Техника пастели или «сухая живопись». Картины пастель


О пастели

Рисунок пастелью по фотографии на заказЧто такое пастель? Рисунок портрета пастелью. Пастель (французское pastel, итальянское pastello, от слова pasta - тесто) - изображение сухими, мягкими, цветными карандашами без оправы.  Термин "пастель" применяется также для обозначения техники живописи или рисунка и произведений, выполненных в данной технике.рисунок пастельюДевочка

Пастелью рисуют на шероховатой, чаще цветной бумаге, грунтованном холсте, на замше, пергаменте, картоне, на наждачной (желательно нулёвой) бумаге, наклеенной на картон.Пастель состоит из стёртых в порошок красящих пигментов с добавлением связующих и разбеливающих веществ. В качестве связующего вещества применяются растительный клей гуммиарабика (вишнёвый или абрикосовый клей), отвар солода, мучной клейстер, молоко и другое. В качестве разбеливающих веществ используются цинковые белила, мел, магнезия, тальк. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. В зависимости от количества и вида связующего вещества пастель может быть мягкой, средней твёрдости и твёрдой. Пастель имеет более 1650 оттенков.

При рисовании портрета пастелью не требуется палитра. Необходимые оттенки цвета художник ищет непосредственно на бумаге или холсте, накладывая один цвет на другой или рядом с другим и смешивая их путём растирания или растушёвывания. Пастелью рисуют портреты штриховым и нештриховым способами. При штриховом способе работа выполняется по принципу рисунка - штрихами различной толщины и длины, иногда мелкими штрихами в сочетании с широкими мазками цвета. Нештриховые способы различны. Цвет может быть нанесён гранями карандашей широкими пастозными или тонкослойными мазками, что позволяет без растушёвки добиться мягких переходов цвета и в тоже время насыщенного, выразительного колористического решения портрета.Рисунки пастелью

Растушёвка или размывка цвета кистью относятся к нештриховым способам. Нанесённый мазок цвета пастели растушёвывается и перекрывается другим. В результате втирания одного красочного слоя в другой художник достигает необходимого звучания цвета и мягкости перехода различных цветных тонов. При работе методом размывки пастель предварительно измельчается в порошок и растирается. Работа ведётся влажной кистью.Леонардо Пастель по-особому красива. От других живописных техник она отличается исключительной чистотой и интенсивностью цвета, нежной, матовой бархатистостью поверхности красочного слоя. Более устойчивая к воздействию света, чем, например, акварель или масляная живопись, она не утрачивает своих качеств в течение столетий. В музеях мира рядом с пожелтевшими, потемневшими от времени картинами масляной живописи можно увидеть старинные пастели, сохранившие удивительную свежесть красок.

Пастель даёт портретисту удивительные возможности - мягкость, лёгкость. воздушность. Рисунок пастелью приближает графику к живописи. Главное предназначение пастели - это живые, быстрые, эскизные зарисовки. Сочетание быстроты штриха свойственной рисунку с богатством художественных средств, которыми располагает живопись, пастель позволяет художнику достаточно полно выразить характер в портрете, форму и цвета. С давних пор рисовали пастелью портретисты самых разных направлений: как сторонники академической тенденции, так и приверженцы импрессионизма. И в наше время портреты в технике пастель весьма популярны и востребованы. Сейчас портреты пастелью выполняются на заказ по фотографии и с натуры. В художественной практике пастель появилась в конце 15 века. Этюд к портрету Изабеллы д'Эсте Мантуанской в 1495 году Леонардо да Винчи исполнил чёрным мелом, сангиной и в некоторых местах пастелью. С этой техникой его познакомил Жан Перреаль - французский придворный художник Людовика XII. Новый материал имел матовую фактуру и яркий цвет, который в отличии от масляной живописи не тускнел с годами. В начале 16 века появляется французский карандашный портрет, особый тип камерного портрета, который исполняли с натуры в один-два сеанса чёрным мелом, сангиной и пастелью. Замечательным мастером, владеющим  этой техникой рисования был французкий художник Поль Сезар Элле (1859-1927).     Портрет женщины
Подобные приёмы рисования портретов устойчиво сохраняются на протяжении нескольких веков.

В 18 веке пастель достигла своего рассвета и приобрела широкую популярность. В пастельной технике рисовали преимущественно портреты. Художники творили чудеса. С помощью мелков они могли несколькими штрихами зафиксировать характерные черты человека, фактуру ткани, теплоту бархата, прозрачность стекла, сверкание бриллиантов и орденов, типичное для пастели нежное сочетание тонов. Самым модным портретистом золотого века пастели считалась Розальба Каррьера (1675-1757). Портреты детские и женские, выполненные художницей, лишены назидательности и героического пафоса.  Её влияние испытали многие художники, такие как виртуозный живописец Франсуа Буше, крупнейший английский портретист Джон Рассел (1745-1806) и швед Густав Лундберг (1695-1786).  Чрезвычайно популярный Морис Кантен де ла Тур (1704-1788) рисовал в этой технике огромные парадные портреты (например, портрет Людовика XV). розальба каррьера

Шоколадница. Пастель. Жан Этьен Лиотар. 1744-1745. В 19 веке имперские державные стили - классицизм, ампир, академизм не сильно жаловали пастель. Но романтики открывали в пастельной технике всё новые и новые возможности. Портретисты создавали пастелью пронзительное по искренности искусство не для тронных залов, а для частных интерьеров. В ранних карандашных портретах О. А. Кипренского пастель звучит, как ведущая музыкальная партия. Интенсивность её цвета придаёт карандашным портретам особое эмоциональное звучание, раскрывая тонкие душевные состояния его моделей. На протяжении первой половины своего творческого пути А. Г. Венецианов именно пастелью рисовал  портреты. В течении многих лет пастель занимала достойное место в его портретной практике.В середине 19 века получает широкое распространение салонный портрет. Жертвуя своей лёгкостью и воздушностью, манера пастельного письма уплотняется, тяжелеет, словно соревнуется с масляной живописью. К классической пастельной технике художники обращаются редко. Только в тех случаях, когда нужно создать эквивалент живописи. На рубеже 19 - 20 веков пастель переживает второе рождение. Импрессионисты любили её за яркость и возможность передачи солнечного света. Превосходным мастером пастели был Эдгар Дега (1834-1917) - французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.При работе над женскими образами,  его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Эдгар Дега пастель
Э. Дега создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом. Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.

Пастели И. И. Левитана 1890-х годов - это целая эпоха в развитии русской пленэрной живописи.  Пастельные произведения К. Е. Маковского пользовались огромной популярностью у публики.

В.А. Серов
В. А. Серов в пастельных портретах сохраняет стилистическую параллель с графическими работами. В пастели Серов - в первую очередь рисовальщик, как и И. Е. Репин. Их обращение к этой технике вызвано новыми веяниями времени - поисками нового изобразительного языка, знакомством с современным западным искусством. В начале 20 века пастель становится излюбленным материалом в портретном жанре. Техника пастели соединяет в себе живописные и графические возможности. Колористическое богатство пастели не только не уступает, но и превосходит возможности масляной живописи. Обращение к пастели как возрождение забытой техники. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров можно увидеть в работах А. Н. Бенуа, З. Е. Серебряковой, К. А. Сомова, М. А. Врубеля.

Современные художники, выпополняя портреты на заказ с фото или с натуры, в  пастельную технику включают уголь, сангину, соус,  гуашь, темперу, акварель, акриловые и масляные краски, радикально меняющие эмоциональное звучание пастели, наделяющие её невиданной в прежние эпохи энергией.На шероховатой бумаге или загрунтованном холсте пастель держится достаточно прочно, и закреплять её необязательно. Рисунок пастелью, как правило оформляют в раму с паспарту под стекло, чтобы защитить его от пыли и влажности.

Примеры оформления портретов, выполненных пастелью  смотрите ниже, а также  в разделе галерея.

Заказать портрет вы можете по телефону8 909 626 68 33 или по электронной почте

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Портрет балерины

Портрет в рамке с паспарту

Рисунок пастелью

< Предыдущая Следующая >
 

www.portret-kartina.ru

Техника пастельной или "сухой живописи"

В детстве человек часто экспериментирует со всевозможными художественными материалами, делает свои маленькие открытия в мире искусства. По мере взросления интересы меняются. Кто-то продолжает рисовать, петь или танцевать, а кто-то решает, что это уже не нужно.  Но если вы все-таки решили вспомнить, как замечательно было в детстве: вот так взять и нарисовать свою картину. Попробуйте начать с «сухой живописи» — это техника пастели.

Пастельные мелки

пастельные мелки и бумага для пастелипастельные мелки и бумага для пастели. техника пастальной живописи

Все знают, что такое цветные мелки. Пастель – это те же мелки, только изготовляются из качественных пигментов, мела и связующих. Современные производители предлагают широкий спектр цветов и оттенков. Для начинающего художника достаточно небольшого набора пастельных мелков с теплыми и холодными тонами: два желтых (теплый и холодный), синий, зелёный, красный, фиолетовый, коричневый, белый и черный. А если Вас захватила эта техника, то побалуйте себя и купите более дорогие наборы из 32 или 64 цветов.

Бумага для пастели

Для работы пастелью вам понадобится бумага. Можно купить фактурную белую или цветную бумагу для пастели. Доступная бумага крафт – это упаковочная бумага. На цветной основе могут получиться интересные работы, фактура получается бархатистая, а картина легкая и воздушная. Наносят штрихи одного или нескольких цветов и растирают пальцами до нужного оттенка. Затем можно тонкими линиями проработать детали рисунка. Для удаления излишков используют щетинную сухую кисть или ластик.Кроме сухой пастели, есть масляная. Это тоже мелки, только в состав входит воск и минеральное масло с добавлением пигментов. Картины масляной пастелью получаются более яркие.В продаже существует еще и восковая пастель. От масляной пастели ее отличает только то, что  основной компонент – это воск и пигмент. Она также имеет интенсивный цвет.

натюрморт с натуры пастелью тюльпаныТюльпаны. Натюрморт с натуры пастелью

Со временем пастель с бумаги может осыпаться или нечаянно размазаться. Поэтому работы  нужно фиксировать лаком-спреем. Он продается в магазинах художественных материалов. Но есть народный способ – фиксировать лаком для волос. На расстоянии полуметра распылите фиксатор и дайте просохнуть.

Оформление пастельной живописи

После неудач и ошибок у вас обязательно появится работа, которая будет достойна рамы! Как же оформляют пастельные картины? Кроме подходящего багета, вам нужно будет заказать в мастерской паспарту. Это плотный картон различных цветов и оттенков. Внутри вырезается отверстие по размерам вашей работы, а по краям остаются поля приблизительно 5-8 см. При таком оформлении работа будет смотреться законченно и интересно.

Вдохновляйтесь и создавайте свои шедевры!

Поделиться ссылкой:

Похожее

artclass.kiev.ua

Рисуем масляной пастелью по картине К.Моне

Сегодня я покажу вам очень подробно, шаг за шагом, как можно скопировать Моне масляной пастелью. Если честно, масляную пастель нельзя отнести к моим любимым материалам, она не растирается, ей трудно получить плавные переходы цвета и мелкие детали, но зато манера, в которой работал Клод Моне, очень хорошо воспроизводится мелками масляной пастели.

Рисовать я буду по картине “Кап Мартен”. Используется масляная пастель марки “Сонет”  36 цветов и обычная чертежная бумага формата А4.

Оригинал картины:

На первом этапе я выполняю карандашный рисунок, перенося основные контуры изображения на бумагу. Если вам трудно делать рисунок на глаз, можно разбить оригинал на вспомогательную сетку квадратов и перенести рисунок по клеткам. Для этого на своем рисунке надо нанести такое же количество квадратов, пропорционально увеличивая или, если нужно, уменьшая рисунок. Обратите внимание, для того чтобы мой рисунок по длинам сторон соответствовал картине Моне я сделала рамку размером 19,5 х 24 см. Можно делать рамку и другого размера, но чтобы ее пропорции соответствовали оригиналу.

Используя берлинскую лазурь для гор и коричневый цвет для деревьев наносим основные тени. Первую прокладку цвета я делаю легко, без нажима на мелки. Можно усилить нажим лишь там, где в оригинале видны явные темные мазки. Это места наиболее глубоких теней.

Для тропинки я использую сиену жженую, золотистый желтый и розовый цвета, по прежнему накладывая первый слой легкими штрихами, без нажима. Область неба закрываю церулеумом. Здесь плотность штрихов уменьшается сверху вниз для того чтобы передать воздушную перспективу. Для этого можно в верхней части нажимать на мелок чуть сильнее или пройтись несколько раз легкими штрихами, ближе к горам цвет едва едва виден. Позже мы уплотним штрихи, используя другие цвета.

Посмотрите на плотность штрихов чуть ближе:

Используя оливковый цвет закрываю кроны деревьев. Штрихи делаю короткие, в виде петелек или круговые, чтобы создать ощущение листвы. Освещенные склоны гор я закрываю неплотно серым цветом, стараясь накладывать штрихи по направлению склонов. Для моря беру зеленый темный, сине-зеленый и темно синий и также без нажима прорабатываю область моря. Направление штрихов здесь горизонтальное.

Таким образом мы постепенно закрыли почти весь рисунок основными цветами, дальше уже можно набирать тон и насыщенность цветов и прорабатывать детали.

Следующим шагом я уплотняю цвет неба. Я добавила еще несколько штрихов розовато-лилового, серого и небесно-голубого цвета, чтобы небо смотрелось интереснее за счет разнообразия оттенков. После этого я растираю все цвета неба, используя белую масляную пастель. Преимущественно движения мелком горизонтальные, но кое-где можно делать и легкие круговые движения, чтобы растереть нижний слой получше.

Дальше я буду фактически повторять предыдущие шаги, постепенно усиливая цвета и добавляя дополнительные оттенки на каждый участок. После того как мы проработали небо, возвращаемся к горам. Работаю мелкими штришочками, стараясь повторять размер и направленность мазков Моне, при последующей работе нажимать на мелки уже можно сильнее, добиваясь насыщенных и ярких цветов импрессионизма. Смотрите внимательно на оригинал картины. Для техники Моне и в целом для импрессионизма характерны смелые короткие мазки и яркость красок.

На теневые (синие) участки гор я добавляю больше различных оттенков синего и голубого, используя почти всю доступную мне цветовую гамму из набора масляной пастели. Освещенные участки закрываю смесью розовых, фиолетовых и серых штрихов. Местами промежутки можно заполнять, используя белый цвет и слегка растирая им соседние штрихи. Постепенно, стараясь повторять мазки Моне, мы заполняем всю область гор.

Вот так выглядит мой рисунок, когда горы полностью закрыты. не забудьте участок гор за деревьями и несколько штрихов синего в просветах листвы. Справа внизу, там где видно подножие гор, появляются оттенки зеленого, жженой сиены и розового. Штрихи становятся мельче и четче. На берегу моря в этих штрихах даже можно угадать очертания города и крыш домов.

Далее делаем деревья. Обратите внимание, какие мазки использует Моне для передачи листвы. Штрихи пастелью старайтесь делать аналогичным образом. Начинайте уплотнять листву на освещенных участках деревьев, используя различные оттенки зеленого, желто-зеленого и местами охры. В тенях можно использовать коричневый, фиолетовый, темно-синий и, для большего затемнения, даже черный цвет, накладывая поверх него другие цвета. Стволы у меня сделаны смесью фиолетового и коричневого, наложенных друг на друга.

Заканчиваем деревья. Очень важно, чтобы световые и теневые участки хорошо выделялись. Это создает в рисунке иллюзию света и объема, включает солнышко.

Море заполняем плотно горизонтальными штрихами разной длины, используя синие, зеленые, голубые и сине-зеленые оттенки.

Для переднего плана (область земли) используется много разных цветов. Здесь присутствуют и синие, и зеленые, и бордовые оттенки. Но все же основные цвета земли и тропинки – розовые и охра, которые можно дополнять желтыми и телесными. Справа и слева, там где у Моне видны мелкие мазки, делайте такие же короткие, точечные, сильные штрихи различными цветами, а промежутки заполняйте белым или светло серым. Участок дорожки более однородный. Здесь можно растирать мелки один за счет другого.

И вот так выглядит моя готовая работа:

Приятного вам творчества! Ищите различные интересные применения для масляной пастели, пробуйте разные техники, рисуйте в удовольствие. Буду рада, если вы поделитесь результатом в наших группах в социальных сетях, ссылки на которые можно найти в правой колонке сайта.

Если же вы хотите попробовать скопировать картину Клода Моне маслом, то вас может заинтересовать курс “Учимся у Великих Мастеров – 2″.

Метки: копирование картин, масляная пастель, пейзаж, пошаговые уроки, уроки рисования

izotika.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта