Композиция пейзажа в живописи. Композиция картины


Основы композиции в искусстве

Композиция - основа любого произведения искусства. Именно она придает ему выразительность, единство и целостность. Оригинальное композиционное решение привлекает внимание и помогает понять вложенный автором смысл. В то время как неудачный подбор композиционных элементов, даже если все объекты искусно прорисованы, может испортить впечатление от картины.

Принято различать несколько видов композиции:

- фронтальная или плоская - витраж, фреску или картину;- объемная - скульптура или архитектура;- глубинно-пространственная - архитектурные ансамбли.

Базовые принципы композиции

У композиции свои законы, среди которых можно выделить основные:

  • Целостность - все элементы произведения являются единым целым, нет ничего лишнего или хаотичного;
  • Определение смыслового центра - выделение объектов, играющих основную роль, привлечение к ним внимания;
  • Использование контрастов - это может быть сочетание цветов, изображение предметов различной величины или противопоставление отрицательных и положительны персонажей;
  • Статика - состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке;
  • Динамика - состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.

Для того, чтобы произведение выглядело более выразительным, необходимо уметь грамотно компоновать предметы между собой, ориентируясь на знания перспективы, пропорций и форм, теории цвета. При этом важно не перегрузить работу обилием деталей.

Выразительные средства композиции

Восприятие художественного произведения напрямую зависит от его композиции, поэтому важно уметь ее выстраивать, пользуясь художественными средствами: линией, штриховкой, тональными и цветовыми пятнами, перспективой и светотенью. Они помогают не только распределить предметы в пространстве, установить соотношения объемов, света и тени, но и точно передать задумку автора.

В живописи отдельные композиционные приемы позволяют достичь наибольшей выразительности картины, раскрыть многогранность содержания. Это может быть ритмическое построение, где все элементы произведения упорядочены, согласованы и подчинены четкому ритму, заданному художником. В выстраивании композиции изображения задействованы различные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, фокусная точка, обрамление, температура цветовых сочетаний, глубина и ракурс, контрасты и ритм.

Расположив изобразительные элементы на картине определенным образом, можно наиболее полно передать замысел, привлечь внимание зрителя. Для этого необходимо выстроить композицию так, чтобы все объекты были переданы наиболее выразительно. Отбросив все лишние детали, оставить только самое необходимое. Подчеркнуть внутреннее содержание всем образным строем картины.

Фокусная точка - центр всего произведения, она несет мощную композиционную нагрузку. Остальные элементы являются второстепенными и служат для ее обрамления. Она должна органично и естественно вписываться в картину. Немаловажную роль играет баланс композиционных элементов, который позволяет добиться гармонии между изображенными объектами.

Четкое следование основным принципам построения композиции - ключ к созданию уникального произведения искусства.

myshulka.ru

20 советов как правильно выстроить композицию

 

20 советов как правильно выстроить композицию

Создание интересной и цепляющей взгляд композиции – ключ к привлекательной иллюстрации. Картины с мощной композицией элементов будут привлекать внимание зрителей, и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству. В свою очередь, композиционно неудачно собранная картина может испортить вид даже самых прекрасно обрисованных объектов, создавая чувство, что что-то на ней не так. Многие даже не поймут почему, но картина будет менее привлекательной, и сложнее будет понять ее смысл. Далее в этом уроке я обозначил 20 пунктов, которые, на мой взгляд, являются одними из основных правил хорошей композиции, правил, на которые я всегда опираюсь, когда берусь за кисть.

 

 

20 советов как правильно выстроить композицию

1. Фокусная точка Каждая картина с мощной композиционной нагрузкой имеет доминантный объект, или фокусную точку, которая является центром всей картины. Все остальные элементы картины должны дополнять или обрамлять этот объект. Фокусной точкой может быть что угодно: от небоскреба вдали до бумажного стаканчика, стоящего на подоконнике и обозревающего весь город. Очень важно, чтобы фокусная точка вписывалась в картину. Существует немало способов выделения фокусной точки – «Правило одной трети» или «Правило золотого сечения» - но я не буду углубляться в этот вопрос, т.к. для меня важнее – чувствовать картину, без каких-либо правил.

20 советов как правильно выстроить композицию

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

2. Размещение других объектов Все другие объекты должны гармонировать с фокусной точкой и тем самым усиливать эффект всей композиции. Аккуратно расположенные элементы картины внесут свой вклад, добавив, в конечном счете, глубину, баланс и реалистичность. Обратите внимание на картине «Нимб» («Nimbus»), где изображен пейзаж, устремляющий взгляд зрителя вдаль; или на маленькие детали, например, автомобиль, возле причаленного корабля на картине «Прометей» («Prometheus»). 3. Единство объектов Очень важно, чтобы все элементы картины смотрелись уместными, подчеркивая, что формы и структуры объектов, находящихся вдали, продиктованы внешними условиями между ними и зрителем; или, что все объекты и структуры правильно отражают свет и отбрасывают тени. При таком подходе, композиция будет в выигрыше. Вернемся к картине «Прометей» («Prometheus») - обратите внимание, как корабль отбрасывает тени на причал и окружающие его здания, заметно прибавляя реалистичности этому моменту. 4. Обрамление В картинах со сложной композицией может пригодиться такой прием, как обрамление, который поможет направлять взгляд зрителя по картине и задержать его на ней. Этого можно добиться, просто добавив плавных линий, или четких силуэтов для проведения взгляда именно к тому месту, которое необходимо выделить, чаще это фокусная точка. Снова обратите внимание на картину «Прометей» («Prometheus») - т.к. на ней это очень отчетливо прослеживается - где я обрамил центр картины большим, выходящим вперед, причалом. 5. Избегайте касательных линий Они могут отрицательно сказаться на всей картине, и их, несомненно, следует избегать. Касательные – это линии, идущие от отдельных элементов картины, которые в конце пересекаются. Например, линии электропередач, которые сходятся прямо на углу здания. Отодвинул эти линии электропередач от здания, уведя их чуть выше или ниже, можно избежать визуальной проблемы восприятия.

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

6. Температура цвета Когда вы стоите перед выбором доминантных цветов для своей картины, всегда помните о том, что картина в итоге будет вызывать либо холодные, либо теплые ощущения, она не может быть и теплой и холодной одновременно (если только это не авторский прием). Конечно, вы можете использовать и теплые и холодные цвета в своей картине, но одни из них всегда должны быть доминантными, даже если совсем не намного (как, например, на картине «Подземелье» («Dungeon»)).

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

7. Насыщенность белого Градиент контраста – очень важный инструмент при создании интересной композиции. В идеале, вы должны достичь баланса между светлым, средним и темным тоном, используя хотя бы некоторые из них. Чтобы добиться хорошего баланса, попробуйте применить максимум одного из оттенков, немного другого и совсем чуть-чуть третьего, например, как на моей картине «Комната» (The Room») - я взял 60% темного, 25% среднего и 15% светлого тона. 8. Глубина Глубина и ракурс также очень важны. Изображения с определенным ракурсом требуют за собой правильно организованную и реалистичную глубину, используя ряд элементов, ведущих взгляд все глубже в картину. Этими элементами могут быть заборы, железные дороги, городской ландшафт, или даже просто линия цветов на поле. Самые лучшие композиционно выстроенные картины нарисованы так, будто вы смотрите на них изнутри. 9. Смыкание В отличие от касательных линий, данный пункт относится к смыкающимся друг с другом элементам картины. Все элементы картины должны либо располагаться удаленно друг от друга, либо находиться в непосредственной близости. При смыкании, объекты создают объединенную форму, которая отводит взгляд зрителя и заставляет его остановиться, вглядываясь в картину.

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

10. Свет После придания объекту формы, это самая важная для меня часть. Прежде чем закрашивать рисунок, я много внимания уделяю правильной постановке света. Я разделил эту тему на несколько логических частей, чтобы подробнее объяснить разные особенности создания света и реалистичного композиционного баланса.

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

11. Да будет свет! Выберете положение для первичного (самого яркого) источника света – солнца, окна, или, например, уличного фонаря – в котором объект будет выглядеть объемным, и будет отбрасывать интересную тень. Первичный свет может быть основной частью композиции и даже ее фокусной точкой; он определяет, какого цвета будет все то, на что он падает. Без света мы не увидим ничего: поэтому он очень важен, и не менее важна его правильная постановка. 12. Тени Тень может быть использована для выделения форм объекта, прикреплению их к рисунку и, при правильном использовании, для добавления дополнительного обрамления композиции (например, как на картине «Прометей» («Prometheus»), где верхняя часть причала отбрасывает тень на нижнюю часть – променад). Что важно, тень лучше проявляется при положении под прямыми лучами источника света.

20 советов как правильно выстроить композицию

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

13. Дополнительные источники света Важными факторами законченной композиции являются вторичный и третичный источники света. Вторичными источниками могут быть рассеивающиеся или прямые лучами света, отраженные от поверхности, на которую падал первичный свет, или слабое свечение от уличных фонарей и автомобильных фар, и даже сильные источники света, близкие к первичному. Добавленный вторичный свет дает возможность усилить детальность рисунка и расположение элементов рисунка.

20 советов как правильно выстроить композицию

14. Атмосфера Атмосферная глубина и окклюзия (поглощение света) – важные составляющие единой композиции на картине. Это может быть просторная зона, где прозрачный воздух между зрителем и горизонтом обретает цветовой и тональный контраст; или это может быть небольшая площадь, где свет проходит сквозь пыльный воздух, обретая легкий цвет (например, как на рисунке «Комната» (The Room»). Мощный луч света также может придать особую атмосферу картине, отражаясь и рассеиваясь вокруг.

20 советов как правильно выстроить композицию

15. Структура поверхности Для композиционного баланса также очень важны продуманные и правильно выстроенные структуры различных поверхностей. Нужно четко понимать, что применение отражающей или блестящей поверхностей может привлечь внимание зрителя. В картине «Прометей» («Prometheus») я использовал много отражающих поверхностей, которые однозначно привлекут внимание зрителей, но также не будут слишком отвлекать от главного элемента картины – корабля, а будут только усиливать его эффект. Или же наоборот, использование тусклых и грязных текстур может вызвать совсем другие чувства у зрителей (например, как на картине «Комната» (The Room»)).

20 советов как правильно выстроить композицию

16. Направление взгляда Привлечь внимание к картине можно и путем использования элементов, направляющих взгляд зрителя в центр или вокруг кадра. Этого можно добиться разными способами. Например, старые добрые заборы или дороги, идущие вдаль, или, как на картине «Нимб» («Nimbus»), огромное строение, рассекающее небо и ведущее взгляд из верхнего левого угла в самый центр. Фишка в том, что зритель будет вести взглядом по арке, пока не придет к конечной точке – самой главной части рисунка. 17. Задерживание взгляда Если зритель обратил внимание на картину, важный здесь момент – задержать этот взгляд подольше. Вернемся к старой доброй технике с забором, ведущим вдаль слева направо. С правой стороны обязательно надо будет добавить что-нибудь, например, пару деревьев или может маленький домик, чтобы потом плавно вернуть взгляд зрителя на всю композицию. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus»). Обратите внимание, как взгляд идет по линии вниз и задерживается на городе, рассматривая скалы слева и сам город справа. 18. Драматичность Масштабные и эпические изображения обычно, обычно либо драматичны, либо очень спокойны. Для придания драматичности изображению, можно поиграть с глубиной, масштабностью, скоростью движения элементов или их спокойствия. На картине «Нимб» («Nimbus») большая арочная конструкция возникает из-за спины зрителя, тонет в облаках и опускается на точку вдали, показывая тем самым, как она огромна в отношении сравнительно маленьких небоскребов в точке ее касания с землей. 19. Баланс Добиться баланса в композиции – дело практики, особенно, если ваша фокусная точка - крупная и драматическая деталь, захватывающая большую часть кадра. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus») – здесь я сбалансировал картину использованием нескольких более низких зданий, снижающиеся вдаль скалы слева, и добавлением облаков, которые сглаживают восприятие картины. Вместе эти элементы позволяют добиться гармонии между огромной фокусной точкой и остальным окружением.

20 советов как правильно выстроить композицию

20. Относительный масштаб Сложные композиции, изображающие разные формы и размеры, должны быть правильно построены, чтобы зритель видел и понимал масштаб элементов картины. В картине «Прометей» («Prometheus») я нарисовал несколько человек - некоторых ближе, некоторых дальше от корабля, чтобы показать огромные размеры этого корабля и причала. Вы можете создавать огромные масштабы, насколько позволяет вам ваша фантазия и границы полотна. С мелкими предметами так же – будь то стакан с карандашами, или телефон на краю стола – все должно служить тому, чтобы зритель понял размер стола.

 

источник

 

kayros-81.livejournal.com

Госпожа Композиция | Живопись и рисунок

Госпожа Композиция

Любая картина, что бы вы не рисовали, должна отличаться целостным содержанием. Другими словами, важна композиция – то, каким именно образом на бумаге размещаются предметы, люди или различные строения.Выбираем рамку картины

В первую очередь следует выбрать размер рамки для картины. Когда размеры рамки чрезмерно малы, то крупные предметы будут слишком выделяться, а посторонний зритель поневоле будет искать завершение сцены картины за ее пределами. Ну а если рамка чрезмерно широка, то зритель будет все время рыскать по ней глазами, стараясь выбрать ту деталь, которая привлечет максимальное внимание.

Как правило, большинство картин являются прямоугольными (реже – квадратными). Если полотно вытянуто по горизонтали, то оно называется пейзажным, а если по вертикали – портретным. Конечно, никто не накажет вас, если в портретном формате вы создадите пейзаж и наоборот.

Фокальная точка

Представим, что мы завозим мебель в новую квартиру и расставляем ее ко комнатам. Кресла, конечно же, должны быть обращены к телевизору, ведь кресла и телевизор в данном случае играют роль фокальных точек комнаты. Но перед тем, как выбирать места размещения кресел, нужно принять во внимание самые разнообразные факторы. Есть среди них и ключевой, а именно: под каким конкретным углом к фокальной точке должна находится мебель в комнате.

Например, кресла могут быть направлены друг к другу – в подобной ситуации фокальной точкой станет пустое пространство, которое будет расположено между креслами.

Что же такое фокальная точка? Это та точка, на которую, по мнению художника, зритель должен сразу обратить внимание. Обычно фокальной точкой является ключевой объект либо человек. Скажем, в портрете фокальной точкой является лицо человека, а в пейзаже им может быть крупное дерево в поле.

Если в картине присутствуют разнообразные объекты, то композицию нужно создавать таким образом, чтобы взгляд переходил между фокальными точками. При этом все объекты композиции должны гармонично вписываться в пространство создаваемой картины.Геометрические правила композиции

Много столетий назад Евклид выяснил, что существуют некоторые соотношения чисел, которые в эпоху Возрождения получили название “Золотое сечение”. Правило золотого сечения очень простое.

Когда длина линии равняется сумме двух эвклидовых чисел (предположим, 5 + 8 = 13), и линия разделена на аналогичные отрезки (в данном случае, на 5 и 8), то соотношение меньшего отрезка к большему (5:8) будет равняться соотношению большей части к целому (8:13).

Принцип Золотого сечения активно используется в архитектуре, поскольку пропорции в этом сечении воспринимаются человеческим мозгом как гармоничные. Не удивительно, что точку, где пересекаются вертикали и горизонтали Золотого сечения на картине, обычно задействуют в качестве фокальной точки.

Посмотрим конкретный пример золотого сечения. В данном случае мы видим, что фокальная точка находится внутри прямоугольника, а ее размещение выбрано на основе Золотого сечения.

А вот и пример такого Золотого сечения в настоящей картине. “Луиза Сан-Феличе в заточении”, автор – Джоваччино Тома.

В эпоху Возрождения вертикальные, диагональные и горизонтальные линии вписывались в пространство картины для формирования треугольников, как в этой знаменитой картине “Мадонна с ребенком” авторства Рафаэля.

Много фокальных точек всегда присутствует в картинах Питера Брейгеля Старшего. Видите птицу, что летит вверху справа? Взгляд на нее падает почти сразу, поскольку эта птица одна из ключевых фокальных точек картины.

Питер Брейгель Старший. “Охотники на снегу”

Упражнения для создания композиции

Чтобы разобраться с особенностями композиции важно понять, как же объекты композиции взаимодействуют друг с другом. Помочь в этом позволяют 3 следующих упражнения.

Упражнение 1

Нам понадобится лист белой бумаги и 2 разноцветных листа. Из цветной бумаге нужно вырезать несколько различных прямоугольников, которые затем следует разместить на белой бумаге. При этом прямоугольники могут пересекать друг друга. Постарайтесь выбрать фокальную точку и сформировать равновесие в том, как находятся прямоугольники. Внимательно изучите, как от изменения местоположения прямоугольников изменяется восприятие белого листа, как формируются зоны, перегруженные деталями, зоны явного напряжения между прямоугольниками и так далее. Упражнение можно расширить, добавив прямоугольники серого и черного цвета, а также других цветов.

Упражнение 2

Возьмите из интернета и распечатайте репродукцию любой картины. Сверху положите кальку и с помощью линий соедините основных персонажей картины, формы, источник света и тени. Таким образом вы сможете увидеть, как художники создают композицию, направляя взгляд постороннего зрителя от одной фокальной точки к другой.

Упражнение 3

Возьмите лист белой бумаги, размер которого должен составлять 8 на 5 сантиметров. В середине листа сделайте прямоугольное отверстие, расстояние от края листа должно быть 1 см. Теперь удерживайте лист в вытянутой руке и походите с ним по комнате, выйдете на балкон. Представьте что это прямоугольное отверстие – рамка вашей картины, и вы увидите, как в ней меняется композиция с каждым поворотом руки.

Важные правила композиции

У композиции нет настолько четких правил, исполнение которых является обязательным. Однако, есть ряд правил, выполнять которые все же настоятельно рекомендуется.Правило 1: нельзя разделять картину пополам высоким предметом, что находится по середине.Правило 2: не размещайте линию горизонта на одинаковом расстоянии как от нижней, так и от верхней границы картины.Правило 3: не размещайте одинаковые объекты по обе стороны центральной линии. Кроме того, нельзя размещать идентичные объекты вдоль горизонта, такие как, скажем, телеграфные столбы. Невыполнение этих условий приведет к тусклой и совершенно не интересной композиции.Правило 4: всегда помните о Золотом сечении.

Выполнение этих простых правил позволит вам научиться создавать действительно гармоничную композицию картины.

По материалам Техника рисунка

Posted on 22 июня 2012 | By tonya | Комментариев нет | Posted in Урок рисования | Tags: композиция, основы рисунка, Урок рисования

painting.eds.co.ua

Основы композиции | Живопись и рисунок

Основы композиции

Композиция — это целая наука, которой посвящено немало серьезных теоретических исследований, но нам для начала вполне хватит беглого знакомства хотя бы с ее некоторыми, наиболее важными, принципами, которые постоянно будут встречаться на практике. Постарайтесь понять и запомнить эти принципы, и это положительно скажется на качестве ваших картин.

Выбор ключевой точки

Выбор ключевой точки

В композиции всегда должен быть предмет, привлекающий к себе особое, повышенное внимание созерцателя — этот элемент композиции называется ключевой точкой. Композиция может состоять из нескольких предметов, но в центре внимания должен оказаться только один из них. На этом наброске обведена будущая ключевая точка.

Размещение

Размещение

Одно из основных правил композиции гласит: предмет или событие, составляющее ключевую точку композиции, нельзя размещать в центре картины. Поэтому всегда смещайте главный объект композиции от средней вертикали и горизонтали картины. Найти наиболее выгодное расположение для главного объекта помогают наброски наподобие того, что показан справа. Итак, куда же нам сместить главный объект? Наилучшим местом для этого считается точка, смещенная приблизительно на треть от левого или правого края картины и примерно на треть удаленная от ее верхнего или нижнего края. Для этого я часто делаю на краю наброска пометки, делящие его стороны на трети. Смещение главного объекта в сторону от центра всегда оживляет композицию картины и делает ее менее статичной.

Установление связей

Давайте для простоты разделим пространство картины на три части: задний, наиболее удаленный от созерцателя план, средний и ближний план, на котором изображены самые близкие к нам предметы. Для того чтобы композиция картины оказалась удачной, эти три плана должны быть связаны между собой — это помогает художнику увести взгляд созерцателя в глубину пространства картины.

Упрощение с помощью исключения

Если говорить просто, то это звучит так: исключайте из композиции все, что не имеет жизненно важного значения для содержания картины! Опускайте все второстепенное, а для этого прежде всего постарайтесь мысленно представить, как будет выглядеть ваша картина без того или иного предмета или фигуры. Если содержание и атмосфера картины не пострадают без него — его можно со спокойным сердцем опустить, если нет — оставить. Таким способом упрощали свои композиции все, даже самые великие художники. Второй способ упростить композицию — это уменьшить количество деталей. Так, например, рисуя группу домов, как на картине ниже, можно не писать большую часть окон и дверей — отсутствие этих деталей не мешает добиться нужного эффекта.

Комбинированные образы

Комбинированные образыГлавным объектом картины, которую вы видите внизу, является расположенный на вершине холма монастырь Аль, который я увидел на юге Испании. Второстепенный объект картины — это масса белых домиков с черепичными крышами на склоне холма, а изгородь и зелень на переднем плане служат чем-то вроде предисловия и нужны для того, чтобы увести взгляд созерцателя в глубину пространства картины. Все эти образы взяты из жизни, однако в действительности они расположены совершенно иначе, чем на картине. Иными словами я отобрал три отдельных элемента и сложил их по-новому, чтобы получить нужный мне комбинированный образ. После этого композиция стала смотреться намного интереснее и живее. Точно таким же способом создавали комбинированные образы сотни и тысячи художников прошлых поколений, -ведь задача художника состоит не в том, чтобы в точности скопировать природу, а в том, чтобы создать яркую, живую, запоминающуюся сцену.

монастырь Аль, Испания

Автор: Майкл Сендерс

Источник: linteum.ru

Posted on 23 марта 2015 | By tonya | Комментариев нет | Posted in Урок рисования | Tags: композиция, основы, Урок рисования

painting.eds.co.ua

Композиция пейзажа в живописи

пейзаж неба картина

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта ЧудоПоделки.ру!

Продолжаем серию статей на тему рисования пейзажей. Недавно мы рассмотрели важность и нужность понимания перспективы линейной, воздушной и точечной, и сегодня мы коснемся такого элемента как композиция пейзажа в живописи. Этот момент так же играет огромную роль при написании картин и создании рисунков, и поможет тем кто проходит обучение в школе живописи или на курсах рисунка, учится рисовать самостоятельно и вообще любит изобразительное искусство.

Композиция в пейзаже рисунка

Даже если вы рисуете природу с натуры, вам все равно необходимо продумать композицию вашего рисунка. Вы должны выбрать точку обзора, выделить главную часть композиции пейзажа, определить, сколько места займет фон, и так далее. Многие ездят на природу отдыхать и обучение рисованию так же является прекрасным отдыхом.

Перед тем как начать, исследуйте местность на предмет выгодных ракурсов, которые дадут вам самый интересный и необычный обзор. Для удобства можно использовать самодельный видоискатель: вырезать в куске картона прямоугольное отверстие и при поиске места иногда смотреть через него, чтобы абстрагироваться от лишних элементов. Иногда это очень помогает, потому что глаз человека видит мир панорамно, и всегда сложно определиться, какой именно фрагмент ландшафта лучше запечатлеть.

Выбираем формат

После выбора места следует определиться с форматом, то есть формой картины. Существуют три традиционных формата — горизонтальный (также известный как пейзажный), вертикальный (который также называют портретным) и квадратный.

Естественно, пейзажи можно рисовать в портретном формате, а портреты — в горизонтальном. Вы также можете изменить пропорции и использовать так называемый панорамный формат, охватывающий широкий диапазон пространства, больший, чем может охватить человеческий глаз. Хотя панорамные картины обычно горизонтальные, особенно при изображении пейзажа, иногда они могут быть и вертикальными — таким образом создается эффект высоты какого-либо здания или огромной скалы.

Выбор формата зависит непосредственно оттого, что вы собираетесь изображать. Высокий объект, например дерево, требует портретного формата. Если же это дерево отбрасывает длинные горизонтальные тени и вы планируете сделать игру света в солнечный день ключевым моментом своего полотна, тогда вам больше подойдет пейзажный формат.

скалы и вода

Пейзажный формат. Изображенные Яном Сидуэем скалы в северной Франции идеально вписываются в горизонтальный формат. Изогнутая береговая линия заставляет глаз следить за ней вплоть до начала скал в глубине картины. У их подножья плещется вода, притягивающая внимание своим темным оттенком. Все это заставляет взгляд скользить по рисунку снова и снова.

Портретный формат. Эта работа кисти Венди Джелберт идеально легла на вертикальный формат. Взгляд проходит снизу вверх по отвесной стене дома, и лестница по диагонали приводит нас к центру рисунка. Камни золотистого оттенка привлекают взгляд обратно, в нижнюю часть изображения, и путь наверх повторяется вновь.

Части картины

Веками художники искали способы выстроить идеальную композицию. Самый совершенный из них — принцип «золотого сечения», или идеальных пропорций, когда картина разделена так, что «малая часть относится к большой так же, как большая относится к картине в целом».

Один из самых простых способов — разделить картину на три части — горизонтально и вертикально, чтобы получилось 9 секций и 4 точки пересечения линий. Размещая главные элементы композиции рядом с этими линиями и точками пересечения, вы добьетесь впечатляющих результатов.

При изображении пейзажа картина зачастую разделяется поровну на небо и землю. Однако это не самый лучший подход, особенно если горизонт проходит посередине: это делает композицию рисунка крайне скучной. В масштабных полотнах эффект глубины пространства получится более впечатляющим, если оставить небу больше места, чем земле — две трети или три четверти. И наоборот, если вы хотите добиться эффекта замкнутого пространства, например в изображении горных пейзажей, оставьте на картине лишь небольшой кусочек неба.

пейзаж неба картина

Нарушая правила. На этом великолепном пейзаже Яна Сидуэя и ландшафт, и небо имеют равное значение. Автор рискнул, поместив горизонт ровно посередине рисунка, но результат получился впечатляющим, поскольку художник очень скрупулезно проработал облака, уравновесив их с окружающим пейзажем. Отметьте также, как искусно дорожка и ступеньки помогают взгляду продвигаться в глубь картины.

небо

Большое небо. В масштабном панорамном пейзаже важно сразу определиться с композицией, как разделить пространство рисунка и сколько места должно отводиться небу. Английские пейзажи, с которыми преимущественно работает художник Джеофф Марстерс, кажутся очень плоскими, небо как бы преобладает над ними, и особенно это очевидно в такой примечательной работе, как «Болотистые места»: небу автор отдал целых три четверти картины.

парк

Разделение на трети. На этой работе кисти Яна Сайдвея основными предметами композиции являются стулья и мусорный бак, находящиеся как раз на пересечении правых линий композиционной решетки, тогда как верхняя треть рисунка отведена под ряды голых деревьев. И то и другое помогает сбалансировать пустое пространство в левой части картины.

Далее мы рассмотрим элементы пейзажа: облака, небо, воду и некоторые другие.

Это основные элементы из которых состоит композиция пейзажа. Красота природы неповторима и великие художники во все времена старались передать красками и своим талантом людям.

www.chudopodelki.ru

Как правильно сгруппировать картины в композиции

Тех, кто постоянно читает наши статьи, можно смело назвать людьми творческими и любящими экспериментировать, украшая свой дом. Поэтому сегодня мы расскажем о том, как с помощью правильно подобранных композиций из картин можно интересно и оригинально оформить тот или иной участок стены.

Но для начала стоит обратить внимание на следующие рекомендации относительно верного расположения картин и фотографий.

В том случае, когда вы украшаете стену одним крупным полотном или небольшого размера композицией, нужно выбрать для них правильную высоту, которая позволит созерцать картины, не напрягая зрение или мышцы шеи. То есть, не стоит размещать их слишком высоко под потолком, или ниже середины стены. Композиция будет восприниматься легче и комфортнее, если установить ее на уровне глаз, зрительно проведя невидимую линию горизонта.

Согласитесь, в темной прихожей или узком коридоре трудно рассмотреть красоту летнего пейзажа или мелкие фигуры на фото. В таких помещениях целесообразнее будет повесить две-три довольно крупные картины с четким рисунком. А вот композиции, составленные из ваших любимых изображений, нужно размещать на хорошо освещенной стене в гостиной или жилой комнате. Это позволит и вам, и гостям любоваться подлинной красотой красок и изяществом линий. Хотя, не следует забывать, что прямые солнечные лучи могут и навредить как качеству картины, так и ее восприятию.

Помните о равновесии

первый2

Когда вы формируете композицию из картин разной величины, формы и цвета, обратите внимание на то, как при этом распределяется зрительная нагрузка. Например, решая повесить темное фото в массивной раме в одном углу композиции, не стоит размещать слишком светлые картины в другом углу.  Лучше выбрать две-три меньшего размера, но похожей цветовой насыщенности.

Совет

Если вы создаете композицию, основываясь на контрасте картин малого и большого размера, следует поступать таким образом, чтобы одна крупная картина в центре или вверху поддерживалась несколькими небольшими картинами рядом или внизу.

итмсч

transitional-family-room4

Подберите цветовую гамму

второй

Можно сформировать композицию, основываясь на подборе подходящих друг другу оттенков. К примеру, выберите серию фото, иллюстрирующих одно и то же событие, людей или природу, но в разных ракурсах. К тому же, такие фоторепродукции с применением в печати, например, оттенка сепии, или черно-белой гаммы, прекрасно подойдут к разным стилям интерьера и будут актуальны многие годы.

Совет

Если подбирать нужную цветовую гамму нет времени или возможности, можно объединить картины в композиции с помощью одинаковых рамок. То есть, следует приобрести только темные тонкие, или же объемные белые.

имс1

tropical-family-room1

Подбирайте картины по смыслу

третий

Такая композиция должна содержать в себе сюжеты, близкие по смысловому значению. Проще говоря, не нужно сочетать стилизованный постер с ярким реалистичным  натюрмортом и трогательную пастель, повествующую о каком-то времени года.

Совет

Весьма гармонично выглядят композиции из семейных фото, как черно-белых ретро, так и современных цветных, в которых ясно виден смысл – это история и взаимоотношения поколений

Вы также можете выбрать ту тематику, которая наиболее близка вам, как, например: автомобили, мода, животные и растения.

eclectic-living-room1

еку3

Определитесь с формой композиции

четвертый

Конечно, создать композицию в форме звезды или другой сложной фигуры можно, но все же, это трудоемкий и длительный процесс. Поэтому, чаще всего используют строгие геометрические формы (квадрат, прямоугольник) либо хаотичное расположение, лишь немного напоминающее тот или иной силуэт.

В геометрической композиции не принципиально использование картин одного размера и формы. Можно сочетать картины, вытянутые вверх или вниз, с квадратными рамами, но выстроенные определенным образом, они должны сформировать четкую фигуру.

К слову, геометрическая форма композиции хороша для кабинетов и офисных помещений. А если применить ее в какой-то из комнат в доме, нужно выбрать такой же прямоугольный или квадратный участок стены. Для тех, кто не привык сковывать себя рамками ни в чем, некий хаос в композиции понравиться больше.

Совет

Чтобы иметь лучшее представление о том, как будет выглядеть композиция, до размещения непосредственно на стене можно «отрепетировать» раскладку и выложить ее на полу. Или же просто нарисовать эскиз на бумаге, соблюдая необходимый масштаб.

beach-style-dining-room1

eclectic-living-room (1)

                         Автор
89_edit

               автор

Дизайнер интерьеров

homester.com.ua

Диагональная композиция | FotoStar-Pro - все профессионально и качественно..

Диагональная композиция

Диагональная композиция

Соединение планов не позволит в дальнейшем зрителю разделить кадр на две части. Естественно, необязательно на втором плане ставить, например, фикус – там можно поместить световое пятно, которое будет уравновешивать композицию.

Неуравновешенная композиция более динамична, нежели композиция центральная. Наметившаяся связь «передний план – второй план» задает кадру внутреннюю динамику. Уравновешивая элементы композиции, фотограф не приводит композицию к неподвижности. Задача – создать посыл, обозначить стремление к равновесию, оставаясь в структуре неуравновешенной композиции. Гоген, считал, что художник должен найти символ, миф и возвысить быт до мифа. А Ван Гог думал, что нужно научиться извлекать миф из самого прозаического. В целом перед нами неуравновешенная композиция. Нет правил без исключения. Если знать правила можно и нужно создавать исключения. Это относится и к работе с неуравновешенной композицией. Можно поставить задачу не уравновешивать на втором плане композицию. И в этом случае объект будет выпадать из кадра. Но кто сказал, что это не может быть замыслом?

Диагональной композицией называют композиционные построения, стремящиеся к диагонали.

К образованию диагональной композиции приводит смещение точки съемки относительно центральной.

Фотографирование под углом к объекту позволяет показать вторую сторону предметов, тем самым создавая иллюзию объема, а также выстроить динамичную перспективу: внутри кадра движение может отсутствовать, но подчеркнутая направленность основных линий наполнит кадр внутренней динамикой.

В искусстве живописи диагональная композиция хорошо изучена и часто применяется, помогая раскрыть смысл произведения. Диагональ – это не только движение как таковое, но и направление движения.

Диагональ может помочь зрителю в чтении композиции, может «ускорить» движение объекта, а может и «притормозить». Все зависит от расположения диагонали в кадре. Если диагональ на картинной плоскости располагается слева направо, то эффект движения увеличивается. Зритель взглядом «подталкивает» объект, расположенный на диагонали. Если диагональ на картинной плоскости располагается справа налево, то эффект движения замедляется. Зритель взглядом препятствует движению объекта, расположенного на диагонали.

Эти эффекты связаны с культурой чтения. В Европе, Америке и России читают слева направо. Это естественно. В каком-то смысле можно говорить о генетическом коде. Все, что движется слева направо, получает дополнительную «энергию взгляда». Все, что движется справа налево, встречает сопротивление.

Исходя из этого говорят о восходящей и нисходящей диагоналях: восходящая – это проведенная из нижнего левого угла кадра в правый верхний угол, нисходящая – из левого верхнего в правый нижний.

Есть одно «золотое правило»: не подходить к созданию диагональных композиций с линейкой, то есть не стараться направить жесткой рукой движение строго из одного угла кадра в другой, если в этом нет особой необходимости. Объекты не обязательно должны размещаться по диагонали геометрически точно.

Я рассмотрел основные типы композиционных построений. На самом деле схем больше: композиции могут быть вписаны в окружность, могут носить форму синусоиды, могут быть линейно-поступательными и т. д. Но любая схема, любая скрытая структура должна выражать содержание и помогать раскрыть идею произведения.

Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний. Так называемая «нисходящая» диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя, как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.

Изображение перевернуто. В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом.

Диагональная композиция

 

Репродукция оригинального изображения.

 

Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний – так называемая нисходящая диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.

Изображение перевернуто

В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх, в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом. В центре образовалась пустота. Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен.

 

Диагональная композиция

 

Фердинанд Ходлер. «Дровосек». Репродукция оригинального изображения. Холст, масло.

Диагональная композиция

 

«Дровосек» Ходлера – это наглядная иллюстрация того, как работает структура.

Ходлер выстраивает умозрительную диагональ из нижнего левого угла в верхней правый. Это так называемая восходящая диагональ. Взгляд зрителя скользит по предполагаемой диагонали вверх и как бы препятствует планируемому движению топора в руках дровосека вниз. Тем самым создается большая напряженность, и дровосеку необходимо преодолеть это условное препятствие. Используя структуру, художник подчеркивает мощь этого человека. Кажется, что дровосек срубил все на свете и остались последние хилые два деревца. Собственно, чтобы покончить с этими остатками былого и размах такой не нужен, но и этот контраст подчеркивает идею автора о несокрушимой мощи дровосека, которого ничто и никто не могут остановить.

Диагональная композиция

 

Изображение перевернуто

 

«Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть», и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.

Диагональная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

 

 

Диагональная композиция

Диагональная композиция

 

Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен. Изображение перевернуто. «Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть» и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.

Маленькие итоги

Центральная композиция

• Тип композиционного построения, предполагающий размещение объекта съемки в центре кадра.

• Композиция устойчива, равновесна, статична.

• Зритель имеет возможность целиком увидеть объект съемки.

• Композиция носит плоскостной характер.

• Добиться более выразительного композиционного рисунка можно, работая с освещением объекта съемки, разрабатывая светотеневой рисунок на модели и фоне.

Фронтальная композиция

• Тип композиционного построения, при котором объект съемки располагается анфас и перпендикулярно оптической оси объектива.

• Композиция носит плоскостной характер, так как объект съемки виден с одной стороны.

Неуравновешенная композиция

• Композиционное построение, создающее эффект неустойчивости, достигается приемом смещения основного объекта в одну из сторон кадра.

• Неуравновешенные фигуры переднего плана требуют введения дополнительных элементов в композицию, «уравновешивающих» передний план. Композиция в этом случае будет стремиться к равновесию.

• Фигуры переднего плана и элементы композиции на фоне должны быть связаны общим линейным рисунком, распределением световых пятен, колоритом, в противном случае зритель сможет визуально разделить кадр на отдельные составляющие.

• При портретной съемке, как правило, модель располагают таким образом, чтобы по направлению взгляда оставалось свободное пространство.

• Ощущение динамики, внутреннего движения создается за счет неустойчивых связей между элементами композиции. Динамика подобных связей может быть выявлена сочетанием резкого и нерезкого в кадре, разницей в масштабных соотношениях между элементами композиции, цветовыми контрастами.

www.fotostar-pro.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта