Искусство композиции в фотографии, советы и примеры. Картины композиция


композиция примеры | Рисуем вместе

Опубликовано 20 Янв 2011 в рубрике «Художники»

В этой статье я рассказывала о сетке, которую можно использовать при компоновке рисунка. Здесь я хочу проиллюстрировать материал и еще раз напомнить о том, как важна композиция для живописных работ. Посмотрите, что получиться, если наложить композиционную сетку на картины известных художников (я старалась выбирать максимально узнаваемые). Комментировать не буду. Просто посмотрите, как расположены предметы (фигуры) и их оси относительно основных линий картины, чем поддерживаются (если поддерживаются) диагонали и что попадает на узловые точки.

Пьеро-и-Арлекин.jpg

Поль Сезанн, «Пьеро и Арлекин»

Боярыня-Морозова.jpg

Василий Суриков, «Боярыня Морозова»

Голубые-танцовщицы.jpg

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы»

Дали.jpg

Сальвадор Дали, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

Когда-ты-выйдешь-замуж.jpg

Поль Гоген, «Когда ты выйдешь замуж»

Менины.jpg

Веласкес, «Менины»

Охотники-на-привале.jpg

Василий Перов, «Охотники на привале»

Пикассо.jpg

Пабло Пикассо, «Акробат и арлекин»

Последний-день-Помпеи.jpg

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

Серов.-дети.jpg

Валентин Серов, «Дети»

Явление-Христа-народу.jpg

Александр Иванов, «Явление Христа народу»

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Композиционный центр в живописи шесть шагов к собственной картине

Когда Вы «доросли» до создания собственной картины, Вам пригодятся несколько советов по композиции.Композиция – это основа картины.Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке.

С чего начать? Как мысль воплотить на холсте?

композиция выбор формата холстакомпозиция выбор формата холста

Первое, что вам необходимо сделать – выбрать формат холста.К примеру, если вы хотите нарисовать море, то лучше изображение создавать на горизонтальном формате. Это создаст иллюзию простора на горизонте, в картине появится много воздуха.

композиция вертикальный формат холстакомпозиция вертикальный формат холста

Вытянутый вверх прямоугольный формат подчеркнет высоту гор или стройное дерево у воды.Избегайте изображения слишком мелкого предмета, который может затеряться на большом формате холста, что отрицательно скажется на раскрытии замысла.У зрителя не должно возникнуть желания увеличить или уменьшить края холста, изменить его масштабность.

Второе – выбор точки зрения.

Уровень линии горизонта играет очень важную роль в композиции картины. Выберите такое местоположение, с которого натура будет видна наиболее выразительно.Для передачи широких просторов в пейзажах рисуют высокий горизонт. В зависимости от перемены точки зрения изменяется вид нашего пейзажа.Если подчеркивать большие размеры изображаемых объектов, используйте низкую точку зрения. Тогда персонажи будут выглядеть преувеличенно мощными.

Третье — композиционный центр

композиционный центр картины
композиционный центр картины

.Каждая деталь должна быть подчинена основной идее. Цельность картины зависит от того, насколько второстепенные детали дополняют основной объект. Направляйте внимание зрителя. Основному объекту найдите наилучшее место в картине, изобразите его наиболее контрастно и подробно.

 

Четвертое -равновесие картины.

композиция равновесие картиныкомпозиция равновесие картины

Холст должен быть равномерно заполнен объектами. Картина выглядит неуравновешенной, если вы сместили рисунок к одной части холста, образовав пустоту в другой. Такое изображение смотрится неестественным. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром, но и не удаляется далеко от него. Избегайте деления плоскости на две равные части как по горизонтали, так и по вертикали. Сделайте несколько набросков, чтобы определить масштаб изображения и выбрать лучшую композицию.

контрасты в композиции картиныконтрасты в композиции картины

Пятое — контрасты в композиции.

Подчеркнуть выразительность композиции можно, противопоставив большое и малое, динамичное и неподвижное, яркое по цвету и приглушенное по тону, доброе и злое и т. д.

 

 

Шестое — свет и цвета в композиции.

Колорит композиции помогает зрителю воспринимать содержание картины. Так, яркий солнечный день,

свет и цвета в композиции картинысвет и цвета в композиции картины

огромное цветочное поле или лес в картине обязательно вызовут радостное настроение. Серые тучи, закрывшие солнышко в картине, общее тоновое состояние пасмурного дня могут вызывать задумчивость или грусть. Выделяйте композиционный центр при помощи тона и цвета. Зритель воспринимает в первую очередь те предметы, которые контрастны по отношению к фону. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее привлекает внимание и воспринимается в первую очередь. Посетив наши курсы рисования для взрослых в Киеве Вы сможете научится искусству композиции картины и нарисовать свою неповторимую картину маслом, акварелью, цветными мелками или карандашом.

полевые цветы, холст, маслополевые цветы, холст, масло

Поделиться ссылкой:

Похожее

artclass.kiev.ua

Основные виды композиций в искусстве :: SYL.ru

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

виды композиции

Виды композиций в живописи, изобразительном искусстве, например, связаны с четким размещением рисуемых предметов в пространстве, гармоничным соотношением объема, размера, света и тени. В иных областях искусства есть свои составляющие композиции.

Приемы в композиции

Кроме видов композиции, немаловажно знать и ее приемы. Их несколько:

  • Асимметрия и симметрия.
  • Динамика и статика.
  • Определенный ритм.
  • Золотое сечение.
  • Центр произведения - смысловой либо композиционный.

Законы композиции

Композиция любого произведения подчиняется законам. Это:

  • Жизненность.
  • Новизна.
  • Воздействие.
  • Равновесие.
  • Подчиненность.
  • Контраст.

Виды композиций в искусстве

Удивительно, но все графические, скульптурные, архитектурные композиции можно разделить всего на три вида:

  • пространственные;
  • фронтальные;
  • объемные.

Разберем каждый вид детально.

Фронтальный вид

Иное название фронтального вида композиции - плоскостный. Сюда относится весь спектр произведений, созданных в одной плоскости:

  • фотографии;
  • живописные полотна;
  • веб-страницы;
  • плакаты;
  • гобелены;
  • витражи;
  • листовки;
  • графические рисунки и проч.

виды композиции в литературе

Глубина пространства здесь передается на изображении массой способов: цветовые пятна, игра света и тени, перспективные сокращения. Однако они лишь создают иллюзию объемности изображения, в то время как фактически оно лежит на плоскости.

Нельзя не отметить, что к плоскостному виду композиции относятся не только произведения с гладкой поверхностью, но и имеющие рельеф - выпуклые элементы на плоскости. Такая переходная форма между объемом и плоскостью получила название фронтально-объемной композиции.

Рельеф помогает усугубить иллюзию глубины пространства за счет постоянно или незначительно изменяющегося своего уровня. Чем больше число выступающих элементов и чем глубже рельеф, тем более произведение дальше от фронтального и ближе к объемному. Замысел художника передают следующие разновидности рельефов:

  • Барельеф (низкий рельеф) - орнамент, скульптурная композиция, лишь немного выступающая над плоскостным изображением.
  • Горельеф - в этом случае скульптурная композиция выступает на 3/4 над плоскостным фоном.
  • Обратный рельеф - скульптурное изображение не выступает над плоскостью, а как бы вдавлено внутрь нее.
  • Глиптика - изображение находится на одном и том же уровне с плоскостью всего произведения, но при этом его контуры художником глубоко вырезаны.

виды композиций в искусстве

Объемный вид

Еще один основной вид композиции - это объемный. К нему относится развитие сюжета, композиции в трехмерном пространстве: у произведения на плоскости обязательно присутствует глубина. Данный вид характерен для:

  • скульптуры:
  • декоративно-прикладного искусства;
  • малых архитектурных произведений;
  • автомобилей;
  • рекламных трехмерных форм;
  • упаковок;
  • дизайнерских промышленных или бытовых творений и проч.

 какие виды композиции

Объемное произведение обладает следующими отличительными чертами:

  • Оно обязательно трехмерное, его можно рассматривать со всех сторон. При этом чем больше пространства это творение окружает, тем больше создается впечатлений о его внешнем виде, пластической конфигурации.
  • Если форма композиции монументальна, а внутреннее пространство между ее элементами невелико, то она кажется зрителю плотной, сплошной. Если же проемы, расстояния между составляющими увеличатся, то мы заметим, как композиция начнет превращаться в легкую, динамичную.
  • Общая форма такого творения находится во взаимодействии с пространством внутренним.
  • Произведение при всей сложности своей формы выглядит единым, цельным объектом. Объем формы выделяется в пространстве.
  • Внешнее пространство только окружает композицию, но не проникает в нее.

Пространственный вид

Продолжаем разбирать, какие виды композиции существуют. Еще один - пространственный, для которого важны размеры пространства, в котором заключено произведение. При этом каждому, даже малейшему элементу такой композиции художник уделяет большое внимание. Сюда можно отнести следующие произведения:

  • театральные действия:
  • разработка интерьера помещений;
  • проектирование ландшафтов;
  • оформление стендов, выставочных павильонов и проч.

Организация пространства осуществляется двумя способами:

  1. Открытое пространство (вокруг предметов). Ярким примером выступают египетские пирамиды, вокруг которых расплывается пространство.
  2. Закрытое пространство (внутри предметов). Это интерьеры, залы музея, архитектурные комплексы из площадей, кварталов, соборов и прочие ансамбли.

 виды композиций цветов

Пространственную композицию сотворяют из двух важных элементов:

  • Объемы, которые создают данное пространство.
  • Различные материалы, которые, в свою очередь, формируют данные объемы.

Категории композиции

Мы рассмотрели разные виды композиций в изобразительном искусстве. Их следует отличать от типов, категорий. Последние представлены следующими составляющими:

  • Произведение с применением симметрии.
  • Объекты на произведении движутся от зрителя или к нему.
  • Предметы на композиции надвигаются на зрителя.
  • В произведении явно просматривается композиционный центр.
  • Пространство построено цветом.
  • Построение пространства пластическое.
  • Построение пространства интерьерное.
  • Расчленение на планы - хорошо просматривается главная, основная сцена и фон. Иногда добавляется третий, четвертый и последующие планы.
  • Расчленение на слои - здесь фигуры создают пространство, вместо того чтобы располагаться в нем, находясь выше или ниже на холсте, перекрывая друг друга, отличаясь степенью законченности образа. Примером такого типа будет икона.

Типология композиции

Виды композиции в литературе, живописи, скульптуре могут различаться между собой образными средствами. На этом и основывается градация по представленной ниже типологии.

Сюжетно-изобразительная. Иными словами, повествовательная. Такая композиция - это основа реалистических произведений: скульптуры, живописи и проч. В ней участвуют реальные персонажи, каждый со своей ролью и отношением к другому или другим. Композиция требует вдумчивого ознакомления, анализа от частного к общему.

Декоративно-тематическая. Сюжет такой композиции подчинен декоративным целям. Обычно является составной частью более крупного произведения. Это интерьеры помещений, иллюстрации к книгам, народное искусство и проч.

Для таких композиций важен емкий и лаконичный, но обобщенный образ. Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций. Например, море - это корабль, стаи рыб, моряки, ракушка, волны и т.д.

 виды композиции в живописи

Техника исполнения и материал зачастую зависят от выбранной темы. Деревенская жизнь будет изображена на лубке, история Древнего Египта оформлена в виде фрески и т.д. Иногда один и тот же образ художник изображает в нескольких интерпретациях. Солнце как мотив для волгоградского кружева, восхваления бога Ра древними египтянами, сюжет для многоцветной национальной таджикской живописи и проч.

Композиция предметных форм. Иными словами, это натюрморт. Изображение с виду обыденных вещей, которое может вызвать эстетический восторг. Предметы здесь взаимозависимы, а сюжет жив благодаря определенному их сочетанию. Для данных произведений характерен символический смысл, у зрителя при их рассмотрении должны рождаться образные ассоциации. Изображение может быть как натуралистичным, так и в виде одного только наброска.

В современном виде композиция предметных форм свойственна для художественных фотографий, коллажей, составленных в графическом редакторе.

Формальная. Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция. Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция. Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая. В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная. При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная. События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

 виды цветочных композиций

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.

www.syl.ru

Искусство композиции в фотографии, советы и примеры

Композиция – вот что отличает обычный снимок  от Невероятного  снимка.  Так как один и тот же объект  фотограф может видеть совершенно по-разному.  Ниже вы можете ознакомиться с примерами.

О композиции в фотографии.

1) Точка зрения.

Прежде чем что-то изобразить, всегда старайтесь представить, как это будет выглядеть на фотографии, это поможет узнать, что попадает в кадр, а что нет. Находится в одной плоскости  с предметом, лучше, чем снимать  из-за угла. Кроме того, попытка сфотографировать сверху, или снизу поможет зрителю увидеть предмет с той стороны, с какой он его никогда не видел.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

 

2)Простота.

Постарайтесь сделать кадр максимально простым, это поможет зрителю сосредоточиться только на нужном предмете. Другими словами – минимизируйте свой кадр. Постарайтесь сделать так, что б фон был максимально простым и объект легко выделялся для зрителя.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

 

3)Геометрические фигуры.

Ищите формы, узоры, симметрии, так что б глаза ловили геометрии линий и кривых. Попробуйте составить изображение в соответствии с этими формами. Появление этих уникальных символов в кадре позволяет правильно расставить акценты,  заставляет зрителя легко воспринимать кадр.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

4)Балансировка фото

Балансировка изображения с помощью композиции позволяет избежать пустоты в снимке, попробуйте сбалансировать вес в кадре используя менее важные объекты, или пытаясь связать второстепенные элементы с главным.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

5)Абстрактные объекты.

Появление нейтральных, или абстрактных объектов в кадре делает его особенным. Попробуйте поймать такой момент, фотографируя памятники и исторические места , и это сделает ваш снимок интересным, непохожим на другие. Благодаря абстрактным предметам зритель может отвлечься от  главного объекта, а это добавляет некую  драматичность картине.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

6)Обрезка.

Не все кадры изначально идеальные, очень часто это результат хорошей обрезки, именно она делает кадр более выразительным. Благодаря правильной обрезке можно убрать отвлекающие факторы, обратить внимание на нужный объект, или изменить ориентирование изображения.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

7)Глубина.

Постарайтесь изобразить некую глубину на заднем плане снимка, сосредоточившись на передний план. Оставляйте много места на переднем плане и наполняйте его выразительными объектами. Большую роль в создании глубины изображения играет естественный свет.  Кроме того, создание этих «глубин» позволяет  зрителю увидеть большую полноту картины.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

8)Правила.

Следование трем правилам  –  Правилу Золотого сечения, Золотого треугольника и Золотой середины, принесет хороший результат. Не нужно думать об этом в момент съемки, дальнейшая обрезка фотографии поможет все сделать правильно. Хотя с опытом все эти правила начнут выполняться сами собой.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

9)Черно-белая съемка.

Черно-белой съемке следует уделить  особое внимание. Она широко используется в художественной фотографии. Изображение, в данном случае, должно быть  полностью контрастным, это сделает его восприятие намного проще и легче для зрителя. Это заставляет зрителя не обращать внимания на мелочи и полностью акцентирует  его взгляд  на объект внутри кадра.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

Что бы нарушать правила, нужно сначала, научится их выполнять. Попробуйте эффективно нарушать все правила упомянутые выше, это сделает вашу работу уникальной. Постарайтесь найти что-то своё, и сделать свои работы максимально привлекательными

cameralabs.org

Вертикальный композиционный строй картины – Ярмарка Мастеров

При написании живописного произведения, графического или декоративного одной из самых главных задач художника является решение композиционного строя произведения. Композиция картины представляет собой сочетание изображаемых элементов на картинной плоскости, которое позволяет наиболее полно передать выразительность замысла.

Для акцентуации внимания зрителя на главном объекте художник стремится построить композицию таким образом, чтобы у зрителя не возникало вопроса о том, что в картине имеет наибольшую значимость. Художник выделяет объект с помощью разнообразных выразительных средств. Среди них выделяют: формат холста, положение линии горизонта, композиционный центр, композиционный строй, ритм, контраст, цвет и пр. Все эти выразительные средства влияют на силу эмоционального воздействия картины на зрителя и формируют внутреннее отношение к увиденному.

Вертикальный композиционный строй

Вертикальный строй может характеризовать статику или динамику, либо выражать неуверенность, когда мы не можем точно охарактеризовать статике или динамике принадлежит вертикаль.

художники

Приведем в качестве примера несколько работ с вертикальным композиционным строем.

ритм

В. Маковский

живопись

Истомин К.Н. Вузовки

творчество

графика

А.В.Пантелеев

композиция

Мальцев В.Ф.

Оссовский П.П.

Петров-Водкин К.С.

Лентулов А.В.

Нисский Г.Г.

Чюрленис М.К.

А.Матисс

Композиционный строй картины позволяет, помимо других средств выразительности, уже задать определенное настроение при восприятии произведения.

www.livemaster.ru

Композиция в изобразительном искусстве: основные законы

Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», что означает связывание или составление. Попросту говоря, композиция – это способ построения картины, определяющий ее восприятие зрителем. Любое произведение изобразительного искусства имеет определенную структуру, соответствующую его сюжету.

композиция в изобразительном искусствеКомпозиция в живописи в плане техники – понятие не точное, так как в каждой школе прошлого существовали свои приемы и правила построения картин. Однако если проанализировать целиком область мирового изобразительного искусства, то можно выявить некие объективные, универсальные закономерности, лежащие в основе любого творчества. Они никоим образом не зависят от индивидуальностей отдельных художников, направлений и школ. Их и будет правильнее всего называть законами композиции.

Идейность

Композиция в изобразительном искусстве – это прежде всего средоточие идейного начала. Ни один рисунок, будь то натюрморт или даже портрет и пейзаж, не является «фотографическим» копированием модели. Отбирая различные детали и решая, каким именно образом разместить их на холсте, художник стремится в первую очередь отразить свое, индивидуальное отношение к выбранному сюжету, собственное его понимание.

композиция в живописиПопросту говоря, композиция в изобразительном искусстве способствует выражению того, что именно заинтересовало живописца в модели, и почему он решил ее изобразить. Без этого картина станет просто ремесленным копированием, не больше. Поэтому наличие творческого, идейного замысла при написании трудно переоценить.

Для того, чтобы создавать настоящие, «живые» картины, имея представление о том, что такое композиция в изобразительном искусстве чисто технически, художник должен обладать еще и горячим сердцем, умом и быть способным мыслить самостоятельно и глубоко. Проще говоря, идейность картины заключается не столько в ее теме, сколько в отношении художника к ней и даже ко всей жизни в целом.

Анализ и интуиция

композиция в искусствеЛюбое художественное творчество требует наличия у мастера интуиции и способности к анализу. Композиция в искусстве написания картин, ее формат, средства исполнения и мотив должны устанавливаться им только в процессе интуитивного движения от содержания к форме. Кроме того, только сумев проанализировать созданное таким образом произведение, живописец может сделать его законченным. Причем плодотворной может считаться только проверка, вызывающая в мастере подъем чувств, вдохновляющая его, способная подвигнуть к взволнованному и точному завершению вещи. Таким образом, искусство, начинаясь, воспринимаясь и заканчиваясь чувством, может быть объяснено только с помощью детального анализа.

Цельность

Идейность, анализ и интуиция – основополагающие принципы, которыми отличается композиция в изобразительном искусстве. Однако едва ли не первым ее законом можно считать цельность конечного произведения. Все элементы должны находиться в определенной взаимосвязи. Ни цвет, ни форма не могут существовать отдельно друг от друга. Серьезную картину можно написать, только обнаружив принцип устройства мотива, его «композиционную схему», гармонию конструкции, созданную природой.

Все художники идут к цели написания проанализированных, целостных и имеющих законченность сюжетов разными путями. Главное в этом – наличие способностей и желание их развивать.

fb.ru

Композиция. Часть 1. Типы композиции.: reylana

Я хочу научиться рисовать - как часто у вас появляется такая мысль?Именно рисовать. Не срисовывать. Строить работу. Понимать, что к чему, по какой причине здесь необходима эта деталь, и вот тут - эта...Одно из основных понятий, с которыми придётся разобраться для освоения нелёгкого искусства рисования - это композиция.При подготовке поста я использовала несколько источников - в основном Н.Сокольникова "Основы композиции", Р.Паранюшкин "Композиция". Естественно, все максимально кратко - просто для получения общего представления о понятии.

Слово "Композиция" происходит от лат. compositio , что б в переводе буквально означает со-расположение. Под этим понятием понимается составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Именно от композиции зависит, как зритель увидит произведение.Паранюшкин отмечает, что существует три главных формальных признака композиции:- целостность - внутреннее единство композиции. Тут важно помнить, что целостность не значит, что ваша картина должна представлять собой единый комок краски без проблесков, некий "монолит", вовсе нет. Под ней понимается тяготение частей картины друг к другу. "Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна", пишет Паранюшкин.

- подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты - важно сочетание "главного" элемента, который сразу привлечёт внимание и является смысловым центром композиции, и второстепенных. которые его оттеняют и выявляют. "Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины — это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой", пишет Паранюшкин.

- уравновешенность - основая гармонии в работе. Уравновешенной может быть как симметричная работа, так и асимметричная. "Уравновесить композицию может пустое поле или одна-единственная точка, поставленная в определенном месте картины, а вот какое это место и какой цветовой интенсивности должна быть точка, в общем случае указать нельзя. Правда, мы можем отметить заранее: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно", отмечает Паранюшкин. Наиболее сложно уравновесить динамичные изображения. При этом "самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно прикрыть часть картины — и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, незаконченной". Внимательное изучение произведений искусства и их композиционный разбор поможет вам "поймать" это ощущение равновесия и полнее его понять.

Типы композиции

1) Замкнутая (закрытая) композиция"Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру". Одна из важных черт замкнутой композиции - наличией полей. Все элементы тесно связаны между собой.

2) Открытая композиция"Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции — наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части". Открытая композиция тяготеет к центробежности, чаще всего исходит от центра. Хотя она бывает очень сложной - единый центр в таком случае может отсутствовать, и композиция будет складываться из нескольких мини-центров.

Наглядный пример разницы между замкнутой и открытой композицией:

3) Симметричная композиция"Основная черта симметричной композиции — равновесие. Оно настолько крепко держит изображение, что является по совместительству и базой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы — стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.

4) Асимметричная композиция"Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины"

5) Статичная композиция"Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию". Есть разные способы продемонстрировать статичность изображения.

6) Динамичная композиция

Это композиция, при которой создаётся впечатление движения и внутренней динамики. "Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения".

Статичные композиции часто бывают симметричными и замкнутыми, а динамичные — асимметричными и открытыми.

Сокольникова также отмечает, что "если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта". Выражаю огромную благодарность авторам, которые помогают разбираться в столь нелёгких вопросах.

В следующем посте будут расписаны формы композиции, а также приёмы и средства, которые могут использоваться при обдумывании композиции своей работы.

reylana.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта