КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович — Галерея произведений (202 изображения). Картины кончаловский


Картины Петра Петровича Кончаловского, биография художника

Петр Петрович Кончаловский (9 (21) февраля 1876 года, Славянск, ныне Донецкая область Украины — 2 февраля 1956, Москва) — русский художник, на которого большое влияние оказало творчество французских импрессионистов и особенно Поля Сезанна.

Особенности творчества художника Петра Кончаловского: в натюрмортах Кончаловского заметно влияние кубизма и фовизма, в пейзажах очевиднее всего влияние Сезанна, а в портретах — фирменная ирония и проницательность самого Кончаловского; художник придавал одинаково большое значение как цвету, так и форме в своих произведениях.

Известные картины Петра Кончаловского: «Сирень в корзине», «Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда», «А. Н. Толстой в гостях у художника».

Петр Петрович Кончаловский в своей жизни соединил множество казавшихся несовместимыми характеристик. Художнику полагается богемная «свобода нравов»? А он всю жизнь прожил с единственной женщиной, причем был отнюдь не «творческим украшением дома», а настоящим папой для своих детей. Пора «сбрасывать классиков с корабля современности»? Сбрасывал, не без того. И при этом писал семейные портреты, которые стали его ключевой темой. Честные эмигрировали, остальные подстраивались или запродались? А Петр Петрович Кончаловский остался. Отказался писать портрет Сталина и продолжил в советской России, в том числе в разгар репрессий, изображать на картинах сирень, собственных внуков, цветущие деревья и натюрморты. При этом — лауреат Сталинской премии. Не человек, а бесконечный парадокс.

Щедрый на таланты род

Родовые переплетения в семье Петра Петровича Кончаловского столь примечательны, что хочется с них и начать рассказ о художнике. Кончаловский — сын потомственного дворянина, издателя и переводчика. Женился на дочери прославленного живописца Василия Сурикова. Об их потомстве наслышаны даже те, кто далек от живописи. У Петра Кончаловского и его супруги Ольги было двое детей — дочь Наташа и сын Миша. Сын вторым браком женился на испанке Эсперансе, а дочь, поэтесса Наталья Кончаловская первый раз вышла замуж за разведчика Алексея Богданова. От этого брака родилась дочь Екатерина. Второй муж Натальи Кончаловской был на 10 лет ее младше — это писатель (тогда начинающий), драматург, поэт Сергей Михалков. У них родилось два сына, оба ставшие впоследствии знаменитыми режиссерами — старший Андрей Кончаловский и младший Никита Михалков. Сергей Михалков также удочерил Екатерину, которая позже вышла замуж за Юлиана Семенова, он известен всему постсоветскому пространству как создатель Штирлица.

Семья и искусство? Совместить!

Тяга к рисованию у Петра Кончаловского проявилась с малых лет. Первое художественное заведение — Харьковская рисовальная школа (родился художник в Славянске — сейчас он входит в состав Донецкой области, а тогда — Харьковской губернии). Потом отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета, который Кончаловский вскоре бросил и окончательно ушел в живопись. Благодаря издательской работе отца он познакомился с Суриковым, Репиным, Васнецовыми, Врубелем, Коровиным, Серовым, Левитаном. По рекомендации Коровина в 1896 году Петр Кончаловский поехал в Париж, где обучался у представителей тулузской школы — Лоранса и Бенжамена-Констана — и писал портреты.

Вернувшись в Россию, Кончаловский решил попробовать себя в святая святых русской живописи — петербургской Академии художеств. Хватило его ненадолго: прославленное заведение вызвало чувство глубокого разочарования, а впоследствии Петр Петрович Кончаловский даже сжег все картины, что написал в тот период. Из Академии он ушел в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского.

В 1902 году Кончаловский женится на дочери своего учителя Василия Сурикова. И становится Дадочкой, а Ольга Сурикова — Лёлечкой. Кстати, шафером на свадьбе у молодых был легендарный Врубель. По мнению одного исследователя, на первом же семейном совете молодые решили, что «будущая семейная жизнь должна быть сполна подчинена требованиям искусства и что ему не должны мешать никакие житейские условности». Неведомо, что подразумевал автор, но и в мемуарах родственников, и в воспоминаниях современников можно обнаружить, что Петр Кончаловский отнюдь не был оторванным от семейных дел гением. Напротив, Лёлечке очень повезло с мужем, а детям — с отцом. Наташа родилась уже через год, а спустя еще пару лет появился сын Миша. Кончаловский лично укладывал малышей спать, рассказывал сказки и пел колыбельные, беззаветно возился с ними во время болезней, выводил на прогулки и, конечно, учил рисовать. А что делала жена? Выполняла свою основную задачу — любила Дадочку, а также занималась домом, водила детей на занятия, обучала музыке и языкам, была основной моделью и главным художественным авторитетом для Петра Кончаловского. Каждый эскиз, каждая картина, прежде чем считаться готовыми, представали на суд любимой жены. Если она говорила: «Не то, Дадочка», — второго шанса картина не имела.

В поисках себя

Понятно, что после гигантов русского реализма — Репина, Серова — сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и „куски“ от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», — признает родство с постимпрессионистами Кончаловский.

Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» — это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.

Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами — Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».

Война, Крым, революция

На зиму Кончаловские вплоть до 1914 года уезжали в Париж, где художник сблизился с Ле Фоконье, Матиссом, Пикассо. Летом перебирались к Средиземному морю. В Первую мировую войну Дадочку мобилизовали. Он всегда носил при себе письма из дома, в которых дети и жена в мельчайших подробностях описывали свою жизнь. А маленькая Наташа свои первые стихи написала именно для папы и отправила ему в письме.

После войны художник с семьей уезжает в Крым. Для него начинается этап «завоевания цвета и воздуха».

В картинах этого периода отчетливо видно, как Петр Петрович Кончаловский преображает и воплощает свое увлечение Матиссом: «Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <…>, как коршун вырывает сердце Прометея». Сравните картины: «Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде» Матисса и «Сосуды на красной скатерти» Кончаловского

Сезанном: «Я в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку» («Натюрморт с кувшином и фруктами» Сезанна и ташкентский натюрморт Кончаловского).

Ван Гогом: «При первом же взгляде Ван Гог захватил внутренним драматизмом своей живописи и тронул, прямо до слез».

Революцию Кончаловские встретили в Москве. Эмиграция не обсуждалась. Вся семья жила в неотапливаемой квартире, вечера проводили, сгрудившись у чугунной печки. Согревшись чаем, Дадочка садился за пианино, а Лёлечка упорно учила с детьми французский. Несколько лет Кончаловский преподавал в живописной мастерской ВХУТЕМАСа, но быстро понял, что хоть преподавательская, хоть чиновничья деятельность слишком мешают искусству.

Быть советским художником? И честным человеком

Петр Петрович Кончаловский — уникальное явление в советской живописи тех кровавых лет. Он умудрялся оставаться «чистым» живописцем, избежав изображения на картинах экстаза советских рабочих от советской же действительности и обойдя портреты вождей. Кончаловский явно предпочитал писать Пушкина и Лермонтова, пейзажи и своих внуков. Велика заслуга Луначарского в том, что Дадочке было позволено всё это делать. Он пояснял удивленным и жаждущим пролетарского кумача критикам, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней».

Отказаться писать Сталина в то время не представлялось возможным. По крайней мере, так, чтобы при этом сохранить жизнь и свободу. Петр Кончаловский и не отказался, а лишь поинтересовался: «Когда я смогу встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?». Ему, наивному, пояснили, что об этом и речи быть не может, вождя придется писать по фотографии. На что Кончаловский искренне развел руками и посетовал, что он, увы, может писать только с натуры, по фото — не обучен, как жаль.

Дом в Буграх (Калужская область) художник купил в 1932 году. Когда разрушали Белкино, поехал и забрал выброшенную дверь, «через которую входил Пушкин», и установил ее в своей мастерской. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство. Отсюда родом многочисленные пейзажи и натюрморты. Здесь художник и умер в 1956 году. По воспоминаниям родных, напоследок стал очень жадно относиться ко времени — постоянно писал, ни дня не пропуская, словно стараясь успеть как можно больше.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович - Галерея произведений (202 изображения).

admin 27.10.2012 Галерея, Новости, Топ-20 11,171 Показы

Открыть доступ

П.П.КОНЧАЛОВСКИЙ

(1876 — 1956)

Родился в г.Славянске в семье известного переводчика и издателя П.П.Кончаловского. Учился в Строгановском училище в Москве и в Высшей Художественной школе при Академии Художеств в С.Петербурге, а также в частных школах в Париже. В 1902 женился на О.Суриковой, дочери художника Василия Сурикова, который высоко оценивал талант и творчество Петра Кончаловского. 

В 1906 году познакомился с Ильей Машковым, многолетняя дружба с которым взаимно обогащала художников в их стремлении освоить достижения современной живописи. В многочисленных поездках по Франции, Италии и творческом осмыслении наследия нового французского искусства и, прежде всего, Сезанна, рождается неповторимый, яркий и «дикий» стиль Петра Кончаловского.

В 1910 году участвует в первой выставке общества «Бубновый Валет», председателем которого Петр Кончаловский становится в 1911 году. Выставляется на выставках этого общества в 1911 и 1913 годах. С 1926 года член АХРР. С 1922 по 1951 состоялись пятнадцать персональных выставок художника.

1. Кончаловский Петр "Портрет М.П.Кончаловского в берете" 1894 Холст, масло 71х58 1. Кончаловский Петр «Портрет М.П.Кончаловского в берете» 1894 Холст, масло 71х58 2. Кончаловский Петр "Портрет А.М.Копаневой" 1906 Картон, акварель, гуашь 46,5х36,2 2. Кончаловский Петр «Портрет А.М.Копаневой» 1906 Картон, акварель, гуашь 46,5х36,2 3. Кончаловский Петр "Портрет В.П.Кончаловской" 1892 Холст, масло 89х54
3. Кончаловский Петр «Портрет В.П.Кончаловской» 1892 Холст, масло 89х54 4. Кончаловский Петр "Сибирь. Тайга" 1902 Холст, масло 54х72 4. Кончаловский Петр «Сибирь. Тайга» 1902 Холст, масло 54х72 5. Кончаловский Петр "Архангельск. Корабли в порту" 1903 Холст, масло 49х61 Архангельский музей изобразительных искусств 5. Кончаловский Петр «Архангельск. Корабли в порту» 1903 Холст, масло 49х61 Архангельский музей изобразительных искусств 6. Кончаловский Петр "Зима. Мельница на Кегострове" 1903 Холст, масло 51х62 Архангельский музей изобразительных искусств 6. Кончаловский Петр «Зима. Мельница на Кегострове» 1903 Холст, масло 51х62 Архангельский музей изобразительных искусств 7. Кончаловский Петр "Этюд" 1907 Холст, масло 52х75
7. Кончаловский Петр «Этюд» 1907 Холст, масло 52х75 8. Кончаловский Петр "Дом в Белкине" 1907 Холст, масло 88х80 8. Кончаловский Петр «Дом в Белкине» 1907 Холст, масло 88х80 9. Кончаловский Петр "Цветы в высокой вазе" 1908 Холст, масло 73х60 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 9. Кончаловский Петр «Цветы в высокой вазе» 1908 Холст, масло 73х60 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 10. Кончаловский Петр "Апельсины" 1908 Холст, масло 68х72,5 10. Кончаловский Петр «Апельсины» 1908 Холст, масло 68х72,5 11. Кончаловский Петр "Юг Франции. Пальмы" 1908 Холст, масло 73х92 11. Кончаловский Петр «Юг Франции. Пальмы» 1908 Холст, масло 73х92 12. Кончаловский Петр "Париж. Трактирщица" 1908 Холст, масло 87х67 12. Кончаловский Петр «Париж. Трактирщица» 1908 Холст, масло 87х67 13. Кончаловский Петр "Девушка из Арля" 1908 Холст, масло 81х65 13. Кончаловский Петр «Девушка из Арля» 1908 Холст, масло 81х65 14. Кончаловский Петр "Франция. Сан-Максим" 1908 Холст, масло 58,5х72,3 14. Кончаловский Петр «Франция. Сан-Максим» 1908 Холст, масло 58,5х72,3 15. Кончаловский Петр "Натюрморт" 1908 Холст, масло 70х88 Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль 15. Кончаловский Петр «Натюрморт» 1908 Холст, масло 70х88 Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль 16. Кончаловский Петр "Цветник" 1909 Холст, масло 40,5х61 16. Кончаловский Петр «Цветник» 1909 Холст, масло 40,5х61 17. Кончаловский Петр "Девочка с веером" 1908 Холст, масло 68х49,5 17. Кончаловский Петр «Девочка с веером» 1908 Холст, масло 68х49,5 18. Кончаловский Петр "Незабудки в корзине" 1908 Холст, масло 68х73 Частное собрание, Лондон 18. Кончаловский Петр «Незабудки в корзине» 1908 Холст, масло 68х73 Частное собрание, Лондон 19. Кончаловский Петр "Версаль. Аллея" 1908 Холст, масло 97х69 19. Кончаловский Петр «Версаль. Аллея» 1908 Холст, масло 97х69 20. Кончаловский Петр "Паша на фоне цветов" 1909 Холст, масло 104х94 20. Кончаловский Петр «Паша на фоне цветов» 1909 Холст, масло 104х94 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Check Also

Абрамцевский пейзаж.

До 31.07.2016 в Музее-заповеднике «Абрамцево».

cultobzor.ru

Петр Кончаловский: картины, биография

Петр Кончаловский

Автопортрет

Живым воплощением «связи времен», преемственности традиций русского и советского искусства стало творчество замечательного живописца Петра Петровича Кончаловского.

Воспитываясь в семье известного книгоиздателя, выпустившего полные собрания сочинений Лермонтова и Пушкина с иллюстрациями виднейших русских художников, мальчик с детства был окружен атмосферой искусства. В доме Кончаловских бывали В. А. Серов, В. И. Суриков, М. А. Врубель. Первый ящик с красками мальчику подарил К. А. Коровин, который позже уговорил отца Кончаловского не противиться стремлению юноши уехать за границу для изучения живописи.

Начинающий художник поселился в Париже и стал посещать академию Жюльена (1897—1808). Вернувшись в Россию, Кончаловский поступает в петербургскую Академию художеств, которую заканчивает в 1907 году. Затем он снова едет в Париж. Здесь Кончаловский проходит через увлечение Сезанном, Ван Гогом, кубиз­мом и пр. Его работы выставляются в Салоне независимыху их напористая сочная живописность дает повод французским критикам говорить о новом Курбе, а наиболее проницательные пишут о «славянских» истоках творчества русского живописца. В 1910-х годах Кончаловский, наряду с Машковым, Фальком, Лентуловым, становится одним из организаторов художественной группировки «Бубновый валет», стремившейся привить русскому искусству достижения французской современной живописи и откровенно декоративную трансформацию натуры, яркую праздничность цвета, присущую народному искусству. Творческая деятельность бубновалетцев, с их утверждением личности художника как сотворца природы и отношением к картинной плоскости как к самостоятельной ценности, представляла собой новый этап в развитии отечественной художественной традиции.

Но все это служило только прелюдией к развитию самобытного искусства Кончаловского: в послереволюционные годы в его искусстве происходят значительные сдвиги в жанровой структуре, хотя художник по-прежнему уделяет большое внимание на­тюрморту.

