Габриэле Мюнтер. Габриэла мюнтер картины
"Цена любви". Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер
В 1902 году немецкая художница Габриэль Мюнтер записавшись в класс живописи художественной школы «Фаланга», знакомится с его преподавателем — русским художником Василием Кандинским.
Кандинский и Мюнтер с классом в Кохеле, 1902 годОни очень сблизились. Он был интересным рассказчиком и учителем, а она спокойная и уравновешенная, а самое главное — уверенная в себе — та черта, которой очень не хватало самому Кандинскому. Так, с доверительного общения родственных душ началась их дружба, которая очень скоро переросла в любовь.
Ей было 25 лет, а ему – 36, но она свободна, а он нет. Кандинский состоял в 10-летнем браке с Анной Чемякиной (двоюродная сестра по отцовской линии, женщина, старше его на шесть лет). Не решаясь сообщить своей законной супруге о намерении с ней развестись, художник предпочитает жизнь в образе блудливого двоеженца.
В 1903 году Мюнтер и Кандинский обручились. Очевидно, факт, что Кандинский был женат, не смущал их обоих. Началась скрытная жизнь, то вместе – в путешествиях, то порознь – в Германии.
Летом 1906 года влюбленная пара снимает дом в Париже. Однако Кандинский довольно скоро почувствовал, что этот город ему чужой, и захотел уехать. Но Габриэль воспротивилась отъезду — ей захотелось остаться. Она записалась на курс рисования кистью. Именно в Париже Мюнтер наконец обрела свой особенный стиль, определилась как художница. Это ее, несомненно, радовало, в отличие от грустных итогов личной жизни: ей было уже 30, она 5 лет провела рядом с Кандинским, а он до сих пор был женат на другой.
Лето 1908 года пара провела вместе – в городке Мурнау в Баварии. Это лето стало переломным в творчестве Кандинского, дав начало новому этапу – этапу абстракционизма. В следующем году Кандинский и Мюнтер купили в Мурнау дом, и стали жить там открыто. Это был активный творческий период для обоих. Однако, в то же время их союз из любовного постепенно стал превращаться лишь в союз двух единомышленников. Каждый искал себя в искусстве, в деятельности. У Кандинского это был период расцвета, у Мюнтер дела шли неровно.
В 1911 году Кандинский официально развелся с Анной. С началом Первой мировой войны пара едет в Швейцарию. Далее Кандинский оставляет Мюнтер в Цюрихе, а сам отправляется в Москву. Их разрыв уже предопределен, хотя, возможно, об этом и не говорится вслух. Мюнтер все еще надеется узаконить отношения, Кандинского эта ситуация угнетает. Зимой 1915 года они вновь встречаются, в Стокгольме. У Василия не хватает мужества порвать с Габриэль открыто.
Слева: Кандинский и Нина Андреевская, 1922 год; справа: Кандинский и Габриэль Мюнтер, 1916 год.Весной 1916 он уезжает, пообещав заняться бумагами для брака. А зимой 1917 года он женится. Но – не на Габриэль, а на Нине Андреевской, с которой познакомился в Москве за полгода до этого. Мюнтер об этой свадьбе он не сообщает…
Знакомство Андреевской и Кандинского состоялось в 1916 году, по телефону. И позже художник признается Нине, что сначала влюбился в ее голос. Именно в этот день он написал свою акварель «Незнакомому голосу». На момент их встречи Кандинскому было почти 50, Нине – 17. «Меня удивили его потрясающие голубые глаза…» – напишет позже Нина в своем дневнике о первой встрече с Василием.
Василий Кандинский «К незнакомому голосу», Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду11 февраля 1917 года пара обвенчалась. На невесте было белое платье по эскизу Кандинского. Несомненно, многие считали, что Нина вышла замуж за знаменитость. Но сама она всегда утверждала обратное, говоря, что это была любовь с первого взгляда. В подтверждение этого, она была ему верной женой почти 28 лет.
Что до брошенной художником Габриэль Мюнтер, то она долгие годы была в неведении — нетрудно представить, насколько ужасно состояние любящего человека, к тому же творческого. Габриэль неоднократно принимала попытки найти Кандинского, писала письма, но они оставались без ответа. Только спустя четыре года, в 1921 году, он вышел на связь – через своего адвоката. Кандинский требовал вернуть ему его личные вещи и картины. Часть предметов она вернула, часть осталась ей в качестве «компенсации морального ущерба».
После расставания с Кандинским Мюнтер забросила искусство, пытаясь найти себя в чем-то другом. К рисованию она вернулась лишь спустя 10 лет после бегства Кандинского, в 1927. Однако продолжала вести замкнутый образ жизни, мало кого допуская к себе.
В годы фашизма, когда беспредметное «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, архив и работы Кандинского она прятала в подвале собственного дома, серьезно рискуя.
За пять лет до своей смерти, в 1957 году Габриэль вместе со своими работами передала ценнейший «подвальный архив» мюнхенской Городской галерее Ленбаххауз. Всю свою жизнь в память о былой любви она хранила самую ценную частичку своего прошлого — коллекцию из 53-54 картин своего учителя и несостоявшегося мужа Василия Кандинского. Все они достались галерее Ленбаххауз.
Умерла Габриэль Мюнтер в 1962 году, пережив Кандинского почти на 18 лет.
Габриэль МюнтерНу, а как же сложилась судьба Василия Кандинского и Нины Андреевской?
После революции Кандинские не покинули Москву. Они остались жить там, наблюдая за рождением новой страны. А в конце 1917 года у них родился сын, Всеволод, или Лодя, как его ласково называли в семье. Однако радость родителей была недолгой. В июне 1920 года случилась беда – Лодя умер. Это был сильнейший удар, и с тех пор тема детей навсегда стала табу для Кандинских.
Жить в новой России становилось все сложнее. И в 1921 году Кандинский уволился из Наркомпроса, где работал последние годы, и взял билеты на поезд Москва-Берлин. Кандинский бежал от холода, непонимания собратьев по цеху, от памяти о сыне. И от приближавшегося тоталитаризма.
В Берлине пара жила замкнуто. Несмотря на то, что там было много русских художников, Василий сознательно отказался от общения с ними. Зато они каждый день ходили в кино – оба просто обожали кинематограф. Вскоре Кандинскому предложили работу в Баухаусе – школе, которая была на тот момент локомотивом современного искусства и дизайна.
Семья переехала в Веймар – провинциальный крошечный городок, без каких-либо признаков светской жизни. Нина Кандинская, молодая и активная женщина, конечно же, не могла смириться с таким положением. Она использовала все возможные поводы, чтобы организовать в их честь маленький семейный праздник. Это и стало радостью ее жизни.
Слева направо: Василий Кандинский, Нина Кандинская, Георг Мухе, Пауль Клее, Вальтер Гропиус.Через несколько лет школа из Веймара переехала в Дюссау. Творческая жизнь там кипела, и для Кандинского это был самый плодотворный период. Но все закончилось в 1933 году, когда к власти пришел Гитлер. Он объявил абстрактное искусство «дегенеративным». Баухаус был закрыт, и Кандинские оказались на распутье. Они могли остаться в Германии, ведь их никто не выгонял. Но как жить художнику в такой атмосфере? И Кандинский решает переехать в Париж. Ему на тот момент 67, ей – 35 лет.
Но жить во Франции за счет искусства оказалось непросто. Картины почти не продавались, и на Кандинского это действовало угнетающе. С началом Второй мировой войны пара Кандинских не покинула Парижа. И оккупация города не повлияла на распорядок дня Василия – он гулял и писал каждый день, до июля 1944. А 13 декабря 1944 года Василий Кандинский умер.
Нина очень хорошо сознавала, что цена его картин вскоре вырастет. И поэтому отказывалась сразу продавать полотна. После войны она продолжала жить в Париже, в их доме. Продавала и дарила картины мужа разным музеям, организовывала мемориальные выставки. В 1973 году она опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я».
В начале 70-х годов Кандинская купила шале в Швейцарии и переехала туда. 2 сентября 80 года ее домик в горах подвергся нападению грабителей, унесших все ее украшения. Хозяйку дома убили. Преступление так и не было раскрыто.
*Статья подготовлена на основе сайта: wassilykandinsky.ru ; Фото: freundederkuenste.de
Рекомендуем также:
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Габриэле Мюнтер: lilac2012
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote, 2014-10-14 13:39:00 lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на домуlilac2012 2014-10-14 13:39:00 Оригинал взят у mirsoglasnomne в Мир согласно Google 353: 137 лет со дня рождения Габриэле МюнтерЧто: 137 лет со дня рождения Габриэле МюнтерПоявление: 19.2.2014Страна: Немецкоговорящий мир – Германия, Австрия, ШвейцарияКласс: Культура, ИскусствоПредставляет собой: Вариацию на тему картины героини «На лугу».Число лайков в Facebook: 58219 февраля 1957 г. произошло событие, основательно всколыхнувшее мировую прессу. Немецкая художница Габриэле Мюнтер в день своего 80-летия сделала Мюнхену поистине бесценный дар, признанный одним из самых крупных в новейшей истории музеев. Во владение городу она передала более 90 живописных полотен маслом, 330 работ темперой, акварелью и рисунков, живопись на стекле, множество блокнотов с набросками и 300 офортов и литографий Василия Кандинского. Кроме того – свои собственные дневники, многолетнюю переписку с Кандинским, документы по созданию альманаха и группы «Синий всадник», чьим активным участником она была, и работы художников, членов этой группы. Наконец, около двух тысяч (!) фотографий, отснятых ею же во время многочисленных совместных с Кандинским поездок и путешествий. Все эти сокровища сосредоточены сегодня в знаменитом мюнхенском музее Ленбаххаус и составляют основу его экспозиции.
Габриэле Мюнтер (нем. Gabriele Münter; 19 февраля 1877, Берлин, Германская империя — 19 мая 1962, Мурнау-ам-Штаффельзее, ФРГ) — немецкая художница и график, представительница экспрессионизма, одна из основательниц художественной группы «Синий всадник». Возлюбленная Василия Кандинского.
Мюнтер и Кандинский (слева)Судьбе навстречуКогда Габриэле Мюнтер в знаменательном для нее 1902 году поступила в школу, где преподавал Кандинский, было ей от роду 25 лет и за плечами она имела уже немалый и временами достаточно печальный жизненный опыт.Габриэле родилась 19 февраля 1877 года в Берлине и была в семье четвертым, самым младшим и любимым ребенком, «поскребышком». Отец ее, Карл Фридрих Мюнтер в свои молодые годы эмигрировал в Америку, мать, Вильгельмина Мюнтер (урожденная Шойбер), родом из франконско-гессенской семьи столяров, уже с детства жила в Соединенных Штатах. Встретились, полюбили, в 1857 году поженились. Открыли в Саванне зубоврачебную клинику – отец-то был зубным врачом и врачом хорошим, а потому успешным. Народ валом валил к нему. Останься они там, и младшую дочку ожидала бы совсем другая, неведомая судьба... Но произошло то, что произошло: в 1864году семья вернулась в Германию. Поселились в Берлине, отец снова стал... Продолжить чтение на сайте автора.На картине изображены художники Алексей Явленский и Марианна Веревкина.lilac2012.livejournal.com
Габриэле Мюнтер - обманутая муза Василия Кандинского
василий кандинский габриэле мюнтер
19 февраля 1877 года родилась Габриэле Мюнтер, немецкая художница, представительница экспрессионизма, ученица Василия Кандинского. Маэстро был восхищён талантом своей ученицы, и вскоре она стала его возлюбленной. Материал, опубликованный «Deutsche Welle», посвящён совместной жизни прославленного художника и его музы...Габриэле Мюнтер и Василий Кандинский
Друг, единомышленник и гражданская жена выдающегося художника, одного из основоположников абстракционизма и основателей арт-группы "Синий всадник" Василия Кандинского (1866-1944), - именно такие ассоциации возникают при упоминании о Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter, 1877-1962). А ведь эта немецкая художница и график, на долгие годы добровольно ушедшая в тень возлюбленного, сама была непревзойденным мастером.Да и сам Кандинский, ее бывший учитель, открыто признавал, что не может ничему научить ее. "У тебя и так все есть от природы", - говорил он. Однако ради него она предпочитала не выпячивать свой талант.Талантливая ученица КандинскогоКандинскому было 36 лет, и он уже не первый год состоял в браке, когда в 1901 году к нему на занятия при основанном им в Мюнхене арт-обществе Phalanx пришла недавно вернувшаяся из двухлетнего путешествия по Америке 25-летняя девушка по имени Габриэле.
Спокойная, умная, образованная, самодостаточная, постоянно стремящаяся к самосовершенствованию и при этом лишенная какого бы то ни было тщеславия, - в этой "новенькой" было все, что Кандинский ценил в женщине, и довольно быстро он стал испытывать к ней удивительное влечение.
Ну, а когда мастер обнаружил, что в придачу ко всем своим достоинствам Габриэле еще и талантливая рисовальщица, он стал думать о ней постоянно.Габриэле Мюнтер и Василий Кандинский (1916)
Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер (1916)
Девушка тоже не осталась равнодушной к Кандинскому. Она была в восторге как от его таланта, так и от того, что в отличие от других преподавателей он воспринимал ее в первую очередь не как подопечную, а как высокоодаренную, сознательно идущую к своим целям личность, которую следует не поучать, а лишь осторожно направлять.Уроки живописи на пленэре и помолвка
Летом 1902 года Кандинский решил организовать несколько уроков живописи на пленэре, выбрав для этого побережье живописного озера Кохельзе у границы баварских Альп. Погода стояла прекрасная, и после одного из занятий Габриэле отправилась купаться.
Случайно оказавшийся неподалеку Кандинский просто не мог оторвать от нее глаз - так она была хороша. После этого художник совсем потерял голову. Те же чувства испытывала и Габриэле. Однако тайком встречаться с женатым мужчиной было не в ее духе: она не выносила обмана и фальши.
И прошел целый год, прежде чем они, встретившись летом 1903-го в "городе художников" Калльмюнце, все-таки вступили в любовные отношения. После этого Кандинский даже подарил своей Элле (так он стал называть возлюбленную) помолвочное кольцо, тем самым как бы делая ей предложение. Однако жениться художник не мог решиться.
С одной стороны, он был страстно влюблен, с другой - его мучали угрызения совести. Ведь его супруга (он состоял в браке со своей двоюродной сестрой Анной Чемякиной, которая была на шесть лет старше его) оставила ради него любимую Москву и последовала за ним в Мюнхен, где Кандинский поступил в академию художеств.
В Германии Анна была очень несчастна и одинока: немецкого девушка не знала, и круг общения у нее был весьма ограниченным.
Не подавая на развод с Анной Чемякиной, Кандинский становится фактическим мужем Габриэле Мюнтер. Покинув Калльмюнц, они вместе отправляются в путешествие: сначала несколько месяцев живут и занимаются творчеством в Тунисе, потом отправляются в итальянский Рапалло, а затем поселяются на один год в Севре под Парижем.
Тот самый счастливый период их жизни нашел отражение в созданных ими тогда картинах - таких, например, как "Рапалло - Лодки" Кандинского и "В окрестностях Рапалло" Мюнтер. Лишь в 1908 году влюбленная пара возвращается обратно в Германию. В баварском Мурнау они покупают дом, который соседи окрестили "русским домом", и начинают жить открыто. А в 1911 году Кандинский, наконец, разводится со своей первой супругой.Последние годы
Впрочем, и отношения Василия с Эллой уже не такие, какими были на заре их влюбленности. Кандинский больше не столь нежен, как раньше, да и жениться, как о том давно мечтает Мюнтер, не спешит. А несколько лет спустя все и вовсе круто меняется: начинается Первая мировая война. Незадолго до этого Кандинский и Мюнтер уезжают в Швейцарию - в надежде, что там несчастья обойдут их стороной.
Но вскоре Кандинский вынужден уехать в Москву: его высылают как подданного "вражеского государства". После этого отношения между художниками не восстановятся уже никогда. И встретятся они лишь единственный раз - в 1916 году в Стокгольме. А уже на следующий год Кандинский женится на другой.
Для женщины, отдавшей Кандинскому свои лучшие годы, это был удар. Она тяжело переживала обиду, но нашла в себе силы не поддаться депрессии. После получения известия о женитьбе любимого она уехала на пять лет в Скандинавию, где с головой окунулась в творчество и постижение иностранных языков. В последующие годы художница жила и творила в Кельне, Мюнхене, Берлине. А потом и она обрела новое счастье и вышла замуж.
У нее так и не поднялась рука избавиться от вещей, оставшихся от Кандинского - прежде всего, от его картин. Она бережно хранила эти полотна всю жизнь, а за пять лет до смерти передала их, а также спасенные ею во время Второй мировой войны от рук нацистов работы других членов объединения "Синий всадник" в дар мюнхенскому музею Lenbachhaus.
Габриэле Мюнтер умерла в погожий майский день в 1962 году - в том доме в Мурнау, где она жила вместе с Кандинским.
rupo.ru