Кубизм. Кубизм картина
это что такое? Кубизм в искусстве. Представители направления и картины в стиле кубизм
Возникновение кубизма относят к 1906-1907 годам. Развилось и зародилось это направление главным образом во Франции (яркими представителями являются П. Пикассо, Х. Грисс и Ж. Брак), а также в некоторых других странах.
Что такое кубизм?
Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм - это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.
Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с "оптическим реализмом", отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности.
Пабло Пикассо
Для этого живописца в течение всего его творческого пути была характерна работа в нескольких стилях одновременно. Пикассо поочередно прибегал к совершенно противоположным способам выражения своего мироощущения.
В его творчестве можно найти и кубистическую живопись, граничащую с абстракционизмом, и реализм. Иногда в своих поисках он настолько отходил от традиционного классического изобразительного искусства, что его возвращение на путь реалистического творчества казалось немыслимым. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой, индивидуальной манере. Традиционные художественные средства, которые использовал автор, служили решению современных задач. Одной из первых картин, написанных в стиле кубизм, является картина "Авиньонские девицы" П. Пикассо. Это произведение искусства отличается необычной гротескностью: здесь изображены огрубленные фигуры без элементов светотени и перспективы, представленные как комбинация разложенных объемов на плоскости.
Видео по теме
Характерные особенности
Французский критик Л. Восель впервые употребил термин "кубист" в 1908 году как насмешливое название художников, изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в "сезанновский" период (1907-1909). Художник П. Сезанн подчеркивает устойчивость и предметность мира; граненые объемы, которые он использует как инструмент передачи образа, образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем. Следующая стадия развития кубизма - "аналитическая" (1910-1912). Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга, а его форма будто распластывается на холсте. Последняя, "синтетическая" стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы - объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки... В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Эти надписи, как правило, не соответствовали содержанию, однако помогали посетителям выставок приблизительно понять замысел художника.
Реакция зрителей
Публика к творчеству кубистов относилась с иронией, иногда даже одаривая их нелестными эпитетами и насмешками. В прессе печаталась жесткая критика, по своему характеру иногда приближавшаяся к общественному скандалу. Зрители, оказавшиеся на выставке полотен кубистов, испытывали ощущения, которые можно сравнить с чувствами человека, собиравшегося в приятное путешествие, но вместо этого получившего приглашение принять участие в прокладке новых путей.
Такая реакция подтверждала, что переход к данному направлению произошел стремительно, несмотря на длинный подготовительный период, в течение которого столичный зритель должен был бы существенно расширить свой кругозор. Тем не менее сам кубизм, картины, написанные в этом стиле, нравились определенной части аудитории и находили поддержку у меценатов.
Влияние кубизма на искусство
Данное направление сильно повлияло на развитие творческой мысли. Кубизм в искусстве отразил новые тенденции жизни во всей многогранности и противоречивости: стремление к демократизации - признание примитивизма, отказ от индивидуального, частного, камерного; веру в науку - стремление к созданию "грамматики искусства", поиску объективных методов.
Сегодня каждый непредубежденный человек, любуясь работами импрессионистов, наглядно различает условность привычных для нас цветов. А во времена возникновения всем казалось, что кубизм - это настоящая революция в искусстве. Именно данное направление подвергает анализу все существующие компоненты живописи. Форма изображения, цветовая и линейная перспективы, объемы становятся условными.
Кубизм в России
В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к "примитивному" искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.
В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.
"Черный квадрат"
Может показаться, что нет ничего проще, чем нарисовать черный квадрат на белом фоне. Такое изобразить может, наверное, любой человек. Но вот загадка: эта известная картина русского художника Малевича до сих пор притягивает к себе внимание исследователей и любителей живописи, хотя создана она была еще в начале прошлого века. Как нечто таинственное, как миф, как символ русского авангарда...
Рассказывают, что художник, написав "Черный квадрат", сам не понимал, что такое он сделал, и долгое время не мог ни есть, ни спать. В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. Ведь когда смотришь на нее, под трещинами становятся различимы нижние слои - зеленый, розовый, по всей видимости, была некая цветовая композиция, но автор счел ее несостоявшейся и написал поверх нее черный квадрат. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Картины Малевича отличались разнообразием, но он сам считал, что именно "Черный квадрат" является вершиной его творческой деятельности.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Современное искусство предполагает смешение красок, феерию, которую нельзя воспринимать отстраненно. Одни из ее жанров – хэппенинг. Это в буквальном смысле искусство действия. В нем зритель сам является демиурго...
Искусство и развлечения Абстракционизм - это что такое? Абстракционизм в живописи: представители и произведенияЧеловеку свойственно всё разложить по полочкам, всему найти место и дать название. Это бывает особенно трудно сделать в искусстве, где талант – такая категория, что не позволяет втиснуть личность или целое напра...
Искусство и развлечения Стилизация - это что такое? Стилизация в искусствеСтилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы. Её также использую...
Хотите знать, что представляет собой минимализм? Это направление в искусстве, дизайне, архитектуре, характеризующееся использованием простых форм, монохромности, ограничением трансформации и количества художественных ...
Здоровье Гранулоциты - это что такое? Гранулоциты в крови: повышены, понижены, нормаВ анализе крови часто наблюдают пункт, где указано гранулоциты — это частицы, именуемые белыми клетками, или зернистыми лейкоцитами. По количеству этих составляющих можно верно поставить диагноз болезненного сос...
Здоровье Стигматизация − это что такое? Стигматизация в психиатрииСтигматизация − это в психологии навешивание на больного клейма "психбольной". Ведь многие века люди с психическими расстройствами подвергались изоляции, гонениям, уничтожению. Страх оказаться в такой ситуации с...
Кровь крайне важна для человеческого организма и представляет собой жидкую ткань, содержащую плазму и форменные элементы – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Благодаря кровеносной системе питаются все органы. Е...
Здоровье Уретра - это что такое? Различия в строении уретры у мужчин и женщин, симптомы и заболеванияУретра – это что такое? Именно представленному вопросу мы и посвятим статью. Кроме этого, вы узнаете о различиях в строении данного органа у мужчин и женщин, а также о том, какие заболевания могут возникнуть, ка...
Искусство и развлечения Контрапункт - это... Что такое контрапункт в музыке?Представить современное общество без музыки совершенно невозможно. Она стала частью человеческого существования. Музыка сопровождает каждый шаг и слышна отовсюду. Она может выразить радость и скорбь, триумф и падение,...
Рулада – это импровизация? Или прописанный композитором мелизм? В вокальном искусстве рулада появилась несколько веков назад. Она являлась украшением мелодии и служила подтверждением виртуозности певца.Ч...
monateka.com
художник Алексей Бабенко: Кубизм. Сезанновский период.
Поль Сезанн "Mont Sainte-Victoire", 1890 г.
Осенью 1907 года в Париже открылась посмертная ретроспективная выставка Поля Сезанна, которой суждено было стать событием, знаменовавшим конец эпохи импрессионизма и началом новой эпохи. Альберт Глез и Жан Метценже в книге «О кубизме», вышедшей в 1912 году, оценивали вклад Сезанна: «Реалистический поток двоится на поверхностный реализм и реализм глубокий. Один принадлежит импрессионистам: Монэ, Сислей и др., — другой — Сезанну.», - писали они. Осенью 1907 г. Эмилем Бернаром публикуются сформулированные Сезанном постулаты о построении пространства цветом, о разложении сложных форм предметов на простые геометрические, об опасности иллюзионизма в живописи. Многие молодые парижские художники, находятся под большим воздействием от сезанновских картин, увиденных на выставке и сформулированных им постулатов, открывающих новое живописное мышление. Через год, осенью 1908 года Жорж Брак выставляет на суд жюри новые работы - шесть пейзажей небольшого размера – в Осеннем Салоне. Члены жюри разгромили стиль, в котором они были выполнены. В их числе, Анри Матисс, не принявший упрощенные до геометризма формы, назвав их «кубиками». Канвейлер в своей галерее устраивает выставку новых работ Жоржа Брака. Это была первая выставка кубистических работ. Июль 1909 г. – Пикассо едет в испанскую деревню Орта, где много работает на пленере. Формы, которые он видит, выглядят как грани кристаллов. Вслед за Сезанном Пикассо восклицает: «В природе вы должны увидеть цилиндр, сферу и конус». Пишет пейзажи. Его композиции становятся более простыми, формы – геометризуются. 1909 год Амбруаз Воллар устраивает выставку последних работ Пикассо. Картины хорошо покупаются, несмотря на то, что публика с негодованием относится к кубизму. Летом 1911 г. В Салоне Независимых прошла первая большая выставка кубистических работ с участием Фернана Леже, Фрэнсиса Пмкабиа, Робера Делоне, Марселя Дюшана. Картин Пикассо на этой выставке не было. Летом 1912 года Брак создает серию рисунков углем с включением аппликации – вырезанных кусочков обоев. Пикассо заимствует понравившуюся технику, о чем сообщает в письме Браку: «Я использую твою бумажную и грязную процедуру». В дальнейшем, техника бумажного коллажа получила широкое распространение. За счет вставок из цветных кусочков, серые и землистые цвета их картин, заменяются более яркими насыщенными цветами. 2 августа 1914 г. Брак, Аполинер, Дерен, Леже уходят на фронт. Пикассо не мобилизуют по причине того, что он не является гражданином Франции (у него испанское гражданство). В 1915 году Брак получает тяжелое ранение в голову. До 1917 года не может вернуться к живописи. В феврале 1917 года Пикассо начинает работу над костюмами и декорациями для нового спектакля Дягилева и отходит от кубизма.Жорж Брак "Большие деревья в Эстаке", 1908 г.
Пабло Пикассо "Фермерша", 1908 г.
Жорж Брак "Дом в Эстаке", 1908 г.
Пабло Пикассо "Голова женщины (Фернанда Оливье)", 1909 г.
Жорж Брак "Церковь Карьер-сен-Дени", 1909 г.
Пабло Пикассо "Кирпичный завод в Эстаке" 1909 г.
Жорж Брак "Девушка", 1910 г.
Пабло Пикассо "Бокал абсента", 1910 г.
Я неспроста так скрупулезно пытался восстановить последовательность дат и событий первых лет становлении кубизма. Рассеянные по разным источникам, они иллюстрируют отдельные события, но выстроенные в ряд, показывают картину несколько отличающуюся от утвердившейся в истории искусства. Восстановленная хронология позволяет сделать неожиданные на первый взгляд выводы. По утвердившемуся мнению приоритет открытия метода кубизма принадлежит Пикассо. Это мнение или предположение с увеличением количества перепостов, утверждается все более и более, легитимизируясь с каждым перепостом, как бы уже не нуждаясь в доказательствах. Да что там? Само сомнение в этом уже выглядит кощунством. Приведу для примера оборот речи на эту тему: «после открытия для себя живописи Сезанна и встречи с Пикассо, (Брак – А.Б.) резко изменил художественную манеру». Владеющие русским языком однозначно понимают, будто Жорж Брак приходит к кубизму под влиянием творчества Пикассо. Но это не так. Факты – вещь упрямая. Факты говорят, что Пикассо кубизм не открывал. Для себя кубизм он открывает в конце лета 1909 года, уже после того как у Брака осенью 1908 прошла выставка кубистических работ. Здесь уместно задать вопрос: «А что, собственно, дает, пусть даже совершенно справедливое, выявление первенства в открытии кубизма для понимания идеологии этого направления?». Конечно, если бы дело касалось лишь выявления и калькулирования личных вкладов художников в развитие кубизма - не стоило бы вникать в эти тонкости авторских приоритетов. Хотя общеизвестно, водился грех за Пикассо, приворовывал он чужие идеи… Ну ведь, договорились они как-то с Браком делить лидерство совместно. Что нам до этого? Проблема в том, что кому-то: то ли самому Пикассо (что вполне возможно), то ли его галеристам (что не менее возможно), захотелось установить первенство Пикассо в открытии нового направления явней явного – чтобы не возникало вопросов. Для этого пришлось причислить к кубизму так называемый «африканский период» его творчества. Будто этот период и конкретно картина этого периода «Авиньонские девицы» являются первыми кубистическими работами. Похоже, здесь важным было установление более ранней даты - 1907 г., а не логика развития. Подобные случаи не редки в истории искусства. В стилевом отношении картины «африканского периода» и кубистические работы 1908 года, которые принято считать сезанновским периодом кубизма, очень различны. Различны до того, что никак не могут быть причислены к одному стилю. В них вложены разные смыслы, поэтому стилевого единства между ними быть не может. Не заметна также линия развития от одного к другому, подобно логичному развитию от сезанновского периода к аналитическому. Настоящая публикация по понятным причинам не может вместить подробный анализ стилистических характеристик «африканского периода» Пикассо (1907 г.) и первых кубистических работ Брака (1908 г.). Но, даже при беглом анализе, возникает ряд существенных вопросов. Например: «Почему Пикассо резко отказывается от дальнейшего «африканизированного» изображения фигур и начинает рисовать «кубиками»?» «Почему ни одна пластическая находка «африканского периода» не получила дальнейшего развития в кубистическом периоде?» Ответ напрашивается сам собой: к осени 1908 года у Жоржа Брака сформировалась пластическая идея нового стиля, которому затем буквально последовал Пикассо. Если принимать начало кубизма с 1908 года (т.е. с первых кубистических работ Брака), то идея нового стиля становится ясной и простой. На первом этапе (1908-1909) никаких кардинально новых, авангардных идей не было. Брак и Пикассо почти буквально следовали постулатам Сезанна, за исключением очень важной отличительной детали, которая впоследствии сыграла исключительную роль для бурного преображения искусства ХХ века. Этой отличительностью было построение пространства, которое вначале «почти», а затем «окончательно» потеряло иллюзорную глубину и вместе с ней визуальную перспективу. Вместе с исчезновением иллюзии пространства, иллюзия предметов стала не то что необязательной, но неуместной. В каждой последующей картине, предметы и пространство становились все более и более условными. Это означало конец эпохи иллюзиона. Поверхностная иллюзионистическая видимость реальности в картине отныне не отвечала возросшему запросу новой эстетики, воспринималась банальностью, неискренностью, дешевым фокусом. Наступала эпоха новой реальности.
Закономерности развития искусства от импрессионизма до наших дней:
(см. посты)
__________________________________________________________________________________
Искусство XX века; О течениях и направлениях; Клод Моне Забытые импрессионисты; Эдгар Дега; Камиль Писсарро; Огюст Пьер Ренуар; Альфред Сислей; Поль Сезанн; Поль Гоген; Винсент Ван Гог; Пуантилизм; Анри Матисс; Рауль ДЮФИ, Морис де ВЛАМНИК, Кес ван ДОНГЕН, Андре ДЕРЕН; Пьер Боннар, Эдуар Войар, Морис Дени; Модерн; Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода; Гюстав Климт.; Эгон Шиле; Оскар Кокошка; Леон Бакст; Михаил Врубель; А. Головин, В. Борисов-Мусатов; О модерне и детерминированности; Экспрессионизм; Эдвард Мунк; Жорж Руо; "Мост"; Эрнст Людвиг Кирхнер; Эрих Хеккель; Карл Шмидт-Ротлуф; Эмиль Нольде; Макс Пекштейн; PS: о выставке «Дегенеративное искусство» и невежестве; "Авиньонские девицы";
___________________________________________________________________________________
(продолжение следует)
newart-paintab.blogspot.com
Кубизм
Течение в искусстве, появившееся в начале 20 столетия. Кубизм изображает объекты реальности максимально примитивно, используя условные геометризированные формы. Каждый предмет условно разбивается на формы. Название направления происходит от французского слова «cube» - куб.
Традиционно возникновение этого течения связывают с творчеством Брака и Пикассо, а программной работой кубизма считается картина Пикассо «Авиньонские девицы». Это полотно отличается абсолютным отсутствием привычных для традиционного искусства светотени и перспективы.
Приверженцами кубизма становились художники и другие деятели искусства. На русской почве принципы этого течения стали основой направления «кубофутуризм». В 1913 году Г. Аполлинер выпускает сборник «Художники-кубисты», а в 1920 году появляется работа Канвейлера под названием «Подъем кубизма».
Если для импрессионистов основным инструментом работы был цвет, то кубисты стремятся максимально использовать возможности пространства. При этом именно сама концепция произведения ставилась на первое место, отстраняя какую-либо художественность на второй план. Кубисты часто использовали в качестве художественного приема изображение предмета с разных ракурсов. Полученные изображения на картине сливались в одно. Если традиционное искусство стремилось воссоздать предмет, используя цвет, свет и перспективу, то художники, работавшие в духе кубизма, творили абстрактно, утверждая, что ни один предмет не может оставаться неизменным даже в течение мгновения.
Время с 1907 по 1910 год считается периодом стереометрического кубизма. На этом этапе художественная реальность трансформируется, меняясь кардинально. Все многообразные формы, наполняющие реальность, раскладываются на кубы. Приверженцы кубизма отказываются от перспективы, стремятся показать фигуры с разных сторон, пренебрегая традиционными ракурсами. Зачастую художники обращаются к обратной перспективе.
В 1910 году наступает период аналитического кубизма. В этот период все пространство картины занимают части изображаемого предмета. Эти части проникают друг в друга, пересекаются, оказываются рядом. С 1912 года начинается время «синтетического» кубизма, который также называют «кубизмом представления». Картины этого периода отличаются декоративностью, напоминают коллажи.
Кубизм критиковался за разрушение целостности и естественных форм, однако его традиции впоследствии стали частью новых течений в искусстве.
www.avangardism.ru