Топ-5 картин Леонардо да Винчи. Картина леонардо
Топ-5 картин Леонардо да Винчи • Arzamas
10 января 2018Искусство
Объясняем, как да Винчи изменил историю живописи, на примере пяти его главных работ
Автор Елена Якимович
1«Мадонна в скалах» (1483–1486)
Musée du Louvre / Wikimedia Commons«Мадонна в скалах» — одна из первых живописных работ Леонардо. Контракт с художником заключило Братство Непорочного зачатия Городское религиозное сообщество богатых жителей Милана, собиравшихся для совместных молитв. — картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Вместо формальной торжественной застывшей композиции Леонардо создает свободно развернутую в пространстве, пластичную группу в форме пирамиды — своей любимой фигуры — и таким образом нарушает традицию, по которой алтарная картина должна была включать Марию с младенцем, пророков и ангелов. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Вот коленопреклоненная Мария представляет Иоанна Крестителя младенцу Христу, который поднимает руку в благословляющем жесте. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной.
Нарушение традиции заключается еще и в том, что на картине изображена сцена, отсутствующая в канонических Евангелиях, но известная по апокрифам. Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, младенец Иисус встретился с Иоанном во время бегства в Египет (Ирод приказал истребить всех младенцев мужского пола), когда Мария, Иосиф и Христос, как и Иоанн с его матерью Елизаветой, скрывались в пустыне.
Как и его предшественники, Леонардо тщательно выписывает детали — он прекрасно разбирается в геологии и ботанике, — и мы можем определить разновидности цветов и породы скал. Одновременно в картине есть характерные только для Леонардо воздух и глубина, которых удалось добиться с помощью приема сфумато Сфумато (итал. sfumato — «затушеванный, исчезающий как дым») — смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. . Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе».
2«Тайная вечеря» (1495–1498)
Wikimedia CommonsНад росписью на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане Капелла при монастыре была домовой церковью Лодовико Сфорцы, правителя Милана, на которого работал Леонардо. Леонардо хотел работать медленно и использовать яркие краски, дающие возможность тональных переходов. Он отказался от проверенной и надежной техники фрески — она не позволяла вносить исправления, использовать множество разных цветов и оттенков и добиваться сложных переходов от одного тона к другому. Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Поверхность стены он покрыл смесью гипса, смолы и мастики, а писал яичной темперой с добавлением масляной краски. Но эксперимент провалился: уже в XVI веке изображение начало разрушаться, а прорезание двери в стене, наводнения, неудачные реставрации, бомбежки во время Второй мировой еще сильнее испортили роспись.
Христос и ученики помещены в строгий интерьер, напоминающий трапезную монастыря: он сообщает, что один из них предатель. Это не ритуальный ужин и не молитвенное собрание, как у предшественников Леонардо, но спектакль в момент кульминации. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. Иуда — и это тоже совсем не характерно для итальянской живописи XV века — смешался с толпой других учеников. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета).
В этой работе передан весь спектр переживаний героев: каждый индивидуален и вместе с тем типичен — зарисовки беседующих на улице людей, которые Леонардо делал, еще не получив этот заказ, явно не прошли даром. Персонажи образуют символические группы из трех человек, в форме треугольника изображен и Христос в центре композиции. Математически точная перспектива задает сцене строгий ритм, а сочетание выверенной геометрии с эмоциональными движениями героев позволяет добиться равновесия без застылости.
3«Спаситель мира» (около 1500 года)
Wikimedia CommonsОб авторстве этой картины идут споры, но многие авторитетные исследователи считают, что автор — Леонардо. «Спаситель мира» — это тип изображения, когда Христос чаще всего представлен как владыка мира На это указывает сфера или держава с крестом; иногда он сидит на троне., поднимающий правую руку в благословляющем жесте. Иконография с властвующим и благословляющим Христом пришла в Италию из Нидерландов. Прозрачная сфера в руках Спасителя отсылает к Платону и Аристотелю, писавшим о сферической форме Вселенной.
Картина вызывает много вопросов. Почему руки Христа выделены светом и приближены к зрителю, а лицо вдалеке и скрыто во мраке? Почему сфера, вероятно сделанная из горного хрусталя, не искажает складки одежды, если учесть, что Леонардо отлично разбирался в оптике? Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Вместе с тем композиции в целом весьма устойчивы и сохраняют равновесие., которой он достиг к концу XV века? И главное, не подделка ли это? Видимо, все же нет. На рентгене видны поправки в изображении благословляющей руки — и это веский аргумент в пользу того, что автор писал сам, а не копировал готовый образец. В пользу авторства Леонардо говорит и нестандартное изображение Иисуса — без бороды и без нимба.
4«Мона Лиза» (1503–1519)
Musée du Louvre / Wikimedia CommonsИзображение Лизы Герардини, неаполитанки из аристократического обедневшего рода, жены флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо, стало поводом для множества домыслов и догадок. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году, и путешествие картины по США в 1962-м, и многократное цитирование, в том числе в искусстве. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты — Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо.. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации.
Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» — и здесь действительно неясно все. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая? Модель не статична — она спокойно сидит, но развернута в пространстве: ноги в одну сторону, торс в другую, голова и взгляд направлены в разные стороны. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Намеренная неясность очертаний и мягкость форм рождают у зрителя самые разные мысли о ее характере и эмоциях. Невозможно понять, о чем она думает и что чувствует, но несомненно, что это лицо отражает глубокую внутреннюю жизнь. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии, и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».
