Василий Перов, картина «Рыболов»: описание, интересные факты. Картина рыбак
Тивадар Костка Чонтвари, картина «Старый рыбак»: фото, тайна картины
Никому не известный при жизни художник Тивадар Костка Чонтвари спустя столетие после смерти внезапно прославился благодаря своей картине «Старый рыбак». Сам мастер был уверен в своём мессианском предназначении, хотя современники называли это шизофренией. Теперь в его картинах отыскивают скрытые символы и завуалированные намёки. А есть ли они там? Одна из таких работ, подвергшихся всестороннему анализу, – картина «Старый рыбак».
Непризнанный художник
В 1853 году в венгерской деревеньке Кишсебен родился будущий живописец. Судьба Тивадара и пяти его братьев была предопределена с детства. Их готовили к тому, чтобы продолжить отцовское дело. А родитель был аптекарем и имел врачебную практику. Но перед тем как заняться фармакологией, молодой человек успел окончить гимназию, поработать торговым служащим, поучиться на юридическом факультете. И уже после всего этого обратился к семейному делу. Придя в аптеку, Тивадар проработал здесь четырнадцать долгих лет.
Как-то раз, когда ему было 28, в обычный рабочий день он схватил бланк рецепта и карандаш и набросал сюжет: телегу, проезжавшую в тот момент мимо окна, с запряжёнными в неё буйволами. До этого он не проявлял склонности к рисованию, но позже в автобиографии написал, что в тот день ему было видение, пророчившее участь великого живописца.
К весне 1881 года Тивадар Костка открыл свою аптеку в северной части Венгрии и скопил достаточно денег для путешествия в Италию. Как и все молодые художники, он мечтал увидеть шедевры старых мастеров. Особенно его привлекали картины Рафаэля. Надо сказать, что позже он в кумире он разочаровался, не найдя в природе на его полотнах должной живости и искренности. После Рима Костка отправляется в Париж, а затем – на родину.
Серьёзно заниматься живописью Чонтвари (такой псевдоним в 1900 году взял себе художник) начал в середине 1890 годов. Он оставляет братьям свою аптеку и приезжает в Мюнхен учиться живописи. Во многих источниках Костку называют самоучкой, а между тем он обучался в художественной школе своего знаменитого соотечественника, более удачливого на поприще искусства – Шимона Холлоши. Учитель был почти на десять лет младше своего ученика.
В Мюнхене Чонтвари создаёт несколько портретов. Печать грусти на лицах моделей ставит их особняком по отношению к более жизнерадостному остальному его творчеству. Натурные портреты он пишет лишь в период учёбы, позже утратив к этому интерес. Покинув Мюнхен, художник отправляется в Карлсруэ, где продолжает брать уроки, теперь уже у Каллморгена. Биографы художника говорят, что жил он в это время безбедно, покупая для работы лучшие холсты бельгийского производства.
Последние годы
Учёба не принесла удовлетворения Чонтвари. Казалось, он постигает законы живописи только для того, чтобы их нарушить. В 1895 году он вновь отправляется в Италию, чтобы работать на природе в любимом пейзажном жанре. Художник посещает не только Италию, но и Францию, Грецию, Ближний Восток и Ливан.
В 1907-1910 годах проходит несколько его персональных выставок в Париже, Будапеште и на родине. Особенной славы они ему не приносят, хотя некоторые критики высказываются весьма одобрительно. В Венгрии и вовсе о художнике говорят как о сумасшедшем. Не секрет, что он страдал приступами шизофрении, но всё же надеялся на признание соотечественников.
К 1910 году болезнь начала прогрессировать. Приступы становились всё тяжелее, работа давалась с трудом. Чонтвари больше почти не пишет, делает лишь небольшие эскизы. Ни одной работы он уже не довёл до конца, хотя и предпринимал попытки. В возрасте шестидесяти лет художник скончался в Будапеште, где и был похоронен.
Творческое наследие
Больше ста пятидесяти картин и рисунков оставил после себя Тивадар Костка Чонтвари. Картина «Старый рыбак», написанная в 1902 году, пожалуй, самая известная из всех, «знаковая». Большинство работ были созданы в короткий период между 1903 и 1909 годами. Это был творческий расцвет художника, вспышка гения. По своей стилистике они сродни экспрессионизму. Его работам также приписывают черты символизма, постимпрессионизма и даже сюрреализма.
Посмертное признание
После кончины Чонтвари работы его уцелели не иначе как чудом. Сестра обратилась к оценщикам, чтобы узнать, сколько можно выручить за картины. Те заверили её, что художественная их ценность равна нулю. Тогда женщина рассудила, что если картины плохи, то холсты-то, по крайней мере, кому-нибудь пригодятся. И выставила их оптом на продажу. Все работы забрал архитектор Гедеон Герлоци, перебив цену старьёвщика. Позже он разместил полотна в Будапештской Школе изящных искусств, а в 1949 году выставлял их в Бельгии и Франции.
Перед смертью архитектор передал свою коллекцию Золтану Фюлепу, будущему директору музея имени Чонтвари. Это уже был успех. Но так бы и остался художник известен лишь узкому кружку поклонников на родине, если б спустя почти столетие после его смерти один из работников музея не обнаружил некую тайну, которую до сих пор хранила картина «Старый рыбак». С тех пор имя Чонтвари, при жизни не продавшего ни одной картины, стало известным всему миру.
«Старый рыбак»: описание картины
Почти все пространство полотна занимает фигура пожилого мужчины. Штормовой ветер треплет его волосы и старую поношенную одежду. На рыбаке – чёрная блуза, серый берет и плащ. Он опирается на посох и в упор смотрит на зрителя. Лицо его с грубой кожей, оно покрыто частой сетью морщин. На заднем плане художник расположил морской залив. Волны разбиваются о берег, из труб домишек на берегу идёт густой дым. На линии горизонта – горы или, скорее, их силуэты, скрытые молочным туманом. По отношению к фигуре рыбака пейзаж вторичен и играет роль фона.
Картина «Старый рыбак» Чонтвари решена в сдержанной колористической гамме, преобладают приглушённые неяркие цвета: сизый, серый, песочный, оттенки коричневого.
Тайна картины «Старый рыбак»
Какое же открытие сделал служащий музея? Раскроем интригу: он обнаружил, что если закрыть половину холста и оставшуюся часть симметрично отразить, получится вполне законченное художественное произведение. Причём это работает в обоих случаях: и с правой, и с левой частью картины. Вот такой секрет почти сто лет хранила картина «Старый рыбак». Фото смонтированных половин сейчас легко можно найти в интернете. Отражение правой половины – благообразный старец, убелённый сединами, на фоне морской глади. Если отразить левую часть, увидим мужчину в остроконечной шляпе с раскосыми глазами и бушующие волны позади него.
Интерпретация
Картина «Старый рыбак» положила начало поискам мистических намёков в работах Чонтвари. Добавляло масла в огонь и то, что при жизни художник часто переходил на пророческий тон. Это полотно принято трактовать как символ двойственной человеческой природы: в одном мужчине уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло. Иногда её также называют «Бог и Дьявол», что вновь отражает её дуализм.
Поистине, история успеха Тивадара Костки Чонтвари – пример череды счастливых случайностей (или великой судьбы, явившейся ему в видениях, кто знает?). Картина «Старый рыбак» – гений и безумие – по иронии судьбы стала его ключом к мировой славе. К сожалению, признание не пришло к нему при жизни. Но на сегодняшний день Чонтвари считается одним из лучших и самых оригинальных художников Венгрии.
fb.ru
Рыболов: картина Василия Григорьевича Перова
В 1871 году из-под кисти Перова, любителя рыбной ловли и охоты, появляется картина «Рыболов». Она представляет собой жанровую зарисовку, созданную знатоком процесса, который искусно владеет художественными приемами передачи особенностей характеров персонажей. Полотно не просто рассказывает нам о небольшом сюжете на берегу водоема, но и создает психологические портреты изображенных на нем людей.На картине Перова «Рыболов» мы видим двух рыбаков. Один из них, центральный персонаж полотна, весь погружен в процесс — он не замечает ничего вокруг, его внимание сконцентрировано на поплавке. От нетерпения рыболов привстал с предусмотрительно положенного на землю деревянного сиденья и с напряжением вглядывается в водную гладь, опершись руками о колени.
Снаряжение, заботливо разложенное вокруг, выдает в нем человека, увлеченного рыбалкой и знающего в ней толк. Пара удочек, сачок и донка с колокольчиком должны обеспечить богатый улов. О том, что рыболов намерен провести здесь несколько часов, говорит его экипировка: шейный платок, сапоги, шляпа с полями, плащ-накидка. Для пойманной рыбы уже приготовлен глиняный жбан, заботливо накрытый тряпицей. Картина Перова «Рыболов» демонстрирует нам пожилого человека, который искренне увлечен своим любимым делом. Для него это отдых, развлечение: судя по одежде, это человек зажиточный.
На втором плане художник изобразил еще одного рыболова. Он повернут спиной к зрителю, его поза и одежда наводят на мысль, что он из простых людей и мечта о рыбе для него имеет не развлекательное, а практическое значение. Вероятно, он планирует продать пойманную рыбу или же принести ее домой, чтобы накормить свою семью. Эти две фигуры на картине Перова «Рыболов» составляют контрастную пару: зрителю хорошо видно, как подготовился первый рыбак, но ему ничего не известно о втором.
Дополняет картину живописный пейзаж, созданный художником в его излюбленном стиле. Действие происходит на берегу водоема, заросшего осокой и кувшинками. Зеленые листья на небольших деревцах и кустарнике говорят нам о том, что это, скорее всего, утро летнего дня. Солнце еще не поднялось в небо, но на горизонте виднеется светлая полоса. Вдалеке летит стая птиц. От природы веет покоем и умиротворением.
Картина Перова стала частью экспозиции на Первой выставке передвижников; его «Рыболов» привлек внимание публики и получил положительные отзывы критиков, которые отметили реалистичность изображенных на полотне персонажей и живость художественного языка автора. Сегодня это произведение гениального мастера кисти можно увидеть в Третьяковской галерее (Москва).
artchive.ru
Василий Перов, картина «Рыболов»: описание, интересные факты
Он прожил всего 48 лет, заполненных постоянным напряженным творческим трудом и вместивших очень многое. Василий Перов – виднейший представитель московской живописной школы XIX века. Он был одним из основателей легендарного Товарищества передвижных художественных выставок. Его творчество имеет несколько отчетливых периодов, к одному из которых принадлежит шедевр жанровой живописи – картина «Рыболов».
Из народа и для народа
Незаконнорожденный чиновничий сын, он даже фамилию получил по имени крестного отца – Васильев, а шутливое прозвище, ставшее потом фамилией, пошло от дьячка, учившего его грамоте. Мальчик поразил его способностью к чистописанию. Василий Перов знал жизнь простого человека во всех её проявлениях - все её многочисленные тяготы и маленькие радости. Выражать их со всей силой данного от природы таланта – в этом видел он свою главную задачу.
Первые известные жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года (в последний год и сразу после окончания обучения в Академии художеств), содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Например, фарисейство, свойственное части русского духовенства, он обличает в знаменитой картине «Чаепитие в Мытищах» (1862).
Позднее Василий Перов сгущает общий психологический тон своих картин, в сюжетах, посвященных самой беззащитной части народа явственно звучат обвинительные или трагические ноты. Яркий пример – знаменитая «Тройка», написанная в 1866 году.
«Тихие страсти»
На следующем этапе жизни и творчества Василий Перов опять меняет характер своего взгляда, направленного на жизнь человека. Он становится более внимательным и чутким, способным рассмотреть более мелкие детали. В это время появляются его знаменитые, в том числе и писательские, портреты, а жанровые полотна окрашивает не сатира, а добрый юмор или легкая ирония.
Появляется ряд полотен, традиционно объединяемых в единый цикл, условно называемый «Тихие страсти». К нему относятся суперпопулярные «Охотники на привале» (1871), «Птицелов», написанный в 1870 году, «Голубятник» (1874) и «Ботаник» (1874). В каждой из них рассказывается о простых и обычных увлечениях простого человека.
Эти увлечения разные. Различные по характеру и происхождению люди населяют картины Перова. Но есть и общее: эти полотна не рассказывают о поступках, сопровождаемых выражением драматических чувств – осуждения, жалости или сочувствия. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии. Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий. Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов – «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Мирная сцена
На прямоугольном холсте высотой 91 и шириной 68 сантиметров художник изображает очень мирную сцену. Это не те страстно обличительные, остросоциальные полотна, которыми стал известен просвещенной русской публике Василий Перов. Картина «Рыболов» рассказывает о человеческих страстях другого рода. По всем признакам этот рыболов пришел на речку для собственного удовольствия, а не добывать пропитание, да и на остронуждающегося человека он не похож.
Судя по тому вниманию, с которым художник рассматривает своего героя, его рыболовную оснастку, окружающий пейзаж, становится понятно, что он считает такое наполнение человеческой жизни не менее важным, чем исторические подвиги великих героев, или события, носящие характер глобальных драм и трагедий.
Главный герой
Все внимание зрителя привлекается к центральному персонажу картины, занимающему основное пространство полотна. Потом можно даже не вспомнить, сколько человек на картине Василия Перова. На втором плане сидит второй рыбак, занятый каким-то важным делом по налаживанию своей оснастки, выглядящий гармоничной частью тихого раннего прохладного утра на небольшом водоёме.
Мастерство художника в передаче психологии момента впечатляет. Картина Василия Перова – насыщенный и увлекательный рассказ о коротком мгновении, вобравшем в себя очень многое.
Он по-настоящему охвачен азартом, внимательно смотрит на поплавок, уже слегка наклонившись, уперев руки в колени и подавшись вперед, готовый моментально схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклевки, и опытный рыболов заметил первые волны, расходящиеся от него…
Точность деталей
Неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Картина «Рыболов» содержит антураж, говорящий о многом. Перед нами не новичок в этом деле. Он тщательно подготовился к процессу. У него есть на чем сидеть, чем укрыться от непогоды, есть чем подкрепиться. Его удилища – не просто срезанные ветки. У них специальные металлические сочленения. Наготове сачок – если будет особо крупная добыча, а у ног – специальная удочка, оснащенная серебристыми колокольчиками. Сомнений нет – это профессионал!
Тем, с каким мастерством написан передний план картины, можно только восхищаться. Перов предстаёт живописцем, не знающим затруднений в передаче игры утреннего света на глиняном кувшине, на начищенных до блеска сапогах или на металлической банке с наживкой, а точность деталей достойна учебника по истории рыбной ловли!
Человек – часть природы
В произведениях более ранних этапов творчества Перов использует природное окружение как средство нагнетания драматического чувства, а в «Рыболове» человек растворяется в природном окружении, являясь неотъемлемой его частью.
Лучший клев – на зорьке! Первые лучи осветили вершину дерева на заднем плане, и все небо уже наполнено молочным светом, но у воды еще лежат остатки ночи, вместе с бодрящей прохладой растворяющиеся в наступающем дне…
Часы, проведенные на рыбалке, в срок жизни не входят – разве не об этом написал свою картину Василий Перов? «Рыболов» – картина, одаривающая зрителя светлым безмятежным настроением, так редко встречаемым в русской классической живописи XIX века.
fb.ru
Описание картины Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак»
Тивадар Костка Чонтвари был самоучкой и художественное мастерство не осваивал. Все же этот живописец смог создать шедевр, который поражает ценителей настоящего искусства по всему миру.
Работа «Старый рыбак» считается одной из самых странных, ее загадку разгадали не сразу, а тайна картины просто поражает. Полотно окутано всевозможными тайнами и легендами, многие его боятся, кто-то не может скрыть восторг, но картина вызывает противоречивые чувства однозначно.
Сам художник не пользовался успехом, а его работы не вызывали положительных отзывов. На первый взгляд ничего особенного в этой картине нет. Старик со странным лицом, за его спиной море, часть берега и возвышающихся гор.
Береговая линия усыпана домиками, из труб которых поднимается дым. Это свидетельствует о жизни, старик не отшельник, он живет среди людей. С одной стороны море спокойное, а с другой – бушует. Старец одет довольно традиционно, возможно только головной убор делает его похожим на художника.
Выражение лица героя пугает, оно перекосилось в странной гримасе. Его кожа покрыта чешуйками, видимо старец все время находится на ветру. Руки натружены, а взгляд уставший. Можно сказать, что этот человек несет на себе тяжелое бремя работы и бытовых проблем. Сквозь взгляд можно ощутить огромный жизненный опыт рыбака.
И вот спустя почти столетие о творчестве венгерского художника опять заговорили. Оказывается, если приложить зеркало по центру картины, то можно увидеть два абсолютно разных изображения в зависимости от того, в какую сторону зеркало будет направлено.
В одном случае получается изображение Бога на фоне спокойной водной глади. В другом случае вырисовывается образ Демона на фоне бушующего моря. Этот эффект обнаружил работник музей и совершил настоящую революцию. Живописца считают больным шизофренией, но все же отношение к его работам в корне изменилось.
opisanie-kartin.com
Описание картины Василия Перова «Рыболов»
Помимо славы великолепного портретиста В. Г. Перов приобрел известность благодаря написанию реалистичных жанровых сценок. Ранее 1870-х годов он работал в основном над полотнами, имеющими социальную направленность и обличительный характер. Позднее же русский живописец обратился к описанию повседневной жизни простых людей, часто в ироническом ключе. Именно такой является картина «Рыболов» 1871 года.
На холсте мы видим несколько отдельных композиционных планов. Главная фигура картины – пожилой мужчина на берегу озера, занятый рыбной ловлей. Он слегка присел, повинуясь желанию дождаться клева. Взгляд старика неотрывно устремлен за пределы изображения, там, где по логике картины находится поплавок удочки.
С глубоким психологизмом Перов показал увлеченного рыбака. В облике персонажа читается, будто весь окружающий мир перестал существовать, – настолько он погружен в процесс ловли.
По одежде рыбака можно понять, что принадлежит он к зажиточным купцам или помещикам: вокруг шеи повязан красивый яркий платок, сапоги вычищены до блеска, рубашка опрятная, а голову венчает модная шляпка.
Сильным контрастом выступает дальний план. Скромно одетый и угрюмый мужчина надевает наживку на крючок. Зритель невольно понимает, что первый человек рыбачит ради развлечения, а второй для серьезного дела – добычи пропитания.
Отдельным планом выступает область вокруг фигуры увлеченного рыбака. Перов детально проработал натюрморт с рыбацкой утварью: кувшин, жестяная банка, сачок, несколько удочек.
В верхней части полотна белеет утреннее небо. Молодые березки раскинули зеленые ветви на пригорке.
В атмосфере картины «Рыболов» ощущается счастливая гармония человека и природы. Эта прекрасная работа Василия Перова находится в московской Третьяковке.
opisanie-kartin.com
Загадочная картина Тивадара Костки Чонтвари
Опубликовано 20.11.2015 | Updated on 25.11.2015 |Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.
После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.
До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.
Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения!
Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.
В нашем интернет-магазине Вы можете приобрести репродукцию таинственной картины и создать этот шедевр сами.
Раскраска Бог и Дьявол (Репродукция Тивадара Костки Чонтвари - Старый Рыбак), 40x50
Источник: www.4brain.ru
автор новости Раскрасить.руИнтернет-магазин раскрасок по номерам различных направлений в живописи и алмазной мозаики (вышивки стразами), широкий ассортимент городских, деревенских, морских пейзажей, абстракции и этнические картины, натюрморты и репродукции известных художников, портреты и детские раскраски.
Вы можете раскрашивать картины сами и радовать свою семью прекрасными полотнами, а можете сделать подарок друзьям. Раскраски по номерам на настоящем холсте акриловыми красками - это замечательный подарок для творческих натур на Новый год, 8 марта или день рождения!
Наши цены вас приятно удивят! Доставка по всей России.
raskrasit.ru
Картина «Старый рыбак» | Блог 4brain
До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.
Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения! Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.
Непризнанный художник
Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Отец его был врачом и аптекарем, интересовался наукой, был убежденным противником алкоголя и табака, причем яро выступал за их запрет. Начальное образование Тивадар получил здесь же, но после пожара в 1866 г. переехал к родственникам матери в Ужгород. Окончив среднюю школу, работал помощником трейдера в Прешове.
От своего отца, Ласло, молодой Тивадар Чонтвари унаследовал интерес к фармакологии. В результате, он получил фармацевтическое образование в университете Будапешта, а позже изучал право и работал клерком у заместителя столичного мера. Во время учебы пользовался уважением других студентов, избирался главой студенческой организации, участвовал в забастовках 1879 г.
Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.
С этого времени Тивадар Костка начал путешествовать, с целью ознакомиться с творчеством великих художников. Он ездил в Ватикан и Париж. Потом вернулся в Венгрию, открыл собственную аптеку и полностью отдался работе, чтобы обрести финансовую независимость и заниматься тем, для чего был, по его мнению, рожден. Первую картину Тивадар нарисовал в 1893 г. Годом позже он отправился в Германию (Мюнхен, Карлсруэ, Дюссельдорф) и Францию (Париж), чтобы учиться рисованию. Однако новоиспеченному художнику это быстро надоело, и в 1895 г. он отправился в путешествие по Италии, Греции, на Ближнему Востоку и Африку, чтобы рисовать местные пейзажи. Со временем он начал подписывать свои картины не фамилией Костка, а псевдонимом Чонтвари.
Живописью Тивадар Чонтвари занимался до 1909 г. В это время начала прогрессировать его болезнь (предполагаемо, шизофрения, которая сопровождалась манией величия), а редкие картины стали отражением сюрреалистических видений. Написал художник также несколько аллегорических по смыслу философских трактатов. За жизнь ни одну из своих картин Тивадар так и не продал – выставки в Париже особой популярностью не пользовались, а на родине их почти не было. Умер живописец в 1919 г., та к и не получив признания своего таланта.
Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»
Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.
После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.
4brain.ru