Мастер и Маргарита. Представляем вам 10 фактов о коте Бегемоте. Кот бегемот картина
Кот бегемот Стоковые фото, иллюстрации и векторные изображения
johnpaulramirez
5754 x 5258
Andrey_Makurin
4634 x 3982
interactimages
5319 x 4136
interactimages
3544 x 5782
MisterElements
8530 x 6600
ru.depositphotos.com
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Русский кот". Часть 2
"Приедается всё, лишь тебе не дано примелькаться", - писал Борис Пастернак... ну конечно же о коте, что бы там ни говорили литературоведы). Тема кота - вечная и неисчерпаемая, и это доказывает наш литературно-художественный котальманах "Коты через века". 21 век остается таким же котолюбивым, как 19-й и 20-й. Авторы очередного выпуска котоальманаха alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно почитать ЗДЕСЬ.Древнейший литературный жанр, в котором издавна "поселились" кошки, – это басни, начиная с Эзопа.В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века. Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: "Свирепый тот мучитель-кот!" (А. Сумароков. "Кот и Мышь"), ":под видом кротости он враг наш" (И. Дмитриев. "Петух, Кот и Мышонок"), ":коты и все умны, но только лицемерны" (А. Измайлов. "Чёрный Кот"), "Что тягостно уму, того не нужно знать" (В. Жуковский. "Кот и зеркало"), "Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера" (В. Пушкин. "Кот и Моська"), "Худые песни соловью в когтях у кошки" и "А Васька слушает да ест" (И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар").
Александр Дейнека. Иллюстрация к басне "Кот и повар"
В повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим."Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши... Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, – кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла.На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку".
Кошку-демона мы видим и в повести Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала":"Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая чертовка!" – проговорил Басаврюк: Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи".
В другой гоголевской повести "Старосветские помещики" кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти."Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец, вовсе о ней позабыла. В один день: слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: "Кис, кис!" – и вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи.:Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее. Задумалась старушка. "Это смерть моя приходила за мною!" – сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять". Здесь кошка выступает в роли проводника из одного мира в другой.Таким образом, "в мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает раздел мира на живое и мёртвое".
Осмыслив роль образа кошки в художественной литературе, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка, выступая в произведениях русской и мировой литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе. Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром.
Понятно, что нашем альманахе мы не сможем охватить все кошачьи образы в русской литературе. Но есть кот, о котором не рассказать нельзя. Это - кот Бегемот. По свидетельству второй жены Михаила Булгакова Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний любимец Флюшка - огромный серый кот. Только Булгаков сделал Бегемота черным, поскольку именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой.
Реинкарнация. Кот Бегемот, современный житель "нехорошей квартиры" в доме на Большой Садовой, 10.Фото С. Костиной, культурно-просветительский центр "Булгаковский Дом".
Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю наравне с Левиафаном. Видный демонолог Нового времени судья Пьер де Ланкре описывает Бегемота как демона. Он утверждает, что эта тварь запросто принимает форму любого животного. Демонология заверяет, что Бегемот обладает жутким свойством: наделяет людей звериными наклонностями. Есть достоверно подтвержденные сведения, что в семнадцатом веке Бегемот и еще шесть демонов в лудунском монастыре во Франции напали на женщину по имени Жанна дез Анж. Да и вообще любой средневековый человек скажет вам, что Бегемот это - зверь Апокалипсиса. Называя так кота, Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная.
Фотоиллюстрация Елены Мартынюк к роману "Мастер и Маргарита"
Вообще, образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная, восходящая к средневековому изображению сатаны. Собственно, Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в "Мастере и Маргарите" тоже шутит, паясничает, скоморошничает.Стихия Бегемота – огонь. В сцене перестрелки в квартире №50 автор ярко указывает на магические умения кота: он вводит в заблуждение сотрудников НКВД, притворяясь мертвым, перед этим Бегемот предостерегает их: "Сижу, никого не трогаю, починяю примус", когда же они его не слушают, устраивает скоморошью перестрелку, после чего - пожар.
Фотоиллюстрация Елены Мартынюк к роману "Мастер и Маргарита"
Отдельного разговора заслуживают взаимоотношения Геллы и Маргариты с котом. Издавна русская традиция приписывает ведьме обладание черным котом как обязательным магическим агентом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников (как и в русских народных сказках; иногда кот помогает пленнице вырваться), добывает нужные травы и грибы.Бегемот постоянно крутится вокруг Геллы, а на балу – вокруг Маргариты. Булгаков не отходит от русского фольклора, а использует древний тип "Ведьма с Черной Кошкой".
Фотоиллюстрация Елены Мартынюк к роману "Мастер и Маргарита"
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура неожиданно: "Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире". Возможно, что "Московские главы" романа – это репетиция Страшного суда в представлении Булгакова. И Бегемот – мелкий хулиган, превращающийся в жестокого разрушителя – будет там на месте. Роман при этом становится в том числе и романом о конце света в одной отдельно взятой стране, который её граждане скорее всего не заметят, так как будут стоять в очереди.
Фотоиллюстрация Елены Мартынюк к роману "Мастер и Маргарита"
Казалось бы, такой замечательный персонаж, как Бегемот, просто просится на сцену и на большой экран. Но увы, с драматическими воплощениями коту повезло меньше, чем хотелось бы зрителям. В самом первом, легендарном спектакле театра на Таганке Бегемота сыграл Юрий Смирнов. На фото он внизу справа.
А вот фрагмент спектакля МХТ им. Чехова. В роли Бегемота - Федор Лавров. И он тоже внизу справа.
Интересно, что кошачья ипостась персонажа в этих, да и других спектаклях не представлена. Это можно понять : изобразить театральными средствами огромного говорящего кота, да еще и так, чтобы это не нарушало ткань спектакля, очень трудно.
Но не повезло Бегемоту и в кино. Первая из существующих экранизаций романа Михаила Булгакова была снята югославским режиссером Александром ПЕтровичем еще по сокращенной версии романа, опубликованной в журнале "Москва" в 1966 году. Судьба этого режиссера, основателя "югославской черной волны", не менее драматична, чем судьба романа Булгакова. Снятый им в 1972 году фильм сначала получил приз на национальном фестивале Югославии и был восторженно встречен на Западе, а потом под давлением советских властей запрещен. Петрович был вынужден переехать в ФРГ.
Надо сказать, что режиссер не ставил себе цель экранизировать роман, он пытался его переосмыслить и передать трагедию не героев «Мастера и Маргариты», а самого Булгакова. Фильм объединяет сразу два произведения - «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман». Такой шаг позволил режиссеру почти полностью отказаться от мистической составляющей романа: и Иешуа Га-Ноцри, и прокуратор Иудеи -просто актеры, исполняющие роли в пьесе Николая Максудова «Понтий Пилат». Главным для режиссера было передать атмосферу Москвы тридцатых годов, саму по себе наполненную гнетущим ощущением рока. Считается, что именно Петровичу удалось это лучше, чем кому бы то ни было.
Петрович попытался рассказать жизнь самого Булгакова — так, как видел и понимал ее из семидесятых. Письмо, которое затравленный Мастер пишет всесильному Берлиозу, запретившему его пьесу, - это подлинное письмо Булгакова Сталину. Письмо, как известно, Михаила Афанасьевича не спасло, а только помогло добиться небольшой отсрочки. В фильме события развиваются более закономерно: В ответ на письмо раздается стук в дверь, и пришедшая к Мастеру Маргарита попадает в квартиру, разгромленную во время обыска. Понятно, что при таком режиссерском решении места Бегемоту в фильме не нашлось. Но он присутствует там опосредованно, в музыкальном оформлении.
Музыку к фильму написал Эннио Морриконе, но кроме его «русской темы» там использованы и советские песни, и песенка Булата Окуджавы «Черный кот» - именно она звучит в тот момент, когда за Мастером приходят, чтоб увести навсегда. Музыкальные темы намеренно парадоксальны — купола соборов сопровождает «Сормовская лирическая», встреча Максудова и Воланда проходит под торжественный колокольный звон, а попавший в психиатрическую больницу Мастер непрерывно слышит, как отправляют православную службу.
Внимательные читатели могут сказать, что экранизация Петровича была не первой, так как несколькими месяцами раньше на экран вышел фильм Анджея Вайды "Пилат и другие". Но дело в том, что эту картину нельзя считать экранизацией романа в полном смысле слова, так как в фильме Вайды присутствует только линия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, при этом она перенесена в современность. Фильм содержит немало интересных сценарных находок. Так, Левий Матфей (Даниэль Ольбрыхский) выглядит современным тележурналистом, делающим репортаж с Голгофы, а Иуда Искариот (Ежи Зельник) доносит на Иешуа по телефону-автомату; когда он кладёт трубку, из автомата выпадают тридцать серебряников. Свой крестный путь Га-Ноцри проходит по улицам Франкфурта-на-Майне.А вот кота там тоже нет.
Не повезет коту и в четырехсерийной экранизации "Мастера и Маргариты" Мацея Войтышко, которую все специалисты хвалят за уважительное отношение к тексту и актерский состав. У режиссера не было финансовой возможности использовать спецэффекты, поэтому было решено обойтись без кота.А вот в двух российских экранизация "Мастера" кот был.У Юрия Кары в фильме, снятым в 1994 году и появившемся на экране только в 2011 Бегемот предстаёт в трёх обличьях. В сцене с Поплавским действует настоящий кот (не полностью чёрный, а с белыми пятнами), в сцене купания в шампанском он предстаёт куклой кота, а во всех остальных сценах кот Бегемот имеет лицо Виктора Павлова.
В сериале Виктора Бортко тоже два кота - в человеческом облике его играет Александр Баширов, а в кошачьем - актер-лилипут ( его рост один метр) Вано Миранян.Зрители и критики недоумевали, зачем надо было надевать на актера меховой костюм, делающий его похожим на огромную и не очень удачную игрушку. К тому же сниматься в нем было не только тяжело, но и опасно, во время исполнения одного из трюков Миранян получил сотрясение мозга. Удивительно, что такой примитивный способ создания образа Бегемота использовался почти через тридцать лет после "Звездных войн", продемонстрировавших огромное количество самых разнообразных и вместе с тем правдоподобных существ. О том, что на экран к 2005 году уже вышли серии "Властелина колец" и "Гарри Поттера" мы умолчим.
Видимо, в этом состоял какой-то режиссерский замысел, не разгаданный публикой и кинокритиками...А может, Мессир просто не хочет, чтобы Бегемот появился на экране во всей красе. Как знать...
Определенно повезло коту Бегемоту в книжной иллюстрации. Десятки художников, среди которых есть и профессионалы, и любители, постоянно пополняют коллекцию бегемотографики. Насколько их трактовки убедительны, судить вам, дорогие читатели. Мы постарались отобрать самые яркие и характерные иллюстрации, сопровождая наш парад Бегемотов знаменитыми высказываниями главкота русской культуры.
Парад Бегемотов: иллюстрации к роману "Мастер и Маргарита"
Народное творчество. Портреты кота Бегемота в подъезде НЕХОРОШЕЙ КВАРТИРЫ в доме № 10 на Большой Садовой.
Татьяна ЗеленченкоГенадий Новожилов
Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной.
Молчу, молчу... Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо.
Александр и Валерий ТрауготМарина Тераудс
Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.
Уве ШраммНиколай Домашенко
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.И еще считаю долгом предупредить,что кот - древнее и неприкосновенное животное.
Я напудрил усы, вот и все! Другой разговор был бы, если б я побрился! Бритый кот —это действительно уж безобразие, тысячу раз согласен признать это.... И кот от обиды так раздулся, что казалось, еще секунда, и он лопнет.
Антонина МаксимукВиктор Ефименко
Ремиз, — заорал кот, — ура! — И тут он, отставив в сторону примус, выхватил из-за спины браунинг.Лаврентий ИвановАнастасия Жданова. Булгаковский алфавит. Буква "К"
Да, сдаюсь, — но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосферетравли со стороны завистников!
Штаны коту не полагаются, мессир. Уж не прикажете ли Вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли Вы когда-нибудь кого-нибудь на балу без галстука? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем,что меня вытолкают в шею!
Александр ИвановВячеслав Желваков
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты»,хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
Со мной едва истерика не сделалась, — добавил кот, облизывая ложку с икрой.
В. ГлушенкоАлексей Державин
На ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный котсо стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.
— Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
Аркадий Площанский
Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницупрочно упакованных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик,Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель.
В двадцатом веке, после того как главным героем русской литературы стал не князь Мышкин, а комиссар Кошкин, отношение к домашним животным резко поменялось. Кошка, на пару с канарейкой, стала символом мещанства и мелкобуржуазности. Не зря же до сих пор в соцсетях "постить котиков" - признак пошлости и бескультурья.Прошлый век был немилосерден и к людям и к животным. Однако вдруг, а в жизни нередко все бывает вдруг, отношение к домашним питомцам переменилось. Это было связано с выходом на экран фильма "Кому он нужен, это Васька?". За ним появились "Белый Бим, Черное ухо" (правда, нео коте, а о собаке, но все равно о животном-друге), серия мультфильмов про дядю Федора, пса и кота. Даже мистический и таинственный черный кот из сказок перекочевал в эстрадные песенки. Идеологическое руководство страны, напуганное ростом хулиганства и подростковой жесткости, кинулась пробуждать в подрастающем поколении чувства добрые и насаждать идеи гуманизма.
Песенка о черном коте была популярна в 1960-е годы
Андрей Миронов исполняет песенку о черном коте
В двадцать первом веке кошек и собак взялся защищать закон. Он наказывает за жестокое обращение с животными, а домашнего зверя называет "животное-компаньон" или "постоянный домашний питомец" - почти член семьи. Да и люди стали добрее к своим хвостатым и усатым соседям. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, сколько картин современных художников посвящено кошкам, сколько песен и стихов о них написано.
Бытовые сценки с участием котов и портреты с котами появляются в современной российской живописи не так часто, как в 19 веке, их вытеснили бесчисленные котопортреты, выполненные в самых разных стилях - реалистические и романтические, сентиментальные и юмористические, сказочные и поэтические. Если в 19 - середине 20 веках кошка изображалась как постоянный спутник человека, в современном искусстве кошки ведут вполне самостоятельную жизнь, вовсе не нуждаясь в людях. В России появились свои "кошачьи Рафаэли" - художники, для которых кошки стали главным мотивом творчества: Владимир Румянцев, Татьяна Родионова, Мария Павлова, Ирина Гармашова и другие.
С котом в печали и в радости
Татьяна Юшманова. Портрет дяди Саши
Юрий Мацик. Полосатый друг
Олеся Сержантова
Русский кот дома и на прогулке
Елена Колотуша
Игорь Сидоров
Евгений Шишкин. Будни кота Феликса
Галина Чувиляева
Смотри!Полосатая кошкаНа тумбе сидит, как матрёшка!Но спрыгнет – и ходит, как щука,Рассердится – прямо гадюка!Свернётся – покажется шапкой,Растянется – выглядит тряпкой…Похожа на всех понемножку.А изредка – даже… на кошку!Вероятно, труднее всегоПревратиться в себя самого.Новелла Матвеева
Ирина Гармашова
Коты Ирины ГармашовойАлена Быкова
Ирина Касперская. Сны Лю
Мария ПавловаКошки Марии Павловой
Елена Лушанская
Эльмира Мустафина
Екатерина Штуц. Городок
Уже на крыше за трубой,Под благосклонною луноюОни сбираются толпой,Подняв хвосты свои трубою.
Где сладким пахнет молокомИ нежное белеет сало,Свернувшись бархатным клубком,Они в углу лежат устало.
И возбужденные жарой,Они пресыщенны едою,Их не тревожит запах твой,Благословенное жаркое.
Как сладок им вечерний жарНа кухне, где плита пылает,И супа благовонный парТам благостно благоухает.
О черных лестниц тишина,Чердак пропахнувший мышами,Где из разбитого окнаЛегко следить за голубями.
Когда ж над домом стынет тишьВолной вечернего угара,Тогда скользя по краю крыш,Влюбленные проходят пары.
Ведь ты, любовь для всех одна,Ты всех страстей нежней и выше,И благосклонная лунаЗовет их на ночные крыши.Эдуард Багрицкий(стихотворение Багрицкого написано в 1 четв. 20 в.,но оно прекрасно сочетается с современными картинами)
Екатерина Юшина. Маруся и сумерки
Елена Воробьева
Татьяна Родионова. Коты Петербурга
Коты Татьяны РодионовойПрорвав насквозь лимонно-серыйОпасный конус высоты,На лунных крышах, как химеры,Вопят гундосые коты.Из желобов ночное эхоВыталкивает на асфальтИх мефистофельского смехаКоленчатый и хриплый альт.И в это дикое искусствоВлагает житель городскойСвои предчувствия и чувстваС оттенком зависти мужской.Он верит, что в природе ночиИ тьмы лоскут, и сна глоток,Что ночь - его чернорабочий,А сам глядит на лунный рог,Где сходятся, как в средоточье,Котов египетские очи,И пьет бессонницы глоток.Арсений Тарковский. Луна и коты
Сказочный кот
Александр Маскаев
Игорь Олейников
Валерий Хлебников
Светлана Кротова
Оксана Заика. Звезды
Елена Лазарева. На новое место на берегу Ладоги
Галина Ким
Сатирический кот
Вася Ложкин. Урок мира
От чаепития с котом к чаепитию кота
Более всего превращение кота из второстепенного персонажа картины или рисунка в главного героязаметно в сценах традиционного русского чаепития. Кот уже не ластится к хозяину в ожидании лакомства - он сам сидит за столом и наслаждается чаепитием!
Владимир РумянцевКоты Владимира Румянцева
Лев Бартенев
Алексей Долотов
Татьяна Родионова
Степан Каширин
Первую часть выпуска "Русский кот" мы закончили рисунками и стихами Александра Сергеевич Пушкина.Вторую часть завершают коты Иосифа Бродского. Великий поэт 20 века очень любил котов, рисовал ихи писал о них стихи.
Наши щёчки волосаты.Наши спинки полосаты,словно нотные листы.Лапки — чудо красоты!
Красоты мы необычной,выгнут хвост, как ключ скрипичный.Мы в пыли его влачими в молчании — звучим.
Кот Самсон прописан в центре,В переулке возле церкви,И пока мы в классе пишем,Он слоняется по крышамКак звезда по небосводу,А в ненастную погоду,Отказавшись от прогулки,На событья в переулкеСмотрит с миной безучастнойИз окна в квартире частной.Вот он влез на подоконник...По земле идет полковник.У него в петлице пушка.По стеклу летает мушка.
Размышляя о глаголе,Дети бегают по школе.Чересчур похож на гномаСтаричок из гастронома.Тащит сетку, та полна.Что там в сетке? Ветчина?Непонятно, хоть убей!В небе восемь голубей.Вечер клен задел, снижаясь.Кот мурлычет, погружаясьВ беспорядочные грезы.Каждый глаз - как лист березы.Обеспеченный ночлегом,Он сочувствует коллегам:Тот - водичку пьет из Мойки,Тот - поужинал в помойке,Тот - вздремнул на полчаса,Тот - спасается от пса,Тот - совсем больной от стужи...Многим, муррр, конечно хуже...Не могу им всем помочь,Потому что скоро ночь,Это мне не по плечу,Потому что... Спать хочу...Кран ворчит на кухне сонно:"Есть ли совесть у Самсона?"
Продолженiе будетъ!
Нажмите, чтобы прочитать
bellezza-storia.livejournal.com
МЕССИР ВОЛАНД И ЕГО СВИТА. КОТ БЕГЕМОТ
. Это цитата
Мессир Воланд и его свита. Часть 1. Кот Бегемот.«…Третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах».
Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – один из самых ярких и обаятельных персонажей, большой забавник, любимый шут Воланда. Как не улыбнуться, прочитав такие строки: «…на ювелиршином пуфе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Таким его особенно любят изображать художники-иллюстраторы.
Еще вспоминается сцена неудачной попытки ареста кота агентами ГПУ: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…»
Если говорить о собственно кошачьей сущности Бегемота, то прототипом послужил домашний питомец Булгаковых – Флюшка, огромный серый котище. Вероятно, ленивая вальяжность Бегемота, его хитрость и чревоугодие навеяны характером булгаковского кота. Только масть ему писатель поменял: ведь Бегемот служит в свите князя темных сил, а черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями.
Но кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень. Очеловечил кота уже Шарль Перро в знаменитой сказке «Кот в сапогах». Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил «Житейские воззрения кота Мурра».
Но ближе всех к «бегемотовской» теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор великолепной сказки «Черная курица». В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть «Лафертовская маковница». У старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота. Этот черный кот был непременным участником магических ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила:
«Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…» Дальше – больше: кот превращается в «мужчину небольшого росту» с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…
Впрочем, булгаковский кот Бегемот воспринимается читателями преимущественно как «комик в жизни», и немногие вспомнят, что он еще и «злодей на сцене». Именно он похитил голову Берлиоза, он же исполнил зловещий финал в фантастическом шоу на сцене театра-варьете. «Клетчатый» Коровьев-Фагот, тоже большой весельчак, указывая на надоевшего всем конферансье Бенгальского, спросил у зрителей: «Что бы нам с ним сделать?» «Голову оторвать!» – неосторожно посоветовали с галерки. «И произошла невиданная вещь. Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил ему на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи».
Ай да кот! И, кстати, почему – Бегемот? Только ли оттого, что большой, «как боров»? И черный, как ночь? Высказывались предположения, будто это имя навеяно названием популярного в 1920-е годы юмористического журнала «Бегемот».
Нет, скорее всего, ответ кроется в самой природе «демонической» группы персонажей, возглавляемой Воландом. Свиту дьявола составляют, естественно, демоны, или бесы, по-русски выражаясь. А Михаил Булгаков был хорошо знаком с классической демонологией. Среди имен самых влиятельных и злобных демонов – Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон Бегемот.
Как большинство интеллигентов-естественников того времени, Булгаков не верил в бога, но знал историю христианства и с особенным интересом относился к персонажам инфернальным. Его любимыми произведениями были «Фауст» Гете и одноименная опера Шарля Гуно. В гимназические и студенческие годы Булгаков слушал оперу «Фауст» 41 (!) раз. Неудивительно, что в образе Воланда так много мефистофельского. Повлияли на молодого писателя и научные исследования его отца, либерального профессора Духовной академии, по истории европейской церкви и современному франкмасонству.
В набросках Булгакова к «Мастеру и Маргарите» содержится много выписок из книги М.А.Орлова «История сношений человека с дьяволом», опубликованной в 1904 году. В ней, в частности, есть глава о французском священнике Урбане Грандье и «луденских одержимых». Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками.
Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени. Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.Эта история имеет прямое отношение к теме, потому что в ней демон Бегемот показал себя во всей красе и силе.
Бегемот наверное самый очаровательный и смешной из персонажей романа. Ну и действительно образ говорящей киски весьма очарователен. Собственно ему и положено быть таким, ведь он не только паж рыцаря Коровьева, но еще и шут Воланда.
Лично мне Бегемот невероятно симпатичен, несмотря на всю его дьявольскую сущность..
Вот такая кукла была в фильме "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко -
(считаю- не очень удачная..)
Александр Баширов в роли Бегемота-
Марка с изображением Бегемота-
Памятники коту Бегемоту-
Памятник Бдительному гражданину и коту Бегемоту в Армавире.
Памятник Коту Бегемоту и Коровьеву, Москва
Кот Бегемот на Андреевском спуске в Киеве
А вот такой кот живёт в музее Булгакова сейчас, кстати зовут его- Стёпка.
lera-komor.livejournal.com
Мастер и Маргарита. Представляем вам 10 фактов о коте Бегемоте » Photolium
В марте 1940 года умер русский писатель, талантливый драматург – Михаил Афанасьевич Булгаков. Представляем вам 10 фактов о коте Бегемоте, одном из самых любимых персонажей писателя и одном из самых колоритных представителей семейства кошачьих, описываемых в литературе.
Бегемот – один из подручных духа зла и князя тьмы Воланда, предстающий в образе огромного черного кота, ходящего на задних лапах.
Оборотень, при желании имеющий возможность превратиться в человека. Однако предпочитал быть всё же котом, но говорящим.
Котом, с абсолютно человеческим поведением.
В Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения.
В то же время Бегемот – одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны.
Булгаков называл своего персонажа "демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Вторая жена Булгакова, Л. Е. Белозерская свидетельствовала, что прототипом Бегемота был их домашний кот Флюшка.
В мире насчитывается множество памятников коту Бегемоту. Например, во дворе дома Булгакова в Киеве красуется вот такой барельеф.
Столичная (киевская) легенда гласит, что возле этого самого дома всегда можно встретить большого черного кота. Так это или нет, можете разведать сами.
photolium.net
комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.
Развернуть
Развернуть
Развернуть
Развернуть
Развернуть
В этом разделе мы собираем самые смешные приколы (комиксы и картинки) по теме кот-бегемот (+5 картинок, рейтинг 98.0 - кот-бегемот)
joyreactor.cc
Кот Бегемот - история персонажа, роль, характер и цитаты
Кот Бегемот: история персонажа
Михаил Афанасьевич Булгаков – весьма неоднозначная фигура в русской литературе. Некоторые уверены, что писатель умел заглядывать в прошлое и предугадывать будущее. «Мастер и Маргарита», его основополагающее произведение, которое создавалось долгие годы, до сих пор вызывает споры среди литературных критиков. Но, пожалуй, многие согласятся с тем, что Булгакову удалось выявить колоритных персонажей, среди которых Воланд и его свита: Фагот, Азазелло и кот Бегемот – они запомнились как характером, так и афоризмами.
История создания
Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.
Михаил БулгаковБулгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.
Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.
Роман «Мастер и Маргарита»Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.
Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.
Чудище Бегемот в книге И.Я. ПорфирьеваГоворят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.
Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки. Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны.
Демон БегемотА вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.
Роль кота Бегемота в романе
Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:
«Люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было… ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...».Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.
Воланд и кот БегемотМихаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.
В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.
Кот Бегемот с рюмкой водкиБегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.
Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:
«Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, – это глоток бензина…»В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».
Экранизации
В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.
Вано Миранян в роли кота БегемотаКот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:
«Там столько голых девочек, а я ничего не вижу!»Озвучивал кота артист Семен Фурман.
Интересные факты
- В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
- В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.
- Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».
Цитаты
«Протестую, Достоевский бессмертен!»«Разрешите мне, мэтр, свистнуть перед скачкой на прощанье».«Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».«Я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете».«Попрошу меня не учить, сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!»«А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете».«Котам почему-то всегда говорят «ты», хотя ни один кот еще ни с кем не пил брудершафта!»«Королева в восхищении! Мы в восхищении!»«Но вы не будьте на меня в претензии...»Фото
24smi.org
Бегемот | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia
Бегемот
Бегемот из телесериала "Мастер и Маргарита" 2005 года.Настоящее имя:
Кот Бегемот, Скабичевский
Пол:
МужскойВселенная:
Мастер и Маргарита
Возраст:
Много сотен лет
Место действия:
Россия (СССР)Способности:
Магия, Телекинез, Полёт, Биологические манипуляции, Телепортация, Неосязаемость, Неуязвимость, Изменение формы (может принимать форму кота или человека), Манипуляции материей, Бессмертие, Манипуляции звуком (очень сильный свист), Малый размер, Способность делать невидимым оппонента
Враги:
ОГПУ, Варенуха, Соков, Лиходеев, Бенгальский“ | Не шалю, никого не трогаю, починяю примус... | ” |
Кот Бегемот — вымышленный персонаж романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда.
Имя кота происходит от фразы секретарши Анны Ричардовны, которая охарактеризовала кота следующим образом: "черный, здоровый, как бегемот."
Кот Бегемот ходит на задних лапах, как человек, и использует при этом свои передние лапы как руки — с их помощью он передает монету за проезд, цепляется за трамвай, держит вилку, стреляет из браунинга. Использует он свои передние лапы и для рукоприкладства: вместе с Азазело Бегемот избил Варенуху. Кстати, в этом фрагменте Бегемот несколько изменил свою форму: он выглядел как низкорослый толстяк в рваной кепке и с кошачьей рожей.
Кот Бегемот имеет невероятную силу, о чем свидетельствует происшествие во время выступления Воланда в Варьете, когда кот оторвал голову Бенгальскому:
“ | Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи. | ” |
Интересно, что голова после этого продолжала функционировать и Бенгальский звал на помощь доктора. После мольб зрителей о том, что бы фокусники вернули голову Бенгальского на место, кот, прицелившись поаккуратнее, нахлобучил голову на шею, и она точно села на свое место, как будто никуда и не отлучалась. Кот обмахнул лапами фрак конферансье, после чего на нем исчезли следы крови.
Бегемот в человеческом облике и со шпагой, фотоиллюстрация Ретрограда.
Кроме того, Бегемот, вместе с другими членами свиты Воланда, за мгновенье переместил Лиходеева из Москвы в Ялту, расстояние между которыми — более 1500 км! Способен кот телепортироватья и сам — он может неожиданно появляться и исчезать. Бегемот очень ловкий, о чем говорит эпизод, когда он отбивал передними лапами летящие в него игральные карты. На следующий день после выступления в Варьете, кот зашел в канцелярию зрелищной комиссии, а когда его прогнали оттуда словом "брысь", он вернулся уже в своей человеческой форме, и сделал председателя комиссии, Прохора Петровича, абсолютно невидимым — за его столом продолжал сидеть и двигаться лишь пустой костюм, без головы и рук.Позже, превратившись сначала в бархатный берет, а затем в маленького черного котенка, Бегемот исцарапал лысину буфетчику Варьете Андрею Фокичу Сокову. Во время Великого балла Бегемот превратил шампанское, наполняющее бассейн, в коньяк.
Как видно из сцены перестрелки Бегемота с ОГПУ, он обладает неуязвимостью, и, вероятно, наделил этим свойством и своих противников. Кроме того, он продемонстрировал способность к телекинезу, подняв с пола свой пистолет, находясь при этом на люстре.
На Воробьевых горах Бегемот продемонстрировал еще одну свою способность — свист:
“ | Бегемот соскочил с седла наземь, вложил пальцы в рот, надул щеки и свистнул. У Маргариты зазвенело в ушах. Конь ее взбросился на дыбы, в роще посыпались сухие сучья с деревьев, взлетела целая стая ворон и воробьев, столб пыли понесло к реке, и видно было, как в речном трамвае, проходившем мимо пристани, снесло у пассажиров несколько кепок в воду. | ” |
Кот Бегемот против НКВД (Мастер и Маргарита)
Перестрелка Бегемота с бойцами ОГПУ в телесериале "Мастер и Маргарита" 2005 года.
Помимо когтей, естественного оружия Бегемота, он умеет управляться со шпагой (которая у него, как и у других членов свиты Воланда, имеет серебряную рукоять) и пистолетом Browning M1910 (в сериале 2005 г., очевидно, по ошибке, был показан револьвер "Бульдог"). Однако, с последним он обращается не очень ловко, что видно из сцены, произошедшей после Великого балла. После того, как Азазело продемонстрировал свои навыки в стрельбе, кот захотел покрасоваться, и сказал, что перекроет рекорд рыжего демона. Для этого он попросил у Азазело два пистолета (в романе они часто ошибочно называются револьверами). Когда кот отвернулся, Маргарита наметила на игральной карте два очка и спрятала её под подушку. Кот, не оборачиваясь, выстрелил, однако в карту под подушкой не попал: одна пуля убила сову, а вторая — разбила часы. Однако Воланд заметил, что Бегемот "стреляет порядочно", а промахнулся нарочно.Продемонстрировать все свои навыки обращения с пистолетом Бегемот смог, когда в квартиру №50 пришли сотрудники ОГПУ, вооруженные маузерами, арканом и сетями. Когда милиционеры кинули на кота сеть, но, непонятно из-за чего, промахнулись, он, отставив в сторону примус, выхватил из-за спины браунинг. Бегемот мигом навел его на ближайшего к нему стоящего, но тот успел выстрелить раньше, однако, как выяснилось немного позже, пуля не принесла коту никакого ущерба. Бегемот сначала прыгнул на карниз, а затем на люстру, где в лапах у него снова оказался браунинг, из которого он начал стрелять по представителям ОГПУ. Следует отметить, что люстра все это время качалась из стороны в сторону, как маятник, и попасть по коту было еще сложнее. Впрочем, пули снова не наносили никакого ущерба Бегемоту, как, впрочем, и милиционерам. Позже, услышав голос Воланда, Бегемот плеснул вниз бензином, и этот бензин сам собою вспыхнул, выбросив волну пламени до самого потолка, после чего черный кот исчез, а в квартире №50 начался пожар.
ru.warriors.wikia.com