Именно эта сложность и неоднозначность — большое открытие Леонардо. Как настоящий психолог, он ставит эксперимент над зрителем, предлагая проективный тест, который нельзя пройти единственно правильным образом.
5«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1508–1510)
Musée du Louvre / Wikimedia CommonsПо одной версии, «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» была заказана французским королем Людовиком XII для его беременной жены Анны Бретонской Культ святой Анны, распространенный в Италии в XV веке, в числе прочего связан с ее покровительством беременным женщинам.. Но проект остался незаконченным, что закономерно для Леонардо.
Изображение Марии с младенцем на коленях у ее матери, святой Анны, пришло с севера, из Германии XIV века. Такая иконография называется «Анна втроем»: название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. На коленях у Анны, словно на троне, сидит монументальная Мария, плавно склоняясь к младенцу, который пытается оседлать ягненка. Агнец символизирует жертву Христа, и одновременно это тихая семейная сцена: Мария отвлекает сына, а моложавая бабушка умиротворенно наблюдает за обоими. Вся троица изображена на краю обрыва, отделяющего их от зрителя, а пустынный пейзаж придает сцене планетарный масштаб. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное — с реальным.
Каждая картина, в отличие от рисунков, была для Леонардо синтезом всего его опыта, итогом исследования, и именно поэтому многие работы, в том числе эта, так и остались незаконченными. Когда художник хочет создать убедительный мир, равный реальности по своей сложности, то на поиски этой формулы может уйти вся жизнь.
Литература, История
История Тинтина
Как создавался один из самых популярных комиксов
arzamas.academy
Картины Леонардо да Винчи - Русская историческая библиотека
Жизнь Леонардо да Винчи
Упоение скорбно-пассивным отречением, которое пронизывает картины Боттичелли и Перуджино, Боргоньоне и Франча, с дальнейшим развитием итальянского Возрождения стало сменяться оптимизмом радости и юности. Художником, который превозмог тогдашние декадентские настроения, начал новый период итальянского гуманизма и после эпохи скорби и отречения вернул человеку его право на жизнерадостность, на чувственное наслаждение жизнью был Леонардо да Винчи.
Леонардо начал свою деятельность в семидесятых годах XV в. Покинув мастерскую Верроккьо, он был принят самостоятельным мастером во флорентийскую гильдию художников. Если верить Вазари, он изобрел во Флоренции особый вид мандолины, форма и звук которой очень понравились знаменитому флорентийскому герцогу Лоренцо Великолепному, который будто бы и побудил его принести ее от его, Лоренцо, имени герцогу Милана Людовико Моро из династии Сфорца. Но в сохранившемся до нашего времени письме, собственноручно написанном Леонардо герцогу Людовико, речь идет, однако, более об услугах, которые он может оказать как военный инженер. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Он прожил там до 1499.
«Лучшее, что может сделать талантливый человек, – писал однажды Леонардо, – это передать другим плоды своего таланта». Так, по его инициативе, была основана герцогом Академия Леонардо да Винчи. В Милане он читал лекции и, вероятно, многие из дошедших до нас его рукописей были не более чем конспектами лекций.
В то же самое время он работал во всех областях искусства: следил за укреплением Миланской крепости, построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини. В качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, великого основателя династии Сфорца, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г.
В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Леонардо покинул город. Для него началась пора беспокойных скитаний. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы Д'Эсте. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Потом мы находим его на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, укрепляющего для него города Романьи. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Побывав затем еще раз в Милане, а также в Риме и Парме, он в 1515 г. принял предложение французского короля Франциска I переехать во Францию, с ежегодным окладом в 700 талеров (15 тыс. руб. на наши деньги). Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Его ученик Франческо Мельци сопровождал его и жил с ним в вилле Клу, по соседству с дворцом, на самом конце города.
Здесь Леонардо да Винчи и умер 2 мая 1519 г.
О его смерти Мельци сообщал его родным во Флоренцию: «Все оплакивают вместе со мной смерть человека, столь великого, что у природы не хватило сил создать еще одного, ему подобного».
Какое значение имел он для мира в качестве художника? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть по очереди картины Леонардо да Винчи и попытаться уяснить себе, что они содержали нового в смысле чувств, форм и красок.
Юношеские картины Леонардо да Винчи
Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо, изображающая крещение Христа. Вазари сообщает, что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий справа на коленях ангел, держащий одежды Спасителя. Если это так, то Леонардо нашел с самого начала ту основную нотку, которая звучит во всем его творчестве, ибо уже от этой фигуры ангела исходит свойственный всем его образам своеобразный аромат красоты и грации. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.
Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475
Источник изображения
На изображающей Благовещение картине плащ Марии наброшен так естественно, что образует широко ложащиеся складки.
Картина Леонардо да Винчи "Благовещение", 1472-1475
На изображающей Воскресение картине Леонардо да Винчи оба молодых святых, в мечтательном экстазе взирающие на Воскресшего, расставлены так, что линия их спин образует вместе с фигурой Христа прямоугольный треугольник. А святой Иероним стоит на коленях и двигает руками так, что весь силуэт фигуры отличается не прямыми, а волнистыми линиями.
Исполненный Леонардо портрет Джиневры де Бенчи, в свою очередь, лишен той меланхолии, которой веет от девичьих головок Боттичелли. В этом бледном лице сквозит такая экзотическая прелесть, да и выделяется оно так своеобразно на темном фоне бамбуковой рощи!
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478
Источник изображения
За этими юношескими произведениями, относящимися к ранней молодости художника, следуют картины, созданные Леонардо да Винчи в Милане. Портрет любовницы миланского герцога Чечилии Галлерани («Дама с горностаем»), хранящийся в Амброзиане, возвращается с тонкой изысканностью к излюбленному в дни Пизанелло профилю, тогда как томный, затуманенный взор и тонко изогнутые губы полны таинственной, чувственной прелести.
Дама с горностаем (портрет Чечилии Галлерани?). Картина Леонардо да Винчи, 1483-1490
Источник изображения
Картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Тайная вечеря трактовалась до Леонардо двояко. Художник или изображал, как Христос подходит к ученикам и наделяет их гостией, или же, как они сидят за столом. В обоих случаях не было единства действия.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Ибо теперь предстояло показать, как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати учеников. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. И не только лица. Все тело отражает данное душевное движение. Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он...
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1498
Источник изображения
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Над окном, перед которым сидит Христос, вздымается дуга свода, а при распределении голов художник избежал прежнего однообразия. Группируя фигуры по три, заставляя одних подниматься, других склоняться, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии: точно от Христа исходит морской вал с поднимающимися и падающими волнами.
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. К мягкости стремятся и краски. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Леонардо да Винчи был слишком живописец, чтобы довольствоваться простой, лишь заполняющей линии красочностью. Он писал на стене маслом, чтобы постепенно разработать всю картину и добиться более тонких переходов. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. К остальным Мадоннам эпохи эта картина относится так же, как портрет Джиневры де Бенчи к франкфуртской головке девушки Боттичелли. Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны. Охваченная печально-скорбной набожностью, обреченная увянуть нераспустившимся бутоном, смотрит Мадонна большими глазами вдаль. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды! Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1480-1490-е
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Богородица ли она вообще? Не наяда ли она, или сильфида, или с ума сводящая Лорелея? В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы, известные из «Крещения» Верроккьо, из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины, и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Филиппино Липпи передал ему исполнение данного ему сервитами Санта Аннунциаты заказа написать образ святой Анны, а совет пригласил его участвовать вместе с Микеланджело в украшении палаццо Веккьо. В большом зале синьории, ныне украшенном фресками Вазари, Микеланджело изобразил сцену, как пизанцы застают врасплох купающихся в волнах Арно флорентийских солдат, тогда как Леонардо да Винчи воспроизвел битву, происшедшую в 1449 г. между флорентийцами и миланцами у Ангиари, между Ареццо и Борго Сан-Сеполькро.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Некоторые художники, как например Ганс Фрис, старший Гольбейн и Джироламо дай Либри, сажали святую Анну рядом с Мадонной и ставили между ними младенца Христа. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине, изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа.
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. Картина Леонардо да Винчи, ок. 1510
Источник изображения
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Он сажает Мадонну, изображенную взрослою женщиной, на колени святой Анны и заставляет ее склониться к Младенцу Христу, намеревающемуся сесть верхом на барашка. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Вся группа этой картины Леонардо да Винчи производит впечатление высеченной ваятелем из глыбы мрамора.
В отличие от своих предшественников, в композиции картины Леонардо не обратил внимания и на возраст действующих лиц. У всех прежних художников святая Анна – в соответствии с текстом Евангелия – добрая бабушка, часто довольно фамильярно играющая со своим внучком. Леонардо не любил старости. Он не решается изображать увядшее тело, испещренное складками и морщинами. У него святая Анна – женщина чарующе красивая. Вспоминается ода Горация: «О, прекрасной матери более прекрасная дочь».
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Над чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы, выступающие на небе подобно облачкам.
Картина Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Картина, как известно, не была окончена. Единственное представление о ней дает этюд, сделанный столетием позже Рубенсом по сохранившемуся тогда картону и выгравированный Эделинком. В своей книге о живописи Леонардо подробно писал о свете, преломляющемся сквозь дым, пыль и мутные грозовые тучи. Об этих световых эффектах копия Рубенса, естественно, не дает почти никакого представления. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Она еще раз показывает, с какой уверенностью Леонардо подчинял в все мелочи единому сконцентрированному ритму. Борются люди и кони. Все спуталось в дикий клубок. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Вся картина имеет очертания полукруга, вершину которого образуют скрещивающиеся передние ноги поднявшихся на дыбы коней.
Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1503-1505 (деталь)
Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»
Совершенно в таком же отношении, в каком находится эта батальная картина Леонардо к более ранним произведениям Уччелло и Пьеро делла Франчески, стоит «Поклонение волхвов» к аналогичным картинам Джентиле да Фабриано и Гоццоли. Эти художники придавали композиции форму фриза. Мария сидит на одном конце картины, а с противоположной стороны к ней приближаются цари-волхвы с их свитой.
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481-1482
Леонардо превращает эту композицию в духе профилей барельефа в объединенную единством группу. В центре картины находится Мария, изображенная не сбоку, а фронтально. Голова ее образует вершину пирамиды, бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов. Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной, волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу противоположных линий. Такой же новизной, как проникнутая единством композиция, отличается и проникнутая единством драматическая жизнь, которой дышит вся сцена. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов, изображалось лишь равнодушное «присутствие». У Леонардо все полно движения. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»)
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Как известно, итальянская портретистка развилась из медали. Этим объясняются резкие профили дамских портретов у таких художников, как Пизанелло, Доменико Венециано и Пьеро делла Франческа. Пластически высечены контуры. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Но это была грация элегическая. Хотя женщины и одеты в красивые современные платья, от их головок веет чем-то монастырским, стыдливо-робким. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), ок. 1503-1505
Источник изображения
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды, и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет. Что в особенности очаровывает зрителя в этой картине Леонардо да Винчи, так это демоническая прелесть улыбки Джоконды. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая то как будто соблазнительно улыбается вам, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль; однако никто не отгадал улыбки Джоконды, никто не истолковал ее мыслей. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
Картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель»
Вероятно, в последние годы пребывания Леонардо да Винчи в Милане был создан также хранящийся в Лувре «Иоанн Креститель». Сколько неслыханной новизны чувствуется и в этой картине, особенно когда вспомнишь более ранние изображения этого святого. В течение всего XV в. Иоанн Креститель изображался диким пустынником, одевавшимся в верблюжью шкуру, питавшимся саранчой. То он является фанатиком, как у Рогира ван дер Вейдена и у Коссы, то кротким созерцателем, как у Мемлинга. Но всегда он оставался пустынником. А как поступает Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель, 1513-1516
Источник изображения
На таинственно-темном фоне грота выделяется сверкающее тело юного бога, с бледным лицом и почти женской грудью... Правда, правую руку он держит, как Предтеча Господа (praecursor domini), зато на голове у него венок из виноградных лоз, а в другой руке покоится тирс. Из евангельского пустынника Иоанна Крестителя, питавшегося саранчой, Леонардо сделал Вакха-Диониса, юного Аполлона; с загадочной улыбкой на устах, положив мягкие ноги друг на друга, Иоанн Креститель смотрит на нас волнующим взором.
Особенности художественного стиля Леонардо
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. У Леонардо нет линии, есть только формы. Еле заметны, еле уловимы переходы. Содержание его рисунков самое разнообразное. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. И в самом деле, трудно описать прелесть этих линейных мелодий Леонардо да Винчи, этих складок, ниспадающих, сталкивающихся, робко отгибающихся и снова тихо журчащих дальше.
Леонардо также интересовал рисунок волос. Уже Гирландайо недурно рисовал на своих портретах молодых девушек волосы, тонкими змеиными изгибами вьющиеся около висков. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Без устали рисовал он, как они мягкими линиями вьются вокруг лба или развеваются и колышутся. Уделял он внимание и рукам. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Они придавали жестам руки грациозное изящество, рисовали пальцы, сгибающиеся, как сучья дерева. Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь. Точно так же прославлял он со знанием специалиста, у которого не было в этой области соперника, очарование пышных, красиво очерченных губ и прелесть нежных плеч.
Значение Леонардо да Винчи в истории итальянского искусства
Резюмируя, мы можем следующим образом определить значение картин Леонардо да Винчи в истории итальянского искусства.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Если на одной картине соединено несколько фигур, то она распадается на перпендикулярные полосы, точно незримые пилястры разделяют фигуры. Руки или висят вдоль тела, или поднимаются перпендикулярно вверх. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Еще и другие острые, тонкие, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии.
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Нет более углов. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Тела приобретают округлые формы. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Леонардо применяет исключительно круглые предметы, сосуды, мягкие подушки, изогнутые кувшины. Даже тот факт, что для портретов он выбирает почти исключительно позу анфас, объясняется теми же соображениями. В портретах в профиль, которым XV в. отдавал предпочтение, речь шла о резко выступающих угловатых линиях, тогда как анфас больше подчеркивает мягкие, округлые формы головы.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Художники раннего кватроченто, упоенные сверканием и блеском мира, воспроизводили все предметы яркими, пестрыми красками. Об оттенках они не заботились. У них все блестит и сверкает. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Это упоение созерцанием красивых красок сменилось в конце столетия стремлением к гармоничности. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Уже Верроккьо, Перуджино и Беллини сделали в этой области немало важных открытий, но лишь Леонардо решил стоявшую перед художниками проблему. Краскам он придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники. Все резкие, пестрые краски изгнаны с его картин, никогда не прибегает он к помощи золота, контуры сглажены, жесткий рисунок уступает место мягкому, прозрачному, волнующемуся.
Так Леонардо стал основателем «живописного» стиля.
Наступила эпоха «светотени».
Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски; что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи новую душу. Чтобы это почувствовать, необходимо вспомнить конец XV в., время, когда монах Савонарола еще раз воскресил дух Средневековья. Леонардо освободил искусство от пессимизма, от хмурости, от аскетизма, ворвавшихся тогда в него, вернул ему жизнерадостность, светлое настроение античного мира. Никогда не изображал он отречение и муки. Невозможно представить себе Леонардо да Винчи творцом картин, изображающих Распятие, или Страшный суд, Избиение вифлеемских младенцев, или осужденных в чистилище, или истязуемых мучеников, в голове которых торчат топоры, а в ногах кинжалы.
На картинах Леонардо да Винчи нет места Кресту и бичу, нет места ни раю, ни аду, ни крови, ни жертвоприношениям, ни греху, ни покаянию. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, в виде скорбно-печальной христианки, точно готовящейся уйти в монастырь, чтобы пострадать за грехи мира. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Мария превращается у него в богиню любви, рыбаки и мытари Нового Завета – в греческих философов, пустынник Иоанн – в украшенного тирсом Вакха.
Дитя свободной любви, красивый как бог, он прославлял только красоту, только любовь.
Говорят, будто Леонардо да Винчи любил прогуливаться по рынку, покупать пойманных птиц и отпускать их на свободу.
Так освобождал он и людей из клетки, куда их заперла монашеская теория, снова указывая им путь из тесного монастыря в широкое царство земной, чувственной радости.
rushist.com
Потерянные картины Леонардо да Винчи
Не так давно, где-то пару лет назад художественно-богемный мир был потрясен ну просто сенсационной новостью — найдена потерянная картина Леонардо да Винчи! Ох уж эти охочие ко всяким сенсациям журналисты, но как не крути, а тема потерянных картин самого светоча эпохи возрождения и действительно интересная, поэтому и я решил немножко ее поисследовать. Айда со мной.
Итак, как оказалось с самого начала — потеряна картина Леонардо даже не одна, а их целых три! Точнее возможно три, ведь достоверно и точно определить автора картин уже не представляется возможным, разве что если только вызвать дух Леонардо на спиритический сеанс (но видимо делать не стоит).
А вот и первая картина-претендент на авторство самого Леонардо да Винчи — «Мадонна с веретеном». На картине изображена Дева Мария с маленьким Иисусом. Сама картина датируется 1501 годом и вполне вероятно, что она вышла из под кисточки великого художника. Написанная по заказу секретаря короля Франции Флоримунда Роберта (как известно Леонардо последние свои годы жил во Франции). Но с другой стороны автором картины вполне вероятно мог быть кто-то из учеников Леонардо, которому он поручил выполнить заказ. Впоследствии каким-то образом картина попала в частную коллекцию шотландского герцога Баклейха и пролежала 500 лет в их фамильном замке в Шотландии.
Замок Баклейхив.
А уже в наше время с ней случилась интересная детективная история на манер каких-то голливудских блокбастеров. Как говорится: «язык мой — враг мой» и это чистая правда. Современные потомки герцога Баклейха розтрендели на весь мир, что в их родовом замке до сих пор хранится забытая картина самого Леонардо. Но ведь мир не без «добрых» людей, и сразу нашлись «доброжелатели», которые захотели понести «искусство в массы», точнее прихватизировать картину. И вот в 2003 году двое «робингудов» под видом обычных туристов проникают в замок и спускают картину на веревках через окно. Двое настоящих туристов из Новой Зеландии наблюдают за всем этим безобразием, но грабители их успокаивают: «Не волнуйтесь уважаемые, мы из полиции, проводим учения». Только в 2007 году ее удалось вернуть назад. Сейчас картина хранится в национальной галерее Шотландии, город Эдинбург.
Картина претендент номер 2: «Спаситель мира». Написанная на популярный иконографический сюжет изображения Иисуса Христа. И действительно картина похожа на икону. Датируется приблизительно 1506-1513 годами, долгое время считалась утраченной. Сделана Леонардо по заказу короля Франции Людовика двенадцатого. В 17-м веке картиной уже владеют английские короли Карл первый и второй, но потом она на парочку столетий и вовсе исчезает с глаз истории, и появляется только в 19-м веке, когда ее приобрел богатый британский коллекционер сэр Фрэнсис Кук. Потомки господина Кука авторство картины приписали одному из учеников Леонардо — Джованни Больтрафио и продали ее в 1958 году на аукционе за каких-то 45 фунтов стерлингов. Уже в начале 21-го века среди искусствоведов начались ярые споры относительно того, кто мог быть автором картины. Над ней был проведен целый ряд всевозможных экспертиз, оказалось — на картине было много слоев краски, различных дорисовок сделанных в более поздний период, из-за этого она была больше похожа на копию чем на оригинал. Но сняв все лишние слои, товарищи искусствоведы торжественно объявили: «Автором картины является великий Леонардо да Винчи». Даже не знаю, верить им или нет, вы как думаете?
И третий претендент — картина «Молодая девушка в профиль». На ней изображен портрет благородной итальянской барышни Бианки Сфорца, дочери влиятельного герцога Милана Людовико Сфорца, который в свое время был покровителем Леонардо. Написанная в 1496 году, но долгое время этот портрет приписывали неизвестному немецкому художнику 19-го века. Каким-то образом при определении возраста картины эксперты ошиблись на всего-то 400 лет, ну с кем не бывает. Сейчас основой для доказательств об авторстве Леонардо служит отпечаток пальца, который будто бы был оставлен художником на картине. Видите маленький квадратик на картине (еще стрелочка на него указывает), там и есть тот отпечаток, над ним было проведено мультиспектральный анализ. Анализ показал, что отпечаток пальца на этой картине очень похож на отпечатки пальца Леонардо, который он когда-то оставил на еще одной своей картине «Святой Иероним». Хотя с другой стороны, а что если отпечаток пальца был не Леонардо, а кого-то еще, может его ассистента? Этого точно мы уже никогда не узнаем.
Сейчас картина принадлежит коллекционеру из Европы Питеру Сильверману, в свое время он ее приобрел на аукционе за 19 тысяч долларов, и теперь если будет доказано, что автором картины был именно Леонардо, то ее стоимость поднимется до 157 миллионов долларов, как видите довольно неплохая прибыль! А что, Леонардо да Винчи — уже бренд, причем самый дорогой бренд в искусстве, поэтому может и мне купить себе какую-то картину, а затем объявить, что ее автором был именно Леонардо да Винчи, или на худой конец какой-то Микеланджело или Рембрандт (я ж скромный)
waking-up.org
Результаты исследований | |
Исследование 1. Сравнение "Автопортрета №1" и "Автопортрета №2" | |
Сравнение «Автопортрета №1» (изображение слева) и «Автопортрета №2» (изображение справа). На обеих работах Леонардо да Винчи «Автопортрет №1» и «Автопортрет №2» изображены молодые люди примерно одного возраста, 15 - 20 лет, европеоидного типа. Несмотря на то, что положение головы (наклон и поворот) различны, визуально представленные лица обладают типажным сходством и имеется достаточно признаков внешности, подлежащих сравнению... Читать дальше | |
Исследование 2. Сравнение картин Леонардо да Винчи "Автопортрет №2" и "Ecce Homo" | |
На исследование представлены картины Леонардо да Винчи «Автопортрет №2» (слева) и Леонардо да Винчи «Ecce Homo» (справа). На первой изображён молодой человек, на вид примерно 15-20 лет, на второй мужчина среднего возраста, примерно 30-35 лет, на тёмном фоне. На данных изображениях поворот головы одинаков, с различным углом наклона головы вперёд и разным направлением взгляда... Читать дальше | |
Исследование 3. Сравнение бюста "Леонардо да Винчи" и иконы №1 с изображением Иисуса Христа | |
Изображение бюста специфично и отличается неполнотой и меньшей точностью отображения признаков внешности, чем лица на иконе. Тем не менее, лица находятся в одинаковой плоскости с одинаковым поворотом головы и небольшой разницей в наклоне головы (на бюсте наклон головы назад порядка 3-5º назад ). Сравнение признаков внешности на представленных работах можно произвести визуальным сопоставлением тех признаков, которые возможно использовать для сравнения... Читать дальше | |
Исследование 4. Сравнение "Автопортрета №3" и икона №2 с изображением Иисуса Христа | |
На данных картинах лица примерно одного возраста (средний возраст, 35-45 лет), изображены с различным наклоном и поворотом головы. Для визуального сопоставления представленных лиц, изображение справа было повёрнуто на 21º влево, и изображения приведены примерно к одному размеру (не представляется возможным с точностью измерить расстояние между зрачков глаз в 19 мм по причине разного направления взгляда лиц), обесцвечены. Выражение лица на иконе является не типичным портретом, а гротескным изображением человека... Читать дальше | |
Исследование 5. Сравнение картины Леонардо да Винчи "Автопортрет № 3" и бюста "Леонардо да Винчи" | |
Спецификой данного сравнения является то, что субъективное отображение лица на картине сравнивается с изображением на бюсте, материал которого не может отображать достаточно большое количество признаков внешности или изображать их в меньшей степени точности, чем на картине. Однако, учитывая высокую детализацию выполнения мраморного бюста и небольшое отличие в ракурсе представленных объектов в данном случаем можно применить метод визуального сопоставления, метод сопоставления относительных величин, а также совмещение по медиальной линии... Читать дальше | |
Исследование 6. Сравнение портрета "Леонардо да Винчи" Франческо Мельци и профиля бюста "Леонардо да Винчи", выполненного Леонардо да Винчи | |
В данном исследовании изучались элементы внешности человека, которые отображаются в профиле лица. На приведённых ниже изображениях главными элементами внешности выступают лоб, нос, переносье и губы, признаки которых можно сравнить в данном ракурсе с использованием методов визуального сопоставления. Изображения были приведены максимально к одинаковому размеру лиц и обесцвечены.... Читать дальше | |
Исследование 7. Исследование рукописного текста на картине "Автопортрет №3" | |
На фотоизображении картины имеется участок с частично читаемым рукописным текстом, выполненным латинскими буквами. Сравнительный анализ проводился по зеркальному отображению данного рукописного текста на фотоизображении участка картины... Читать дальше | |
Исследование 8. Сравнение картины Леонардо да Винчи "Магдалена" и картины Франческо Мельци "Коломбина" | |
На представленной картине Леонардо да Винчи “Портрет матери” №1 и картине Франческо Мельци “Портрет матери Леонардо да Винчи №2” изображены молодые девушки, визуально 15-20 лет, с улыбающимся выражением лица, различным наклоном и поворотом головы... Читать дальше | |
Исследование 9. Сравнение картин Леонардо да Винчи "Магдалена" и "Мона Лиза" | |
На картинах изображены женщины с одинаковым положением тела (левый полупрофиль), улыбающимся выражением лица, с визуально заметной разницей в возрасте. Сравнительное исследование внешности лиц, изображенных на представленных изображениях, с учётом ракурса и особенностей отображения, проводилось методами визуального сопоставления и совмещения по медиальной линии... Читать дальше | |
Исследование 10. Сравнение "Автопортрета №1" и портрета Леонардо да Винчи руки неизвестного художника | |
На исследование представлены «Автопортрет №1» и портрет Леонардо да Винчи руки неизвестного художника. Представленные лица изображены с небольшими отклонениями в положении головы, на «Автопортрете №1» голова отклонена назад. Между изображениями имеется разница в возрасте, примерно от 10 лет или более, о чём указывают наличие межбровных морщин, более выраженных тенями морщин, складок у второго изображения, а также наличие бороды... Читать дальше | |
Исследование 11. Погребальный портрет Леонардо да Винчи художник Леонардо да Винчи | |
На погребальном портрете выполнен мистический образ Леонардо да Винчи, предназначенный для охраны его могилы. Читать дальше |
art-leonardo.ru
Сравнение картин Леонардо да Винчи “Портрет матери” и картины Франческо Мельци “Портрет матери Леонардо да Винчи” Исследования картин Леонардо да Винчи
Исследование № 8. На представленной картине Леонардо да Винчи “Портрет матери” №1 и картине Франческо Мельци “Портрет матери Леонардо да Винчи №2” изображены молодые девушки, визуально 15-20 лет, с улыбающимся выражением лица, различным наклоном и поворотом головы.
Для исследования изображения лиц были приведены к одинаковому размеру с расстоянием между зрачков глаз 19 мм (на второй картине зрачки глаз определялись по центру, исходя из направления взгляда). В процессе исследования изображений проводилось определение угла поворота и наклона головы по методу П.Г.Орлова. На «Портрете №1» наклон головы составляет 3-4 градуса вперёд, поворот головы вправо, на «Портрете №2» наклон головы вперёд составляет 6-7 градусов, голова повёрнута влево.
Сравнительное исследование внешности лиц, изображенных на представленных изображениях, с учётом ракурса и особенностей отображения, проводилось методами визуального сопоставления и сопоставления с помощью масок. Красителем красного цвета отмечены совпадающие признаки внешности:
Отметка 1 – высота, ширина и контур подбородка,
Отметка 2 – размер рта, положение углов губ, высота верхней губы, ширина кайм губ, контур смыкания губ,
Отметка 3 – контур каймы верхней губы,
Отметка 4 – форма и полнота лица, форма щек, выраженность скул,
Отметка 5 – высота, ширина носа, ширина переносья, форма кончика носа,
Отметка 6 – степень выраженности подглазничных мешков, отсутствие ресниц
Отметка 7 – положение (степень нависания) верхнего века – отсутствует,
Отметка 8 – контур, взаимоположение, высота, ширина, длина, густота и особенность бровей,
Отметка 9 – линия роста волос, цвет волосяного покрова, наличие прямого пробора посредине головы.
Различия выявлены в тоне волос и конфигурации волосяного покрова, что в достаточной степени объяснимо различной степенью интенсивности освещения, простотой изменения данного признака (окрашивание волос, их выгорание на солнце), а также особенностью использованных красок при написании картин, условиями их хранения и в высоте шеи (различное положение головы, различное субъективное восприятие).
Сопоставление с помощью метода масок позволяет сосредоточить максимум внимания на наиболее значимых элементах внешности и их признаках, при этом лица воспринимаются как одно.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что совпадающие признаки внешности на «Портрете №1» и «Портрете №2» устойчивы, существенны, в своей совокупности индивидуальны, позволяют выявить комплекс частных идентификационных признаков внешности и их особенностей, присущих одному лицу. Различающиеся признаки внешности малочисленны, неустойчивы и объяснимы, поэтому может быть сделан вывод о том, что на представленных на исследование портретах изображено одно и то же лицо.
art-leonardo.ru
Исследования картин Леонардо да Винчи
Сравнение "Автопортрета №1" (изображение слева) и "Автопортрета №2" (изображение справа). На обеих работах Леонардо да Винчи "Автопортрет №1" и "Автопортрет №2" изображены молодые люди примерно одного возраста, 15 - 20 лет, европеоидного типа. Несмотря на то, что положение головы (наклон и поворот) различны, визуально представленные лица обладают типажным сходством и имеется достаточно признаков внешности, подлежащих сравнению.
На исследование представлены картины Леонардо да Винчи «Автопортрет №2» (слева) и Леонардо да Винчи «Ecce Homo» (справа). На первой изображён молодой человек, на вид примерно 15-20 лет, на второй мужчина среднего возраста, примерно 30-35 лет, на тёмном фоне. На данных изображениях поворот головы одинаков, с различным углом наклона головы вперёд и разным направлением взгляда.
Изображение бюста специфично и отличается неполнотой и меньшей точностью отображения признаков внешности, чем лица на иконе. Тем не менее, лица находятся в одинаковой плоскости с одинаковым поворотом головы и небольшой разницей в наклоне головы (на бюсте наклон головы назад порядка 3-5º назад ). Сравнение признаков внешности на представленных работах можно произвести визуальным сопоставлением тех признаков, которые возможно использовать для сравнения.
На данных картинах лица примерно одного возраста (средний возраст, 35-45 лет), изображены с различным наклоном и поворотом головы. Для визуального сопоставления представленных лиц, изображение справа было повёрнуто на 21º влево, и изображения приведены примерно к одному размеру (не представляется возможным с точностью измерить расстояние между зрачков глаз в 19 мм по причине разного направления взгляда лиц), обесцвечены. Выражение лица на иконе является не типичным портретом, а гротескным изображением человека.
Спецификой данного сравнения является то, что субъективное отображение лица на картине сравнивается с изображением на бюсте, материал которого не может отображать достаточно большое количество признаков внешности или изображать их в меньшей степени точности, чем на картине. Однако, учитывая высокую детализацию выполнения мраморного бюста и небольшое отличие в ракурсе представленных объектов в данном случаем можно применить метод визуального сопоставления, метод сопоставления относительных величин, а также совмещение по медиальной линии.
В данном исследовании изучались элементы внешности человека, которые отображаются в профиле лица. На приведённых ниже изображениях главными элементами внешности выступают лоб, нос, переносье и губы, признаки которых можно сравнить в данном ракурсе с использованием методов визуального сопоставления. Изображения были приведены максимально к одинаковому размеру лиц и обесцвечены.
На фотоизображении картины имеется участок с частично читаемым рукописным текстом, выполненным латинскими буквами. Сравнительный анализ проводился по зеркальному отображению данного рукописного текста на фотоизображении участка картины.
На представленной картине Леонардо да Винчи Портрет матери №1 "Магдалена" и картине Франческо Мельци Портрет матери Леонардо да Винчи №2 "Коломбина" изображены молодые девушки, визуально 15-20 лет, с улыбающимся выражением лица, различным наклоном и поворотом головы.
На картинах изображены женщины с одинаковым положением тела (левый полупрофиль), улыбающимся выражением лица, с визуально заметной разницей в возрасте. Сравнительное исследование внешности лиц, изображенных на представленных изображениях, с учётом ракурса и особенностей отображения, проводилось методами визуального сопоставления и совмещения по медиальной линии.
На исследование представлены «Автопортрет №1» и портрет Леонардо да Винчи руки неизвестного художника. Представленные лица изображены с небольшими отклонениями в положении головы, на «Автопортрете №1» голова отклонена назад. Между изображениями имеется разница в возрасте, примерно от 10 лет или более, о чём указывают наличие межбровных морщин, более выраженных тенями морщин, складок у второго изображения, а также наличие бороды.
На погребальном портрете выполнен мистический образ Леонардо да Винчи, предназначенный для охраны его могилы.
art-leonardo.ru
Картины Леонардо да Винчи | Фото | Журнал | RETROBAZAR
11, Апрель 2013 21:43 | 21 фото | просмотров 25280
Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, архитектор, скульптор) и ученый (естествоиспытатель, анатом), изобретатель, писатель. Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека», что есть идеал итальянского Ренессанса. Таким образом, явив собою идеал : homo universalis эпохи Возрождения, да Винчи осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко представившая диапазон творческих исканий этой эпохи.
«Благовещение» — картина художника итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Была создана в 1472—1475 годах молодым Леонардо, работавшим в рамках мастерской своего учителя Верроккьо.
«Дама с горностаем» — картина, как считается, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи. 1490 год.
«Крещение Христа» — картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи. Она была закончена приблизительно к 1475 году. На данный момент находится в галерее Уффици во Флоренции.
«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. 1478 год.
«Мадонна в скалах» — название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. 1483 г.–1486 г.
«Мадонна Литта» — картина итальянского художника Леонардо да Винчи. 1480 год.
«Мадонна с гвоздикой» — картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. 1478-1480 гг.
«Поклонение волхвов» — неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в галерее Уффици. 1481 год.
«Портрет Джиневры де Бенчи», «Портрет Джиневры Бенчи» — ранняя картина Леонардо да Винчи, написанная около 1474—1476 годов, образец флорентийской портретной живописи позднего кватроченто.
«Портрет музыканта» — неоконченная картина итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в миланской Пинакотеке Амброзиана. Картина начата художником на рубеже 90-х годов XV века.
«Прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.
«Святой Иероним» — неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в Ватиканской пинакотеке. 1480 год.
«Спаситель мира» — картина Леонардо да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке.
Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах.
Леонардо да Винчи Тайная вечеря 1495 г.–1498 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда) 1514-1515рр.
«Туринский автопортрет» — автопортрет, приписываемый Леонардо да Винчи. Находится в Королевской библиотеке в Турине. Считается, что художник нарисовал его в 60-летнем возрасте. 1510 год.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776. 1508 год.
«Мадонна с веретеном» — утерянная картина Леонардо да Винчи, написанная около 1501 года по заказу Флоримунда Роберте, секретаря короля Франции Людовика XII.
«Иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Это произведение относится к позднему периоду творчества художника. 1513-1516 гг.
«Битва при Ангиари» — утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503—1506 гг. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета дворца Сеньории во Флоренции.
retrobazar.com