LJ Magazine. Ливенс ян картины


Художники, которым не повезло-75. Ян Ливенс

Натюрморт с книгами, ок. 1630

Jan_Lievens_-_Opwekking_van_Lazarusок. 1631.jpgВоскрешение Лазаря, ок. 1631.ИМХО, по уровню драматизма дотягивает до лучших работ Рембрандта. Как и следующие:

Jan_Lievens_-_Christus_aan_het_kruis.jpgРаспятие

Jan_Lievens_-_Job.jpgИов

Christ,_praying_in_the_light,_raises_Lazarus_from_his_tomb__Wellcome_V00348871631.jpgОфорт с "Воскрешения Лазаря"

ливенс-тенирс.pngПейзаж с отдыхающими крестьянами, ок. 1640. Фигуры написаны Давидом Тенирсом младшим, с которым Ливенс сотрудничал.

'Panoramic_Landscape'_by_Jan_Lievens,_1640,_Norton_Simon_Museum.jpgПейзаж, ок. 1640. Пейзаж соврешенно рембрандтовский и не похож на предыдущий

Аллегория Мира, 1652. Откровенно неудачная работа

Jan_Lievens_-_Brinio_Raised_on_a_Shield_-_Google_Art_Project.jpgБринио, поднятый на щит, 1661. Эта картина, как и "Заговор Клавдия Цивилиса" Рембрандта, созданный в то же время, предназначалась для амстердамской ратуши. На этот раз Рембрандту повезло меньше.

Но лучше всего у Яна Ливенса получались портреты и вообще головы людей. В этом он почти не уступал Рембрандту, а в начальный период их творчества, возможно, даже и превосходил его.

Young_Man_with_Red_Beret_by_Jan_Lievens1629.jpg Молодой человек в берете, 1629

'Young_Lady_and_Old_Maidservant'_by_Jan_Lievens,_1629,_Pushkin_Museum.JPGДевушка и старая служанка, 1629.Эта девушка встречается и на других картинах Ливенса

800px-A_young_girl,_by_Jan_Lievens.jpgДевушка в профиль

Portret_van_Rembrandt_Harmensz_van_Rijn_Rijksmuseum_SK-C-1598_jpeg.jpegПортрет Рембрандта, 1629.Рембрандт часто позировал своему другу

800px-Matka_Rembrandta_Livensenок. 1630.jpgМать Рембрандта в профиль, ок. 1630

800px-Old_Man,_Lievens1625-26.jpgПортрет старика, ок. 1625-1626

'A_Tronie,_The_Head_and_Shoulders_of_an_Old_Bearded_Man'_by_Jan_Lievens1635-40.jpgПортрет старика, ок. 1635-1640

Anna_Maria_van_Scherlman 1649.jpg Анна Мария ван Шерлман, 1649. Почти все поздние работы Ливенса значительно уступают ранним

Jan_Lievens,_Painting_of_St_Paul,_ca__1627-29__Oil_on_canvas__Nationalmuseum_Sweden.jpgАпостол Павел, ок. 1627-1629

Jan_Lievens_&_Jan_Andrea_Lievens_-_Portret_van_Jan_Andrea_Lievens_als_zinnebeeld_op_de_Matigheid1660-е.jpgПортрет Яна Андреа Ливенса с опрокинутым стаканом, 1660-е

Jan_Lievens_(attrib_)_-_Head_of_an_old_men_(1630s).jpg Голова старика, 1630-е

Jan_Lievens_(Dutch_-_Prince_Charles_Louis_of_the_Palatinate_with_his_Tutor_Wolrad_von_Plessen_in_Historical_Dress_-_Google_Art_Project1631.jpgПортрет Карла Людвига Пфальцского с наставником, 1631

Jan_Lievens_-_old_man_with_a_skull_1620s.jpgСтарик с черепом, 1620-е

Jan_Lievens_-_Old_Woman_Reading_-_Cat487ок. 1621.jpg Читающая старуха, 1621(!)

Jan_Lievens_-_Portrait_of_a_Young_Man1628.jpgПортрет юноши, 1628

Jan_Lievens_-_Portrait_of_an_Old_Man_-_WGA13002.jpgГолова старика

Jan_Lievens_-_St__Paul_writing_to_the_Thessalonians1629.jpgСвятой Павел, пишущий послание фессалоникийцам, 1629

Jan_Lievens_-_Study_of_an_Old_Man_-_WGA130031630.jpgГолова старика

Jan_Lievens_-_Study_of_an_Old_Man_-_WGA130061629.jpgПортрет старика

Jan_Lievens_-_The_Violin_Player_-_WGA130071625.jpgСкрипач, ок. 1625. Моделью, вероятно, послужил юный Рембрандт

Jan_Lievens_-_Tronie_of_an_old_man.jpgГолова старика

Jan_Lievens_0021630-35.jpgПортрет девушки, ок. 1630-1635

Jan_Lievens_Tronie_einer_alten_Frau1625-32.jpgПожилая женщина в профиль, ок. 1625-1632

Jan_Lievensz_-_Lute_Player_-_Walters_3724931629.jpgЛютнист, ок. 1629. Снова позировал Рембрандт

lossless-page1-667px-Jan_Lievens-_King_Guy_of_Lusignan_and_King_Saladin_tif1625.pngГи де Лузиньян и Саладин, ок. 1625

800px-Jan_Lievens_-_Sultan_Solimanок. 1625.jpgСултан Сулейман, 1625. очень напоминает "Славянина" Рембрандта.

800px-Jan_Lievens_-_Constantijn_Huygens1627-30.jpgКонстантин Гюйгенс, ок. 1627-1630

1st_Earl_of_Ancram.jpgРоберт Карр, 1-й граф Анкрам, до 1654

Поздние работы, при всей добротности исполнения, сильно не дотягивают до ранних. Серия "Четыре стихии- четыре возраста человека", ок. 1668:

Lievens,_Jan_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Fire_and_Childhood_-_c__1668.pngОгонь

Jan_Lievens_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Air_and_Youth_-_WGA129971668.jpgВоздух

Jan_Lievens_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Earth_and_Maturity_-_WGA12998ок. 1668.jpgЗемля

Jan_Lievens_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Water_and_Old_Age_-_WGA12999.jpgВода.

При виде этих работ меня охватывает жалость. Видимо, поговорка "талант не пропьешь" - не верна. Пусть даже Ян Ливенс и не пропил талант, но растратил его все равно. А так, умер бы лет в тридцать с небольшим - оставил бы о себе только добрую память. Ну и не было бы рядом с ним Рембрандта... Впрочем, его я и так упоминал в этом посте слишком часто.

tito0107.livejournal.com

Jan Livens - Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

Ян Ливенс (нидерл. Jan Lievens, 24 октября 1607, Лейден — 8 июня 1674, Амстердам) — нидерландский художник эпохи Золотого века голландской живописи. Друг и соперник Рембрандта, с которым несколько лет в начале карьеры делил мастерскую. Коллекционеры того времени пристально следили за творчеством Ливенса и Рембрандта, пытаясь предугадать, кто из них окажется более успешным. Ливенс был вундеркиндом: в 12 лет он обладал мастерством сложившегося художника, работы которого высоко ценили современники.

Особенности творчества Яна Ливенса: Блестящий портретист. Покровитель художника — поэт, ученый, композитор, секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, — отмечал, что Ливенсу чудесным образом удавалось передать выражение человеческого лица и его душевное состояние (1, 2). Если склонный к рефлексии Рембрандт — виртуоз психологического портрета, то амбициозный Ливенс умел уверенной рукой придать модели вид «великий и возвышенный» (1, 2). Талант изображать обычного человека одухотворенным и значительным позволил художнику сделать успешную карьеру при английском дворе. Показательно, что сам Хёйгенс заказал свой портрет Ливенсу, а не Рембрандту.

Известные картины Яна Ливенса: «Автопортрет» (1, 2), «Мальчик в плаще и тюрбане» (Портрет принца Руперта Пфальцского), «Портрет Рембрандта ван Рейна», «Портрет пожилой женщины — матери Рембрандта», «Игроки в карты», «Счетовод за столом», «Св. Иероним в раскаянии» (2).

Ян Ливенс родился в семье вышивальщика гобеленов в Лейдене — родном городе и для Рембрандта, который был на год старше Яна. В возрасте 8 лет Ливенс был определен в ученики к художнику Йорису ван Схотену, а два года спустя, в 1617 году, продолжил обучение в Амстердаме у знаменитого в то время живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на «высоком жанре» — исторических полотнах. Одаренный юноша, талант которого был очевиден наставнику, вернулся домой в 1619 году и уже в столь раннем возрасте начал успешную самостоятельную карьеру — писал картины на религиозные и аллегорические сюжеты. На выбор композиции и эксперименты с кьяроскуро раннего периода творчества оказали влияние «утрехтские караваджисты» и работы Питера Пауля Рубенса. В 1625 году в Лейден возвращается другой ученик Ластмана — Рембрандт, отношения с которым приобретают характер творческого соревнования: художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты.В 1628-м их творчеством заинтересовался секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, который станет покровителем Ливенса: пригласит его в Гаагу писать свой портрет. По рекомендации Хёйгенса принц Оранский Фредерик Генрих приобретет у Ливенса картину и преподнесет ее в дар английскому послу, который передарит ее своему монарху — королю Карлу I.В Гааге Ливенс знакомится с восхитившим его Антонисом Ван Дейком, а в 1631-м уезжает в Лондон, приняв приглашение английского короля стать придворным живописцем. Весной 1635-го финансово обеспеченный Ян Ливенс переезжает в Антверпен, где, не связанный более необходимостью работать на заказ, увлекается пейзажной живописью. Слава о нем доходит до родного Лейдена, и в 1639 году он получает почетный заказ — написать аллегорию «Великодушие Сципиона» для городской ратуши.Любивший жить на широкую ногу художник вынужден скрыться от кредиторов в Амстердаме, где вскоре поправляет свое финансовое положение благодаря заказам местной элиты — он пишет портреты в популярной манере Ван Дейка. Подражание сыграет с мастером злую шутку: со временем он утрачивает собственный стиль. Тем не менее крупные контракты следуют один за другим: Ливенс становится единственным художником, кому поручают расписать стены королевской резиденции Хёс-тен-Бос в Гааге, ратуши в Амстердаме, городского дворца в Берлине.

Ян Ливенс умер 4 июня 1674 года в Амстердаме. Его прижизненную славу поглотило посмертное забвение: дети художника были вынуждены отказаться от наследства, чтобы оплатить огромные отцовские долги, многие написанные Ливенсом портреты были приписаны Рембрандту, а его полотна для английского королевского двора и вовсе были утрачены.

Автор: Анна Пашина

artchive.ru

Ян Ливенс в сравнении с Рембрандтом

В голландском Лейдене родились многие достойные люди - Эйнтховен, придумавший ЭКГ, физики ван дер Ваальц, Лоренц и Зееман и многие другие. Но куда существеннее то, что в 17 веке в Лейдене родились и работали хорошие художники, включая Рембрандта.

Близящаяся к своему завершению выставка в Национальной галерее искусств в Вашингтоне собрала работы не слишком популярного, но замечательного художника из Лейдена - Яна Ливенса (Jan Lievens). Здесь информация о выставке.Рембрандт родился на год раньше Ливенса, на 5 лет раньше умер, их можно отнести к художникам одного поколения. Ливенс начал учиться живописи раньше Рембрандта (у того же учителя - Ластмана). Более того в 1626 году они делили мастерскую и дружили. Вроде бы в начале их дружбы Ливенс был более опытным и вел за собой Рембрандта, но вскоре роли сменились (мне вспоминаются Рейн и Бродский). Одни и те же модели, некоторое сходство в технике привело к тому, что в начале 1630-ых годов отмечались ошибки в авторстве работ! : "Бородатый человек в берете", 1630, собрание Национальной галереи.</div>

портрет Рембрандта, подтверждающий, что художники позировали друг другу.

В 1632 году Ливенс перебрался в Лондон (согласно Википедии он перебрался в Англию в 1631 г, Рембрандт тогда же в Амстердам). В Лондоне Лиденс попал под влияние ван Дейка, работавшего там (если желаете, можно, как некоторые критики, провести линию и к Рубенсу, т.к. ван Дейк был, как и последний, из Антверпена)

Портрет мальчика в персидских одеждах, 1631.

Не дожидаясь 1640 года, Ливенс перебрался в Антверпен, откуда в 1644 отправился в Амстердам, видимо, из-за финансовых проблем. В течение последних десятилетий жизни (умер в 1674) художник много переезжал - в Гаагу, Лейден, Амстердам...

Как практически все художники 17 века Ливенс рисовал картины на библейские сюжеты. Посмотрите на его внимание к деталям (забудем об анахронизмах!), на его попытку проникнуть в душевный мир человека, отобразить психологически точно отношения между людьми: Самсон и Далила

По каким-то своим причинам Ливенс, как и Рембрандт, много изображал стариков (из-за бедности стариков их проще и дешевле было уговорить позировать?). У Ливенса пожилые люди более детально прорисованные, чем у Рембрандта, но важнее другое - у Ливенса они более светлые. Как есть в поэзии светлая печаль, так и в живописи Ливенса есть светлая старость! Помимо первой иллюстрации в этой заметке (давно притягивавшей мой взгляд в Национальной галерее, хотя о Ливенсе, как о потрясающем художнике, я узнал только сейчас), привожу еще пару найденных репродукций:

портрет старика

 Голова старика

Не думаю, что многие из моих друзей успеют попасть в Вашингтон до 11 января, но мне хочется надеяться, что кто-нибудь запомнит имя и при случае обратит внимание на картины Ливенса, имеющиеся во многих американских и европейских собраниях (в России только в Эрмитаже)

Для желающих продолжить знакомство с хорошим художником самый полный список ссылок на работы Ливенса, который мне удалось найти.

tyoma-cat.livejournal.com

Ян Ливенс (1607 - 1674): lilac2012

родился в Лейдене в семье вышивальщика гобеленов Ливена Хендрикса. Профессия отца была востребована, поскольку город являлся центром текстильного производства и славился гобеленами. Автор лейденских хроник Ян Орлес писал, что Ливенс закончил только начальную школу и уже в 1615 году, в возрасте 8 лет, начал учиться профессии в мастерской местного художника-портретиста Йориса ван Схотена.

Через два года мальчика отправили в Амстердам, в мастерскую известного исторического живописца Питера Ластмана.

После двух лет обучения Ливенс вернулся в Лейден и уже в 12 лет начал работать самостоятельно.

Очень скоро юноша стал местной знаменитостью, его считали вундеркиндом, а его работы - шедеврами юного гения. Историки отмечают, что Ян еще ездил продолжать обучение в Утрехт, считавшийся центром итальянских традиций в голландской живописи, но когда и у кого он учился - неизвестно.

Известно лишь, что ранние картины Ливенса высоко ценились не только покупателями, но и взрослыми коллегами юного художника.

Ливенс и Рембрандт

С 1624 года 17-летний Ливенс начал работать, как независимый художник. В этом же году в Лейден после обучения в Амстердаме вернулся еще один ученик Питера Ластмана - Рембрандт, учившийся у мастера позже Ливенса. Молодые художники познакомились и подружились. Рембрандт устроил себе мастерскую на чердаке в доме своего отца-мельника, после чего пригласил Ливенса там работать, и даже начал набирать учеников. Р. и Л. работали в одном стиле, писали картины на одни сюжеты, часто позировали друг для друга, а некоторые картины даже вместе.

В эти годы заметно их влияние друг на друга, и это до сих пор вызывает трудности в атрибуции

произведений обоих художников. Общие работы до недавнего времени приписывались только Рембрандту, а сам Ливенс превратился в ученика Рембрандта на том основании, что был младше Р. на год и работал в его мастерской. Например, оба художника написали несколько мужских портретов в модных в то время турецких костюмах. Портреты были похожи, и их приписали Рембрандту, как более известному художнику.

Кроме того, Р. и Л. часто позировали друг другу, и разные источники дают разную информацию о том, портрет перед нами или автопортрет.

Известный меценат, поэт и композитор, секретарь принца Оранского Константин Хейгенс всю жизнь был покровителем обоих художников , он даже заказывал им картины на одну тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Так почти одновременно у обоих художников появились картины "Распятие", "Воскрешение Лазаря" и "Самсон и Далила".

Нужно отметить, что сам Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, его картину "Пилат умывает руки", где одного из героев Ливенс списал с друга, Рембрандт повесил у себя дома над камином.

В 1631 году пути художников разошлись, сотрудничество и тесная дружба двух уже сложившихся мастеров закончилась. Рембрандт переехал жить и работать в Амстердам, а Ливенса пригласили работать при дворе английского короля Карла I в Лондоне.

На этих портретах изображён Рембрандт1038

1026

1027

1028

Возможно, и это1016

и пейзаж1012

1014

1013

lilac2012.livejournal.com

Jan Lievens, Ян Ливенс (1607−1674, Dutch)

4 Пилат, умывающий руки. Очевидно, 1620-е (700x557, 174Kb)Пилат, умывающий руки.

Jan Lievens (1607–1674 гг.) – нидерландский художник. Учился живописи с 8-летнего возраста, в том числе – у Питера Ластмана (1583–1633 гг.), учеником которого несколькими годами позже стал Рембрандт ван Рейн (1606–1669 гг.). Молодые художники подружились, у них была общая студия, в работах 1626–1631 гг. заметно их влияние друг на друга. В 1632–1644 гг. Ян Ливенс жил в Великобритании, работал при английском дворе. В этот период испытал влияние Антониса ван Дейка (1599–1641 гг.) С 1655 г. жил в Амстердаме. Конец жизни провёл в нищете, поскольку семья отказалась от него, чтобы не брать на себя долги художника. Писал картины на библейские сюжеты, наиболее прославился портретами.

1 Автопортрет, ок. 1629-1630. В отличие от Рембрандта Ян Ливенс был еще и красив. (523x700, 141Kb)

Автопортрет,ок.1629-1630

2 Пир Эсфири, 1625 г. Художнику было всего 18 лет, поэтому здесь сильное влияние Питера Ластмана, как и ранних работах Рембрандта. (700x561, 203Kb)

Пир Эсфири, 1625 г.

3 Мальчик в мастерской художника, ок. 1630 (400x519, 192Kb)

Мальчик в мастерской художника,ок.1630 

5 Самсон и Далила, ок. 1630-16350 (596x700, 107Kb)

Самсон и Далила,ок.1630-16350

7 Иов (535x640, 41Kb)

Иов

8 Молодой человек в берете, 1629 (488x700, 65Kb)

Молодой человек в берете,1629

9 Девушка и старая служанка, 1629. (536x700, 53Kb)

Девушка и старая служанка,1629.

10 Девушка в профиль (595x700, 96Kb)

Девушка в профиль

21 Султан Сулейман, 1625. очень напоминает Славянина Рембрандта. (523x700, 112Kb)

Султан Сулейман,1625.

11 Портрет Рембрандта, 1629 (543x700, 66Kb)

Портрет Рембрандта, 1629

12 Мать Рембрандта в профиль, ок. 1630 (543x700, 157Kb)

Мать Рембрандта в профиль,ок.1630

13 Портрет старика, ок. 1625-1626 (590x700, 87Kb)

Портрет старика, ок.1625-1626

14 Апостол Павел, ок. 1627-1629 (620x700, 121Kb)

Апостол Павел, ок. 1627-1629

15 Голова старика, 1630-е (505x700, 60Kb)

Голова старика, 1630-е

16 Портрет Карла Людвига Пфальцского с наставником, 1631 (652x700, 112Kb)

Портрет Карла Людвига Пфальцского с наставником, 1631

17 Голова старика (517x700, 76Kb)

Голова старика

17 Портрет юноши, 1628 (540x700, 41Kb)

 Портрет юноши, 1628

18 Святой Павел, пишущий послание фессалоникийцам, 1629 (665x700, 157Kb)

Святой Павел, пишущий послание фессалоникийцам, 1629

20 Голова старика (507x700, 68Kb)

Голова старика

19 Скрипач, ок. 1625. Моделью, вероятно, послужил юный Рембрандт (549x700, 155Kb)

Скрипач, ок. 1625.

 Портрет девушки, ок. 1630-1635

 

Роберт Карр, 1-й граф Анкрам, до 1654

2.4elemen_earth_and_maturity (493x700, 391Kb)

3.900_Old Mans and Leiden (485x700, 315Kb)

4.900_Portrait of young Rembrandt (700x647, 493Kb)

5.900_Two men reading (700x588, 408Kb)

6.273805 (636x700, 538Kb)

7.

8.e6d0ce227a71t (615x700, 439Kb)

9.Jan_Lievens_-_Saint_Peter_released_from_prison (700x645, 446Kb)

10.Jan_Lievens_-_The_Four_Elements_and_Ages_of_Man_-_Water_and_Old_Age_-_WGA12999 (512x700, 365Kb)

11.Jan_Lievens_-_The_Sacrifice_of_Isaac_(c.1638) (533x700, 417Kb)

12.jan_lievens_saint_simon_with_the_christ_child_d5868294g (500x700, 260Kb)

13.

14.

15.

16.jan-lievens-lievensz-young-man-in-yellow-1631-32 (500x571, 186Kb)

17.jl-101-jan-lievens-a-bookkeeper-at-his-desk-1200x1531-1 (548x700, 297Kb)

18.Lempertz-987-1245A-Alte-Kunst-Jan-Lievens-attributed-to-TRONIE-OF-AN-OLD-MAN (601x700, 346Kb)

19.lievens youth embracing a young woman (554x700, 587Kb)

St. Anthony

The Second Oriental Head

Young Girl with Long Hair

 

Bearded Man Facing Left

Bearded Man in Turban, in Profile Facing Left

Bust of a Man

 

Jean Boot (Jan Both)

http://unknownpainters.narod.ru/lievens.html 

ehdu.livejournal.com

Лейденская коллекция в Пушкинском - Наводы

НачалоПродолжим осмотр Лейденской коллекции. В Белом зале кроме восьми уже показанных картин Рембрандта, представлены ещё три его ранние работы и один рисунок.Именно с этого рисунка с молодым львом началась Лейденская коллекция. Рембрандт нередко делал наброски животных, когда они попадались ему на глаза. А потом, пользуясь набросками, памятью и воображением, в мастерской включал их в свои картины или гравюры

Рембрандт ван Рейн. Молодой отдыхающий лев, около 1638-1642 годов. Мел, бумага. 11,5 х 15

В паре с этим рисунком демонстрируется маленький рисунок Леонардо да Винчи, по-видимому, потому что им очень сильно гордится владелец коллекции. А кураторы говорят, что хотя Леонардо да Винчи и не является голландским живописцем, в данном контексте два представленных на выставке рисунка объединяет зоологическая тематика. Считается, что с этого рисунка, изображающего медведя, Леонардо в своё время написал горностая в картине "Дама с горностаем" (1496).

Леонардо да Винчи. Голова медведя, около 1485 года. 7×7 см.

Три небольшие работы Рембрандта входили в серию из пяти панелей, изображающих человеческие чувства, которую юный Рембрандт (ему было 18-19 лет) написал в 20-е годы XVII века. Считается, что эти работы были самыми ранними из его произведений. Эти маленькие картины помещены в витрину, снимать их довольно трудно.

Картина Рембрандта "Алегория обоняния" считалась утраченной. В 2015 году работу выставили на торги в небольшом аукционном доме Нью-Джерси за подписью "Неизвестный художник, континентальная школа". О том, что картина неизвестного художника может принадлежать кисти Рембрандта, подозревали всего несколько арт-дилеров. За обладание картиной разгорелась настоящая битва, и цена её выросла с 800 долларов до миллиона. Возможно, именно яркие цвета стали причиной долгого забвения картины. Томас Каплан  приобрёл картину "Обоняние" у арт-дилера уже за четыре миллиона долларов. На картине изображен юноша без сознания, которого приводят в чувство после кровопускания.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния), 1624-1625 (?). Лейденская коллекция, США

Теперь Каплан обладает тремя полотнами Рембрандта из этой серии. Две другие панели из серии Аллегории чувств под названием  "Алегория слуха" и "Алегория осязания" были обнаружены ещё в 1930-х годах. Коллекционер Каплан почти без труда заполучил из частных коллекций.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Три музыканта (Аллегория слуха),1624–1625 (?). Лейденская коллекция, США

Рембрандт Харменс ван Рейн. Извлечение камня глупости (Аллегория осязания), 1624–1625 (?). Лейденская коллекция, США

В голландском музее Лакенхал хранится "Взгляд", а местонахождение "Вкуса" Рембрандта остаётся загадкой.

Рембрандт Ван Рейн. Торговец очками (Взгляд), 1625. 21,6 × 17,7 см. Музей Лакенхал , Лейден

Мастерская Рембрандта Харменса ван Рейна. Портрет матери Рембрандта. Дерево, масло. Лейденская коллекция, США

Ян Ливенс - друг Рембрандта в жизни и соперник в живописи, тоже был чудесным художником. Он вместе с Рембрандтом учился у Ластмана, но выбрал другой путь: Ливенс отправился в Англию, чтобы работать с британским двором, и стал писать портреты в духе фламандцев.

Ян Ливенс. Автопортрет, 1629–30. Лейденская коллекция, США

Ян Ливенс. Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского), около 1631. Дерево, масло. Лейденская коллекция

Ян Ливенс. Счетовод за столом, 1627. Лейденская коллекция, США

Ян Ливенс. Игроки в карты, около 1625. Лейденская коллекция, США

Хендрик Тербрюгген (1588-1629) принадлежал к группе художников, известных как утрехтские караваджисты: они работали со светом и тенью в духе Караваджо, но в Нидерландах.

Хендрик Тербрюгген. Аллегория христианской веры. 1626. Лейденская коллекция, СШАПродолжение II

galik-123.livejournal.com

Ян Ливенс (1607 - 1674)

родился в Лейдене в семье вышивальщика гобеленов Ливена Хендрикса. Профессия отца была востребована, поскольку город являлся центром текстильного производства и славился гобеленами. Автор лейденских хроник Ян Орлес писал, что Ливенс закончил только начальную школу и уже в 1615 году, в возрасте 8 лет, начал учиться профессии в мастерской местного художника-портретиста Йориса ван Схотена.

Через два года мальчика отправили в Амстердам, в мастерскую известного исторического живописца Питера Ластмана.

После двух лет обучения Ливенс вернулся в Лейден и уже в 12 лет начал работать самостоятельно.

Очень скоро юноша стал местной знаменитостью, его считали вундеркиндом, а его работы - шедеврами юного гения. Историки отмечают, что Ян еще ездил продолжать обучение в Утрехт, считавшийся центром итальянских традиций в голландской живописи, но когда и у кого он учился - неизвестно.

Известно лишь, что ранние картины Ливенса высоко ценились не только покупателями, но и взрослыми коллегами юного художника.

Ливенс и Рембрандт

С 1624 года 17-летний Ливенс начал работать, как независимый художник. В этом же году в Лейден после обучения в Амстердаме вернулся еще один ученик Питера Ластмана - Рембрандт, учившийся у мастера позже Ливенса. Молодые художники познакомились и подружились. Рембрандт устроил себе мастерскую на чердаке в доме своего отца-мельника, после чего пригласил Ливенса там работать, и даже начал набирать учеников. Р. и Л. работали в одном стиле, писали картины на одни сюжеты, часто позировали друг для друга, а некоторые картины даже вместе.

В эти годы заметно их влияние друг на друга, и это до сих пор вызывает трудности в атрибуции

произведений обоих художников. Общие работы до недавнего времени приписывались только Рембрандту, а сам Ливенс превратился в ученика Рембрандта на том основании, что был младше Р. на год и работал в его мастерской. Например, оба художника написали несколько мужских портретов в модных в то время турецких костюмах. Портреты были похожи, и их приписали Рембрандту, как более известному художнику.

Кроме того, Р. и Л. часто позировали друг другу, и разные источники дают разную информацию о том, портрет перед нами или автопортрет.

Известный меценат, поэт и композитор, секретарь принца Оранского Константин Хейгенс всю жизнь был покровителем обоих художников , он даже заказывал им картины на одну тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Так почти одновременно у обоих художников появились картины "Распятие", "Воскрешение Лазаря" и "Самсон и Далила".

Нужно отметить, что сам Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, его картину "Пилат умывает руки", где одного из героев Ливенс списал с друга, Рембрандт повесил у себя дома над камином.

В 1631 году пути художников разошлись, сотрудничество и тесная дружба двух уже сложившихся мастеров закончилась. Рембрандт переехал жить и работать в Амстердам, а Ливенса пригласили работать при дворе английского короля Карла I в Лондоне.

classic-art-ru.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта