Живопись Диего ВеласкесаИспанское искусство 17 века. Картины веласкеса
Диего Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez): творчество и биография (фото)
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Именно она и свидетельствует о заинтересованном изучении Веласкесом многих наук, но наиболее манящей для него всё же является живопись.
Детские годы
В городе Севилья в небогатой, но знатной семье принявших христианство евреев шестого июня 1599 года родился Веласкес Диего де Сильва. Он был старшим из восьмерых детей в семье. По распространённому андалузскому обычаю Диего и его брат (тоже художник) взяли фамилию матери. Будущую судьбу мальчика во многом определил тот факт, что его отец был выходцем из Португалии. Сначала Диего, так же как и других детей мужского пола, отдали в латинскую монастырскую школу.
Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, поэтому его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры. Факт выбранной профессии стал вызовом для местной аристократии, так как профессия художника считалась недостойным дворянина занятием. Характер преподавателя был несносен, из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера, и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность.
В доме у Пачеко
Диего Веласкес оставался в мастерской Пачеко до получения звания мастера в восемнадцатилетнем возрасте. Именно благодаря советам своего учителя он совершенствует умение точного воспроизведения натуры. Здесь творчество Диего Веласкеса представлено следующими картинами: «Непорочное зачатие», «Завтрак», «Ужин в Эммаусе», «Старая кухарка», «Водонос», «Поклонение волхвов», «Христос в доме Марфы и Марии», «Музыканты».
После окончания обучения наставник, которого привлекли добродетель, чистота, гениальность, а также другие положительные качества его ученика, отдал замуж за него свою единственную дочь, шестнадцатилетнюю Хуану Миранду. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Он изображает гордых андалузских дам, седых старцев, весёлых мальчишек и молодых испанских людей. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. Как правило, эти картины не имеют мистической окраски, а напоминают, скорее, бытовые сцены.
Переезд в Мадрид
Сменив всё придворное окружение своего отца, молодой (шестнадцати лет от роду) правитель Филипп Четвёртый узнал, что в Севилье живёт талантливый испанский художник Веласкес, который тут же был призван во дворец.
В 24-летнем возрасте вместе с тестем Диего прибывает в Мадрид. Его покровителем здесь становится премьер-министр Оливарес. Написанный художником «Портрет молодого короля Филиппа IV» имеет большой успех, после чего ему присваивается титул придворного художника. Но, к сожалению, данная работа не дошла до наших времён.
Портретное творчество
Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Ему в одном из крыльев дворца отведены парадные апартаменты, а в пригороде, в одном из замков, у него есть просторная мастерская. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. До нашего времени дошли портреты, на которых видны изменения лица по мере её роста и взросления.
Диего Веласкес приобрёл ошеломляющий успех, признаком дурного тона являлось отсутствие портрета его работы. В результате появилось большое количество изображений придворных и политических деятелей, а также галерея ярких представителей испанской культуры.
«Изгнание морисков»
Но не только поклонение вызывало творчество Диего, зависть наиболее авторитетных художников привела к конфликту из-за того, что молодой творец не считался с академическими традициями. В результате этого по настоянию его «старших товарищей» был устроен конкурс, к которому 28-летний автор написал историческую большую картину «Изгнание морисков». Она посвящена изгнанию из страны всех жителей арабского происхождения, наиболее трагичной части истории страны.
Восторг вызвала работа, которую выполнил Диего Веласкес. Картины, описание которых соответствовали официальному предназначению, висевшие в одном из дворцовых залов, пополнил и этот резкий, полный экспрессии, шедевр. После нескольких недель его велено было перенести в место, где находились любимые картины короля – зеркальный зал.
Что касается самого автора, то он получил высокую, равноценную камергеру, должность хранителя королевской двери. Зависть и недоброжелательность никак не повлияли на человеческие качества Веласкеса. Он сохранил внутреннюю свободу от прихотей испанской знати. Эта картина, к великому сожалению, не сохранилась до наших дней.
Античные сюжеты
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы», или «Вакх». Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Здесь наблюдается уже более смелый выбор типажей и реалистичные характеристики деклассированных представителей общества того времени. Всё выполнено мастерски, подобно современному театру и литературе изображаются бесшабашность, горечь и веселье. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
Именно античный сюжет позволил ему порвать со ставшей уже традиционной интерьерной бытовой сценой. Благодаря действию на природе освещение становится ровнее, а краски богаче. Но пока ещё очень сильны контрасты тени и света, поэтому передний план слегка тяжеловесен, так как этот метод является новым для автора. А более совершенное владение творец приобретёт позднее.
Поездка в Италию. Диего Веласкес: «Кузница Вулкана»
По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников. Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
В этой работе полностью отсутствует приземлённость, но ирония творца здесь явно заметна. Несмотря на сияние Аполлона, его образ весьма прозаичен. Вулкан и его помощники тоже представлены живыми людьми, не отличающимися божественной красотой.
Эта страна много дала Веласкесу, его живопись стала более совершенной и зрелой, исчезли тёмные тени и резкие линии, очень значимым стал пейзажный фон.
«Сдача Бреды»
Во всём своём блеске художником представлено собственное мастерство в единственном батальном полотне - «Сдача Бреды». Здесь изображено событие падения голландской крепости Бреды, осаждённой испанцами. Её комендант Юстин Нассауский вручил ключи испанскому полководцу Спиноле.
Вдвоём они изображены в центре полотна. Согнутый тяжестью разгрома Нассау устремляется к победителю с ключом в руке. С другой стороны в чёрных доспехах теснятся испанцы, а стройные копья создают ощущение превосходства мощи и численности испанского отряда.
По новизне художественного решения, а также правдивости изображения исторического события эта картина стала откровением для своего времени.
Но по-прежнему портреты являются ведущим жанром в творчестве Веласкеса. Они стали более разнообразными по живописному решению и композиции. Всё это сочетается с живописной свободой и исключительной убедительностью в трактовке пейзажей. На протяжении десятилетия мастером создана целая серия портретов шутов и карликов. К этому же времени относится и картина, написанная на запрещаемый инквизицией сюжет «Венера и Купидон» с редчайшим в испанской живописи изображением обнажённого женского тела.
Картины религиозного содержания. Визит в Рим
Испанский король для монастыря Сан-Пласидо заказал Диего картину. Эта работа под названием «Распятие Христа» принесла автору ошеломительный успех, а её композиция удивительно проста. Изображение Христа не имеет пейзажного фона, также автор постарался минимально выразить страдание на его лице. Пропорции, хоть и идеальны, отличаются от мускулистых канонов. Картина создаёт атмосферу глубокого раздумья и абсолютного безмолвия.
Наряду с этой художником написаны и другие картины аналогичного содержания. Веласкес Диего, картины которого уже прославлены, опять посещает Италию. Произведения, созданные здесь, принесли творцу ещё большую популярность. Наиболее ярким образцом является «Портрет Папы Иннокентия X», который имеет особое значение благодаря необыкновенному мастерству живописи, глубокому психологизму и остроте характеристики.
Понтифик изображён сидящим в кресле в исполненной скрытым напряжением позе. Пронизывает фигуру и придаёт ей живость доминирующий красный тон, особенно интенсивный в горячем свете. Не стремясь облагородить некрасивое лицо Папы, автор изобразил его цепкий и тяжёлый взгляд, темперамент и внутреннюю силу. Перед зрителем предстаёт не духовное лицо, а, скорее, светский правитель – умный, энергичный, хитрый, порочный и жестокий.
Несмотря на щедрую награду за портрет, Иннокентий нашёл его слишком правдивым, а из-за письма Филиппа, побоявшегося потерять художника, Диего Веласкес (краткая биография которого не упускает ни одного значимого события в его жизни) возвращается на родину. После этого король возводит его на самую высокую должность в государстве – гофмаршала, после чего художник получает полную независимость.
«Менины»
В этот период главными картинами автора считаются композиции крупного масштаба «Миф об Арахне» и «Менины».
Величайшим творением Диего считается картина «Менины». Само это слово обозначает девушку, принадлежащую к аристократической семье, которая занимает должность фрейлины испанской инфанты. Композиция этого произведения весьма необычна.
Из европейских художников Веласкес первым показал закулисную жизнь королевского двора. Маленькая инфанта и фрейлины изображены с большой выразительностью. Одна из них, согласно этикету, стоит на коленях перед Маргаритой, подавая ей бокал с водой. Карлик кажется подвижным и толкает большую собаку, а толстая карлица в оцепенении застыла.
Довольно трудно определить жанр, в котором написана картина Диего Веласкеса «Менины». Здесь соединились и элементы группового портрета, и бытовые сцены. Мастерски автор передал выходящее за рамки полотна пространство, наполнив его светом и воздухом из распахнутого окна.
«Миф об Арахне»
Вершиной творческого мастерства художника является произведение «Пряха», посвящённая трудовому испанскому народу. Эта картина первая в истории западноевропейской живописи рассказала о простом человеке, его труде.
В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. В полумрачной ткацкой мастерской на первом плане изображены прядильщицы, которые заняты своим трудом. В середине подбирает с пола мотки шерсти молодая работница, опустившись при этом на колено. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. У её босых ног лежит кошка. На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой. Сцена изображена без прикрас, обыденно, но необходимый динамизм ей придаёт вращающееся колесо станка и колоритность.
На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления. На готовом гобелене Диего изобразил финал предания об Арахне, но не превращение девушки в ужасного паука, а торжество непревзойдённой богини искусства, что является аллегорией с политическими нотками. Таким образом творец выразил почтение испанской монархии, легко подминающей под себя не только отдельных людей, но и любые территории.
Данная картина – не только апогей творчества Веласкеса и последняя его крупная работа, но и сочувствующее и глубокое понимание несправедливости всего мироустройства.
К этому времени придворная карьера Веласкеса достигает своей наивысшей точки – он награждён крестом Сантьяго, самым значимым орденом Испании. Этот факт стал прецедентом, так как кавалером одного из самых древних европейских рыцарских орденов стал человек искусства.
Но в это время творец был уже тяжело болен малярией, которой заразился во время церемонии бракосочетания французского короля и испанской принцессы на острове Фазанов. После возвращения в Мадрид Диего Родригес де Сильва Веласкес умер в возрасте шестидесяти одного года. С его смертью эпоха расцвета испанской живописи закончилась.
fb.ru
Диего Веласкес (1599–1660)Величайший испанский живописец XVII века Диего де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) отразил в своем искусстве гуманистические идеалы эпохи. В своем творчество он всесторонне показал жизнь своей страны, что обеспечило бессмертие художественным образам его лучших полотен. Творческий диапазон Веласкеса необычайно широк. Он с одинаковым увлечением писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи. Но люди интересовали его больше всего. И больше всего поражают нас портреты современников художника, изображенных всегда правдиво с какой-то особой прямотой и силой характеристик. Веласкес родился в Севилье, в семье небогатого дворянина. Первым учителем его был художник Франсиско Эррера - старший. Позднее молодой живописец постигал мастерство в доме своего тестя Франсиско Пачеко, где он сблизился с передовыми людьми своего времени и быстро развивался в благодатной художественной атмосфере. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Картины «Завтрак» (ок. 1617), «Продавец воды» (ок. 1620 ), «Старая кухарка» (ок. 1620) привлекают значительностью и монументальностью изображенного при подчерконутой простоте обстановки. Правда, лица персонажей выражают весьма несложные чувства, действия мало, движения скованы. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. 1620). В 1623 году Веласкес переезжает в Мадрид и вскоре становится придворным живописцем короля Филиппа IV. Испанский двор был очень чопорным и строгим, говорили, что сам король улыбнулся лишь три раза в жизни, но художник и в этих условиях сумел сохранить верность идеалам своей юности. В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх», или «Пьяницы». Мифологический сюжет не помешал ему взять в качестве героев группу просто одетых крестьян, а, может быть, бродяг, с грубыми лицами, простодушно состязающихся между собой, выпивая вино в честь юного Вакха. Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Он не сразу преодолел каноны этого жанра. Первые изображения короля, инфанта Фердинанда и графа Оливареса во многом еще традиционные Деревья в виде кулис и торжественно стоящая между ними неподвижная фигура в черном создают неизменную парадную композицию. Но уже в конных портретах того же Оливареса, всесильного первого министра, и инфанта Валтасара Карлоса виден умный и тонкий мастер-психолог. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. 1638 г.). Целая серия портретных изображений Веласкеса запечатлела самых униженных и несчастных обитателей королевского дворца — карликов, шутов и уродцев. Эти портреты, написанные с глубоким сочувствием к жалким моделям, Говорят о подлинном гуманизме их автора. Художник не довольствовался придворными заказами, он находил свои модели и писал их прочувствованно и смело. Таков портрет скульптора Мартинеса Монтаньеса (ок. 1637 г.), портрет «Дамы с веером» (ок. 1648 г.), портрет слуги (1650). Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды», или «Копья» была закончена им в 1636 году. На картине изображен момент передачи ключей города Бреды испанскому военачальнику Спиноле предводителем побежденной голландской армии принцем Нассау. Сам по себе торжественный эпизод, венчающий одну из немногих побед испанцев в XVII веке, художник передал со всей правдивостью и значительностью. Справа за спиной испанского полководца, учтивым жестом встречающего своего противника, высится гордый ряд поднятых вверх копий. Слева в беспорядке толпятся голландцы. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости. Полотно отличается колористическим совершенством, тонкой живописной связью фигур и пейзажа. Кроме того, оно открывает собой жанр реалистической, подлинно исторической картины. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Портрет исключительно хорош в живописном отношении. Контрасты белого и интенсивно красного цветов, взятых в солнечном освещении, игра рефлексов на лице с рыжеватой бородкой, повышают выразительность этого образа. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Она изображала сцену придворного быта. Художник, в нем легко узнать самого Веласкеса, пишет с натуры портрет королевской четы, рядом с ним стоит инфанта Маргарита, окруженная придворными. Полотно оригинально во всех своих качествах. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Король и королева не показаны совсем, их отражения только видны в зеркале. Маленькая инфанта с распущенными золотыми волосами в пышном, странном для ребенка, платье с кринолином находится в центре композиции. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Картину невозможно смотреть вблизи. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. Изображена внутренность мастерской шпалер. На переднем плане группа ткачих за работой. Вот они- то и являются главными персонажами полотна. Красота этих женщин из народа, грация и достоинство, проявляющиеся в их движениях, особая светозарность полотна, в освещенной глубине которого представлена еще одна сцена с женщинами, рассматривающими ковер, снискали этому произведению Веласкеса мировую славу. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». Картины ВеласкесаКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Диего Веласкес | Artifex.ru
Творчество Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) с полным основанием можно назвать одной из высочайших вершин мировой живописи. Этот художник-реалист расширил тематику и внес много нового в уже существующие в Европе традиционные жанры и, что особенно ценно уже для национального искусства Испании, ярко отобразил на своих полотнах самобытность страны и ее народа.
Художник родился 1599 году в небогатой дворянской семье на юге Испании, в Севилье. Пожалуй, больше любых самых красочных описаний о ней говорит давняя поговорка: «Кто не видел Севильи – тот не видел чуда!» Действительно, в то время этот великолепный город дворцов и фонтанов, храмов и театров, мастерских художников и скульпторов был одним из самых крупных культурных центров страны.
Учителями Веласкеса стали известные художники того времени – реалист Эррера Старший и романтик Франсиско Пачеко. Ранние полотна Диего - это яркие образцы «бодегонес», жанра, очень распространенного в Испании того времени, которые представляют собой бытовые сцены из жизни простых людей.
Совсем молодым человеком Веласкес покинул родину и переехал в Мадрид, где прошла вся его жизнь. Многие художники того времени могли бы позавидовать Диего: он стал придворным живописцем короля Филиппа IV.
Это освобождало его от решения двух очень важных проблем: не нужно было заботиться о хлебе насущном и писать по заказам церкви. Но, с другой стороны, Веласкес на протяжении 40 лет жил по жесткому дворцовому церемониалу и, по сути, не мог распоряжаться своей жизнью. Лишь дважды ему удалось побывать в соседней Италии, где он изучал приемы письма великих мастеров Возрождения.
Кисти Веласкеса принадлежат картины, написанные в самых разных жанрах. Это многочисленные портреты испанской знати – членов королевской семьи, полководцев, кардиналов, дворян и аристократов, полотна с изображением религиозных и мифологических сюжетов, батальных и бытовых сцен.
В оценке творческого наследия художника есть один вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа. В искусствоведении существует понятие «атрибуция», это определение авторства художественного, в том числе, и живописного произведения. Мнения экспертов по поводу количества полотен, написанных Веласкесом, весьма неоднозначны.
Если в 80-х годах XIX века речь шла о 228 картинах, то спустя сто лет – уже только о 123. Объясняется это тем, что у именитых художников, к которым, несомненно, принадлежал и Веласкес, были ученики и неизвестные подражатели, писавшие многочисленные копии с оригиналов.
Только 11 музеев мира имеют в своих собраниях картины Веласкеса, авторство которых не вызывает сомнений. Самым большим располагает мадридский Музей Прадо, 48 находящихся там полотен никогда не покидали родины, так как когда-то были в коллекции испанских монархов. В России, в Государственном Эрмитаже тоже есть две ранние работы великого испанца - «Завтрак» и «Портрет Оливареса».
Реже всего сомнения у экспертов возникают по поводу портретов, так как они писались по заказу знатных людей, после завершения работы становились собственностью владельца, а впоследствии – его семьи.
К самым известным работам Веласкеса в этом жанре можно отнести детские изображения будущей австрийской императрицы Маргариты Марии Терезы Испанской. Сейчас их назвали бы серией, так как из 14 известных портретов королевской особы пять принадлежат кисти Веласкеса. Впервые он запечатлел на картине трехлетнюю девочку, а впоследствии – Маргариту в возрасте пяти, шести, девяти и десяти лет.
В Прадо находится картина «Менины» («Фрейлины»), которая считается одной из самых знаменитых в мире. Ее тоже можно отнести к своего рода групповому портрету, так как на ней запечатлена вся королевская семья: в центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита в окружении свиты, в зеркале видны король Филипп IV и его супруга Марианна. Кстати, это единственное полотно, где чета монархов изображена вместе.
Портрет папы Иннокентия X написан во время поездки в Италию. Учитывая высокий чин, можно было бы ожидать более «снисходительного» взгляда живописца на главу католической церкви. Но художник нарушает устоявшиеся каноны изображения римских пап, он правдив и беспощаден. В реальной жизни Иннокентий был властным и очень жестоким человеком, по его приказу сгорели на кострах инквизиции тысячи еретиков.
От своих тоже не слишком гуманных предшественников он отличался хитростью и коварством. Все эти качества Веласкес запечатлел на полотне. И хотя Иннокентий X щедро наградил живописца за работу, правдивость, с которой был изображен его внутренний мир, не ускользнула от проницательного взгляда: он заметил, что портрет «слишком правдив».
Веласкес много раз писал портреты короля Филиппа IV, который уже после первого полотна со своим изображением сказал художнику:
«Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет»
Монарх был не только покровителем, но и горячим почитателем таланта Диего. Его расположение было настолько велико, что он позволил своему личному живописцу оборудовать художественную мастерскую прямо в королевских покоях. Одной из последних значительных работ великого портретиста своей эпохи оказался портрет Филиппа IV.
Сегодня трудно сказать, насколько внешность людей на портретах Веласкеса соответствует действительности. Но других свидетельств того, как выглядели испанцы из далекого прошлого, у нас нет. Поэтому они для нас навсегда останутся такими, какими их увидел великий живописец.
artifex.ru
Живопись Диего Веласкеса. Испанское искусство 17 века
Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах, 1628, Музей Прадо, МадридИнфанта Мария Анна, королева Венгерская, 1629, Прадо, Мадрид
Сдача Бреды1635, Музей Прадо, Мадрид
Вышивальщица, 1640-еНациональная галерея, Вашингтон
Портрет папы Иннокентия Х1650, Галерея Дориа Памфили, Рим
Менины, 1656-1657Музей Прадо, Мадрид
Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Через долгие годы придворной службы Веласкес пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. Более непосредственно и смело, чем его предшественники-живописцы, испанский художник обратился к реальной действительности, расширив тематику живописи, способствуя развитию в ней различных жанров. Испанский двор и аристократия ожили в его портретах со своей гордостью, грустью, своими пороками, напряженной жизнью страстей. В мифологических и жанровых картинах Веласкес показал национально-самобытные образы испанского народа.
Сила творчества Веласкеса — в глубине психологического анализа и чеканной отточенности характеристик. В своих портретах он не льстил моделям, но представлял каждого в индивидуальной неповторимости, национальной и социальной характерности. Своеобразие метода Веласкеса проявилось в эмоциональной сдержанности, с которой он стремился раскрыть в целостном единстве существенные черты характера, душевного и умственного склада человека в их сложности и противоречиях.
Диего Родригес де Сильва Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Яркие теплые тона, холодные голубые, темные почти всегда озарены ровным светом и образуют сдержанные тонкие гармонии. Виртуозный мазок разнообразен. Валеры не только обогащают цвета, которыми пользовался Веласкес, но и моделируют формы, окутывают их мерцающей световоздушной средой. Достоинства колорита сочетаются в картинах Веласкеса с ясностью и величественной простотой композиции, чувством меры.
Веласкес родился в Севилье, учился у Эрреры Старшего — художника-реалиста, создателя драматических суровых образов, затем у романиста Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера искусств. В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес», изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевен, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта. Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», около 1617, Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Водонос», около 1620, Англия, Лондон, собрание Уэллингтон). Появляется характерное для Караваджо освещение — луч света, прорывающийся из оконца в темный интерьер, выявляет пластическую выразительность форм. Отказавшись от развернутого повествования, художник сосредоточил внимание на национальной характерности народных образов — горделивой сдержанности, прорывающейся темпераментности, удали, добродушии. Герои «бодегонес» колоритны, но психологически они еще статичны.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид, где жил около 40 лет; он получил место придворного живописца короля Филиппа IV. Карьера придворного при самом чопорном и консервативном дворе Европы подчинила его жизнь жесткому церемониалу дворцового уклада. Вместе с тем здесь, при дворе, Веласкес освобождался от необходимости писать по заказам церкви, что ставило его в особое положение среди современников. Пребывание в мировой столице империи Габсбургов способствовало расширению жизненного и художественного кругозора. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Вместе с тем в королевской сокровищнице искусства, включающей множество шедевров, он знакомился с высшими достижениями европейской живописи. Hoвый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Изображая короля и знать, он исходил из традиции испанского парадного портрета 16 века, но внутренняя характеристика портретируемых у Веласкеса многограннее. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью; но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Она занимает плоскость почти всего полотна, черный плащ придает обобщенность и величественность строгому силуэту, выделяющемуся темным пятном на сером фоне. Торжественность и статичность позы, сдержанность движений, замкнутость гордого лица выражают невозмутимость духа, внутреннюю собранность и высокомерную отчужденность. Веласкес воплотил в образе короля распространенный в испанском обществе идеал достойной личности, исполненной самообладания и чувства чести. Портрет почти суров по колориту и построен на контрасте бескровного лица, белого воротника и темного костюма. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.
Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) Веласкес обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Группа веселых бродяг, охмелевшие лица которых несут следы беспокойной жизни, изображена среди просторов полей и гор. С ними античный бог вина Вакх и фавны. Присутствие Вакха придало пирушке характер действа, как бы приобщающего простолюдинов к жизни вечных сил природы. В бродягах, овеянных вольным духом полей, с их удалью и широтой характеров подмечено что-то стихийное, природное, значительное — граница между возвышенным и низменным художником как бы стирается. Бытовой жанр приобретает новое звучание. Написанный в мастерской, пейзаж хранит следы условности, он не связан с фигурами, формы которых пролеплены контрастной светотенью. Но тонкость серебристо-перламутровых, сиреневатых тонов тела Вакха, оттененных розово-красным плащом, предвосхищает зрелую живописную манеру Веласкеса.
Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Вернувшись из Италии художник написал большую картину на современную историческую тему — «Сдача Бреды» (1634-1635, Мадрид, Прадо). Она посвящена взятию в 1625 году голландской крепости испанскими войсками. Художник отказался от распространенной в живописи 17 века парадно-аллегорической трактовки батальной темы, Веласкес положил начало реализму в исторической живописи. Драматические события истории раскрываются через тонкие психологические характеристики главных действующих лиц, изображенных с портретной достоверностью. Испанский адмирал Спинола принимает символические ключи от города из рук побежденного голландского полководца. За внешней светской сдержанностью Спинолы чувствуется и гордое сознание победы, и благородство его натуры: учтиво встречает он побежденного, отдавая должное отваге и несломленному духу голландцев. Их предводитель, прямодушный герцог Юстин Нассаусский — коренастый, в походной одежде, без светского лоска, в момент поражения не утрачивает человеческого достоинства, добивается почетных условий сдачи крепости. Оба лагеря — испанский и нидерландский — охарактеризованы объективно, с выявлением отличия национальных и социальных особенностей каждого из них. Гордые испанские гранды с утонченными лицами, строгой выправкой образуют компактную группу, над которой победоносно высится лес копий. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. И хотя склонились перед неприятелем их копья и знамена, в свободных позах и открытых лицах доминирует выражение независимости духа.
Построенная на равновесии групп композиция разворачивается на огромном, уходящем вглубь пространстве равнины, на фоне Бреды с ее могучими форпостами. Центр композиции — эпизод передачи ключей, он же психологическая завязка картины,— окружен полукольцом действующих лиц, которые как бы вовлекают зрителя в событие. Широта замысла подчеркнута пейзажем, в котором отблески пламени и дым пожара сливаются с серебристым туманом летнего утра. Точно переданы приметы местности, следы недавних битв. Богатство красочной палитры, построенной на прозрачных валерах, решение проблемы изображения человека в световоздушной среде характеризуют новый этап творчества Веласкеса. Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры.
1630-е и 1640-е годы — время расцвета портретного искусства Веласкеса. Живописец создал галерею образов представителей испанского общества — аристократов, сановников, полководцев, кардиналов, дворян. Традиционные рамки портретных композиций изменились. Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», около 1632, Мадрид, Прадо). Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», около 1635, Мадрид, Прадо). Более зорким становится его глаз к внутреннему миру изображенных людей.
В поколенном парадном портрете Филиппа IV (1644, Нью-Йорк, Музей Фрик) он утверждает новые принципы реалистического портрета. С блеском воспроизведенный великолепный костюм лишь обостряет впечатление заурядности, душевной инертности и безволия постаревшего короля.
Во время второй поездки в Италию Веласкес написал портрет папы Иннокентия X (1650, Рим, галерея Дориа-Памфили). По беспощадности и многогранности характеристики, по блеску живописного воплощения это один из лучших реалистических портретов в мировом искусстве. Тяжелым взглядом исподлобья недоброжелательно смотрит Иннокентий на зрителя. Непривлекательный внешне образ многопланов — Иннокентий хитер, жесток, двоедушен, но вместе с тем умен, решителен, проницателен, то есть как личность монолитен, значителен. Колорит портрета построен на мощном аккорде переливчатых темно-красных, вишневых, пурпурных, пламенно-розовых оттенков накидки, скуфьи, кресла и фона. Холодные голубые глаза, белоснежный воротник и мерцающие складки кружевного белого стихаря контрастируют с красными тонами, создают напряженность, созвучную образу человека сильных, но жестоких страстей, изображенного в момент их концентрации. Солнечные лучи, смягчая контуры, объединяют краски, голубые прозрачные тени и рефлексы рождают богатство полутонов. Портрет Иннокентия X открывает поздний этап творчества Веласкеса, когда он написал и ряд великолепных детских портретов, хранящих всю непосредственность и свежесть впечатлений от живой натуры, преображенной игрой светотени («Инфанта Маргарита», около 1660, Мадрид, Прадо; Киев, Музей западного и восточного искусства). Художник часто оказывает предпочтение свободной от аксессуарности погрудной форме, где портретируемый окружен воздушным золотистым фоном. С особой проникновенностью он изображает людей творческого, интеллектуального склада со сложным многогранным внутренним миром («Неизвестный», 1630-е годы, Лондон, собрание герцога Уеллингтона). Портрет ученика и слуги мавра Хуана Парехи (1649, Солсбери, собрание Радиор) — воплощение благородства, человечности и силы независимого характера.
Особое внимание обращает на себя серия портретов шутов и карликов испанского двора — людей, стоящих внизу иерархической лестницы. В них ярко отразилось уважение художника к человеческому достоинству, внутреннему миру обездоленных. Правдиво передавая духовную и физическую неполноценность, Веласкес раскрыл в их образах человечность и поднялся до скорбного трагизма. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Растерянный Эль Бобо из Кории (около 1648, Мадрид, Прадо) забился в угол. Лихорадочно-беспомощно потирает он дрожащие руки, в глазах проскальзывает неясное душевное движение, но в страдальческой робкой улыбке много трогательно-детского, просветленного. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. Точка зрения сверху вниз, избранная художником, сжатое пространство, как бы теснящее юношу, усиливают чувство одиночества, подавленности.
В поздний период творчества Веласкес создает замечательные по силе обобщения и сложности композиции. В условиях наступления католической реакции в Испании он воскрешает античную тему, волновавшую мастеров итальянского Возрождения. В картине «Венера с зеркалом» (около 1657, Лондон, Национальная галерея), развивая традиции Тициана, Веласкес идет дальше в сближении образа богини с реальной женщиной. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Неожиданная точка зрения со спины, избранная художником, подчеркивает острую красоту гибкого тела. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина.
В картине «Менины», или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Перед зрителем как бы выхвачена из жизни сцена повседневного быта королевского двора. В левой части комнаты Веласкес изобразил себя во время работы над парадным портретом королевской четы. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Присутствующие на сеансе инфанта Маргарита, менины и карлики в церемониальных позах готовятся приветствовать царственных особ.
Жанровые эпизоды — расшалившийся карлик со спящей собакой, беседующие придворные, фрейлина, подносящая бокал воды инфанте, гофмаршал, отодвигающий гардину с окна,— случайности обыденной жизни, нарушающие статичность церемониального дворцового уклада. Синтез двух пространств — прямого, уходящего вглубь к окну, через которое врывается солнечный свет, и воображаемого зеркального, расширяющего пространство,— разрушает замкнутость композиции, включает ее в поток реальной жизни. В этом окружении динамичного пространства доминирует образ самого художника, исполненного творческого самоуглубления, возвышающегося и над парадным и над случайным в жизни.
Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Веласкес применяет мазки чистых цветов, не смешивая их на палитре; для зрителя, находящегося на расстоянии от картины, они сливаются, создавая впечатление струящегося, пронизанного серебристым светом воздуха, смягчающего резкие очертания фигур, объединяющего в единое целое передний и удаленные планы. Общий серовато-зеленый и серо-коричневые тона картины смягчают яркие краски, доминируют черный, серебристо-белый, серо-жемчужный, коричнево-серый и зеленый цвета. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты. «Это не картина, а сама жизнь»,— писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных форм. Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурами. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии.
Веласкес одним из первых среди художников Западной Европы воспел красоту повседневного человеческого труда, изобразив гобеленную мастерскую с ее рабочей обстановкой. В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен,— на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана. По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах». Картина прекрасно скомпонована, сосредоточенные на своей работе пряхи полны энергии, объединенные единым размеренным ритмом движения, их позы грациозны и непринужденны, ловкие жесты уверенны. Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа. Два источника солнечного света создают ощущение пространства и глубины интерьера гобеленной мастерской. Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом. В атмосфере дальнего плана растворяются контуры предметов, и вытканные на коврах мифологические фигуры сливаются в живописном единстве с изображенными реальными. Созвучие нежнейших серо-голубых, розовых, светло-синих, сиренево-розовых, блекло-желтых, светло-красных и серебристо-белых тонов преображает дальний план в мир чистой поэзии. Красота сцены переднего плана выражена сдержанными, но насыщенными красно-коричневыми, сине-зелены- ми, черно-коричневыми и густо-красными тонами. Композиционная находка Веласкеса — сопоставление двух различных по характеру сцен дало возможность правдиво выразить представление художника о многообразии реального мира, о красоте жизни, сочетающей обе реальности — поэтическую, сотворенную руками простых работниц, прославивших пряху Арахну, наделенную творческой силой, и материально осязаемую, конкретную, воплощенную в созидательницах прекрасных ковров. Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность.
Открытия Веласкеса в области цвета и света, его могучий реализм оказали влияние на живопись 18—19 столетий. С середины 17 века испанское искусство утратило непосредственную связь с жизнью. В нем усилились черты идеализации, внешней эффектности, обнаружились мистические тенденции. Последним крупным живописцем севильской школы, где живопись дольше сохраняла верность реализму, был Бартоломео-Эстебан Мурильо (1617—1682), крупный живописец, произведения которого отличались гармоничностью колорита, тонко воспроизводили эффекты света, воздушность среды. К лучшим его работам относятся изображения уличных мальчишек, играющих в кости, лакомящихся и т. п. («Мальчик с собакой», 1650-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Строгая простота в трактовке сцен из народной жизни и религиозных сюжетов позже вытеснилась бесхарактерностью, сентиментальностью, внешней красивостью и сухостью исполнения.
Экономический и политический упадок Испании во второй половине 17 века тяжело отразился на всех областях жизни. Настроение разочарованности заставило искать ухода от действительности. К концу 17 — началу 18 столетий в испанском искусстве утвердился стиль барокко со свойственными ему пышной декоративностью и театральностью. Картины Диего Веласкеса →
История зарубежного искусства →
smallbay.ru
Известные картины художников мира на нашем ресурсе
Многие известные картины собраны на нашем сайте.
Например, полотно «Постоянство памяти» Сальвадора Дали. На этой картине мы видим текущие часы, они сползают с плоскости как расплавленный сыр. Считается, что это символ «текучести времени». И если бы я не назвал автора, то вы все равно поняли кто художник.
Какое то время Дали вынашивал эту идею, потом делались эскизы, писал, переписывал и наконец выставил полотно на суд зрителей. Картина была принята критиками и ценителями искусства и стала брендом, стала известной картиной.
Теперь это произведение связано с именем Сальвадора Дали. И таких картин у него много.Например:
- «Распятие или Гиперкубическое тело»
- «Атомная Леда»
- «Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)»
Пройденный жизненный путь художника отмечен его произвидениями. Из этих полотен и состоит Сальвадор Дали. Каждая картина это страница жизни. Так можно взять любого известного и не известного художника, да и не только художника, и композитора, и писателя, и скульптора...
Известные картины Диего Веласкеса
Биография художника
Художник из Испании Диего Родригес Веласкес (1599–1660) не исключение. Он известен в мире искусства. Он не сюрреалист, как Сальвадор Дали. Его стиль испанское барокко.
Его известные картины:
- «Шута Калаба-Сильяса»
- «Портрет Графа Оливареса»
- «Эль Примо»
- «Мальчик из Вальескаса» и т. д.
Веласкес мастер портрета, ему удается раскрыть внутренний мир заказчика — модели. Это не так просто, как может показаться вначале. Здесь разговор не идет об умении рисовать (это само собой разумеется), а нужно с помощью краски и точности руки выразить характер и темперамент. Но в начале нужно проанализировать рисуемого и понять его.
Известная картина «Папа Иннокентий 10» как раз иллюстрирует сказанное выше. При том, что священник сидит, в позе чувствуется напряжение, взгляд пристально — сверлящий, даже можно сказать жестокий. За этой позой и взглядом чувствуется жестокость политика, а не служителя церкви, проповедующего смирение и соблюдение заповедей.
И это высший пилотаж в живописи.
С другой стороны шутов — карликов «Менины» он изображал просто и по человечески. Не стал высмеивать их недостатки. Хотя в те, да и в наши времена многие не пройдут мимо, чтобы не пнуть больного.
Родом мастер из Севильи. Дворянам не пристало работать, зарабатывать черным делом, а семья художника была из дворян. И даже живопись считалась черной работой.
Но отец художника так не считал. Талант Веласкеса проявился в детстве, и было решено отдать его в ученики к Ф. Эрреру, после он занимался у художника Ф. Пачеко.
Замечен талант художника придворной публикой был к 23 годам, когда Веласкес написал портрет Луиса де Гонгоры. В это же время его пригласили к королю, написать монарха. Работа королю понравилась, и с этого момента карьера художника пошла вверх. он стал придворным художником и получал 20 дукатов в месяц, и плюс к этому доход от написанных картин.
Каждый придворный мечтал иметь картину, от Веласкеса, у себя в коллекции. Теперь считалось это престижным. Скорее всего, не все придворные могли оценить истинный талант художника, ну раз начальство считает, что это хорошо, значит это так 🙂 . Ну как же, король оценил. 🙂 (но, в общем это мое личное мнение)
С королем у художника сложились дружеские отношения. Монарх не раз присутствовал при написании известных картин, наблюдая за работой.
Примерно в этот период художник пишет свои известные произведения
- «Шута Калаба-Сильяса»
- «Портрет Графа Оливареса»
Рубенс был современником Веласкеса. И есть такое мнение, что именно с подачи Рубенса Веласкес отправился в Италию. По прошествии трех лет художник возвращается домой, и с новыми творческими силами и впечатлениями берется за краски.
В это время создаются многие портреты и известные картины религиозно — мифологической тематики. Одна из них «Сдача Бреды».
В промежутке между 1630 и 1640 годами были написаны известные картины с изображением карликов и шутов.
- «Мальчик из Вальескаса»
- «Эль Примо»
- «Себастьяно дель Морра»
- «Барбаросса»
Ближе к 1660 году вышли в свет такие полотна как:
- «Пряхи»
- «Менины»
artatac.ru
Веласкес Диего. Картины и биография. Velasquez Diego. Книги по литературе
Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни "бодегонес" (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов ("Завтрак", около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Водонос", около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
В картинах "Вакх" ("Пьяницы", до 1630) и "Кузница Вулкана" (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. Трое мужчин за столом, 1618 Эрмитаж, Санкт-ПетербургСтарая кухарка, 1618 Национальная галерея, Эдинбург Водонос, 1622 Музей Уэллингтона, ЛондонТрактирщик, 1625 Рейксмузеум, Амстердам Триумф Вакха, 1629 Музей Прадо, МадридКузница Вулкана, 1630 Музей Прадо, Мадрид В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Дама с веером", около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехахИнфанта Мария Анна, королева ВенгерскаяОкровавленный плащ Иосифа приносят ИаковуПортрет королевы Изабеллы БурбонскойПридворный шут Хуан Австрийский, 1632 Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. К этому же периоду относятся "Венера перед зеркалом" (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа "Вилла Медичи" (1650–1651, Прадо, Мадрид; по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Хуан Мартинес Монтаньес, 1634Портрет короля Филиппа III, 1635Сдача Бреды 1635Портрет графа-герцога Оливареса, 1635Эзоп 1639-1640 В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В картине "Менины" ("Фрейлины", 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Бог войны Марс 1640Портрет дамы с веером 1640Венера с зеркалом 1649-1651Вышивальщица 1640-еПортрет папы Иннокентия Х В ином, более мажорном колористическом ключе написаны "Пряхи" (1657, Прадо, Мадрид), сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане и ярко освещенным солнечным светом помещением в глубине композиции, где придворные дамы осматривают готовый ковер, изображающий миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину. Контрасты освещения, "двуслойное" пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.
Сивилла 1632Арахна 1648Пряхи 16Королева Мария-Анна Австрийская, 1653Менины 1657 В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Живописец Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Далее. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание.
1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.
Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
www.nitpa.org