А ВЫ сможете понять, что не так на этой картине Леонардо да Винчи? Леонардо картина
Леонардо да Винчи - биография, фото, личная жизнь, произведения, картины
Леонардо да Винчи: биография
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).
Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.
Портрет Леонардо да ВинчиПервенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.
Творчество и изобретения да Винчи
Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.
Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.
В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.
Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.
Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.
Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.
Портрет Франческо МельциНесмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.
Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.
В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.
Личная жизнь
Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.
Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.
К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.
Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.
К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.
Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.
Фрагмент картины «Дама с Горностаем»Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.
Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.
Смерть и могила
Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.
Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.
Памятник Леонардо да Винчи в Милане, ИталияНа момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.
К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.
Замок АмбуазПосле разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.
В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.
На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.
Тайны картин да Винчи
Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.
С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.
Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель Дэн Браун. Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.
Утраченные и незаконченные работы
Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».
О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.
Фрагмент картины “Леда и лебедь” да ВинчиНа картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.
Прижизненный соперник Леонардо Микеланджело тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.
Картина “Леда и лебедь” МикеланджелоСреди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.
Фрагмент картины “Поклонение волхвов”Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.
Интересные факты
- Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
- Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
- Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
- Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».
- Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
- Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.
Фото
24smi.org
Кем был Леонардо да Винчи, тайны его картин
Личность этого гения будоражит умы человечества вот уже не одно столетие. И сегодня люди продолжают гадать, кем был Леонардо да Винчи. Известный своими живописными работами и новейшими разработками в области инженерии, он опередил время, в котором жил. Более 500 лет прошло с момента смерти великого творца, но его имя всегда вызывает живой интерес и в наши дни. Ученые, изучающие биографию и деятельность изобретателя, заявляют, что охватить масштаб титана эпохи Возрождения невозможно. Став легендой при жизни, да Винчи остается недостижимым идеалом в нашем мире.
Биография гения
Для начала познакомимся с гениальным мастером, оставившим после себя множество загадок. Чтобы понять натуру героя всех времен, познакомимся с биографией Леонардо да Винчи. Кратко она будет описана в данной статье.
Этот уникальный человек родился в 1452 году. До сих пор неизвестно, кем была его мать, а отец, признавший сына, четыре года не забирал его к себе.
У мальчика было хорошее образование, хотя, как упоминал сам Леонардо, бессистемное. Он с детства удивлял всех своим талантом, и известна роспись деревянного щита, на котором подросток изобразил грозную Медузу Горгону, поразившую окружающих своей реалистичностью. Сейчас копия этого произведения, выполненная Караваджо, хранится в музее во Франции. Отец, заметивший прекрасные данные сына, решает, что их необходимо развивать, и отдает ребенка на обучение во Флоренцию своему другу, известному художнику Верроккьо. С этого момента начинается новый этап в жизни Леонардо да Винчи, творчество которого оставило заметный след в искусстве и науке. Надо сказать, что талант юноши был оценен по достоинству, и после того, как учитель увидел изображение ангела, выполненное учеником, он больше не брал в руки кисть.
Новый период в жизни
Правда, не все замечали искусные творения юного мастера, сильно расстроенного из-за того, что его не пригласили работать в Ватикан, как других художников. Так заканчивается флорентийский период и начинается новый.
Испытывающий досаду да Винчи переезжает в Милан – промышленный город, где жили не творческие люди, а ремесленники, крепко стоящие на ногах. Молодой человек находит хозяйственника Л. Сфорца и просит его покровительства, упоминая в первую очередь свои инженерные задумки, а не художественные заслуги. Лодовико не отказывает приятному юноше, работы которого в это время доказывали, что он гениальный конструктор.
В миланский период появляются удивляющие всех новизной проекты летательных аппаратов, станков, шлюзов, каналов, мельниц, правда, за их осуществление никто не брался. И даже просвещенные умы, искренне восхищавшиеся несомненным талантом живописца, не понимали его изобретений, которые выглядели для того времени абсурдными.
Гений, оказавший влияние на культуру
В конце XV века мастер возвращается во Флоренцию, где и появляется одно из самых загадочных произведений, вызывающее споры ученых, – «Джоконда». Главный шедевр, вот уже несколько столетий не оставляющий равнодушным зрителей и искусствоведов, оказал большое влияние на мировую художественную культуру. Сам да Винчи не расставался со своим творением, а сохранностью оного в вечности мы обязаны королю Франциску I, который выкупил картину у стареющего и теряющего здоровье мастера.
В 1519 году сердце гениального итальянца, изобретения которого обогнали свое время, останавливается (случилось это во Франции), а все работы и рукописи переходят к одному из его учеников.
Человек или нет?
Наследие величайшего творца тщательно изучается со всех сторон, а исторически значимая фигура с огромным размахом деятельности еще долго будет считаться недостижимым идеалом.
При жизни одинокого изобретателя ни одна из его задумок не была реализована, а вот если бы, как считают ученые, хоть одна идея гения была воплощена в жизнь, то научно-технический прогресс начался намного раньше. Так кем был Леонардо да Винчи? Имеющего магический дар предвидения титана Ренессанса называли чародеем и не очень любили за его уникальную разносторонность. Загадочный мастер, тративший немало времени на странные изобретения, пугал обывателей, считавших его колдуном, заключившим сделку с самим дьяволом.
Он делал невероятные вещи, за что его подозревали в служении черной магии. Считалось, что обычный человек не может быть настолько одаренным, а Леонардо ломал все привычные стереотипы и к тому же был невероятно силен физически. Не проявляющий внешне никаких эмоций, он вел дневник, где обращался к себе на ты, и тем, кто читает записи, кажется, что в гении жили две личности, одна из которых руководила итальянцем.
Провидец
Тайны Леонардо да Винчи так и остались загадками, ведь никто не знает, как гений смог изобрести газовую смесь, при помощи которой человек мог погрузиться на глубину, ведь для этого ему понадобились бы знания биохимии, а такой науки в те времена не существовало.
Да Винчи предвидел будущее и преуспел в этом. Его «Пророчества», сделанные в конце XV века, повествуют о событиях, которые происходят в наши дни. Именно он рассказал о том, что на землю сбросят оставляющие воронки авиабомбы, люди будут прыгать с парашютом и разговаривать по телефону, а на рисунке, который называется «Конец света», явно прослеживаются очертания атомного гриба.
Сверхъестественные способности
Последователи эзотерических наук считают его посланником Шамбалы, обладающим развитыми оккультными способностями. Флорентинец настолько тщательно контролировал свои чувства, что всегда имел ровное настроение. Его современники неоднократно задавались вопросом о том, кем был Леонардо да Винчи, ведь он не производил впечатления обычного человека. У одинокого гения не было друзей и семьи, а общение с родственниками прекратилось. Нет и никаких свидетельств любовных историй, которые могли пролить свет на характер творца. Для него не существовало такого понятия, как ночь, ведь он спал по 15 минут каждые четыре часа, сокращая до минимума ежедневный сон.
Загадки автопортрета
Леонардо да Винчи (фото его картин это подтверждает) на своих шедеврах оставлял не подпись, а еле видный знак – взмывающую вверх птичку, символизировавшую просвещенное человечество. Даже автопортрет да Винчи вызывает множество споров. Зрители наблюдают пожилого человека, облик которого меняется в зависимости от ракурса, это видно даже на фотографиях, сделанных с разных углов, и видеосъемке в движении. А вот искусствоведы убеждены, что это набросок головы апостола из «Тайной вечери».
Тайны картин Леонардо да Винчи
Мастер изобрел особую технику написания картин, при которой изображенные предметы выглядят не четко, а размыто, без видимых границ. Принцип сфумато (рассеивания) позволяет зрителю пробудить фантазию и заметить, как полотно оживает. Сам мастер окуривал свое помещение дымом и рекомендовал молодым дарованиям именно таким образом упражняться в живописи.
Знаменитая «Мона Лиза», она же «Джоконда», Леонардо да Винчи написана именно в такой технике, и главная особенность картины заключается в живой улыбке женщины, когда многим кажется, что таинственная незнакомка поднимает уголки губ, отчего меняется выражение ее лица.
Ученые, которых интересует этот вопрос, провели компьютерное исследование и выяснили, что улыбка Моны Лизы выражает счастье, чувство отвращения, страх и злость одновременно. Другие исследователи убеждены: отсутствие бровей вызывает такой эффект. Есть еще одна версия, согласно которой улыбка носит ускользающий характер из-за того, что находится в низкочастотном диапазоне света.
Личность изображенной дамы на полотне также волнует умы ученых. Многие не склонны считать, что художнику позировала Франческо Джокондо, жена торговца шелком из Флоренции. Среди оригинальных версий выделяются несколько: согласно одной, да Винчи нарисовал себя в женской одежде, другая гласит, что это портрет пробывшего с мастером 26 лет ученика.
Зашифрованные тайные знаки
Хранящаяся в Милане фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи даже спустя 500 лет вызывает огромный интерес исследователей, старающихся расшифровать тайные знаки гения. На картине, хранящей множество посланий потомкам, прекрасно запечатлен язык жестов, который изучается искусствоведами. Нанесенное на стену монастыря изображение передает тот самый момент, когда Иисус рассказывает о том, что один из сидящих апостолов его предаст.
Удивительно, но для образа Христа и Иуды позировал один и тот же человек, только в разное время своей жизни. Одухотворенный, поющий в хоре юноша так поразил художника, что он сразу понял: воплощение добра найдено. Через несколько лет да Винчи обнаружил в канаве пьяницу, с которого и написан образ Иуды. Как выяснилось позже, это был один и тот же человек, и этот факт доказывает, что добро и зло по жизни идут всегда рядом.
Большой палец правой руки Христа касается скатерти, в то время как другие приподняты – жест сожаления и печали, который стали использовать в своем творчестве остальные художники. Иуда, сжимающий правой рукой кошель, левой опрокидывает солонку – знак беды в христианстве. А привставшего Петра переполняет гнев, и не зря он сжимает в руке нож, которым хочет покарать будущего предателя.
Интересна гипотеза исследователей, рассуждающих на тему, что да Винчи изобразил себя среди апостолов: как кажется многим, им является Фаддей, сидящий спиной к Христу. Учитывая атеистические воззрения художника, эта версия кажется правдоподобной.
Нельзя не упомянуть, что во время Второй мировой войны в здание церкви попал снаряд, который разрушил все, кроме стены с фреской.
«Мадонна» Леонардо да Винчи
Самое трогательное произведение итальянца отражает силу его таланта, и образ одухотворенной женщины и заботливой матери – один из любимых у мастера. Картина, носящая полное название «Мадонна Литта», сейчас находится в Эрмитаже, и любой желающий может насладиться талантом гениального живописца.
Главная особенность произведения, написанного не маслом, а темперой, – яркие насыщенные цвета, вызывающие светлые чувства. А фон, погруженный во мрак, нужен для того, чтобы лик Богоматери явно проступал навстречу зрителю.
Мать, кормящая дитя, воплощает идеал женской красоты, и вечный шедевр трогает нас уже пять столетий, что говорит о невероятном мастерстве автора.
Закрытую композицию размыкает взгляд младенца Христа, и это еще одна зашифрованная символика. Бог, который смотрит на людей, обещает им всегда быть рядом с ними. Известно, что творец часто выкупал на рынке птиц и выпускал их в небо, поэтому не случайно он изобразил ребенка, сжимающего одной рукой щегла. Живописец подтверждал, что это не просто получение материнского молока, а духовное кормление, а душа птицы копирует душу человека.
Рисунок – научный труд
Не менее знаменит рисунок Витрувианского человека, в котором мастер подчеркнул природную идеальность и математическую пропорциональность. Произведение является не просто художественным творением, но и целым научным трудом.
Прибывший из других миров?
Личность неординарного провидца, опередившего время, сегодня так же мистически притягательна, как и несколько веков назад. Однако мы до сих пор не можем сказать, кем был Леонардо да Винчи на самом деле. Изумляющий многогранностью своего дарования, этот итальянец оказал огромное влияние на развитие нашей цивилизации, поэтому вечные споры о том, человек ли он, или путешественник во времени, прибывший из будущего и поделившийся с нами важными секретами, продолжатся еще не одно столетие.
fb.ru
где можно увидеть шедевры мастера
Италия подарила миру множество известных имен художников, скульпторов, музыкантов, но, пожалуй, самой известной личностью был и остается Леонардо да Винчи. Говорить о великом мастере можно бесконечно долго. Мы коснемся лишь одной грани его таланта – живописи – и расскажем о великих картинах Леонардо да Винчи, которые можно увидеть в музеях и галереях на его родине, в Италии.
Поскольку сам Леонардо считал себя, в первую очередь, ученым и инженером, его художественное наследие не столь велико. После себя он оставил порядка 20 известных полотен и примерно столько же рисунков. К настоящему времени на родине Леонардо, в Италии, сохранилось 15 картин и набросков, которые можно увидеть в Милане и Флоренции, где жил и трудился Леонардо да Винчи, а также в Риме, Венеции, Турине и Парме.
Картины Леонардо да Винчи в Милане
«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи
Картина Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» наравне с «Мона Лизой» – одна из самых известных работ великого мастера. Эта огромная фреска украшает стену трапезной монастыря Санта-Мария-дель-Грацие в Милане. Мы уже неоднократно писали о ней, например, вот здесь.
«Тайная Вечеря»
Традиционный библейский сюжет последнего ужина Иисуса Христа со своими учениками поражает достоверностью образов. Известно, что труднее всего автору давались Спаситель и Иуда. Существует легенда, что за основу этих двух персонажей Леонардо взял образ одного и того же человека в разные периоды его жизни.
Поражает в картине и глубокая перспектива. Картина «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи стала первой работой в истории живописи, где так органично и четко выражена перспектива, соединяя пространство и рисунок в единое целое.
К сожалению, складывается впечатление, что сам Леонардо не очень-то хотел, чтобы этот шедевр увидели его потомки. Техника исполнения картины привела к тому, что еще до ее завершения, краски уже начали разрушаться. До настоящего времени ученые и исследователи ищут способ сохранить бесценное полотно, но пока безрезультатно.
В связи с тем, что картина да Винчи «Тайная Вечеря» находится не в удовлетворительном состоянии, доступ посетителей к ней строго ограничен. В трапезной одновременно может находиться 25 человек не более 15 минут. Поэтому, если вы планируете увидеть шедевр мастера, озаботьтесь покупкой билетов заранее. О том, как это сделать Blogoitaliano писал отдельную статью.
Картины да Винчи в Пинакотеке Амброзиана
Пинакотека Амброзиана – второй музей Милана, где можно увидеть полотна Леонардо да Винчи.
«Портрет музыканта»
Первая из них – «Портрет музыканта». Леонардо да Винчи начал писать ее в начале 90-х гг. XV в., но так до конца и не завершил. Картина обрела свой окончательный вид и была немного переделана значительно позже уже последователями мастера.
Долгие годы считали, что на картине изображен Лодовико Сфорца – миланский герцог, жених Беатриче д’Эсте, но в начале ХХ в. когда частично был снят верхний красочный слой и удалось разобрать подписи на листе бумаги молодого человека. Это были слова и ноты «Ангельской песни». Открытие позволило прийти к выводу, что на портрете изображен музыкант, вероятнее всего руководитель хора Миланского собора Франкино Гафури. Однако до настоящего времени подлинность этой версии не доказана и размышления по поводу личности продолжаются.
«Портрет Беатриче д'Эсте»
Вторая картина кисти Леонардо да Винчи в пинакотеке Амброзиана – это «Портрет Беатриче д’Эсте». Картина, также как и «Портрет музыканта» писалась в одно и то же время и не была закончена самим да Винчи. Последние штрихи принадлежат его ученику Джованни Амборджио де Предису.
Беатриче д’Эсте – одна из самых прекрасных принцесс эпохи Ренессанса в Италии. Она была лично знакома с Леонардо да Винчи, причем мастер даже был назначен организатором свадьбы Беатриче с миланским герцогом Лодовико Сфорца.
«Портрет музыканта» и «Портрет Беатриче д’Эсте» долгое время считали парными и размещали друг напротив друга.
Атлантический кодекс Леонардо да Винчи
Рядом с пинакотекой размещена библиотека Амброзинана, где сохранилось еще одно сокровище да Винчи – Атлантический кодекс Леонардо. 12 тетрадей, 1119 листов бесценных рукописей с чертежами, графиками, рисунками, эскизами знаменитых картин и фресок, в том числе не дошедших до наших дней «Битвы при Ангьяри» и «Леды и лебедя».
Посетить пинакотеку и библиотеку Амброзиана не так просто. Ажиотаж вокруг Атлантического кодекса не стихает до сих пор и у касс музея можно встретить внушительную очередь. Отличный вариант – подготовиться к поездке заранее и забронировать билеты на посещение пинакотеки онлайн на сайте SelectItaly.
Увидеть картины Леонардо да Винчи в Милане можно и в рамках экскурсии с нашим гидом Оксаной, о которой Blogoitaliano уже писал в этой статье. В рамках экскурсии вы сможете увидеть гениальные творения мастера, посетить трапезную монастыря с картиной «Тайная Вечеря», побывать в библиотеке Амброзиана и замке Сфорцеско, а при желании посетить еще и музей науки и техники Леонардо да Винчи. Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь.
Картины да Винчи во Флоренции
Флоренция, наравне с Миланом, неразрывно связана с жизнью Леонардо да Винчи. Именно здесь прошли его детство и юность, здесь он постигал премудрости наук и делал первые пробы пера. Именно во Флоренции можно увидеть ранние картины Леонардо да Винчи, в том числе и те, которые он писал, будучи еще учеником Андреа дель Вероккио. Все они хранятся в Галерее Уффици.
Вероккио учил своих учеников на живом примере, давая им расписывать части своих картин. Так еще юному Леонардо было поручено изобразить одного из ангелов, который держит одеяние на картине учителя «Крещение Христа». Леонардо выполнил задачу настолько хорошо, что Андреа дель Вероккио после этого навсегда забросил живопись.
На картине своего учителя «Крещение Христа» Леонардо да Винчи изобразил ангела, держащего одеяния
Внимание к деталям, размытость линий и собственное видение сюжета – вот что с юности отличало картины Леонардо да Винчи. Уже с первых работ стало понятно, что Леонардо создал новые веяния в традиционной живописи. Его работы не имели четких линий, как раньше, изображенные на картине объекты благодаря игре свето-тени как бы растворялись в окружающем пейзаже, создавая более реалистичные композиции.
«Благовещение» - одна из ранних картин Леонардо
Обучаясь у Вероккио, Леонардо пишет и еще одну из своих известных работ – «Благовещение». В характерный для эпохи Возрождения библейский сюжет, юный мастер внес свои коррективы. Он переместил все Евангельское действо из дома Марии на террасу, уделив особое внимание прорисовке пейзажа на дальнем плане.
«Поклонение волхвов» отличает нетипичное представление сюжета
Еще одна противоречивая по своей видимости картина да Винчи «Поклонение волхвов». Она также как и многие шедевры мастера, осталась незавершенной, по причине того, что через год после начала работы, Леонардо отбыл в Милан. Дворец, всадники на заднем плане, большое скопление людей вокруг Марии – совершенно не характерны для библейского сюжета. Аналогов шедевра в итальянской живописи больше нет. Существует мнение, что среди собравшихся Леонардо изобразил сам себя в возрасте 29 лет (молодой человек справа).
Из ранних работ в Галерее Уффици хранятся также два известных рисунка Леонардо – «Пейзаж Арно» и набросок для картины «Поклонение Марии».
Копия картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» в Галерее Уффици
Есть в галерее Уффици еще одна интересная картина «Леда и лебедь». К сожалению, оригинальная картина Леонардо да Винчи до наших дней не сохранилась. Последний раз творение мастера видели в XVIII веке во дворце Фонтенбло. Однако остались эскизы, по которым его последователи создали несколько копий. Одна в настоящее время хранится в галерее Уффици, вторая – в галерее Боргезе в Риме.
Галерея Уффици – популярный музей Флоренции. О том, как попасть сюда и где купить билеты Blogoitaliano уже писал здесь.
Ну а тем, кому в рамках самостоятельного осмотра достопримечательностей не хватает увлекательной и познавательной информации, рекомендуем заказать экскурсию в галерею Уффици. Узнать подробности и цены можно в этой статье.
Наследие Леонардо да Винчи в Риме
В столице Италии сохранилась лишь одна картина великого Леонардо да Винчи – «Святой Иероним». Ее можно увидеть в Ватиканской пинакотеке.
«Святой Иероним в пустыне»
«Святой Иероним» – еще одна из ранних работ Леонардо. Он писал ее еще во Флоренции, обучаясь у Андреа Вероккио, по заказу папской церкви, но также как и «Поклонение волхвов» не завершил по случаю отбытия в Милан. Впоследствии картина была сильно повреждена, обрезана и распилена на две части, одна из которых использовалась в качестве столешницы в продуктовой лавке. Собрал разрозненные части архиепископ Лиона, кардинал Жозеф Феш, а после его смерти папа Пий IX выкупил «Святого Иеронима» для собрания Ватиканской пинакотеки.
Пинакотека входит в состав музеев Ватикана. Сюда, также как и в пинакотеку Амброзиана и галерею Уффици, можно купить билеты онлайн. Обо всех тонкостях бронирования и покупки билетов мы уже писали отдельную статью. Прочитать ее можно по этой ссылке.
Тем, кто интересуется инженерными изобретениями Леонардо, советуем также заглянуть в музей Леонардо да Винчи в Риме. Посетить его вы можете как самостоятельно, так и в составе экскурсии.
Другие картины Леонардо да Винчи в Италии
К сожалению, картин да Винчи в Италии больше найти не удастся, зато можно найти несколько чертежей и набросков.
"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи
Самый известный из них – «Витрувианский человек» с пояснениями мастера о канонических пропорциях человеческого тела, хранится в галерее Академии в Венеции, два женских портрета, выполненных в карандаше, можно найти в Национальной галерее Пармы и в собрании Королевской библиотеки Турина.
Автопортрет Леонардо да Винчи
Ну и, наконец, автопортрет Леонардо да Винчи, вызвавший множество споров, также находится в Туринской Королевской библиотеке. Не все специалисты верят, что человек, изображенный на портрете, и есть Леонардо, однако поклонники его творчества частенько закрывают глаза на исследования, полагая, что великий мастер и знаменитый художник выглядел именно так: умудренный опытом старец, с печальным взглядом…
Хотите увидеть шедевры Леонардо да Винчи? Тогда вам непременно стоит побывать на родине великого мастера, в Италии. Ну, а чтобы сделать свой отпуск бюджетным и по-настоящему комфортным, рекомендуем подписаться на наш бесплатный курс с полезными секретами о путешествиях по Италии. Курс создавался настоящими экспертами по стране и позволит увидеть то, что пропускает 95% итальянских туристов.
Photos by: Mario Taddei
www.blogoitaliano.com
Леонардо да Винчи. 14 картин: tamina
Повторю то, что уже говорила. Леонардо за свою богатую творчеством и довольно продолжительную жизнь написал всего 14 картин. Вот они. (без учёта утраченных)1."Благовещение" 1472-1475 гг.Галерея Уфицци (Флоренция, Италия). Является первой из самостоятельных работ Леонардо, написана им в возрасте 18 лет. Сюжет заимствован из евангелия от Луки. Работа наполнена большим количеством символики.
2."Женевра Бенчи" 1474-1476 гг.Флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века, платоническая возлюбленная венецианца Бернардо Бембо, который, скорее всего, и заказал этот портрет художнику. Портрет Джиневры(Женевры) написан на фоне можжевельника, по итальянски звучит как "джинепро", что вызывает созвучие с именем портретируемой. Это единственная картина Леонардо да Винчи, находящаяся за пределами Европы и выставлявшаяся на продажу в послевоенное время; в настоящий момент она находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, до этого несколько веков она находилась в коллекции князей Лихтенштейна.
3. "Мадонна Бенуа" «Мадонна с цветком» ок. 1478 г.Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия) В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Видела вживую, цвета иные, близкие к оригиналу в сети не нашла. Читала о ней только бранные отзывы, но видела, хвала небесам, до них, эта картина была одним из самых сильных впечатлений моего детства. Тогда я даже не знала, что это Леонардо, просто она восхитительно живая.
4. "Поклонение Волхвов" 1481г.Галерея Уфицци (Флоренция, Италия). Картина не была закончена, т.к. автор был вынужден надолго отбыть в Милан из Флоренции. Молодой человек справа на переднем плане работы, предположительно — сам Леонардо в возрасте 29 лет. Разглядите, честь вам и хвала)
5. "Мадонна в скалах"(в гроте) 1483-1494 годы. Музей Лувр, Париж.
Идеально прекрасные персонажи, лишённые статики или хаотичного подробного повествования, оживленного рассказа, характерного для кватроченто. Все чувства картины серьёзны, глубоки, живы и пленительно гармоничны.
6. "Портрет музыканта" 1490 г.Миланская Пинакотеке Амброзиана. Не окончена. Авторство оспаривается.
7. "Портрет женщины"(Красавица Ферроньер) 1490г.Лувр, Париж. Авторство оспаривается
8. "Дама с горностаем" 1490 г.По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского, что находит подтверждение в символике картины. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva). Существуют предположения об интимной связи между Леонардо и Чечилией (Сесилией), но они мало обоснованы, так как подобный слог не был отличительной чертой любовной переписки, а достоверные свидетельства об интересе Леонардо к женщинам отсутствуют.Горностай.Греческое название горностая — этимологически связано с фамилией Галлерани. В то время подобная игра слов была популярна в светских кругах Италии. С другой стороны, горностай мог относиться к Лодовико Сфорца, потому что он был членом Ордена Горностая и включил его изображение в свою персональную эмблему.
9. "Мадонна Литта" 1490 г.Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
10. Тайная вечеря 1495 г. Фреска!Доминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.Угадай Иуду)
11. Мона Лиза 1503-1505 гг.Лувр, Париж
Любимая работа самого Леонардо. Никогда с ней не расставался. После его смерти принадлежала Франциску 1 и Наполеону) Об остальном, ищите сами)
12. "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом" ок. 1510 г.Лувр, Париж
13.«Святой Иероним» 1482 г.(простите, не по порядку)Неоконченная картина, принадлежавшая времени, когда Леонардо работал в мастерской Андреа дель Вероккио
14. "Иоанн Креститель" 1516 г.Картина мне не нравится категорически. Не люблю маньеризм и совершенно не симпатизирую Салаино на холсте изображённому. Тем не менее, последняя картина Леонардо и тоже шедевр, выполненный в технике сфумато.
Умер Леонардо в 1519 г.
tamina.livejournal.com
А ВЫ сможете понять, что не так на этой картине Леонардо да Винчи?
КультураКартина Леонардо да Винчи "Salvator Mundi" (с лат. — "Спаситель Мира") была создана в 15-м веке, но современные критики озадачились одной определенной деталью этого шедевра.
Стоит отметить, что лишь относительно недавно специалисты приписали авторство данной картины именно да Винчи. В 2001 году её нашли, восстановили и повесили в галерее.
На картине изображен Иисух Христос, одетый в стиле Ренессанса.
Фигура, нарисованная да Винчи, держит в руках кристальный шар в одной руке, а на другой скрещивает пальцы.
Сейчас картина оценивается в 98 000 000 долларов.
Описание картины да Винчи
По данным специалистов, "Salvator Mundi" является одной из немногих малоизвестных картин Леонардо и единственной, находящейся в частной коллекции.
Однако специалисты в области искусств озадачены одной деталью. Они заметили, что гениальный художник и изобретатель сделал одну грубую ошибку в своей картине.
Читайте также: Более молодая Мона Лиза: написал ли ее Да Винчи?
Если взглянуть на кристальную сферу, то можно увидеть, что она полностью прозрачная. Однако в реальности такая сфера увеличит и "размоет" задний фон, а не сделает его прозрачным.
Согласно последнему исследованию, такая ошибка является аномалией для итальянского гения.
Но что еще более озадачивает специалистов, это то, что да Винчи детально, на уровне одержимости, изучал оптику, и то, как свет отражается и преломляется.
Есть предположение, что художник намеренно игнорировал данный реалистичный аспект ради символического аспекта, дабы донести определенный посыл.
Есть всего две причины такой ошибки, считают специалисты. Либо Леонардо просто не хотел, чтобы изображение сферы отвлекало от остальной картины, либо он пытался таким образом передать чудесную сущность Христа.
Тайны картин да Винчи
Стоит отметить, что в сентябре 2017 года, была найдена картина обнаженной женщины, которая очень похожа на Мона Лизу. Специалисты считают, что как минимум частично эта картина была создана Леонардо да Винчи.
Рисунок сделан с помощью древесного угля и назван "Monna Vanna". Считается, художник готовил эту картину для масляных красок, но не успел. Работу уже несколько месяцев изучают специалисты, однако она очень хрупкая, что замедляет её изучение.
Читайте также: Интересные факты о картине "Мона Лиза"
Также будет интересным отметить, что некоторые конспирологи считают, что в своих картинах Леонардо да Винчи скрыл свою веру в существование инопланетян. Одной из таких картин является "Мона Лиза".
С помощью зеркального отражения, конспирологи также нашли изображение инопланетянина в картине Леонардо "Иоанн Креститель". Чтобы четче отобразить изображения инопланетян в картинах да Винчи, были использованы специальные фильтры.
Перевод: Филипенко Д. С.
Подписывайтесь на наш канал вwww.infoniac.ru
Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов": описание картины
Библейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был популярен в эпоху Возрождения. Все изображали эту сцену примерно в одном ключе. Однако Леонардо подошел к этой теме совсем по-иному. «Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, которую можно назвать первой достаточно зрелой работой, в которой он смог проявить свою индивидуальность.
В ней он использовал знания анатомии человека и животных, а также результаты экспериментов с перспективой и свои инженерные изыскания. Но есть в этой картине и нечто большее – тайна ее замысла не раскрыта до сих пор.
История создания
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» выставлена в Галерее Уффици во Флоренции – городе, в котором она появилась на свет в 1481-1482 годах. Полотно написано темперой и маслом на скрепленных досках из тополя.
29-летний Леонардо получил этот заказ по рекомендации отца от его друга - настоятеля монастыря августинцев. Картина предназначалась для алтаря церкви Сан Донато Скопето. Он работал над заказом всего семь месяцев, однако закончить картину не смог (или не захотел), решив отправиться в Милан к Лодовико Сфорца в качестве военного инженера. Во Флоренцию Леонардо вернулся только через много лет.
Возмущенные монахи для завершения картины наняли другого художника, который не очень церемонился с замыслом автора и вносил изменения на свой вкус (а может быть, следовал указаниям церкви). К счастью, сохранились многочисленные эскизы, которые помогают разгадать сюжет картины.
Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов». Описание картины
Некоторые искусствоведы считают, что картина представляет собой набросок из нескольких тем, не связанных с основным смысловым фокусом – Марией с младенцем Иисусом. Не видно на ней, как положено, животных, например, осла и вола.
В центре картины изображена Богоматерь с новорожденным. Вокруг нее полукруг почитателей в коленопреклоненных позах. На переднем плане три царя-волхва, преподносящих святые дары. Есть еще задний план, более темный, с большим деревом, которое прописано с натуралистической точностью.
В верхнем левом углу видно полуразрушенное здание. Вверху справа просматриваются два сражающихся всадника.
В правом нижнем углу изображен молодой человек, отвернувшийся оттого, к которому прикованы все взгляды, хотя его жесты указывают на Святое Семейство. Искусствоведы считают, что этот юноша имеет портретное сходство с молодым Леонардо.
Вся композиция выстраивается на фоне силуэтов горных вершин, что характерно для многих работ Леонардо.
Традиционная трактовка смысла изображенного библейского сюжета
«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, анализ которой достаточно труден, так как ее содержание не вписывается в обычные рамки.
Сама композиция выстроена по принципу пирамиды, где голова Марии определяет ее вершину. Главной темой является поднесение дара будущему Спасителю одним из волхвов. В то время как самый старый царь припадает к ногам Марии, второй, униженно прижимаясь к скале, одаривает младенца. Третий волхв только собирается опуститься на колени. Предполагается, что эти фигуры олицетворяют народы Азии, Африки и Европы, готовые принять новую веру.
Руины слева символизируют дворец Давида, на развалинах которого уже выросло два молодых дерева, как символы нового времени – эры милосердия и любви. Центральное дерево своими корнями тянется к голове младенца Христа, намекая на его родство с царем Давидом.
Два всадника справа напоминают враждовавших королей, которые, побывав в Вифлееме, решили помириться. В целом композиция подчеркивает контраст между светом, исходящим от Марии с младенцем, и темнотой окружения.
Находки Маурицио Серачини
Применив глубокое сканирование красочного слоя, флорентийцу Серачини удалось проникнуть под верхние слои краски и увидеть первоначальное изображение «Волхвов». Оказалось, что картина была обрезана снизу на 10 см. Она была отполирована растворителями, а потом загрунтована белилами. Со временем появились трещины, которые опять замазали, теперь уже синим цветом. То есть «незавершенной» картину сделали в основном последующие манипуляции.
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» оказалась наполненной массой людей, занятых разнообразными действиями. Всего было выделено около 66 фигур. Нашлись и животные: осел, бык и слон.
Стала более выраженной трехмерность картины. На первом плане происходит принесение даров священному младенцу. Но Богородица стоит не на земле, а на скале, как на постаменте. Наверху справа четко проявились сцены сражений. А левый верхний угол заполнился рабочими, возводящими новый храм.
Жест Иоанна Крестителя
«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, интересные факты о которой можно отметить в связи с жестом Иоанна Крестителя. В католицизме он трактуется как призыв к покаянию.
Известно, что Иоанн Предтеча был всего на полгода старше Иисуса. Но под центральным деревом Леонардо изобразил взрослого человека с указующим перстом.
Так кто же важней, Иоанн или Иисус? Эта тема стала значимой для Леонардо, сопутствуя ему на протяжении всей его жизни. Иоанн следовал за ним везде:
• Иоанн Креститель покровительствовал Флоренции.
• Леонардо неоднократно обращался к Крестителю и его жесту в своем творчестве.
• Рафаэль на своей картине «Школа в Афинах» изобразил Леонардо в образе Платона, с тем же жестом Иоанна.
Таким образом, картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» направляет внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Жест отчетливо виден, и персонажи второго плана, кстати, более молодые, чем окружение Богородицы, смотрят не на Марию с младенцем, а на человека, воздевшего палец вверх.
Дерево Иоанна: что о нем известно
Все сходятся к тому, что Леонардо поместил над Марией рожковое дерево (кароб, цератония), которое ассоциировалось в католической символике с Иоанном Крестителем, так как странствуя по пустыне, он питался его плодами.
Эти бобы были пищей бедных слоев общества в Древнем Египте. Впоследствии ими стали кормить животных. Иоанн был настолько неприхотлив в годы своих скитаний, что питался только стручками цератонии.
Во времена Возрождения изображение «Иоаннова дерева» стало ассоциироваться с его реальным присутствием.
Лестница в никуда?
На самом деле в левой верхней части картины видны две лестницы, каждая по 16 ступеней. И ведут они к верхней площадке - последней ступени восхождения. Значит, в сумме, это лестница в 33 ступени. Это число, объявленное очередным «кодом да Винчи», дало возможность некоторым исследователям предположить о связи Леонардо с орденом тамплиеров – оно совпадает с числом «градусов» посвящения у адептов этой секты.
Так как под краской на верхней площадке здания были обнаружены строители, занятые возведением его стен, стало понятно, что «символ язычества», по замыслу автора, должен был возродиться.
«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, в которой сам он «замечен» дважды.
Один из волхвов оказался подозрительно похож на самого Леонардо в старости, а молодой человек, отвернувшийся от будущего Спасителя – Леонардо в молодости. Здесь есть над чем задуматься.
Не дуэль, а битва
В верхнем правом квадрате – там, где первоначально было изображение двух сражающихся воинов, высветилось целое побоище. Сам Серачини сообщает, что вид этого сражения вызвал у него ужас. Это настоящая баталия, скрытая под слоями краски.
Возможно, картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» содержит в себе первоначальный замысел батальной темы, реализованной им позже в «Битве при Ангьяри». Эта фреска была найдена недавно в Палаццо Веккьо под картиной Вазари.
Если говорить о символизме всех образов художника, то в этой части «Волхвов» он изобразил свое отношение к войнам, в том числе и Крестовым походам - тем более что под батальной сценой заметны лица людей, повернутых в сторону строящегося храма иной веры.
По мнению исследователя Серачини, ключом к пониманию наследия великого художника и мыслителя является «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Анализ и описание картины, сделанные этим автором, во многом проясняют те подводные течения, которые являлись предпосылками для создания его загадочных картин. Тем не мене, можно утверждать, что главные открытия еще впереди.
fb.ru
Презентация "Картины Леонардо да Винчи"
Презентация на тему: Картины Леонардо да ВинчиСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Леонардо да Винчи Подготовила ученица 10 класса МАОУ Ильинской СОШ Бюнгер Е.В. 5klass.net
№ слайда 2 Описание слайда:Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано близ города Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его — простая крестьянка. Художественные способности проявились у Леонардо очень рано, и, когда в 1469 году он вместе с семьей перебрался во Флоренцию, отец отдал его в обучение к Андреа Верроккьо. Наряду с живописью, скульптурой и ювелирным искусством здесь изучали архитектуру и строительное дело. По давнему обычаю ученики помогали мастеру в выполнении его заказов, и это, в частности, сильно затрудняет определение авторства или меры участия Леонардо в работах данного периода. Леонардо да Винчи (1452-1519)
№ слайда 3 Описание слайда:Автопортрет Леонардо да Винчи 1512 год. Библиотека Реале, Турин. Высокое Возрождение. Автопортрет Леонардо да Винчи, портрет создан художником в возрасте 60 лет. Собственно, это рисунок на бумаге, размером 34,3 x 24,5 см, сангина, перо.
№ слайда 4 Описание слайда:Леонардо да Винчи, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, пытаясь с её помощью передать тонкие душевные состояния. Художник добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. В 1481 или 1482 г. Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Людовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии.
№ слайда 5 Описание слайда:После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах: Флоренция-Венеция-Милан-Рим-Франция. Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик его был бы воспринят односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.
№ слайда 6 Описание слайда:Мадонна в скалах 1483-1494 годы. Музей Лувр, Париж. Высокое Возрождение. К картине «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи приступил в 1483 году, получив заказ на алтарную картину от одного из религиозных братств. Расхождения с заказчиками из-за оплаты привели к тому, что Леонардо да Винчи оставил картину у себя, окончательно завершив ее между 1490 и 1494 годами
№ слайда 7 Описание слайда:Мадонна в гроте 1495-1508 годы. Национальная галерея, Лондон. Ренессанс. Не получив от Леонардо да Винчи обещанной картины «Мадонна в гроте», заказчики возбудили против него тяжбу, тянувшуюся около двадцати лет. Только между 1505 и 1508 годами ученик Леонардо Амброджо де Предис под непосредственным руководством самого мастера закончил (с некоторыми изменениями в деталях) повторение картины «Мадонна в гроте», которое было передано заказчикам.
№ слайда 8 Описание слайда:Мадонна Бенуа 1478 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Высокое Возрождение. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Художник еще не достиг полной зрелости мастерства — это сказывается в не совсем удавшейся — слишком крупной и выглядящей несколько условно — фигуре младенца. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым.
№ слайда 9 Описание слайда:Мадонна с гвоздикой 1478-1480 годы. Старая Пинакотека, Мюнхен. Высокое Возрождение. Картина «Мадонна с гвоздикой» — свидетельство того, что художник Леонардо да Винчи достиг полной творческой самостоятельности.
№ слайда 10 Описание слайда:Мона Лиза или Джоконда 1503-1505. Музей Лувр, Париж. Ренессанс. Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. Исходящее от картины ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания.
№ слайда 11 Описание слайда:Дама с горностаем 1485-1490 годы. Национальный музей, Краков. Ренессанс. Картина «Дама с горностаем» написана художником около 1490 года. В этой картине художник внес новое в прием объемной моделировки фигуры. Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, подчас даже резкой пластикой своих образов. Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Свет содействует мягкой нюансированной моделировке лица и фигуры, но и сообщает образу ореол своеобразной романтической поэзии.
№ слайда 12 Описание слайда:Портрет музыканта 1490-е годы. Пинакотека Амброзиана, Милан. Ренессанс. Картина «Портрет музыканта» начата художником Леонардо да Винчи на рубеже 90-х годов 15 века. Авторство Леонардо да Винчи оспаривается; предполагается, что великий живописец начал работу, но в дальнейшем над портретом работал его ученик Амброджо де Предис, впрочем, картина «Портрет музыканта» так и осталась незавершенной.
№ слайда 13 Описание слайда:Прекрасная Ферроньера 1490-е годы. Музей Лувр, Париж. Ренессанс. Картину иногда называют «Портрет неизвестной», подчеркивая нерешенность вопроса о личности изображенной молодой женщины, но гораздо чаще картину именуют «Прекрасная Ферроньера».
№ слайда 14 Описание слайда:Портрет Беатриче д'Эсте 1490-е годы. Пинакотека Амброзиана, Милан. Ренессанс. Картина начата великим живописцем в 90-м году 15 столетия и впоследствии закончена его учеником Джованни Амброджио де Предис . Беатриче д’Эсте — одна из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса, дочь Эрколе I д'Эсте и младшая сестра Изабеллы д’Эсте и Альфонсо I д’Эсте. Девушка была хорошо образована, ее окружение составляли знаменитые деятели искусства эпохи Возрождения, такие как живописец Леонардо да Винчи и скульптор Донато Браманте. Она была помолвлена в возрасте пятнадцати лет с Лодовико Сфорца. Жизнь Беатриче д’Эсте оборвалась очень рано, 3 января 1497 в возрасте 22 лет, причиной смерти явились неудачные роды.
№ слайда 15 Описание слайда:Мадонна Литта 1490-1491 годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Ренессанс. Картину «Мадонна Литта» художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия. Чувство радости материнства в картине «Мадонна Литта» углубилось благодаря содержательности самого образа Марии — в нем нашел свое зрелое выражение тип леонардовской женской красоты. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка — кажется, что она улыбается своим грезам. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой.
№ слайда 16 Описание слайда:Тайная вечеря 1495-1498 годы. Монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан. Возрождение. Фреска художника Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (центральный фрагмент). В 1495 году Леонардо приступил к созданию своего центрального произведения — фрески «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. После почти трех лет упорного труда роспись была открыта для обозрения, прославив имя Леонардо как величайшего художника своего времени. Но судьба этого произведения оказалась поистине трагической. Предпринятые Леонардо по его обыкновению экспериментальные работы над красками и грунтом не были удачными — красочный слой оказался недостаточно прочным, и уже в 16 веке началось разрушение фрески, которое со временем усилилось и было довершено грубыми и неумелыми реставрациями. В 1954 году фреска была очищена от более поздних наслоений, а остатки подлинной живописи выявлены и закреплены, благодаря чему можно получить общее представление о композиции и красочном решении шедевра Леонардо да Винчи. Для того же чтобы судить более определенно о ее особенностях, приходится прибегать к старым копиям и гравюрам, а также эскизам самого Леонардо и его подготовительным рисункам. Размер фрески 460 x 880 см, смешанная техника. Фреска «Тайная вечеря» художника Леонардо да Винчи — это огромных размеров композиция, занимающая целиком поперечную стену большого зала монастырской трапезной. В живописи кватроченто уже сложились определенные традиции в решении этой темы — достаточно назвать работы Андреа дель Кастаньо и Гирландайо, у которых при всех несомненных реалистических устремлениях еще сохраняются некоторые признаки догматической скованности, — в частности, они отделяют Иуду от апостолов, помещая его в одиночестве по другую сторону стола. Как и его предшественники, Леонардо да Винчи изобразил Христа и апостолов за накрытым к трапезе столом. Действие происходит в представленном во фронтальной перспективе обширном помещении, стены которого увешаны коврами. Христос помещен в центре; его фигура рисуется на фоне дверного проема в глубине композиции, сквозь который открывается вид на пейзаж с пологими гористыми склонами. Леонардо да Винчи выбрал для изображения момент, который наступил после того, как Христос произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня». Слова эти, столь неожиданные для его учеников, поражают каждого в самое сердце. Предвещая скорую гибель их учителя, они одновременно наносят удар по их чувству доверия и взаимной солидарности, ибо в рядах их оказался предатель. Так вместо религиозного таинства Леонардо да Винчи воплотил в своей фреске драму человеческих чувств. Мудрый выбор решающего момента этой драмы позволил художнику показать каждое из действующих лиц в наиболее ярком выражении его индивидуального характера. Юный мечтательный Иоанн, помещенный по правую руку от Христа, как бы бессильно поник от полученного удара; напротив, решительный Петр, сидящий рядом с ним, хватается рукой за нож, чтобы покарать возможного предателя. Находящийся по левую руку от Христа Иаков Старший красноречивым жестом недоумения развел руки в стороны, а приподнявшийся со своего места рядом с ним юный Филипп — образ высокой душевной красоты — склоняется перед Христом в порыве самопожертвования. И как контраст с ними — низменный облик Иуды. В отличие от своих предшественников Леонардо поместил его вместе с апостолами, лишь выделив его лицо падающей на него тенью. Но в этой фреске выразительны не только лица — столь же ярко характеры участников события проявляются в их движениях, в жестах. Одни лишь движения рук выражают все оттенки чувств, начиная от бессильно лежащей на столе вверх ладонью руки Христа — в этом жесте передано чувство стоической покорности ожидающей его участи — до испуганно всплеснутых рук апостола Андрея.
№ слайда 17 Описание слайда:Копия фрески Тайная вечеря Конец 16 века. Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло. Ренессанс. Копия фрески художника Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (центральный фрагмент). В создании реставрационной версии-копии фрески принимали участие несколько художников. Размер картины 418 x 794 см, холст, масло. Особая глубина, эмоциональная многозначность содержания фрески связаны с внутренней динамикой ее драматического построения. Изображение это не представляет застылой фиксации какого-то одного мгновения, вырванного из общего временного потока. Напротив, кажется, что действие развертывается у нас на глазах, ибо в этой трагедии одновременно содержится и кульминация (то есть момент высшего драматического порыва), выраженная в образах апостолов, и ее разрешение, которое представляет образ Христа, исполненного спокойного сознания неизбежности ожидающей его судьбы. Но, сообщив полную меру выразительности каждому из действующих лиц, Леонардо да Винчи сохранил в своей огромной многофигурной фреске «Тайная вечеря» ощущение поразительной целостности и единства. Единство это достигнуто в первую очередь безусловным главенством центрального образа — Христа. В нем причина раскрывающегося перед нами конфликта, к нему обращены все чувства его учеников. Изобразительно его ведущая роль подчеркнута тем, что Христос помещен в самом центре композиции, на фоне светлого проема двери, и притом словно в одиночестве — его фигура отделена от апостолов пространственными интервалами, в то время как сами они объединены по трое в различные группы по обеим сторонам от Христа. Он представляет также центр пространственного построения фрески: если мысленно продолжить уходящие в перспективу линии стен и висящих на них ковров, то они сойдутся непосредственно над годовой Христа. Эта централизация выражена, наконец, колористически. Господствующее в цветовой гамме фрески сочетание синего и красного в своем наиболее интенсивном звучании дано в синем плаще и красном хитоне Христа; в ослабленном виде оно варьируется в разных оттенках в одеждах апостолов. Необходимо указать на новые приемы связи фрески «Тайная вечеря» с архитектурно-пространственным комплексом, в котором она помещена. В 15 веке мастер-фрескист, используя предоставленную ему стену, редко стремился к активному воздействию своего произведения на весь архитектурно-художественный ансамбль. Леонардо же, располагая фреску на торцовой стене вытянутого в длину зала, учел в перспективном построении своей композиции, в ее масштабе, в расположении стола и фигур наиболее выгодные возможности для ее восприятия. Не прибегая к иллюзионистическим приемам перехода реального пространства в изображаемое, Леонардо да Винчи добился за счет мощной централизации образного и композиционного построения такого Эффекта, когда огромное помещение трапезной оказалось подчиненным самой фреске, увеличивая монументальность ее образов и силу ее воздействия. Стенная живопись 15 века не знала столь уверенного господства над большими пространствами, и Леонардо да Винчи в этом отношении проложил путь фресковым ансамблям таких величайших мастеров итальянского Высокого Возрождения, как Микеланджело и Рафаэль.
№ слайда 18 Описание слайда:Святая Анна и Мария с младенцем Христом 1508-1510. Музей Лувр, Париж. Высокое Возрождение. В этой композиции, где Мария с младенцем изображена на коленях у ее матери, святой Анны, чувствуется ослабление дарования Леонардо да Винчи. Художник мастерски справляется со сложной группировкой фигур, но легкая улыбка на лицах Анны и Марии, ставшая у Леонардо традиционным приемом психологического оживления образов, утратила свою прежнюю глубокую выразительность.
№ слайда 19 Описание слайда:Мадонна с прялкой 1510-е годы. Частная коллекция герцога Бэкллью, замок Драмлэнриг, Шотландия. Высокое Возрождение. Картина изображает Мадонну, сидящую на фоне горного хребта. У нее на коленях младенец Иисус. Согласно одному из апокрифических Евангелий, Дева Мария в доме Иосифа работала над изготовлением пурпурной пряжи для храмовой завесы. Леонардо да Винчи в своей картине использовал этот сюжет. Младенец Иисус держит в руках прялку в виде креста, что символизирует принятие им своего предназначения. Мадонна, по сюжету картины, пока еще не может сердцем принять такого, и поэтому рука её приподнята в оберегающем жесте.
№ слайда 20 Описание слайда:Вакх 1510-1513. Музей Лувр, Париж. Высокое Возрождение. Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус».
№ слайда 21 Описание слайда:Леда и лебедь 1510-1515. Галерея Боргезе, Рим. Ренессанс. Картина художника Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» до нашего времени не сохранилась, и о ней можно судить лишь по копиям, сделанным в начале 16 века
№ слайда 22 Описание слайда:Иоанн Креститель 1513-1516. Музей Лувр, Париж. Высокое Возрождение. На картине художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо, по самой своей идее, по характеру образа находится в противоречии с духом предшествующего искусства Леонардо да Винчи. Особенности этой картины трудно рассматривать только как результат творческого упадка самого художника — в ней уже зарождаются качества, внутренне родственные кризисным явлениям, обнаружившимся в итальянском ренессансном искусстве во всей своей силе через полтора-два десятилетия.
№ слайда 23 Описание слайда:Благовещение 1472-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция. Высокое Возрождение. Картина «Благовещение» написана художником Леонардо да Винчи в возрасте чуть более 20 лет. Размер картины 98 x 217 см, дерево, темпера. Картина «Благовещение» — довольно крупная по масштабам 15 века вытянутая по горизонтали композиция, длина которой свыше двух с половиной метров, — изображает деву Марию, сидящую за пюпитром для чтения у входа в здание, о монументальности которого дает представление крупный руст углов и наличников портала. Перед ней коленопреклоненный ангел на усеянной цветами лужайке. Фон картины образует прекрасный пейзаж со стройными кипарисами. Несколько навязчивая детализация в духе кватроченто, с которой выписаны складки одежд, цветы, орнаментальные украшения пюпитра, не может заслонить благородной красоты облика и спокойствия движений Марии и ангела. В сочетании со смягченным цветовым строем картины эти качества, недоступные более угловатому и жесткому Андреа Верроккьо, свидетельствуют о руке более молодого художника, стоящего на пороге иного видения мира. За это говорит и более отчетливо выраженная, чем это было принято в 15 веке, ясная упорядоченность композиционного построения, создающая впечатление спокойного простора, — здесь угадывается предчувствие тех приемов художественной организации, которые станут характерными для мастеров Высокого Возрождения.
№ слайда 24 Описание слайда:Портрет Джиневры де Бенчи Около 1476 года. Национальная галерея искусства, Вашингтон. Высокое Возрождение. В этом погрудном изображении молодой женщины, лицо которой отмечено выражением задумчивой сосредоточенности, можно обнаружить подобное же сочетание традиционных черт с предвестием нового. Живописная манера художника Леонардо да Винчи еще отличается здесь несколько дробной детализацией, но образ модели дамы Джиневры де Бенчи уже окружен своеобразной поэтической атмосферой, чему содействует необычный по своей трактовке пейзажный фон.
№ слайда 25 Описание слайда:Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. Занимался также ботаникой и биологией. И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью — жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, художник был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы его были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.
ppt4web.ru