Народный художник СССР Шилов: звезда первой величины в современной российской живописи. Шилов картины
Талантливый художник Александр Максович Шилов
Автопортрет
Родился 6 октября 1943 года в Москве.
В 1957—1962 годах А.М. Шилов учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы, затем в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1968—1973). Принимал участие в выставках молодых художников.
В 1976 году стал членом Союза художников СССР. Он провел многочисленные персональные выставки в лучших залах не только России, но и за ее пределами. Его картины с большим успехом экспонировались во Франции (Галерея на бульваре Распай, Париж, 1981), Западной Германии (Виллибодсен, Висбаден, 1983), Португалии (Лиссабон, Порту, 1984), Канаде (Ванкувер, Торонто, 1987), Японии (Токио, Киото, 1988), Кувейте (1990), Объединенных Арабских Эмиратах (1990), других странах.
В своей квартире 1993 год.
Александр Шилов выбрал самое сложное в искусстве направление — реализм и на всю жизнь остался верен избранному пути.
Впитывая все высочайшие достижения мирового художественного искусства, продолжая традиции русской реалистической живописи XVIII-XIX веков, он целеустремленно, вдохновенно шел своей дорогой, обогащая, совершенствуя собственный художественный язык. О
н избежал влияния разрушительных тенденций в художественной культуре ХХ столетия, не утратил чудесных свойств своего таланта и самого дорогого инструмента художника — сердца.
А.Шилов на этюдах 1985 год.
Среди большого количества его работ — пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Но основной жанр творчества А.М. Шилова — портрет. Именно человек, его индивидуальность, уникальность являются средоточением творчества живописца.
Герои его произведений — люди самого разного социального положения, возраста, внешности, интеллекта, характера. Это политики и служители церкви, выдающиеся деятели науки и культуры, врачи и герои войны, рабочие и сельские труженики, старики и молодые, бизнесмены и бомжи. Среди них — портреты летчиков-космонавтов П.И. Климука (1976), В.И. Севастьянова (1976), В.А. Шаталова (1978),
А. Шилов. «Сын Родины». Пастель. 1980.
«Архиепископ Пимен» (1990)
Игумен Зиновий — 1991, Шилов Александр Максович
Иеромонах Зиновий — 1991, Шилов Александр Максович
"Портрет епископа Василия (Родзянко)" (1998),
Матушка Анна.
Монах Иаков
Монах Иоаким
Монах Доминиан
Перед причастием. Послушница Татьяна Зайцева
Послушник Высоко-Петровского монастыря П.Я. Шейманидз
Иеромонах Иероним
Портрет матери
Ждет сына
Как художник-портретист Александр Шилов — своеобразный посредник между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а, проникая в тайники души, раскрывает судьбу человека, запечатлевает мгновение, в котором живет наш реальный современник.
Человек интересует А. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На его полотнах много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных. Уважением и симпатией проникнуты портреты пожилых людей, проживших долгую трудную жизнь, но сохранивших доброту и любовь к окружающим...
Все в картинах А. Шилова несет в себе глубокий смысл. В них нет ничего случайного, ради внешнего эффекта. Выражение лица человека, его поза, жест, одежда, предметы интерьера в картине, ее колорит служат созданию образа, характеристике героя, передаче его внутреннего состояния.
Никакие высокие слова не способны передать того великого мастерства, которого достиг Александр Шилов. Художник просто творит чудеса. Своей волшебной кистью он заставляет глаза говорить, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг... Его портреты живут.
Помимо работ маслом в коллекции художника представлена живопись, выполненная им в технике пастели. Это старинная техника, в которой художник пишет специальными цветными мелками, растирая их пальцами. В совершенстве овладев этой сложнейшей техникой, Александр Шилов стал непревзойденным мастером пастели. Никто со времен Ж.Э. Лиотара не достигал такого виртуозного мастерства.
Покоряет, чарует, никого не может оставить равнодушным портрет Машеньки Шиловой (1983),
Машенька Шилова 1983г, Шилов Александр Максович
выполненный в этой технике. Какая же Машенька красивая! Какие у Машеньки длинные волосы! Какое у Машеньки нарядное, роскошное платье! Малышка уже сознает свою привлекательность. Гордость, радость и счастье озаряют ее умное, милое, нежное личико.
Осанка Машеньки, положение головки, рук — все полно естественной грации и благородства. По-детски пухленькие ручки ласково, заботливо обнимают любимого мишку. Девочка одушевляет его, не расстается с ним ни на секунду — жалостливая, добрая, чистая душа у этого ребенка.
Детское счастье Машеньки совпало со счастьем самого художника. Нельзя не почувствовать, что картина создавалась в едином порыве любви и счастливого вдохновения.
Все в ней изображено так любовно, выписано с таким великим и поразительным искусством: милое личико (блеск глаз, нежная бархатная кожа, шелковистость волос), шикарное платье (переливы атласа, роскошь кружев и лент), мохнатый мишка. По тщательности и правдоподобию только талант и любовь А. Шилова могли это сделать.
Изображение на полотнах А. Шилова «дышит» такой подлинностью, что зрители перед картинами плачут и смеются, грустят и радуются, восхищаются и ужасаются. Такие портреты — плод не одного мастерства, но сердца, ума, души художника.
Так может писать лишь человек с ранимой, впечатлительной, нервной душой, собственным сердцем чувствующий боль, страдание, радость каждого героя; человек мудрый, глубоко познавший жизнь, знающий цену всему: и любви, и счастью, и горю. Так может писать лишь патриот, всей душой любящий свой народ, свой город, свою страну.
Россия для Александра Шилова прекрасна и любима. Пейзажная живопись мастера — трепетное признание Родине в любви. Его вдохновляет образ скромной, печальной, задушевной среднерусской природы. В самом обыденном он умеет увидеть красоту.
Художнику интересны различные состояния природы, рождающие в душе разнообразные эмоции. Средствами пейзажа он выражает тончайшую гамму чувств: радость, тревогу, грусть, одиночество, безысходность, смятение, просветленность, надежду...
В натюрмортах художник изображает предметы, неотделимые от нашей жизни, украшающие ее: книги, комнатные и полевые цветы, изящную посуду.
Анютины глазки 1982, Шилов Александр Максович
В 1996 году Александр Максович Шилов передал в дар Отечеству коллекцию из 355 живописных и графических произведений. Этот благородный поступок был по достоинству оценен общественностью, руководством страны и ее столицы.
Постановлениями Государственной думы РФ от 13 марта 1996 года и Правительства Москвы от 14 января 1997 года была учреждена Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А. Шилова.
Для размещения коллекции был выделен особняк в историческом центре Москвы рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е.Д. Тюрина. Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая 1997 года.
Созданная в соответствии с высочайшими духовными потребностями зрителя, с уважением и любовью к нему, она с первых дней жизни стала необыкновенно популярной и чрезвычайно посещаемой. За 4 года существования ее посетило свыше полумиллиона человек.
Музейная коллекция А. Шилова постоянно пополняется новыми работами художника, что подтверждает данное им обещание: каждую новую написанную работу приносить в дар родному городу. 31 мая 2001 года Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А. Шилова отметила четвертую годовщину со дня открытия.
К этому дню была приурочена презентация дара новых произведений А. Шилова Москве. Три новых портрета — «Профессор Е.Б. Мазо», «Милочка», «Оля», созданные в 2001 году, пополнили постоянную экспозицию Галереи, собрание которой насчитывает сегодня 695 картин.
Передавая в дар свои лучшие новые работы, А. Шилов тем самым продолжает лучшие духовные традиции русской интеллигенции, традиции меценатства и служения Отечеству.
Творчество Александра Шилова получило заслуженное признание: в 1977 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 1981 году — Народным художником РСФСР, в 1985 году — Народным художником СССР.
В 1992 году Международный планетарный центр в Нью-Йорке присвоил одной из планет имя «Шилов». В 1997 году художник избирается членом-корреспондентом Российской академии художеств, академиком Академии социальных наук, а в 2001 году его избирают действительным членом Российской академии художеств. С 1999 года он является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
6 сентября 1997 года за заслуги перед государством и за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства А.М. Шилов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Но его самая дорогая, бесценная награда — любовь зрителя.
И все же именно портрет занимает центральное место в творчестве художника.
Автопортрет 1997, Шилов Александр Максович
В келье (Матушка Паисия). Пюхтицкий монастырь — 1988, Шилов Александр
Где царствуют звуки (Юлия Волченкова) 1996г, Шилов Александр Максович
Воин-интернационалист Василий Федоркин, 1989г.
Солдатские матери, 1985г.
Митрополит Филарет — 1987, Шилов Александр Максович
Одна — 1980, Шилов Александр Максович
Пастух — 1975, Шилов Александр Максович
Портрет Оленьки 1981г, Шилов Александр Максович
Портрет Николая Сличенко 1983г., Шилов Александр Максович
Русская красавица 1992г., Шилов Александр Максович
Чуть помедленнее кони, чуть помедленее., Шилов Александр Максович
Моя бабушка, 1977г., Шилов Александр Максович
Автопортрет А.Шилова
Источник
inspirationday.ru
звезда первой величины в современной российской живописи
Ветеран Черноморского флота В. А. Стратанович
Даже далеким от искусства людям знакомо имя художника Александра Шилова. Его картины, и особенно портреты современников, с интересом рассматривают и домохозяйки, и ученые мужи, и дети. Если перейти на ставшие привычными термины массовой культуры, то Александр Шилов в современной российской живописи — звезда первой величины.
Шилов Александр Максович - русский художник – реалист, писавший портреты и пейзажи в сложившемся традиционно русском стиле.
Молодой художник Шилов много трудился, вырабатывая свой стиль и свой почерк в написании картин. Его направление в живописи - это реализм. Художник считал, что ничего лучшего в искусстве нет, кроме правдивого отображения реальной жизни народа, настоящей природы, действительных событий, реальных людей данной эпохи.
Его картины выставлялись не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. В 1996 году передал России 355 картин и графических произведений. И тогда правительством было принято решение открыть персональный Музей Шилова. Он и сейчас пополняется систематически картинами художника.
Портрет писателя С. В. Михалкова. 1984. Холст, масло
Евтодьев И.П., участник ВОВ, почетный сотрудник органов ГБ РФ
Корреспондент из Нигерии. 1987. Холст, масло
Иеромонах Иероним. 1991. Холст, масло
Брошенный. 1998. Холст, масло
Автопортрет. 1987. Бумага, пастель
Деревня Астафьево. 1981. Картон, пастель
Герой Советского Союза генерал армии В. Л. Говоров. 2005. Холст, масло
Народный артист России С. Шакуров в роли князя Александра Меншикова. 2003. Холст, масло
Флоренция. 1979. Холст, масло
Автопортрет. 2001. Бумага, пастель
Фиалки. 1974. Холст, масло
Февраль. Переделкино. 1987. Холст, масло
Солдатские матери. 1985. Холст, масло
Окрестности Лиссабона. 1984. Холст, масло
Рим. Зимний день. 1980. Холст, масло
Лётчица, Герой Советского Союза Н. В. Попова. 2009. Холст, масло
В День Победы. Пулемётчик П. П. Шорин. 1987. Холст, масло
Аве Мария. 2009. Холст, масло
Автопортрет. 1996. Холст, масло
Неугасимая лампада. 2002. Холст, масло
Маша Шилова. 1999. Холст, масло
Народный артист России режиссёр М. Козаков. 2007. Холст, масло
Воин-интернационалист Александр Голик. 1989. Холст, масло
Машенька Шилова. 1997. Холст, масло
Станислав Говорухин. 1994. Холст, масло
Монахиня Макария. 1989. Холст, масло
Река Уча. Октябрь. 1996. Холст, масло
Блокадница Ленинграда Е. Н. Иванова. 2004. Холст, масло
...Валентин Гафт давал в галерее Шилова два концерта. И вот он приходит впервые, уединяется в небольшой комнатке, своеобразной "артистической", по стенам которой тоже висят портреты; меж тем Александр Максович стучит, волнуясь, к нему в дверь, желая познакомиться и поблагодарить знаменитого поэта и артиста, что он нашел время выступить в галерее. Первое, что Гафт говорит: "Я боюсь раздеваться, мне неудобно". — "Почему, вы же здесь один!" — "Как один? Глаза с ваших картин смотрят как живые! Меня против вас никто больше не восстановит". (Хотя — заметим в скобках — пытались.) Шилов же убежден: "Поле битвы для художника — это выставочный зал; но есть, увы, коллеги, которые вместо того, чтобы работать, поливают друг друга грязью. Пусть народ в выставочном зале — добровольно, без нажима, насилия, пиара — сам решит, что ему нравится, а что нет". А народ и решает в пользу Шилова: через галерею за 15 лет ее существования уже прошло 9 миллионов человек со всех концов страны. Особенно гордится Александр Шилов посещением галереи Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Осмотрев залы, Путин дал высочайшую оценку творчества художника. А также высоко оценил общественно–патриотическую деятельность галереи. Записав в книге отзывов: "С благодарностью и восхищением". Прекрасные отзывы, чем Шилов также гордится, оставили президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и многие другие — как российские, так и иностранные гости.
...Кстати, история с Валентином Гафтом имела после концерта продолжение. "На другой день он звонит и начинает читать свои стихи, которые посвятил моему творчеству. Я был настолько поражен, — говорит Александр Максович, — приятно на душе стало, что такой талантливый и известный на всю страну актер и поэт написал обо мне стихи; и не поверите: он пять раз перезвонил мне в машину, пока я до дачи ехал, перечитывал каждую строфу и исправлял: может, вам так больше нравится?"
Здесь в лицах боль и сила духа,
Вся дурь и мудрость человека.
Здесь плачешь, глядя на старуху,
Здесь полон мужества калека.
Здесь, глядя на лицо владыки,
Захочешь каяться в грехах.
Здесь миллионы пятен, бликов,
Как отблеск слез в твоих глазах.
Здесь слышишь, как портреты дышат,
Здесь тихо, как у алтаря,
Портреты видят все и слышат,
В молчании с Богом говорят.
Нет, здесь не кистью и не краской,v
Нутром рисуется Портрет,
Здесь честно пишут даже маски,
Когда лица под маской нет.
Итак, в канун юбилея — хороший повод поговорить о том, с чего начиналась галерея и какой человек стоял у ее основания.
По 15–20 работ живописи и графики дарю каждый год государству
— Александр Максович, галерея для вас не обуза?
— В ней часть моей жизни, сердца и души. Пусть юбилей небольшой, но для меня это событие, ведь здесь я являюсь художественным руководителем, на мне хлопоты, заботы... В каждый День города дарю государству свои лучшие работы, всё, что пишу не на заказ (как и обещал людям на открытии галереи 31 мая 1997 года).
— Это печально, но отправной точкой создания музея стала гибель вашей дочери...
— Это так. Долгое время вообще не мог работать... Состояние жуткое. Любой отец меня поймет. И я подумал: "Мало ли что может со мной случиться". Тогда и обратился в Государственную думу с предложением передать все свои картины безвозмездно государству, людям. К чему у меня было моральное право. Потому что мои персональные выставки на Кузнецком Мосту, в Манеже, на Тверской в 80–90–е годы постоянно продлевались от наплыва посетителей; люди часто писали в книгу отзывов (обращались к министру культуры, руководству Госдумы, руководству страны) сделать мою выставку постоянно действующей.
Тогда председателем Госдумы был Геннадий Селезнев, он сказал, что эти вопросы сам не решает, но сердечно одобряет мое предложение, и поставил вопрос на пленарное заседание. И для меня большая честь, что все фракции проголосовали единогласно за создание государственной картинной галереи, решив дать ей мое имя и выделить под галерею особняк в центре города. Кстати, иные СМИ писали, что эта галерея — моя собственность. "Вот Шилову подарили особняк у Кремля". Извините, это государственная картинная галерея, здесь и кнопки нет моей!
— Сколько всего работ здесь хранится?
— На сей день — 935 единиц живописи и графики, подаренных мною России. Когда вышло постановление Госдумы, тут же ее председатель Геннадий Николаевич Селезнев позвонил в Кремль Павлу Бородину, сообщив ему о постановлении Государственной думы, с просьбой подыскать особняк под галерею (он тогда заканчивал реставрацию Кремля). Бородин меня пригласил к себе и сказал: "Особняков свободных у нас нет, оставшиеся принадлежат Москве, но я разговаривал с Ельциным, он поклонник вашего творчества, и мы предлагаем под ваши картины три зала в Кремле...". Я поблагодарил: это честь для меня, но, во–первых, мои картины в трех залах не поместятся, а во-вторых, территория режимная — народ каждый день ходить не сможет. И Бородин понял, что мои доводы убедительны.
После чего Госдума обратилась в правительство Москвы, и вскоре под галерею был передан особняк на Знаменке, 5, построенный по проекту архитектора Тюрина в первой трети XIX века. Здесь сделали косметический ремонт, и 31 мая 1997–го Государственная картинная галерея народного художника СССР А.Шилова открылась. Учитывая, что большая часть картин, подаренная мною России, не выставлялась из–за нехватки экспозиционных площадей, состоялось постановление правительства Москвы о расширении галереи, чтобы народ имел возможность видеть все, что я подарил людям. В 2004–м за счет инвестора достроили и второе здание по проекту архитектора Посохина (в стиле Дома Пашкова, чтобы сохранить ансамбль Боровицкой площади; побольше бы таких примеров для Москвы). И вот уже 15 лет я дарю городу свои картины — торжественно, по приемочному акту, как и в любой государственной галерее. И пока есть силы и горит огонь в сердце, без него невозможно творить, я буду продолжать работать и дарить свои картины людям.
— Но галерея живет не только живописью: она стала известной концертной площадкой...
— Решением правительства Москвы мы проводим концерты звезд классического искусства "В гостях у галереи Александра Шилова" (ставим стулья человек на 300). Здесь выступали Иосиф Кобзон, Оскар Фельцман, Юрий Башмет, Валентин Гафт, Зураб Соткилава, Владимир Зельдин, Михаил Козаков, Сергей Стадлер, Наталия Гутман, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Виктор Третьяков, Владимир Маторин, Елена Образцова... Игорь Бутман на саксофоне дал шикарный концерт, и скоро будет еще один. Все вечера идут при полном аншлаге. Часто на эти концерты мы зовем малозащищенные социальные группы — людей, которые не могут оплатить входной билет.
К тому же мы сердечно принимаем детей с ограниченными физическими возможностями из детдомов. Они приезжают на колясках, я устраиваю для них конкурсы рисунков, награждаем чем можем. Эти вечера, что называется, до спазмов в горле. Но ребята чувствуют себя здесь полноценными людьми. Обязательная составляющая — патриотические вечера...
— Кстати, вы написали в свое время целую серию выдающихся разведчиков...
Имел честь и великую радость. Писал по просьбе директора Службы внешней разведки — нелегала, Героя СССР Геворка Вартаняна. Недавно он, к сожалению, ушел из жизни. Потом был портрет легендарного разведчика Блейка, который помог Советскому Союзу в борьбе с фашистами. Недавно писал портрет выдающего разведчика, Героя России Алексея Ботяна, которому исполнилось 95 лет. И горжусь тем, что полтора года назад ФСБ неожиданно присудила мне первую премию за серию портретов разведчиков и пограничников. На наши вечера зовем подрастающих защитников Отечества, устраиваем как бы "передачу эстафеты": выступают знаменитые разведчики и пограничники, ветераны войны, рассказывают о своих подвигах, — сидят молодые курсанты, кадеты и впитывают всё в себя, учатся защищать Родину, что может быть выше.
А сейчас в галерее проходит выставка "Они сражались за Родину" — портреты участников Великой Отечественной войны. Полтора месяца назад я возил эти работы в Волгоград. Успех был громадный, выставку продлевали два раза. И это не красивые слова для прессы. Эти люди, совершившие подвиг, защищая свою Родину, не должны быть забыты. В этом элемент воспитания подрастающего поколения: защищать Родину должен уметь каждый, это святой долг перед Родиной.
Три года на фабрике как в концлагере
— С чего началась ваша художественная эпопея, не было ли в юности альтернативы другой профессии?
— Я верю в то, что каждый человек по природе своей запрограммирован с первого дня пребывания на свете. У каждого своя миссия. Никто не захотел бы быть слесарем или сантехником, каждый хочет стать Рафаэлем или президентом, занимать высокое положение в мире. Но, по счастью, есть порядок, не знаю, кем заведенный. Без него на земле был бы хаос. И каждый играет свою роль — маленькую или большую. Все гармонично, как в муравейнике, каждый несет свою соломинку, свой крест!
Так вот, когда моя мама ходила беременная, она мечтала о том, чтобы я был наделен каким–то талантом в искусстве. Сама она — простая женщина, работала воспитателем в детском саду за нищенскую зарплату. Вне работы вся растворялась в классической музыке. Большой театр ей был как родной дом. Копила месяцами, чтобы попасть на галерку. Мама была поклонницей Лемешева, знала наизусть весь его репертуар. И благодаря ей я оказался привлечен к музыке — без этого величайшего искусства жить невозможно. Когда работаю, часто включаю Чайковского, Вивальди, Генделя... Люблю ту музыку, которая входит в душу, вызывает все чистое и возвышенное. Помогает работать. Как сказал Леонардо да Винчи, музыка и живопись — две родные сестры, одно дополняет другое.
— С детства любили рисовать?
— Конечно. Рисовал стенгазеты в школе, дома срисовывал с книг. У меня был брат моложе на шесть лет. Тоже хорошо рисовал. Когда ему исполнилось семь, он записался в изостудию Тимирязевского дома пионеров. И в первый год занятий сделал акварелью композицию "Полет на Луну". Учитель Василий Александрович Воронин отправил эту акварель на всемирную выставку детского рисунка в Австрии. И вдруг... представьте себе: жили мы в коммуналке пять человек — бабушка, мама, трое детей, тринадцать метров комната, вечно голодные, всегда в долг... а тут по радио в "Пионерской зорьке" слышим: "Сережа Шилов на всемирном конкурсе в Австрии получил первую премию!". Прихожу в школу — учителя меня поздравляют с победой брата, соседи поздравляют, приговаривая: "Ты тоже хорошо рисуешь, у тебя получается!". Вот я и записался в ту же изостудию.
— Брат стал художником?
— Увы, бросил. Судьба есть судьба. Двор заманил. Мама его насильно не заставляла. Я пытался — это бессмысленно. В художники должны идти люди, которые, как без воздуха, не могут без этого. Потом брат, конечно, жалел, когда из армии вернулся... А я ходил в изостудию в две смены, стал хуже учиться. Причем посещал ее и в 16–17 лет, когда уже работал грузчиком на швейной фабрике, потому что матери надо было помогать, пришло это время. Вижу, как они бьются, бабушки последние силы отдавали, чтобы нас обуть–одеть, накормить. Стыдно стало садиться за стол нахлебником.
— Неужели полегче работы не было?
— Ну какая работа без образования? Тюки таскал на швейной фабрике в 17 лет, надрывался здорово за какие–то 60 рублей в месяц и заканчивал 9–й и 10–й классы в школе рабочей молодежи.
— А вы были крепкого телосложения?
— Нет, обыкновенного. Потом меня товарищ перетянул: приходи, говорит, к нам, на мебельную фабрику у Савеловского вокзала, у нас все–таки 75 рублей получают. Работа хоть на воздухе. Это в какой–то степени лагерь был: представляете, вагонетки, груженные бревнами с кольями, и вот мы, тягловая сила (бригада в четыре человека), толкаем эти вагонетки, загоняем их в цех... некоторые ноги ломали. Потом бревна сбрасывали в парильные ямы, парили, и из них делали шпон для покрытия мебели.
— Условия жуткие. Как только держались?
— Жуткие — не то слово. Утром встаешь, темно, еще зимой, холодно, приходишь, а телогрейка, которая на батарее сушилась, — еще мокрая. А я должен ее на себя надеть. Ботинки не высохли. Три с половиной года на этой фабрике проработал, как в концлагере. Помню, меня и моего друга Валеру Гринштейна за то, что права качали с начальством, отправили работать в парильную яму.
— Что значит — качали?
— Там же в основном работали люди из деревень (вокзал рядом). Политуры выпьют в обед — и наплевать им на все. А мы вроде спорить пытались. Работа тяжелейшая! Три с половиной метра глубина ямы, жара, зима, сквозняк, холодно, а тут из всех щелей пар... Один на дне ямы стоял — бревно принимал, другой сверху через кран подавал. И вот бревно распаривается, огромными клещами его вынимают, оно же скользкое, может вывалиться из клещей, надо успеть отскочить. В конце концов я сказал другу: "Валер, мы с тобой здесь погибнем, надо уходить". И меня один богомаз устроил в церковь на время...
— Писали иконы?
— Да, писал лики, богомаз взял меня на пару недель себе подручным. Потом его выгнали, а меня оставили, потому что он пил здорово. Он напьется — я вместо него рисую. Но эта работа — время от времени. А потом мать одного товарища и говорит: "Приходи ко мне на винзавод". Он находился на проспекте Мира; из Молдавии привозили здоровые бочки, ну и там разливали в цехах — шли бутылки по конвейеру... Люди работали ради того, чтобы пить в неограниченном количестве коньяк, вино. Это не сказки. Пей сколько влезет. Это была самая тяжелая работа. Этакие улицы из бетона, ни окон, ни света, ни воздуха. Четыре ящика на грудь на двухколесной тележке (килограммов 100–120) — и с ними бегаешь весь день, как Чарли Чаплин, грузишь машины. Приходя домой, рисовать уже не мог. Ждал субботы–воскресенья...
— Как еще о рисовании могли думать?
— Если бы не рисовал, то тогда бы погиб. Положение унизительное было для меня. Думал: ну кто я есть? Ничего не закончил, профессии нет... И мне хотелось в институт. Помог случай. Мой учитель из изостудии познакомил на какой–то выставке с академиком Лактионовым. Тот говорит: "Приходите ко мне, покажите рисунки". Я пришел, показал. Он удивился: "Вы делаете такие тонкие рисунки, а где работаете?" — "Грузчиком". — "Срочно надо уходить!" — "А мне жить не на что". — "Ну что–то надо делать. И готовиться к поступлению в Суриковский институт". Так я получил поддержку от такого великого художника, это придало мне силы и уверенности в себе...
— Бросили фабрику?
— Конечно. После работы на той же мебельной фабрике берешь в руку кисть или карандаш — и их не чувствуешь. И как рисовать? Сижу, клюю носом перед мольбертом, и спать хочется, и голодный... Выдержу полчаса так, а потом постепенно рука отходит. А после винзавода делать вообще ничего не мог, ломило все тело. Там работала одна пьянь, там же и умирали, бывало. Приходили утром, висит эмалированная синяя кружка на цепи, как сейчас помню, кусок сала, коньяку для начала 300 грамм — и пошло. Ужас.
— И что, прямо так позволялось?
— Так выхода не было, позволяй — не позволяй, они все равно возьмут, бутылки же открытые все... И в это время Лактионов и его друг, художник, академик А.М.Грицай, повели меня к президенту Академии художеств Владимиру Серову (помните его знаменитую работу "Зимний взят"?). Серов как посмотрел на мои работы: "Да вы что! Бросайте немедленно работу грузчика, идите ко мне в мастерскую, будете позировать, когда мне понадобится; одновременно станете рисовать гипсовые фигуры, а я вам буду помогать". Громадный мастер. Заставил уйти из грузчиков и по 70 рублей мне в месяц платил, а я ему позировал для жанровых картин (допустим, ему была нужна рука рабочего). Через полгода он умер. Но, умирая — а тогда были такие интеллигентные отношения между людьми, — он сказал скульптору Н.В.Томскому: "Помоги Саше". И тот, когда его выбрали президентом Академии художеств, сдержал слово. Причем поступал я трижды. И в третий раз художник Н.В.Щербаков пошел с моими работами к Томскому, говорит: "Опять не приняли". Тогда Томский меня вызвал: "Пишите заявление". Так меня приняли в Суриковский институт.
Грузчик на фабрике: Шилов — крайний справа. |
Ведущий профессор со мной здороваться перестал
— Как вы вышли на жанр портрета?
— А портрет меня все время увлекал. Еще до изостудии. Тогда ведь как считалось? Умеешь рисовать Ленина или Карла Маркса похоже — значит, хороший художник! Вот сидел и рисовал Карла Маркса... Хотя в жизни мое самое высокое "партийное звание" — пионер. Учась на четвертом курсе Суриковского, стал писать портреты космонавтов. Тогда они были на самом взлете славы, сейчас, увы, незаслуженно забыты. Хотя их профессия — верх мужества и смелости. Поначалу космонавтов писал Лактионов, после его кончины стали думать, кто заменит. Много художников пыталось попасть в Звездный городок. Но космонавт Шаталов, дважды Герой Советского Союза (а он возглавлял отряд по подготовке космонавтов), увидел мои работы (к тому времени я написал портрет летчика–полярника Водопьянова) и сказал: "Ты нам подойдешь". И я в Звездном городке написал Шаталова, Терешкову, Берегового, Елисеева, Климука, Волынова, Николаева... На всю жизнь благодарен Шаталову, что он поверил в меня.
— Терешкову трудно было рисовать?
— Нисколько. Она лучше всех сидела. По три–четыре часа. У меня уже руки падали, а она не двигалась... Ну а потом космонавты неожиданно меня выдвинули на премию Ленинского комсомола (тогда это приравнивалось к Госпремии, первое общественное признание). К тому же 5000 рублей получил. А перед этим три моих портрета оказались на всесоюзной выставке в Манеже. На лучших местах. В то время я был студентом 4–го курса, не был членом Союза художников.
— Профессора в институте небось перестали с вами здороваться?
— Всякое было. Всего два педагога из Суриковского участвовали в этой выставке в Манеже. И педагоги, конечно, на меня волком смотрели, боялся попасться им на глаза. Только один, помню, Александр Мызин (мозаики его на станции метро "Киевская") поймал: "Ты чего гнешься, а ну выпрямись!" — "Да со мной мой профессор ведущий здороваться перестал". — "Не обращай внимания, иди своим путем". А что такое принять участие в подобном смотре? Вся пресса печатает, статьи в "Огоньке", обязательно на всесоюзную выставку приходили руководители государства, весь дипкорпус, резонанс серьезный. Вот с этого времени я постепенно стал известным художником.
— Говоря про жанр — что самое важное в портрете?
— Портрет — это исторический жанр, по ним будущее поколение будет судить о нас и времени, и в этом ответственность художника–портретиста перед людьми! При абсолютном внешнем сходстве художник должен выразить внутренний характер портретируемого, заставить говорить глаза, даже при самом общем их обозначении. Когда заканчиваю портрет, предлагаю герою сесть на мое место и не спеша рассмотреть себя на холсте. Потом высказать мне в лицо, не боясь меня обидеть, правду о моей работе. Я не сноб по натуре: всегда исправлю... если соглашусь.
— А в каких случаях не соглашались?
— В принципиальных. Я писал (сразу после окончания института) в технике пастель народную артистку СССР, звезду Большого театра и мира, певицу Ирину Архипову, ее знал весь мир. По окончании работы при мне она позвонила знаменитому певцу Лемешеву: "Примите, пожалуйста, Сашу Шилова, он прекрасно нарисовал мой портрет и очень хочет написать ваш портрет, вы не пожалеете!". Прихожу к нему на Тверскую — в душе трепет, тем более мама его так любила... Принял меня — интеллигентный, скромный человек, в смокинге, весь напомажен. После каждого сеанса картину оставлял в его квартире, переворачивая к стенке и умолял не дотрагиваться. Закончил. Усадил его: "Что вы, Сергей Яковлевич, думаете?". Он посмотрел и сказал: "Вы знаете, нос не мой". Подхожу к холсту, еще раз все проверил: "Сергей Яковлевич, при всем величайшем к вам уважении, ничего не могу исправить". Он начинает тихо злиться, даже весь покраснел: "Да я 50 лет бреюсь, глядя на себя каждый день в зеркало! Не мой нос!" — "Простите, но я тоже бреюсь, однако при письме автопортрета вижу совсем иначе...". Лемешев — ни в какую: "Верочка, — зовет жену, — подойди!". Она пришла. Сидит молчит. Вроде и со мной согласна, но и его обидеть не хочет: возраст все–таки, самочувствие... Тогда я сказал: "Оставляю вам портрет на два дня, вы должны привыкнуть, вжиться... а потом позвоню". Матери дома рассказываю, она мне в укор: "Да как тебе не стыдно? Такой человек! Неужели трудно было исправить?" — "Но тогда это будет не он!". И буквально через час звонок: "Саша, вы меня простите, присмотрелся — нос–то мой!".
— А вот многие портретисты пишут по фотографии — и ничего...
— Это несерьезно. Зачем мне вторую фотографию делать? Сейчас вообще до чего дошли: переводят слайд на холст, для "фактуры" кладут два мазка, покрывают все это лаком и подают как "произведение". Обман, да и только. Я работаю только с натуры. Лишь два случая было — с Высоцким и с Гагариным, которых я лично не знал. Во время персональной выставки на улице Горького подходит ко мне неожиданно мать Высоцкого Нина Максимовна: "То, что вы делаете, нравилось Володе... Вы бы написали его портрет!". И показывает три черно–белых снимка. Признаюсь честно: отказался. Не пишу, говорю ей, по фото, я должен видеть цвет глаз, цвет кожи, цвет волос!.. Второй раз она зазвала меня на квартиру Владимира Семеновича: гитара висит, черная лакированная куртка из Парижа, красная рубашка, в которой он часто выступал. Дала еще несколько снимков. Смотрю — и по ним написать невозможно; а у матери слезы на глазах, даже губы дрожат. Проходит время. Еду в машине — слышу песню "Кони привередливые", реквием его. Мурашки по телу пошли. Тут выясняется, что мой товарищ, фотограф, живущий в Лыткарине, снимал Высоцкого, когда тот за две недели до смерти там выступал. И вот смотрю на эти фото в полупрофиль — Высоцкий там с длинными волосами, мало кто его таким видел. Композиция родилась мгновенно: так, думаю, гитара есть, одежда есть, главное, песня есть, в которой вся трагедия Владимира Высоцкого. Вся его душа.
— То есть вам нужна была живая эмоция, чтобы "оттолкнуться"?
— Совершенно верно. Когда его мама увидела портрет — заплакала: "Вот он такой бледно–зеленый и был перед смертью... Как неживой ходил".
— А Гагарина рисовали пастелью?
— Старинная сложнейшая техника: пальцы стираю в кровь, пастель по наждачной бумаге–нулевке, чтобы не осыпалась. Потрясающую фотографию Гагарина дала его жена. В общем, нарисовал его в простой рубашке на фоне поля и голубого неба... Портрет сейчас в Русском музее.
Владимир Путин посетил галерею Александра Шилова. |
Если искусство не трогает — оно мне не нужно
— Но вернемся к персональным выставкам...
— Сначала в ЦДРИ, потом мне присвоили звание заслуженного; затем — на Тверской, куда приехали впервые первые лица государства, предложив мне выставку в Париже. Потом — на Кузнецком Мосту. И всегда было столпотворение. У меня появилась мастерская в Лиховом переулке, в доме, где я родился. Вот судьба какие сюрпризы преподносит. Шли годы. Мне предложили сделать хозрасчетную выставку в Манеже (то есть за все плачу я: за помещение, охрану, свет). И я рискнул. Вот на нее приехала Раиса Максимовна Горбачева с женой президента Франции Миттерана. На выставку 1985 года на Кузнецком Мосту приехал сам Горбачев. А раз руководство страны пришло, значит, и горком партии, и райком партии, вся вертикаль власти...
Помню, как Луи Арагон пришел ко мне на выставку в Париже: "Удивляюсь, — сказал он, — как вам удалось сохранить реализм". Народ всегда тянется к реалистическому искусству. Увы, сегодня легко сделать имя при помощи пиара — это бренд, это деньги, но трудно стать настоящим художником, здесь нужен талант, любовь к искусству и адский каждодневный труд, изучение науки искусства и великое мастерство, сердце! Поэтому так важно сохранить критерии мастерства искусства. А теперь общество доведено до такого состояния, что может любую пургу проглотить при помощи грязного пиара. Но, к счастью, большая часть общества тянется к прекрасному в музыке и живописи.
— Вот мы подходим к тому, что общество должно быть образованно.
— Образованно и воспитанно. Почему всех раньше учили — безотносительно к профессии — рисовать и музицировать? Посмотрите, как до революции рисовали военные, поэты, как Пушкин рисовал... Тогда понимали, что искусство — это самый главный воспитатель души человека. Если вы сами умеете хоть немного рисовать, вы сразу поймете — где дутая фигура, ничего не умеющая, а где величайший художник. Это какие же раньше были заказчики (музыкальных произведений, росписи дворцов и т.д.), что рождались такие шедевры! Ведь если искусство меня не трогает — оно мне не нужно! Гениальные художники прошлого, чье искусство прошло проверку веками, до последнего вздоха старались усовершенствовать свое мастерство до такой высоты, что, когда зритель подходит к картине, им овладевает такое волнение, что, глядя на картину, думает: "Это Бог творил или рука и сердце художника?". Ведь художник, подписывая свою картину, должен чувствовать ответственность перед зрителем и перед собой. Великие художники прошлого черпали свое вдохновение в природе и в правде, и в красоте, которая из нее выходила. Они всех себя отдавали своему призванию, в искусство должны идти люди, которые не могут без него жить. Прочитайте биографию любого великого художника прошлого: Микеланджело, Рафаэля, Брюллова, Иванова, Васильева, Левитана, и станет ясно, как должен жить художник. Ведь художник — это не тот, который рисует, художник — это состояние души. "Если хотите создать что-то хорошее, смотрите на самое великое", — говорил Репин. Леонардо да Винчи говорил: "Чем художник в своем произведении ближе подошел к природе, тем оно искуснее и дольше будет жить". Искусство должно облагораживать, очищать человеческие души, возвышая их. Когда я смотрю на картину Левитана "Над вечным покоем", у меня мурашки по телу бегут, думаю, какое же доброе и ранимое сердце было у этого великого художника, чтобы написать такое глубокое полотно, выражены вся гамма чувств, страдания души, тоска перед смертью, перед тем, что все в мире зыбко. Вот каким должен быть художник! Плюс ум и, конечно, мастерство. А если у художника нет мастерства и души, он начинает каракули делать и называть их "новым движением в искусстве".
— Кто, по–вашему, герой нынешнего времени?
— Герой тот, кто сохранил в себе человеческое начало. Понятие о чести, о доброте, о совести, о непродажности. Человек должен не "звучать гордо", как писал Горький, а жить гордо. Иметь свою точку зрения и за нее бороться. Потому что иметь точку зрения и высказывать ее — наказуемо. А еще нашему обществу не хватает интеллигентности. Мы можем с кем–то спорить, но мы не должны друг друга обижать. Деликатнее быть надо. Ведь мы боролись за плюрализм мнений!
— Чем закончилась, кстати, ваша тяжба с журналом "Караван историй"?
— В "Караване историй" были напечатаны непроверенные лживые сведения обо мне. Причем 12 лет назад эта ситуация уже возникала, и тогда был наложен штраф за клевету Савеловским судом. Вот и сейчас журнал не имел права по закону о печати непроверенные сведения обо мне печатать. Они, однако ж, вызвали этих клеветников через 12 лет, я догадываюсь, кто за этим стоит, — опять возобновили ту же тему. Но справедливость восторжествовала, и Краснопресненский суд присудил журнал и клеветников к штрафу и обязал журнал напечатать опровержение в том же объеме, на том же месте. Они подали апелляцию в Мосгорсуд, но тот подтвердил решение Краснопресненского суда, и решение суда вступило в законную силу.
Художник должен быть оголенным нервом
— Когда вы пишете — часто ли говорите себе: я этого не умею?
— Вы даже не представляете, насколько важный вопрос задали. Если ты сам собой любуешься, то просто самодовольный глупец. Любой творческий человек должен быть самоед по натуре. Всегда должен видеть свои недостатки. Только тогда можно расти от работы к работе. Иначе художник штампует свои работы и падает все ниже и ниже...
Как думаете, будущее реализма под угрозой?
— Из училищ выходят иногда талантливые ребята, замечательно пишут... А вот что с ними будет дальше — зависит от того, настолько каждый призван служить искусству, насколько сильна в них любовь к нему. Ведь если ты будешь думать только о заработке — ты не художник. Хотя лицемерить не собираюсь: художник должен жить хорошо. А если есть возможность — пусть даже богато. Все великие были обеспечены множеством заказов, окружая себя красотой, но главное — они служили самоотверженно искусству!
— Поэт должен быть нищим, часто слышим мы.
— Это оправдание тех, у кого нет покупателей на их книги, нет заказчиков на картины. Дай любому, чье искусство не востребовано, побольше денег — возьмет с удовольствием, будьте уверены.
— Но деньги разве не влияют на внутренний мир художника?
— На деньгах да на власти судьба тебя проверяет: устоишь — не устоишь? Уверен, хоть озолоти в свое время Карла Брюллова, Александра Андреевича Иванова, Исаака Левитана, Федора Васильева — они все равно остались бы большими художниками, не могли бы жить без искусства. Или возьмите Исаака Дунаевского (для меня он лучший композитор советского времени): дай ему хоть миллиард — не перестал бы писать музыки, ибо был полон ею, как рог изобилия, соткан из мелодий, не мог не творить... Он этим жил. А иной разбогатеет — так сразу ко всему относится наплевательски и... погибает. Для меня самый важный стимул в работе — чувство нужности людям. Без него невозможно работать. Некоторые деятели искусства говорят: я пишу музыку в стол. Это обман и жалкое оправдание своего неумения! Каждый художник хочет быть понятым и нужным людям! И мне приятно, что Международный астрономический союз в Нью–Йорке присвоил одной из открытых недавно планет мое имя. Я этим горжусь. Это признание работ. В конце концов о нации мы судим по искусству.
— С каким чувством вы расстаетесь с картинами?
— Меня часто спрашивают: не жалко ли вам дарить свои картины? Возникает щемящее чувство, когда работы, над которыми я долго трудился, покидают стены мастерской. Создается ощущение внутри, словно все эти месяцы я не работал. Но каждый раз приходя в галерею, общаясь со зрителями, вижу в их глазах столько благодарности и радости и слышу столько нежных слов, что хочется все больше работать и дарить картины нашей великой Родине, России, людям!
zagopod.com
Современные художники России - Виктор Шилов
Продолжаем серию статей, посвященных современных художникам России.
Так получилось, что к искусству лет 100-200 назад относились совсем иначе. Монархи, императоры, купцы, меценаты и просто «привилегированные» с жадностью коллекционеров скупали картины именитых художников — Сурикова, Репина, Шишкина, Серова и других…Ох, какие это имена для мировой живописи! Тогдашние ценители искусства, наверное, это понимали и к самим художникам относилось с уважением и трепетом. И это уважение носило масштабный характер.
Благодаря искусствоведам, коллекционерам и всем тем, кто инвестировал и продолжает инвестировать свои средства в живопись, в нашем сознании очень крепко осела мысль, что самые востребованные и великие художники ушли вместе с эпохой Романовых. С эпохой тех, кто дорожил искусством, поддерживал, создавал школы, академии. Надо признавать тот факт, что с приходом большевиков и до сегодняшнего дня такого трепетного отношения к искусству, и к живописи в частности, уже не будет. Так получилось, что большая часть великих имен творили именно в Царской России.
Но как же быть с современными художниками России? Отчего современные СМИ не возрождают интересы общества к искусству так же рьяно и с таким же интересом, как это делалось со времен Петра I до 1917 года? Или гениев в живописи поубавилось и не о ком писать, говорить? Все эти вопросы остаются без ответов…
Сегодня современным художникам России приходится нелегко. Чтобы выйти из под тени своих именитых великих соотечественников, чьи полотна сегодня стоят миллионы долларов, мало быть гениальным. Чтобы пробиться на самый верх нужно «раскрутиться». Чтобы о тебе хоть как-то начали говорить, писать, показывать, полезно обзавестись связями и крепкой пиаркомандой. Обязательным атрибутом раскрутки современных художников — свой собственный сайт, группы в соцсетях, публикации в instagram, пресс релизы в прессе… Этот путь финансово затратный и очень сложный и возможно поэтому сегодня мы чаще слышим о Репине, Шишкине, Васнецове, Малевиче, Кандинском и других мастерах живописи…
Сегодня я покажу работы современного художника, народного художника РФ, академика и профессора — Шилова Виктора Викторовича, полотна которого восхищают не меньше, чем работы именитых коллег прошлого. О Викторе Викторовиче я узнал совершенно случайно. Во время одной из случайных экскурсий в главный храм Москвы я увидел коллекцию портретов всех «Патриархов Московских и всея Руси». Все эти полотна были написаны Шиловым Виктором Викторовичем. Увидеть их сегодня можно в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. Кстати, началась серия портретов «Патриархов…» в 1995 году — с портрета патриарха Алексия II, который мужественно позировал художнику чуть более 2 часов.
Художнику принадлежат также серия портретов «Маршалы Победы», висящие в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Также есть галерея портретов Президентов Российской Академии Художеств. В 2005-м в Кремле была персональная выставка художника.
На биографии художника останавливаться не буду, ее можно прочесть на официальном сайте художника, ссылку на который можно найти в конце статьи. Предлагаю сразу перейти к работам, которые мне особенно понравились.
А.С.Пушкин, дуэль.
Святая Равноапостольная княгиня Ольга. 2004
Пушкин и гадалка. 2000 г.
Павловск. Осенняя мелодия. 2004 г.
Церковь Покрова. 2001
Санкт-Петербург. Сфинксы. 1989 г.
Благословение матери
Портрет старика. 2006
Маршал Советского Союза Жуков Г.В. 2004 г.
Боярский пир
Рекомендуем также:
moiarussia.ru
биография и самые известные работы. Причина смерти дочери художника Александра Шилова
Александр Шилов – художник, продолжатель русской реалистической традиции. Не поддаваясь влиянию новомодных тенденций в живописи, в своем творчестве он всегда шел собственной дорогой. Среди его произведений присутствуют и портреты, и натюрморты, и графика. Но непревзойденным мастером художник Шилов стал все же в жанре портрета.
Слава и известность
Александр Шилов – художник, биография которого на первый взгляд складывалась удачно и гладко. Слава непризнанного гения этому представителю современного русского искусства не грозит.
Родился будущий живописей в столице. Там же и получил художественное образование. В тридцать три года стал членом Союза художников. С конца девяностых годов он является членом Совета по вопросам искусства. Получил огромное количество наград, среди них и премия ФСБ, которой был удостоен за создание целой серии портретов сотрудников госбезопасности. Также является членом Академии художеств.
Прежде чем стать известным, художник Шилов перебивался случайными заработками, не имеющими отношения к искусству. Но иной жизнь быть не могла в пятидесятые годы. Все же первое участие в выставке отечественного искусства состоялось тогда, когда живописцу не было еще и тридцати. Немногие из художников советской эпохи могли бы похвастаться столь стремительным взлетом. Возможно, причина кроется не столько в удачливости Шилова, сколько в направлении, которое он избрал. Реалистическое изобразительное искусство в Советском Союзе всегда было в почете.
Женские образы
Личная жизнь художника – тема многочисленных телевизионных шоу и скандальных статей. Одна из самых главных женщин в жизни мастера – его жена Анна. Полюбить художник Шилов мог лишь женщину неземной красоты, достойную стать музой. Оттого среди его полотен встречается нередко образ синеглазой красавицы с темной копной волос. Вдохновляла на написание портретов и дочь Шилова. Художника, однако, постигла трагедия, изменившая жизнь и, как уверяют знакомые, характер.
На картинах Шилова не всегда изображены яркие молодые дамы. Его кисти принадлежат также картины «Портрет матери», «Моя бабушка», на которых изображены близкие ему люди.
Машенька Шилова
Едва ли кого-то может оставить равнодушным портрет дочери, написанный в 1983 году. Картина создавалась в самый благоприятный жизненный и творческий период мастера. Впечатление от нее усиливается от знания дальнейшей судьбы натурщицы. Она прожила совсем недолго. Всего шестнадцать лет. Причина смерти дочери художника Шилова – тяжелейшая болезнь. Маша Шилова умерла от саркомы костной ткани. Темноволосой девочке с кукольной внешностью отец посвятил множество картин.
Дочь художника похоронена в Москве. Каждому, кто бывал на Ваганьковском кладбище хотя бы раз, бросилась в глаза золоченая фигура ангела на центральной аллее.
Портреты знаменитостей
В настоящем искусстве нет ничего случайного. Все, что завершает образ – поза, одежда, интерьер, призвано характеризовать героя, передавая его душевный мир. Этого принципа придерживается художник Шилов, в картинах которого отсутствует что-либо лишнее. Среди знаменитостей, которым посвящал свои картины этот художник – Юрий Гагарин, Сергей Бондарчук, Виктор Розов.
Человек для Шилова – неисчерпаемый источник вдохновения. Некоторые колоритные личности вдохновляли его не раз. Одной из них является Алик Якулов, скрипач цыганского происхождения, яркому образу которого посвящено несколько картин.
Стоит сказать, что не все искусствоведы относятся благосклонно к полотнам романтического живописца. За преобладание на его выставках образов молодых красавиц, популярных личностей и политических деятелей он снискал славу «придворного» художника. Однако мнение это не совсем справедливо, поскольку мастеру принадлежат работы, посвященные не только ярким известным личностям, но и обычным людям.
Негативное отношение к этому представителю отечественной живописи также объясняется и тем, что художник, по общепринятому мнению, должен быть непременно голодным и несчастным. Шилов же, благодаря своему трудолюбию, был всегда обеспеченным человеком. Что же касается счастья, то, несмотря на внешний лоск богемной личности, оно весьма сомнительно, учитывая факты из его личной жизни.
Портреты обычных людей
Для выдающегося портретиста моделями служили люди различных профессий, возраста, внешности, материального и социального статуса. В этом отношении художник Шилов никогда не имел особенных предпочтений. Главное для него – постигнуть внутренний мир человека и найти то самое мгновение, когда раскрывается судьба и обнаруживаются тайны его души. Хотя среди произведений автора немало и детских образов. Чистота и обаяние детства на полотнах Шилова показаны с проникновенной силой.
Все портреты написаны с натуры. Художника в равной степени интересуют образы как знаменитых людей, так и тех, о ком его поклонники узнают лишь благодаря его выставкам. Он изображал ветеранов Великой Отечественной войны, многодетных матерей, неизвестных деревенских старух. Его трогательная картина «Одна» – не просто портрет пожилой женщины на фоне бедной обстановки русской избы. Это изображение одиночества, тоски, которое испытывает человек в старости.
Выставки
Александр Шилов – художник, картины которого были выставлены в залах Франции, Германии, Португалии и Японии. На родине он провел большое количество персональных выставок. Российский мастер впитал в себя все достижения мировой реалистической живописи. Совершенствуя свое мастерство, он и сегодня продолжает радовать поклонников изобразительного искусства. Среди главных московских достопримечательностей – галерея Шилова, которая насчитывает более девятисот произведений автора.
fb.ru
Ветераны на картинах художника Шилова
Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, Почетный деятель искусств города Москвы, один из самых выдающихся российских художников нашего времени, Александр Шилов, родился в Москве в 1943 году. Награждён многочисленными медалями и орденами, среди которых Орден Святого Князя Александра Невского I Степени.
1. В день Победы. Пулеметчик П.П.Шорин, 1987 г.
2. Брошенный. 1998 г.
3. Вдовы войны. 1985 г.
4. Сестра милосердия.(Огнева Елена Михайловна), 1988 г.
5. Ветеран войны И.Ф.Рубцов, 1993 г.
6. Герой Советского Союза,летчик-штурмовик Е.В.Емельяненко, 2000 г.
7. Забытый. 1985 г.
8. Непобедимый. 1980 г.
9. Партизан. 1973 г.
10. Партизан войск особого назначения М.Строганов, 1987 г.
11. Солдатские матери. 1985 г.
12. Блокадница Ленинграда Е.Н.Иванова, 2004г.
13. Участник парада Победы М.А. Гобачев, 2003 г.
14. Они сражались за родину. (Участник военного парада 7 ноября 1941 г.
15. Герой Советского Союза, летчица Н.В. Попова, 2005 г.
16. Ветеран Черноморского флота В.А. Стратанович.
17. За Веру и Отечество. Разведчица Великой Отечественной войны Н.В. Малышева, ныне монахиня Адриана, насельница Пюхтицкого подворья. 2008 г.
18. Участник Великой Отечественной войны, пограничник Попов В.А., 2008 г.
19. Дьякон отец Николай. 2009 г.
20. Разведчик Великой Отечественной войны И.А.Чернов, 1999 г.
vsegda-tvoj.livejournal.com
| РЕКОМЕНДУЕМ: |
www.tanais.info
Александр Шилов. | Волшебная сила искусства
Александр Шилов родился в 1943 году в Москве, в Лиховом переулке. Жили, как и все в военные и послевоенные годы, тяжело: трое детей, мать, воспитательница в детском саду, и бабушки, которые, чтобы помочь семье, устраивались то подсобными рабочими, то на ночные дежурства.
С 15 лет Александр начал работать, был и лаборантом, и грузчиком, и одно время единственным его желанием было вдоволь выспаться.
Моя бабушка.1977г
С 1957 по 1962 год он занимается в изостудии районного Дворца пионеров. Но в Московский государственный художественный институт имени В. Сурикова поступает только в 1968-м. Еще будучи студентом, Александр Шилов в 1971 году принимает участие в выставках молодых художников Москвы, с 1972-го — во всесоюзных выставках. Карьера молодого живописца складывается весьма успешно, а восхождение к вершинам мастерства и общественного признания можно считать просто стремительным.
Портрет матери.
В 1976 году он принят в члены Союза художников СССР, в 1977-м ему присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола, в 1980-м — звание заслуженного художника РСФСР, в 1981-м — народного художника РСФСР, а в 1985 году — народного художника СССР.
Портрет матери.
Выставки в СССР и за рубежом, творческие командировки делают Александра Шилова не просто известным, а узнаваемым художником.
Пожалуй, и сам Шилов умело формирует свой имидж и выстраивает стратегию успеха.
Его многочисленные автопортреты и фотографии являют нам облик импозантного богемного обитателя: правильные, мужественные черты лица, волнистые волосы, небрежно отброшенные со лба, чуть отрешенный взгляд, бархатные пиджаки-халаты на портерах или узорчатые жилетки с броскими галстуками на фотографиях, где рядом с ним знаменитые современники — политики, артисты, певцы, музыканты и композиторы, ученые, перечисление имен и званий которых заняло бы не одну страниц.
Дипломат из Уганды.1984г.
А вот критики-искусствоведы к художнику относятся, мягко говоря, с прохладцей, именуя «салонным портретистом», «придворным живописцем», «умелым продюсером, начавшим карьеру с написания портрета Брежнева с лампасами», «художником конфетных коробок».
Но вопреки всем мнениям и оценкам «народ на Шилова идет» уже несколько десятилетий. В 70—80-е годы прошлого века в Москве стояли многочасовые очереди на его вернисажи, настоящий триумф выпал на долю художника в Великобритании, Японии, Канаде, Франции, Испании, многих других странах, где проходили выставки и где часто удивлялись, как в эпоху процветания авангарда удалось выжить академической школе живописи.
Сын Родины.1980г.
В 1996 году А. М. Шилов передал в дар стране 355 лучших живописных и графических работ. В 1997 году в соответствии с постановлениями Государственной думы РФ и правительства Москвы создана Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова.
Для размещения коллекции мэр Москвы Ю. М. Лужков предоставил старинный особняк в историческом центре Москвы, рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е. Тюрина.
В 2003 году построено новое здание. Сегодня в коллекции галереи уже около 800 авторских работ, открыто 18 экспозиционных залов.
Ожидание.
Зацвёл багульник.
«Я работаю каждый божий день. Иначе я не вижу своего бытия», — признался в одном из интервью художник. Шилов рисует только с натуры. Очень требователен к себе и тем, с кем работает. Для создания портрета требуется примерно 15 сеансов, по 3—4 часа каждый.
В день рождения Ариши.1981г.
Пастух 1975г.
Судьба скрипача.1998г
У Шилова есть любимые лица, которые он пишет по нескольку раз. Например, скрипач Алик Якулов — типаж колоритнейший, такой цыганский Паганини. А в залах его московской галереи звучит та же музыка, что и в мастерской — Вивальди, Моцарт, Бетховен, Верди. Он действительно трудоголик, у него нет хобби, много сил и времени занимает работа в мастерской и в галерее. А вот на вопрос о том, как быстро он может написать картину, художник отвечать отказался: «Я не циркач, я работаю».
"Портрет дирижёра Альписа Жюрайтиса." 1981 г.
Очень много картин посвящено его дочери Маши,которая умерла от рака в 16лет.
Портреты дочери Маши.
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН:
"Академик Н.Н. Блохин." 1988 г."Дальше - тишина." 1988 г.
"Игумен Зиновий." 1991 г.
"Матушка Макария." 1989 г.
"Нана". 1989 г.
"Юлия." 2009 г.
"Герой Советского Союза Е.И. Михайлова-Дёмина." 2010 г.
Воин-интернационалист Василий Федоркин, 1989г
Мать десятерых детей Пелагея Ильинична Дёмина, 1980г.
Непобедимый 1980г.
Одна 1980г.
С 1997 года Шилов стал членом Совета при президенте России по вопросам искусства и культуры. Портреты – основное увлечение художника. В них он тонко раскрывает образ жизни психологию и судьбу человека. Писал он портреты с людей различных сословий. В 2009 году по заказу ФСБ Шилов работал над созданием портретов сотрудников службы безопасности. За этот труд он получил премию ФСБ.
Этому мастеру - единственному из современных российских художников - удалось сохранить духовную и художественную преемственность между эпохой 19 века и сегодняшним днём. Талантливый, успешный, трудолюбивый…
maxpark.com