Народный костюм: уйдёт и ладно? Художник харлов картины
7 августа 19491949-08-07 68 лет |
Никель Печенгского района Мурманской области,СССР |
СССР СССР → Россия Россия |
живопись |
Кировское училище искусств, МГАХИ имени В И Сурикова |
реализм |
www.turkaramamotoru.com
Киров | Встреча с Виктором Харловым - БезФормата.Ru
22 мая состоялась встреча сотрудников областной научной библиотеки имени А. И. Герцена с Народным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств России Виктором Георгиевичем Харловым на его персональной выставке, которая разместилась в большом читальном зале библиотеки. Не многие знают, что в начале 20-х годов прошлого столетия именно в этом зале экспонировались рисунки дымковской игрушки А. И. Деньшина. Отрадно заметить, что традиция сотрудничества вятских художников с библиотекой продолжается. На выставке В. Харлова, камерной по количеству работ, но значимой по глубине их содержания, представлены творческие поиски живописца рубежа ХХI столетия. Они выражены в тематических полотнах музейного характера разных по жанрам, манере исполнения и эмоциональной наполненности. В каждом произведении художника запечатлены его размышления о судьбе России, ее истории и культуре.
Это работы пейзажного жанра разные по смысловым и эмоциональным характеристикам, созданные под впечатлением деревенской природы и городского пейзажа, а также тематические полотна с православной тематикой. Здесь же живописные картины-воспоминания, окрашенные ностальгическими переживаниями об ушедшей в прошлое крестьянской жизни.
В. Харлов «Прошлые лета. Русиновский дом» (1997)
Встречу с вятским живописцем открыла куратор выставки искусствовед Любовь Борисовна Горюнова, которая рассказала о концепции экспозиции и представила творчество В. Харлова в контексте развития отечественного искусства второй половины ХХ – начала XXI столетия.
В. Г. Харлов и Л. Б. Горюнова
В. Г. Харлов рассказывает о себе и своём творчестве
Затем Виктор Георгиевич рассказал о своей биографии, подробно остановился на методике обучения в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (мастерская монументальной живописи профессора К. П. Тутеволь), акцентировал внимание на истоках его пейзажной живописи и деревенской тематики. Собравшимся было интересно узнать о деревне Русиново в далекой глубинке русского севера, ставшей на многие годы творческой мастерской В. Харлова. Из рассказа художника было понятно, что деревня для него не просто географическое пространство, а та духовно-нравственная среда, в которой формировались ценностные основы русского человека. «С их разрушением, – заметил живописец, – происходит постепенное уничтожение русского народа как нации». Именно об этом он хотел сказать в своих сюжетных картинах.
В. Харлов. «Январь» (2000 г.)
Собравшимся было интересно узнать не только о творчестве самого Виктора Георгиевича, но и его сына Максима, закончившего также Суриковский институт. Харлов рассказал о его работах в области декоративно-монументального искусства, в частности о художественном оформлении московских станций метрополитена, настенных росписях древнерусских храмов в Европе и Америке. Виктор Георгиевич остановился также на участии Максима в проходящих в столице молодежных выставках.
В. Харлов «Дом моего детства» (2000 г.)
Увлеченно рассказывал художник о приемах живописного письма, построении цветового колорита, особенностях композиционного мышления, об эстетической стороне в создании картины.
В. Харлов «На реку Великую» (2010 г.)
Виктор Харлов говорил не только о художественном решении живописной работы, но и о содержательной её стороне, о миссии русского художника и роли в отечественном искусстве. Сегодня редко можно услышать серьезные размышления на эту тему. Творчество (если можно применить здесь это слово) ориентировано на рыночные ценности.
В кругу сотрудников библиотеки
Собравшимся было интересно узнать о дальнейших творческих планах художника. Виктор Георгиевич рассказал о подготовке к открытию персональной выставки в 2014 году в Академии художеств в Москве.
В. Харлов «Март в Вятке» (1999 г.) и мультимедийный киоск
Искусствовед Л. Б. Горюнова обратила внимание на включение в экспозицию мультимедийное техники, которая значительно расширяет экспозиционное пространство. Благодаря современным технологиям мы можем более полно представить творчество художника (живопись, рисунок, монуметально-декоративное искусство). Интересно было увидеть мастерскую художника, где он пишет свои картины.
В мастерской В. Г. Харлова
Сейчас в мастерской художника вместе с графическими и живописными работами жены, заслуженного художника России В. И. Ушаковой, находится более 1500 произведений, в том числе, старинная мебель, деревенская утварь, декоративно-прикладное искусство, картины и гравюры (подарки известных местных и столичных художников), антикварные работы, а также уникальная библиотека. Это уже готовый музей. «Вот только пока он никому не нужен», – заметил художник. Сотрудники библиотеки поддержали художника в том, что эту проблему сохранения и создания музея надо решать сегодня. Мы всё оставляем на потом. Это может быть музей-мастерская, картинная галерея, Фонд художника В.Харлова и так далее. Оценку творчеству Виктору Харлову уже дали современные ведущие ученые и теоретики искусства. Вятский живописец вошел в число тех мастеров, которые определили общую картину развития отечественного искусства конца XX века. Л. Б. Горюнова добавила, что подобные современные музеи уже давно существуют в Вологде, Брянске, во Владимире, Белгородске.
Встреча была взаимообогащающей и полезной. Виктор Георгиевич пригласил всех желающих посетить «святая-святых» – его мастерскую, что он делает отнюдь нечасто.
kirov.bezformata.ru
Кировчанам представили картины «заслуженного» городского художника
Картины, отметившего в этом году 60-летие, Виктора Харлова есть в экспозициях Третьяковской галереи и музеев крупных городов России. В честь юбилея кировского художника в музее им. Васнецовых открылась его персональная выставка. Главной темой картин Виктора Харлова много лет назад стало село. Пейзажи о Вятской глубинке принесли художнику признание и государственные награды. Среди его работ картины «Лиственница», «Приказная изба», «Март. Улица Казанская», «Вятский дворик», «Последние жители деревни Русиново». На юбилейную выставку художник привез 170 полотен. И это только малая часть - большинство картин Виктора Георгиевича находится в частных коллекциях и музеях. В сентябре распоряжением главы г. Кирова Виктор Харлов награжден Почетным знаком «За заслуги перед городом». В день открытия выставки эту награду художнику вручила и.о. главы города Галина Гагаринова. - Я хочу от всех горожан низко поклониться вам, за то, что каждая ваша работа это красота, которую вы несете людям. Вызывает гордость то, что мы живем в одном городе, в одном дне, в одной эпохе, - отозвалась об авторе Галина Гагаринова. - Виктор Харлов - это достояние Кировской области. Крупнейший художник, чье имя в творческой среде очень известно, - поделилась и. о. главы областного департамента культуры Татьяна Мазур. Сам Виктор Харлов звездой себя не считает. Изобразительное искусство для него - просто работа. Для нее не нужно ждать вдохновения или особого настроения. 40-летний стаж творческой деятельности член-корреспондент Российской академии художеств не считает большим. Мечтает продолжить работу, закончить самые главные свои картины. И радуется, что и кировчане смогут посмотреть на его творчество. - Делай свою работу профессионально, честно и по возможности критически относись к себе, - советует Виктор Харлов. Для справки: Виктор Харлов родился 7 августа 1949 г. в поселке Никель Печенского района Мурманской области. Детство провел в д. Безводное Шабалинского района Кировской области. В Кирове он окончил школу и художественное отделение Кировского училища искусств. Два года он работал художником-исполнителем Кировского отделения Художественного фонда РСФСР. А в 1970-м поступил в Московский художественный институт им.Сурикова, по окончанию которого, снова вернулся в Киров. Особое место в творческой биографии художника занимает работа над росписями в православных храмах. Им выполнены росписи Успенского собора Трифонова монастыря, в церкви Иоанна Предтечи в г. Кирове. В числе лучших художников России, он участвовал в росписи храма Христа Спасителя.
devyatka.ru
Выставка Виктор Харлов. Моя мастерская в Москве
100 произведений живописи и графики народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Виктора Харлова. Выставка приурочена к 65-летию мастера.
В экспозицию вошли произведения, созданные в 1970-е–2014 годы, из собраний Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых, Дирекции художественных выставок СХ России, Института русского реалистического искусства, а также из мастерской художника.
Виктор Харлов входит в число художников, сформировавших своим творчеством большое российское искусство конца ХХ века. Приверженец традиционной школы русской пейзажной и жанровой живописи, он посвятил свое творчество природе и людям Вятского края.
В 1976 году он окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, где учился в мастерской монументальной живописи проф. К.П.Тутеволь.
В 1970-х годах его мастерской стала деревня Русиново в Нижнем Лалье, которое находится на стыке Вологодской, Архангельской, Коми земель и Кировской области. Здесь он открыл для себя древнюю крестьянскую Русь с первозданной природой, патриархальным укладом жизни. По мере вживания в деревенскую тему, Харлов начинал видеть не только красоту земли, но и проблемы людей, живущих на ней. Его работы пронизаны чувством трагической неизбежности конца, тоской по уходящему, состраданием, которые присущи русскому искусству во все времена.
«Последние жители деревни Русиново» — памятник уходящей русской деревне с ее многовековым укладом жизни, уходящей эпохе. Это их предстояние перед разомкнувшейся вековой оградой, предстояние перед своей судьбой. Картина пронизана острым эмоциональным переживанием художником бедственного состояния деревни и ее жителей. Густой, похожий на потемневшее золото колорит, таинственный свет создают ощущение древнего предания.
В.Харлов обладает даром точной передачи характеров и внешности людей. Крепкие фигуры, мускулистые руки, суровые лица — предельная правдивость сочетается с монументальным обобщением образов, их пластической выразительностью.
В 1979 году художник стал лауреатом премии Ленинского комсомола за эту, столь значимую в его творческой биографии картину, и пейзажи «Лиственница» и «Туман». В 1988 году за живописный цикл «Русиновская земля» художнику присвоена Государственная премия имени И.Е.Репина.
Уже в этот период в его больших картинах, эпических и созерцательных, камерных и панорамных, чувствуется зрелость мастера. Он пишет много, энергично и свободно, разнообразная палитра наполнена цветом и светом. Условность раннего периода исчезает. Художник воочию видит цветовое богатство реального мира.
В. Харлову дано особое чувство земли. Земля в его картинах материальна, конкретна географически и одновременно космична. Взгляд художника всегда устремлен к горизонту, создает глубину живописного пространства. Картины художника строятся на точности, даже документальности изображаемого.
Со временем творческой мастерской Харлова стала деревня Животово. Художник остается верен себе, в его картинах нет ничего случайного, для живописи он выбирает не внешние эффекты, а сложные природные состояния. Ждет это состояние как событие. Харлов традиционен во всем и представляет собой архетип русского художника конца ХIХ века.
Мастерская В. Харлова в Вятке окнами выходит на реку и слободу Дымково. Его город узнаваем по дорогим сердцу местам. Таков цикл «Деревянная Вятка». В нем художник торопился запечатлеть исчезающий лик старинного провинциального города.
Дух старой Вятки еще живет в крестном ходе, самом древнем и длительном в России. В этом историческом событии Виктор Харлов услышал современное звучание, новый ритм и передал его в картине «На реку Великую».
В 1980-х годах в творчестве художника появилась новая тема, выдержанная в другой живописной тональности. Художник обратился к своеобразному интерьеру северной русской избы, передавая в нем красоту и праздничность традиционных бытовых предметов. «Утро в русиновском доме», «Прошлые лета. Русиновский дом» — пространство дома наполнено светом, а за окном — радостный, сверкающий пейзаж. Человек и природа в его картинах («Утро», «Лето на Лале», «Сирень цветет», «Субботний вечер» и др.) представлены как неразрывное целое.
На выставке представлен небольшой раздел графики. В рисунке В. Харлов такой же большой мастер пейзажа. В нем проявляется бережное, чуткое отношение к натуре, высокая культура и артистизм, изысканное использование чистого поля бумаги, ее фактуры. Особенно проникновенны снежные пейзажи, где он так поэтично и такими скупыми средствами смог изобразить тишину и безмолвие зимней природы.
В 1990-е годы художник обратился к монументальной живописи. Он исполнил роспись «Успение Богородицы» в Успенском соборе Вятского Свято-Трифонова монастыря, участвовал в воссоздании росписей храма Христа Спасителя в Москве. В 2002 году исполнил настенные росписи в храме Иоанна Предтечи в Вятке.
В.Харлов — кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени. Удостоен золотых медалей Российской академии художеств и Союза художников России. Лауреат Международной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова. С 2014 года — почетный гражданин города Кирова.
Произведения В. Харлова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, многих российских и зарубежных музеев и галерей..
В творчестве художника увиденное в окружающем мире преображается личностным мировосприятием художника, его убежденностью в ценности того, что понял и почувствовал он сам.
На основе пресс-релиза
www.vashdosug.ru
Пейзаж сельский, живопись академическая
Подробности Создано 01.10.2009 10:30 Просмотров: 1816В МУЗЕЕ ВАСНЕЦОВЫХ ОТКРЫЛАСЬ ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ВИКТОРА ХАРЛОВА
1 октября в художественном музее имени братьев Васнецовых открывается персональная юбилейная выставка выдающегося художника Виктора Георгиевича Харлова.
Виктор Харлов выпускник Кировского училища искусств, а затем и Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, признанный мэтр живописи, народный художник России, член-корреспондент Академии художеств (1991), участник многих престижных выставок, российских и международных.
За более, чем 40 лет творческого труда им были созданы сотни рисунков, эскизов, этюдов, живописных картин, монументальные росписи вятских и столичных храмов.
Произведения Виктора Харлова входят в коллекции целого ряда музеев: Третьяковской галереи, Кировского художественного музея имени братьев Васнецовых, Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Коми республиканского художественного музея. Львовской и Калининградской картинных галерей и многих других.
По словам самого Виктора Георгиевича, работает он в манере реалистической живописи, изображая то, что хорошо знает и любит. Речь идет о сельском пейзаже или портретах на фоне сельского пейзажа, передающих атмосферу степенной, размеренной, но очень насыщенной и содержательной жизни.
Вот и теперь основной темой выставки, приуроченной к 60-летию автора, сам он избрал размышления над вечной проблемой отношений человека и окружающего мира. Природа глубинки Вятского Севера, городской пейзаж старой Вятки, усадебные мотивы села Рябова наполнены эмоциональной многоплановостью душевного переживания живописца.
На выставке представлены работы из фондов Вятского областного художественного музея, Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», запасников Дирекции художественных выставок Союза художников России, частных собраний.
Выставка продлится до 29 ноября.
Автор: Людмила Мамонтова, методист отдела информации ВХМ им. братьев Васнецовых
Фото картин Виктора Харлова из архива Вятского регионального отделения СХР
ks-gazeta.ru
Daniel F Gerhartz картины художника
Современная американская живопись в лице лучших её представителей. Некоторые люди считают, что художники, которые могли писать красивейшие картины и которые имеют высокую художественную ценность, жили только в далёком прошлом, а сейчас существует лишь мелкие художники, которые создают довольно невнятные работы. Однако, это абсолютно не так. И в наше время существует множество художников, которые вполне сравнимы с теми же Караваджо, Рембрандтом, Пикассо, Дали и т.д. Другое дело, что художники прошлого были, в каком-то смысле, первопроходцами и то, что они делали, создавалось в этом мире впервые. Наследие истории также добавляет им колорита и значимости. Естественно, что ни всегда будут пользоваться большей популярностью, но со временем к их числу будут прибавляться имена, которых мы сейчас считаем современниками.
Daniel F Gerhartz — один из самых известных современных художников Америки. Родился в 1965 году в штате Висконсин. Окончил Американскую Академию искусств в Чикаго. Всегда увлекался творчеством таких живописцев, как John Singer Sargent, Альфонс Муха, Николай Фешин, Joaquin Sorolla и т.д. Его искусство — это смесь романтизма и символизма. Кроме того, его отличительной чертой является и эстетический импрессионистский мазок, который всегда к месту и ко времени.
art-assorty.ru