Кончаловского нередко критики упрекали в «вещном» отношении к миру, в «натюрмортизации» всех явлений жизни. С одной стороны, это было наследие «бубновалетского» периода с его преимущественным развитием жанра натюрморта, с другой — лежало в натуре живописца, которого буквально захлестывала красота видимого мира. Натюрморты, «изумительные по обласканности каждого предмета», как писал о них Луначарский, остались самой многочисленной группой произведений в наследии мастера. На смену «вещному» натюрморту 10-х годов («Сухие краски», 1912) приходят картины со сложным ассоциативным содержанием («Зеленая рюмка», 1933), что связано с общей эволюцией творчества Кончаловского. До конца его дней натюрморт остается любимым жанром, в котором художник сумел передать волновавшие его впечатления космичности жизни каждого предмета. К ним относятся и знаменитые «Сирени», чьи сочные гроздья своей телесной обильностью как бы симво­изируют его искусство. В наиболее чистом виде эволюция художника видна на примере портретного жанра. Органичным для него становится обращение к классике мирового искусства — творчеству Тициана, Рембрандта, Рубенса. Кончаловский стремится сплавить впечатления от натуры, усвоенные традиции и современные живописные достижения в синтетическую картинную форму, создать аналог классическому «большому искусству». Появляются такие великолепные произведения, как «Автопортрет с женой на коленях» (1923), где рембрандтовский прототип наполняется новой жизнью. В других портретах 20-х годов на первый план выступают спокойная сдержанность, продуманная построенность и подчеркнутое внимание к внутреннему состоянию модели («Портрет О. В. Кончаловской с золотыми бусами», 1925). За долгую творческую жизнь живописец создал целую галерею образов выдающихся современников. Ему позировали С. Прокофьев (1934), В. Мейерхольд (1938), А. Толстой (1941). В них обнаруживается та сопричастность общечеловеческому, созидательиой мощи жизни, которую Кончаловский прежде всего ценил в людях. Композиции портретов, неожиданные до экстравагантности, непреложно связаны с внутренней сущностью портретируемых — сумрачная фигура лежащего Мейерхольда находится в тревожном контрасте с повышенной декоративностью ковра; с раблезианским размахом изображен за пиршественным столом А. Толстой. Особенный интерес в этой группе произведений вызывают изображения великих русских поэтов — Пушкина (1932) и Лермонтова (1943). Здесь художник стремится создать своеобразный синтез репрезентативного портрета и бытового жанра.

К большим достижениям Кончаловского относится и «Новгородская серия», созданная во второй половине 20-х годов. Новгород стал для художника откровением самобытной русской жизни. Кончаловский неутомимо пишет пейзажи, жанровые сцены, портреты, из которых возникает единый образ Руси с ее многовековой историей, отразившейся в ландшафте, зданиях, людях. «Портреты» старинных церквей и монастырей («Новгород. Антоний Римлянин», «Новгород. София») Кончаловский наделяет такой одухотворенной мощью, что здания превращаются у него в некие существа. В чертах современных новгородцев живописец видит те же лики, которые своим суровым великолепием украшают древние стены соборов («Рыбный рынок», 1928). Картины новгородского цикла, заставляющие вспомнить и о фресках Феофана Грека, и о полотнах В. И. Сурикова, полны истинно эпическим духом, что делает их произведениями подлинно исторического жанра.

Плодовитая трудоспособность и долгая творческая жизнь дали возможность Кончаловскому создать колоссальное количество произведений разнообразных жанров. Изумительный колористический дар художника превращал все видимое в драгоценные краски полотен, обилие замыслов и образов порождало широкую, близкую к импровизационной, манеру письма, энергичный мазок, сложнейшую фактуру. Размах и темперамент его как живописца не знали себе равных в советском искусстве. Творчеству Коичаловского, поражающему своей цельностью, свойственны празднич­ность и языческая радость бытия. Эти эмоции претворены в феерию цвета, лепящего мощную форму.

Галерея картин Кончаловского

­

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Пётр Кончаловский: жизнь и творчество художника

Пётр Петрович Кончаловский (9 [21] февраля 1876 года, Славянск — 2 февраля 1956, Москва) — русский, советский художник. Народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Содержание

Биография Петра Кончаловского

Творчество Кончаловского

Работы художника

Картины Петра Кончаловского

Библиография

Биография Петра Кончаловского

Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали.

Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников — Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля…

В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана. По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.

Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна.

Творчество Кончаловского

Расцвет творчества Кончаловского пришелся на начало двадцатого века, когда художественные традиции стремительно менялись и пересматривались.

Кончаловский стал одним из основателей общества «Бубновый валет» и его председателем впоследствии. Это объединение стремилось к воплощению живых, натуральных, осязаемых форм на холсте. Эти художники обращались к непрофессиональной и народной живописи.

Кончаловский в раннем своем творчестве стремится сделать каждую вещь как бы крепкой и плотной. Его натюрморты часто посвящены рыночному подносу, который неизменно отличается яркими красками («Красный поднос»). При этом цвет призван подать саму вещь, придать ей массу и форму. Ранние натюрморты выполнены в духе фовизма и кубизма. То же относится и к изображению человека. Он показан мощно и цельно («Потрет матадора», «Семейный портрет», «Портрет художника Г.Б. Якулова»).

Семейный портрет

Мировоззрение, а следовательно, и творческую манеру художника значительно скорректировала революция. После этого события Кончаловский все больше пишет реалистичные образы.

В его живописи прочно утверждается мотив любви к жизни. В 20-е годы в его работах появляется тонкость цветовых переходов, контрастов («Зеленая рюмка», «Миша, пойди за пивом»).

Поездка на Кавказ, предпринятая художником в 1927 году, вдохновила его на создание нескольких полотен, посвященных творчеству Лермонтова («Пятигорск. Дом Лермонтова», «Казбек», «С развалин Мцыри», «Мцыри. Гроза»).

Работу над картинами Кончаловский сочетал с работой в театральном оформлении и иллюстрации. Он принимал участие в оформлении оперы «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна.

Также художник активно занимался преподаванием. С 1918 года он работал в «Свободных художественных мастерских» в Москве, а с 1926 года стал преподавателем во ВХУТИНе. В 1946 году Кончаловский получил звание народного художника РСФСР, а годом позже стал действительным членом Академии художеств СССР.

Работы художника

  • Зима. Мельница на Кегострове, (1903, холст, масло. 51 × 62 см. Приобретена в 1960 у И. И. Подзорова, ранее в собрании Н. С. Арханникова, Москва)
  • Букет цветов в белой вазе. (1908, холст, масло, 73 × 60)
  • Портрет Дмитрия Петровича Кончаловского (1876—1956). (1909, холст)
  • Портрет Г. Б. Якулова (1910, ГТГ)
  • Пейзаж. Столярная в Абрамцево. (1911, холст, масло)
Зима. Мельница на Кегострове Зима. Мельница на Кегострове. Автопортрет с женой. Автопортрет с женой. А. Н. Толстой в гостях у художника. А. Н. Толстой в гостях у художника.
  • Пиво и Вобла. (1912)
  • Гладиолусы. (1912)
  • Автопортрет. (1912)
  • Палитра и краски. (1912)
  • Сухие краски (1912, ГТГ)
  • Семейный портрет, т. н. «Сиенский» (1912, в собрании семьи)
  • Агава (1916, ГТГ)
  • Верстак (1917, в собрании семьи)
  • Натюрморт. (1918, холст, масло. 122 × 129)
  • Автопортрет с женой. (1923, ГТГ)
  • Миша, сходи за пивом! (1923)
  • Новгород. Антоний Римлянин, (1925)
  • Портрет О. В. Кончаловской, (1925, ГТГ)
  • Возвращение с ярмарки, (1926, ГРМ)
  • Листья табака (1929, собрание семьи Кончаловских)
  • Новгородская серия (серия пейзажей, 2-я половина 1920-х гг.)
  • Петергоф (1931, Частное собрание. Москва)
  • Сирень в корзине (1933, ГТГ)
  • Портрет В. Э. Мейерхольда (1938, ГТГ)
  • А. Н. Толстой в гостях у художника (1941, ГТГ)
  • Портрет писателя К. А. Тренева (1941, холст, масло, Луганский областной художественный музей)
  • Автопортрет, (1943, ГТГ)
  • Портрет Героя Советского Союза летчика А. Б. Юмашева. (1941, ГРМ)
  • Портрет М. Ю. Лермонтова (1941—1943, холст, масло)
  • Полотёр, (1946, ГТГ)
  • Хлеб, ветчина и вино, (1948, ГТГ)
  • С покоса (после 1932)
  • Глухари,
  • Подсвечник и груши,
  • Клубника,
  • Яблоки,
  • Битая дичь.
  • Портрет народной артистки РСФСР А. О. Степановой
  • Натюрморт с трубкой. (холст, масло, 60,3 × 72,5)
  • Окно поэта

Библиография

  • Иванов Вс. Лермонтов Кончаловского // «Литература и искусство», 1943, 18 апр.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: История создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Вакар Ирина. Пётр Кончаловский: взгляд из нового века // Наше наследие. — 2011. — № 99.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-spb.ru, avangardism.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Пётр Кончаловский: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Пётр Кончаловский: жизнь и творчество художника

3.8 (75.07%) 69 голос(ов)

allpainters.ru

КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович - Галерея произведений (202 изображения). - Страница 2 из 11

admin 27.10.2012 Галерея, Новости, Топ-20 11,170 Показы

Открыть доступ 21. Кончаловский Петр "Франция. Парк Монсури. Каштаны" 1908 Холст, масло 50х65 21. Кончаловский Петр «Франция. Парк Монсури. Каштаны» 1908 Холст, масло 50х65 22. Кончаловский Петр "Паша с красной книгой (на белом фоне)" 1909 Холст, масло 108х76 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 22. Кончаловский Петр «Паша с красной книгой (на белом фоне)» 1909 Холст, масло 108х76 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 23. Кончаловский Петр "Портрет Д.П.Кончаловского" 1909 Холст, масло 109х77 Владимиро-Суздальский музей-заповедник 23. Кончаловский Петр «Портрет Д.П.Кончаловского» 1909 Холст, масло 109х77 Владимиро-Суздальский музей-заповедник 24. Кончаловский Петр "Набережная. Франция" 1909(?) Холст, масло 50,5х65 Калужский художественный музей 24. Кончаловский Петр «Набережная. Франция» 1909(?) Холст, масло 50,5х65 Калужский художественный музей 25. Кончаловский Петр "Бой быков в Севилье" 1910 Холст, масло 54х64,5 25. Кончаловский Петр «Бой быков в Севилье» 1910 Холст, масло 54х64,5 26. Кончаловский Петр "Ирисы" 1911 Холст, масло 100х81 26. Кончаловский Петр «Ирисы» 1911 Холст, масло 100х81 27. Кончаловский Петр "Испанка" 1910 Холст, масло 52,5х64,5 27. Кончаловский Петр «Испанка» 1910 Холст, масло 52,5х64,5 28. Кончаловский Петр "Портрет З.И.Кончаловской" 1911 Холст, масло 106х81 28. Кончаловский Петр «Портрет З.И.Кончаловской» 1911 Холст, масло 106х81 29. Кончаловский Петр "Наташа у окна" 1910 Холст, масло 64,5х53 29. Кончаловский Петр «Наташа у окна» 1910 Холст, масло 64,5х53 30. Кончаловский Петр "Наташа на стуле (Портрет Н.П.Кончаловской в детстве)" 1910 Холст, масло 78,5х79 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 30. Кончаловский Петр «Наташа на стуле (Портрет Н.П.Кончаловской в детстве)» 1910 Холст, масло 78,5х79 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 31. Кончаловский Петр "Портрет М.П.Кончаловского в морской форме (в детстве)" 1910 Холст, масло 110х92 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 31. Кончаловский Петр «Портрет М.П.Кончаловского в морской форме (в детстве)» 1910 Холст, масло 110х92 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 32. Кончаловский Петр "Матадор" 1910 Холст, масло 125,5х97 Государственный Русский музей 32. Кончаловский Петр «Матадор» 1910 Холст, масло 125,5х97 Государственный Русский музей 33. Кончаловский Петр "Поднос и овощи" 1910 Холст, масло 73х92 Государственный Русский музей 33. Кончаловский Петр «Поднос и овощи» 1910 Холст, масло 73х92 Государственный Русский музей 34. Кончаловский Петр "Портрет художника Г.Б.Якулова" 1910 Холст, масло 176х143 Государственная Третьяковская галерея 34. Кончаловский Петр «Портрет художника Г.Б.Якулова» 1910 Холст, масло 176х143 Государственная Третьяковская галерея 35. Кончаловский Петр "Гренада" 1910 Бумага, акварель 25х33,5 Томский областной художественный музей 35. Кончаловский Петр «Гренада» 1910 Бумага, акварель 25х33,5 Томский областной художественный музей 36. Кончаловский Петр "Испанка у стола" 1910 Холст, масло 110,7х89 Собрание П.Авена 36. Кончаловский Петр «Испанка у стола» 1910 Холст, масло 110,7х89 Собрание П.Авена 37. Кончаловский Петр "Испанский пейзаж (Прогулка могильщиков)" 1910 Холст, масло 68х91 Собрание П.Авена 37. Кончаловский Петр «Испанский пейзаж (Прогулка могильщиков)» 1910 Холст, масло 68х91 Собрание П.Авена 38. Кончаловский Петр "Чайная в Хотькове" 1911 Холст, масло 81х124,5 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 38. Кончаловский Петр «Чайная в Хотькове» 1911 Холст, масло 81х124,5 Собрание В.А и Е.А.Семенихиных 39. Кончаловский Петр "Мост" 1911 Холст, масло 91,5х91,5 Государственный Русский музей 39. Кончаловский Петр «Мост» 1911 Холст, масло 91,5х91,5 Государственный Русский музей 40. Кончаловский Петр "Портрет барона К.К.Рауша фон Траубенберга" 1911 Холст, масло 129х108,4 Кировский областной художественный музей 40. Кончаловский Петр «Портрет барона К.К.Рауша фон Траубенберга» 1911 Холст, масло 129х108,4 Кировский областной художественный музей Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Check Also

Абрамцевский пейзаж.

До 31.07.2016 в Музее-заповеднике «Абрамцево».

cultobzor.ru

Виртуальная галерея Петра Кончаловского - ВТБ – России

9 сентября 2009

1880 | 1907 | 1910 | 1917 | 1920 | 1930 | 1940

1880-1906

Свои первые художественные навыки Петр Кончаловский получил еще в детстве. В 1880 году он поступил в Харьковскую частную школу Раевской, где начал учиться рисунку. В 1889 году с семьей переезжает в Москву, где продолжает занятия живописью на вечерних курсах Строгановского училища технического рисования. Портрет сестры Виктории Петровны Кончаловской видит Василий Суриков и отмечает «испанский» колорит молодого художника.

Благодаря издательской деятельности отца, Петр Кончаловский знакомится с живописцами Василием Суриковым, Валентином Серовым, Михаилом Врубелем и другими. Часто посещает мастерскую Валентина Серова и Константина Коровина. Работы второго особенно сильно влияют на молодого художника.

Конец 1890-х начало 1900-х годов – время учебы и активного поиска собственного творческого пути. В это время Кончаловский пробует себя как живописец, театральный и книжный оформитель и даже как скульптор. Так в соавторстве с Михаилом Врубелем исполняет оформление лестницы морозовского особняка в Москве, на улице Спиридоновка.

В 1895 году на французской художественно-промышленной выставке в Москве Кончаловский знакомится с работами импрессионистов. Сильное впечатление на него производят «Стога» Моне. Уже в следующем году, следуя совету Константина Коровина, Петр Кончаловский едет учиться живописи в Париж в Академию Р. Жюльена. Там изучает живопись Ван Гога и Сезанна, много путешествует по стране и пишет серию этюдов на деревянных дощечках. Мастерство молодого художника отмечают преподаватели. Его рисунок отмечен наградой и вывешен как образец на стене Мастерской.

Вернувшись в Россию в 1898 году, Петр Кончаловский поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Художник много ездит по стране и за рубеж. В эти годы продолжает пробовать себя как театральный и книжный оформитель. Но главная его работа сосредоточена вокруг изучения и зарисовок природы.

После женитьбы на Ольге Васильевне Суриковой в феврале 1902 года отправляется вместе с семьей Суриковых в Сибирь, в Красноярск, где пишет этюды. Картины отмечены преподавателями художника и выставлены на академической выставке. Самого же Петра Кончаловского собственные работы не удовлетворяют, и многое из написанного в эти годы он самолично уничтожает.

В 1905 году Петр Кончаловский совершает поездку на Север. В Кандалакше, прямо на берегу пишет картину «Рыбаки тянут сети» (смыта автором в 1935 году). По возвращении в Петербург устраивает выставку одной картины и этюдов к ней. В 1907 году он получит за это полотно звание художника.

Садик под Римом. Персики в цвету. 1904

Сибирь. Тайга. 1902

Развернуть список

Садик под Римом. Персики в цвету. 1904

Сибирь. Тайга. 1902

1907-09

Летом 1907 года Петр Кончаловский оканчивает учебу в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге и получает звание художника. Его все больше увлекают импрессионисты. Летом он гостит в усадьбе Белкино, где пишет ряд этюдов в импрессионистической манере («Дом в Белкине», «Белкино. Садик»).

Спустя несколько месяцев, Петр Кончаловский отправляется сперва в Германию, а затем – во Францию, где проводит два года. Там он изучает живопись Ван Гога и Сезанна. По его словам, «при первом же взгляде, Ван Гог захватил внутренним драматизмом своей живописи и тронул, прямо до слез».

Кончаловского покорила открытая эмоциональность живописи Ван Гога, которая проявлялась в самом движении кисти, динамичном мазке, повышенной энергии цвета. Чтобы лучше понять живопись мастера, Кончаловский едет в город Арль, в котором работал Ван Гог. Там Петр Кончаловский пишет ряд пейзажей и картину «Арлезианка».

А.А. Федоров-Давыдов в статье «Природа стиля» (1929) так характеризовал живописные работы Кончаловского этого периода: «Процесс превращения дополнительных тонов во взаимодействующие цвета можно проследить и в эволюции молодого П.П. Кончаловского, в эту эпоху типичного «неопримитивиста». Более непосредственно связанный с французской живописью, он проходил этот путь проще и нагляднее, не имея дела в своей «импрессионистической» стадии с пресловутой «дымкой».

Его «Немур. Франция» (1907-08) – образчик импрессионистического «оптического смешения» тонов. Небо образует мазки всех оттенков синего, розового, лилового, участвующего и в передаче стволов деревьев, их листва составляется из массы тонов зеленого и желтого, стены домов – из желтого, розового, красного, синего, лилового, бледно-зеленого коллора. Но уже в «Пальмах» (1907) цвет уплотняется, дополнительные тона образуют самостоятельные соседствующие в передаче зелени, а в цветах на грядах – контрастирующие красное и зеленое; между ними куски незаписанного холста также играют цветовую роль; но почва еще дается тональностями розово-желто-коричневого».

В 1909 году Петр Кончаловский возвращается в Москву, где исполняет плафон для гостиной в доме купца Маркушева. Чуть позже получает дополнительный заказ на четыре панно для столовой: «Сбор винограда», «Сбор оливок», «Жатва», «Посадка герани».

Лето он проводит в подмосковной усадьбе Саввы Мамонтова «Абрамцево». Там Петр Кончаловский продолжает работать в импрессионистической манере, много пишет пейзажи, портреты, натюрморты.

Белкино. Садик. 1907

Дом в Белкине. 1907 Холст, масло. 88х80

Версаль. Плющи. 1908 Холст, масло. 71,8х96,7

Франция. Гора Лаванду. 1908 Холст, масло. 73х92

Франция. Немур. 1908 Холст, масло. 60х81

Париж. Мальчик с яблоком. 1908 Холст, масло. 60х48,2

Сан-Максим. Пальмы. 1908 Холст, масло. 73,2х92,5

Развернуть список

Белкино. Садик. 1907

Дом в Белкине. 1907 Холст, масло. 88х80

Садовник. 1908

Версаль. Плющи. 1908 Холст, масло. 71,8х96,7

Франция. Гора Лаванду. 1908 Холст, масло. 73х92

Франция. Немур. 1908 Холст, масло. 60х81

Париж. Мальчик с яблоком. 1908 Холст, масло. 60х48,2

Сан-Максим. Пальмы. 1908 Холст, масло. 73,2х92,5

1910-16

Десятые годы ХХ века – яркие и самобытные в творческой жизни Петра Кончаловского. В 1910 году вместе с Василием Суриковым он снова едет во Францию, а затем – в Испанию. Там художник знакомится с творчеством Диего Веласкеса. Испанская живопись изменяет палитру Кончаловского. Колорит теплеет, оттенки становятся сумрачными. Художник стремиться достичь испанского «упрощенного синтетического цвета».

К испанской серии относятся картины «Дом», «Любитель боя быков», «Испанская комната», «Матадор Мануэль Гарта» и «Бой быков». В работе «Бой быков» художник стремится сделать быка похожим на народную игрушку, чтобы придать образу характерности.

«Первоначально я написал «Бой быков» совсем реально, Суриков считал эту вещь замечательной по жизненности передачи, а мне не нравилась она. Хотелось сделать быка характернее, не таким, каким его все видят, а похожим на примитив, на игрушку», – вспоминал позже Кончаловский. Народная традиция надолго увлекла художника. Его внимание привлекают уличные вывески, их эмоциональная яркость, достигнутая самыми скупыми художественными средствами.

В 1910 году художник возвращается в Москву и становится одним из основателей художественного общества «Бубновый валет». Художниками общества осознается необходимость «работать по новому и вполне определенному методу».

Одна из центральных работ этого времени – «Портрет художника Георгия Богдановича Якулова». По словам живописца, он постарался «противопоставить излюбленной многими художниками миловидности, причесанности и прилизанности портрета то, что считалось, по общему мнению, безобразным, а на самом деле было чрезвычайно красивым, показать самый характер Якулова».

Параллельно увлечению испанской живописью сохраняется интерес художника к творчеству Поля Сезанна. В 1912 году издается книга Э. Бернара «Сезанн, его неизданные письма и воспоминания о нем» в переводе художника.

В марте семья Кончаловских сопровождает Василия Сурикова в Германию и Италию. Там художник изучает фрески Синьорелли, Симоне Мартине, Беноццо Гоццоли, Пьеро Поллайоло. У старых мастеров он учится строению композиции, уплощению формы.

Влияние «фрескового» стиля видно в композиции и цветовом решении картины «Семейный портрет». Эта работа написана в Сиене, где художник жил в 1912 году. «Именно в Сиене, – рассказывал Кончаловский, – я обратил почему-то внимание на то, что живые люди садятся иной раз в итальянской комнате так, будто они позируют для фрески. Сама жизнь подсказала мне для сиенского портрета это фресковое, круговое построение. Круглоту композиции, ее пространственность особенно четко показывала здесь дверь с лестницей за спиной жены, в самой высокой точке полукружия. Сиена и дала мне ту монументальность в композиции, которая есть в этом портрете. В цветовом его решении я держался примитивных упрощенных тонов – в фресках тоже все страшно упрощено».

В ряде работ 1912 года можно проследить явное влияние Сезанна и живописи кубистов. Метод кубизма помог Кончаловскому научиться извлекать из природы наиболее характерное, лучше понять построение композиции. По примеру кубистов художник пишет ряд натюрмортов, вводя в композицию бумажные наклейки. Это, по мнению мастера, заставляет художника повышать качество живописи, доводя ее до реалистичности, добиваться «осязаемой передачи вещности предметов, отнюдь не впадая в натуралистические крайности».

Летом 1914 года художник с семьей отправляется в Красноярск. По пути, на Урале, его застает известие о начале войны. Кончаловский мобилизован как офицер-артиллерист. На войне он пишет несколько акварелей как памятки товарищам по службе. Так же во время двухмесячного пребывания в Москве в 1915 году пишет портрет «Наташа в кресле». Другой важной работой этого периода можно считать картину «Скрипка». Картина написана в нетипичной для художника суховатой манере и может считаться сигналом о наступлении нового периода. В натюрмортах, написанных в 1916 году, наблюдается поворот к реализму.

Автопортрет. 1910 Холст, масло. 101х79

Агава. 1916 Холст, масло. 80х88

Бой быков. 1910 Холст, масло. 133,5х176

Бой быков в Севилье. 1910 Холст, масло. 54х64,5

Ирисы. 1911 Холст, масло. 100х81

Испанка. 1910 Холст, масло. 82,5х64,5

Испанский танец. 1910 Холст, масло. 138х108

Наташа в кресле. 1915-1916 Холст, масло. 129х92

Натюрморт. Поднос и зеленая картонка. 1912 Холст, масло. 80,5х100

Натюрморт. Пиво и вобла. 1912 Холст, масло. 75,5х48

Портрет историка В.С. Протопопова. 1911 Холст, масло. 160х135

Портрет художника Г.Б. Якулова. 1910 Холст, масло. 176х143

Семейный портрет (на фоне китайского панно). 1911 Холст, масло. 178х239

Семейный портрет (сиенский). 1912 Холст, масло. 226х290

Сиена. Порта Фонтебранда. 1912 Холст, масло. 96х81

Сухие краски. 1912

Хлебы на зеленом. 1913 Холст, масло. 99,3х98,7

Чайная в Хотьково. 1911 Холст, масло. 81х124,5

Развернуть список

Автопортрет. 1910 Холст, масло. 101х79

Агава. 1916 Холст, масло. 80х88

Бой быков. 1910 Холст, масло. 133,5х176

Бой быков в Севилье. 1910 Холст, масло. 54х64,5

Ирисы. 1911 Холст, масло. 100х81

Испанка. 1910 Холст, масло. 82,5х64,5

Испанский танец. 1910 Холст, масло. 138х108

Наташа в кресле. 1915-1916 Холст, масло. 129х92

Натюрморт. Поднос и зеленая картонка. 1912 Холст, масло. 80,5х100

Натюрморт. Пиво и вобла. 1912 Холст, масло. 75,5х48

Портрет историка В.С. Протопопова. 1911 Холст, масло. 160х135

Портрет художника Г.Б. Якулова. 1910 Холст, масло. 176х143

Семейный портрет (на фоне китайского панно). 1911 Холст, масло. 178х239

Семейный портрет (сиенский). 1912 Холст, масло. 226х290

Сиена. Порта Фонтебранда. 1912 Холст, масло. 96х81

Сухие краски. 1912

Хлебы на зеленом. 1913 Холст, масло. 99,3х98,7

Чайная в Хотьково. 1911 Холст, масло. 81х124,5

1917-22

В 1917 году Кончаловский получает освобождение от воинской повинности и возвращается в Москву. По собственному признанию, к концу военной службы он почувствовал необходимость поиска новых путей в живописи. Вместе с семьей художник отправляется в Крым, где пробует писать в новой для себя манере. Отмечают работы этого периода: «Натурщица у печки», написанная широко и обобщенно, и «В мастерской. Семейный портрет».

«И в этом портрете, в фигуре дочери, я именно хотел спорить с самою жизнью. Другое дело – насколько мне удалось, но я хотел именно этого. Когда писал в портрете косу у дочери, чувствовал себя так, будто заплетаю косу живому существу и наслаждался этим чувством. Наслаждался сознанием, что при помощи краски орехового цвета можно сплести в конце концов совсем живую косу, сплести ее так, что в косе будет ощутимо чувствоваться живой волос живого человека…», – признавался художник.

В 1918 году явно определяются изменения, произошедшие в живописи Петра Кончаловского. Очевидно, изменяется его отношение к цвету и свету. Атмосфера картин становится воздушной. Начинается эпоха «завоевания цвета и воздуха». В качестве примера пейзажей, отражающих произошедшие перемены, можно привести работы: «Станция Нара», «Река», «Мост в Наре».

Формы все еще лаконичны и упрощены, однако, статике архитектурных форм теперь противопоставляется движение воздуха. В этом же 1918 году Кончаловский пишет картину «Скрипач», первый в его творчестве портрет, где человеческая фигура не статична и находится в движении. Сам художник говорил, что портрет оказался поворотным в его живописи, и если до этого его притягивала именно «вещность» природы, то теперь его задачей было передать одухотворенное состояние музыканта.

«Воспринимая баховскую музыку, как математику и геометрию, я и портрет хотел построить как известную геометрическую фигуру, до такой степени казалась мне ясной эта скрытая в звуках математика. Музыкальные ноты как-то сами собою обращались в окрашенные плоскости холста, самые ничтожные музыкальные намеки раскрывали какие-то глубочайшие истины живописи…», – рассказывал Петр Кончаловский о работе над картиной.

Пейзажи 1919 года отражают интерес живописца к мотивам подмосковной природы, ранее встречавшиеся на его работах лишь эпизодически. Так, лето следующего года он решает провести в Абрамцеве, где много пишет абрамцевскую дубовую рощу и сельские пейзажи. В абрамцевских пейзажах он ставит задачу изображать деревья так, чтобы они «не торчали из земли», а логически из нее вырастали.

Отдельное место занимает работа над изображением нагого человека в природе. Художник пытается вписать в пейзаж обнаженную фигуру так, чтобы не чувствовалось никакого искусственного соединения, пытается достичь целости и однородности композиции. В связи с этими поисками он обращается к теме «купания» и пишет такие работы, как «Купальщицы», и «Купающиеся мальчики».

Однако на данном этапе, пейзаж все еще подчинен фигуре, а композиции строятся слишком торжественно и монументально. С этого периода изображение обнаженного тела в природе становится одним из постоянных явлений в живописи художника.

В мастерской. Семейный портрет. 1917 Холст, масло. 256х355

Мост. 1920 Холст, масло. 82,5х94,5

Мост в Наре. Ветер. 1917 Холст, масло. 95х119

Натурщица у печки. 1917 Холст, масло. 134х108

Портрет скрипача Г.Ф. Ромашкова. 1918 Холст, масло. 143х105

Развернуть список

В мастерской. Семейный портрет. 1917 Холст, масло. 256х355

Мост. 1920 Холст, масло. 82,5х94,5

Мост в Наре. Ветер. 1917 Холст, масло. 95х119

Натурщица у печки. 1917 Холст, масло. 134х108

Портрет скрипача Г.Ф. Ромашкова. 1918 Холст, масло. 143х105

1920 гг.

В 1922 году в Государственной Третьяковской галерее открылась первая персональная выставка Петра Кончаловского. В экспозицию вошли рисунки и холсты, написанные с 1907 по 1922 годы. Это был своего рода итог, первый публичный показ всего творческого пути художника.

Лето 1922 и 1923 гг. Кончаловский проводит под Москвой, в селе Крылатском. Там он продолжает работать над проблемой изображения обнаженной натуры в природе, пишет серию подмосковных пейзажей и первых жанровых картин. К этому периоду относятся работы «Луна в ветвях», «Рассвет», «Ночной пейзаж», «Овраг», «Купающиеся инвалиды», «Перед зеркалом», «Жатва», «Жницы», «Сбор урожая».

С начала двадцатых годов можно говорить о переломе в живописи художника, отказе от кубизма и «сезанизма». Его картины теперь ближе к реалистической традиции в русской живописи.

Выдающейся работой, этого времени, несомненно, является «Портрет художника и его жены» 1923 г. «Портрет 1923 г. обдумывался и прорисовывался у меня очень долго – признавался Петр Кончаловский. Хотелось, чтобы в нем не было никакой яркости красок, чтобы весь он был насыщен тоном, свето-тенью. Именно не «делать» предмет, не передавать признаки его вещности, а «писать», вводить предмет в живописную его среду стремился я в этот раз».

К периоду с 1924 по 1927 годы относятся три цикла работ живописца, написанные во время поездок в Италию, Великий Новгород и на Кавказ. В Венеции Кончаловский увлекается творчеством Тинторетто и делает много зарисовок с его картин. Пишет восемь этюдов в том числе «Дом Тинторетто». В Сорренто пишет серию этюдов: «Везувий утром», «Везувий вечером», «Везувий сквозь деревья», «Везувий или оливковая роща». По признанию самого художника, во время итальянского путешествия он не ставил себе задач аналитического порядка, а писал, поддаваясь влиянию природы.

Новая живописная серия рождается у мастера в Великом Новгороде, куда он едет с семьей после возвращения в Россию. В 1926 году пишет картину «Возвращение с ярмарки». Здесь художник постарался насытить движением все: «и перерезанную парусниками гладь озера, и бегущих лошадей, и движение телеги. Так хотелось верно передать динамику, что я сам бегал рядом с мчащейся телегой, чтобы уловить, как располагаются во время бега лошадиные ноги» – вспоминал Петр Кончаловский. Тогда же художник исполняет многочисленные пейзажи и изображение Игумена Виссариона, где художник воплощает в живописи два различных аспекта человеческой жизни.

В 1927 году Петр Кончаловский был приглашен к участию в выставке советского искусства в Японии. Так он знакомиться с японским художником Ябе-Сан, и пишет его портрет.

Следующие два года Петр Кончаловский активно путешествует по Грузии и Крыму. Сам художник оценивает свои поездки, как крупнейшие явления творческой жизни за последние годы. В этот период он создает картины «Мцыри. Гроза», «Мцхет. Сандро-Сакля», «Ковка буйвола». Параллельно снова посещает Новгород. Теперь особое внимание уделяется новгородцам («Рыбный рынок», «На Ильмень-озере»). Там же мастер открывает для себя живописный мотив — пейзаж сквозь комнатное окно.

В это же время Петр Кончаловский пишет много натюрмортов, среди которых преобладают «курительные натюрморты» и цветы.

Автопортрет с женой. 1923

Ковка буйвола. 1927

Натюрморт. Розовый блокнот и трубки. 1929

Сан-Анджело. Море. 1924

Виссарион – сапожник за работой. 1926

Cорренто. Везувий. Две оливы. 1924

Развернуть список

Автопортрет с женой. 1923

Ковка буйвола. 1927

Натюрморт. Розовый блокнот и трубки. 1929

Овраги. 1923

Сан-Анджело. Море. 1924

Виссарион – сапожник за работой. 1926

Cорренто. Везувий. Две оливы. 1924

1930 гг.

В 1930-е годы Петр Кончаловский активно работает как театральный оформитель. Он выполняет эскизы декораций и костюмов к спектаклям Большого театра, Экспериментального театра в Москве и МХАТа.

Также художник продолжает путешествовать и посещает Грузию и Крым. Летом 1930 года Кончаловский отправляется в Бахчисарай и Симеиз. Там пишет серию пейзажных этюдов и зарисовки для жанровой картины «Вышивальное отделение первого ткацкого коллектива в Бахчисарае». Саму картину художник исполняет уже по возвращении в Москву.

Одно из центральных полотен этого периода – портрет А.С. Пушкина. Художник решает изобразить поэта в момент его утренней творческой работы, сидящим на зеленом диване в рубашке, поджав по-восточному ноги.

В 1930 году Кончаловского увлекает жизнь русской деревни. В это время он пишет многочисленные сельские пейзажи, а также изображения домашних животных и птиц. Характерными работами являются: «Куры», «Петух в корзине», «Картинка для детей».

Летом художник живет в Барвихе под Москвой, а осенью отправляется в Ленинград и затем в Рязань, где пишет серию пейзажей. Одной из самых сильных своих вещей написанных в Ленинграде, он считает масляный этюд «Домик Петра в Летнем саду».

Зимой 1932 года Петр Кончаловский приобретает дачу в Буграх, часть бывшей усадьбы Белкино. Там он проводит большую часть времени в период с 1933 по 1935 год. В Буграх созданы многочисленные пейзажи, жанровые этюды, цветы и портреты выдающихся деятелей культуры. Среди них портреты С.С. Прокофьева, В.В. Софроницкого, А.О. Степановой, Н.С. Голованова, А.Н. Толстого, К.С. Симонова, В.Г. Дуловой, А. Довженко, С.Я. Маршака и многих других.

В 1937 году художник едет в Кировск и Апатиты, а в следующем году посещает Хохлому. Там он работает над картиной «Хохломские рисовальщицы».

Одно из важнейших полотен этого периода – портрет Всеволода Мейерхольда. Он выполнен в 1938 году – накануне ареста режиссера. Кончаловского как портретиста никогда особенно не занимали психологические задачи, портреты-биографии, «рассказанные» в картинах жизненные истории.

Это говорит о том, что и в портрете Мейерхольда художник не ставил перед собой подобной задачи. И все же его художественная интуиция и талант помогли создать блестящее живописное произведение, где за внешней безмятежностью чувствуется глубокий трагизм.

Бахчисарай. Общий вид. 1930

Петух в корзине. 1930

Катенька у стула. 1932

Ленинград. Домик Петра Великого в летнем саду. 1931

Пейзаж с луной. Большая Садовая улица. 1931 Холст, масло. 59,5х79

Натюрморт. Пионы в корзине. 1935 Холст, масло. 92х103

Портрет режиссера В.Э. Мейерхольда. 1938 Холст, масло. 234х210

Развернуть список

Бахчисарай. Общий вид. 1930

Петух в корзине. 1930

Катенька у стула. 1932

Ленинград. Домик Петра Великого в летнем саду. 1931

Пейзаж с луной. Большая Садовая улица. 1931 Холст, масло. 59,5х79

Натюрморт. Пионы в корзине. 1935 Холст, масло. 92х103

Портрет режиссера В.Э. Мейерхольда. 1938 Холст, масло. 234х210

1940-1950 гг.

С конца 1930-х годов Петр Кончаловский почти безвылазно живет на даче в Буграх. Деревенский дом художника показан на многих полотнах. Но особую атмосферу он создает в одной из самых значительных работ начала 1940-х – в портрете писателя Алексея Николаевича Толстого. Не случайно картина названа: «Толстой в гостях у художника». На ней «советский граф» изображен за накрытым старинной посудой столом, с рюмкой в руке. Этот бытовой пласт в портрете играет не меньшую роль, чем лицо модели. Портрет казался бы апофеозом гедонистического отношения к жизни, если бы предметной роскоши первого плана соответствовал облик Толстого. Но его лицо трактовано более сложно: в нем акцентирована не плотское начало или бездумная радость жизни, а тонкость черт, ум, спокойная благожелательность.

В начале 1940-х Кончаловский заканчивает восьмилетнюю работу над портретом А.С. Пушкина, а через два года приступает к портрету М.Ю. Лермонтова. Поэт изображен во время кавказской ссылки. Специально для работы над полотном, художник изучает воспоминания о Лермонтове, его прижизненные изображения, быт и костюмы того времени.

С началом Великой Отечественной войны Кончаловский с семьей остается в Москве, где создает картины военных лет, например, «Где здесь сдают кровь?» (1942). В это же время пишет три московских весенних пейзажа, три сирени, три букета, два автопортрета, портрет Л.И. Толстой и С.Н. Тройницкого.

В 1944-45 гг. – выполняет эскизы и декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» для Государственного академического Большого театра СССР.

В 1946 году – пишет натюрморт «Апельсины и мятая бумага», посвященный П.П. Чистякову, а также создает жанровую картину – «Полотер», написанную в точной, уверенной живописной манере.

Ко второй половине 1940-х годов относится большое количество портретов, часто камерного характера. Можно отметить портрет хирурга А.А. Вишневского (1951) или длинный ряд портретов внуков художника, как, например, картины: «Маргот танцует» (1949), «Андрон с собакой» (1949), «Маргот с кошкой» (1948).

Также в послевоенные годы создаются многочисленные пейзажи, картины с изображением народной жизни на фоне русской природы – «С покоса», «Гребут сено», натюрморты – «Полевые цветы на фоне зеленых жалюзи», «Шиповник на фоне белой изразцовой печки», «Вино и ветчина», ряд картин «Сирени»). Работами этого периода художник как бы суммирует свой творческий опыт. Он стремится к синтезу в живописи и снова начинает писать большие полотна.

Дети в парке. 1940

Лермонтов М.Ю. 1943

Натюрморт. Сирень , ведро и лейка. 1955

Весна в Москве. Конюшковская улица. 1943

А.Н. Толстой у меня в гостях. Между 1940 и 1941 Холст, масло. 142х168

Натюрморт. Красный поднос и рябина. 1947 Холст, масло. 85,2х102,5

Полотер. 1946 Холст, масло. 171х143

Развернуть список

Дети в парке. 1940

Лермонтов М.Ю. 1943

Натюрморт. Сирень , ведро и лейка. 1955

Весна в Москве. Конюшковская улица. 1943

А.Н. Толстой у меня в гостях. Между 1940 и 1941 Холст, масло. 142х168

Натюрморт. Красный поднос и рябина. 1947 Холст, масло. 85,2х102,5

Полотер. 1946 Холст, масло. 171х143

Благодарим вас за участие в улучшении нашего контента!

vtbrussia.ru

Петр Кончаловский. Почему художника называли советским Сезанном? | Биографии

Будущий художник родился в дворянской семье 9 (21) февраля 1876 года в украинском городке Славянск. Его отец, тоже Петр Петрович, через несколько месяцев после рождения сына был арестован за пропаганду среди крестьян и сослан под надзор в Архангельскую губернию. Впоследствии он с семьей переехал в Москву, где занялся издательской деятельностью.

Первичные навыки живописи Петр получил в Харькове, учась в частной рисовальной школе Раевской-Ивановой. Серьезно живописью юноша занялся после переезда в 1889 году в Москву, поступив в вечерние классы Строгановского училища технического рисования, где его преподавателем стал самобытный художник Владимир Дмитриевич Сухов.

В это время Петр познакомился со многими известными художниками, В. И. Суриковым, М. А. Врубелем, В. А. Серовым, К. А. Коровиным, стал бывать в их мастерских, пользовался их советами. Вот как впоследствии он вспоминал о своем первом посещении Сурикова: «Василий Иванович произвел сильное впечатление своей внешностью: вот какой настоящий художник. Грива черных, иссиня, волос, бледное лицо, черные подстриженные усы и бородка; вся осанка крепко сколоченной, среднего роста фигуры и совсем оригинальный говор. И какая-то замкнутость во всей атмосфере. В дверь выглянули черные глаза девочки, посмотрели они недружелюбно, даже неприязненно. Это были глаза (кто бы мог подумать) моей будущей жены».

П.П. Кончаловский. Новгородцы Посещая Врубеля, ему удалось спасти несколько рисунков, которые художник посчитал неудачными: «Михаил Александрович, работая над „Демоном“, часто резал рисунки ножом и бросал их. Некоторые мне удалось собрать и склеить, а потом, когда он об них забывал, я показывал ему, и он находил их неплохими и подарил один мне с надписью „Пете Кончаловскому Врубель“».

Молодой художник смело пробует свои силы в различных направлениях живописи, пишет пейзажи, портреты, иллюстрирует пушкинского «Скупого рыцаря». Даже взялся вылепить скульптурную композицию для особняка Морозова, правда, окончательно доделал её перед отливкой Врубель.

В 1895 году на французской художественно-промышленной выставке, проходившей в Москве, Кончаловский впервые воочию увидел работы импрессионистов, произведших на него громадное впечатление. Внимательно рассмотрев «Стога» Моне, Петр заявил художнику Коровину, что будет писать не хуже, а учиться обязательно отправится в Париж. И ведь уехал, уже в следующем году поступив в частную художественную студию Р. Жюльена, в которой традиционно учились многие русские художники.

П.П. Кончаловский на VI персональной выставке в Русском музее (фото с сайта pkonchalovsky.com) О первых впечатлениях он пишет Ивану Машкову: «Наконец-то я устроился в Париже и начал работать. Не знаю, возможно ли где-нибудь найти такие удобные условия для работы, как здесь… Пока был только в Лувре, Люксембурге и у Дюран-Руэля… Но самого главного еще не видел — это галерея Fayer, где, говорят, изумительная коллекция Сезанна, Гогена, Ван Гога и других… Я подавлен впечатлениями — все так свежо, так необыкновенно серьезно. Все действует так, что хочется работать, хочется самому так же глубоко высказаться, как эти люди».

Удивительно, но молодой русский художник, как говорится, пришелся ко двору, вскоре его работы стали отмечать наградами и даже использовать в качестве образцов для других студентов. Он много работает в мастерской, с удовольствием ездит на пленэры, смело экспериментирует с цветом и формой. В его картинах того периода чувствуется сильное влияние творчества Сезанна. Кстати, став в юности приверженцем сезаннизма, он сохранил любовь к живописи великого француза на всю жизнь, не зря же его впоследствии называли «советским Сезанном».

П.П. Кончаловский. Автопортрет с собакой В Россию Кончаловский вернулся в 1898 году и оказался в банальной ситуации, хорошо знакомой его сегодняшним сверстникам. Студия Р. Жюльена, хоть её и называли академией, высшего образования не давала, и художник должен был идти служить в армию. Возможно, это ускорило его решение продолжить образование в России, и Кончаловский поступает в Высшее художественное училище при Санкт-Петербургской Академии художеств. В армию он все же попадет, но значительно позже. С началом войны с Германией будет мобилизован и получит офицерский чин прапорщика.

В академии Кончаловский учился у Г. Р. Залемана, В. И. Творожникова, В. Е. Савинского, воспитавших не мало прекрасных живописцев. Он не прекращает поиски своего пути в искусстве. Пробует себя и в батальной живописи, перейдя на какое-то время в мастерскую баталиста П. О. Ковалевского, оформляет спектакли и студенческие постановки, рисует иллюстрации к произведениям Пушкина, занимается анималистикой, рисуя животных в зоопарке.

В этот период Кончаловский пишет картины как в академической манере, удостаиваясь премий и хороших отзывов преподавателей, так и в импрессионистической манере, которая стала пользоваться большим спросом у любителей живописи. Он стремится за новыми впечатлениями, много путешествует, неоднократно выезжая за границу. Совершает длительную поездку по русскому Северу, результатом которой стала конкурсная картина для присвоения звания художника «Рыбаки тянут сети».

П.П. Кончаловский. А.Н.Толстой в гостях у художника Видимо, общение с Врубелем, безжалостно уничтожавшим отдельные свои работы, для Кончаловского не прошло бесследно. Он тоже стал подобным образом относиться к своему творчеству. Причем, уничтожал даже признанные работы, уже хорошо известные зрителям. Так, была уничтожена картина «Чай в беседке», которую он писал к конкурсу на звание художника, а затем и конкурсная картина «Рыбаки тянут сети», за которую он это звание получил. Что уж говорить про менее известные полотна. Мастер всегда был очень требователен к себе, выставляя только те работы, которые, по его мнению, несомненно, удались.

Еще со студенческих времен Петр Петрович стал активно участвовать в выставках, в том числе и зарубежных. С его именем связано появление общества «Бубновый валет», одной из целей которого стало «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Сам Кончаловский не только пропагандировал современное искусство своими работами, но и переводил с французского, который знал отлично, книги об искусстве. Одной из первых стала книга Э. Бернара о Сезанне.

П.П. Кончаловский. Сирень в корзине В послереволюционный период Петр Петрович стал одним из признанных авторитетов в советской живописи. Он много и плодотворно пишет, находя время и для преподавательской деятельности, и для большой общественной работы, и для участия в многочисленных выставках. Он один из немногих советских живописцев, кому практически беспрепятственно позволяется выезжать за границу, где часто экспонируются его работы. Позднее его внук Андрей Кончаловский напишет о том периоде: «Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить. В его доме все дышало Европой… Он принадлежал к тому крылу русских художников, для которых кумирами были французы — Сезанн, Дега».

Несмотря на то, что в творчестве мастера мало работ социальной направленности, власть к нему относилась лояльно: ему назначили пожизненную персональную пенсию, присвоили почетное звание «Народный художник РСФСР», наградили орденом Трудового Красного Знамени. Хотя бывали случаи, что и его картины снимали с выставок.

Со времени смерти художника прошло более 50 лет, но интерес к его творчеству не уменьшается. Выставки его произведений с успехом проходят в стране и за рубежом. К 125-летию со дня рождения Петра Петровича в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина прошла большая выставка «Неизвестный Кончаловский», многие картины на неё были предоставлены из частных коллекций и впервые показаны публике. Вот и на этот год запланировано две крупные выставки, сначала в Русском музее (27 марта — 15 июля), а затем в Третьяковской галерее (2 сентября — 3 октября). И опять устроители собираются порадовать зрителей работами художника, которые впервые будут предоставлены на выставку из частных коллекций.

shkolazhizni.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта