Выходные в Москве: новая картина Вуди Аллена и "Бесприданница". Картина бесприданница фото
"Жестокий романс" - немного историй со съемочной площадки
- Main
- Ratings
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English (en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
allgrach.livejournal.com
Выходные в Москве: новая картина Вуди Аллена и "Бесприданница"
МОСКВА, 9 фев – РИА Новости. На этих выходных в Москве можно бесплатно сходить в Государственный исторический музей, а также на выставки в Пушкинский музей и "Гараж", посмотреть "Бесприданницу" в Школе драматического искусства и сходить на предпоказ картины Пола Томаса Андерсона "Призрачная нить".
Выставки
Сиделка, шпионка и любительница котлет из сена: какими были музы художниковВ субботу в честь 146-летия Исторического музея можно будет бесплатно посетить Главное здание музея и выставку "Сокровища Пражского Града". Посетителей музея ждут специальные экскурсии по экспозиции и выставкам; мастер-классы по исторической каллиграфии, вышивке, росписи по фарфору, рисованию красками на воде в технике "эбру" и квест.В Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина открылась выставка работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота. На ней можно увидеть легендарные экспонаты, которые стали хрестоматийными для истории визуальной культуры — около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений — камера-обскура и камера-люцида — из собрания Политехнического музея в Москве.
В Музее современного искусства "Гараж" работает выставка "Ставки на гласность. Аукцион "Сотбис" в Москве, 1988", которая рассказывает об одном из самых знаковых культурных событий позднего СССР.
На выставке представлены видеозапись торгов; выдержки из интервью с организаторами и художниками-участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволит посетителям стать свидетелями торгов. Также на выставке экспонируются некоторые произведения, участвовавшие в торгах, в том числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), "Клоун. Сцена в цирке" (1935) Александра Родченко, "Фундаментальный лексикон" (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 тысяч) и "Все о нем" (1971) Ильи Кабакова.
Театр
Трамп кисти Рубенса: нейросеть нашла музейных двойников известных политиковВ театре "Школа драматического искусства" покажут спектакль "Бесприданница" по пьесе Островского в постановке Дмитрия Крымова. Как отметил режиссер, в центре истории "русская Кармен", только окружена она не романтическими тореадорами и нарушающими воинский устав солдатами, а строго иерархической и жестокой командой деловых людей со странными, выдуманными именами, например — Мокий Парменыч и Харита Игнатьевна. Это позволяет взглянуть на них как на персонажей русской черной комедии дель арте, а на Островского — как на родоначальника особого жанра в русской драматургии.Кино
Те, кому не терпится посмотреть новую картину Пола Томаса Андерсона "Призрачная нить", могут сходить на предпремьерный показ в кинотеатр "Октябрь" и обсудить ее с Антоном Долиным. В Лондоне 1950-х годов знаменитый кутюрье Рейнольдс Вудкок в исполнении Дэниела Дэй-Льюиса создает неповторимые образы для королевской семьи, звезд кино, богатых наследниц и светских львиц. Жизнь гения радикально меняется с появлением молодой своенравной Альмы, которая становится его музой.
ria.ru
Как снимался фильм "Жестокий романс"
Один из моих любимых фильмов, кстати :) Премьера его состоялась в год моего рождения - 1984.Решение Эльдара Рязанова экранизировать знаменитую пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» было неожиданным для поклонников его комедийного таланта. В «Жестоком романсе» режиссер собрал блестящий актерский ансамбль. Художник А.Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века. Оператор Вадим Алисов (чья мать в 30-х сыграла «Бесприданницу» у Якова Протазанова) в багровых контражурах осеннего солнца снял восхитительные по колориту и настроению пейзажи…
Казалось бы, все предвещало удачу. Но окружение — окружением, а главная героиня в «Бесприданнице», как известно, Лариса. На эту роль была приглашена тогдашняя дебютантка Лариса Гузеева. Как и прежде, режиссер хотел открыть новое актерское имя. Ведь именно с его легкой руки к Людмиле Гурченко и Ларисе Голубкиной сразу после дебютов пришла известность.Когда осенью 1984 года на экраны страны вышел фильм Эльдара Рязанова “Жестокий романс”, режиссер обнаружил, что с первой постановки драмы Александра Островского “Бесприданница” 12 ноября 1878 года на сцене Малого театра в Москве на саму пьесу и ее последующие экранизации неизменно обрушивался шквал критики, по большей части незаслуженной и обидной. “Русские ведомости” в ноябре 1878 года писали: “Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей”. “Автор не был вызван после представления пьесы, — вторили “Биржевые ведомости”. — Очевидно, что драма не увлекла зрителей”.
"А ведь неслабые актеры играли: Гликерия Федотова, Михаил Садовский, Мария Савина, Мария Ермолова, — рассказывал Эльдар Александрович. — Когда в 1936 году на экраны вышла “Бесприданница” Якова Протазанова, “Вечерняя Москва” писала, что фильм дает всего лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову. Самого Паратова в исполнении Кторова журнал “Искусство кино” тогда назвал откровенным и прямолинейным пошляком. А рецензент Бродянский писал в “Красной звезде”: “Люди, окружающие Ларису, хозяева общества и их приспешники, показаны бледно”.
Вот и “Жестокому романсу” досталось. Критики от картины камня на камне не оставили. Рецензии были огромные и все без исключения погромные. В течение полутора месяцев “Литературная газета” посвящала в каждом номере целиком одну из страниц нашей ленте. Заголовки: “К чему? Зачем?”, “Всего лишь романс”, “Победитель проигрывает”, “Обман приобщения”. Слов не выбирали, в выражениях не стеснялись. Об исполнителе роли Паратова Никите Михалкове в “Труде” было написано: “Чувствительный супермен (вспомните отнюдь не скупую мужскую слезу, сбегающую по его щеке под пение Ларисы) — вот что такое Паратов в фильме”.
Рязанов никогда и не думал браться за экранизацию “Бесприданницы”. “Не то чтобы я не любил этой пьесы… Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссерских интересов. Больше того — я читал пьесу очень давно, в школьные годы, и с тех пор не возвращался к ней… После окончания фильма “Вокзал для двоих” образовалась пауза, которая в силу моего непоседливого характера не могла быть долгой. Я стал думать о новой работе. Тогда моя ныне покойная супруга Нина посоветовала мне прочитать “Бесприданницу”. У соседа по дачному поселку сценариста Эдуарда Володарского нашлась книга. Я прочитал. Словно в первый раз. И понял: буду снимать.
“Еще в процессе чтения я сразу же представил себе исполнителей двух главных ролей. Я увидел в Паратове Никиту Михалкова, а в Карандышеве — Андрея Мягкова и заручился предварительным согласием этих двух актеров”. (Из книги “НЕподведенные итоги”)
"Получив добро от Михалкова и Мягкова, я отправился к председателю Госкино Филиппу Ермашу, поскольку именно от него зависело, разрешат ли мне экранизацию, — вспоминает Рязанов. — Ведь она была повторной — со времен протазановской, любимой зрителями “Бесприданницы” прошло 47 лет. Немало! Однако у нашего зрителя была благодарная память. Но Филипп Тимофеевич пошел мне навстречу. Никаких проб не было, я заранее знал, кто кого будет играть. За исключением Ларисы Гузеевой. И то там было всего несколько претенденток, но пробы проходила только Лариса."
"Но мое видение персонажей не совпадало с принятым и устоявшимся за эти годы. Я, например, был уверен, что Харита Игнатьевна Огудалова — не монументальная купчиха, какой она была в фильме Протазанова в исполнении Ольги Пыжовой. Мне Огудалова виделась еще молодой женщиной лет сорока максимум. Да, она мать троих дочерей, но в те времена рожали рано. И она еще не прочь устроить свою личную жизнь. А на руках три дочери. Одну выдала замуж за иностранца — неудачно, оказался шулером. Другая вышла замуж за грузина — он ее зарезал из ревности. Теперь надо младшую, самую дорогую, отдавать. Мне хотелось, чтобы, с одной стороны, Харита Игнатьевна вызывала сочувствие, с другой — внушала бы отвращение тем, что заискивает перед богатыми. Сыграть совокупность этих качеств, по-моему, могла только Алиса Фрейндлих".
“Лариса Гузеева — очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче”.
"У вчерашней студентки ЛГИТМИКа Гузеевой, до этого никогда нигде не снимавшейся, был еще и заметный оренбургский говорок. Это могло бы оставаться, но тогда все остальные персонажи должны были разговаривать в том же ключе. А меня это не устраивало. Я хотел показать в фильме большой волжский город, передать впечатление от Волги, которые у меня, урожденного самарца, остались с детства. Прототипом города Бряхимова, где происходят события в “Бесприданнице”, на мой взгляд, мог быть Ярославль или Нижний Новгород. Не захудалый уездный городишко, как в “Ревизоре” у Гоголя, с курами и свиньями на улице, а крупный промышленный центр. Еще и поэтому, когда передо мной встал выбор, где снимать “Жестокий романс” — в Суздале или Костроме, — я выбрал последний вариант. Повторюсь: я снимал дворянскую картину, а в Суздале она бы получилась купеческой".
"В самом начале пьесы Островского на 11 страницах текста Кнуров и Вожеватов долго вводят зрителя в курс дела относительно того, что происходило в семье Огудаловых за последний год, — рассказывает режиссер. — Это огромный поток информации, с нюансами, деталями, прямой и косвенной речью других персонажей драмы. Вот я и решил заменить их рассказ показом. Ни на йоту не отступив от Островского, я из этих 11 страниц написал всю первую серию “Жестокого романса”.
“Название фильма “Жестокий романс” появилось сразу, как только я принял решение об экранизации, — утверждает режиссер. — Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поет “Не искушай меня без нужды”. В фильме Протазанова — “Нет, не любил…”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад…” и другие. Возникло ощущение вторичности. Потом перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял — то, что надо. Не столь архаично. Одно стихотворение — “Я, словно бабочка к огню” — от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту".
"Замечательную Валентину Пономареву, чьим голосом в фильме поет героиня Гузеевой, мне нашла музыкальный редактор “Мосфильма” Раиса Александровна Лукина. Для Пономаревой это был не совсем обычный опыт. До того она пела в трио “Ромэн”, исполняла джаз, где слов не так много. А тут ей приходилось петь серьезные тексты. У нас с ней, кстати, произошла досадная размолвка после “Жестокого романса”. Тогда не было принято указывать, кто поет в фильме, а Валентина об этом не знала. Не увидев своего имени в титрах, обиделась, и мы потом долго не общались".
“Все финальные эпизоды снимались во время рассветного тумана. Такое решение позволило уйти от ненужных реалий, создать своеобразную непроницаемую среду, некий вакуум, в котором происходили последние трагические события. Этот туман мы придумали вместе с художником Александром Тимофеевичем Борисовым, — продолжает рассказ Эльдар Александрович. — И в один из дней на Волгу опустился как раз такой туман, какой нам был нужен. Несмотря на то что в производственном плане в тот день значилась съемка других сцен, я все переиграл, и мы успели снять финал в настоящем тумане. Уверяю вас: так красиво у нас не получилось бы, даже если бы использовали самую современную и совершенную дым-машину".
“Оператором фильма должен был быть Вадим Алисов, сын Нины Алисовой, которая так трогательно сыграла Ларису Огудалову в прежней ленте. Я позвонил Нине Ульяновне и спросил, не возражает ли она, что мы примемся за новую версию… У нас состоялся очень сердечный разговор, который кончился тем, что Нина Ульяновна пожелала нам успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать нашу картину…”
Несколько романсов из фильма:
спасибо 1001material.ru
gold-nostalgia.livejournal.com
Слайд №2 | |
Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма «Бесприданница». Задуманная в 1874году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. | |
Слайд №3 | |
Драма “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX в., в период перехода России на более прогрессивный, новый этап развития, сопряженный с образованием нового класса — класса предпринимателей и, как следствие, ознаменовавшийся возникновением социальных конфликтов, обусловленных разделением общества и неприятием нового класса приверженцами старого строя. История создания:: | |
Слайд №4 | |
Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения.Быть сознающей себя личностью и не иметь возможность проявить ее — таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.Идея:: | |
Слайд №5 | |
Действие происходит в 70-е годы ХIХв. в городе Бряхимове, на Волге. | |
Слайд №6 | |
Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.Лариса Дмитриевна, её дочь, девица; одета богато, но скромно.Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.Робинзон, провинциальный актёр (Аркадий Счастливцев).Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.Иван, слуга в кофейной. Действующие лица:: | |
Слайд №7 | |
Почему фильм называется«Жестокий романс»?Почему не «Бесприданница»?Сам Эльдар Рязанов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» — одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» — название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. (Правда, без оттенка иронии, который мы вкладываем в это определение). Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» — со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению» | |
Слайд №8 | |
Сюжет пьесызавязкаПаратов узнает о свадьбе Ларисы и решается отомстить за «измену»Развитие конфликтаВстреча Паратова и ЛарисыСсора Паратова с КарандышевымКульминация Лариса следует за ПаратовымразвязкаКарандышев убивает Ларису | |
Слайд №9 | |
Харита Игнатьевна ОгудаловаХарита (от греч. харис – изящество, прелесть, красота) величали цыганок из хора.Игнатами называли в Москве каждого цыгана.Фамилия от слова огудать- обмануть,обольстить, надуть. | |
Слайд №10 | |
Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И.Огудаловой?Харита Игнатьевна-приживалка при знатных господах. Торгует красотой дочери. Готова унижаться. | |
Слайд №11 | |
Сергей Сергеич ПаратовЗа что полюбила Паратова Лариса?этимологически связан с прилагательным поратый –бойкий, сльный, дюжий, усердный;«блестящий барин, из судохозяев, лет за 30»;шикарный прожигатель жизни, эффектный и красивый мужчина, который в финале пьесы окажется обычным искателем приданого богатых купчих. | |
Слайд №12 | |
Каковы нравственные принципы Паратова?Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова? | |
Слайд №13 | |
Мокий Парменыч Кнуров происходит от диалектного слова кнур –боров, хряк, кабан;из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием. | |
Слайд №14 | |
очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.Василий Данилыч Вожеватов | |
Слайд №15 | |
Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?Новый тип купцов.Образованные. Читают газеты, собираются на выставку в Париж.Считаются с общественным мнением. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. | |
Слайд №16 | |
Каково отношение Кнурова и Вожеватовак Ларисе?«Я все думал о Ларисе Дмитриевне, — обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. — Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе».Он говорит Ларисе : «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…».«Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. — …мы с тобой с детства знакомы… что мне делать — научи!» | |
Слайд №17 | |
молодой человек, небогатый чиновник;Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Капитон — от латин. капитос — голова, Карандышев — от слова карандыш — недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями;амбиция — ключевое слово к объяснению личности. Амбициозность бедного человека — художественное открытие Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях»).Юлий Капитоныч Карандышев | |
Слайд №18 | |
Кто такой Карандышев?Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления | |
Слайд №19 | |
Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? Д. I, явл. 4;Д. II, явл. 6;Д. III, явл. 11, 13, 14;Д. IV, явл. 10-11. | |
Слайд №20 | |
Лариса — в переводе с греческого — чайка.Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Лариса- девушка умная и гордая. Бесприданница-девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное Лариса Дмитриевна Огудалова | |
Слайд №21 | |
Лариса — богато одаренная натура, она талантлива, артистична: играет на фортепиано, поет, аккомпанирует себе на гитаре; у нее поэтическая душа. Она чутка, впечатлительна, любит гулять на природе; ее душа, как птица, парит, она мечтает о возвышенном, светлом. Лариса доверчива, искренна, прямо душна в отношениях с людьмиКакой мы видим главную героиню? | |
Слайд №22 | |
Анализ действия III, 12-е явление.Что заставляет Ларису выбрать этот путь?Каков же финал пути к Паратову?Прочитайте монолог Ларисы о смерти.В чем трагедия героини?Любовь для Ларисы все,но эта любовь никому не нужна. Лариса это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело. | |
Слайд №23 | |
Ларисе остается смерть. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия героини — трагедия одинокой души | |
Слайд №24 | |
В чем причина гибели Ларисы?Когда Кнуров предлагает Ларисе богатое содержание: «Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует», — Лариса отвечает: «Я вещь, а не человек». Она знает, что ее хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой». Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для нее — естественный выход. | |
Слайд №25 | |
Её душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто её продавал, прощает. Она умирает со словами любви. Так осуществляется её мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала. | |
Слайд №26 | |
Драма человеческой личности в бесчеловечном обществеТема «маленького человека»Тема торговлиТема несчастной любвиТема брака по расчетуТема предательстваТема «отцов» и «детей»Тема свободыСоциальная темаТемы: | |
Слайд №27 | |
Проблемы нравственности:Проблема чести и долгаПроблема верности и предательстваПроблема бездуховностиПроблема купли-продажи человекаПроблема «отцов» и «детей»Проблема выбора цели и смысла жизниСоциальные проблемы:Положение женщины в русском обществеБогатые и бедные | |
Слайд №28 | |
Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005.Изображение «Лебеди» http://eng.namonitore.ru/wallpapers/big/lebedi_2_1440.htmlИзображание «Лебединая пара» http://www.liveinternet.ru/users/felizy/post155645457/Изображание «Чайка» http://sonnik.mirmam.net/sonnik-millera-chaykaФотографии из фильма «Жестокий романс» Э.Рязанова:«Лариса с Паратовым» http://www.liveinternet.ru/users/igorinna/post122626780/«Харита Игнатьевна с Ларисой» http://www.kievrus.com.ua/j-photo/10327-zhestokij-romans-foto-i-kadry-iz-filma.html«Харита Игнатьевна» http://kinobank.org/view_image/movie/3022/39175/«Кнуров с Ларисой» http://www.kinomania.ru/film/86762/frames/«Паратов» http://kinoskachat.info/skachat-film-mixalkova-zhestokij-romans.html«Лариса в кресле» http://telek.by/Pages/Move.aspx?move=a570b127-a27d-470a-b726-476560793442«Лариса» http://smotri.com/video/view/?id=v19766134f0f«Лариса плачущая» http://telopera.ru.com/soobshchenie-o-romanse.html«Кнуров с Харитой Игнатьевной» http://tat84766923.ya.ru/replies.xml?item_no=385«Карандышев с Ларисой» http://www.liveinternet.ru/users/3352786/rubric/1216151/«Лариса улыбающаяся» http://www.vokrug.tv/photo/product/ZHestokii_Romans/«Карандышев» http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2989/foto/m2222/80163/«Вожеватов» http://xtreme.ws/films/906005-zhestokij-romans-1984-dvd9dvdrip.html«Вожеватов» http://foto.meta.ua/2976116.image«Карандышев с оружием» http://www.kinomania.ru/film/86762/frames/Волга http://www.kuban-kurorts.ru/userfiles/image/Seliger_Vershina%20Seligera/014_Ozero.jpg Ресурсы и источники: |
volna.org
Как снимали фильм «Бесприданница» Якова Протазанова « Ностальгия по советскому
Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама, экранизацияЭкранизация одноименной пьесы А.Н. Островского(восстановлен в 1970).Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и великолепному актерскому ансамблю.Золотая медаль на Международной выставке в Париже (1937).
Режиссер: Яков ПротазановСценаристы: Яков Протазанов, Владимир ШвейцерОператор: Марк МагидсонКомпозитор: Давид БлокВ фильме снимались: Нина Алисова, Ольга Пыжова, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Борис Тенин, Владимир Балихин, Владимир ПоповПремьера фильма состоялась 26 января 1937
Режиссёр Яков Протазанов умел делать свои фильмы увлекательными, темпераментными. В феврале 1935 года он получил от руководства студии два письма с предложением немедленно приступить к работе над сценарием «Бесприданница» совместно с В. Швейцером: «Наше решение дополнительно загрузить Вас такой большой работой, параллельно с Вашей работой над текущей картиной, объясняется тем значением, которое „Межрабпомфильм“ придаёт постановке „Бесприданница“ в текущем производственном году…»
«Бесприданница»
Пьеса «Бесприданница» — с её остро поставленной социальной проблемой гибели человека в мире денег — была прекрасным материалом для Протазанова, чьи экранизации отличались большим вниманием к литературной основе фильма.Протазанов и Швейцер буквально проанатомировали пьесу, «поверив алгеброй гармонию». Они не стали слепо следовать за текстом, и потому экранизация пьесы не стала просто спектаклем, снятым на плёнку. В фильме появились сцены, которых не было у Островского (венчание сестры Ларисы, похождения Робинзона, прекрасные пейзажи, натурные съёмки последних эпизодов гибели Ларисы и т.д.).
Ограничить себя одними сутками, на протяжении которых происходит действие пьесы, Протазанов не пожелал, ведь возможности, которыми он располагал, неизмеримо шире тех, которые были у любого театрального режиссёра и драматурга.
Отрывок из фильма «Бесприданница». Нина Алисова — Нет, не любил он..
После неудачи фильма «О странностях любви» Якову Протазанову очень хотелось добиться успеха, а для этого необходимы смелость, точный расчёт, превосходные исполнители и надёжные сотрудники.Первый из многочисленных партнёров, соавтор по сценарию Владимир Швейцер — старый опытный кинематографист, в содружестве с которым созданы «Марионетки» и звуковой вариант «Праздника святого Йоргена».
«Бесприданница»
Из группы «О странностях любви» пришёл ассистент Александр Роу. А вот оператора Протазанов пригласил совсем молодого. Талантливый Марк Магидсон делал тогда лишь первые шаги в искусстве. Ретушёр, провинциальный фотограф, потом фотограф на студии и, наконец, кинооператор, поэтичный, вдохновенный художник.Для Протазанова всегда главной фигурой в кино был актёр. Месяц — с 20 апреля по 20 мая 1935 года — Александр Артурович Роу занимался поисками и подбором актёров.Роль Карандышева предложили Сергею Мартинсону, уже снимавшемуся у Протазанова в «Марионетках». Однако масштабы роли (по сравнению с пьесой она в фильме сильно сокращена) не понравились артисту и он от предложения отказался. Балихин же не побоялся «маленькой» роли и сыграл её с подлинным трагизмом.Многие интересные театральные актёры были открыты для кино Протазановым, а многие молодые и неопытные актёры становились профессионалами в работе с этим режиссёром.
«Бесприданница»
В «Бесприданнице» актёрский ансамбль безупречен: А. Кторов (Паратов), Б. Тенин (Вожеватов), М. Климов (Кнуров), В. Рыжова (мать Карандышева), О. Пыжова (Огудалова), В. Балихин (Карандышев) и другие. На роль Ларисы Протазанов решил пробовать студентку киноинститута Нину Алисову. Она снималась у него в фильме «О странностях любви». Режиссёр видел Ларису совсем юной девушкой, непосредственной, впечатлительной.Кандидатура неопытной актрисы вызывала сомнения, а кое у кого и откровенный протест. Среди противников Протазанова оказался даже Швейцер. Но режиссёр не отступил: «Ручаюсь, что это будет первосортно!»К Алисовой прикрепили педагогов по слову, танцу, пению. Протазанов требовал, чтобы она всё время находилась в состоянии, близком её образу. Стремясь создать у молодой актрисы как можно более полное, более глубокое внутреннее родство с героиней фильма, Протазанов направил Алисову в театр, на мхатовский спектакль «Воскресение» по Л. Толстому.
«Бесприданница»
Можно было начинать съёмки. И вот тут-то заявил о себе оператор Марк Магидсон. Декорация была уже построена, когда Магидсон, внимательно осмотрев павильон, решил провести съёмку с нижних точек. Для этого декорацию надо было поднять на метр-полтора над полом. Дисциплина была в ту пору суровой. Молодого оператора вызвали к начальству и жёстко сказали: «Не будешь снимать — отстраним от картины!» Именно в этот момент вмешался Протазанов, принявший сторону Магидсона.Декорацию перестроили. А после просмотра отснятого материала все вынуждены были признать правоту оператора.Готовясь к съёмкам, Магидсон проводил много времени в картинных галереях, часами простаивал у полотен великих художников. В результате фильм приобрёл простор, в него органично вошли раздольные русские пейзажи. Оператор снял картину исключительно тонко и поэтично.
«Бесприданница»
«Бесприданница» снималась в Кинешме и Калуге. Костроме и Плёсе, но перед тем как эти города были отобраны, «просмотрели» всю Волгу. Островский назвал местом действия своей драмы город Бряхимов. Протазанов нашёл подобный город неподалёку от Щелыкова, усадьбы Островского. Летом 1935 года газета «Правда» сообщила: «На родине драматурга Островского в гор. Кинешме начались съёмки кинокартины „Бесприданница“ по одному из лучших произведений писателя (сценарий Я. Протазанова и В. Швейцера)».Кинешма с любопытством наблюдала за приготовлениями. Плотники ремонтировали городскую лестницу, спускавшуюся с крутого берега к Волге. В саду будущего дома Огудаловой вкапывались берёзы. Протазанов отыскал себе «консультанта по быту» — владельца доисторического извозчичьего экипажа. Старик знал прошлое купеческой Волги, нравы своего города.
«Бесприданница»
Оснастили и пароход, причём так ловко, что какой-то катер, команда которого не подозревала о съёмках, увидев «Святую Ольгу», погнался за ней, задавая беспокойные вопросы: «Куда держите курс? Что за белогвардейская публика?» Готовились тщательно, деловито, собранно, но съёмки поначалу не ладились. Пятьдесят дней съёмочная группа просидела без солнца…Рассказ о судьбе бесприданницы начинается в церкви во время свадьбы. Лариса Огудалова — среди гостей. Этой сцены нет у Островского. Из полутёмной переполненной людьми церкви Протазанов выводит своих героев на солнечную улицу. Лариса хочет сесть в экипаж, но ей преграждает дорогу весенний ручей. Девушка в нерешительности остановилась, боясь замочить туфельки. И в этот миг красавец Паратов сбрасывает со своих плеч дорогую шубу с роскошным бобровым воротником и кидает её прямо в воду. Мгновение. Пауза. И вот Лариса шагает по шубе…
«Бесприданница»
Эпизод длится на экране считанные минуты. Снимали его две недели. Две недели продолжались беспрестанные волнения, а получится ли то, что нужно? Зимой нельзя было снимать — снег, естественно, не таял. Весной спряталось солнце. Его караулили с невероятным упорством. Возле церкви, где предстояло провести съёмки, наняли несколько квартир для членов съёмочной группы и статистов. Все были наготове, но солнце все не показывалось, а снег стремительно таял.Дирекция группы проявила незаурядные организационные способности. Были мобилизованы десятки грузовиков (по тем временам задача совсем не простая), и едва выглянуло солнце, снег привезли. Но… солнце снова скрылось, а снег… растаял. Решили снимать при электрическом свете — электролиния не выдержала нагрузки. Только после многократных попыток удалось наконец снять этот эпизод.
«Бесприданница»
Алисова играла Ларису естественно и просто. Она женственна и изящна, в ней есть порывистость и страстность живого человека. Это натура незаурядная, но, впрочем, ничем не выдающаяся, обыкновенная женщина, которая кажется необыкновенной именно в силу извращённости чувств у всех остальных, кто уже не в состоянии думать ни о чём, кроме денег.Роль Сергея Сергеевича Паратова сыграл старый партнёр и друг Протазанова Анатолий Кторов. «Арифметика вместо души», пожалуй, самое лаконичное определение сущности образа самого Паратова, данное сценаристом и режиссёром.
Когда «Святая Ольга» обгоняет паратовскую «Ласточку» и зритель затянут создателями фильма в азартную гонку, когда он жадно следит за тем, кто кого, — вступает в силу паратовский характер.— Обогнать купчишку! Шуруй! Шуруй!— Если бросай один полен, я сам бросался за борт! — с иностранным акцентом возражает высунувшийся из люка механик.— Трус! — Паратов гневен и презрителен. — Иностранец… Голландец! Эх, арифметика вместо души!
«Бесприданница»
Закончив съёмки, Протазанов сел за монтаж, о котором так интересно рассказала К. Блинова, режиссёр-монтажёр Студии имени Горького, работавшая с Яковом Александровичем над фильмом «Бесприданница». Протазанов относился к монтажу очень ответственно, позволяя своей помощнице делать только самую черновую подготовку. Самостоятельность он дал ей позже, только после того, как внимательно пригляделся и определил для себя её возможности. Тут уже Ксении Васильевне стали поручаться отдельные сцены.Н. Волков и О. Леонидов, авторы статьи «Бесприданница», опубликованной в первом издании сборника «Яков Протазанов», отмечали: «Киноязык Протазанова всегда отличался точностью и лаконичностью. В этом сказывалась кинематографическая дисциплина мастера, в совершенстве знавшего и чувствовавшего ёмкость фильма.
«Бесприданница»
В ту пору, когда Протазанов ставил „Бесприданницу“, существовал определённый лимит метража для художественных фильмов — 2400 метров. „Бесприданница“ точно соответствовала этому метражу — 2392 метра… Эти 2392 метра получились не в результате работы над режиссёрским сценарием с секундомером в руках, а исключительно по ощущению длины каждого кадра и куска. С.М. Эйзенштейн не раз говорил о том, что завидует способности Протазанова монтировать по памяти…»Успех «Бесприданницы» превзошёл все ожидания.Хорошая работа всегда даёт удовлетворение художнику. Верный привычке не показывать публике своих эмоций, Протазанов в высшей степени сдержан. И только в одном письме, одному из самых близких ему людей — сыну Георгию, раскрывается глубокое удовлетворение мастера.Да, это был успех. Последний раз он пришёл к Протазанову в такой полной мере.
«Бесприданница» совершала триумфальный путь к зрителю. Она демонстрировалась по всей стране. Добралась «Бесприданница» и до Парижа, где в 1937 году происходила Всемирная выставка. Домой картина вернулась с золотой медалью. Эту награду Яков Александрович отдал человеку, который, по его мнению, сделал для фильма больше, чем кто-либо другой, — оператору Марку Магидсону.
«Бесприданница»
Да, это Лариса!Я часто всматриваюсь в этот старый фотоснимок, с которого началась моя актерская биография. Не будь его, возможно, мне так и не довелось бы сыграть Ларису Огудалову — в фильме «Бесприданница».Протазанов «приглядел» меня во ВГИКе. Как увидел он в угловатой девочке трагическую Ларису, в роли которой блистали величайшие актрисы русской сцены,— это для меня тайна и посейчас. Тем не менее его ассистент А. Роу (да, тот самый, впоследствии известный Александр Артурович Роу — сказочник) принес мне сценарий и приглашение на пробы.
И вот, путаясь в шлейфе, вхожу в павильон и столбенею: народу полно, всем интересно, как начнет съемку первокурсница, почти подросток. Единственным в тот момент желанием было убежать… Но поздно — меня ввели в кадр.— Так вы меня еще не забыли? — вымолвила я и сама не услышала своего голоса, зато отчетливо различила приглушенные смешки и шепот в рядах присутствующих. Сняли один раз, перешли к сцене с Вожеватовым:
— Вася, что мне делать? Я погибаю… Едва начав, я поняла—провалилась, все кончено! Протазанов сказал:— Ну что ж, будем репетировать, — и муки мои продолжались. Полуживая от волнения и стыда, я безмолвно шевелила губами — голос пропал. Оператор М. Магидсон не выдержал: «Да говори ж ты, наконец!» Я напрягла все силы — напрасно. Теперь зрители смеялись, уже не стесняясь.Протазанов приблизился ко мне — я сжалась. «Прекрасно, прекрасно»,— сказал он тихонько мне на ухо… И я поверила. Заговорила, слезы хлынули сами собой, я упивалась сценой, чувствовала — все получается.
— Будем снимать, — обратился режиссер к группе,— актриса готова.Вот здесь и пришел мне на помощь «грозный» оператор — милейший человек Марк Магидсон. Добродушно ворча («Думаешь, мне это надо?»), он заставлял меня приходить в павильон задолго до остальных и изо дня в день снимал при разном освещении, в различных ракурсах, водил в гримерную, костюмерную, придумывал прическу, грим, шляпку — все искал и не находил во мне Ларису… Я снова была на грани отчаяния.И вот однажды Магидсон принес фотографию, взглянув на которую Протазанов сказал: «Да. Это — она!» Портрет стал для нас ключом к облику и душе нашей героини.Нина Алисова
«Советский экран», июнь 1981 года (№11)
Разместить заметку:
1001material.ru
Фильм Бесприданница - Вокруг ТВ.
Драма Якова Протазанова с Ниной Алисовой, Ольгой Пыжовой, Анатолием Кторовым, Михаилом Климовым, Борисом Тениным и Владимиром Балихиным в главных ролях, экранизация одноименной пьесы Александра Островского.
Сюжет фильма Бесприданница / Bespridannitsa
Красавицу Ларису Огудалову (Нина Алисова), живущую в небольшом волжском городке, ее маменька Харита Игнатьевна (Ольга Пыжова) мечтает выдать замуж. Но, несмотря на успех Ларисы Дмитриевны у мужчин, никто из поклонников не торопится жениться на ней из-за ее бедности.
Когда-то у Ларисы был роман с богатым судовладельцем Сергеем Паратовым (Анатолий Кторов), но он несколько лет назад уехал, и с тех пор от него не было вестей.
Ларисе делает предложение бедный чиновник Карандышев (Владимир Балихин), и она его принимает — не по собственной воле, а от безысходности и следуя желанию матери.
Вскоре после помолвки в город возвращается Паратов. Прежние чувства вновь просыпаются в Ларисе, но былая любовь не принесет ей ничего, кроме разочарования, и приведет несчастную бесприданницу к гибели.
История создания фильма Бесприданница / Bespridannitsa
Премьера драмы «Бесприданница» состоялась 26 января 1937 года.
К экранизации знаменитой пьесы Александра Островского Яков Протазанов приступил после длительного перерыва в работе, длившегося почти два года. Ранее Протазановым уже был снят целый ряд фильмов по классическим произведениям русской литературы. Первыми поставленными им картинами были киноверсии «Бахчисарайского фонтана» и «Песни о вещем Олеге» Пушкина, а также гоголевской повести «Майская ночь, или Утопленница». Уже став известным режиссером, Протазанов перенес на экран пушкинскую «Пиковую даму», «Войну и мир» и «Отца Сергия» Льва Толстого, снял фильм «Николай Ставрогин» по роману Достоевского «Бесы».
Протазанов подошел к работе над «Бесприданницей» со всей серьезностью. К работе над сценарием режиссер привлек своего давнего друга и соавтора по фильмам «Марионетки» и «Праздник святого Йоргена» Владимира Швейцера.
Протазанов и Швейцер не захотели снимать «киноспектакль» и не стали ограничивать время действия картины одними сутками, как у Островского. Так в фильме появились эпизоды, которых не было в пьесе — венчание сестры Ларисы и похождения Робинзона. Кроме того, в картине много живописных пейзажных планов, натурных съемок, в том числе и эпизод гибели Ларисы.
Место за камерой занял Марк Магидсон, который пришел в кино, оставив профессию фотографа и ретушера. Несмотря на отсутствие опыта, Магидсон, настоящий энтузиаст своего дела, обладающий несомненным талантом, стал достойным соратником опытного Протазанова. Именно Магидсону принадлежала идея снять всю картину с нижних ракурсов, для чего уже построенная декорация была поднята на полтора метра над полом.
Ассистенту Протазанова, тогда еще никому не известному Александру Роу, была поручена, пожалуй, самая важная часть подготовительной работы — подбор исполнителей центральных ролей. И молодой помощник с честью справился с этой задачей, подобрав блестящий актерский ансамбль, в который вошли Ольга Пыжова, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Борис Тенин, Владимир Балихин.
Среди многочисленных претенденток на роль Ларисы Огудаловой было немало талантливых и опытных актрис, в том числе Ангелина Степанова и Алла Тарасова, но свой выбор режиссер остановил на кандидатуре первокурсницы ВГИКа Нине Алисовой. Протазанов уже снимал Алисову в своем фильме «О странностях любви», но эта картина не вышла на экран.
Сама актриса так объясняла свое утверждение на роль:
«Вероятно, решающую роль в выборе Ларисы сыграл тот факт, что я была самой юной из всех претенденток. Ведь по замыслу режиссера фильм должен был начинаться с юности Ларисы. В режиссерском сценарии так и было написано: «девочка-подросток». Яков Александрович хотел, чтобы главными ощущениями, с которыми Лариса вступала в жизнь, было доверие к окружающим ее людям, радостная непосредственность, с которой она открывает мир, кажущийся ей гармоничным и счастливым. Эти жизнерадостные интонации звучат в первых сценах признания Ларисы в любви к Паратову».
В поисках натуры Протазанов с оператором и ассистентами объездили всю Волгу, и нашли подходящие места для съемок в Кинешме, Калуге, Костроме и Плёсе, а также неподалеку от Щелыкова, где находилась усадьба Островского.
После выхода на экраны фильм имел огромный успех. Не только в Советском Союзе, но и за рубежом картину горячо встречали зрители, а критики наперебой писали восторженные рецензии. «Бесприданница» стала классикой мирового кинематографа и по праву заняла свое место среди шедевров экранного искусства.
В 1937 году фильм «Бесприданница» демонстрировался на Международной выставке декоративных искусств в Париже и был удостоен Золотой медали.
Интересные факты о фильме Бесприданница / Bespridannitsa
— Лента Якова Протазанова — вторая экранизация драмы Островского. Первая известная киноверсия «Бесприданницы» была снята Каем Ганзеном в 1912 году. — Чтобы помочь Нине Алисовой лучше войти в образ Ларисы и создать соответствующий эмоциональный настрой, Протазанов советовал актрисе перечитать «Войну и мир», обратив особое внимание на фрагменты, посвященные Наташе Ростовой, в которой он видел много общего с героиней пьесы Островского. — Среди актеров, которых Протазанов приглашал сниматься в «Бесприданнице», были Игорь Ильинский и Сергей Мартинсон, но они по разным причинам отказались от съемок. — У Нины Алисовой и Бориса Тенина долго не получалось сыграть сцену разговора Ларисы с Вожеватовым. После нескольких дней безуспешных проб Протазанов, придя в сильном волнении утром на съемочную площадку, рассказал, стал свидетелем жуткого зрелища — на его глазах автомобиль сбил молодоженов. Потрясенные его рассказом актеры с первого дубля, даже без репетиций, успешно сыграли эпизод. И лишь потом выяснилось, что историю с погибшими под колесами авто женихом и невестой режиссер выдумал, чтобы создать «нужное для сцены эмоциональное состояние». — Роль мальчика в фильме сыграл юный Коля Боярский, будущий известный актер и дядя Михаила Боярского.
Съемочная группа фильма Бесприданница / Bespridannitsa
Режиссер: Яков Протазанов Авторы сценария: Яков Протазанов, Владимир Швейцер, Александр Островский (пьеса) В ролях: Ольга Пыжова, Нина Алисова, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Борис Тенин, Владимир Попов, Владимир Балихин, Варвара Рыжова, Анастасия Зуева и другие Оператор: Марк Магидсон Композитор: Давид Блок
www.vokrug.tv