Серов Валентин АлександровичКартины и биография. Картина серова


Валентин Серов (художник): биография и картины (фото)

Кажется, с самого первого своего вздоха русский художник Валентин Александрович Серов был обречен стать уникально образованной и исключительно развитой личностью.серов художник

В воздухе, пропитанном искусством

Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества. Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве, интересные научные и культурные диспуты. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Возможно, из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир.

Рождение мастерства

На пятом году жизни мальчик вместе с родителями впервые выехал за границу. Это была поездка в Швейцарию, где Александр Николаевич встречался с великим немецким композитором и теоретиком искусства Рихардом Вагнером. Возможно, впечатления тех дней по-своему вытачивали своеобразный и самобытный дар, которым будет обладать Серов-художник.

Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Это случилось в 1871 году. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. На хуторе Никольском в Смоленской губернии существовала коммуна из шести человек, где все было общим. Ее организовали разночинцы. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Однако через год коммуна перестала существовать, и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.серов художник биография

Гениальные покровители

Кто-то из знакомых посоветовал Валентине Семеновне отвезти сына к Илье Репину, который в 1874 году работал над картиной «Садко» и жил в Париже на Монмартре. Прославленный живописец охотно взялся за обучение подающего надежды художника.

В 1875 году Серовы возвратились на родину. Лето, которое мать с сыном провели в усадьбе Саввы Мамонтова, Абрамцево, было удивительным и плодотворным. Здесь начала складываться неповторимая манера, в которой писал художник Серов картины в разных жанрах и технике.

Первое признание

Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Но весной он заболел, и Валентина Семеновна сочла, что для здоровья сына им необходимо переселиться на юг. Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию. Успехи мальчика не остались без внимания педагогов, и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов. Художник, биография которого полна встреч и общения с великими предшественниками, очень быстро развивался как мастер станковой живописи.художник серов картины

Когда семья в 1878 году перебралась в Москву, там уже жил и трудился вернувшийся из-за границы Репин. Занятия возобновились. Мальчик уезжал к Репиным на выходные, в субботу мастер давал ученику уроки рисунка, а в воскресенье учил его живописи.

В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком. Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника. Вдумчивый взгляд, напряженно сомкнутые губы, резкая игра света и тени передают непростой характер и творческое дерзновение будущего мастера.

Юный студент

Репин готовил талантливого ученика к поступлению в Академию художеств. Серов был слишком молод, но Илья Ефимович написал убедительное письмо конференц-секретарю Академии, и его подопечный был зачислен туда вольнослушателем. Его теперешний учитель Павел Чистяков требовал от юного студента настоящего подвига, и тот самозабвенно трудился, не жалея времени и сил.

Летом 1884 года Серов вновь посетил подмосковное Абрамцево. Здесь в это время над панно для Исторического музея работал Виктор Васнецов. Тем летом молодой художник Валентин Серов создал один из замечательных лиричных портретов, он написал Людмилу Мамонтову, племянницу знаменитого мецената.

Самостоятельное плавание

В 1885 году Серов с матерью опять посещают Мюнхен, после этого юноша побывал в Голландии. Вернувшись в Петербург, Валентин после недолгих колебаний оставил Академию художеств. В этом году он написал картину «Волы» и портрет своей невесты Ольги Трубниковой.

серов художник краткая биография [

1886 год отмечен в творчестве художника Абрамцевскими мотивами. Серов создал пейзажи «Осень», «Зима в Абрамцеве», «Пруд», вновь написал портрет своей возлюбленной у окна.

1887 год прославил Серова. Он нарисовал знаменитую «Девочку с персиками» (портрет юной Веры Саввишны Мамонтовой). Картина радует непосредственностью и свежестью красок, необычайно оптимистичным настроением. Другую известную работу под названием «Девушка, освещенная солнцем» (портрет двоюродной сестры - Марии Симонович) написал годом позже Серов.творчество серова

Художник, биография которого складывалась под воздействием крепкой дружбы с Владимиром Дервизом, приобретшим имение в живописном местечке Домотканово, не мог не изобразить этот уголок природы на холсте. Картина «Осень. Домотканово» - это особый взгляд на русскую осень, задумчивую и загадочную. Замечательный пейзаж «Заросший пруд», созданный в этом же году, исполнен редкого любования.

Так приходит слава

Зимой 1888 года Серов женился и уехал с супругой во Францию. Следующую зиму молодые провели в Москве. Известному уже художнику согласилась позировать итальянская знаменитость - оперный певец Анджело Мазини. В начале 1890-х годов Серов пишет еще ряд искуснейших портретов, среди которых портреты учителя Ильи Репина, Исаака Левитана, Николая Лескова.художник валентин александрович серов

Общественная и профессиональная деятельность

1894 год – время путешествия Серова по северу России вместе с другим его талантливым современником – Константином Коровиным. Художники привозят много свежих и интересных зарисовок и этюдов. В этом году Валентин Александрович становится членом Товарищества передвижников. С 1897 года художник давал уроки мастерства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выпестовав таких знаменитостей, как Кузьма Петров-Водкин, Николай Сапунов, Константин Юон, Мартирос Сарьян.

Со второй половины 1890-х годов творчество Серова отмечено превосходными жанровыми работами «Баба в телеге», «Серый день», «Из окна усадьбы», «Встреча», «Баба с лошадью». В 1899 году художник создал знаменитую картину «Дети», на которой запечатлел своих сыновей - Сашу и Юру.художник валентин серов

Начало 1900-х годов принесло русской культуре еще ряд замечательных портретов Серова, увековечивших актрису Марию Ермолову, писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина, инженера Эммануила Нобеля, балерину Анну Павлову. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Размышления о необыкновенной судьбе России побудили Серова создать цикл великолепных картин об эпохе Петра Первого, его соратников и преемников. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».

Мировое признание русского гения

В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. Художник, краткая биография которого изложена в нашей статье, был полон больших замыслов и великих начинаний, когда внезапная смерть от сердечной болезни оборвала его жизнь. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений.

fb.ru

картины, биография художника, фото работ

Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865 Санкт-Петербург — 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва) — выдающийся русский живописец, признанный мастер психологического портрета, ученик Ильи Репина.

Особенности творчества художника Серова: картинам Валентина Александровича свойственна «солнечная» палитра и светлая интонация — художник искал в живописи возможность передать все то, что называл «отрадным». Его портреты отличаются глубоким проникновением во внутренний мир героя и творческой честностью — добиваясь удивительного сходства, Серов умел подчеркнуть характерные черты, порой не самые лестные для модели. Поздние работы художника характеризуют его как универсального артиста, не ограниченного стереотипами какой-либо школы или направления.

Известные картины Валентина Серова: «Девочка с персиками», «Летом», «Девушка, освещенная солнцем», «Портрет Иды Рубинштейн», «Похищение Европы».

Глядя на светлые, брызжущие солнцем и жизнелюбием картины Валентина Серова, непросто поверить в то, что рисовал их персонаж замкнутый, немногословный, в целом, довольно мрачный. Федор Шаляпин, ставший впоследствии близким другом Серова, признавался, что первое время попросту боялся этого невысокого, крепко сбитого человека с пронизывающим взглядом и вечной папиросой в уголке рта. Сделавшись популярным портретистом, Серов пользовался огромным спросом. Позировать ему было не только данью моде, но и возможностью пощекотать нервы: все знали, что серовская кисть может быть по-настоящему безжалостной. Серов умел заглянуть своему герою в душу, вытащить на холст самую суть, взглядом, жестом, осанкой передать сокровенные и, порой, нелицеприятные черты. Скидок он не делал ни олигархам, ни светским прелестницам, ни членам царской семьи.

Один из его учеников — Николай Ульянов — писал: «Внешне суровый, замкнутый в себе, Серов не сразу обнаруживал свою внутреннюю сущность — чистосердечие и почти детскую прямоту. До конца жизни он был одержим своей правдой, остро чувствовал ее и хранил со страстью фанатика».

Мамина школа

Отец Серова — Александр Николаевич — был известным композитором и музыкальным критиком. Мать — Валентина Семеновна — тоже играла на фортепианах. Кроме того, Валентина Семеновна была барышней с идеями. Знатный российский музыковед Владимир Одоевский писал в своем дневнике: «Серов женился на девушке-музыкантше — стипендиатке Музыкального Общества, которая знает все Баховы фуги наизусть… необходимо охранить это гениальное существо от нигилистского болота, в которое она готова попасть». Опасения Одоевского не были напрасными: возле Валентины Семеновны перманентно терлась «неблагонадежная» молодежь, кого-нибудь из ее окружения то и дело арестовывали. Илья Репин, часто бывавший в доме Серовых, вспоминал, как однажды попытался уступить хозяйке место (все стулья в комнате были заняты многочисленными гостями), но та лишь поджала губы и молча удалилась. Не подозревая о том, Репин оскорбил Валентину Семеновну, посягнув на самое святое — гендерное равноправие.

Валентин Серов рос в чрезвычайно артистической среде. Во времена безденежья (а они случались, несмотря на профессиональный успех) его отец одалживался у Достоевского. На домашних представлениях (в которых маленький Валентин изображал ангела) присутствовали Тургенев и Алексей Толстой. Будучи с родителями в Швейцарии, он, четырехлетний, катался верхом на ньюфаундленде Рихарда Вагнера. Калейдоскоп лиц, пейзажей, интерьеров, синкопированный европейский галоп, артиллерийские залпы шампанского, хмельные бубенцы, замки, сцены, овации, предрассветные споры об искусстве и вновь перестук колес — это было детство, полное ярких впечатлений. И это было совершенно несчастное детство: Валентину отчаянно не хватало общения со сверстниками.

После смерти отца (Александр Серов скоропостижно скончался от сердечного приступа) шестилетний Валентин был определен в трудовую коммуну в Смоленской губернии. Валентина Семеновна отбыла в Мюнхен, чтобы продолжить там свое музыкальное образование, сын был бы ей там обузой. Он воссоединился с матерью уже через год: коммуна благополучно испустила дух, и мальчика привезли в Мюнхен. Впрочем, это мало что изменило. Мать была постоянно занята служением искусству и борьбой за права женщин — Валентин был предоставлен сам себе. Не лучше было и когда Валентина Семеновна, наконец, обращала внимание на сына — воспитательницей она была требовательной, деспотичной, а иногда и жестокой.

После переезда в Париж в жизни юноши появилась отдушина — уроки рисования, которые он брал у старого друга семьи — Ильи Репина.

По-настоящему счастлив он бывал, когда гостил с матерью в Абрамцево — на даче Саввы Мамонтова. Река, лодки, лошади, сверстники — здесь, пусть и недолго, у него было что-то, напоминавшее нормальное детство. Жена Мамонтова — Елизавета Григорьевна — тоже музицировала. Еще ребенком Серов подметил разницу между громокипящим исполнением матери и вкрадчивой манерой Мамонтовой. Это различие проявлялось не только на домашних концертах, и вскоре Серов начал испытывать к мягкой и мудрой Елизавете Григорьевне сыновние чувства. До конца своих дней он любил Мамонтовых и чувствовал себя у них в кругу семьи.

Что касается Саввы Мамонтова, дружба с Валентиной Серовой обошлась ему недешево. В 1899 году она уговорила Мамонтова поставить ее оперу «Илья Муромец». Многие, включая исполнителя заглавной роли — Федора Шаляпина — предостерегали Мамонтова, считая произведение откровенно слабым. Но тот не сумел отказать жене заслуженного композитора и матери гениального живописца. Представление было освистано московской публикой — таких провалов частная опера Мамонтова не знала.

Так или иначе Валентина Семеновна Серова добилась немалых успехов на ниве феминизма — вошла в историю как первая русская женщина-композитор.

Как мать она не преуспела.

Тяжело и медленно

Успех пришел к Валентину Серову не сразу. Наблюдая, как ловко — парой-тройкой экономных штрихов — поправляет его детские эскизы Репин, он сомневался, действительно ли у него есть талант к рисованию. Позднее, когда Серов учился в Академии художеств и в студии Павла Чистякова, эти сомнения только усилились. Особенно комплексовал Серов, глядя на другого студента Чистякова — Михаила Врубеля.

Расправившись с натурщицей за один сеанс, Врубель милостиво отпускал ее, и Серову приходилось просить девушку, чтобы она дополнительно позировала специально для него. Врубель за 15 минут набрасывал эскиз, над которым Серов бился неделями. Талант Врубеля был ярок и очевиден — судя по всему, он с ним родился. Серову же ремесло давалось тяжким трудом.

Уже добившись определенного признания, художник Валентин Серов какое-то время пребывал в тени своего отца — в рецензиях за его фамилией обычно следовало уточнение в скобках «сын известного композитора». Серов писал картины медленно — эта его особенность была известна многим. Некоторых потенциальных клиентов отпугивала перспектива позировать десятки сеансов, а работы по фотографиям Серов не признавал. Все это не способствовало укреплению его материального положения — особенно болезненное звучание денежные вопросы приобрели, когда художник обзавелся семьей (у Серова и его жены Ольги было шестеро детей).

Ситуация осложнялась тем, что Серов не умел торговаться, ненавидел брать в долг, словом, был, по определению Репина, совершенно «не оборотист». Однажды художник попросил у Павла Третьякова задаток за картину и тот, проявив тень неудовольствия, вышел за деньгами. Смущенный Серов не дождался Третьякова — сбежал от смущения, а после страшно переживал, что обидел своим требованием хорошего и щедрого человека. В другой раз — чтобы не прослыть скрягой — он взял с несметно богатой семьи Юсуповых цену меньшую, чем обычно просил у средней руки купцов (о чем потом, конечно, жалел).

Даже в пору расцвета и славы, когда картины художника Валентина Серова считались признаком роскоши, их автор зачастую нуждался. В его творческой биографии не было «джек-пота», стремительного прорыва, утра, которым он проснулся бы знаменитым. Он шел к своему успеху шаг за шагом.

Не рожа ли?

Однажды (он в те годы учился в школе) Валентин Серов сделал удивительное открытие. Оказывается, если нарисовать толстяка еще более толстым, сходство только усилится. Метод этот открывал блестящие перспективы. Юный художник выискивал в однокашниках и менторах характерные черты и утрировал их до предела. Носатым пририсовывал гигантские «флюгеры». Бровастых снабжал густыми раскидистыми кустами. Красивых девочек изображал с ангельскими крылышками за плечами. И неизменно срывал аплодисменты — узнавание было стопроцентным. Он показал свои рисунки Репину, и тот прочитал своему ему лекцию о жанре шаржа и карикатуры. Репин объяснил мальчику, что здесь требуются деликатность и такт — шарж должен быть таким, чтобы «жертва» смеялась вместе с художником. Серов внял предостережениям учителя. Особенно после того, как один из его школьных преподавателей опознал себя в одной из карикатур (и не рассмеялся). Впрочем, он использовал этот опыт позднее.

Своим успехом в качестве портретиста Серов в немалой степени был обязан тому школьному прозрению. Он, как никто другой, умел подметить в модели характерную черту (разумеется, уже не столь очевидную, как слишком большой нос) и перенести на нее эмоциональный акцент. Зачастую это давало неожиданный (для заказчика) эффект: Серов не умел льстить. Купца он мог изобразить с бумажником наперевес (или с характерным жестом), светскую даму увековечить с приглуповатой улыбкой и пустым взглядом, юного наследника прославленной фамилии — воплотить на холсте с присущими наследнику самовлюбленностью и заносчивостью.

Куда более тонкие нюансы появлялись в его портретах, когда Серов испытывал к модели симпатию. Разворотом плеч, наклоном головы, точно пойманным жестом, угаданной по глазам эмоцией Валентин Серов мог передать на картине все — от душевного смятения до готовности свернуть горы. Это было уже не безупречное владение ремеслом и даже не искусство — подлинная магия.

Не считаясь с известными рисками, клиенты расталкивали друг друга локтями — очереди на Серова были задолго до небезызвестной выставки в Третьяковке.

Не последнюю роль во всеобщем ажиотаже сыграли заказы, поступавшие ему от Николая II. Дело окончилось размолвкой с императорской семьей. Государыня Александра Федоровна пыталась давать Серову советы, и тот предложил ей окончить портрет за него. Работу он так и не завершил, что лишь подняло в цене его акции — каждый хотел, чтобы его написал мастер, отказавший самому императору.

Некоторых Серов хотел написать сам, другим был обязан, третьих не хотел обидеть отказом. Плюс родственники, друзья, коллеги (и у всех у них, представьте, были дети). Учитывая, как медленно работал над своими картинами художник Валентин Александрович Серов, можно вообразить какой лавине работы ему постоянно приходилось противостоять.

Разумеется, чтобы свести концы с концами, Серов постоянно был вынужден писать заказные портреты — множество заказных портретов. Разумеется, это изрядно его тяготило. Когда кто-нибудь из друзей упоминал о возможности получить заказ, Серов то ли с опаской, то ли с надеждой спрашивал: «Не рожа ли?».

Великий молчальник

По мере того как росла его слава, Серов все больше вовлекался в общественную жизнь. После долгих уговоров он согласился руководить натурной мастерской Московского училища живописи. Принимал активное участие в выставочной деятельности — сначала с передвижниками, потом — с оппозиционным журналом «Мир искусства». Помогал Савве Мамонтову и Сергею Дягилеву с оформлением опер и балетов. Занимался делами Третьяковской галереи.

Все это давалось Серову нелегко — человек не самого легкого нрава, он трудно сходился с людьми. Завоевать его расположение было отнюдь не просто. Друзей — не поклонников, единомышленников или добрых знакомых, а именно друзей — у Серова было не много. Кроме Мамонтовых и Репина, он был особенно близок с Константином Коровиным (имея в виду неразлучность этих двоих, Мамонтов называл их «Серовин»). Серов честно пытался дружить с Врубелем — по крайней мере, до тех пор, пока тот сохранял признаки вменяемости. Испытывал большую и всепрощающую симпатию к Сергею Дягилеву. Высоко ценил Шаляпина — не только, как артиста, но и как друга.

Время от времени у Серова случались размолвки даже с самыми близкими. К примеру, после того, как Серов показал Репину портрет Иды Рубинштейн, в их отношениях наметилось временное охлаждение. Репин скептически относился к поздним «модернистским» картинам Валентина Серова, а тот весьма болезненно реагировал на критику.

Впрочем, даже среди самых близких Валентин Серов имел репутацию «великого молчальника», его — сдержанного и немногословного — было трудно вывести из себя.

Исключением были события, заставлявшие конфликтовать извечную серовскую сдержанность с его обостренным чувством правды и справедливости. Так в 1905-м, став свидетелем расстрела мирной демонстрации, он вышел из состава Академии художеств, поскольку винил в случившемся президента Академии — великого князя Владимира Александровича. В такие моменты великий молчальник Серов молчать не мог.

В погоне за солнцем

В самом начале творческого пути, путешествуя по Италии, 22-летний Серов писал своей будущей жене Ольге Трубниковой: «Легко им (итальянским живописцам — ред.) жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нашем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное!».

Это несколько наивное стремление в полной мере воплотилось на таких известных картинах художника Серова, как «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Летом» — «отрадное» давалось ему в творчестве. В жизни Валентин Серов искал его с той же неутолимой жаждой. И не находил.

Будучи знаменитостью с мировым именем, признанным мастером, пользующимся непререкаемым авторитетом у коллег и человеком, окруженным любовью друзей и родных, он зачастую чувствовал себя несчастным. И не мог объяснить причин хандры — ни себе, ни другим.

Почти через 20 лет после первой поездки, Серов возвращался в Венецию, в надежде вернуть то беззаботное и солнечное ощущение «отрадного». Супруга художника удивлялась метаморфозам,

artchive.ru

Серов Валентин Александрович (1865 - 1911)

Валентин Александрович Серов - один из крупнейших художников-реалистов рубежа 19-20 веков. Выдающийся мастер портрета, великолепный рисовальщик и живописец, он создал замечательные произведения в различных жанрах живописи и графики.

Произведения художника полны гуманизма, жизненной правды, они излучают поэзию, они наполнены волшебной гармонии света и цвета, они утверждают красоту и духовное совершенство человека.

Серов родился в музыкальной семье, его отец - известный русский композитор А.Н.Серов, мать - пианистка. Поэтому увлеченность искусством, безукоризненный художественный вкус были привиты Серову с детства.

Огромное влияние на творчество художника оказал Репин, у которого он учился с девяти лет. Мальчик изумлял Репина редкой одаренностью, необычайной наблюдательностью, недетской серьезностью и огромным трудолюбием. Также большое влияние на развитие Серова-художника оказало частое пребывание в "Абрамцево", среди выдающихся художников, писателей, музыкантов, составляющих известный "абрамцевский кружок" С.И.Мамонтова.

Художник пишет в основном портреты и пейзажи. При написании портрета Серов сначала внимательно изучал характер человека, его особенности и затем в портрете заострял одну, наиболее яркую черту характера и облика модели.

Однако, на протяжении всей жизни Серов создал огромное количество произведений в различных жанрах: кроме портретов и пейзажей, он работал в исторической живописи, в политической и иллюстративной графике, создал произведения театрально-декорационного искусства.

Деятельность Серова была широко разносторонней. Он был членом Совета Третьяковской галереи, двенадцать лет преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.

Серов умер в расцвете творческих сил, в 46 лет от паралича сердца.

Очень верно сказал И.Репин о Серове-художнике в своей книге "Далекое близкое": "Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем более вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования."

cvetamira.ru

7 картин Серова | Православие и мир

С 7 октября 2015 года по 17 января 2016 года в Третьяковской галерее проходит выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». Зритель найдет на ней лучшие произведения мастера – 250 работ художника из 25 российских музеев, четырех зарубежных музеев и девяти частных коллекций. Оксана Головко – о том, почему нужно обязательно пойти на эту выставку.

Импрессионизм, модерн, даже экспрессионизм – всё это можно найти в творчестве большого русского реалиста Валентина Серова. Современники, восхищаясь его работами, всё-таки не могли до конца принять художника. Его постоянно критиковали, в основном за то, что Серову мало быть просто реалистом, ему интересен синтез стилей и направлений, поиск. «Непокорный преемник Репина и благодарный слушатель Чистякова», – скажет о Серове историк искусства Сергей Маковский.

Критиковали – и любили, и восхищались! Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорит, что Серова любят «и те, кто считает главным достижением в русском искусстве творчество передвижников, и те, кто является сторонником русского авангарда и заинтересован современными художественными течениями».

Выставка в Третьяковке – подробное путешествие по всему огромному наследию творчества художника. Пожалуй, первое такого масштаба и охвата.

Экспозиция начинается со знаменитой картины «Девочка с персиками» (1887). Одиннадцатилетняя Вера Мамонтова, дочка знаменитого мецената Саввы Мамонтова, позируя двадцатидвухлетнему художнику, вряд ли думала, что вот именно сейчас навсегда входит в историю отечественного искусства. Портрет наполнен жизнью и надеждами на будущее. Будущее Веры Саввичны будет коротким: она умрет в 32 года, оставив троих детей. Художник считал эту работу, а еще «Девушку, освещенную солнцем» (1888) своими лучшими произведениями.

Девочка с персиками. 1887. Холст, масло. 91 × 85. Третьяковская галерея

Девочка с персиками. 1887. Холст, масло. 91 × 85. Третьяковская галерея

«Он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся», – вспоминал Игорь Грабарь свою беседу с Серовым перед картиной «Девушка, освещенная солнцем» совсем незадолго до смерти Валентина Александровича.

Но огромная выставка показывает, что «вышло» очень и очень много. На ней представлены все лучшие портреты художника – творцов, деловых людей, аристократических и царственных особ. Каждый портрет – целый мир, ведь художник не просто «фиксирует» модель, добивается решения поставленных перед собой художественных задач, он проникает гораздо глубже, стремясь увидеть то, что называют «внутренним миром человека», проанализировать его.

Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова.  Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника. Ее сын, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов передал портрет в музей д’Орсэ в Париже.

3.Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888. Холст, масло. 89,2 × 71,3. Третьяковская галерея

3. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888. Холст, масло. 89,2 × 71,3. Третьяковская галерея

Вот что писал известный критик Владимир Стасов о портрете Львовой:

«Серов, всё идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать всё это, всю истинную натуру и характер человека».

Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891).

Портрет Ивана Абрамовича Морозова Серов написал на фоне натюрморта Анри Матисса «Фрукты и бронза» (1910). Морозов – коллекционер живописи – купил работу «Фрукты и бронза» у Матисса как раз в 1910 году. Интересно, что годом раньше Серов говорил: «Матисс… хотя и чувствую в нем талант и благородство, но всё же радости не дает… Всё чего-то не хватает – пресно – тут можно призадуматься». И вот год спустя он пишет Морозова в стилистике Матисса.

Портрет Ивана Морозова. Третьяковская галерея

Портрет Ивана Морозова. Третьяковская галерея

Валентин Серов – в том числе и мастер стилизации, это роднит его с мирискусниками. Дельфины с его декоративного полотна «Похищение Европы» увлекают зрителя в древность, вызывая ассоциации с этрусским киликом с сюжетом про Диониса, превратившего пиратов в дельфинов. Да и сама Европа, голова быка – прямая перекличка с искусством античности.

15.Похищение Европы. 1910. Холст, масло. 71 × 98,7. Третьяковская галерея

15. Похищение Европы. 1910. Холст, масло. 71 × 98,7. Третьяковская галерея

Есть на выставке работы, которые российский зритель увидит впервые. «Портрет Александра III» прибыл из Дании. Художник писал портрет по фотографии, уже после смерти императора. Художник был благодарен императору за то, что тот лично помог матери Серова издать работы по музыкальной критике ее мужа, отца Валентина Александровича, дав на это дело 3 000 рублей. «Теперь я верноподданный его. Недаром я его сразу хотел поздравить после благополучного исхода с крушением поезда», – писал художник.

Так же были благодарны потомки Валентина Александровича другому императору, Николаю II, портрет которого тоже писал Серов. После смерти художника осталось его художественное наследие, шестеро детей и… никаких средств. Узнав от вдовы Серова о бедственной ситуации, государь из своих личных средств оплатил все долги семьи.

10.Портрет императора Николая II. 1900. Холст, масло. 71,2 × 59,2. Третьяковская галерея

Портрет императора Николая II. 1900. Холст, масло. 71,2 × 59,2. Третьяковская галерея

«Портрет Марии Акимовой» (1908) – еще один подарок российскому зрителю, поскольку увидеть в России эту работу невозможно – она специально к выставке привезена из Национальной галереи Армении.

«Я всё-таки немножко и пейзажист», – скромно заметил однажды Серов. Вряд ли с этим «немножко» согласится зритель, пришедший на выставку, для которой отобраны лучшие пейзажи. Среди них – виды окрестностей Абрамцева, Домотканова, а также местечка Ино в Финляндии (ныне поселок Смолячково), где размещалась дача художника. Серов брал внешне не броские, скромные мотивы (фрагменты русской природы, без каких-либо эффектов) и на основе их создавал пронзительные, глубокие произведения.

4.Заросший пруд. Домотканово. 1888. Холст, масло. 72 × 90,5. Третьяковская галерея

Заросший пруд. Домотканово. 1888. Холст, масло. 72 × 90,5. Третьяковская галерея

Экспозиция проводит по творчеству художника, этап за этапом, показывая, что в какой временной период для него было важно, какие художественные задачи он ставил перед собой и как решал.

Кроме живописи, графики, работ для театра, здесь еще представлены и опыты Серова в монументально-декоративном искусстве – «Аполлон и Диана, избивающие детей Ниобеи» – рисунки на античную тематику для росписи особняка Носовой.

Живопись и графика на выставке разделены. Этим подчеркивается умение Серова виртуозно синтезировать, в графике работая цветом, а в живописи делая акцент на силуэте.

В портрете Шаляпина (1905), сделанном углем на холсте, знаменитый бас предстает именно как артист, знающий, что такое успех, знающий себе цену. Шаляпин был дружен с семьей Серовых. Кстати, он исполнял партию Олоферна в опере «Юдифь» композитора Александра Серова, отца художника. Шаляпин нередко бывал в гостях у Валентина Александровича. Как-то прислуга даже не впустила его, видимо, решив, что в приличное семейство с детьми негоже являться не совсем трезвым. За что в итоге получила выговор от Серова: «Не пустить САМОГО Шаляпина! Это ж надо додуматься!»

Портрет Ф.И. Шаляпина 1905 год. Третьяковская галерея

Портрет Ф.И. Шаляпина1905 год. Третьяковская галерея

Кстати, на выставке подробно представлены театральные работы Серова, связанные с постановкой «Юдифи». В «театральном» разделе экспозиции – огромный (554 х 810 см) занавес для балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов Дягилева (1911) – из собрания семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.

Здесь же можно увидеть знаменитых деятелей балета – Сергея Дягилева, Анну Павлову, Тамару Карсавину – такими, какими показал их в своих портретах Валентин Серов.

Если «Девочку с персиками» знают абсолютно все, то шаржи Серова – малоизвестная страница его творчества. На юмористических портретах можно узнать художника и историка искусства Игоря Грабаря, художника Льва Бакста, Сергея Дягилева, поэта Михаила Кузмина, актрису Иду Рубинштейн. Валентин Серов очень точно видел характерные черты в тех, кто находился рядом.

В шарже-автопортрете «Скучный Серов» (1910–1911) художник с какой-то иронией смотрит и на себя самого, то ли уставшего, то ли сердитого…

Заключающий выставку портрет Иды Рубинштейн (1910) современники, по большому счету, не поняли. Острые углы, прямые линии – критики писали, что Серов поглумился над красотой. А мы, знающие о катаклизмах ХХ века (до которых художник не доживет), видим, что «Портрет Иды Рубинштейн» – нечто большее, чем художественные поиски.

Открытие выставки в Третьяковской галерее

Открытие выставки в Третьяковской галерее

***

Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова.

После смерти отца вместе с матерью отправился в Мюнхен, где получил первые уроки рисования у немецкого художника Кеппинга. Затем Серовы переехали в Париж, где Валентин Александрович брал уроки у Ильи Репина.

В 1880 году Серов стал студентом Академии художеств. В 1884 году он покинул Академию.

В 1887 году в Абрамцеве Серов написал картину «Девочка с персиками». В следующем году появляется «Девушка, освещенная солнцем». В том же году мастер создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд. Домотканово» (1888).

В 1889 году Валентин Александрович Серов женится на Ольге Федоровне Трубниковой.

В 1890-е годы Серов много ездит по городам России, работая над заказными портретами.

К этому же периоду относятся портреты итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников Константина Коровина (1891), Ильи Репина (1892), Исаака Левитана (1893), писателя Николая Лескова (1894), композитора Николая Римского-Корсакова (1898).

Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году, где получила главный приз.

С 1890 года Серов участвует в выставках Товарищества передвижников. Однако в результате раскола Товарищества с некоторыми другими художниками выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение – «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания.

Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них – картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей Боткина (1900), портрет Мики Морозова (1901).

Более десяти лет – с 1898 по 1909 год – художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Константин Юон.

Особое место в творчестве Серова занимают работы на исторические и мифологические темы: «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) – предназначались для издания Кутепова «Царские охоты»; «Петр I» (1907), «Похищение Европы» (1910), «Одиссей и Навсикая» (1910).

22 ноября 1911 года Валентин Серов в возрасте сорока шести лет скоропостижно скончался, оставив шестерых детей, потрясающие произведения искусства и множество нереализованных планов…

Смотрите также:

Валентин Серов. Не только «Девочка с персиками»

www.pravmir.ru

Художник передвижник Валентин Александрович Серов. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

0Яркий, но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства, с раннего детства был связан с творчеством. Миру искусства служили его родители – отец, Александр Николаевич, известный композитор и музыкальный критик; мать, Валентина Семеновна, пианистка. В доме постоянно звучала музыка, и велись либеральные споры на самые разнообразные темы, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка.

Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью, поэтому у ребенка с юных лет в характере формировались замкнутость и угрюмость. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Мать, молодая и творческая личность, вскоре уезжает в Мюнхен, желая совершенствовать музыкальное образование, а юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии.

Через год, в 1871-м, мальчик вынужден приехать к матери в Мюнхен; к этому времени уже становится известно, что у ребенка есть серьезные задатки к рисованию. Это подтвердил и немецкий художник Кёппинг.

В 1874 году, Серовы приезжают в Париж, где встречаются с И. Е. Репиным, гениальным художником, для которого Валентин на долгие годы станет почти что членом семьи.

После годичного пребывания в Париже, мать с сыном возвращаются на родину и, практически каждый год переезжают с места на место, проживая то в Абрамцево, то в Киеве, то под Харьковом.

Осенью 1878-го, юный Серов встречается с И. Е. Репиным, в результате чего занятия творчеством продолжаются, к тому же он становится учеником третьего класса московской гимназии. Общеобразовательные науки даются ему тяжело, и на следующий год происходит отчисление из гимназии. Правда, в этом же году, появляются первые карандашные работы, принесшие ему известность.

В 1880 году, после путешествия с И. Е. Репиным по Украине, был зачислен в Императорскую Академию Художеств в качестве вольнослушателя; после двухлетнего обучения переведен в студенты.

4serovПервое произведение, которое считается одним из наиболее значимых, было создано В. А. Серовым в 1884 году. Это портрет Л. А. Мамонтовой, написанный художником в Абрамцеве. Здесь же, но в 1887, была написана его знаменитая работа «Девочка с персиками», на которой изображена дочь известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, 12-летняя Вера. Следует отметить, что в этом имении, молодой художник проявил свой талант не только как мастер карандаша и кисти, но и в роли незаурядного актера.

Желание независимости и самостоятельной работы, побудили художника  расстаться с Академией (1885) и, для изучения европейской школы живописи, побывать в Германии и Голландии. В 1887 году, для этой цели, он посещает Италию.

Утвердить за В. А. Серовым статус знаменитости, и вывести его в первые ряды молодых живописцев, причисленных к новому поколению, помогла работа «Девушка, освещенная солнцем», созданная в 1888 году. В этом же году, указанная работа и картина «Девочка с персиками», были показаны на выставке Товарищества передвижников. У импрессионистов, эти работы вызвали восторг и восхищение.

Динамика событий развивается стремительно, и на следующий год, молодой, но популярный Валентин Серов, соединяет свою судьбу с О. Ф. Трубниковой, знакомство и общение с которой, продолжалось десять лет. Осенью, семейная пара посещает Всемирную выставку в Париже, а по возвращении поселяется в Москве.

11serovНесмотря на участие в выставках Товарищества передвижников, в 1898 году художник становится членом «Мира искусства», только что созданного нового художественного объединения, а через год, по причине раскола, покидает Товарищество. Появляется картина «Дети», работа, которую считают одной из лучших. На ней запечатлены его сыновья Юра и Саша (кроме сыновей, у художника еще была старшая дочь Ольга).

Последние годы жизни В. А. Серова насыщены творческими командировками, преподаванием в училище живописи и ваяния, общественно-политической деятельностью. Грандиозные планы роились в голове художника и утром, 22 ноября (5 декабря) 1911 года, но время, отведенное гению для пребывания в этом мире, исчерпало свой лимит. Приступ стенокардии мгновенно поставил точку, и 46-летний художник покинул пределы земного бытия.

Погребение состоялось на Донском кладбище в Москве; впоследствии, останки В. А. Серова были перенесены на Новодевичье кладбище.

Лучшие картины Серова В.А.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Серов Валентин Александрович Картины биография Serov Valentin Aleksandrovich

Серов Автопортрет

Серов Валентин Александрович (Serov Valentin Aleksandrovich), русский живописец. Родился 7 января 1865 года в Петербурге. Учился в юности у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской Академии художеств в 1880-1885 годах у П. П. Чистякова. Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным.

Девочка с персиками Девочка с персиками. ПортретВеры Мамонтовой, 1887, ГТГ Заброшенный пруд Заброшенный пруд. Домотканово,1888, Третьяковская галерея Терраса в Введенском Терраса в Введенском, 1880-е,Музей русского искусства, Ереван

Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма.

Октябрь Октябрь. Домотканово,1895, ГТГ Мария Львова Мария Львова (урожденнаяСимонович), 1895, музей Орсэ Великий князь Павел Александрович Великий князь Павел АлександровичРоманов, 1897, ГТГ

С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, - все в Третьяковской галерее).

Деревня Деревня, 1898,Третьяковская галерея Боткина Софья Михайловна Боткина Софья Михайловна,1899, Русский музей Дети Дети (Саша и Юра Серовы),1899, Русский музей

Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.

Петр II и цесаревна Елизавета Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ Николай II Николай II, 1900,Третьяковская галерея Мика Морозов Мика Морозов, 1901,Третьяковская галерея

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича Романова, 1897, Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, - оба портрета в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899, Русский музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская галерея). В 1890-х - начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов - скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, Третьяковская галерея; "Баба в телеге", 1899, Русский музей).

Княгиня Юсупова Княгиня Юсупова Зинаида Николаевна, 1900-1902, Русский музей Купание коня Купание коня, 1905,Русский музей Модель Модель, 1905,Третьяковская галерея

В поздний период (начало 1900-х годов) Серов связан с "Миром искусства". На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн", неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности.

В середине 1900-х годов Серов создает несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904; М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 - оба в Третьяковской галерее). В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Русском музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придает им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр I", темпера, 1907, Третьяковская галерея).

Гиршман Генриетта Гиршман Генриетта Леопольдовна,1907, Третьяковская галерея Петр I Петр I, 1907,Третьяковская галерея Анна Павлова Анна Павлова. Балет Сильфида,1909, Русский музей

В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов дает собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Ученики Серова: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Скончался Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года в Москве.

Ида Рубинштейн Ида Рубинштейн,1910, Русский музей Похищение Европы Похищение Европы,1910, Третьяковская галерея Княгиня Орлова Княгиня Орлова Ольга Константиновна, 1911, Русский музей

smallbay.ru

ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

KNEAGINEA-ORLOVAСеров В.А. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911

В последние дни жизни Валентин Серов работал над портретом княгини П.И.Щербатовой, но успел только сделать рисунок на большом холсте. Художник писал этот портрет приблизительно с теми же чувствами, которые он испытывал, выполняя портрет Орловой. Вот что он писал:

«Пишу в настоящее время княгиню Щербатову, портрет коей должен быть не хуже Орловой — такова воля заказчиков, — да!»

Радость, восторг и волнение художника объяснимы. Именно «Портрет княгини О.К.Орловой» считается лучшим портретом Серова. Ища выразительности и характера во всех предыдущих работах, художник смог воплотить это в портрете Орловой. Мастер так объяснял позу и выражение героини: «А я Ольга Орлова, и мне все позволено, и все, что я делаю, хорошо.»

Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Она не славилась своей красотой, но была тонкая и изящная, и всегда была окружена мужчинами. Свой портрет, написанный Валентином Серовым, она подарила музею Александра III, который теперь называется Русским музеем.

Портрет П.И.Щербатовой — последняя картина Валентина Серова

Инициатива создания этого портрета принадлежала не художнику, а князю, пожелавшему иметь у себя портрет супруги кисти знаменитейшего современника. Как известно, Серов со своими моделями был суров и категоричен. Но познакомившись с Полиной Ивановной ближе, он с удивлением отметил:

«А с вами можно разговаривать, а я думал, что с княгинями можно только говорить о шляпках…»

portret-sherbatovoiВ.А.Серов. Портрет П.И.Щербатовой. 1911.

Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной, и пусть М.В.Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В.И.Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей».

Серов долго не мог определить позу для портрета – то княгиня должна была кормить попугая, то художник, к досаде мужа, сажал модель, обладавшую изумительными античными пропорциями фигуры, на очень низкий стул и вся красота ее, таким образом, была сокрыта от зрителя…

Наконец, поза была найдена! «Жена была поставлена посреди комнаты в дымчатого тона шелковом платье. Она стояла у большой мраморной вазы Екатерининской эпохи с золоченой бронзой, на стильном пьедестале…

С фоном, где краснел вдали сенаторский мундир историка М.М.Щербатова в белом парике на огромном портрете екатерининской эпохи… красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом. Все вместе было восхитительно красиво. Равно как и поющие линии фигуры в этой позе».

Как бы выглядел этот портрет в законченном виде – остается только воображать, ведь в назначенное время очередного сеанса для позирования Полина Ивановна надела свое платье и ждала прихода как всегда пунктуального Серова, но вместо этого раздался звонок телефона. Из трубки напуганным голосом Антон сообщил:

— «У телефона сын Серова. Валентин Александрович очень извиняется, что быть не может, но … он умер».

Неожиданная смерть художника потрясла его современников.

Утром 22 ноября 1911 года Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым… Упал и умер от приступа стенокардии… Умер в самом расцвете сил, мастерства, творческих замыслов, в возрасте сорока шести лет…

Восхищавшийся талантом мастера поэт В. Брюсов писал:

«Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».

«Краски не важны, — говорил Серов, — я хочу писать черной». Видимо, поэтому даже самые светлые его картины были грустными. Великий художник вообще был подвержен меланхолии. Он молчал иногда целыми днями. От этих приступов его спасало только искусство, хотя он признавался порой, что в живописи ему, в сущности, ничего не нравится. Серов так уставал от суеты, что даже смерть, наверное, показалась ему благом. Умирая, он лишь меланхолично произнес: «Вот и все…»

Николай Рерих. «На смерть Валентина Серова»

«Бывают смерти, в которые не верят. Петербург не поверил смерти Серова. Целый день звонили. Целый день спрашивали. Целый день требовали опровержений. Не хотели признать ужасного, непоправимого.

Серов — настоящий, подлинный, а потеря его — настоящая, невознаградимая. Жаль умирающих старцев. Жаль умерших детей. Но когда гибнет человек среди яркого творчества, среди счастливых исканий, полный своей работой, то не просто жаль, а страшно, просто ужасно примириться со случившимся.

В лучшую пору самоуглубления, в лучшие дни знаний искусства и лучшей оценки людей явно жестоко вырван из жизни подлинный художник, смелый, честный и настоящий, требовательный к другим, но еще более строгий к себе, всегда горевший чистым огнем молодости.

serovВчера имя Серова так часто в нашем искусстве произносилось совсем обычно, но сегодня в самых разных кругах самые различные люди почувствовали размеры значения его творчества и величину личности Валентина Александровича. Он сам — самое трудное в искусстве. Он умел высоко держать достоинство искусства. Ни в чем мелком, ни в чем недостаточно проверенном укорить его нельзя. Он умел ярко отстаивать то, во что он поверил.

Он умел не склоняться в сторону того, во что ему еще не верилось вполне. В личности его была опора искусству. В дни случайностей и беглых настроений значение В.А. незаменимо. Светлым, стремящимся к правде искусством закрепил он свою убедительность в жизни.

Был подвиг в жизни и в работе Серова. Редкий и нужный для всей ценности жизни подвиг. Подвиг этот вполне почувствуют еще сильнее. Великий подвиг искусства творил Серов своей правдивой, проникновенной работой, своим неизменно правдивым словом, своим суровым, правдивым отношением к жизни. И все, к чему приближался В.А., принимало какое-то особенное обаяние.

Друга искусства В.А. в день примирения, в день смерти можно назвать врагом только в одном отношении — врагом пошлости. Всей душой чувствовал он не только неправду и неискренность, но именно пошлость. Пошлость он ненавидел, и она не смела к нему приближаться.

Как об умершем, просто нельзя говорить о Серове. Поймите: ведь до чего бесконечно нужен он нашему искусству. Если еще не понимаете, то скоро поймете.

Укрепление на земле памяти об ушедших от нас нужно, и в этом воспоминании об ушедшем от нас Серове будет слабое утешение. Мы будем видеть и знать, что он не забыт, что труд его жизни служит славным примером. Мы и наши дети будем видеть, что произведения Серова оценены все более и более и помещены на лучших местах, а в истории искусства Серову принадлежит одна из самых красивых страниц.»

Николай Рерих, 1912 г.

Подготовлено по материалам блога Третьяковской галереи , и офиц. сайта, посвященному Валентину Серову.

Читайте также:

МЫСЛИ ВЕЛИКИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

КАРТИНА СЕРОВА, КОТОРУЮ УЖЕ МЫ БОЛЬШЕ НЕ УВИДИМ

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА В. СЕРОВА — ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ ГИРШМАН

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта