Неожиданные работы физика Ричарда Фейнмана. Картины фейнмана


Это, конечно, живопись, мистер Фейнман...

Джерри оказался хорошим учителем, давшим Фейнману основы предмета; затем Дик поступил на заочный курс живописи в Международной художественной школе, где овладел рисованием карандашом, пастелью, акварелью и маслом, правда, закончить его не удосужился... Вот на масле Ричард и прекратил свои занятия в этой школе, считая, что он взял всё, что мог!

1 Самый первый рисунок.jpgСамый первый рисунок, 1962 год

Дабни Зортиан, 1964 + Женский портрет.pngДабни Зортиан, 1964 годЖенский портрет

Набросок чердачного окна с последней линией, проведённой Карлом - сыном Ф,1964

Набросок чердачного окна с последней линией, проведённой Карлом – сыном Фейнмана,1964 год

Марта Бриджес ,1965.jpgМарта Бриджес, 1965 год

Поль Дирак,1965.jpgПоль Дирак, 1965 год

.jpgМаленький натюрмортик

 Мужской портрет

 Карандашный набросок к портрету

Портрет молодой женщины, 1967 годЗатем по совету друзей, видевших прогресс в его рисунках, он продолжил своё живописное образование в Художественном музее Пасадины, где проводили уроки рисования с обнаженными натурщицами. В то время я вел вечерний курс рисования в Художественном музее Пасадины. Файнман был учеником в моей группе. Он всегда улыбался. Его улыбку невозможно забыть. Он слушал меня внимательнее других студентов и чаще задавал вопросы. Все, что его интересовало, он впитывал в себя как губка. Его интересовало не столько искусство в целом, сколько линия – красота линии женского тела. Сначала я ничего не знал о Файнмане. Потом кто-то сказал мне, что он один из самых великих физиков из ныне живущих. После этого я в шутку хвастался, что на моем курсе рисования обучаются нобелевские лауреаты (вспоминал Walter Askin)

Ню. Фейнман- -.pngОбнажённые фигуры

Сидящая обнажённая.jpgСидящая обнажённая, 1968 год

ПЖ.jpg

Женский портрет

Рисунки Ричарда Фейнмана- -.jpgЛежащая обнажённая

Позирующая женщина 1968.jpgПозирующая женщина 1968 год

Как-то я вошел с залитой полуденным солнечным светом улицы в Пасадине в ресторанный сумрак. Ресторан Жианонни. Через минуту, когда мои зрачки расширились я увидел Дика сидящего за столом в другом конце комнаты. Нас разделял огромный круглый то-ли стол, то-ли эстрада. В принципе за этим столом-эстрадой можно было поесть. При этом вы должны были быть готовы чуть ниже вашего носа увидеть туфли танцовщицы на высоких каблуках, чуть выше – красивые ножки, ну а еще выше, в метре от вашего гамбургера с французской картошкой, обнаженную грудь. Танцовщица скользила по кругу. На расстоянии пары метров от стола-эстрады сидел Дик и делал наброски в своем блокноте. Я к нему присоединился. Мы сказали друг другу "привет" и он снова погрузился в работу. В его блокноте я увидел почти завершенный рисунок полуобнаженной модели. Потом Дик заказал себе ланч и мы поговорили о том о сем... Было видно, что Дик был частым гостем (вспоминал коллега и ученик Фейнмана Альберт Хиббс)

 Женский портрет, 1968 год

Женский портрет 1968 (1).jpgЖенский портрет 1968 год

 Танцовщица в баре Жианнони, 1968 год

Как-то Дик рассказал мне, что получил нагоняй от матери. Он довольно часто заходил в ресторан Жианонни, в котором рисовал танцовщиц разной степени раздетости. Однажды туда заглянула полиция; они нашли какое-то нарушение. Состоялся суд. Файнман выступил в суде как свидетель защиты Жианонни. Каким-то образом об этом узнала его мать. Ее это расстроило (Walter Askin)

2 Кэти Мак-Альпайн Майерс

 Кэти Мак-Альпайн Майерс, 1968 год

Кэти Мак-Альпайн Майерс.jpg

Кэти Мак-Альпайн Майерс

Сидящая фигура.jpgСидящая фигура

Лежащая обнаженная - --.jpgЛежащая обнаженная

Обнаж. со спины, 1972.jpg

Обнажённая со спины, 1972 год

Фейнман любил работать с обнаженными до пояса моделями, нарисовав не один десяток подобных картин. Мeня часто спрашивают: Каково быть дочерью Ричарда Фейнмана?.. Для меня было совершенно естественным то, что каждый понедельник вечером раздавался стук в дверь, папа открывал, на пороге стояла гибкая молодая женщина, и они вместе спускались в папин кабинет. Обычно папа занимался набросками с натуры несколько часов подряд. Он никогда их не выбрасывал. Некоторые его натурщицы становились нашими друзьями, иногда приносили домашние пироги, а одна из них как-то подарила нам щенка. Мама не возражала; наоборот, она поддерживала папу в его увлечении (Мишель Фейнман)

1973.pngЖенские портреты, 1973 год

Woman Sleeping by Richard Feynman.jpg

Спящая женщина

Женские профили copy.pngЖенские профили

Feynman ЖП 1975.jpgЖенский портрет, 1975 год

 Спящая обнажённая

Ж. профиль - -, (7).jpgЖенский портрет, 1975 год

Ж. профиль - -, (10).jpgЖенский портрет, 1975 год

Женское лицо.jpgЖенское лицо

Поселок на холме

За небольшой промежуток времени Ричард написал множество рисунков, значительная часть которых была сделана по заказу. Ему нравилась ситуация, когда он должен был выполнить заказ, деньги его не интересовали, но ему хотелось, чтобы его рисунки приобретали не потому, что их нарисовал нобелевский лауреат, профессор физики Фейнман. Потому по совету своего друга Дадли Райта он подписывал свои работы Ofay (Офей). Так обитатели Гарлема называют белых. Узнав это, Ричард сказал, что поскольку он действительно белый, то его этот псевдоним вполне устраивает.

Ганс Бете-.jpgГанс Бете

12.jpgЖенский портрет

Боб Сэдлер.jpgБоб Сэдлер, 1980 год

11550.jpg

Мишель Фейнман, приёмная дочь учёного, 1981 год

 Мишель Фейнман, 1981 год

 Хизер Нили и Мишель Фейнман 1981 год

33-13.jpgЛиза Пампелли Ван Сант, 1981 год

Женский портрет, 1983 год

Ричард Фейнман написал портреты своих близких друзей, жены и дочери, а так же профессиональных моделей. Последние 15 лет он болел тяжёлой и редкой формой онкологического заболевания (о чём мало кто догадывался и знал), перенёс четыре операции и очень страдал от болей, но никто его никогда не видел угнетённым и подавленным. Напротив, Ричард выглядел бодрым и весёлым, и по обыкновению шутил. Возможно преодолевать недуг ему помогали в том числе и занятия живописью...

Ричард Фейнман за мольбертом, 1985 год

ЖПорт - -.jpgЖенский портрет

1 со спины, 1985.pngОбнажённая со спины, 1985 год

Рисунки Ричарда Фейнмана4.jpgОбнажённая со спины

Жен. Пор.pngЖенские портреты

Ж. головка, 1985.jpg

Женская головка, 1985 год

1-минутная зарисовка 1985.jpgОдноминутная зарисовка, 1985 год

 Лист с уравнениями и набросками, 1985 год

Женский портрет 1985.jpgЖенский портрет 1985 год

со спины 1985 г.jpgОбнажённая со спины 1985 год

rufus-richard-feynman.jpgРуфус, 1985 год

Женский портрет, 1987Через 7 лет после смерти Ричарда Фейнмана в 1995 году его дочь Мишель издала не только книжку писем отца, но и книгу-альбом рисунков и набросков, обнаруженных ею в его офисе, благодаря чему теперь и мы можем расширить своё представление об этом неординарном человеке и учёном, увидеть его портреты и рисунки...

pro100-mica.livejournal.com

Ричард Фейнман — великий физик и тайный художник

feynmanart3

Мы всегда знали, что талантливые люди — талантливы во всем. Ричард Фейнман, Нобелевский лауреат, родоначальник квантовой аэродинамики и один из создателей атомной бомбы (поверьте, он потом очень об этом сожалел), не только написал книгу о своем опыте употребления марихуаны и кетамина  (а так же — вскрывания сейфов) под названием «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», но и был очень талантливым художником. Как оказалось. Книгу его рисунков The Art of Richard P. Feynman: Images by a Curious Character предваряет объяснение самого Фейнмана, который начал свои занятия творчеством в довольно позднем возрасте 44 лет и так увлекся, что не останавливался до самой смерти в 1988 году.

«Я очень хотел научиться рисовать, по причинам, которые я для себя определил, как желание выразить свои эмоции относительно красоты этого мира. Это трудно описать, потому что — это эмоции. Это аналогично ощущениям, какие религия испытывает по отношению к Богу, управляющему всем во вселенной: невозможно внятно выразить свои мысли о том как появились вещи и обрели разные свойства, будучи созданы и подчиняясь той же организации и тем же законам физики. Это — оценка математической красоты природы и того, как она работает изнутри, реализация того феномена, результат которого мы видим во внутренней работе атомов, чувства, насколько это масштабно и прекрасно. Это чувство благоговения — научного благоговения — которое я испытывал, и которое можно передать кому-то, кто чувствует похожее, через рисунок. Я мог бы напомнить ему таким образом, на мгновение, о торжестве вселенной.

feynmanart1

Однажды Фейнман решил продавать свои рисунки по совету друга, который неоднократно говорил ему, что люди настолько преклоняются перед его научными достижениями, что им будет невероятно любопытно посмотреть на ученого, который балуется живописью. Так что он решил взять псевдоним: Ofey.

«Мой друг Дадли Райт предложил ‘Au fait’, что по-французски значит «сделано». Я записал его как O-f-e-y — так черные называли «белых». Но, прежде всего, я был белым, так что посчитал это правильным».

feynmanart7

feynmanart9

feynmanart10

В том же предварительном описании к книге, Фейнман пишет и о разнице между преподавании точных наук и рисунка:

«Я заметил, что учитель не слишком много объясняет (единственное, что он мне говорил — что мой рисунок слишком большой или слишком маленький, относительно листа бумаги). Вместо этого, он пытался вдохновить нас экспериментировать с новыми подходами. Я подумал о том, как мы учим физике: у нас так много техник — так много математических методов — что мы не перестаем говорить студентам, как делать то или другое. С другой стороны, учитель рисования вообще боится сказать тебе что-либо. Если штрих у тебя слишком толстый, учитель не скажет: «Твой штрих слишком толстый», потому что было множество художников, создававших прекрасные картины жирными штрихами. Учитель не желает подталкивать тебя в каком-то направлении. Так что у учителей рисования проблема коммуникации со студентом о том, как рисовать… это осмос, а не четкие инструкции, тогда как учителя физики всегда учат технике, а не духу того, как решать физические проблемы.»

feynmanart12

feynmanart13

feynmanart16

excitermag.net

Неожиданные работы физика Ричарда Фейнмана / Ричард Фейнман, искусство

Брейн Пикингс собрал большую коллекцию работ Фейнмана. Он приводит следующий отрывок из эссе «Это искусство весьма забавно, мистер Фейнман!»:

Мне очень хотелось научиться рисовать по причине, которую я держал в себе. Я хотел передать эмоции, которые во мне рождает красота мира. Но сделать это невероятно трудно. Это похоже на чувства, вызываемые религией, Богом, который управляет всем во Вселенной.

Есть что-то общее в понимании того, как разные предметы и явления, которые вы чувствуете и осязаете подчинены одной системе, одним и тем же физическим законам.

Это оценка математической красоты природы, её внутреннее содержание; осознание того, что явления, которые мы видим, это результат сложного взаимодействия атомов. Это чувство благоговения - научного благоговения – могло быть передано только через рисунок, в котором я пытался хоть немного выразить всю прелесть Вселенной.

Фейнман продавал свои работы под псевдонимом "Офей" - так афроамериканцы называли белых, надеясь избежать коллекционеров, которые покупали бы его картины исключительно из-за академической репутации ученого. К сожалению, часть рисунков Ричарда Фейнмана, находящиеся у его дочери Мишель, больше не выставляются, но у Брейна Пикингса хранится большая коллекция его зарисовок.

Рисунки Фейнмана на листе с математическими формулами

наброски скетчи рисунки

Студийные эскизы и наброски

Ричард Фейнман наброски скетчи рисунки-студийные наброски

Танцовщица в баре Gianonni

Обнаженная натура спина

Обнаженная натура спина

Танцовщица в баре Gianonni

Спящая девушка, обнаженная натура

обнаженная натура сон

Мишель Фейнман, приемная дочь автора

Michelle Feynman

Один из первых рисунков мистера Фейнмана, линия карандашом поверх чужого этюда, автору здесь 2 года.

рисунок поверх наброска

www.qwrt.ru

Это, конечно, живопись, мистер Фейнман...: falyosa

Джерри оказался хорошим учителем, давшим Фейнману основы предмета; затем Дик поступил на заочный курс живописи в Международной художественной школе, где овладел рисованием карандашом, пастелью, акварелью и маслом, правда, закончить его не удосужился... Вот на масле Ричард и прекратил свои занятия в этой школе, считая, что он взял всё, что мог!

1 Самый первый рисунок.jpgСамый первый рисунок, 1962 год

Дабни Зортиан, 1964 + Женский портрет.pngДабни Зортиан, 1964 годЖенский портрет

Набросок чердачного окна с последней линией, проведённой Карлом - сыном Ф,1964Набросок чердачного окна с последней линией, проведённой Карлом – сыном Фейнмана,1964 год

Марта Бриджес ,1965.jpgМарта Бриджес, 1965 год

Поль Дирак,1965.jpgПоль Дирак, 1965 год

.jpgМаленький натюрмортик

 Мужской портрет

 Карандашный набросок к портрету

Портрет молодой женщины, 1967 годЗатем по совету друзей, видевших прогресс в его рисунках, он продолжил своё живописное образование в Художественном музее Пасадины, где проводили уроки рисования с обнаженными натурщицами. В то время я вел вечерний курс рисования в Художественном музее Пасадины. Файнман был учеником в моей группе. Он всегда улыбался. Его улыбку невозможно забыть. Он слушал меня внимательнее других студентов и чаще задавал вопросы. Все, что его интересовало, он впитывал в себя как губка. Его интересовало не столько искусство в целом, сколько линия – красота линии женского тела. Сначала я ничего не знал о Файнмане. Потом кто-то сказал мне, что он один из самых великих физиков из ныне живущих. После этого я в шутку хвастался, что на моем курсе рисования обучаются нобелевские лауреаты (вспоминал Walter Askin)

Ню. Фейнман- -.pngОбнажённые фигуры

Сидящая обнажённая.jpgСидящая обнажённая, 1968 год

ПЖ.jpgЖенский портрет

Рисунки Ричарда Фейнмана- -.jpgЛежащая обнажённая

Позирующая женщина 1968.jpgПозирующая женщина 1968 год

Как-то я вошел с залитой полуденным солнечным светом улицы в Пасадине в ресторанный сумрак. Ресторан Жианонни. Через минуту, когда мои зрачки расширились я увидел Дика сидящего за столом в другом конце комнаты. Нас разделял огромный круглый то-ли стол, то-ли эстрада. В принципе за этим столом-эстрадой можно было поесть. При этом вы должны были быть готовы чуть ниже вашего носа увидеть туфли танцовщицы на высоких каблуках, чуть выше – красивые ножки, ну а еще выше, в метре от вашего гамбургера с французской картошкой, обнаженную грудь. Танцовщица скользила по кругу. На расстоянии пары метров от стола-эстрады сидел Дик и делал наброски в своем блокноте. Я к нему присоединился. Мы сказали друг другу "привет" и он снова погрузился в работу. В его блокноте я увидел почти завершенный рисунок полуобнаженной модели. Потом Дик заказал себе ланч и мы поговорили о том о сем... Было видно, что Дик был частым гостем (вспоминал коллега и ученик Фейнмана Альберт Хиббс)

 Женский портрет, 1968 год

Женский портрет 1968 (1).jpgЖенский портрет 1968 год

 Танцовщица в баре Жианнони, 1968 год

Как-то Дик рассказал мне, что получил нагоняй от матери. Он довольно часто заходил в ресторан Жианонни, в котором рисовал танцовщиц разной степени раздетости. Однажды туда заглянула полиция; они нашли какое-то нарушение. Состоялся суд. Файнман выступил в суде как свидетель защиты Жианонни. Каким-то образом об этом узнала его мать. Ее это расстроило (Walter Askin)

2 Кэти Мак-Альпайн Майерс

 Кэти Мак-Альпайн Майерс, 1968 год

Кэти Мак-Альпайн Майерс.jpg

Кэти Мак-Альпайн Майерс

Сидящая фигура.jpgСидящая фигура

Лежащая обнаженная - --.jpgЛежащая обнаженная

Обнаж. со спины, 1972.jpgОбнажённая со спины, 1972 год

Фейнман любил работать с обнаженными до пояса моделями, нарисовав не один десяток подобных картин. Мeня часто спрашивают: Каково быть дочерью Ричарда Фейнмана?.. Для меня было совершенно естественным то, что каждый понедельник вечером раздавался стук в дверь, папа открывал, на пороге стояла гибкая молодая женщина, и они вместе спускались в папин кабинет. Обычно папа занимался набросками с натуры несколько часов подряд. Он никогда их не выбрасывал. Некоторые его натурщицы становились нашими друзьями, иногда приносили домашние пироги, а одна из них как-то подарила нам щенка. Мама не возражала; наоборот, она поддерживала папу в его увлечении (Мишель Фейнман)

1973.pngЖенские портреты, 1973 год

Woman Sleeping by Richard Feynman.jpgСпящая женщина

Женские профили copy.pngЖенские профили

Feynman ЖП 1975.jpgЖенский портрет, 1975 год

 Спящая обнажённая

Ж. профиль - -, (7).jpgЖенский портрет, 1975 год

Ж. профиль - -, (10).jpgЖенский портрет, 1975 год

Женское лицо.jpgЖенское лицо

 Поселок на холме

За небольшой промежуток времени Ричард написал множество рисунков, значительная часть которых была сделана по заказу. Ему нравилась ситуация, когда он должен был выполнить заказ, деньги его не интересовали, но ему хотелось, чтобы его рисунки приобретали не потому, что их нарисовал нобелевский лауреат, профессор физики Фейнман. Потому по совету своего друга Дадли Райта он подписывал свои работы Ofay (Офей). Так обитатели Гарлема называют белых. Узнав это, Ричард сказал, что поскольку он действительно белый, то его этот псевдоним вполне устраивает.

Ганс Бете-.jpgГанс Бете

12.jpgЖенский портрет

Боб Сэдлер.jpgБоб Сэдлер, 1980 год

11550.jpgМишель Фейнман, приёмная дочь учёного, 1981 год

 Мишель Фейнман, 1981 год

 Хизер Нили и Мишель Фейнман 1981 год

33-13.jpgЛиза Пампелли Ван Сант, 1981 год

Женский портрет, 1983 год

Ричард Фейнман написал портреты своих близких друзей, жены и дочери, а так же профессиональных моделей. Последние 15 лет он болел тяжёлой и редкой формой онкологического заболевания (о чём мало кто догадывался и знал), перенёс четыре операции и очень страдал от болей, но никто его никогда не видел угнетённым и подавленным. Напротив, Ричард выглядел бодрым и весёлым, и по обыкновению шутил. Возможно преодолевать недуг ему помогали в том числе и занятия живописью...

Ричард Фейнман за мольбертом, 1985 год

ЖПорт - -.jpgЖенский портрет

1 со спины, 1985.pngОбнажённая со спины, 1985 год

Рисунки Ричарда Фейнмана4.jpgОбнажённая со спины

Жен. Пор.pngЖенские портреты

Ж. головка, 1985.jpgЖенская головка, 1985 год

1-минутная зарисовка 1985.jpgОдноминутная зарисовка, 1985 год

 Лист с уравнениями и набросками, 1985 год

Женский портрет 1985.jpgЖенский портрет 1985 год

со спины 1985 г.jpgОбнажённая со спины 1985 год

rufus-richard-feynman.jpgРуфус, 1985 год

Женский портрет, 1987Через 7 лет после смерти Ричарда Фейнмана в 1995 году его дочь Мишель издала не только книжку писем отца, но и книгу-альбом рисунков и набросков, обнаруженных ею в его офисе, благодаря чему теперь и мы можем расширить своё представление об этом неординарном человеке и учёном, увидеть его портреты и рисунки...

falyosa.livejournal.com

Искусство великого физика Ричарда Фейнмана

Искусство великого физика Ричарда Фейнмана

12 января 2017

Коллекция малоизвестных скетчей и рисунков выдающегося физика, которую более 25 лет собирала его дочь Мишель, начиная с 1962 года и до конца 1987, за год до смерти Фейнмана.

Подобно Сильвии Плат и королеве Виктории, лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман – один из изобретателей ядерной бомбы, профессионал в научной культуре, борец за честность, взломщик сейфов любого уровня сложности, игрок на бонго – помимо всего прочего, был удивительно одаренным художником. Он начал рисовать в 44 года в 1962 году вскоре после разработки визуального языка для своих известных Фейнмановских диаграмм и после ряда дружеских баталий на тему науки и искусства с приятелем художником Джерри Зортианом. С тех пор Фейнман продолжал рисовать до конца своей жизни – рисовал как портреты других выдающихся физиков, так и портреты своих детей, а также делал наброски обнаженных моделей.

В своей автобиографической книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» в главе про свое увлечение рисованием, Фейнман размышлял на тему пересечения науки и искусства: «Сам-то я научиться этому был бы только рад – по причине, о которой я никогда никому не рассказывал: мне хотелось передать мое чувство красоты мира. Описать его словами трудно – как-никак чувство. Оно похоже на чувство верующего к Богу, который правит всем, что происходит во Вселенной: думая о том, как множество вещей, которые и выглядят разными, и ведут себя совсем по-разному, управляются «за сценой» одной и той же системой, одними физическими законами, вы проникаетесь ощущением некой всеобщности. Это восприятие математической красоты природы, ее внутреннего устройства; понимание того, что наблюдаемые нами явления есть результат сложной внутренней работы атомов; ощущение того, насколько драматична и удивительна эта работа. Вот это благоговение – благоговение ученого, – по моим представлениям, можно было передать посредством рисунка другому человеку, которому оно также не чуждо. Рисунок мог бы хотя бы на миг напомнить ему ощущение величия Вселенной».

Однажды Фейнман решил начать продавать свои работы по совету друга. В связи с тем, что он был выдающимся физиком и не хотел, чтобы это повлияло на востребованность его работ, Фейнман решил взять псевдоним Офей (от французского слова «Au Fait», что в переводе означает «Готово» или «Сделано»).

В своей книге Фейнман также описывал свои наблюдения о различие между преподаванием искусства и науки. Он писал: «Я обратил внимание на то, что преподаватель говорил ученикам очень немногое (мне он только и сказал, что мой рисунок слишком мал для такого листа). Вместо этого он пытался вдохновить нас на эксперименты с новыми подходами. И я задумался над тем, как мы преподаем физику: у нас так много чисто технических приемов, так много математических методов, что мы все время объясняем студентам, как что следует делать. А вот учитель рисования едва ли решится втолковать нам вообще что-либо. Если наши линии чересчур жирны, он не скажет: «У вас слишком жирные линии», хотя бы потому, что кое-кто из художников придумал, как создавать замечательные картины, пользуясь именно жирными линиями. Учитель просто не хочет подталкивать нас в конкретном направлении. Его задача – научить нас рисовать, руководствуясь не инструкциями, а нашим собственным пониманием этого дела, преподаватель же физики видит свою задачу в том, чтобы научить всех не столько духу физики, сколько техническим приемам решения физических задач».

«Чтобы иметь побольше практики, я записался на заочные курсы Международных заочных школ, и, должен сказать, дело там было поставлено очень неплохо. Сначала меня просили изображать пирамиды и цилиндры, с тенями и тому подобным. Учили нас многому – рисунку, работе пастелью, акварельными и масляными красками. Но под конец обучения я выдохся: написал маслом картину, однако на курсы ее так и не отправил. Мне присылали оттуда письма, уговаривали учиться дальше. Очень хорошие были курсы».

«Впрочем, рисовать я продолжал дальше и сильно этим делом увлекся. Если я попадал на какое-то большое собрание, <…> то я рисовал окружающих. Я постоянно таскал с собой небольшой блокнот и делал наброски, где бы я ни оказался.

«Когда я только еще начал заниматься рисованием, одна знакомая, увидев то, что у меня получалось, сказала: – Вы бы пошли в Художественный музей Пасадены. Там есть классы рисования, в них позируют натурщицы – обнаженные. – Не нут, – сказал я, – рисовальщик из меня плохонький, мне в таком классе будет не по себе. – Ничего не плохонький, видели бы вы, что там у некоторых получается! Ну я набрался храбрости и пошел туда. На первом занятии нас рассказали о «газетной бумаге» – это такие листы низкосортной бумаги размером с газету – и о том, какого рода карандаши и угли мы должны с собой принести. На второе пришла натурщица, и нам дали десять минут, чтобы ее изобразить.

Я начал рисовать ее, однако, когда десять минут истекли, только и успел, что закончить левую ногу. Огляделся вокруг – вижу, все остальные уже нарисовали натурщицу целиком, да еще и тень за ее спиной изобразили, в общем, с заданием справились.

И я понял, что замахнулся на нечто для меня непосильное. Однако в конце занятия натурщица согласилась попозировать нам еще полчаса. Я очень старался и – с великим, правда, трудом, – успел закончить набросок. На этот раз какая-то надежда во мне затеплилась, хотя бы половинная. И прикрывать мой рисунок, как делал прежде со всеми прочими, я не стал.

Мы начали обходить зал, смотреть, кто как справился с заданием, и я увидел, что на самом деле умеют делать эти ребята: они изображали натурщицу во всех подробностях и со всеми тенями, успев добавить лежавшую на скамье, на которой она сидела, книжку, возвышение – ну все! Уголь у них так и порхал по всей бумаге – ширк-ширк-ширк-ширк-ширк, – и я понял, что безнадежен, полностью безнадежен.

Возвращаюсь я, чтобы прикрыть его, к моему рисунку, который и состоял то из нескольких линий, теснившихся в верхнем левом углу газетной бумаги <…>, и обнаруживаю, что около него уже стоит несколько человек. «О, смотрите-ка, – говорит один из них. – Ни одной лишней линии!»

Ричард Фейнман продолжал рисовать до конца своей жизни. Влюбленный в жизнь и имея огромное количество серьезных увлечений, Фейнман использовал любую возможность, чтобы научиться чем-то новому, что касалось и его страсти к рисованию.

Материал подготовлен на основе статью на сайте brainpickings.org, а также на основе книги Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», выпущенной Издательством АСТ в 2016 году в перевода с английского С. Ильина.

oilyoil.com

Выдающийся американский учёный Ричард Фейнман: биография и достижения, цитаты

Ричард Филлипс Фейнман (годы жизни - 1918-1988) - выдающийся физик из США. Он является одним из основателей такого направления, как квантовая электродинамика. В период с 1943 по 1945 год Ричард участвовал в разработке атомной бомбы. Он также создал метод интегрирования по траекториям (в 1938 году), метод диаграмм Фейнмана (в 1949 году). С их помощью можно объяснить такое явление, как превращение элементарных частиц. Ричард Фейнман также предложил в 1969 году партонную модель нуклона, теорию квантованных вихрей. В 1965 году совместно с Дж. Швингером и С. Томонагой он получил Нобелевскую премию по физике.

