Знаменитые архитекторы и дизайнеры. Александр веснин картины


Архитектор Александр Веснин — Троицкий вариант — Наука

Ревекка Фрумкина

Ревекка Фрумкина

Братья Веснины — Леонид Александрович (1880–1933), Виктор Александрович (1882–1950) и Александр Александрович (1883– 1959) — были погодками. Они родились в г. Юрьевец в обеспеченной семье, что позволило получить фундаментальное профессиональное образование в избранной ими области строительства и архитектуры.

С точки зрения умений братья, выражаясь сегодняшним языком, были универсалами: они умели строить всё — от Днепрогэса до дворцов культуры.

Все трое активно преподавали, были любимы учениками, писали мало, зато много рисовали.

Портрет А. А. Веснина

Портрет А. А. Веснина

Александр Веснин и вовсе был профессиональным художником, притом еще в 1910-е годы составил себе серьезное имя — прежде всего как художник театральный, соратник А. Таирова, А. Экстер и Л. Поповой.

Нередко говорят, что Александр Веснин пришел в архитектуру «через театр». Однако до собственно театральных работ он участвовал, например, в создании особняка Сироткина в Нижнем Новгороде (1913), причем не только как архитектор, но именно как художник (декоративные росписи). И это далеко не всё.

Свой художественный дар Александр Александрович осознал рано; он занимался живописью и рисунком в Школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина (с 1907 года), а также в студии Я. Ф. Ционглинского (с 1909-го). В 1912–1914 годах А. Веснин работал в мастерской В. Е. Татлина; сблизился с Л. Поповой, Н. Удальцовой и другими представителями русского художественного авангарда.

К середине 1920-х годов Веснину-художнику «было что показать»: он участвовал в Первой выставке картин Профессионального союза художников (1918), выставках «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919), «5 х 5 = 25», объединения «Мир искусства» (обе — в 1921 году) в Москве; в XIV Международной выставке искусств в Венеции (1924), в Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925).

По-настоящему А. Веснин прославился художественным решением спектаклей Александра Таирова в Камерном театре. Как театральный художник Веснин работал с 1919 года, но именно постановки в Камерном театре — «Федра» Расина (1922) и «Человек, который был Четвергом» Г. -К. Честертона (1923) стали этапными и принесли ему настоящую славу.

Рис. 1. Композиция

Рис. 1. Композиция

Режиссерские принципы Таирова были близки архитектурно ориентированному мышлению Веснина. Александр Таиров понимал сценическое пространство не как воплощение живописной декорации, а искал организованный художником вариант трехмерного пространства, который позволил бы реализовать действие одновременно на нескольких горизонтальных сценических площадках.

С 1921 года А. Веснин был профессором живописи и рисунка во Вхутемасе. В эти же годы он активно работал в ИНХУКе (Институт художественной культуры) и в архитектурной группе ЛЕФ, где и сформировалась его концепция архитектурного конструктивизма.

В 1923–1925 годах вокруг Александра Александровича сплотилась группа творческих единомышленников — в основном из числа студентов архитектурного факультета Вхутемаса, где он возглавлял архитектурную мастерскую. И вот тут — с моей точки зрения — начинается самое интересное.

В уникальном труде Селима Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда» (М., 1996) приведены иллюстрации к студенческим проектам «птенцов гнезда» Веснина — и там мы видим многое из того, что потом осуществилось в материале, но уже совсем другими поколениями архитекторов — и «всего-то» через 40–50 лет! (Самое прямое сходство — это дома на Новом Арбате, называемые в народе «книжками».)

Писать А. Веснин не любил, а говорил он ясно. Процитирую записи некоторых его публичных высказываний:

О синтезе искусств: «Синтез искусств мы считаем могучим средством создания полноценного архитектурного произведения. <…> Мы, однако, против декорирования архитектуры архитектурой. Скульптура и живопись, примененные в архитектуре, никого не обманывают. Архитектурная же декорация всегда выступает с претензией на реальную функциональную или конструктивную роль, и, если она этой роли в действительности не играет, она оказывается внутренне фальшивой».

Рис. 2. Фойе во Дворце культуры завода им. Лихачёва

Рис. 2. Фойе во Дворце культуры завода им. Лихачёва

О фойе во Дворце культуры автозавода им. Лихачёва: «Нам хотелось, чтобы в этом фойе дышалось полной грудью, легко и свободно. Мы пытались достигнуть этого несколькими средствами. Во-первых, мы открыли с боков лестницы на верхний этаж, вместо того чтобы отгораживать их от фойе стенами лестничных клеток. Пространство фойе раздвинулось: самые лестницы приобрели необычайно открытый характер, стали как бы омываться пространством окружающего их просторного помещения. Они подчеркнули значение верхнего пояса фойе, создали перетекание пространства снизу вверх и сверху вниз. Во-вторых, мы открыли в фойе кулуары расположенных друг над другом ярусов. Пространство фойе, переходящее, таким образом, в глубину театральных интерьеров, стало двухэтажным и по контрасту с более низкими кулуарами — высоким и просторным».

Рис. 3. Библиотечное крыло во Дворце культуры завода им. Лихачёва

Рис. 3. Библиотечное крыло во Дворце культуры завода им. Лихачёва

В точности этого описания читатель может убедиться (рис. 2). А для понимания масштабов личности и творчества Александра Веснина отсылаю читателя к упомянутому труду С. О. Хан-Магомедова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи
Оценить:  Загрузка...

trv-science.ru

Художник Веснин Александр Федорович - Галерея современного искусства

Александр Федорович Веснин родился в 1939 году в Алтайском крае. Прекрасную академическую школу в области живописи и педагогического мастерства он получил на художественно-графическом факультете Омского педагогического института им. А.М. Горького, одного из старейших в стране. Руководителем диплома был известный деятель искусства, член-корреспондент Академии Художеств, профессор А.Н.Либеров. С тех пор в жизни Александра Федоровича неразрывно связаны творчество и педагогическая деятельность. Он обучал детей искусству в общеобразовательных и художественных школах, активно участвовал в экспериментальной работе по освоению прогрессивной программы художественного образования Б.М. Неменского, вел и продолжает вести курсы по переподготовке учителей изобразительного искусства. При этом неустанно работает как живописец, много выставляется, совершенствует свое мастерство. Большая и яркая часть жизни художника прошла в Усть-Илимске. Здесь он прожил более двадцати пяти лет. Александр Федорович работает на кафедре изобразительного искусства и методики ВСГАО. С неиссякаемой творческой энергией и огромным опытом педагога он увлекает и студентов, и коллег. Александр Федорович давно определил свой путь в искусстве и, обращаясь к разным жанрам, прекрасно осознает себя как мастера, прежде всего пейзажной живописи. Истоки творческого метода, которым руководствуется Веснин как художник, можно найти в классической традиции, открытой еще Саврасовым и органично живущей в русском искусстве, невзирая на все новации. Это лирический пленэрный пейзаж со вниманием к самым простым мотивам природы в разных состояниях, тонкая живописность, свободная техника письма. Его корпусный мазок является не целью, а средством передачи душевного состояния. Живое чувство художника, его увлеченность натурой не мешают ему видеть и подчеркивать главное, добиваясь цельности в каждой работе - как в обобщенных композициях, так и в быстрых этюдах.Байкал, холст,маслоЧайки, холст,масло

nikole-t.livejournal.com

Веснин Александр Александрович | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Веснин Александр Александрович

Архитектор Александр Александрович Веснин (1883—1959), брат Л.А. Веснина и В.А. Веснина с которыми работал тесном творческом содружестве. Учился в институте гражданских инженеров в Петербурге (1901—1912). Участвовал в работе Инхука (Института художественной культуры; 1921—24), входил в архитектурную группу ЛЕФа (1924). Председатель ОСА (1925—1931), ответственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926—1930). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921—1930) и Московском архитектурном институте (до 1936). Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956—1959). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Александр Александрович Веснин, как и его братья, родился и провел детство на Волге, в древнем русском городе Юрьевце. Окончив Московскую практическую академию, он поступает в Петербургский институт гражданских инженеров (1901 —1912).

Еще со студенческой скамьи А. Веснин делил свои симпатии между архитектурой и живописью. Он был талантливым художником, о чем, например, свидетельствует выполненный им живописный плафон дома Сироткина.

В 1912—1914 годах Александр Александрович работал в мастерской В. Е. Татлина. В первые годы после Октябрьской революции А. А. Веснин выступает главным образом как художник — беспредметная живопись, книжная графика, театральные декорации (в Камерном театре, Малом театре и др.), с 1921 года он профессор живописи и рисунка во Вхутемасе. В эти годы А. А. Веснин принимает активное участие в работе ИНХУКа и в архитектурной группе ЛЕФа, где в тесном контакте («левыми» художниками и теоретиками производственного искусства формируется его творческое кредо как архитектора, положенное затем в основу теоретической концепции архитектурного конструктивизма.

Конструктивизм многое воспринял из теоретических принципов производственного искусства, в котором провозглашались Задачи: создание материальной среды для человека, конструирование полезных вещей.

В апреле 1922 года А. Веснин представил в ИНХУК личное творческое кредо, ряд формулировок которого он уточняет и развивает в июне того же года в записи о задачах художников. В этих документах были сформулированы теоретические принципы раннего конструктивизма — активная роль, созданных художником произведений, подчеркивание конструктивной целесообразности новой формы.

Вокруг А. А. Веснина — лидера архитектурного конструктивизма — в 1923—1925 годах постепенно сплотилась группа творческих единомышленников (в основном из числа студентов архитектурного факультета Вхутемаса, где он возглавляет архитектурную мастерскую), которая в полемике с рационалистами — членами АСНОВА (лидер Н. А. Ладовский) — обратила пристальное внимание на функциональное назначение сооружений как основу формообразования.

Большое значение для формирования эстетического кредо А. Веснина имела его работа над оформлением (1922—1923) спектакля «Человек, который был четвергом» в Камерном театре. А. Веснин создал на сцене обобщенный образ современного города (художественное воплощение идеи урбанизма), использовав каркасные  конструкции, фермы,  консоли, лифты, движущиеся тротуары, различные элементы техники (вращающиеся колеса) и т. д. Эстетизация обнаженной конструкции, которая использовалась и раньше некоторыми художниками (В. Татлин, Л. Попова, Г. Клуцис, А. Экстер и др.), была доведена здесь до уровня новой художественно-композиционной системы. Эта система   приобрела архитектоническую структуру в конкурсных проектах братьев Весниных 1923—1925 годов (Дворец Труда — 1922—1923, московское отделение газеты «Ленинградская правда», ангар для самолетов, здание акционерного  общества «Аркос» — 1924 г., телеграф — 1925 г.), которые сыграли большую роль в формировании нового творческого направления в советской архитектуре. В этих работах оказались как бы слитыми воедино формально-эстетические  поиски А. Веснина и практический опыт его старших братьев. Все это придало новое качество этим произведениям Весниных, существенно отличавшимся (особенно по подходу к решению художественных задач) от более ранних проектов и построек В. и Л. Весниных.

Во второй половине 20-х годов мастерская А. Веснина на архитектурном факультете Вхутемаса—Вхутеина становится не только местом подготовки сторонников нового направления, но и своеобразной лабораторией творческих поисков в области формообразования.

Выполненные под руководством А. А. Веснина курсовые и дипломные работы студентов (А. Бурова, М. Барща, М. Синявского, И. Леонидова и др.) способствовали обогащению профессиональных средств и приемов конструктивизма.

В 30-е годы А. Веснин активно участвовал в творческих дискуссиях, последовательно отстаивая творческие принципы конструктивизма. Он серьезно занимается в 30-е годы теоретическими проблемами (взаимосвязь формы и содержания, пути освоения архитектурного наследия). А. Веснин еще и еще раз тщательно анализирует выработанные под его руководством в 20-е годы творческие принципы конструктивизма, отделяя в них то, что, по его мнению, прошло проверку временем, от того, что требует дальнейшего уточнения или не подтвердилось на практике.

Представляют интерес высказывания Л. Веснина (а также и В. Веснина) о закономерностях формообразования в архитектуре, о взаимоотношении в архитектуре всеобщего и временного (характерного для определенной исторической эпохи), о роли отдельных средств архитектурной композиции, о простоте и сложности, о значении пространства, о взаимоотношении функции и формы и др.

Большое уважение вызывает бескомпромиссная оценка А. Весниным эклектических тенденций в советской архитектуре 30-х годок и защита художественных ценностей поной архитектуры и ряда конкретных произведений ее наиболее талантливых представителей (Ле Корбюзье, Райта, Леонидова) в тот период, когда в советской архитектуре на передний план выходило освоение классики.

Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975

А. А. Веснин и Л. С. Попова. Проект художественного оформления массового действа в честь третьего конгресса Коминтерна. 1921
А. А. Веснин и Л. С. Попова. Проект художественного оформления массового действа в честь третьего конгресса Коминтерна. 1921
А. А. Веснин и Л. С. Попова. Проект художественного оформления массового действа в честь третьего конгресса Коминтерна. 1921
А. А. Веснин. Сценическая установка к скетчу Честертона «Человек, который был четвергом» в Московском Камерном театре. 1922—1923
А. А. Веснин. Сценическая установка к скетчу Честертона «Человек, который был четвергом» в Московском Камерном театре. 1922—1923

famous.totalarch.com

МБУК «Картинная галерея»

О русской душе написаны горы книг. Доброта и щедрость, смелость и прямодушие – эти качества характеризуют могучее русское племя. Художник Александр Федорович Веснин – яркий представитель этого племени. Сейчас ему 77 лет, но, несмотря на возраст, он полон творческого вдохновения и жизненных сил. Веснин по-прежнему всей душой верен родине и ее красоте. 

Его далекая и любимая родина – Алтай, где он родился в деревне и воспитывался у бабушки, суровой донской казачки. Учился Александр Федорович в Барнауле, одновременно посещая самодеятельную изостудию при Доме культуры.

После армии Александр Федорович поступил в Омский государственный пединститут. Здесь он получил прекрасную академическую школу в области живописи и педагогического мастерства. Его наставником, руководителем диплома был известный сибирский художник профессор Алексей Николаевич Либеров. Это бескорыстный подвижник искусства, и занимался он благородным делом – поддерживал молодых и талантливых художников Омска. И Веснин был в их числе.

Все, кто знает Александра Федоровича, знают его плодотворную педагогическую деятельность. Это педагог, прошедший путь от учителя. до директора школы. 7 лет он был директором Карапчанской средней школы. Также работал учителем рисования и черчения в 11 школе, преподавал в школе искусств № 2. Открыв его страничку в одноклассниках, Вы легко можете убедиться, что ученики до сих пор помнят его уроки.

В теперь уже таком далеком – в 1993 году -  открылся художественно-графический факультет – радость и надежда того времени. И Веснин стал первым его деканом. Великое счастье – быть наставником. У Александра Федоровича огромное число благодарных и любящих его бывших студентов, которые помнят его великолепные уроки. 

Педагогическая деятельность никак не мешала писать картины, а скорее наоборот помогала ему творить с невероятной легкостью.

Выставок у такого плодовитого художника было много. Если говорить об Усть-Илимске, то первая его выставка состоялась при открытии ДК имени Наймушина. 3 огромных зала были наполнены его работами. Вторая выставка прошла в ДК «Гренада». Третья– в Выставочном зале. Последующие его выставки проходили уже в Картинной галерее. 

Александр Федорович – художник, который воспевает жизнь. Он не терпит серости и уныния.

Это не художник-отшельник, он никогда не сидел на месте! Вместе с рюкзаком и мольбертом он покорял горные вершины, сплавлялся по рекам. Туристские тропы влекли его в любую погоду. Саяны, Памир, Тянь-Шань  и везде художник делал зарисовки и этюды. Его впечатления  - неисчерпаемы и из них рождаются его великолепные, жизнерадостные полотна.

С 2002 г. Веснин А.Ф. живёт в Иркутске,  где он продолжил свою путь педагога уже в головном вузе ИГПУ. С 2003 г. он доцент  Восточно – Сибирской государственной академии образования.   Им разработаны учебные пособия по изобразительному искусству, ряд методичек и практических советов по живописи. Александр Федорович Веснин -  профессиональный художник, один из ведущих в Сибири.

  

galereya.irk.muzkult.ru

Александр Веснин Русский советский архитектор театральный художник биография театральные проекты

Открыть доступ Александр Родченко «Портрет Александра Веснина»Александр Родченко «Портрет Александра Веснина»

Русский и советский архитектор, театральный художник, младший из трех братьев-архитекторов — основателей конструктивизма.

Окончив Московскую практическую академию коммерческих наук и петербургский Институт гражданских инженеров, работает помощником у архитекторов, занимается в студиях К. Юона и В. Татлина. В 1908 году Веснины создают проект театра в Ярославле — с неорусским декором и гербом города на фасаде.

В 1919-м Веснин приходит в театр: в Малом он оформляет «Ревизора», «Женитьбу Фигаро», «Пути к славе»; в Камерном театре А. Таирова — «Благовещение», «Человек, который был четвергом», «Федру» и «Ромео и Джульетту» (последний выпущен в оформлении А. Экстер), в созданном Н. Сац Московском театре для детей — «Жемчужину Альдамины».

 

А. А. Веснин «Сцена с участием Тезея и Арикии. Эскиз декорации к трагедии «Федра» Ж. Расина, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922А. А. Веснин «Сцена с участием Тезея и Арикии. Эскиз декорации к трагедии «Федра» Ж. Расина, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922

 

Так рождаются кинетические сценические установки и происходит так называемая кубизация декораций. В 1921-м Веснин становится участником знаменитой конструктивистской выставки «5 × 5=25» (В. Степанова, А. Родченко, Л. Попова, А. Экстер).

В 1920-х Веснины становятся лидерами советского конструктивизма — их архитектура «сконцентрировала в себе и достижения инженерных сооружений, и некоторые черты «рациональной архитектуры», и поиски театральных художников» (С. Хан-Магомедов).

 

А. А. Веснин «Вариант трансформации театральной установки в процессе сценического действия. Спектакль по роману «Человек, который был четвергом» Г. Честертона, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922А. А. Веснин «Вариант трансформации театральной установки в процессе сценического действия. Спектакль по роману «Человек, который был четвергом» Г. Честертона, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922

 

Веснины строят рабочие клубы в Баку (1928–1932) и Дворец культуры Пролетарского района в Москве (ДК АМО ЗИЛ, 1930–1937) — многофункциональный комплекс с большим и малым зрительными залами, лекторием, залами для занятий и репетиций, кафе, объединенными в протяженном объеме с легкими опорами, ленточными окнами и остекленным атриумом.

Проект Весниных 1930 года получает высшую премию в конкурсе на Театр массового действа в Харькове, собравшем рекордное количество участников.

Здесь главным стало «найти прием решения театра, в котором зрительный зал и сцена составляли бы единое пространство, способное трансформироваться и служить для массовых музыкальных действий, праздников и больших собраний…».

 

Л. А., В. А., А. А. Веснины «Проект Дворца культуры Автозавода им. И. А. Лихачева» 1931. ПерспективаЛ. А., В. А., А. А. Веснины «Проект Дворца культуры Автозавода им. И. А. Лихачева» 1931. Перспектива

 

В 1933-м братья участвуют в конкурсе на здание Музыкального театра Немировича-Данченко в Москве, предложив простой и выразительный проект в новых формах.

В 1934 году А. и В. Веснины, возглавлявшие проектную мастерскую Моссовета, выиграли один из ключевых конкурсов Страны Советов — на здание Наркомата тяжелой промышленности, в котором участвовали ведущие советские архитекторы.

Во второй половине 1930-х с поворотом советской архитектуры в сторону «освоения классического наследия» Веснин постепенно отходит от активной практической и теоретической работы.

 

Л. А., В. А., А. А. Веснины «Конкурсный проект Театра им. В. И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве» 1933. ПерспективаЛ. А., В. А., А. А. Веснины «Конкурсный проект Театра им. В. И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве» 1933. Перспектива

 

 

cultobzor.ru

Художник Александр Веснин представит свою живопись и пастели в иркутской «Молчановке»

Иркутск, 15.01.16 (ИА «Телеинформ»), - В иркутской областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского 15 января открывается персональная выставка художника Александра Веснина «Мое родное Прибайкалье».

Экспозиция будет представлена в двух залах, в нее включена масляная живопись и работы в технике пастель. По словам организаторов, выставка богата пейзажной живописью и натюрмортами.

Увидеть картины можно будет до 28 февраля по адресу: Иркутск, ул. Лермонтова, 253, остановка «Госуниверситет». Справки по телефону: 48-66-80 (добавочный 540, 550, 560).

Справка:

Александр Федорович Веснин родился в 1939 году в Алтайском крае. Академическую подготовку в области живописи и педагогического мастерства он получил на художественно-графическом факультете Омского педагогического института имени Горького.

Веснин работал учителем рисования, черчения и технического труда, преподавал в детской художественной школе, был первым деканом художественно-графического факультета в Усть-Илимском филиале Иркутского государственного педагогического института, исполнял обязанности заведующего кафедрой, был доцентом Восточно-Сибирской государственной академии образования, преподавал живопись, рисунок, композицию.

С 2002 года Александр Федорович живет в Иркутске. Награжден медалью «Победитель социалистического соревнования», знаком «Отличник народного просвещения», имеет звание «Учитель-методист», член Союза художников России.

По информации «Молчановки»

ТЕПЕРЬ: новости культуры в Иркутске и области — в Telegram

Читатель Толстов: обзоры литературных новинок Новые фильмы: ежемесячные обзоры от ИА Телеинформ • Иркутская афиша • Время золотых полтинников: что происходило в рок-музыке 50 лет назад? • Иркутская VIP-прослушка: что слушают известные иркутяне?

i38.ru

Веснин, Александр Александрович — WiKi

Младший сын в семье Александра Александровича Веснина и Елизаветы Алексеевны (урождённой Ермолаевой). Отец Весниных родом из Старой Ладоги, мать — из уездного города Макарьев. Они познакомились и поженились в Нижнем Новгороде. В приданое невеста получила небольшую усадьбу в Юрьевце-Поволжском, жених — винокуренно-дрожжевой завод от старшей сестры в подарок. Александр Александрович много читал, тратил много денег на подписку журналов и газет, писал стихи. Елизавета Алексеевна была прекрасной пианисткой, знала языки, любила читать. Благодаря родителям чтение и музыка стали семейной традицией в доме Весниных. В семье почиталась работа, трудолюбие, честь, верность долгу, любовь друг к другу. Обилие белокаменных храмов в Юрьевце, поездки с родителями в Нижний Новгород, который с детства был для них музеем архитектуры под открытым небом, и прекрасное природное окружение будили в детских душах любовь к рисованию.

Учился в Московской практической академии коммерческих наук; в 1901—1912 гг. — в Институте гражданских инженеров в Петербурге.

В 1904 году Александр и Виктор Веснины, когда они были уже на IV курсе, прерывают на ряд лет учёбу в институте, работают помощниками у архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях (К. Ф. Юона, И. О. Дудина, В. Е. Татлина и др.)

Работы в театре

  Абстрактная композиция (1915)

С 1919 по 1925 годы он оформлял спектакли:

Для новаторской пьесы, вспоминал искусствовед Абрам Эфрос, Александр Веснин сконструировал уникальную установку с лифтами, движущимися тротуарами, вращающимся и опускающимся полом. "Пьеса жила в подъёмной машине и на лестницах небоскребов. На сцене был город стальных ребер и клеток. Между ними вверх и вниз скользили подъёмники и вилась паутина лестниц. Неугомонно подымались, шмыгали, пропадали люди в клетчатых костюмах, плащах, кепи, цилиндрах".[5]

Все короткие эпизоды, из которых был составлен спектакль, сменялись с кинематографической быстротой. Одних подобная «свистопляска на сцене», не похожая ни на что на свете, потрясала и удивляла, а других отталкивала, но никого не оставляла равнодушным. Сам же А. Веснин, по воспоминаниям современников, радовался, словно ребёнок — удалось![6]

Архитектурные работы

Студентом разработал проект посёлка-сада Никольское под Москвой (1908).

С 1923 года вместе с братьями стал одним из лидеров советской архитектуры конструктивизма.

С 1933 года Александр Александрович и Виктор Александрович возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета (переданную вскоре в систему Наркомтяжпрома, а затем в Наркомат нефтяной промышленности).

Участвовал в осуществлении:

  • фасада Главного почтамта на Мясницкой улице (1911, проект Л. И. Новикова и О. Р. Мунца),
  • в перестройке Банка и Торгового дома на улице Кузнецкий Мост (1913, проект В. И. Ерамишанцева),
  • Доходного дома на Кузнецком Мосту в 1914—1916 годах.
  • вместе с В. А. Весниным участвовал в строительстве доходного дома на Мясницкой улице, 15 (1912, проект Б. М. Великовского и А. Н. Милюкова),
  • в перестройке особняка на Большой Мещанской улице, 20 (1913, проект П. П. Висневского)
  • в строительстве особняка в М. Знаменском переулке, 11 (1913, проект А. Г. Измирова)
  • скаковых конюшен на Скаковой улице, 3 (1914, проект А. Г. Измирова)
  • Универмаг на Красной Пресне в Москве (1927).
  • доходного дома Петербургского Страхового общества на улице Сретенка, 26 (1915, проект А. Г. Измирова).
  • здание «Ленинградской правды» (1924),
  • дом общества «АРКОС» (1924)
  • комплекс Днепрогэса (1927—1932). Хотя формально автором проекта считался Виктор Веснин, но деятельное участие в его разработке принимали Леонид и Александр. Они считали Днепрогэс одной из лучших своих работ.
  • Дом общества политкаторжан (1931—34) (ныне Театр киноактёра)
  • Дворец культуры ЗИЛа (1930—1934)
  • рабочие клубы в Баку

Преподавательская деятельность

  Надгробие Весниных на Новодевичьем кладбище (архитектор А. Веснин)

В 1920-е преподавал во ВХУТЕМАСе.

Александр Веснин и Любовь Попова совместно вели мастерскую на младших курсах живописного факультета ВХУТЕМАСа, на базе которой и формировалась пропедевтическая дисциплина Цвет. Они оба были членами Рабочей группы обжективистов ИНХУКа, в которой главное внимание на теоретических дискуссиях обращалось на проработку таких вопросов, как определение и анализ цвета, конкретизация цвета, анализ элементов цвета, вещественность, пространственность.[8]

Л. Попова и А. Веснин в 1920 году вместе делали макет для театрализованного парада войск, посвящённого конгрессу III Интернационала в Москве. Этот парад должен был режиссировать Мейерхольд. Частью макета, о котором можно судить по сохранившемуся рисунку, был город будущего, составленный из геометрических фигур — пирамид и колёс, напоминающих детали машин — конструкция из декорации к спектаклю «Человек, который был Четвергом».

Вместе с М. Я. Гинзбургом являлся ответственным редактором журнала «Современная архитектура» (1926—1930), редактором журнала «Советский художник».

Умер 7 ноября 1959 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с братьями. Памятник на могиле Весниных выполнен по проекту А. А. Веснина.

ru-wiki.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта