЗИ. С 1948 – ГМИИ.
1. Пейзаж.
По свидетельствам очевидцев, Анри Руссо хотел изобразить своего друга и поклонника Гийома Аполлинера (то есть поэта) и его подругу Мари Лорансен (то есть музу) в конкретном уголке Люксембургского сада. Более того, он настаивал на том, чтобы писать исключительно с натуры: именно так, по его мнению, пристало поступать настоящему художнику. Если современники и младшие коллеги видели Руссо новатором и авангардистом, то сам он всегда считал себя — или по крайней мере стремился быть — академическим живописцем. Тем не менее грань между реальным и воображаемым миром на картинах Руссо, как обычно, стирается до неразличимости: диковинные деревья и плоды из Люксембургского сада близки сказочным, экзотическим пейзажам других его картин («Голодный лев бросается на антилопу», «Заклинательница змей», «Сон», «Ева и змей»). Исследователи также протягивают от пейзажных фонов Руссо ниточку к средневековым шпалерам, которые художник видел в музее города Анже.
Анри Руссо. Голодный лев бросается на антилопу. 1905 годFondation Beyeler / Wikimedia Commons
Анри Руссо. Заклинательница змей. 1907 годMusée d'Orsay / Wikimedia Commons
Анри Руссо. Сон. 1910 годMuseum of Modern Art / Wikimedia Commons
Анри Руссо. Ева и змей. 1905 годKunsthalle Hamburg / Wikimedia Commons
2. Листва
Одна из особенностей наивной живописи — четко обведенные контуры предметов и практически полное отсутствие светотени и цветовых градаций. В «Музе, вдохновляющей поэта» эта контурность распространяется не только на прорисовку центральных персонажей, но и на пейзажный фон: так, если художники-профессионалы — как академисты, так и, скажем, постимпрессионисты — писали листву как некую однородную среду, то у примитивиста Руссо зелень оказывается разъята на атомы: каждый лист обособлен от своего соседа и ограничен своим собственным контуром.
3. Цветы на переднем плане
Руссо говорил, что изобрел новый жанр — портрет-пейзаж. Обоснование предлагалось такое: пейзаж на его портретах — это не просто некий обобщенный фон, ему уделено не меньшее внимание как в процессуальном отношении (художник в самом деле начинал с того, что очерчивал контуры фигур, а затем тщательно и кропотливо работал над пейзажем, возвращаясь к портретной части лишь в последнюю очередь), так и в символическом. С помощью элементов пейзажа Руссо намеревался раскрыть образы портретируемых: в частности, левкои на переднем плане «Музы, вдохновляющей поэта» призваны символизировать горение поэтической души. С ними, правда, случился казус: на самом деле левкои были символом смерти, и, когда об этом рассказали живописцу, ему пришлось делать вторую версию картины — с более подобающими тематике портрета гвоздиками (а для этого долго ждать, пока эти самые гвоздики зацветут, чтобы написать их с натуры).
4. Лица и фигуры
Гийом Аполлинер. 1910 годBridgeman Images / Fotodom
Руссо имел довольно специфическое представление о реализме, сторонником которого себя называл; по воспоминаниям Аполлинера, «прежде всего он измерил мой нос, рот, мои уши, мой лоб, мои руки, все мое тело и очень точно перенес все эти измерения на свое полотно, уменьшая его в соответствии с размером рамы. <…> Я не двигался, с восхищением наблюдая, как трепетно он относился к работе своего воображения, ничему и никому не позволяя вмешиваться в процесс творчества, чтобы не нарушить гармонию рисунка». Той же самой процедуре позже подверглась и Мари Лорансен, что, впрочем, не отразилось на натуроподобии ее живописного образа: современники описывали Мари как изящную женщину с осиной талией, а у Руссо вышло, скажем так, немного иначе. Реакция героев на портрет была разной: Мари Лорансен расхохоталась, когда увидела картину, а Аполлинер сначала был сильно обижен. На вопрос поэта, за что же он так с его подругой, художник ответствовал: «Большому поэту — большая муза!» Изображение самого Аполлинера также не отличалось особенным портретным сходством, однако Руссо, очевидно, удалось ухватить нечто большее, чем внешность: как рассказывал сам поэт, современники неизменно узнавали его в герое картины «Муза, вдохновляющая поэта», несмотря на завуалированное название полотна.
5. Перо и свиток
В сущности, «Музу, вдохновляющую поэта» можно назвать парадным портретом — в той степени, в какой понимал этот жанр примитивист Руссо. На это указывают атрибуты портретируемых. Как и цветы, а также другие элементы пейзажа, они призваны рассказывать зрителю о персонажах. В руках у Аполлинера — гусиное перо и свиток, прозрачный намек на его род занятий, тогда как Мари Лорансен облачена в пеплос — одеяние, подобающее древнегреческой музе.
Источники - arzamas.academy и www.newestmuseum.ru
vakin.livejournal.com
Анри Руссо Муза, вдохновляющая поэта: Описание произведения
«Муза, вдохновляющая поэта», – не кто иная как возлюбленная Аполлинера Мари Лорансен, художница и гарвер. Соответственно, поэт – это сам Гийом Аполлинер. Портрет написан после знаменитого приёма у Пикассо, устроенного в честь Таможенника – прозвище Руссо, 15 лет проработавшего на парижской таможне (подробнее о приеме читайте в биографии Руссо).Руссо был большим любителем такого жанра как портрет-пейзаж. Относительно этой картины сохранилась фотография, раскрывающая способ работы художника. На фото запечатлен Руссо у картины, на которой практически полностью прописан фон и оставлено чистое пространство для фигур, которые он вписывал в последнюю очередь.
Базельский портрет – это уже второй вариант. Дело в том, что Мари Лорансен просила изобразить у их ног турецкие гвоздики, символ поэтов. Руссо неоднократно посещал Ботанический сад, делал наброски, а в конце концов всё перепутал и «воткнул» в землю у ног поэта и музы левкои – символ смерти и забвения. Говорят, Мари устроила грандиозный скандал. Кстати, не стоит также забывать, что Мари Лорансен была барышней чрезвычайно стройной, с осиной талией, о чем по портрету догадаться, прямо скажем, непросто. На вопрос, почему он изобразил мадмуазель Лорансен в таком виде, Руссо невозмутимо ответил: «Так ведь большому поэту нужна большая муза!».
Впрочем, другие источники утверждают, что чувство юмора у Мари возобладало над женским возмущением, и она дико хохотала, глядя на свое изображение. Но забирать его домой Аполлинер все же не рискнул. Картина оставалась у Руссо и попала на глаза русскому меценату и коллекционеру Сергею Щукину, который купил ее для своего собрания. Так «Поэт и Муза» на фоне левкоев» попали в Россию. И вот незадача – то ли Аполлинер по-новому взглянул на картину, то ли Мари перестала сердиться, но вскоре поэт пришел к Руссо с намерением забрать портрет. Что делать, пришлось писать новый!
Нельзя не заметить, что во втором варианте исправлены не только цветы. Мари выглядит не такой крупной, и платье безусловно подчеркивает наличие талии – не осиной, конечно, но по сравнению с первым вариантом она, по крайней мере, имеется. Кстати, Фернанда Оливье, подруга Пабло Пикассо, Мари недолюбливала и язвительно констатировала, что с возрастом та становится всё больше похожа на свой портрет работы Руссо.
Да и сам Аполлинер в базельском варианте кажется более «прилизанным», аккуратным. Если в первом варианте, с левкоями, образы Аполлинера и его Музы максимально индивидуализированы, в некоторой степени гротескны, укрупнены – словно мы смотрим на них, поднеся к холсту лупу, то второй вариант – попытка написать салонную картину. Украшения Мари в первом варианте – однозначно из живых цветов. Вся композиция несет некий отпечаток античности. На втором же портрете фигуры и лица изображенных схематичны, шею Мари обвивает просто некое украшение, пейзаж тоже усреднен, схематизирован, кроны деревьев четко образуют арку, под которой представлены объекты. Руссо вообще очень почитал академическую живопись и искренне верил, что он «тоже такой». Авангардизм он считал, по большому счету, баловством, недоумевал, «зачем Робер (Делоне – ред.) сломал Эйфелеву башню» и стремился писать салонную живопись, что не особо удавалось. Зато удавалось значительно большее. В этом смысле сопоставление двух вариантов «Поэта и Музы» очень интересно, поскольку наглядно демонстрирует, как в версии с гвоздиками стало чуть меньше Таможенника, чуть больше салона.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Музы Древней Греции - 9 дочерей Зевса
Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?
Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/
9 муз Древней Греции
Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.
Муза Каллиопи
Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.
Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.
Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.
Муза Эвтерпа
Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.
Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.
От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.
Муза Мельпомена
Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.
Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.
Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.
Муза Талия
Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.
Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.
Муза Эрато
Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.
Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.
В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.
Муза Полигимния
А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.
Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.
С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.
Муза Терпсихора
Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.
Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.
Муза Клио
В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.
Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.
Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.
Муза Урания
Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.
Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.
Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.
Почитание муз в культуре
Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».
Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.
07.04.2015Елена Метелеваelramd.com
ДЕВЯТЬ МУЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ЧЕМ ВДОХНОВЛЯЛИ ТВОРЦОВ И КАКИМИ ДАРАМИ ОБЛАДАЛИ?
January 6th, 2017, 09:09 pm
ДЕВЯТЬ МУЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ЧЕМ ВДОХНОВЛЯЛИ ТВОРЦОВ И КАКИМИ ДАРАМИ ОБЛАДАЛИ?
Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной. Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.Кто такие музы?Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:Каллиопа – муза эпической поэзии;Клио – муза истории;Мельпомена – муза трагедии;Талия – муза комедии;Полигимния – муза священных гимнов;Терпсихора – муза танца;Эвтерпа – муза поэзии и лирики;Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;Урания – муза науки.Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)МусейоныВ честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова "музей".Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу. Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку. Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.Клио, «дарующая славу» муза историиЕё постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков. Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Согласно мифологии, Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио. Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису. Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону. Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.Мельпомена, муза трагедийДве её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню, Зевс или Посейдон (тут мнения расходятся), превратил их в сирен. Тех самых, что едва не погубили аргонавтов. Мельпомена же поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.Талия, муза комедииСестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор. Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.Полигимния, муза священных гимнов и веры, нашедшей своё выражение в музыкеПокровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей. Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу. Постоянный атрибут Полигимнии – лира.Эвтерпа — муза поэзии и лирикиВыделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов. Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердцаСовершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций. Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.Эрато, муза любовной и свадебной поэзииЕё песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений. Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любвиКаллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзииСтаршая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки. Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем». Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».Урания - девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей ЗевсаДержит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами. Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса. Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему? Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом. Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня.http://www.liveinternet.ru/users/5840010/profileedwardjournal.livejournal.com