манхэттенский проект

Детство Ричарда

Ричард Фейнман родился в еврейской обеспеченной семье. Родители его (возможно, только отец или даже дед были выходцами из России), Люсиль и Мелвилл, проживали в Фар Рокэвей, что находится в Нью-Йорке, на юге Куинса. Отец его работал на швейной фабрике в отделе сбыта. Он очень уважал ученых, испытывал страсть к науке. Мелвилл оборудовал дома маленькую лабораторию, в которой разрешал играть своему сыну. Отец сразу же решил, что если на свет появится мальчик, то он будет ученым. От девочек в те годы не ожидалось научное будущее, хотя они и могли получить академическую степень. Однако Джоан Фейнман, младшая сестра Ричарда, опровергла это мнение. Она стала известным астрофизиком. Мелвилл старался с раннего детства вызвать у Ричарда интерес к познанию мира. Он подробно отвечал на вопросы ребенка, в ответах используя знания из физики, биологии, химии. Мелвилл часто ссылался на различные справочные материалы. Во время обучения он не применял давление, никогда не говорил сыну о том, что тот должен стать ученым. Мальчику нравились химические фокусы, которые демонстрировал ему отец. Вскоре Ричард сам их освоил и стал собирать соседей и друзей, для которых устраивал эффектные шоу. Фейнман унаследовал от своей матери чувство юмора.

Первая работа

В 13 лет Ричард получил свою первую работу - он начал ремонтировать радиоприемники. Мальчик приобрел известность - к нему обращались многие соседи, так как, во-первых, Ричард качественно и быстро чинил их, а во-вторых, он старался логически определить причину неисправности до того, как приступал к работе. Соседи восхищались Фейнманом-младшим, который всегда думал, прежде чем разобрать очередной радиоприемник.

Обучение

После окончания четырехлетнего обучения на факультете физики Массачусетского технологического института Ричард Фейнман продолжил получать образование в Принстонском университете. В годы Второй мировой войны он попробовал отправиться добровольцем на фронт, однако был несправедливо отсеян во время психиатрической проверки.

Женитьба на Арлин Гринбаум

ричард фейнман книги

Ричард Фейнман продолжил обучение, теперь уже на степень доктора философии. В это время он женился на Арлин Гринбаум. В эту девушку Ричард был влюблен с 13 лет, а в 19 - помолвлен с ней. Арлин к моменту свадьбы была обречена на смерть, поскольку болела туберкулезом.

Родители Ричарда были против их свадьбы, однако Фейнман все-таки поступил по-своему. Свадьбу сыграли по пути на вокзал перед отбытием в Лос-Аламос. Бухгалтер и счетовод, служащие мэрии Ричмонда, выступили свидетелями. На церемонии не присутствовали родственники новобрачных. Когда настало время поцеловать невесту, Фейнман, помня о ее болезни, запечатлел поцелуй на ее щеке.

Участие в разработке атомной бомбы

Ричард в Лос-Аламосе принял участие в проекте разработки атомной бомбы (Манхэттенский проект). Он еще обучался в Пристоне, когда проводился набор персонала. Идею вступить в этот проект ему подал Роберт Уилсон, знаменитый физик. Фейнман сначала не горел энтузиазмом, однако затем он подумал о том, что будет, если первыми ее изобретут нацисты, и решил присоединиться к разработке. В то время как Ричард был занят таким ответственным делом, как Манхэттенский проект, жена его находилась в больнице расположенного неподалеку от Лос-Аламоса города Альбукерке. Они виделись каждые выходные. Физик Ричард Фейнман проводил все свои уик-энды с ней.

Фейнман становится взломщиком

Фейнман во время работы над проектом бомбы приобрел хорошие навыки взломщика сейфов. Ричард смог убедительно доказать то, что меры безопасности, применяемые в то время, были недостаточно эффективны. Он выкрал из сейфов других сотрудников информацию, связанную с разработкой атомной бомбы. Документы эти, правда, необходимы были ему для собственных исследований. В 1985 году была впервые опубликована автобиографическая книга, которую написал Ричард Фейнман ("Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!"). В ней он отметил, что из любопытства занимался открыванием сейфов (как и многими другими вещами в своей жизни). Ричард тщательно изучил этот предмет и обнаружил несколько уловок, которые опробовал в лаборатории на сейфовых шкафах. В данном деле ему нередко помогало везение. Все это создало Ричарду репутацию взломщика в его коллективе.

Игра на барабанах

ричард фейнман

Другим увлечением Ричарда была игра на барабанах. Он случайно однажды взял в руки барабан и с тех пор играл на нем практически каждый день. Ричард признавался, что практически не знал ритмов, однако использовал индейские, которые были довольно простыми. Иногда он брал с собой в лес барабаны, чтобы не беспокоить никого, пел и бил по ним палкой.

Новый этап в жизни

С 1950-х годов Ричард Фейнман, биография которого продолжается новым этапом жизни, работал в Калифорнийском технологическом институте исследователем. После окончания войны и смерти супруги он чувствовал себя опустошенным. Фейнмана не переставало удивлять множество писем с предложениями постов на кафедрах различных университетов. Его даже позвали работать в Принстон, в котором преподавали великие гении, такие как Эйнштейн. Фейнман в конце концов решил, что если мир его хочет, то получит. А вот оправдаются ли ожидания заполучить великого физика - это уже не его проблема. После того как Фейнман перестал сомневаться в себе, он вновь почувствовал прилив вдохновения и сил.

теоретическая физика

Основные достижения Ричарда

Ричард продолжил исследования в области своей теории квантовых превращений. Он также совершил прорыв в физике сверхтекучести в результате того, что к этому явлению применил уравнение Шредингера. Открытие это вместе с объяснением сверхпроводимости, которое было получено немного ранее тремя учеными, привело к тому, что теоретическая физика низких температур стала активно развиваться. Кроме того, Ричард вместе с М. Гелл-Манном, первооткрывателем кварков, работал над теорией так называемого слабого распада. Он проявляется лучше всего, когда происходит бета-распад свободного нейтрона на антинейтрино, электрон и протон. Эта теория Ричарда Фейнмана фактически открывала новый закон природы. Ученому принадлежит идея квантовых вычислений. Теоретическая физика сильно продвинулась вперед благодаря ему.

По просьбе академии в 1960-х годах Фейнман 3 года потратил на создание своего нового курса физики. К 1964 году относится публикация учебника под названием "Фейнмановские лекции по физике" (Ричард Фейнман), книги, которая и по сей день считается лучшим пособием для студентов-физиков. Кроме того, Ричард внес свой вклад в саму методологию научного познания. Своим студентам он разъяснял принципы научной честности, а также публиковал на эту тему соответствующие статьи (в частности, о культе карго).

Психологические эксперименты

Фейнман в 1960-х годах участвовал в экспериментах по сенсорной депривации, которые проводил Джон Лилли, его друг. В своей автобиографической книге, о которой мы уже упоминали, он описывает опыты галлюцинаций, которые он испытал в специальной камере, изолированной от всех внешних воздействий. Фейнман в ходе экспериментов даже курил марихуану, но отказался провести опыт с ЛСД, боясь повредить мозг.

События в личной жизни

В 1950-х годах Ричард повторно женился - на Мэри Лу. Однако он вскоре развелся, осознав, что принял за любовь чувство, которое было лишь сильным увлечением. На конференции в Европе в ранних 1960-х годах он встретил женщину, ставшую в будущем его третьей женой. Это была Гвинет Ховарт, англичанка. У пары родился ребенок Карл. Кроме того, они взяли также приемную дочь, которую звали Мишель.

Увлечение рисованием

Через некоторое время Фейнман начал интересоваться искусством для того, чтобы понять, какое влияние оно оказывает на людей. Ричард стал брать уроки рисования. Его работы поначалу не отличались красотой, однако с течением времени Фейнман наловчился и даже стал весьма неплохим портретистом.

Несостоявшаяся поездка

Ричард Фейнман вместе со своей супругой и другом Ральфом Лейтоном, который был сыном Роберта Лейтона, великого физика, в 1970-х годах задумали поездку в государство Тува. Это была в то время независимая страна, окруженная неприступными горами со всех сторон. Она была расположена между Монголией и Россией. Маленькое государство находилось под юрисдикцией СССР (Тувинская АССР). По мнению единственного исследователя, специализировавшегося на Туве, отчет об этой поездке мог бы удвоить знания о данном государстве. Перед путешествием Фейнман с женой перечитали всю существовавшую на тот момент в мире литературу об этой стране - две книги. Фейнман увлекался расшифровкой древних текстов, принадлежавших исчезнувшим цивилизациям, да и вообще загадками в истории человечества. В Тувинской АССР, как он предполагал, могли находиться разгадки множества мировых тайн. Однако визу ученому не дали, поэтому, к сожалению, так и не состоялась эта историческая поездка.

Эксперимент Фейнмана

физик ричард фейнман

Национальное Аэрокосмическое Агентство 28.01.1986 г. запустило космический челнок "Челленджер" многоразового использования. Через 73 с после старта он взорвался. Как оказалось, причиной стали ракетные ускорители, которые поднимали челнок и топливный бак. О недостатках конструкции и прогарах резины, уже имевших место, Фейнману сообщили ученые из Лаборатории реактивных двигателей. А генерал Кутина рассказал ему о том, что при запуске температура воздуха была близка к нулю, а в этих условиях наблюдается потеря эластичности резины. В ходе эксперимента, который Фейнман провел с помощью кольца, стакана со льдом и пассатижей, было показано, что кольцо при низких температурах теряло эластичность. Из-за нарушения герметичности горячие газы прожгли корпус. Это и произошло 28 января.

Продемонстрированный в прямом эфире эксперимент принес Фейнману славу человека, который разгадал тайну катастрофы (отметим, что незаслуженную), на которую он, впрочем, и не претендовал. Дело в том, что в НАСА было известно о том, что при низкой температуре запуск ракеты чреват катастрофой, однако было принято решение рискнуть. Обслуживающий персонал и техников, которые знали о возможной катастрофе, заставили молчать.

Болезнь и смерть

теория ричарда фейнмана

В 1970-х годах было обнаружено, что Ричард Фейнман болен раком, редкой его формой. Была вырезана опухоль, находившаяся в брюшном отделе, однако организм сильно пострадал. Отказалась работать одна из почек. Существенного влияния на ход болезни не оказали несколько повторных операций. Лауреат Нобелевской премии по физике был обречен.

Постепенно ухудшалось состояние Ричарда Фейнмана. В 1987 году у него нашли еще одну опухоль. Она была вырезана, однако Фейнман был уже очень слаб и все время мучился от боли. Он был вновь госпитализирован в 1988 году, в феврале. Помимо рака, врачи обнаружили также прорвавшуюся язву. Кроме того, оставшаяся почка отказала. Можно было подарить Ричарду еще несколько месяцев жизни, подключив искусственную почку. Однако он решил, что с него хватит, и отказался от медицинской помощи. Ричард Фейнман умер 15 февраля 1988 года. Его похоронили в Альтадене, в простой могиле. Прах его супруги покоится рядом с ним.

ричард фейнман цитаты

Автомобиль Фейнмана

Фейнман в 1975 году приобрел вэн Dodge Tradesman. Он был раскрашен в горчичные цвета, популярные в то время, а внутри выкрашен в оттенки зеленого. На этом автомобиле были нарисованы диаграммы Фейнмана, принесшие Ричарду Нобелевскую премию. На вэне он совершил множество длительных поездок. Ученый также заказал для него особые номерные таблички с надписями QANTUM.

Фейнман иногда ездил на работу на этом автомобиле, однако обычно его использовала Гвинет, его жена. На светофоре ее однажды спросили о том, почему на машине нарисованы диаграммы Фейнмана. Женщина ответила, что это потому, что ее зовут Гвинет Фейнман.

Автомобиль после смерти Ричарда был продан за 1 доллар Ральфу Лейтону, другу семьи. Продажа за эту символическую плату - стандартный путь, с помощью которого Фейнман избавлялся от своих старых автомобилей. Машина еще долго служила своему новому хозяину. В 1993 году она принимала участие в марше памяти Р. Фейнмана.

Ричард Фейнман: цитаты

Сегодня пользуются популярностью многие его цитаты. Мы приведем лишь некоторые из них.

  • "Чего не могу воссоздать, того не понимаю".
  • "Попытаться открыть что-нибудь секретное - одно из моих хобби".
  • "Мне всегда нравилось преуспевать в том, что у меня никак не должно было получиться".

fb.ru

Фейнман, Ричард Филлипс — википедия фото

Детские годы и юность

Ричард Филлипс Фейнман родился в еврейской семье[6]. Его отец, Мелвилл Артур Фейнман (1890—1946), эмигрировал в США из Минска с родителями в 1895 году; родители матери, Люсиль Фейнман (урождённой Филлипс, 1895—1991), эмигрировали в США из Польши[7][8][9][10]. Семья жила в Фар-Рокавей[en] на юге Куинса в Нью-Йорке. Его отец решил, что если у него родится мальчик, то этот мальчик будет учёным. (В те годы от девочек, хоть они и могли де-юре получить академическую степень, не ожидалось научного будущего. Младшая сестра Ричарда Фейнмана, Джоан Фейнман, опровергла это мнение, став известным астрофизиком). Отец старался развить детский интерес Ричарда к познанию окружающего мира, подробно отвечая на многочисленные вопросы ребёнка, используя в ответах знания из областей физики, химии, биологии, часто ссылаясь на справочные материалы. Обучение не было давящим (отец никогда не говорил Ричарду, что он должен быть учёным). От своей матери Фейнман унаследовал зажигательное чувство юмора.

Свою первую работу Фейнман получил в 13 лет, ремонтируя радиоприёмники. Он приобрёл известность среди соседей, потому что, во-первых, чинил радиоприёмники быстро и качественно, а во-вторых, пытался найти причину неисправности логически, по симптомам, перед тем, как приступал к разборке аппарата. Соседи восхищались мальчиком, который думал перед тем, как разобрать радиоприёмник.

Первый брак и работа в Лос-Аламосе

  Фейнман в Лос-Аламосе   Фейнман в Лос-Аламосе

Ричард Фейнман закончил четырёхлетнее обучение в Массачусетском технологическом институте на факультете физики и продолжил обучение в Принстонском университете.

Когда разразилась Вторая мировая война, Фейнман, будучи уже аспирантом Принстона, попытался пойти добровольцем на фронт. Однако, все, что ему смогли предложить в местной призывной комиссии — это строевая подготовка на общих основаниях. После недолгих раздумий Ричард отказался, в надежде, что физику смогут найти в армии лучшее применение. Вскоре он принял участие в разработке последних, перед появлением первых компьютеров, механических счетных машин, которые работали для расчета артиллерийских траекторий.

Во время написания квалификационной работы на соискание степени доктора философии по физике, Фейнман женился на Арлин Гринбаум, в которую был влюблён с тринадцати лет и с которой был помолвлен в 19 лет. К моменту свадьбы Арлин была обречена на смерть от туберкулёза.

Родители Фейнмана были против свадьбы, но Фейнман, тем не менее, поступил по-своему. Церемония бракосочетания была проведена по пути на вокзал для отбытия в Лос-Аламос; свидетелями были счетовод и бухгалтер, служащие мэрии Ричмонда; родственников новобрачных на церемонии не было. По окончании церемонии, когда пришёл черёд мужу целовать невесту, Ричард, помня о болезни жены, запечатлел целомудренный поцелуй на щеке Арлин.

В Лос-Аламосе Фейнман принимал участие в разработке атомной бомбы (см. Манхэттенский проект). На момент набора персонала Фейнман всё ещё учился в Принстоне, и ему подал идею вступить в проект знаменитый физик Роберт Уилсон. Поначалу Фейнман не горел желанием работать над атомной бомбой, но потом подумал, что будет, если нацисты изобретут её первыми, и присоединился к разработке. В то время, когда Фейнман работал в Лос-Аламосе, его жена Арлин находилась в больнице города Альбукерке (Albuquerque) неподалёку, и каждые выходные Фейнман проводил с ней.

Во время работы над бомбой Фейнман приобрёл неплохие навыки взломщика сейфов. Он убедительно доказал недостаточность принимаемых мер безопасности, выкрадывая всю информацию по разработке атомной бомбы из сейфов других сотрудников — абсолютно всю, от технологии обогащения урана и до руководства по сборке бомбы. Правда, эти документы были нужны ему для работы. В своей автобиографической книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»[6] он рассказывает, что занимался открыванием сейфов из любопытства (как и многим другим в своей жизни) и после долгого изучения предмета нашёл несколько уловок, которыми пользовался для открывания сейфовых шкафов в лаборатории. Также в этом деле ему часто помогала человеческая неосмотрительность, а подчас и везение. Таким образом он заработал репутацию взломщика и недоверие со стороны военного начальства.

Послевоенное время и основной вклад в науку

С 1950-х годов Фейнман работал исследователем в Калифорнийском технологическом институте. После войны и смерти жены Фейнман чувствовал себя опустошённым, поэтому его не переставало удивлять количество писем, предлагающих ему посты на кафедрах университетов. В конце концов он даже получил приглашение в Принстон — а там преподавали такие гении, как Эйнштейн. Фейнман решил, что если мир хочет его, он его получит, а оправдаются ожидания мира заполучить великого физика или нет — это не его [Фейнмана] проблема. Как только Фейнман прекратил сомневаться в себе и ставить себе какие-то рамки и цели, он снова почувствовал прилив сил и вдохновения. Тогда же Фейнман пообещал себе не работать с тем, с чем он не сможет поиграть.

Фейнман продолжил работать над собственной теорией квантовых превращений. Кроме того, он совершил прорыв в понимании физики сверхтекучести, применив к этому явлению уравнение Шрёдингера. Это открытие, вкупе с объяснением сверхпроводимости, полученным тремя другими физиками немного ранее, дало новый толчок в физике низких температур. Помимо этого, Фейнман работал вместе с Мюрреем Гелл-Манном, первооткрывателем кварков, над теорией «слабого распада», лучше всего проявляющегося в бета-распаде свободного нейтрона на протон, электрон и антинейтрино. Эта работа фактически позволила открыть новый закон природы. Фейнман высказал идею квантовых вычислений.

В 1960-х годах по просьбе академии Фейнман потратил три года на создание нового курса физики. Результатом был учебник «Фейнмановские лекции по физике», который и по сей день считается одним из лучших учебников по общей физике для студентов.

Фейнман также сделал важный вклад в методологию научного познания, разъясняя студентам принципы научной честности и публикуя соответствующие статьи (например, о культе карго).

В 1964 году Фейнман прочитал в Корнеллском университете 7 популярных лекций по физике «Характер физических законов», которые легли в основу книги.

Участие в психологических экспериментах

В 1960-х годах Фейнман участвовал в экспериментах своего друга Джона Лилли по сенсорной депривации. В книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» он описывает многократный яркий опыт испытанных галлюцинаций в специальной камере с солёной водой, изолированной от внешних воздействий. В ходе экспериментов Фейнман даже курил марихуану и принимал кетамин, однако провести опыт с ЛСД он отказался, опасаясь повредить свой мозг.[6]

Личная жизнь

В 1950-х годах Фейнман женился повторно, на Мэри Лу (Mary Lou), но скоро развёлся, поняв, что принял за любовь то, что в лучшем случае было сильным увлечением.

В начале 1960-х годов на конференции в Европе Фейнман встретил женщину, которая в будущем стала его третьей женой — англичанку Гвинет Ховарт (Gweneth Howarth). У пары Ричард-Гвинет родился ребёнок Карл (Carl), и они также взяли приёмную дочь, Мишель (Michelle).

Затем Фейнман заинтересовался искусством, чтобы понять, какое именно влияние искусство оказывает на людей. Он брал уроки рисования. Поначалу его рисунки не отличались красотой, но с течением времени он стал неплохим портретистом. Свои картины он подписывал псевдонимом Офей (Ofey). Ofey (сленг) — так афроамериканцы называли белых. Фейнман достиг успеха в создании картин, это позволило ему провести свою персональную выставку.

В 1970-х годах Фейнман, его жена и их друг Ральф Лейтон (сын физика Роберта Лейтона[en]) задумали поездку в Туву. Поездка не состоялась из-за бюрократических проблем, связанных с политикой холодной войны. Ральф Лейтон позже написал книгу «В Туву любой ценой!», о последних годах жизни Фейнмана и событиях вокруг получения разрешений на поездку.

Работа в комиссии по расследованию катастрофы шаттла «Челленджер»

28 января 1986 года Национальное аэрокосмическое агентство запустило космический челнок многоразового использования «Челленджер». Он взорвался через 73 секунды после отрыва от стартового стола. Для расследования причин катастрофы была создана президентская комиссия, и Гвинет убедила мужа участвовать в расследовании. Причины проблемы: ракетные ускорители первой ступени, поднимавшие сам челнок и огромный топливный бак, состоят из цилиндрических секций, соединения которых были защищены в районе теплозащитного покрытия цинкохроматной мастикой, а металлических оболочек — резиновыми кольцами. При низких температурах окружающего воздуха свойства мастики не обеспечивали надёжной изоляции резиновых уплотнений от воздействия раскалённых газов. Кроме того, из-за так называемой «ротации соединения» в нём образовалась щель, которую резиновые кольца, потерявшие при низкой температуре эластичность, быстро закрыть не смогли. О недостатках этой конструкции и имевших уже место прогарах резины Фейнману рассказали специалисты Лаборатории реактивных двигателей Калтеха, о близкой к 0 °C температуре воздуха при запуске и потере резиной эластичности в этих условиях — члены комиссии генерал ВВС Дональд Кутина и астронавт НАСА доктор Салли Райд. В ходе эффектного эксперимента, проведённого Фейнманом при помощи кольца из уменьшенной модели космического челнока, пассатижей и стакана со льдом, было показано, что при низких температурах кольцо теряло свою эластичность. Нарушение герметичности позволило горячим газам прожечь корпус правого ускорителя и пережечь его соединение с топливным баком. Повернувшись вокруг верхнего соединения, корпус ускорителя ударил по верхней части топливного бака, разрушив его и вызвав взрыв жидкого водорода. Именно это и случилось 28 января, когда низкая температура воздуха повлияла на качество термоизоляции и эластичность резиновых уплотнений[11].

Эксперимент, продемонстрированный по телевидению в прямом эфире, принёс Фейнману славу человека, разгадавшего тайну катастрофы, на что он, впрочем, и не претендовал. В НАСА знали о том, что запуск ракеты при низкой температуре воздуха чреват катастрофой, но решили рискнуть. Техники и обслуживающий персонал, тоже знавший о возможной катастрофе, были принуждены к молчанию.

Болезнь Фейнмана и его смерть

В конце 1970-х годов выяснилось, что Фейнман болен редкой формой рака. Опухоль в брюшном отделе была удалена, но организм уже невосполнимо пострадал. Одна из почек отказалась работать. Несколько повторных операций не оказали существенного влияния на развитие болезни; Фейнман был обречён.

Состояние Фейнмана постепенно ухудшалось. В 1987 году была обнаружена ещё одна раковая опухоль. Её удалили, но Фейнман был уже очень слаб и постоянно мучился от боли. В феврале 1988 года он был снова госпитализирован, и врачи обнаружили помимо рака ещё и прободную язву. Вдобавок ко всему, отказала оставшаяся почка.

Можно было подключить искусственную почку и подарить Фейнману ещё несколько месяцев жизни, но он подписал отказ от медицинской помощи. 15 февраля 1988 года Ричард Фейнман умер. Он похоронен в простой могиле на кладбище Mountain View в Альтадене. Его жена Гвинет похоронена рядом с ним.

В 1985 году вышла книга, оформленная в виде подборки случившихся с Фейнманом историй, под общим названием «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Второй том этого сборника называется «Какое тебе дело до того, что думают другие?». По мотивам этих книг был снят фильм «Бесконечность» с Мэттью Бродериком в главной роли, в эпизодических ролях снялись дочь Фейнмана Мишель и сестра Джоан (астрофизик по профессии).

Автомобиль Фейнмана

В 1975 году Фейнман купил вэн Dodge Tradesman[en]. Автомобиль был раскрашен снаружи в популярные в то время горчичные цвета, а внутри — в оттенки зелёного, и на автомобиле были нарисованы принёсшие их создателю Нобелевскую премию диаграммы Фейнмана. На этом автомобиле было сделано множество длительных поездок. Фейнман заказал также особые номерные таблички, надпись на которых гласила «QANTUM» (то есть «quantum», квант).[12]

Иногда Фейнман ездил в этом автомобиле на работу, но в основном на нём ездила его жена Гвинет. Однажды на светофоре её спросили, почему на её автомобиле нарисованы диаграммы Фейнмана, на что она ответила: «Потому что меня зовут Гвинет Фейнман».

После смерти Ричарда Фейнмана автомобиль был продан другу семьи Ральфу Лейтону за 1 доллар. Продажа за $1 — это способ, которым Ричард обычно избавлялся от старых автомобилей. Автомобиль служил своему новому хозяину ещё долго; в 1993 году он участвовал в марше памяти Ричарда Фейнмана.

Награды и признание

Библиография

  Отдел книг Фейнмана в книжном магазине Калтеха
  • «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». В автобиографической книге Ричард Фейнман описывает свою деятельность вне физики, в том числе, расшифровку Дрезденского кодекса, опыты по десенсибилизации (помещение человека в водную капсулу, «отключающую» действие всех органов чувств), изучение японского языка, дешифровку кодов и многие другие. Ижевск: РХД, 2002.
  • Какое ТЕБЕ дело до того, что думают другие? Ижевск: РХД, 2002.
  • Квантовая механика и интегралы по траекториям (Quantum Mechanics and Path Integrals). М.: Мир, 1968.
  • Квантовая электродинамика (Quantum Electrodynamics). М.: Мир, 1964.
  • Фейнмановские лекции по гравитации (Feynman Lectures on Gravitation). М.: Янус-К, 2000.
  • Статистическая механика — курс лекций (Statistical Mechanics — A Set of Lectures). М.: Мир, 1975.
  • Фейнмановские лекции по физике (The Feynman Lectures on Physics). М.: Мир, 1965—1967.
  • Лекции по вычислениям (Lectures on Computation)
  • Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложней (Six Easy Pieces, Six Not So Easy Pieces). М.: Бином, 2006.
  • Красная книга лекций (Red Book Lectures)
  • Фейнман Р.,. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. — пер. с английского, 4-е изд.. — М.: Бином, 2010. — 318 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9963-0398-4.
  • Взаимодействие фотонов с адронами (Photon-hadron interactions). М.: Мир, 1975.
  • Радость познания (The Pleasure Of Finding Things Out). — М.: АСТ, 2013. — 348, [4] с. — ISBN 978-5-17-078430-1

Популярные лекции Фейнмана

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Фейнман Ричард Филлипс // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. ↑ 1 2 Архив по истории математики Мактьютор
  4. ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118827545 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  5. ↑ Фейнмановские лекции по физике
  6. ↑ 1 2 3 4 Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
  7. ↑ Richard P. Feynman «Perfectly Reasonable Deviations from the Beaten Track»
  8. ↑ Jagdish Mehra, Kimball Milton «Climbing the Mountain: The Scientific Biography of Julian Schwinger»
  9. ↑ Nobel-Winners.com (June 2009). Архивировано 24 августа 2011 года.
  10. ↑ Encyclopedia of World Scientists
  11. ↑ Фейнман, Ричард. Какое тебе дело до того, что думают другие? / Ральф Лейтон. — W. W. Norton & Co, 1988. — ISBN 0-393-02659-0.
  12. ↑ ET happy visit to Feynman’s Feynman diagram van  (англ.)

Литература

Ссылки

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта