РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ, ИЛИ РАПСОДИЯ В ГОЛУБЫХ ТОНАХ. Картина голубая рапсодия


Голубая рапсодия Гершвина - "Жизнь прекрасна, несмотря на недочеты" И.Ильф, Е.Петров

Как только не переводили на русский язык  названии одного из самых известных произведений музыки ХХ века  – «Rhapsody in blue». В русской  литературе и интернете можно встретить и "Голубую рапсодию", и "Рапсодию в голубых тонах", и "Рапсодию в блюзовых тонах", и "Рапсодию в стиле блюз". Ведь английское слово blue имеет, как известно, два различных  значения. Кроме синего, голубого цвета, blue еще и "грустный, печальный". Именно от этого значения происходит  название блюз. Вот и переводят каждый так как ему хочется.  На самом же деле идея написания "Рапсодии" появилась у Гершвина при посещении художественной выставки, картины на которой были выдержаны в основном в голубых, синих тонах. То есть связана именно с цветом…

 

Склонность к музыке у Джорджа (настоящее имя Янкель (Яков) Гершович) проявилась в детстве, но толчком к написанию собственной музыки стала работа в нью-йоркском магазине музыкальных инструментов, когда ему приходилось до остервенения барабанить по клавишам чужие мелодии. Вот и потянуло играть свое. Вскоре в кругу бродвейских музыкантов он уже имел репутацию автора ряда песен-хитов и успел даже сочинить небольшую оперетту - "Голубой понедельник". Именно эта оперетка и привлекла внимание Пола Уайтмена, в начале 20х популярного нью-йоркского бэнд-лидера. Именно он и заказал в 1923 году молодому 25-летнему сыну еврейских иммигрантов Якову Гершовичу пьесу в "новом", как он выразился, стиле. Она должна была сочетать в себе легкость популярного джазового музицирования и серьезность более респектабельной классики - уже тогда на заре своей музыки некоторые джазмены пытались избавиться от извечного  комплекса неполноценности перед так называемым высоким искусством. И здесь выбор  Уайтманом был неслучаен – ему показалось, что отказавшийся от своего еврейского имени Джордж Гершвин будет самой подходящей кандидатурой для смелого и нестандартного эксперимента по слиянию двух музыкальных жанров. К собственному ужасу безалаберный Джордж-Яков-Янкель о порученной ему работе быстро и  начисто забыл и вспомнил о ней лишь за три недели до концерта, увидев на нью-йоркской улице афишу концерта оркестра Пола Уайтмана, на которой среди прочих значилось и новое сочинение Джорджа Гершвина. В панике бросившись к роялю, он сочинил пьесу, ставшую мировым шлягером после ее премьеры 12 февраля 1924 года. Вот как создаются мировые шлягеры…

 

Кстати, немецкое слово шлягер от «Schlag» переводится не только как “удар», но и как «взмах крыльев». Этот «взлет»  гершвиновской "Рапсодии" самым невероятным образом находится на стыке легкой и серьезной музыки - она вполне уместна и в исполнении самых знаменитых оркестров пианистов и дирижеров, и любых джазовых, роковых и даже поп-исполнителей. А музыкальный критик  Дамрош так написал о ней: "Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет... Джордж Гершвин... смог совершить чудо. Он - принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер".

opa-teo.livejournal.com

Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» («Голубая рапсодия») (Rhapsody in Blue)

Rhapsody in Blue

«Rhapsody in Blue» (русские названия — Рапсодия в стиле блюз, Рапсодия в блюзовых тонах, Голубая рапсодия, Рапсодия в голубых тонах) для фортепиано с оркестром — одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина.

Джордж Гершвин / George Gershwin

Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что по заказу Уайтмена работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произведение. Решив, что это ошибка, он позвонил своему «шефу» и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочинение в программу предстоящего концерта, где авторитетные музыкальные критики на основе прослушанного должны были ответить на животрепещущий вопрос «что есть американская музыка?». Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться.

Так родилась «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue»), в названии которой обыгрываются два значения английского слова «Bluе» лирическая песня (блюз) и голубой цвет.

Композитор вспоминал о создании «Рапсодии»: «Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Вдохновленный этой целью, я принялся писать с непривычной скоростью».

В день премьеры, 12 февраля 1924 года, в Иоулиэн-холле Нью-Йорка собрались певцы, пианисты из «Тин Пен Элли», звезды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические композиторы среди которых Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский. Программа концерта, объявленного «экспериментом в современной музыке», включала произведения множества авторов с использованием элементов джаза. Поначалу «эксперимент» явно не вызвал восторга у публики.

Некоторые слушатели уже начали покидать зал. Но вот за рояль сел Джордж Гершвин. Зазвучала «Рапсодия в блюзовых тонах» («Рапсодия в стиле блюз»). От прежней скуки не осталось и следа. Оркестранты играли, словно выворачивая себя наизнанку от эмоций, искренне, от души. Дирижер Пол Уайтмен не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. Гершвин играл на фортепиано неподражаемо. Отзвучали последние звуки «Рапсодии». Зал захлебнулся бурей оваций!

Критика единодушно приветствовала гениальный мелодический дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Но самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом.

Впоследствии «Рапсодия в стиле блюз» оказалась наиболее часто исполняемым во всем мире произведением, написанным американским композитором. И уже к ней были вполне применимы слова, сказанные дирижером и музыкальным критиком Уолтером Дамрошем о Концерте для фортепиано с оркестром Гершвина, созданном в 1925 году: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет, чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки, поскольку они привыкли к тепловатой, дистиллированной жидкости, приготовленной поварами классической школы. Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на Севере и полинезийцев на Южных островах. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он — принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».

«Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического и джазового направлений.

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

Главы из книг

Словарные статьи

www.belcanto.ru

РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ, ИЛИ РАПСОДИЯ В ГОЛУБЫХ ТОНАХ

РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ, ИЛИ РАПСОДИЯ В ГОЛУБЫХ ТОНАХ

Безусловно, не найдется ни одного поклонника и знатока джаза, чье бы сердце не дрогнуло от этих слов. Изысканная, причудливая музыкальная тема «Рапсодии», ее острые джазовые синкопы никого не оставляют равнодушным. Лучшие музыканты и оркестры мира исполняют это произведение.

Однако с того дня, когда 16-летний Джордж, как бы предчувствуя свою мировую славу, отстаивал свое право заниматься музыкой, и написанием «Рапсодии», лежит промежуток в 10 лет. За это время он стал блестящим пианистом, замечательным оркестровщиком, автором множества произведений, среди которых мюзиклы, оркестровые произведения, одноактная опера. Как в полифоническом музыкальном произведении несколько самостоятельных тем сливаются в богатой гармонии, так и музыкальные произведения раннего Гершвина кристаллизовались в «Рапсодии в голубом».

…Мелодия, ставшая сердцевиной этого произведения, родилась импровизационно. Джордж «думал» за роялем, подолгу фантазируя, импровизируя. Под его гибкими пальцами рождалось множество мелодий. Но вот та, что стала основной музыкальной темой нового произведения, покорила его сразу, осталась в памяти, композитор часто возвращался к ней, пока, наконец, не решил создать новое произведение. Форма рапсодии привлекла его большими возможностями для импровизации. На одном из музыкальных вечеров он играл фрагменты будущего сочинения, которое для себя назвал «Американская рапсодия», как бы в ответ на «Венгерские рапсодии» Листа, – произведение, которое он любил.

Окончательный выбор имени для нового произведения принадлежит Айре Гершвину. Как-то во время посещения Метрополитен-музея, рассматривая картину американского художника Уистлера «Ноктюрн в серых и голубых тонах», Айра сказал брату: «Твоя «Рапсодия» так близка по настроению этим картинам. Почему бы тебе не назвать ее «Рапсодия в голубых тонах?» Джордж не возражал. Название было принято.

Вначале Гершвин писал «Рапсодию» для исполнения на двух роялях. Впоследствии она была оркестрована для рояля и оркестра, и в таком виде представлена на суд музыкальной общественности в фешенебельном Палас Ройяле. Было приглашено тридцать человек – цвет музыкального Нью-Йорка. Презентация прошла удачно, и можно было готовиться к премьере. Музыкальная критика обьявила, что с появлением «Рапсодии в голубых тонах» настала новая эра профессионального джаза. «Большая премьера» состоялась 12 февраля 1924 года.

В концерте, который длился более трех часов, участвовали лучшие музыканты. «Рапсодия» должна была исполняться в самом конце, завершая концерт. Все было обставлено наилучшим образом: прекрасно изданные буклеты-программки, нарядное убранство зала, изысканный буфет – все предвещало необыкновенный вечер. Так и произошло. Были приглашены знаменитости: Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Леопольд Стоковский, Чарли Чаплин, Артур Рубинштейн, Яша Хейфец, кинозвезды, знаменитые писатели и журналисты. Оркестр звучал великолепно, рояль – белый Стейнвей, за которым сидел Джордж Гершвин в черном фраке, казалось, перекрывал оркестр своим звучанием. Концерт закончился бурной овацией, не смолкавшей одиннадцать минут – это был настоящий триумф Джорджа Гершвина, которого провозгласили великим американским композитором. Концерт был повторен несколько раз в самых престижных залах Америки. «Рапсодия» облетела мир – ее исполняли во Франции и Англии, Италии и Австрии. Всюду музыка встречала восторженный прием. «Гершвин – король джаза», – это почетное звание он пронес через всю, столь короткую и яркую жизнь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Рэй Коннифф* - Голубая Рапсодия at Discogs

Format
Genre
  • Rock 15,064,884
  • Electronic 14,104,513
  • Pop 7,121,088
  • Funk / Soul 4,517,474
  • Jazz 3,216,336
Style
  • Pop Rock 3,405,392
  • House 3,384,638
  • Disco 2,414,763
  • Synth-pop 2,225,613
  • Soul 1,836,496
Buy Music
Sell Music

www.discogs.com

Голубая рапсодия (по фото с интернета), автор КАРГАШИНА СВЕТЛАНА. Артклуб Gallerix

КОММЕНТАРИИ: 76   (Скрыто: 46)

Живописно и чудесно!!!

очень красиво! просто великолепно!

Светочка, чудесно и название прелесть!

Классно!!! Гармонично и притягательно!!!

Какая светлая и красивая работа!

Красота какая! Слов нет!

Пятьдесят оттенков синего!!!

Большое спасибо за отзывы!

Хорошее настроение :)

Отличное сочетание! Красиво!

Обаятельная рапсодия!

Празднично! Прекрасно!

Очаровательный натюрморт!

Симпатично!!!!!

Гармонично, стильно!

потрясающе! гармонично и очень красиво, с огромным вкусом работа)

Большое спасибо, Ирина!

Очень красиво!

Великолепная акварель!!! Свет, 5!!!

Очень гармонично, все со вкусом и тонко подобрано! Замечательная акварель! Красота!

Светлота!!! Супер!!!

Какая легкая и светлая работа! ) Очень нравится)))

Красота!

Большое спасибо!

Да, звучит очень красиво!

Прекрасная нежность!

Очень гармонично и здОрово, Светлана!

Светло, легко, музыкально!

Вкусный инжир)

Звучи, звучи в лепестках и рюмке, раздавайся в спелости плодов!

Звучит. И очень красиво....

Чудесная работа!

Гармонично, прелесть!

прекрасная работа! красиво, изящно и благородно

Волшебная рапсодия!

Натюрморт в голубых тонах, - красиво!! ..

Благодарю всех за теплые отзывы!!!

Cветлана! Свежесть и воздух!!!!

Ясно и приятно смотрится!!!

Большое спасибо!

красивая рапсодия, пожалуй, заберу в свою копилку, снова любуюсь)

Очень люблю акварель в таком холодном колорите.))

Звучит рапсодия!

Звонко! Красиво!

Прекрасная голубизна!

Чудесный нежный натюрморт!

Очаровательно!

Очень нравится!

нравится..очень...

Большое спасибо!

нежный натюрморт!

Акварель ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!!!!!!!!!!!!

Выше всяких похвал!!!

Красивые цветы космеи

прекрасная работа!

Красивая работа!

Музыкальный синий!

Чудесный, нежный натюрморт!!!

Просто великолепно!

Светлая нежная работа! Очень приятные цвета!

svetlana-pnz.in.gallerix.ru

Роза Рапсодия ин Блю (Rhapsody in Blue): фото, отзывы, описание, характеристики.

Rhapsody in blue – сорт розы класса Шраб английской селекции. Выведен Фрэнком Р. Коуслау в 1999 году в Великобритании. Получен в результате скрещивания роз ‘Summer Wine’ и (International Herald Tribune x ((Blue Moon x Montezuma) x (Violacea x Montezuma))). Назван в честь “Rhapsody in Blue” — одной из самых известных пьес композитора Джорджа Гершвина. Изначальное название этого сорта — ‘Frantasia’. Окраска этой розы очень близка к синему цвету, поэтому принято считать, что это одна из самых синих роз на сегодняшний день.

Роза Рапсодия ин Блю

Куст хорошо загущенный, достигает в высоту 80 — 165 см, в ширину — 60 см. Побеги вертикальные, прямые, с колючими шипами. Листья средние, светло-зеленого окраса с глянцевым отливом.

Цветки среднего размера, полумахровые, диаметром 5 – 6 см, содержат в себе около 20 лепестков и равномерно разбросаны по кусту. Форма цветков изменяется в процессе цветения от конического бутона до плоскочашевидной. Рапсодия ин Блю удивляет сочетанием пурпурно-фиолетовых лепестков с белой открытой серединкой и золотисто-желтыми тычинками. Розы собраны в кисти, состоящие из 3 – 7 бутонов. В зависимости от внешних условий (погоды, места посадки, освещения) лепестки могут быть пурпурными или пурпурно-синими. При распускании цветки имеют серо-голубой оттенок.

Роза Рапсодия ин Блю

Цветение обильное, начинается в июне. Состоит из двух продолжительных волн с перерывом примерно в месяц. Розы очень ароматные, с легким запахом гвоздики и пряностей.

Данный сорт подходит для выращивания в средней полосе России при условии укрытия на зиму и посадки в защищенном от холодных ветров месте. Морозостойкость средняя: по USDA зона 6b (до минус 20 °C). В целом, в разных климатических условиях ведет себя по-разному.

Эта роза устойчива к мучнистой росе. Устойчивость к черной пятнистости слабая.

Роза Рапсодия ин Блю

Рапсодия ин Блю предпочитает умеренно увлажненные, хорошо дренированные почвы (легко проницаемые для воздуха и влаги; к примеру, суглинки), богатые гумусом. Ее необходимо беречь от прямых солнечных лучей. Регулярная подкормка и внесение удобрений обязательны. Перед зимовкой нужно проводить обрезку побегов.

Достоинства сорта Rhapsody in Blue: необычный окрас цветов, неприхотливость, обильность цветения, хороший рост куста, устойчивость к дождю.

Недостатки: цветки быстро облетают; в зависимости от расположения может менять окраску цветов, что не устраивает многих цветоводов.

Роза Рапсодия ин Блю

Невероятное многообразие оттенков пурпурно-фиолетового и большое количество цветов в кисти, делают этот сорт необычным украшением вашего сада и не оставят вас равнодушными. Он идеален для одиночной посадки, клумб, ландшафтных композиций и небольшого розария. Хорош в сочетании с другими растениями: гортензиями, ирисами и рододендронами. Рапсодия ин Блю с каждым годом становится всё прекраснее, и со временем вы убедитесь, что в вашем саду растет оригинальная роза, не похожая ни на какую другую.

Другие названия этой розы: Голубая рапсодия, Рапсоди ин Блю, Рапсодия ин Блу и т.д.

Многие сравнивают этот сорт с розой ‘Blue for you’, у которой, в отличие от ‘Rhapsody in Blue’, цветки крупнее, ароматнее и дольше держатся на кусту, но не имеют столь насыщенной окраски. Часто эти цветы высаживают вместе для того, чтобы подчеркнуть оригинальность каждого из них.

sortoved.ru

Джордж Гершвин. Рапсодия в блюзовых тонах

Джордж Гершвин. Рапсодия в блюзовых тонах

Джордж Гершвин стал настоящим воплощением американской мечты, поднявшись от положения скромного иммигранта к вершинам славы и богатства.  

 

О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни.    Вот почему его музыка по-настоящему национальна...   Д. Шостакович

 

Джордж Гершвин

С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...» — писал композитор.

Джордж Гершвин родился в Нью-Йорке в 1898 году в семье еврейских эмигрантов из России. Настоящие имя и фамилия композитора - Янкель Гершовиц.

Его детство прошло в одном из районов города — Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина.

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу.

В 16 лет Джордж стал штатным пианистом в издательстве Ремика, «рекламируя» новые песни на знаменитой улице в Нью-Йорке, где располагалась группа нотных издательств, которую окрестили «Тин Пен Элли». Он также начал писать собственные песни и к 1917 году был готов двигаться дальше.

 

Стечение обстоятельств

Его первый большой успех случился в 1919 году. Гершвин работал на постановке мюзикла «Ла-ла, Люсиль!» и вместе с поэтом-песенником Ирвингом Цезаром написал песню «Swanee» («Суони»). Исполненная великим Элом Джолсоном, она стала шлягером. К началу 1920-х годов Гершвин был восходящей звездой среди композиторов бродвейских мюзиклов. Он продолжал свое музыкальное образование, оттачивал мастерство как пианист и никогда не боялся пробовать что-то новое. Случай преставился в 1924 году, когда дирижер джаз-оркестра Пол Уайтмен попросил его написать произведение для фортепиано с оркестром – «Рапсодию в блюзовых тонах». Она стала настоящей сенсацией.

 

Невиданный успех

В 1930-е годы карьера Джорджа Гершвина могла считаться одной из величайших историй успеха ХХ века. В основном работая со своим братом, талантливым поэтом-песенником Айрой, он стоял плечом к плечу с Ирвингом Берлином, Джеромом Керном и Коулом Портером сочиняя музыкальные шоу для Бродвейской сцены и Голливуда.

Он также пополнил список своих инструментальных сочинений Фортепианным концертом фа мажор и мечтательной поэмой «Американец в Париже». Его пианизм удивлял талантливейших композиторов - Равеля и Прокофьева, Стравинского и Шёнберга. Гершвина чествовали во время частых визитов в Европу, где многие из его музыкальных постановок пользовались таким же успехом. В 1935 году он закрепил свою популярность оперой «Порги и Бесс».

 

Трагичный финал

В 1937 году Джордж и Айра вернулись в Голливуд работать над экранизацией еще двух мюзиклов, где в главной роли выступал их старый друг Фред Астер. Внезапно у Джорджа начались головокружения и головные боли, несколько раз он падал в обморок. У него обнаружились симптомы опухоли головного мозга, композитор перенес операцию, но было уж слишком поздно. Джордж Гершвин умер в июле того же года, не дожив до своего 39-го дня рождения. Айра продолжил свою карьеру в музыкальном театре и кино и прожил до 1983 года.

 

«Рапсодия в блюзовых тонах»

Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что по заказу Уайтмена работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произведение. Решив, что это ошибка, он позвонил своему «шефу» и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочинение в программу предстоящего концерта, где авторитетные музыкальные критики на основе прослушанного должны были ответить на животрепещущий вопрос «что есть американская музыка?». Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться.

Так родилась «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue»), в названии которой обыгрываются два значения английского слова «Ыuе» лирическая песня (блюз) и голубой цвет.

Композитор вспоминал о создании «Рапсодии»: «Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Вдохновленный этой целью, я принялся писать с непривычной скоростью».

В день премьеры, 12 февраля 1924 года, в Иоулиэн-холле Нью–Йорка собрались певцы, пианисты из «Тин Пен Элли», звезды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические композиторы среди которых Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский. Программа концерта, объявленного «экспериментом в современной музыке», включала произведения множества авторов с использованием элементов джаза. Поначалу «эксперимент» явно не вызвал восторга у публики.

Некоторые слушатели уже начали покидать зал. Но вот за рояль сел Джордж Гершвин. Зазвучала «Рапсодия в блюзовых тонах» («Рапсодия в стиле блюз»). От прежней скуки не осталось и следа. Оркестранты играли, словно выворачивая себя наизнанку от эмоций, искренне, от души. Дирижер Пол Уайтмен не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. Гершвин играл на фортепиано неподражаемо. Отзвучали последние звуки «Рапсодии». Зал захлебнулся бурей оваций!

Критика единодушно приветствовала гениальный мелодический дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Но самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом.

Впоследствии «Рапсодия в стиле блюз» оказалась наиболее часто исполняемым во всем мире произведением, написанным американским композитором. И уже к ней были вполне применимы слова, сказанные дирижером и музыкальным критиком Уолтером Дамрошем о Концерте для фортепиано с оркестром Гершвина, созданном в 1925 году: «Многие композиторы ходили вокруг джаза,  как коты вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет, чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки, поскольку они привыкли к тепловатой, дистиллированной жидкости, приготовленной поварами классической школы. Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на Севере и полинезийцев на Южных островах. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он - принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».

«Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического и джазового направлений.

 

Рапсодия (греч. ῥαψῳδία - эпическая песнь) - инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле. Для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале.

Презентация:

В комплекте:1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». Отрывок, mp3;    Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». Полная версия, mp3;3. Сопроводительная статья, docx.

music-fantasy.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта