Морис Корнелис Эшер (1898-1972) - ru_art links. Картины эшера
Эшер — Lurkmore
« | Я играю в изнурительную игру | » |
— Герой статьи |
Эшер Мауриц Корнелис (или Эсхер) — голландский художник, не поддающийся классификации, любимец математиков, физиков и прочих людей науки за крайне нестандартное творчество. Первый из художников, кто осилил хорошо изобразить бесконечность, рекурсию, перевёл математические абстрактные конструкции на язык графики. Популярен в интернетах и за его пределами давно, всерьёз и надолго.
« | Вы действительно уверены, что пол не может также быть потолком? | » |
— Эшер |
Голландский мальчик родился в 1898 г. в семье технаря-инженера и, как и полагается гению, с детства был немного странным. Серый, замкнутый и заикающийся, он плохо учился, но любил музыку и столярное дело. Был подвержен двум навязчивым маниям. Первая — «тяга к падению»: все вертикальные, устремляющиеся ввысь формы, имели для парня пугающую и одновременно восхитительную притягательность. При взгляде вверх, на башню, гору или бесконечную вертикаль Эшер впадал в экстатическое оцепенение. Об этом вспоминают многие его биографы и друзья. С настойчивостью маньяка художник рисует птиц, рыб и ящериц, повторяя их сотни раз.
Второй странностью юного Эшера было построение «безупречного бутерброда». Однокашник будущего художника вспоминал, как тщательно укладывал Мориц на хлеб кусочки сыра и колбасы с целью получить «идеальное покрытие». Тяга к идеальным линиям привела к тому, что Морица послали учиться на архитектора. Однако ему не понравилось, и он переметнулся в графику. Имея небедных родителей, между мировыми войнами наш художник катался по Европе в поисках себя — в итоге осел в Италии минимум на десять лет, женился, завёл детей… Но когда его сына приняли в фашистские пионеры, Эшер насторожился и свалил в Швейцарию.
В жизни Мориц был скромен и не склонен к эпатажным выходкам. Чаще всего сей господин был крайне сдержан и сух в общении, замкнут и вежлив. Даже в кругу семьи. Но некоторые источники утверждают, что лузловые ситуации всё же настигали его. Однажды утром бездыханного Эшера обнаружил в мусорном ящике дворник. Выяснилось, что это не труп, а всего-навсего немножко выпавший из окна художник. Водворённый домой, в постели с чашкой кофе, Эшер нарисовал вывернутое наизнанку пространство. В этом мире можно было увидеть переднюю и заднюю стороны куба одновременно. Увидев этот рисунок, жена стала оплакивать свою судьбу: её муж был гением, а с гениями жить невозможно. Даже тесть Эшера с самодовольством шутил, что у зятька лучше всего получаются чертежи складских помещений чем собственно картины. Недалеко от тестя ушли и профессиональные критики. С другой стороны Мауриц терпеть не мог когда с ним фамильярничали. Из-за этого он отказал Мику Джаггеру, когда тот попытался уломать художника создать обложку для нового альбома.
Строгие и умозрительные работы Эшера обвинялись искусствоведами в сухости, просчитанности и излишней интеллектуальности, что для профессии художника якобы смертельно опасно.
Сам Мауриц не заморачивался, откуда у него берутся идеи — он просто работал.
[править] Математики и художник
« | Математики открыли дверь, ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней. | » |
— Всё тот же Эшер |
Математики любят Эшера. В его гравюрах и литографиях видят ключи к доказательству теорем или оригинальные контрпримеры, бросающие вызов здравому смыслу. Их воспринимают как годные иллюстрации к научным трактатам по кристаллографии, когнитивной психологии или компьютерной графике.
Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил Эшера на свою лекцию, посвящённую математическому содержанию его гравюр и литографий. К взаимному разочарованию, Эшер не понял из содержания лекции ни хрена.
Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен.И это говорит человек, без гравюр которого не обходится с середины прошлого века ни одна «иллюстрированная» книга по математике, физике, топологии, не говоря уж о популярных изданиях! Возможно, художник скромничал. Так, например, в 1960 году Эшер прочитал лекцию по кристаллографии в Кембридже. А многие советские научно-популярные журналы активно печатали Эшера на своих страницах.
Оказалось, что с помощью работ Эшера можно объяснить нормальной школоте такие математические понятия и термины, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность, квазипериодичность, треугольники Робинсона. Герой статьи одним из первых стал изображать в своих картинах фракталы. Только после смерти художника учёные стали изучать свойства этих фигур и с помощью компов строить то, что Эшер рисовал вручную, с помощью тёплой ламповой математики и расчерченной вручную сетки построения.
[править] Последователи
« | Чарльз Сноу отметил поистине странный факт, что искусство XX века так мало усвоило достижения науки XX века. Это наблюдение дало ему ещё одно доказательство того, что наша цивилизация распалась на две различных культуры. Так же, как ранее Леонардо да Винчи, Эшер своим особым способом пытается уменьшить этот разрыв, и в этом, вероятно, главная причина его популярности не только среди молодых, но также и среди вполне уже зрелых учёных и инженеров. | » |
— Корнелиус Ван Шаак Рузвельт |
Эшер никогда не отвергал матанистость своего творчества. Но художника постоянно сравнивали с сюрреалистами, искали в его работах мистический смысл, а молодёжь 1960-х вообще сделала их знаменем «психоделической» культуры. Этот ажиотаж изрядно раздражал Эшера. Недорогие постеры с его психоделическими работами покупали хиппи, украшавшие затем ими стены своих жилищ и внутренности хиппи-фургончиков. Особенной популярностью пользовались копии литографии «Относительность»: она появлялась в СМИ, кино, сериалах; трёхмерную модель изображённого Эшером интерьера сделали из конструктора LEGO. А в известном фильме «Inception» герои ходят по бесконечной лестнице, напоминающей нарисованную героем статьи.
К 1980-м Эшер стал настолько тиражируем и популярен, что, затёртый своими не в меру ретивыми подражателями и фанатами, практически стал попсой. Но некоторые последователи оказались вполне годными художниками, развившими то, что начинал Эшер — к примеру, Жос де Мей, Сандро дель Пре, Иштван Орос.
Эшер — творец! А ты просто завидуешь. | |
lurkmore.to
картина Маурица Эшера с описанием
Увлечение Эшера оптическими иллюзиями произрастает из его интереса к геометрии. В детстве он провел немало часов, изучая премудрости столярного дела, которое отменно развивает пространственное воображение. Впоследствии к этим урокам добавилось обучение в Школе архитектуры. Приверженность к изображению математически выверенных объектов прослеживается даже в ранних работах художника — пейзажах итальянской природы, панорамах городов и интерьерах церквей.Совершенствуя свою технику рисования, Мауриц с увлечением экспериментировал с неевклидовым пространством, и результатом этих экспериментов стали известные во всем мире оптические иллюзии Эшера. Картина «Относительность», описание которой мы предлагаем вам прочесть, была создана Эшером в 1953 году.
Неподготовленного зрителя это произведение может привести в недоумение: при первом взгляде на картину в глаза бросаются лестницы, которые выглядят вполне обычно. Однако стоит только внимательно присмотреться и проследить, куда они ведут, как становится ясно, что название «Относительность» Мауриц Эшер дал этому произведению не случайно. Его литография — это визуальное подтверждение относительности человеческого восприятия и законов геометрии и физики.
На картине «Относительность» мы видим момент из жизни нескольких миров, которые объединены общими лестницами и плоскостью холста. В каждом из этих миров кипит жизнь. По одной и той же лестнице идут два человека, но они никогда не пересекутся взглядами, поскольку даже не подозревают о существовании друг друга. Их близкое расположение обманчиво: в то время как один из них спускается по ступенькам вниз, второй, двигаясь в том же направлении, поднимается вверх. То, что в системе координат обитателя одного из миров картины «Относительность» является потолком, житель другого мира именует полом или стеной. Чтобы подчеркнуть этот момент, Эшер использует арочные проемы и рифмующиеся с ними фигурки девочки, выполняющей гимнастическое упражнение «мостик».
Особого внимания заслуживает тот факт, что Мауриц Эшер создал картину «Относительность» методом литографии. Вначале он «вырезал» изображение на отшлифованной поверхности камня, а затем, нанеся на него краску, получил оттиск на бумаге. Вообразите только, какой огромный объем работы проделал художник, перенося на камень те образы, которые он держал в своем воображении!
Как и множество других гениальных произведений, эта картина приобрела статус культовой и стала источником вдохновения: например, «Относительность» можно увидеть в одной из серий мультсериала «Гриффины». Эшер представлен в ней как рэпер, стоящий внутри собственной литографии и читающий рэп. В другом мультсериале («Футурама») персонажи в поисках квартиры попадают в «эшеровский» дом. Идею Эшера с необычным пространством также использовали создатели приключенческого фильма «Лабиринт», снятого в жанре фэнтези в 1986 году.
artchive.ru
Загадки Эшера...: alisha_96
«Полюбите эту красотку и она непременно ответит вам взаимностью»
Слова эти принадлежат моему институтскому преподавателю высшей математики Нине Константиновне Артмеладзе.. Видимо желая пробудить интерес предмету говорила она их нам, своим нерадивым студентам, имея ввиду эту самую математику. Сказать что мы тогда понимали реальный смыл этих слов не могу однако то, что математика может доставлять истинное удовольствие можно было по ней самой, сидя и наблюдая как экспрессивно, увлеченно и темпераментно она вела нам свой предмет. Вероятно, Нины Констаниновны уже давно нет в живых, однако ту сухонькую старушку лет 70-ти с горящими не по годам глазами, я помню до сих пор, и это, одно из многих других ее ярких изречений, которое вывела в эпиграф, вспомнила совсем недавно…после посещения выставки Маурица Корнелиуса Эшера….Итак Эшер. Сказать по правде имя это хоть и было мне знакомо, не говорило практически ни о чем. Собралась идти на выставку больше за компанию и даже подумать не могла, что придется прикладывать усилие чтоб оттуда уйти...К некоторым его работам я возвращаюсь и по сей день и все, о чем пойдет мой рассказ ниже, узнала спустя время… …Интерес Эшера к рисунку был отчасти делом случая. Родители маленького мальчика, далеко не бедные люди, мечтая видеть в сыне архитектора отдают его в частную школу, где среди прочих предметов он занимался рисованием.
Ничего явно выдающегося и выделяющего его среди сверстников им в то время создано не было, однако его учителем был художник Самуэль де Мескита, оказавший на молодого человека огромное влияние. Эшер поддерживал дружеские отношения с Мескитой на протяжении всей жизни последнего. Здоровье не позволило Эшеру получить архитектурное образование, его семья поселяется на юге Италии. Он был очарован природой и красотой здешних мест.
Любимым занятием становятся пешие многочасовые прогулки во время которых делаются зарисовки.
По наставлению учителя, Эшер уделяет гравюрам особое внимание.
Здесь, в Италии, он проявляет интерес к перспективе трехмерного пространства в рисунке, обращает внимание на математическую точность схождения линий, для придания видимости перспективы. Особенно вдохновляла его в этом смысле Флоренция, где он посетил галерею Уффици, знакомясь с мастерством живописи древних мастеров. Произведения Микеланджело, работы Леонардо да Винчи привлекали пристальное внимание Эшера. Со временем, уже будучи женатым человеком, он поселяется в вечном городе. Это может показаться странным, но днем он не видит в Риме ничего для себя интересного. И совсем другое дело ночь…
Долгие часы он проводил в соборе Св. Петра работы великого Микеланджело. Здесь он пытался осмыслить глубину архитектурного пространства. Так постепенно зарождается его увлечение зрительными парадоксами. То, что было скрыто для большинства постепенно открывалось Эшеру благодаря его тонкой наблюдательности, и, думаю, именно это качество стало залогом успеха многих его картин.
Эшер был человеком замкнутым даже с родными. Иногда он черпал вдохновение в своих снах.
При всей кажущейся любви к уединению Эшер любил путешествовать. Путешествуя из Испании в Италию на грузовом судне VERDI Эшер посещает Сицилию и Мальту.
Был и такой этап в жизни Эшера, когда ему удалось убедить одну из итальянских круизных компаний «Адрия» взять его с супругой пассажирами на борт корабля, в ответ он обязался изображать корабли и гавани, в которые те заходили, для рекламных буклетов компании.
На удивление Эшера его предложение было принято. Среди множества городов, которые он посетил, Сенглеа на Мальте приглянулся ему особенно. Здесь, на острове с богатой историей, родились многие его зарисовки и замыслы. Одна из известных- «Балкон», где Эшер впервые применяет эффект лупы, с помощью которого можно разглядеть цветок на балконе на отдаленном расстоянии.
Этот прием можно будет рассмотреть и в других его работах.
Математические открытия вдохновляли Эшера на создание некоторых картин. Однако его искусство, в свою очередь, являлось притягательным для математиков. Они признавали его математический дар. Предметом восхищения было то, как ему, человеку далекому от математики, удавалось отобразить суть математических задач. Его картины разбирали и обсуждали на математических симпозиумах и конгрессах. «Когда я увидел впервые его гравюру «День и ночь», я лишился дара речи»- вспоминает математик и физик Роджер Пенроуз , «у него был явно математический талант зрительно изображать свою интуицию на листе бумаги».
Эшер был человеком интересующимся всем необычным. если его что то сильно увлекало, он старался докопаться до сути явления и мастерски делал это в своих работах, изображая рукой художника то, как он это себе представлял. Так работы Эйнштейна вдохновили Эшера на создание гравюры «Относительность». Посмотрите как меняется картинка , если на нее смотреть под разными углами . Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три объекта прорезают друг друга под прямым углом и каждый населен людьми.
Обитатели соседних маленьких миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей. Мы видим, как наверху два человека идут рядом по лестничным ступенькам как будто в одном направлении, тем не менее один движется вверх, а другой вниз. Контакт между ними невозможен, т.к. они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга. В литографии «Вверх и вниз» одна и та же картина представлена дважды, но рассматриваем ее с двух разных точек.
Верхняя часть – вид, который откроется наблюдателю, если он поднимется тремя этажами выше, нижняя- то, что он увидит стоя на земле,т.е. на площадке выложенной плитками. Подняв голову наверх, он увидит тот же самый плиточный пол, повторенный как потолок в центре композиции, однако он в тоже время служит полом верхней сцены. Вверху плиточный потолок повторяется, на этот раз как настоящий потолок. Эшер все чаще обращается к теме так называемых «невозможных пространств». Его привлекают зрительные парадоксы.Одна из ранних работ в этом направлении –«Вавилонаская башня». Она иллюстрирует библейский миф о трудностях перевода и невозможности коммуникаций.
Фигура невозможного треугольника, придуманного математиком Роджером Пенорузом , мы можем наблюдать в картине «Водопад». Здесь два невозможных треугольника соединены в невозможную фигуру, создается впечатление, что вода снизу поднимается наверх, по типу вечного двигателя, а разноэтажные башенки смотрятся почти вровень.
Статья английского математика Роджера Пенроуза о невозможных фигурах была опубликована в британском журнале психологии в 1958 году «ожила» в картине Эшера «Спускаясь и поднимаясь». Сама иллюзия для обывателя вряд ли будет заметна, скорей вы отметите здесь некий визуальный абсурд: монахи неизвестного ордена совершают нескончаемую прогулку про круговой галерее на крыше своего монастыря, те кто идет во внешнем ряду все время взбираются вверх, а те, кто шествует во внутреннем ряду, постоянно спускаются вниз.
Как такое может быть? Для математиков картина представляла колоссальный интерес наглядностью решаемых ими задач.
Ничего удивительного, но и психологи свою очередь находили в картинах Эшера нечто для себя интересное. «Столкновение» - вот прекрасный пример того, как одно и тоже изображение или явление может восприниматься по-разному, т.е. наглядно изображен принцип двоякости нашего сознания в зависимости от того, на чем концентрировать внимание...
Фигура ( в центре картины) или, если хотите, «проблема» может быть «плоской» т.е. не выделяющейся и мало значимой на общем фоне и посмотрите что с ней происходит если концентрироваться на чем то одном, это «одно» выходит на первый план становится «объемным» т.е. захватывает нас целиком…Здесь же у нас есть выбор, на чем концентрироваться, на черном или на белом, и это тоже зависит от конкретного человека, от его настроя на восприятие мира.... Картина в некоторых источниках называется «Оптимист и пессимист» и это наиболее точно, как мне кажется, обозначает суть рисунка…Еще одна из известных работ Эшера –«Рептилии». Здесь мне видится схожий эффект. Плоская и ничем не привлекающая картинка, может "ожить" если на ней сосредоточится. Рептилии путешествуют из мозайки в реальную жизнь и обратно транзитом через учебник зоологии.
Эмоциональное наполнение произведений Эшера уникально. Почти каждую его работу, мне хотелось охарактеризовать как «пограничное искусство». Пограничное по исполнению, по восприятию и по ощущению которое она оставляет.. Погранично оно и в том, как мастерски переплелись в его работах архитектура, математика, психология и даже биология. Говорят, что постощущения и эмоции от картин Эшера сродни эмоциям математиков. Недаром они видели в нем «родственную душу». Юг Испании и в частности Альгамбра, оставляет свой след в творчестве Эшера. Дворцы Альгамбры и великолепное мавританское искусство пробуждают в нем интерес к симметрии. Принцип симметрии, который так любили математики, теперь захватывает и Эшера. Различные симметричные построения, путем заполнения плоскости тождественными фигурами становится темой многочисленных его работ.
Пиком этого увлечения, как мне кажется, являются его многочисленные метаморфозы.
От них вообще нереально оторваться...насколько это просто по идее и совершенно непостижимо по исполнению…
Правильные многогранники и многоугольники имели особое очарование для Эшера. Но часто они встречаются лишь в качестве вспомогательных элементов.На литографии «Хаос и порядок» изображен малый звездчатый додекаэдр, один из четырех многогранников Кеплера-Пуансо а вокруг предметы выброшенные за ненадобностью…
На гравюре «Звезды» мы видим объединение тетраэдров, кубов и октаэдров и для сложности восприятия всей этой и без того громоздкой фигуры, Эшер поместил внутрь хамелеонов.
Чтобы представить картину целиком нам надо отвлечься от привычного восприятия ...Невозможный куб можно встретить в картине «Бельведер». Ребра куба скрещиваются самым невероятным образом, оно невозможно в трехмерном пространстве
Бесконечные мозайки наглядно демонстрировали любовь Эшера к геометрии. Элементы начертательной, проективной геометрии явно просматриваются в его рисунках.
В тоже время в его мозайке биологи видят с молекулярные модели, с их тождественностью вирусных соединений сфер и многогранников, а кристаллографы находят в них нечто близкое себе, связанное с описание идеальных кристаллов. Стремление Эшера создать на плоскости иллюзии трехмерного пространства, которого на самом деле нет, создание искусственной перспективы и зрительной головоломкой привлекало и привлекает по сей день … Его любимая тема – бесконечность…Она была у него внутренней( плоской)
внешней(объемной) –«Предел круга»
циклической – «Рисующие руки»…
Однако пикового эффекта тема бесконечности достигла в его «Выставке гравюр» Самая непостижимая, самая загадочная из его картин, явилась воплощением тайны, она многими считается шедевром….
Художник пытался создать в ней эффект бесконечности, который наблюдал в парикмахерских при наведении зеркал и одновременно использовал уже известный свой прием-«картинка в картинке». Подобная «анфилада» картинок называется «эффектом Дросте» по названию голландской марки какао Droste которая впервые использовала этот эффект в своей рекламе.
Помимо этого, в своей картине он пытается исказить пространство по типу бутылки Клейна, чтобы создать эффект постоянного движения. Эшер решил замкнуть две плоскости в единое целое. Человек на переднем плане любуется гравюрой, висящей в галерее, в которой изображен он сам…Он видит себя, смотрящего на себя, смотрящего на себя, смотрящего на себя….и так до бесконечности…это явление находится на грани возможного, его трудно охватить глазом, но оно очень понятно математикам и Эшер этот эффект четко представлял. Он создал галерею, в которой череда картин является зрительным противовесом череде зданий , но замкнуть рисунок по периметру невозможно не исказив его и не выйдя за рамки …Картина словно представляла дефект, а пустой центр только разжигал любопытство многих. …Одни видели в ней т.н. поверхность Римана -абстрактную поверхность с отверстием внутри, другие основу концепции инь и янь, а третьи - черную дыру. Работой Эшера заинтересовался голландский математик Хендрик Ленстра. Анализируя «Выставку гравюр», он, как математик, решил «закончить незаконченное», но для этого попытался разложить деформированную решетку кручения т.н решетку Эшера пошагово …
В этой решетке Эшер помимо кручения сохранил квадраты канвы … «Решетка основана на повторяемости- дает пояснение математик– деформированный квадрат будет выглядеть квадратом только в том случае, если углы его будут равны 90 град, но эффект этот достигается еще и за счет вращения вокруг оси». Ленстра объясняет то, что изобразил Эшер в своей гравюре, сложно воспринимать человеческим глазом, поскольку изображение и при повторении изменяет свои размеры в 256 раз, но очень просто понять математику. Понять можно, но изобразить математику это оказалось не под силу и на помощь пришли мощные компьютеры. Рисунок оказалось возможным развернуть и тогда пустой центр принял форму спирали, берущей начало в центре литографии и идущей до ее рамки… Но решение заключалось не только в этом, а еще и в бесконечной мозайке Эшера с соблюдением двойной симметрии, со смещением оси…. Рисунок оказался выполнен как на карандашной стружке, которая заворачивается при точении и как если бы мы эту стружку распрямили…Но математик задался еще одним вопросом- «случайно ли Эшер применил кручение вправо?» Команда Ленстра попыталась «раскрутить рисунок» в обоих направлениях и тут открылась тайна во всей эшеровской красе- «рисунок в рисунке». Думаешь что можешь разглядеть центр, но уходишь все «глубже» и так до бесконечности....к тому же проблема заполнения центра, тождественная заполнению пространства вокруг изображения- т.е. она невозможна…Интуиция Эшера пришла к этому безо всяких компьютеров и математических исследований не позволила ему заполнить центр оставив его незаполненным. Здесь нужен был механизм более совершенный чем карандаш…Мы же можем погрузится в рисунок с помощью компьютера.
Гениальному Эшеру удалось ближе всего наглядно подобраться к бесконечности . Когда он пришел к выводу, что рисунок не может быть закончен, он поставил в центре свою монограмму. «Ничего более странного я в жизни не делал»- пишет Эшер своему сыну по завершению работы.. И здесь он приходит к выводу-«возможно это и есть искривленное пространство, о котором говорил Эйнштейн».
По материалам статьи Геометрия Эшера
фильма «Мауриц Эшер. Закончить незаконченное»
многочисленных статей из сети….
alisha-96.livejournal.com
Морис Корнелис Эшер (1898-1972) - ru_art links
Convex and concave (Выпуклые и вогнутые). Литография, 1955.В Москве проходит выставка работ Эшера в рамках года Нидерландов в России. В нашей стране его работы можно было увидеть лишь однажды в Эрмитаже в 2003г, и мне посчастливилось там побывать. Шла я знать не зная, кто такой этот Эшер, а выходила раз и навсегда влюблённая в его работы :) В этот раз в Питере можно посмотреть только на факсимальные репродукции в Выставочном зале Центра книги и графики. Ну, а тем, у кого нет возможности побывать на выставках, предлагаю немного ознакомиться с удивительным творчеством Эшера.
Морис Корнелиус Эшер (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Ларен, Нидерланды) — "Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам" - нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.Circle Limit IV (Циклический предел). Гравюра на дереве, 1960
Не буду описывать его биографию, ссылка есть внизу, и пропущу ранние периоды, да, и вообще много интересных работ пропущу, т.к. просто невозможно объять его всего за один раз и за один пост. Только интересные факты, сам Эшер и его произведения, оставившие у меня наибольшее впечатление. Т.е. очень субъективный взгляд.
Order and chaos (Порядок и хаос). Литография, 1950
Морис Эшер, как многие гении и до и после него, утверждал: «Все мои произведения — это игры. Серьезные игры». Однако в этих играх математики всего мира вот уже несколько десятилетий рассматривают абсолютно серьёзные, материальные доказательства идей, созданных с помощью исключительно математического аппарата, или оригинальные контрпримеры, бросающие вызов здравому смыслу. Их воспринимают как прекрасные иллюстрации к научным трактатам по кристаллографии, когнитивной психологии или компьютерной графики.
Reptiles (Рептилии). Литография, 1943.
С помощью работ Мориса Эшера можно объяснить такие математические понятия и термины, изучаемые в школе, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность. А так же некоторые понятия не входящие в школьный курс математики. В этот список можно включить следующие термины: квазипериодичность, инфляция, дефляция, треугольники Робинсона, преобразование дуальности.
Moebius Strip II (Лента Мёбиуса II). Гравюра на дереве, 1963.
Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил Эшера на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр и литографий. К взаимному разочарованию, Эшер не понял почти ни слова из того, о чем рассказывал Кокстер. «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».
Hand with Reflecting Sphere (Рука с зеркальной сферой). Литография, 1935.
Первая картина невозможной реальности, созданная Эшером на основе своих эскизов путешествия по Средиземному морю.
Still life and Street. Гравюра на дереве, 1937.
Тогда же он начинает интересоваться мозаиками и едет в Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик, впоследствии он скажет, что это было для него "богатейшим источников вдохновения".
Metamorphosis I (Метаморфозы I). Гравюра на дереве, 1937
Позже в 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:"В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней".
Day and Night (День и Ночь). Гравюра на дереве, 1937.
Sky and Water I (Небо и вода I). Гравюра на дереве, 1937
Впечатление объемности целиком определяется нашей интерпретацией рисунка и порой бывает иллюзорно. В произведении «Три сферы» Эшер изобразил три плоских диска. Нижний диск лежит на столе. Средний перегнут под прямым углом вдоль диаметра. Верхний диск стоит вертикально на горизонтальной половине среднего диска.
Three Spheres I (Три сферы I). Резьба по дереву, 1947
При рассматривании этой гравюры в попытке объять пространство у меня начинает кружиться голова.
Other World (Другой мир). Резьба по дереву, гравюра на дереве, 1947Эшер: "Интерьер кубического здания. Сквозь проемы сдвоенных арок в пяти видимых нам стенах видны три разных пейзажа. Через верхние арки вы можете смотреть вниз, на землю – почти вертикально; в двух средних линия горизонта находится на уровне глаз; сквозь нижнюю пару арок можно любоваться звездами. Каждая плоскость этого здания, объединяющая надир, горизонт и зенит, исполняет тройную функцию. Например, задний план (в центре) служит стеной относительно горизонта, полом – относительно вида, открывающегося из верхних арок, и потолком – мы видим звездное небо.
В следующей литографии используется идея самовоспроизведения. Руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы.
Drawing Hands (Рисующие руки). Литография, 1947.Эшер: "Лист бумаги прикреплен к доске кнопками. Правая рука делает на листе набросок манжеты с запонкой. Работа еще не закончена, но справа уже детально прорисована левая рука: она высовывается из рукава так реалистично, словно вырастает из плоской поверхности, и, в свою очередь, делает набросок другой манжеты, из которой, подобно живому, существу выползает правая рука".
А это Эшер изобразил себя с супругой.
Bond of Union. Литография, 1956.
И напоследок немного игры с пространством, самая любимая мною тема в творчестве Эшера. Могу бесконечно ходить по лесенкам, менять верх с низом и оказываться то внутри, то снаружи.
Up and Down (Вверх и вниз). Литография. 1947.Эшер: "В этой литографии одна и та же картина представлена дважды, но мы рассматриваем ее с двух разных точек. Верхняя часть – вид, который откроется наблюдателю, если он поднимется тремя этажами выше; нижняя часть – сцена, которую он увидит, стоя на земле, то есть на площадке, выложенной изразцовыми плитками. Подняв глаза вверх, он увидит этот же плиточный пол, повторенный как потолок в центре композиции, однако он в то же время служит полом для верхней сцены. Вверху плиточный повторяется вновь, на этот раз как настоящий потолок".
Relativity (Относительность). Литография, 1953.Эшер: "Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три земные поверхности прорезают друг друга под прямым углом, и каждая населена человеческими существами. Обитатели двух разных миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу, поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей. Мы видим как наверху два человека человека идут рядом по лестничным ступенькам будто бы в одном направлении, – тем не менее один движется вверх, а другой – вниз. Контакт между ними невозможен, так как они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга".
Print Gallery (Картинная галерея). Литография, 1956
Описание Эшера: "Вход справа внизу ведет на выставку – в галерею с экспозицией гравюр на стенах и в застекленных витринах. Мы минуем посетителя, заложившего руки за спину, а затем – юношу (слева внизу), который по крайней мере в четыре раза крупнее того, первого. Даже голова у него увеличена в объеме по сравнению с его правой рукой. На стене перед ним – последний лист графической серии, и он пристально разглядывает пароход, лодки, воду канала и дома на заднем плане. Затем его взгляд переходит слева направо, к многоярусному жилому массиву. Открытое окно, из которого выглядывает женщина, выходит прямо на покатую крышу выставочной галереи, и это возвращает нас к месту, откуда началось путешествие. Юноша воспринимает это как двухмерные детали рассматриваемой литографии. Если его глаза захватят еще больше пространства, ему покажется, что он вошел в мир графического листа".
Belvedere (Бельведер). Литография, 1958Эшер: "Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их невозможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет, передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамье юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво разглядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле. На полу нижней площадки, то есть внутри, стоит лестница, на которую взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытыми небом, и снова им придется входить внутрь бельведера. Удивительно ли, что никому из присутствующих нет дела до заключенного, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу?"
Ascending & Descending (Восхождение и спуск). Литография, 1960Эшер:"Бесконечные лестницы, представляющие главный мотив этой картины, навеяны статьей Л.С. и Р. Пенроузов, напечатанной в "Британском журнале психологии" в феврале 1958 года. Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши – бесконечная лестница. Скорее всего, в этом дому живут монахи, приверженцы некой религиозной секты. Возможно, ежедневный ритуал предписывает им подниматься по ступеням несколько часов подряд. Кажется, если они устанут, им разрешается повернуть в обратную сторону и спускаться, вместо того чтобы подниматься. Однако оба направления, хотя и выразительны, но одинаково бесполезны. Двое непокорных индивидов в этот момент отказываются участвовать в ритуале. Им это совершенно не нужно, но нет сомнения, что раньше или позже их заставят раскаяться в своем нонконформизме.".
Waterfall (Водопад). Литография, 1961Эшер:"В статье "Британского журнала психологии" Р. Пенроуз опубликовал чертеж треугольника в перспективе, копия которого воспроизводится здесь. Конструкция составлена из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом. Следя глазами за ее элементами поочередно, мы не заметим несоответствия между ними. Однако перед нами – совершенно невозможное целое, поскольку в интерпретации расстояния между объектами и наблюдателем возникают неожиданные изменения. Эта немыслимая конструкция трижды "вмонтирована" в картину. Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова. Мельнику достаточно время от времени плеснуть туда ведерко воды, чтобы компенсировать испарение. Кажется, что обе башни одинаковой высоты; тем не менее, та, что справа, оказывается этажом ниже, чем башня слева.".
А так могло бы выглядеть рабочее место художника (основано на его работах):
Ссылки:Здесь можно ознакомиться с его биографией, разделением работ по темам и исследованием белого пятна в середине литографии "Картинная галерея".На этом сайте ещё множество интересных работ, не поместившихся в пост.www.mcescher.com - официальный сайт и русская версия mcesher.ru (отсюда видео).
art-links.livejournal.com
Биография — Эшер, Мауриц Корнелис
Просмотров: 3182Мауриц Корнелис Эшер, нидерландский художник-график
Эшер Мауриц Корнелис (Maurits Cornelis Escher) (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Хилверсюм, Нидерланды) нидерландский художник-график, делал иллюстрации к книгам, почтовые марки и фрески, придумывал гобелены. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта. Эшер совершенно сознательно выбрал карьеру гравёра, а не художника (маслом). По мнению исследователя его творчества Ханса Лохера, Эшера привлекала возможность получения множества оттисков, которую предоставляли графические техники, так как его уже в раннем возрасте интересовала возможность повторения образов. Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и проч.) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живых существ. Эшер создал 448 литографий, гравюр и гравюр по дереву и более 2000 рисунков и набросков. Его творчество продолжает впечатлять и удивлять миллионы людей по всему миру. В последние годы жизни Эшера подводит здоровье и он практически не работает. Он переносит множество операций и в конце концов умирает в госпитале от рака кишечника. Эшер оставил после себя свои чудесные литографии, картины, рисунки и трех сыновей.
Основные даты
- 1898 — Мориц Корнелис Эшер родился 17 июня в Ливердене (Нидерландия), младший сын в семье инженера-гидравлика Г.А.Эшера и Сары Гличман.
- 1903 — Семья переезжает в Арнем.
- 1912-18 — Поступает в гимназию и проваливает выпускные экзамены.
- 1919 — По желанию отца Эшер начинает изучать архитектуру в Харлеме, но уже спустя несколько месяцев он переходит в класс графического дизайна под руководством Джесерана де Месквита.
- 1921 — Первая поездка в Италию. Первая публикация в журнале работы «Пасхальные цветы» (гравюра на дереве)
- 1922 — Заканчивает школу искусств и отправляется путешествовать по центральной Италии; делает много набросков. В сентябре посещает в Испании Альгамбру, считая ее наиболее интересной, особенно ее огромные мозаики «колоссальной сложности и математическо-художественного смысла».
- 1923 — Путешествие в Италию; встречает свою будущую жену Йетту (Jetta Umiker). Рисует с натуры.Первая его выставка в Сиене.
- 1924 — Первая выставка в Гааге, Нидерланды. 12 июня венчается Йеттой в Виареджио; переезжает в Рим.
- 1926 — Очень успешная выставка в Риме в мае. Позднее, Эшер имеет постоянную выставку в Голландиии и, в основном, положительные отзывы. 23 июня в семье Эшеров родится их первый сын Георг. В последующие годы Мориц Эшер постоянно путешествует (например в Тунис), в том числе и пешим образом в Арбузи; делает много ландшафтных и архитектурных зарисовок.
- 1928 — 8 декабря рождается сын Артур.
- 1929 — Первая литография «View of Goriano Sicoli», Arbuzzi
- 1931 — Первая деревянная гравюра, но по существу это была деревяная матрица для печатания приглашений на выставку а Гааге. Эшер становится членом ассоциации художников-графиков, чуть позже — членом студии Pulchi. Он пользуется большим уважением как «терпеливый, спокойный холодный чертежник«,а его работы критикуют за их «излишнюю интеллектуальность».
- 1932 — В альманахе «XXIV Emblemata dat zijns zinnebeelden» печатаются его гравюры на дереве.
- 1933 — Выходит из печати книга «Ужасные приключения схоластики» с гравюрами по дереву в исполнении Эшера.
- 1934 — Его работы на выставке современной гравюры (полиграфии) «Столетие Прогресса» в Чикаго получают только положительные отзывы.
- 1935 — Репрессивная политика фашистской Италии вынуждает Эшера переехать в Швейцарию.
- 1936 — Поездка в Испанию, где он опять активно занимается мавританскими орнаментами изразцов (Альгамбра). Перерисовка их вдохновляет Эшера на создание картин, в которых он использует правильное периодическое деление плоскостей.
- 1938 — 6 марта родился еще один сын Ян. А Эшер концентрируется на «внутренних картинах» и почти окончательно уходит от рисования натуры.
- 1939 — Смерть отца на 96 году жизни.
- 1940 — Публикуется «M.C.Escher en zijn experimenten». Умирает его мать.
- 1941 — Семья Эшеров возвращается на родину в Голландию, в Баарн(Б╠рн)
- 1948 Эшер начинает читать лекции о своих работах вместе с их демонстрацией.
- 1954 — Большая выставка Эшера по случаю большого математического Конгресса. Вслед за ней — выставка в Вашингтоне.
- 1955 — 30 апреля получает большую королевскую награду.
- 1958 — Публикуется «Regelmatige vlakverdeling» (Правильное деление плоскостей).
- 1959 — Публикуется «Grafik en Tekeningen» (Графические работы)
- 1960 — Выставка и лекция на кристаллографическом Конгрессе в Кембридже, Массачусет
- 1962 — Срочная операция, и длительное пребывание в госпитале.
- 1964 — Уезжает в Канаду для еще одной операции.
- 1965 — Художественная премия Hilversum. Печатается «Symmetry Aspect» (Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера).
- 1967 — Вторая королевская премия.
- 1968 — Громадная ретроспектива в честь 70-летия в Гааге. В конце года Йетта возвращается в Швейцарию.
- 1969 — В июле Эшер создает свою последнюю гравюру на дереве «Змеи».
- 1970 — Операция и опять длительная госпитализация. Эшер переезжает в Rosa-Spier-Foundation Laaren в дом для престарелых художников.
- 1971 — Публикуется «De werelden van M.C.Escher (Мир Эшера).
- 1972 — М.С Эшер умирает в лютеранской больнице Хилверсума (Hilversum).
www.art-drawing.ru
Мауриц Корнелис Эшер: жизнь и творчество художника
Мауриц Корнелис Эшер (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Хилверсюм, Нидерланды) — нидерландский художник-график.
Содержание
Биография Маурицо Корнелиса Эшера
Творчество Маурицо Корнелиса Эшера
Интересные факты из жизни художника
Картины Маурицо Корнелиса Эшера
Библиография
Биография Маурицо Корнелиса Эшера
Эшер Мауриц Корнелис родился 17 июня 1898 в городе Леувардене, что в Нидерландах находится. Таким образом за свою жизнь Эшеру пришлось пережить две мировые войны и смерть своего учителя в концентрационном лагере.
Рисовать Корнелису нравилось еще с дества, тем не менее, на его успехах в школе это не слишком отразилось. Мауриц провалил выпускные экзамены (что характерно — даже экзамен по рисованию) да так и не смог получить аттестат зрелости.
Все же Эшеру удается добиться отсрочки от армии и после неудачной попытки учебы в техническом училище Делфта (откуда был отчислен из-за постоянных долгов вследствие плохого здоровья), он поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Там его наставником и другом становится Самуэль де Мескита, еврей по национальности, тот самый, которого в 1944 году замучила немчура в Освенциме.
Благополучно закончив школу, Эшер отправляется путешествовать по Италии.
С 1923 года он живет и работает в Риме. Во время очередного путешествия Мауриц встречает свою будущую жену Джетту Умикер, дочь швейцарского буржуя. В 1926 году у них рождается первый сын.
Эшер к тому времени уже становится довольно популярным художником, однако денег, вырученных с продажи литографий не хватает.
В 1935 году, из-за очередного обострения фашистского умопомешательства в Италии, Эшер с семьей переезжает в Швейцарию. Однако вскоре, устав от сельского благолепия Швейцарии, семья переезжает в Брюссель, где они и обретаются до начала Великой Отечественной.
Творчество Маурицо Корнелиса Эшера
В послевоенное время к художнику приходит долгожданная всемирная слава. Статьи о его работах печатают в солидных европейских и американских изданиях.
Литографии Маурица с успехом продаются, он читает множество лекций о своем творчестве, в общем годам к 50 он получает наконец все те плюшки, которые всегда хотелось бы получить в молодости.
О картинах Эшера можно рассуждать долго, они чем-то напоминают рисунки советского математика и художника Анатолия Фоменко (которые кстати тоже весьма и весьма). Не зря же Эшер говорил, что чувствует себя ближе к математикам, нежели к коллегам художникам.
Графика Эшера содержит множество пространственных и пластических противоречий. Художник виртуозно заставляет ваши извилины запутаться, совсем как запутываются лестницы на его картинах.
Оптические иллюзии и невозможные фигуры захватывают ваше внимание и приводят в состояние, я бы сказал, когнитивного диссонанса.
Эшер оказал большое влияние на современное искусство.
Похожие художественные приемы встречаются в картинах многих современных художников, таких как Роб Гонсалвес, Олег Шупляк, Октавио Окампо и другие.
На данный момент существует целое направление в живописи (имп-арт), которое использует оптические иллюзии, невозможные фигуры и наши особенности визуального восприятия.
Однако картины, рисунки и литографии Эшера Маурица Корнелиса и по сей день остаются одними из самых ярких и необычных.
Интересные факты из жизни художника
- Эшер был левшой.
- В честь Эшера назван открытый в 1985 году астероид.
- Образ литографии «Относительность» регулярно используется в других художественных произведениях: он присутствует в одной из комнат Города Гоблинов в фильме «Лабиринт», персонажи мультсериала «Футурама» в серии «I, Roommate» во время поисков квартиры одному из героев посещают в том числе «эшеровский» дом, образ присутствует в клипе Red Hot Chili Peppers на песню Otherside.
- В песне «Странного Эла» Янковича White & Nerdy, пародирующей образ нерда, есть строчка «MC Escher that’s my favorite MC».
Библиография
- Ж. Л. Лошер, В. Ф. Вельдхуизен. Магия М. К. Эшера. — Арт-Родник, Taschen, 2007. — ISBN 978-5-9794-0025-9.
- Bruno Ernst. The Magic Mirror of M. C. Escher. — Random House (New York), 1976. — ISBN 978-3822837030.
- Douglas Hofstadter. Gödel, Escher, Bach: an Eternal Golden Braid. — Basic Books, 1979. — ISBN 978-0465026562.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: figgery.com.ua, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Мауриц Корнелис Эшер: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Мауриц Корнелис Эшер: жизнь и творчество художника
4.5 (90%) 2 голос(ов)allpainters.ru
1916, первая графическая работа — гравюру на фиолетовом линолеуме — портрет своего отца Г. А. Эшера. | |
Экслибрис Бастиан Кист. 1916, гравюра на линолеуме в красном и черном | |
Хризантема. 1916, гравюра на зеленом линолеуме | |
Голова ребенка. 1916, гравюра на зеленом линолеуме | |
Череп. 1917 гравюра на линолеуме в двух тонах серого | |
Железнодорожный мост, Oosterbeek. 1917 травление | |
Талисман. 1917, травление | |
Мужчина. 1917, гравюра на линолеуме | |
Автопортрет. 1917, гравюра на линолеуме | |
Ребенок. 1917, гравюра на линолеуме | |
Молодая молочница. 1917, гравюра на линолеуме | |
Эсклибрис. 1917 Гравюра на зеленом линолеуме | |
Автопортрет. 1917 Гравюра на зеленом линолеуме | |
Кувшин. 1917, гравюра на линолеуме в двух оттенках коричневого | |
Старьевщик. 1918, гравюра на линолеуме в черном, красном и фиолетовом | |
Фит ван Столк. 1918, гравюра на линолеуме | |
Волны. 1918, гравюра на линолеуме и серая и красная акварель | |
Автопортрет. 1918, гравюра на линолеуме в голубом и темно-синем цветах | |
Белый кот. 1919, гравюра на дереве | |
Дуб Боргер. 1919, гравюра на линолеуме | |
Портрет. 1919, гравюра на линолеуме | |
Сидящий мужчина с котом на коленях. 1919, гравюра на дереве | |
Дерево. 1919, гравюра на дереве | |
Автопортрет. 1919, гравюра на дереве | |
Попугай. 1919, гравюра на линолеуме | |
Белый кот. 1919, гравюра на дереве | |
Ракушка. 1919 или 1920, гравюра на дереве | |
Автопортрет в кресле. 1920, гравюра на дереве | |
Кролики. 1920, гравюра на дереве | |
Обнаженная женщина на фоне пейзажа. 1920, гравюра на дереве | |
Дикий Запад. 1920, гравюра на дереве | |
Падение мужчины. 1920, гравюра на дереве | |
Отец Эшера с увеличительным стеклом. 1920, гравюра на линолеуме | |
Портрет мужчины. 1920, гравюра на дереве | |
Стоящий человек. 1920, гравюра на дереве | |
Сидящая пожилая женщина. 1920, гравюра на дереве | |
Цветок. 1920, травление | |
Сидящая обнаженная женщина. 1920 или 1921, гравюра на дереве | |
Сидящая обнаженная женщина. 1920 или 1921, гравюра на дереве | |
Сидящая обнаженная женщина. 1920 или 1921, гравюра на дереве | |
Роси Инген Хаус. 1920 или 1921. Литография | |
Эмблема. 1920 или 1921, Литография в оранжевом, виолетовом, желтом и зеленом цветах | |
Заливка с фигурой человека. 1920 или 1921, Литография в синем, зеленом и красном цветах | |
Рай. 1920, гравюра на дереве | |
Сидящая обнаженная женшина. 1921, гравюра на дереве на голубой бумаге | |
Сидящая обнаженная женшина. 1921, гравюра на линолеуме | |
Рука с еловой шишкой. 1921, гравюра на дереве | |
Св. Франциск. 1922, гравюра на дереве | |
Восемь голов, одиночный элемент. 1922, гравюра на дереве | |
Восемь голов. 1922, гравюра на дереве, напечатано один раз из целого куска и 8 раз из разных частей | |
Орел, виньетка. 1922, гравюра на дереве |
mcesher.ru