ЭкспрессионизмХудожники кубизма и примитивизма. Картины экспрессионизм


Экспрессионизм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности | DesigNonstop

Экспрессионизм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

0

Экспрессионизм - стиль в изобразительном искусстве и его особенностиВот уж никогда бы не подумала, что появлению фильмов ужасов как жанра мы обязаны именно художественному стилю экспрессионизм. При достаточно безобидном названии этот стиль содержит в себе такие эмоции как боль, разочарование и страх. Экспресионизм породило само время в начале двадцатого века, как ответную реакцию на болезненные проявления тогдашней действительности. С помощью кисти художники совмещали свой протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Отсюда и тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, характерным для этого стиля.

  

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния автора.Экспрессионизм

  

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Очень распространены мотивы боли и крика.Экспрессионизм

  

Экспрессионизм ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью эмоциональных переживаний. Среди распространенных приемов — различные смещения, преувеличения, упрощения, использование пронзительных, воспаленных красок и напряженных, острых контуров. Экспрессионизм

  

Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину импрессионизм. Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя, мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу, как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность.Экспрессионизм

  

Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые открывая новые возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний. Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.Экспрессионизм

  

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост» стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.Экспрессионизм

 

 

Когда в Германии после 1924 года установилась относительная стабильность, невнятность идеалов экспрессионистов, их усложнённый язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату этого течения. С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться.Экспрессионизм

  

Тем не менее отдельные художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий. Резкие, нервные мазки и дисгармоничные, изломанные линии отличают работы крупнейших экспрессионистов Австрии — Оскара Кокошки и Эдмона Шиле. В поисках эмоциональной выразительности французские художники Жорж Руо и Хаим Сутин резко деформируют фигуры изображаемых. Макс Бекман преподносит сцены богемной жизни в сатирическом ключе с налётом цинизма.Экспрессионизм

  

Также к основным представителям экспрессионизма можно отнести следующих художников — Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Рихард Герстль, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Макс Курцвайль, Ян Слейтерс , Николае Тоница, Мильтон Эвери.Экспрессионизм

  

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты экспрессионистского кинематографа, который расцвел на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы. После прихода власти нацистов в 1933 году многие кинематографисты экспрессионистского направления, перебрались в Голливуд, где внесли весомый вклад в формирование американских жанров фильма ужасов и фильма-нуар.Экспрессионизм

www.designonstop.com

главные американские художники • Тенденция • Арт • Интерьер+Дизайн

Поллок, Ротко, де Кунинг, Клайн, Смит, Стилл, Митчелл, Рейнхардт, Гастон... В «век тревожности», после второй мировой войны, в годы свободного джаза и нового расцвета поэзии эти художники отошли от принятых конвенций и дали живописи новую силу. Их творчество сформировало беспрецедентный период в американском искусстве — абстрактный экспрессионизм. Движение людей рисующих быстро, широкими мазками, разбрызгивающих краску банками и ведрами ради полнейшего высвобождения эмоций.

Джэксон Поллок, Mural, 1943. Холст, масло. 243.21 x 603.25 см. The University of Iowa Museum of Art, дар Пэгги Гуггенхейм. © The Pollock-Krasner Foundation ARS, NY and DACS, Лондон 2016. Ли Краснер, The Eye is the First Circle, 1960. Масло, холст. 235.6 x 487.4 cм. Robert Miller Gallery, Нью-Йорк. © ARS, NY and DACS, Лондон. 2016 Фото из частной коллекции, Robert Miller Gallery.

Большие размеры полотен, колористический хаос должны были выразить внутренний мир спонтанно, иррационально, показать свободу художника от контроля разума. Радикальные творения американских абстракционистов пересмотрели характер живописи и были предназначены не просто для эстетического любования, но как акт двухсторонних столкновений между художником и зрителем.

Марк Ротко, No. 4 (Желтый, черный, оранжевый и желтый), 1953. Масло, холст. 269.2 x 127 cм. Whitney Museum of American Art, Нью-Йорк. © 1998 Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko ARS, NY and DACS, Лондон, 2016.

«Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее. И уже ничто не имеет значения». Марк Ротко

«Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. Красочная жестикуляция Виллема де Кунинга и Джексона Поллока, полосы Марка Ротко, Клиффорда Стилла и Барнетта Ньюмана называли тайным оружием ЦРУ в холодной войне. Действительно, американское правительство, фонды, музеи и меценаты, такие, как Нельсон Рокфеллер и Джулиус Флейшман, потратили немалые средства для того, чтобы «новая американская живопись» стала безусловным брендом.

Виллем де Кунинг. Женщина II, 1952. Масло, эмаль, уголь, холст. 149.9 x 109.3 cм. The Museum of Modern Art, Нью-Йорк. Дар Бланшетт Хукер Рокфеллер, 1995 © 2016 The Willem de Kooning Foundation / ARS, Нью-Йорк and DACS, Лондон 2016

Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. В прошлом году впервые с 1888 картина современного художника обогнала  живопись старых мастеров. Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). В конце 2015 года миллиардер и основатель хедж-фонда Citadel Investment Group Кеннет Гриффин приобрел его у David Geffen Foundation за 300 миллионов долларов. Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока «№ 17а» 1948 года.  За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция «№ 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года. Картина Джексона Поллока «№ 56» 1948 года ушла с торгов Sotheby's в 2006 году за 140 миллионов.

Джэксон Поллок, Мужское и женское, 1942-43. Масло, холст. 186.1 x 124.5 cм. Philadelphia Musuem of Art. Дар супругов H. Гейтс Ллойд, 1974 Фото Philadelphia Museum of Art © The Pollock-Krasner Foundation ARS, NY and DACS, Лондон 2015.

Главных американских художников Mid-century Modern показывают всю осень, вплоть до 2 января 2017 года в Лондоне, в залах Королевской Академии художеств. Экспозиция Abstract Expressionism создавалась при участи Музея Гуггенхайма в Бильбао. Основной ее эффект дают 15 работ Ротко, 18 — де Кунинга, 13 — Дэвида Смита и 12 картин Клиффорда Стилла.

Форанц Клайн, Vawdavitch, 1955. Масло, холст 158.1 x 204.9 cм. Собрание Museum of Contemporary Art Chicago. Дар Клэр B. Цейслер 1976. Фото Museum of Contemporary Art Chicago. Фотограф Joe Ziolkowski © ARS, NY and DACS, Лондон 2015. Дэвид Смит, Blackburn, Song of an Irish Blacksmith, 1949-50. Сталь, бронза, мрамор (основание). 96.7 x 103.5 x 58 cм. Lehmbruck Museum, Duisberg © Estate of David Smith/DACS, Лондон/VAGA, Нью-Йорк 2016.
Роберт Мазервелл, Настенная живопись No III, 1953. Масло, холст. 137.1 x 184.5 cм. Частная коллекция. Courtesy Hauser & Wirth © Dedalus Foundation, Inc. /VAGA, NY/DACS, Лондон 2016.

www.interior.ru

Экспрессионизм в живописи: картины, художники

Почти одновременно с фовизмом в начале XX в. появился экспрессионизм. Название этого направления восходит к французскому слову expression — выразительность, выражение. Особенно ярко это течение проявилось в искусстве Германии и Австрии.

Возникновение и развитие экспрессионизма связано с деятельностью таких немецких художников, как Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Дикс, К. Кольвиц.

Хотя экспрессионисты, как и фовисты, стремились к выразительности, их творчество отличалось повествовательностью и отсутствием интереса к изображению внешней красоты. Своими работами представители этого направления надеялись привлечь внимание публики к сложным проблемам современности. Стремление обнажить перед зрителем пороки общества, показать зло во всех его обличьях привело к появлению в произведениях многих экспрессионистов настроения разочарования и пессимизма. Для выражения своих чувств и эмоций художники использовали яркие, кричащие краски или темные оттенки, делающие картины мрачными и пугающими. Живописи большинства экспрессионистов свойственны резкие, неровные мазки и искаженные формы.

Как направление экспрессионизм завершил свое существование в 1933 г., когда к власти в Германии пришли нацисты. Гитлер заявил, что модернизм — «дегенеративное искусство», которое должно быть уничтожено.

Крупнейшим представителем немецкого экспрессионизма был Э. Нольде.

Эмиль Нольде

Эмиль Нольде (настоящая фамилия — Ханзен), немецкий живописец и график, родился в 1867 г. в местечке Нольде в Северном Шлезвиге.

В 1884-1888 гг. он обучался в Школе художественной резьбы во Фленсбурге. В 1898 г. поступил в мюнхенскую художественную школу Ф. Фера, а в 1899 г. стал учиться в академии Жюлиана в Париже. В 1900-х гг. художник посетил Швейцарию, Италию, Данию.

Большое влияние на становление Нольде как художника оказало искусство Тициана, Рембрандта, Ф. Гойи, Ж. Ф. Милле, О. Домье, А. Бёклина, а также творчество В. Ван Гога, П. Гогена, Э. Мунка. И конечно же, значительную роль в формировании его индивидуального стиля сыграла суровая природа севера Германии, где Нольде родился и вырос. Родители художника были очень бедны, и, чтобы заработать деньги на обучение, Нольде написал серию открыток, на которых изобразил величественные вершины гор в виде сказочных исполинов.

Из-за своего мрачного и нелюдимого характера Нольде, входивший в различные группировки художников, не задерживался в них надолго. Покинул он и объединения «Мост» и «Синий всадник». До конца жизни немецкий мастер оставался художником-одиночкой. Хотя его полные драматизма и эмоциональной напряженности работы являют собой яркий пример живописи экспрессионизма, сам Нольде никогда не считал себя экспрессионистом.

Значительное место в творчестве Нольде занимают графические работы. Большинству его гравюр присущи такие качества, как резкая цветовая и светотеневая контрастность, скульптурная выразительность форм. Все это делает графические образы Нольде мрачными и трагическими («Пророк», 1912).

Очень часто при написании произведений Нольде обращается к христианским сюжетам, которые позволяют создавать глубоко драматичные и полные экспрессии композиции («Тайная вечеря», 1909; «Троица», 1909). Мрачный мистицизм и удивительная реалистичность этих работ сближают их с произведениями мастеров немецкого Средневековья.

Основное средство для выражения эмоций и чувств у Нольде — это цвет. Хотя колорит многих его пейзажей ярок, он не создает ощущения радости и не делает изображение декоративным. С помощью цвета Нольде передает сущность предметов и явлений, внутреннее состояние человеческой души. Очень эмоциональны и лиричны ранние пейзажи Нольде — «Сад у Бурхарда» (1907), «Сад цветов» (1908).

Центральное место во многих пейзажах художник отводит изображению неба. Оно почти всегда грозное и суровое, покрытое тяжелыми облаками. В ландшафтах Нольде, пустынных и печальных, нет места человеку. Присутствие людей можно ощутить только по таким предметам, как одиноко стоящие мельницы, дома, лодки.

Множество работ Нольде посвящено большому городу. Образы в этих картинах намеренно снижены автором. Подобный прием часто используют и другие художники-экспрессионисты. Но, несмотря на некоторую натуралистичность, город Нольде кажется загадочным и таинственным («В ночном кафе», 1911; «За столом с вином», 1911).

В поисках ярких впечатлений в 1913-1914 гг. Нольде совершил путешествие в Новую Гвинею. Его маршрут проходил через Россию, Японию, Корею, Китай. Своеобразный облик чужих стран проявился в натюрмортах ипейзажах с человеческими фигурами («Тропическое солнце», 1914; «Семья», 1914; «Натюрморт», 1915).

Нольде не писал портреты своих современников, его интересовали отвлеченные образы — такие, как в картинах «Дьявол и ученый», «Брат и сестра».

Самое главное для художника — это человеческая душа, именно ее он и стремился отразить в своих произведениях.

Э. Нольде. В лимонном саду. 1923 г.

Э. Нольде. В лимонном саду. 1923 г.

В 1916 г. Нольде поселился в простом крестьянском доме в Северном Шлезвиге, недалеко от деревни, в которой он родился. В 1927 г. по его собственному проекту здесь был построен дом Зебюлль. Отсюда Нольде совершал поездки в Италию, Испанию, Швейцарию, Францию и Англию.

После прихода к власти в Германии нацистов 1106 работ художника было конфисковано. Часть из них фашисты сожгли. Нольде запретили заниматься творчеством. Он работал тайно, создавая главным образом акварельные натюрморты с цветами, пейзажи и загадочные композиции с человеческими фигурами («Море и красное солнце», «Мужчины и женщины»).

После смерти Нольде в 1956 г. согласно завещанию художника в Зебюлле был открыт музей — Фонд Ады и Эмиля Нольде.

Большую роль в развитии экспрессионизма сыграл австрийский живописец и график О. Кокошка.

Оскар Кокошка

Оскар Кокошка родился в 1886 г. в Пёхларне-на-Дунае. В 1905-1909 гг. учился в Вене в Школе прикладного искусства и работал в качестве графика в «Венской мастерской» — объединении мастеров прикладного искусства.

Обратиться к живописи художника убедил архитектор А. Лоос. Кокошка увлекся портретным жанром. В своих ранних портретах он стремился проникнуть в глубину внутреннего мира модели. Его произведения, выполненные с помощью неровных линий и мерцающих красок, очень эмоциональны («Адольф Лоос», 1909; «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат», 1909).

В 1909 г. Кокошка приехал в Берлин, где в журнале «Дер Штурм» были опубликованы его графические работы и драма«Убийца, надежда женщин».

В 1911 г. художник возвращается в Вену. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Среди них — «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911). Традиционные для европейской живописи образы Кокошка трактует по-своему, внося в них элементы современной ему действительности и собственное мироощущение. Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой. В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты, и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913;«Буря, или Невеста ветра», 1914).

В 1914 г. художник отправляется на фронт, где вскоре получает тяжелое ранение. Физические и моральные страдания (разрыв с любимой женщиной) влияют на его живопись, в которой появляются печальные ноты. Темным становится колорит картин, плотной и густой — их фактура. Работы этого периода, написанные мазкими, напоминающими петли, жгуты, спирали, создают мрачное и трагическое ощущение («Эмигранты», 1916-1917;«Влюбленные с кошкой», 1917).

С 1917 г. Кокошка живет в Дрездене. В 1919-1924 гг. Он профессор дрезденской Академии художеств.

С 1924 по 1933 г. художник путешествует по странам Европы, Малой Азии и Северной Африки. В этот период он пишет главным образом пейзажи: виды городов и их окрестностей, порты («Венеция, лодки на таможне», 1924; «Побережье близ Довера», 1926; «Прага, Карлов мост», 1934). Своей воздушностью и трепетностью его ландшафты напоминают живопись художников-импрессионистов.

В 1933 г. Кокошка вернулся на родину — в Вену, а в 1934 г. поселился в Праге. В 1937 г. написана его знаменитая картина «Портрет «художника-вырожденца» — своеобразный вызов нацистам, развернувшим травлю мастеров «дегенеративного» искусства. В 1938 г. живописцу пришлось эмигрировать в Лондон. В английской столице Кокошка вместе с представителями прогрессивной интеллигенции выступил против милитаризма.

О. Кокошка. Прага, Карлов мост. 1934 г.

О. Кокошка. Прага, Карлов мост. 1934 г.

После окончания Второй мировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. Впечатления, полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света и воздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950). Не оставил Кокошка и портретный жанр. Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников («Теодор Хейс», 1950). В 1950-е гг. живописец обратился к античной тематике и написал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950; «Фермопилы», 1954).

Кокошка занимался и преподавательской деятельностью. В Зальцбурге он работал в летней Академии художеств. С 1953 г. художник жил на Женевском озере в Вильнёве. Здесь он и скончался в 1980 г.

istoriya-iskusstva.ru

экспрессионизм * описания картин

Нет, не то, — словно бы говорил себе Ван Гог. Эмоция — это фактура, краска, цвет, толщина мазка. Мир наступает, мир нападает. Экспансия мира — повсюду, она захватывает человека, который не может сопротивляться подавляющему влиянию окружающего. Повсюду страсти, кругом ужас: нечто бесчеловечное (или слишком человеческое?!) доминирует, гнетёт, одолевает. Если вы посещаете ночное кафе – это значит, что вы посещаете «место, где можно разориться, сойти с ума и совершить преступление». Так писал Ван Гог, так он думал, так он изображал. Описание картины Ночное кафе Винсента Ван Гога →

Ночное кафе, Ван Гог

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Многие известные картины известны в нескольких вариантах. Это, с нашей точки зрения, намного лучше, чем «разработка темы» в сотнях однотипных полотен — тем не менее, настоящие гиганты живописи были способны написать тысячи картин, морей и гор — или портретов. А у Мунка в «Крике» все есть — и человек, зажавший уши, и горы и воды. И этого достаточно — ну разве что четырежды повторено в масле и в пастели. Для закрепления материала. Какие-то бесчувственные фигуры прогуливаются вдоль берега. Но единственный услышавший тяжелую гремящую ноту, взятую природой — заходится в уже своём крике. Описание картины Крик Эдварда Мунка →

Мунк Эдвард, "Крик"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Обыкновенные среднерусские сосны, выступающие фоном, черной стеной, задником на традиционных полотнах, в картине Анатолия Зверева демонстрируют расхристанность и силу души — не духа — автора. Описание картины Николина гора Сосны Анатолия Зверева →

Сосны. Николина Гора. Анатолий Зверев

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

1001kartina.su

Экспрессионизм и кубизм. Живопись художников-экспрессионистов

Заметным явлением в сложной борьбе возникавших и сменявших друг друга формалистических направлений начала двадцатого века был экспрессионизм. Это течение, возникшее в 1905-1909 годах, не имевшее четкой определенной программы, провозглашало субъективные ощущения и подсознательные импульсы основой художественного творчества (художественные объединения "Мост", "Синий всадник"). Наибольшее распространение экспрессионизм получил на рубеже 1920-1930 годов в Германии и Австрии.

Экспрессионизм затем возродился во время второй мировой войны, и, собственно, был искусством духовной растерянности, отчаяния, безудержного пессимизма, анархического бунтарства, в основном мелкобуржуазного, индивидуалистического и мистического характера. Основными общими принципами экспрессионизма были сознательное искажение форм реального мира, стремление вызвать у зрителя физиологический страх перед окружающим его хаосом жизни, втянуть его в болезненную экспрессию переживаний художника. Деформация была связана с эстетизацией уродливого и выступала средством выражения протеста художника. Сложились различные ответвления экспрессионизма. Одни художники-экспрессионисты ушли в беспредметничество (В. Кандинский и др.), другие обратились к примитивизму (П. Пикассо, П. Клее, М. Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (О. Кокошка, Ж. Руо). Однако были и такие, которые стремились передать напряженность внутреннего ощущения эпохи, создать духовно содержательное искусство, обнажающее трагизм жизни (Г. Гросс, О. Дике).

Однако изолированность от общественной борьбы, утрата веры в силу разума и прогресса лишили их возможности убедительно решать проблемы, поставленные перед искусством жизнью. Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы. Далеко, не все художники-экспрессионисты, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века. В своей основе течения экспрессионизма были стихийно нигилистическими и воплощали неопределенность субъективно бунтарских порывов художников.

Кубизм. Следующим этапом в формировании формалистической живописи был кубизм, возникший почти одновременно с фовизмом. Он зародился в 1907 году в Париже и был первым открыто формалистическим течением. Основоположники кубизма — художники-экспрессионисты Пикассо Пабло и Брак Жорж. Как уже упоминалось, художники-кубисты исходили из положения Сезанна о том, что в основе натуры лежат простые геометрические объемы — шар, цилиндр, конус, хотя сам Сезанн никогда не обнажал геометрической структуры предметов, лишь подразумевая ее при построении объемов. В картинах кубистов вещи разлагаются на составные части, на простейшие геометрические формы, образующие не предметы реальности, а произвольные схемы, «новую реальность», созданную «свободным воображением художника». Реальный мир с его многообразием форм поглощается геометрическими формами, удручающими тяжелой напряженностью, ритмическими диссонансами, острыми сдвигами плоскостей. Объемы изображаются с различных точек зрения и превращаются в механическую комбинацию отдельных частей. Действительность предстает в картине изломанной, распадающейся.

Главными критериями оценки произведения провозглашались конструктивность, геометрическое совершенство, а не его идейное эстетическое содержание. Отказ от передачи качественного своеобразия предметов реальной жизни привел художников к уходу в мир «чистых форм», где действует закон равновесия хаотических объемов, цветовых пятен и линейного ритма. Реальный мир обесцвечивается. Колористическое решение в ранний период кубизма ограничивалось условными, почти монохромными тонами — тяжело-коричневыми, серо-стальными, желто-зелеными, охристыми и белыми. В поисках так называемых «первоэлементов» вещей кубисты по существу отказывались от образа человека как объекта искусства вообще, от изучения его зримого облика, красоты его тела, как и от передачи чувств, идей и постижения общественного содержания жизни. Идеал «прекрасного человека», как и весь окружающий мир, разрушается из-за деформаций и дроблений форм. В кубизме нашло отражение антигуманистическое направление буржуазной культуры 20 века. Влияние кубизма на дальнейшее развитие формалистической живописи было велико.

Примитивизм (от лат. primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве рубежа 19 – 20 веков сознательное, программное "опрощение" художественных средств, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству и т.п. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 века творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби". К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции).

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

smallbay.ru

Картины в стиле экспрессионизма на Gallereo

15,000

Радуга света

500,000

Гость

120,000

экспрессионизм

250,000

В цель

1,500

Возвращение

60,000

Под дождем

3,000

Майский пион

3,000

Сиреневая экспрессия

3,500

Сиреневый аккорд

35,000

Аромат мая

50,000

"Муха"

150,000

"Рыьа"

100,000

"Тмшина"

58,000

"Музыка"

17,000

Сан-Лео

100,000

"Незнайка и Синеглазка"

"Любительница кофе"

52,200

Скрытая истина

200,000

"Скрипка"

190,000

"Любительница кошек"

199,000

"Троица. Продолжение Чаепития"

150,000

"Чаепитие в Рассудово"

210,000

"Гамма. Семь обнажённых"

33,000

"Обнажённая №7. Си."

33,000

"Холодное лето 2017-го"

141,000

"Кампанелла"

60,000

"Брют. Мечтательница"

33,000

"Любители кофе. Памяти Григория."

90,000

"Холодное лето 2017-го"

80,000

"Аккордеонист"

25,000

Лилии в вазе

35,000

Королевские лилии

49,999

"Любительница кофе 2017"

10,000

Красные розы

"ЛЯ. Обнаженная №6"

"Обнажённая №4. ФА"

33,000

"Обнажённая №5. Соль"

33,000

"Обнажённая №1. До." холст, масло, 46*70.

"Обнажённая №3. Ми"

"Моя жена похожа на Жанну Эбютерн"

Обнажённая №2. РЕ.

"К вопросу об устойчивости человеческих...

"Кофе и Брют"

"Зелёный диван"

"Времена года"

Брют

50,000

"Танец"

90,000

"К вопросу о ценности человеческой жизни"

"Любительница кофе 2016"

180,000

Little miss,sweet dreams,R-O-D

www.gallereo.ru

Экспрессионизм — WiKi

«Крик» норвежского художника Эдварда Мунка (1893) — своеобразная витрина искусства экспрессионизма

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала 20 века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением[1][2]. Очень распространены мотивы боли и крика.

Происхождение термина

  В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.

В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний — при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко.

Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм»:

Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … <Экспрессионист отрицает…> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <…и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывает их через простые формулы и символы.

Обращение немецких писателей и художников начала XX века к хаосу чувств происходило в контексте переоткрытия «дионисийского», иррационального начала искусства, о котором писал Ницше в трактате «Рождение трагедии» (1871).

Экспрессионизм в живописи

Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые в конце XIX века, открывая новые экспрессивные возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний. Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора при всей индивидуальности манер этих художников пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.

Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации, которые они передавали при помощи угловатых, искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. Малопримечательные, на первый взгляд, картины современной уличной жизни получали под кистью экспрессионистов бьющую через край эмоциональную окраску.

В 1910 г. группа художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном отделилась от Берлинского сецессиона и образовала Новый сецессион. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник», идеологом которой выступал Василий Кандинский. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Художники этого объединения слабо озабочены кризисным состоянием общества, их произведения менее эмоциональны. Лирические и абстрактные ноты образуют в их работах новую гармонию, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.

Когда в Веймарской республике после 1924 года установилась относительная стабильность, невнятность идеалов экспрессионистов, их усложнённый язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату этого течения. С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться.

Тем не менее отдельные художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий. Пастозные, резкие, нервные мазки и дисгармоничные, изломанные линии отличают работы крупнейших экспрессионистов Австрии — О. Кокошки и Э. Шиле. В поисках наивысшей эмоциональной выразительности французские художники Жорж Руо и Хаим Сутин резко деформируют фигуры изображаемых. Макс Бекман преподносит сцены богемной жизни в сатирическом ключе с налётом цинизма.

Из числа крупных представителей течения только Кокошка (1886—1980) застал возрождение всеобщего интереса к экспрессионизму в конце 1970-х гг. (см. неоэкспрессионизм).

Экспрессионизм в литературе

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определённое влияние это направление имело и в сопредельных европейских странах: Польше (Т. Мичинский), Чехословакии (К. Чапек), России (Л. Андреев), Украине (В. Стефаник) и др.

В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. На немецком языке писали также авторы т. н. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Среди пражских писателей этой группы — Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер.

Предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период предэкспрессионизма, связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). Георг Гейм, Георг Тракль и другие авторы того времени не называли себя экспрессионистами; они были причислены к их кругу литературоведами позднейшего времени. Вместо термина «экспрессионизм» в то время оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др.

Экспрессионизм в театре и танце

  Экспрессионистская постановка в США 1930-х годов

Экспрессионистская драма возникла с опорой на наследие А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Психологизм драматургов предыдущего поколения, как правило, отрицается. Вместо индивидуальностей в пьесах экспрессионистов действуют обобщённые фигуры-символы (например, Мужчина и Женщина). Главный герой зачастую испытывает духовное прозрение и восстаёт против фигуры отца.

К примеру, в пьесе Кокошки «Убийца» (поставлена в 1909) упор сделан не на окружающем мире, а на психическом состоянии индивида, который изливает свою душу в длинных монологах. Его сложные для понимания речи выявляют душевный диссонанс и неспособность найти общий язык со старшими.

Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США (Юджин О’Нил) и России (пьесы Л. Андреева), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела — резких движений и характерных жестов (биомеханика).

Той же цели передачи острых эмоциональных состояний танцора через его пластику служит экспрессионистский танец модерн Мэри Вигман (1886—1973) и Пины Бауш (1940—2009). Мир балета с эстетикой экспрессионизма впервые познакомил Вацлав Нижинский; его постановка балета «Весна священная» (1913) обернулась одним из самых грандиозных скандалов в истории сценического искусства.

Экспрессионизм в кинематографе

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты экспрессионистского кинематографа, который расцвёл на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы. К числу крупнейших представителей этого движения относят Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Вегенера, П. Лени.

Во второй половине 1920-х на смену экспрессионизму приходит «новая вещественность», представленная, в частности, фильмами Г. В. Пабста. Однако даже на исходе веймарского периода Фриц Ланг ставит крупнобюджетные фильмы, рассчитанные на самую широкую публику и содержащие, хотя и в «разбавленном» виде, основные элементы экспрессионистской эстетики, — «Метрополис», «Город ищет убийцу», «Завещание доктора Мабузе».

После прихода власти нацистов в 1933 году многие кинематографисты экспрессионистского направления, включая Ланга, перебрались в Голливуд, где внесли весомый вклад в формирование американских жанров фильма ужасов и фильма-нуар.

Экспрессионизм в архитектуре

В конце 1910-х и начале 1920-х гг. архитекторы северогерманской кирпичной и Амстердамской групп использовали для самовыражения новые технические возможности, которые им предоставляли такие материалы, как усовершенствованный кирпич, сталь и стекло. Архитектурные формы уподоблялись объектам неживой природы; в отдельных биоморфных конструкциях той эпохи видят зародыш архитектурной бионики.

Ввиду тяжелого финансового состояния послевоенной Германии самые смелые проекты экспрессионистских сооружений, впрочем, остались невоплощёнными. Вместо строительства реальных зданий архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.

Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле «новой вещественности» (см. Баухаус).

Экспрессионистское направление в архитектуре возрождается в послевоенный период под названием структурного экспрессионизма. Грандиозные объекты неоэкспрессионистской архитектуры разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка (TWA Flight Center в аэропорту им. Кеннеди, арх. Эро Сааринен) до Австралии (Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон).

Экспрессионизм в музыке

Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским — идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Музыка экспрессионистов воплотила в себе трагическое видение мира, порождённое столкновением высоких духовных устремлений с реалиями мировых войн. Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого.

Примечания

Библиография

Альбомы, монографии, сборники статей

Энциклопедии, словари

  • Ришар Лионель. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка = Encyclopédie de l'Expressionnisme: Peinture et Gravure. Sculpture. Architecture. Littérature. La Scène expressionniste. Théâtre. Cinéma. Musique / Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачёв. — М.: Республика, 2003. — 432 с. — 5000 экз. — ISBN 5-250-01846-7.
  • Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П. М. Топер. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. — 736 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9208-0287-3.

Статьи

ru-wiki.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта