Маковский Константин Егорович. Маковского картины
Константин Егорович Маковский (1839-1915)Константин Егорович Маковский был художником исключительного таланта и многогранного мастерства. Когда на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он показал свое огромное полотно «Минин», вызвавшее разноречивые толки, А. М. Горький счел нужным заявить в печати: «...Живая вещь, крупный исторический жанр, интересный и очень красивый». И. Е. Репин считал Константина Маковского «истошным художникам» и писал: «По-своему он был мне симпатичен, как цельная натура, как мастер своего дела, достаточно оцененный своей страной». И даже А. Н. Бенуа, обычно подходивший к живописи с иных позиций, чем Репин, говорил: «Попробуйте «открыть» Маковского, и я уверяю вас, вам это удастся, вы вдруг неожиданно для себя увидите, что перед вами исключительно мастерские произведения живописи, и мало того, — произведения, не лишенные поэзии», А далее Бенуа признавался, что балет «Петрушка», созданный Стравинским и им, «как бы вышел из картины Маковского «Балаганы».
Константин Маковский вырос в семье, жившей интересами искусства: его отец, братья и сестра были также художниками. Он занимался сначала в Московском Училище живописи и ваяния под руководством М. И. Скотти и С. К. Зарянко, а затем в Петербургской академии художеств. Увлеченный идеями демократического искусства, он стал членом Художественной артели, организованной по инициативе И. Н. Крамского, но вскоре покинул ее. В первый период своей творческой деятельности К. Маковский создает глубоко правдивые жанровые произведения: «Балаганы на Адмиралтейской площади», «Крестьянский обед во время жатвы» (1871), «Похороны в деревне» (1872), «Дети, бегущие от грозы» (1872). Интересны написанные им портреты людей искусства и науки. Так, например, о портрете артиста О. А. Петрова, работы К. Маковского, В. В. Стасов писал: «Этот портрет— один из самых лучших портретов русской школы как по необыкновенному сходству, так и по блестящему колориту своему». В 1876 году, будучи уже в зените славы, К. Маковский совершил поездку в Болгарию, Сербию, Египет. В результате этого путешествия он создал ряд картин и этюдов, которые сразу были причислены к лучшим его работам («Перенесение священного ковра в Каире», 1876; «Болгарские мученики», 1876 и др.) Являясь одним из организаторов и активных участников Товарищества передвижных выставок, К. Маковский вкладывал немалые средства в это передовое начинание. На одной из выставок Товарищества художник экспонировал картину «Алексеич» (1882), которая по праву вошла в золотой фонд русской живописи. В дни процесса «по делу 1-го марта 1881 года» К. Маковский присутствовал в зале суда и заполнил набросками целый альбом. На основе этих набросков художник обратился к созданию композиции «Выступление Желябова на процессе первомартовцев». Работу Маковского над этим сюжетом следует расценивать как акт гражданского мужества, ибо в период свирепой реакции, начавшейся после убийства Александра II, было опасно не только писать произведение, героем которого был «цареубийца», но даже хранить альбом с натурными портретами «первомартовцев». В 80-е — 90-е годы К. Маковский создает ряд больших исторических полотен. Обращаясь в них к эпохе боярской Руси XVII века, художник однако, отказывается от ее оценки и, как заметил один из его современников, «переносится в быт наших предков —не в темном, а в отрадном его проявлении». Эффектные, полные внешней занимательности исторические картины К. Маковского имели колоссальный успех не только у себя на родине, но и за границей («Боярский свадебный пир XVII столетия», 1883; «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», 1887; «Поцелуйный обряд», 1895 и др.). Бесспорной творческой удачей К. Маковского в области исторической живописи явилась картина «Минин на Нижегородской площади». Глядя на это огромное полотно, воскрешающее героическое прошлое русской земли, невозможно говорить о творческом упадке художника. Сам К. Маковский сознавал, что свой большой талант он использовал далеко не полностью. Вот что писал художник в автобиографии, появившейся (в 1910 году в связи с 50-летнем его творческой деятельности: «Я не зарыл своего, богом данного, таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Маковский написал великое множество картин, но все они рассеяны по разным собраниям. Картины МаковскогоКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Любимые русские художники Константин Егорович Маковский
. Это цитата
Любимые русские художники Константин Егорович Маковский
Любимые русские художники
"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".
К.Е. Маковский
Автопортрет. 1860
Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу", - писал на склоне лет К.Маковский.
Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)
В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" - подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.
Селёдочница. 1867
Маленькие шарманщики. 1868
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869
В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.
В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.
Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883
Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в "маэстро" с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские ("Портрет С.Л.Строгановой", 1864, ГТГ; "Портрет жены художника", 1881, ГРМ; "Семейный портрет", 1882, ГРМ; "Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой", ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.
Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3
Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881
Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей". Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать "феноменом Константина Маковского", сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину "Боярский свадебный пир в XVII столетии", которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.
Русалки. 1879
За ней последовали "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Ивана Грозного" (1888), "Одевание невесты к венцу" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, "благородным" цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины "Смерть Ивана Грозного", "Суд Париса" и "Демон и Тамара" был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические "боярские жанры", поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.
Под венец. 1884
«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.
Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые - начало девяностых годов - период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).
«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, - отмечает Т. Горина. - В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова...»
Боярыня у окна. 1885
В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).
В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.
21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.
Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.
Дети, бегущие от грозы. 1872
Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Портрет А.А. Худяковой 1890
Портрет детей художника
Портрет Александра II.
Дети господина Балашова
Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)
Портрет сына в мастерской. 1882
Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой
Портрет графини С.Л. Строгановой 1864
Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)
Портрет В.А. Морозовой 1884
Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877
Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881
Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова.
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.
Поцелуйный обряд
Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году
У околицы. 1890-ые
Молодая боярыня
Боярышня у окна
«Чарка мёду». Начало 1880-х годов.
Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)
Боярышня
На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х
Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879
- Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.
За чаем. 1914
«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
Игра в жмурки
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Крестьянский обед в поле.
"Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям"
Святочные гадания
Тамара и демон
: Смерть Петрония
Цветы. 1884
Натюрморт. 1890-ые
The Muse of Poesie
Аллегорическая сцена
Счастливая Аркадия
Харон перевозит души умерших через реку Стикс
Красавица, готовящаяся к купанию
Ophelia
Satyr and Nymph
Болгарские мученицы. 1877
Араб в чалме. 1882
Египтянка с ребенком. 1875
Дервиши в Каире. 1875
Обнаженная в черных чулках. 1890-ые
В Каирской кофейне. 1872
Перенесение священного ковра в Каире. 1876
Разгрузка лодки на Босфоре
http://commons.wikimedia.org
http://bibliotekar.ru/kMak/index.htm
Серия сообщений "Русская живопись":Часть 1 - ДРАКОН .Художник Антон Горцевич.Часть 2 - Змей Горыныч ....Часть 19 - Русский художник - портретист -Иван Петрович АргуновЧасть 20 - К Дню рождения А. С. ПушкинаЧасть 21 - Любимые русские художники Константин Егорович Маковский Часть 22 - Русский художник Поленов Василий Дмитриевич.Часть 23 - Реальные фантазии Всеволода Иванова ...Часть 30 - Современная федоскинская миниатюраЧасть 31 - Максимов Василий Максимович.Часть 32 - Сергей Иванович Грибков.kolybanov.livejournal.com
Маковский Владимир Егорович, картины с названиями, биография
Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) - русский художник, яркий представитель и один из руководителей Товарищества передвижных выставок. Преподавал в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, вел живописную мастерскую в Императорской Академии художеств.Особенности творчества Владимира Маковского: Лучше всего Маковскому удавались небольшие жанровые картины, идеально — с двумя персонажами. Он — признанный мастер «малого жанра». Сюжеты работ Владимира Маковского, как правило, литературны, глядя на них, зритель видит целую историю, включающую не только изображенный момент, но и предшествующие, и последующие события. Эпизоды повседневной жизни — любимая тема художника. Как видно из биографии Владимира Маковского, при жизни он был весьма успешным, а тот факт, что главные персонажи его картин — бедняки, не препятствовал установке достаточно высокой цены на его работы.
Известные картины Владимира Маковского: «Свидание», «Не пущу!», «Мать и дочь», «Девочка с гусями», «Две матери. Мать приемная и родная».
Владимир и Константин Маковские: два брата, два мира и кое-что общее
Владимир и Константин Маковские — оба художники, работали в разных стилях. Старший, Константин, был признанным салонным художником, писал портреты аристократов, император его величал «мой живописец», а русская старина представала на его полотнах идиллической. Младший же, Владимир, постоянно бродил по ночлежкам, блошиным рынкам и дешевым трактирам в поисках натуры. Константин очень недолго состоял в Товариществе передвижных выставок, а Владимир был с ним связан все годы его существования. Павел Третьяков — мерило успеха русских художников того времени, меценат и коллекционер, которому мы обязаны Третьяковской галереей, практически не приобретал картины Константина, считая цену на них завышенной. А вот картин Владимира Маковского в его коллекции было множество, да и отношения с младшим художником сложились теплые и дружеские. Впрочем, несмотря на все эти различия кое-что Маковских объединяло: оба были дорогими для своего времени художниками. Правда, старший — запредельно дорогим, а Владимир — просто дорогим, ровно настолько, чтобы вести достаточно обеспеченную жизнь и преуспевать. Похожи они были еще и потому, что обоим при жизни немало доставалось от критиков. В упрек им ставили разное, но упрекали обоих.Художник Владимир Маковский: происхождение и образование
Семья Маковских в свое время была одним из культурных центров Москвы. Мать обладала прекрасным голосом, преподавала в Московской консерватории. Отец — художник, коллекционер, музыкант Егор Маковский — один из основателей Московского «натурного класса», хорошо известного как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там начинали свое обучение и Владимир, и Константин. Также у них был брат, художник-архитектор Николай и две сестры — художница Александра и артистка Мария. Владимир, как и Константин, называл своим первым учителем отца. По некоторым сведениям, его в детстве также обучал Тропинин. А официально учебу оба начали в Московском училище. С передвижниками Владимир Маковский связался в 1872 году, через два года стал одним из организаторов их выставок.В 70−80-е годы написаны самые лучшие его произведения. Большинство из них так или иначе связаны с жизнью бедных. Максимально талант Владимира Маковского проявился в изображении жанровых сцен, его называли художником-новеллистом. Глядя на его картины, мы «считываем» с каждой целую повесть, знаем, что было с героями до этого момента, предполагаем, что будет с ними после. Причем если бедные люди на картинах Константина Маковского иногда при смене наряда могли показаться завсегдатаями аристократического салона, то Владимир Маковский весьма убедителен в изображении низов — похождения по дешевым районам и ночлежкам не прошли даром. «Он посещает все богадельни… Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре», — вот что о нем писали современники.
Его малые истории, небольшие картины на бытовые темы отличаются удивительной теплотой и человечностью. При этом нередко им свойственна тонкая ирония, которая никогда не доходит до уровня сатиры (1, 2).
Маковский вёл в Московском училище живописи, ваяния и зодчества натурный класс, а в 1894 году его пригласили преподавать в Академию художеств, ради чего он переехал в Петербург. Идеолог передвижников критик Владимир Стасов считал это решение большой ошибкой, уверяя, что в отрыве от московских корней Маковский превратился в салонного живописца.
Личная жизнь, художественные взгляды и «скрипка Маковского»
Владимир Маковский в 22 года женился на Анне Герасимовой, певице, дочери архитектора Московской дворцовой конторы. Их сын Александр стал художником-пейзажистом, а второй, Константин — архитектором. Маковский — плодовитый художник. Известно около полутора тысяч его картин. Некоторые современники считали, что столь активно он работал для того, чтобы обеспечивать супруге образ жизни, к которому она стремилась. Это тоже верно, однако его финансовое положение хотя и не было столь блестящим, как у старшего брата, нельзя было сравнить его, например, с плачевным положением дел Ивана Крамского, который оказался практически в портретном рабстве. Похоже, Маковскому просто самому нравилось быть в гуще событий, постоянно учиться, схватывать на лету, немедленно воплощать свои впечатления на холсте. Впрочем, не только на холсте — применительно к Владимиру Маковскому нередко поминают и «скрипку Энгра» (см. биографию Энгра).Русский художник был большим поклонником музыки и даже приобрел весьма дорогостоящую скрипку работы Гварнери. Если верить воспоминаниям передвижника Якова Минченкова, музыкальные таланты Маковского предстают весьма сомнительными (потому и скрипка Энгра вспоминается!), а сам Маковский — человеком чрезвычайно меркантильным, холодным, лишенным увлеченности и подразумевающим лишь выгоду. Однако не будем забывать обстоятельства их знакомства: Минченков провалился при поступлении в Училище живописи, искал протекции бывшего тогда старшим преподавателем Владимира Маковского, но не добился ее. Училище он позже окончил и в Товариществе передвижников состоял, но, похоже, злые чувства к Маковскому затаил. По крайней мере, в его мемуарах добрых слов в адрес художника мы не найдем. А вот Поленов с удовольствием вспоминал музицирование Владимира Маковского. Впрочем, Минченков не пощадил и преподавательской деятельности Маковского, заявляя, что тот не мог ничему научить учащихся. Между тем, его учениками были такие представители Союза русских художников как Архипов, Головин, Бакшеев, Мешков, Аладжалов. А вот к новым веяниям в искусстве Владимир Маковский оказался категорически нетерпим. Хорошо известно его высказывание о картине Серова «Девушка, освещенная солнцем». Он возмущенно спросил Павла Третьякова: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис»?
Революцию Маковский принял, но после нее прожил всего лишь два года, получая, кстати, пенсию от советского правительства.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Художник Маковский К.Е. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Константин Егорович Маковский родился 30 июня 1839 года в Москве. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С самого детства Маковского окружали творческие личности.
В 1851 году Маковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были К.С. Зарянко, А.Н. Мокрицкий, М.И. Скотти. Все они были учениками Брюллова, поэтому работы Маковского всегда романтичны и декоративны.
В 1858 году Маковский решает уехать из Москвы. Он поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Первая историческая картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» имела большой успех. Академию Маковский не закончил, так как принял участие в «бунте четырнадцати», когда четырнадцать выпускников Академии отказались писать картины на предложенную тему. Маковский сразу же вступает в Артель художников, которую создал И.Н. Крамской.
Работы художника, выполненные в 60-е годы, отличаются жанровым характером. Особенной популярностью пользовалась картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Она отличается трогательностью образов, поэтичностью.
С 1870 года Маковский становится одним из тех, кто основал Товарищество Передвижных Художественных выставок. Художник много работал над портретами, однако уделял внимание и жанровой живописи. Среди его работ много таких, на которых изображены сцены из быта простых людей. К таким полотнам относятся «Селедочница», «Дети, бегущие от грозы», «Наставление матери», «Бедные дети».
В 1877 году Маковский пишет полотно «Болгарские мученицы», которое стало откликом на события русско-турецкой войны.
В середине семидесятых художник предпринимает путешествие в Сербию и Египет. С этого момента особое внимание он уделяет в своей работе цветам и форме. К концу семидесятых годов Маковский постепенно отходит от тем, связанных с современностью. В центре внимания художника оказываются исторические события. Появляются картины «Смерть Ивана Грозного», «Боярский свадебный пир XVII столетия». Эти работы особенно интересны с исторической точки зрения: на картинах четко прорисованы детали интерьера, одежда героев, аксессуары.
На выставке в Париже в 1889 году Маковский получил большую золотую медаль за работы «Демон и Тамара», «Суд Париса» и «Смерть Ивана Грозного». В 1915 году он принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси.
Маковский погиб по несчастливой случайности. 17 сентября 1915 году в Санкт-Петербурге в его пролетку въехал трамвай.
Лучшие картины Маковского К.Е.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Картины Маковского Константина Егоровича. Биография и творчество художника
Живописец Константин Егорович Маковский (1839–1915) любил жизнь во всех ее проявлениях, поэтому, по его собственным словам, не мог полностью отдаться творчеству. Его работы очень высоко ценили зарубежные коллекционеры и готовы были платить любые суммы за картины художника. В этой статье мы расскажем о творческом наследии, которое оставил нам Константин Маковский. Биография художника также не будет обойдена нашим вниманием.
Детские и юношеские годы
Дворянин Егор Иванович Маковский был небогатым человеком, но зато, как и его супруга Любовь Корнелиевна, обладал широким кругозором. В их доме регулярно собирались К. П. Брюллов, В. А. Тропинин, С. К. Зарянко. В такой атмосфере, наполненной разговорами об искусстве, архитектуре, звуками музыки, росло шестеро детей.
Четырехлетний Костя получил от отца блокнотик и карандаши, с которыми он не расставался. Он делал зарисовки птиц, людей на улице и по памяти дома. В 12 лет его первыми наставниками были А. Н. Мокрицкий, М. И. Скотти и С. К. Зарянко.
Учеба в Петербурге
В Академию искусств в Петербурге будущий художник поступил в 1858 году. Первые картины Маковского сразу выделили его среди студентов: «Исцеление слепых», «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». И до сих пор последняя очень популярна и известна. Она сейчас находится в Третьяковской галерее.
Артель художников и Передвижники
Не получив диплома, но зато умея прекрасно рисовать, Константин присоединился сначала к артели художников. В это время появляются жанровые картины Маковского: «Вдова», «Продавец сельди». Только темный колорит картин объединяет Маковского с передвижниками.
Так, его «Маленькие шарманщики», братик с сестричкой, розовощекие и милые, которым очень неуютно на холодной зимней улице, все же не вызывают горестного сочувствия.
Художник так любил жизнь, что «униженные и оскорбленные», придавленные жизнью персонажи у него на полотнах преображались в прелестных и симпатичных героев.
Несколькими годами позже появятся картины Маковского: «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству». А одной известнейшей картине этого периода, которая находится в ГТГ, мы сейчас дадим описание.
«Дети, бегущие от грозы», 1872 год
Находясь на этюдах в Тамбовской губернии, художник познакомился с местной детворой. Особенно ему приглянулась одна из глазастых девчушек. Он договорился, что она придет позировать для портрета. Однако девочка в назначенное время не пришла.
Ребятишки рассказали Константину Егоровичу, что вместе с младшим братиком она пошла за грибами. Их застигла гроза, и девочка, переходя болотце, упала в него и сильно вымокла, а после этого захворала. Вот тогда художник и представил себе ситуацию, какую мы видим на полотне «Дети, бегущие от грозы».
По ветхим дощечкам, проложенным над заросшим ручейком на первом плане, бежит с тревожным лицом девочка. На ее спине сидит совсем маленький белокурый братик, за спасение которого девчушка чувствует ответственность. Они оба напуганы тем, что приближается гроза, что небо темнеет, что задувает сильный холодный ветер, а впереди нет никакого укрытия и до деревни еще далеко.
Используя темное колористическое решение, художник показывает, что надвигается ненастье и испуг детей. Но просветы в небе, желтеющее пшеничное поле создают впечатление, что все скоро пройдет, и благодаря этому картина не производит мрачного, гнетущего впечатления. К. Маковский сумел передать черты детских характеров: страх в чертах беловолосого мальчугана и его уверенность, что вместе с сестренкой с ним ничего плохого не случится. У девочки в глазах читается не только испуг, но и ответственность за маленького братика.
Оба персонажа получились у автора обаятельными, добрыми и невинными. Зритель уверен, что они успеют добежать до дома и ничего плохого с ними не случится.
Семейная жизнь и поездка в Египет
В 1866 году К. Маковский обвенчался с артисткой Еленой Бурковой. Брак был счастливым, но кратковременным. Пока они жили в Петербурге, их дом был открыт для людей искусства. Но после родов и смерти новорожденного сына его молодая супруга заболела туберкулезом, и чета отбыла в жаркий сухой Египет.
В 1873 году женщина скончалась. Но работа художника продолжалась, и появились новые картины Маковского: «Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Болгарские мученицы».
Второй брак
На балу в 1874 году К. Маковский встретил редкостную юную красавицу Юлию Павловну Леткову. Зимой 1875 года состоялось их венчание, и весной они поехали в Париж.
Они общались с группой русских художников и посещали салон П. Виардо. Затем Константин Егорович вместе с женой отправился в Алжир, Марокко, Египет.
Портретист
Вернувшись с Востока, К. Маковский начинает писать портреты и сразу становится модным портретистом. Его работы не обладают большой глубиной проникновения в образ, зато красочны, имеют красивый антураж.
После того как были написаны не только портреты всех аристократов, но и самого государя Александра II в 1871 году, который отнесся к художнику с большой теплотой, Константин Егорович Маковский становится фактически придворным живописцем и пишет портреты почти всей царской фамилии.
Коллекционер
К. Маковский с увлечением начинает собирать предметы старины. Постепенно он становится большим знатоком антиквариата. Кстати, картины Маковского впоследствии будут наполнены предметами из его коллекции: старинными кубками, братинами, различными кокошниками, мебелью, узорчатыми сарафанами. Он напишет портрет сына под названием «Маленький антиквар», изобразив мальчика сидящим в кресле и окруженным предметами старины.
Изменение творческой концепции
Постепенно художник Маковский Константин Егорович стал писать картины на темы, связанные с духом прошедших столетий. Современные ему художники и критики не могли этого простить мастеру, зато его произведения пользовались бешеной, совершенно невозможной популярностью на Западе и за океаном. Так, картина «Боярский свадебный пир», написанная в 1883 году, поменяла несколько владельцев и теперь находится в Вашингтоне, в музее «Хиллвуд». Давайте рассмотрим ее.
Описание картины
Прежде чем писать картину, Маковский рассаживал позирующих «гостей» и каждому объяснял, что он должен делать и как себя вести. Невеста, не то убитая горем, не то очень смущенная происходящим действием объединения двух боярских родов, совсем поникла и с трепетом ждет поцелуя жениха. Он взял ее за руку и нежно пытается повернуть к себе. А рядом сваха, которая находится слева от новобрачной, пытается помочь преодолеть девушке смущение. В центре стола сидит молодая боярышня, которая недобро посматривает на жениха и невесту. Возможно, что именно ей сейчас хочется быть в роли молодой.
Картина писалась с явным расчетом на зарубежного зрителя, для которого жизнь Московии была полной экзотикой.
Последние годы
Будучи уже много лет женатым человеком и имея трех детей, Константин Егорович Маковский увлекся юной красавицей Марией Александровной Матавиной и завел не только роман, но и ребенка. Об этом узнала жена и отказалась дать развод. Семь долгих лет Маковский не мог жениться. За это время у него родилось еще двое детей, которых он официально признал, как и молодую жену, своими наследниками.
Скончался К. Е. Маковский в 1915 году в результате несчастного случая. Трамвай, в котором он ехал, попал в аварию, и художник умер от тяжелой травмы головы.
Источник
www.obovsyom.ru
Художник Маковский В.Е. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года. Его отцом был Е.И. Маковский, ставший одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. Дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие разговоры и споры об искусстве.
Заниматься живописью Маковский начал рано, обучаясь у В.А. Тропинина. Под его руководством пятнадцатилетний Маковский пишет этюд «Мальчик, продающий квас». Уже в этой картине проявляется характерное для Маковского обостренное восприятие социальных проблем. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Маковский продолжил обучение под руководством С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. В это время появляются работы «Приезд станового в деревню», «Мастерская художника», «Домашняя сцена». В них прорисована каждая деталь, конкретно показана обстановка, изображение героев портретно.
В 1869 году у Маковского рождается сын. Появление первого ребенка сказалось на работах художника: в них проявился отчетливый интерес к детской теме. Появляются картины «Ночное», «Пастушки», «Крестьянские мальчики».
Первой картиной Маковского, которую приобрел П.М. Третьяков, стало полотно «Игра в бабки». Эта картина показывает, какой интерес к подробностям, деталям проявляет художник. Позднее творческая манера Маковского претерпит некоторые изменения: появится большая гибкость, эмоциональность, выразительность. Детали, которые раньше мешали общему восприятию сюжета, теперь будут подчиняться общей композиции.
В 1873 году Маковский стал академиком благодаря картине «Любители соловьев». В это же время была создана серия жанровых картин, опубликованных в альбоме «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов». Маковский очень ответственно отнесся к этой работе, тщательно изучив необходимые материалы.
С 1872 года Маковский становится активным участником Товарищества передвижных художественных выставок. Художник выступал за стремление к реалистичности во всем, представляя на выставках Товарищества различные полотна. С 1882 года Маковский стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1894 года – в Академии художеств в Петербурге. Маковский продолжает заниматься живописью, обращаясь к историческим темам («Девятое января 1905 года на Васильевском острове»). Однако в истории живописи он навсегда остался мастером живого и правдивого изображения различных слоев общества.
Маковский умер 21 февраля 1920 года.
Лучшие картины Маковского В.Е.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Картины Маковского Константин Егорович художника из Москвы
Многие художники становятся знаменитыми после смерти. Можно сказать, что они родились раньше своего времени, и понимание их творчества пришло с опозданием. Но это никак не относится к Маковскому Константину Егоровичу (1839—1915).
По оценкам его коллег по цеху, таких как Бенуа А. Н., Клевера Ю. Ю., Шишкина И. И., Маковский популярен, успешен, пользуется любовью окружающих, неутомимый труженик. Если посмотреть картины Маковского то этого не возможно не заметить. Талант бесспорный. Много портретов, пейзажей, жанровых картин.
По словам самого художника, он любил жизнь, что иногда было препятствием для ухода с головой в искусство. Многие красавицы выстраивались в очередь, что бы позировать для картин Маковского. Благодаря своему таланту неплохо зарабатывал и мог позволить себе жить в роскоши.
Маковский картины
Родом художник из Москвы, отец дворянин Егор Иванович Маковский, мать Любовь Корнеева дочь фабриканта. В семье было еще два брата и две сестры, которые так же имели талант к живописи и к вокалу.
Маковский картины начал рисовать рано, в четыре года он проявлял интерес к рисунку. Отец давал сыну срисовывать гравюры из домашней коллекции.
Кстати именно копирование картин очень быстро развивает творческие способности. Срисовывая, вы лучше схватываете все законы живописи.
В двенадцать лет молодой художник поступает в Художественное Училище в Москве. Картины Маковского отмечаются серебряной медалью.
Переехав в Петербург, в 1958 году поступает в Академию Художеств. Здесь он проявляет себя как талантливый живописец. Картина Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» (1862) получает малую золотую медаль.
Закончить Академию Маковскому не суждено было. Мы слышали о разрыве учащихся в Академии с преподавателями. После этот разрыв был назван «бунтом четырнадцати», и создана бунтарями организация «Товарищество Передвижников». Так вот наш герой так же был в числе участников бунта. Несколько раз уходил из товарищества, потом вновь вступал, при этом был в неплохих отношениях с представителями академии.
Женился в 1866 году на актрисе Елене Бурковой. Брак был счастливым, их связывали общие интересы. Сам Маковский, как и жена, был увлечен музыкой, а жена неплохо рисовала. Так случилось, что жена заболела туберкулезом и умерла в 1875 году.
Повторно женился художник в 1875 году. Звали вторую жену Юлия Леткова. Познакомились они на балу. После свадьбы едут во Францию, где тесно общаются с художниками из России: Репиным, Савицким, Поленовым, Боголюбовым.
В Париж художник ездит часто, путешествует по России, посещает Сербию, Болгарию.
Отмечен орденом Святой Анны третей степени в 1878 г. От правительства Франции получил Кавалерский Крест Ордена Почетного Легиона за организационную деятельность выставок.
Второй брак так же распался, и Маковский женился в третий раз. От третей жены Марией Матавтиной у них было трое детей.
Когда Маковскому исполнилось пятьдесят лет, правительством России был присвоен чин: действительный статский советник.
Смерть его была трагической. Трамвай врезался в экипаж в котором находился художник.
Картины Маковского не всегда имели успех. И общество следуя за модой стало забывать творчество художника. А жаль...
artatac.ru