БАКСТ Лев Самойлович — Галерея произведений (167 изображений). Бакст картины
Бакст, Леон. Все картины художника
Лев Розенберг появился на свет в г. Гродно в 1866 г. Однако он провёл почти все свои детские годы в Петербурге, где проживал его дедушка, который любил называть себя не иначе как «парижанин Второй империи». Он, действительно, всегда предпочитал роскошь во всем, что его окружало. В 1891 г. 25-летний Лев решил взять звучную фамилию «парижанина» и стал Бакстом.
Бакст (Розенберг) Лев Самойлович
С детства Лёва любил играть в театр и ставить перед зрителями, которыми были его сестрёнки, небольшие импровизированные пьески. 12-летним подростком он победил в гимназии на конкурсе портрета Василия Жуковского. Родители не принимали всерьёз его увлечений, и Лёвушка часто занимался рисованием украдкой, когда никого не было рядом или ночью. Чтобы его не заметили, он не зажигал света, а рисовал около окна при свете луны.
Чтобы окончательно определиться есть ли у мальчика талант, родители отослали его «произведения», как они в шутку называли рисунки сына, в Париж знакомому скульптору М. Антокольскому. Ответ пришёл быстро – Антокольский порекомендовал продолжать обучение живописи. В 1883 г. Лев поступает вольным слушателем в Академию художеств Петербурга в класс Чистякова. Его преподавателями также были Вениг и Аскназий. Позже, в объявленном конкурсе юноше не повезло и он ушёл из Академии.
Спустя короткое время Бакст знакомится с А. Бенуа и под его влиянием увлечённо рисует акварелью. Его другом также становится Валентин Серов.
В 1892 г. появляются уникальные портреты, написанные акварелью, работы Бакста. В 1893 г. художник уезжает в столицу Франции на три года. Он посещает одну из лучших художественных студий Парижа, а затем берёт частные уроки у живописца Эдельфельта. В этот время он просто влюбляется в произведения романтиков и импрессионистов и пытается им подражать..
Бакст решает повторить пусть своего идеала – Делакруа и едет в Алжир. После этой поездки, в его творчестве явственно проступают черты декоративизма. Он усердно работает и жалуется на «неизвестность». Однако, эти слова не были истиной. Игорь Грабарь в одной из своих статей пишет, что Бакст «отлично рисует и в будущем несомненно будет замечательным колористом...».
В 1889 г. в столице создается кружок, который впоследствии станет центром «Мира искусства». Руководитель кружка А. Бенуа. Бакст старше всех и только он имел за плечами Академию и художественные курсы. Но это не вызывало у него даже тени самодовольства. Он посещает организованные А. Нуроком «Музыкальные вечера», увлеченно читает произведения современных писателей.
Как известно, «модернистам» России была близка немецкая и финская школы живописи. И в Петербурге они организовали Выставку этих живописцев. В её организации приняли участие многие известные художники из Москвы и Петербурга. Чуть позже модернисты занялись основанием своего художественного журнала «Мир искусства». Руководителем был Сергей Дягилев, а художественный отдел возглавил Лев Бакст, который и предложил эмблему журнала – Орёл. В графике Бакст часто использовал – вазы Древней Греции, различные гирлянды, фавнов... Все его рисунки легкие и очень изящные. Они великолепным образом сочетаются с текстом.
Бакст хотел сделать журнал исключительным во всех смыслах. У журнала должен быть неповторимый образ, – считал он. Он много пишет литографий и получает прозвище несравненный «дерзкий график».
В начале девятнадцатого столетия журнал проводит выставку картин, которая имела оглушительный успех у публики. В газетах и журналах появляется множество хвалебных рецензий. Здесь были представлены и произведения Бакста. В работе «В кафе» художник создает удивительный образ женщины – колдовской, загадочной. Он использует лишь несколько расплывчатых цветов. В 1903 г. он пишет светлый и даже какой-то тёплый портрет Л. П. Гриценко-Бакст.
Бакст часто занимался оформлением выставочных залов, легко мог создать утончённый и изысканный интерьер будуара. Сочетание его любимых зеленоватых и лазурных полутонов всегда выглядело свежо и восхитительно.
Его приглашали поработать и в сатирические журналы, где он зарекомендовал себя превосходным, остроумным карикатуристом. Долгое время Бакст работал над оформлением знаменитых на весь мир дягилевских «балетов». В Петербурге он считался одним из модных портретистов. Заказать у него парадный портрет считалось высшим шиком, символом престижности и благосостояния.
Когда в Петербурге Е. Званцева открыла свою школу живописи, в ней некоторое время преподавал Бакст. Он учил вырабатывать собственный стиль, не подражая никому из знаменитостей. Бакст одним из первых оценил удивительный талант Шагала.
В 1910 г. Бакст работал в Париже, создавая декорации для целой дюжины спектаклей и костюмы к ним. Подлинным открытием балета на музыку Дебюсси в стиле экспрессионизма стала работа Бакста и непревзойдённого В. Нижинского.
Бакста приглашали для сотрудничества руководство фирмы Пакен и модные дома известных дизайнеров. Художник долгое время проводил во Франции, и в США, оформляя спектакли для «Гранд-опера», труппы Иды Рубинштейн. Писал замечательные либретто.
Льва Бакста не стало в декабре 1924 г. Ему было только пятьдесят восемь лет. Такая короткая жизнь, но как много он успел сделать, как много оставил после себя великолепных творений в различных жанрах искусства.
gallerix.ru
живопись, театральная графика, иллюстрации, биография
Творчество Льва Бакста
Автопортрет
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Биография Бакста
После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.
Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов" Дягилева. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.
С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. 27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.
Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словам Максимилиана Волошина, "Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни".
У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон". Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.
Костюм к балету «Нарцисс»
К балету «Нарцисс»
Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш
Декорации к балету "Шехерезада" 1910
Портрет Зинаиды Гиппиус 1906
Танцовщица из балета "Жар-птица". 1910. 25 x 18 см. Акварель.
Карнавал
Карнавал
Ужин. 1902
К балету "Садко"
Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902
Древний ужас
Бакст Л.С. Автопортрет 1906
Балет "Шехерезада"
Костюм к балету "Шехерезада"
Костюм к балету "Шехерезада"
Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь
Костюм Тамары Карсавиной
Султан
Эскиз костюма для Иды Рубинштейн
Эскиз к балету "Елена Спартанская"
Декорации "Дафнис и Хлоя"
Декорации "Дафнис и Хлоя"
Эллизиум. 1906
Портрет Александра Бенуа. 1898
Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906
Портрет герцогини с собакой 1924
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info
Художник Леон Бакст - Ф_О_В
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб — Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866 — 1924). Родился в городе Гродно, умер и похоронен в Париже. Леон Бакст — великий российский театральный художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально — художественных проектов С.П.Дягилева.
Автопортрет. 1893 г.
Картины художника.
«Две беотийки»Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс»1911Акварель, карандаш, бумага 40 х 27Государственный музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербург
«Молодой беотиец»Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс»1911Шелкография 50,5 х 40Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон
«Элизиум»Декоративное панно 1906.Акварель, гуашь, бумага на картоне 158 х 40Государственная Третьяковская галерея Москва
«Ужин»1902Холст, масло 150 х 100Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия
«Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней»1906.Холст, масло 161 x 116Государственный Русский музейСанкт-Петербург
«Молодой дагомеец»1895Бумага на картоне, акварель 30,2 x 20,8Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия
«Портрет Вальтера Федоровича Нувеля»1895Бумага на картоне, акварель 53,1 x 39,7Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия
«Портрет литератора Дмитрия Федоровича Философова»1897Картон, пастель 81 x 63Дагестанский республиканский музей изобразительных искусствМахачкалаРоссия
«Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа»
Бумага на картоне, акварель, пастель 64,5 x 100,3Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия
«Портрет Исаака Левитана» 1899
«Портрет графини Келлер»1902Холст, масло 230 x 90Музей «Зарайский кремль»ЗарайскРоссия«Афиша — реклама изданий в пользу общины святого Евгения»1904Литография 48,5 х 63Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон «Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя „Нос“1904Акварель, гуашь, бумага 32 х 34Государственная Третьяковская галереяМосква»Костюмы для трагедии Софокла «Эдип в Колоне» 1904 Акварель, карандаш 28,1 х 44 Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина Москва
«Портрет Андрея Белого» 1905 Бумага, цветной карандаш, мел
«Модель» 1905 Картон, уголь, мел 71 х 46 Частное собрание Москва
"Автопортрет" 1906 Бумага на картоне, уголь, сангина, цветной карандаш 75,8 x 51,8 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Ваза» (Автопортрет) 1906 Гуашь, акварель, бумага на картоне 113 х 71,3 Собрание Окунева Санкт-Петербург
«Портрет Зинаиды Гиппиус» 1906 Карандаш, мел, бумага на картоне 54 х 44 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Фронтиспис для сборника стихов Блока „Снежная маска“1907»Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной" 1907 Акварель, тушь, карандаш, золотая краска, бумага 30,8 х 23,3 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Древний ужас» 1908 Холст, масло 250 х 270 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет Айседоры Дункан»1908Бумага, ита«Портрет Айседоры Дункан»Итальянский карандаш 25 x 17,8ГМИИ им. А.С. ПушкинаМосква«Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника» 1908 Бумага на картоне, акварель, гуашь, пастель, белила 45,5 x 59,5 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда 'Саломея'» 1908 Серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, белила, золото, серебро 46,5 x 29,9 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой»1909Бумага на картоне, итальянский и цветной карандашиГосударственный Русский музейСанкт-Петербург«Танцовщица из балета 'Жар-птица'» 1910 Акварель 25 x 18 Собрание де Беарн Париж
Эскиз костюма царевны для 'Жар-Птицы' И.Стравинского» 1910 Акварель, карандаш, золотая краска 35,5 х 22 Государственный музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербург
«Эскиз декорации к балету 'Шехеразада' на музыку Н.А.Римского-Корсакова» 1910 Холст, масло 110 х 130 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон
«Эскиз костюма Синей султанши к балету 'Шехеразада'»1910Акварель, карандаш 29,5 х 23Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' на музыку А.С.Аренского»1909Карандаш, акварель 28 х 21Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон«Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету 'Клеопатра'»1910Гуашь, карандаш, позолота 34 х 24Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон«Эскиз костюма для еврейского танца в синем и золотом к балету 'Клеопатра'» 1910 Карандаш, акварель, золото 28 х 21 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон
«Эскиз костюма сирийского арфиста к балету 'Клеопатра'» 1910 Акварель 33,2 х 24 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон
«Эскиз костюма Флорестана для 'Карнавала' Шумана» 1910 Акварель, бумага 27,7 х 21,3 Государственный музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербург
«Портрет Жана Кокто»1911Бумага, карандаш 31 x 20Собрание А. Дюнуайе де СегонзакаПариж«Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна к мистерии Гобриеле д-Аннунцио 'Мученичество святого Себастьяна'» 1911 Бумага, графитный карандаш Частное собрание
«Святой Себастьян. Эскиз костюма к мистерии Габриеле д-Аннунцио 'Мученичество святого Себастьяна'» 1911 Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, золото 44,5 x 25,5 Частное собрание
«Эскиз костюма Пери к балету Поля Дюка 'Пери'»1911Гуашь, карандаш, золото 68 х 48,5Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон«Эскиз костюма баядерки с павлином к балету Райнальдо Гана 'Синий Бог'» 1911 Акварель, карандаш, серебро 58,2 х 43 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон
«Эскиз костюма Синего бога для постановки 'Синий бог' Райнальдо Гана» 1912 Акварель, гуашь, золотая краска, бумага 25,5 х 17,5 Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина Москва
«Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси 'Послеполуденный отдых фавна' 1912» Уодсворт Атенеум Хартфорд
«Портрет танцовщицы М.Казати»1912Бумага, карандаш 48 x 31Частное собраниеПариж«Эскиз костюма для постановки 'Легенды Иосифа' Рихарда Штрауса»1914Акварель, карандаш, золотая краска 31,2 х 22,8Государственный Русский музейСанкт-Петербург«Эскиз костюма Орфея к балету Роже-Дюкассе» 1915 Акварель, гуашь, тушь, серебро, бумага 27 х 19,8 Собрание Зильберштейна Москва
«Портрет мадам Т.» 1918 Бумага, карандаш
«Эскиз костюма Наставника принца к балету П.И.Чайковского 'Спящая принцесса'» 1922 Акварель, серебро, золото 44 х 26,5 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон
«Эскиз костюма танцовщицы, держащей шлейф своего платья, к балету Поля Паре 'Смущенная Артемида'» 1922 Акварель, карандаш, серебро 44 х 24 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон
«Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника» Конец 1890-х Пастель, картон 23,5 x 16,3 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Карнатис, афиша» Цветная литография
Портрет Л.П.Гриценко. 1903. (Это супруга Бакста и дочь Павла Михайловича Третьякова).
Ливень. 1906.
Портрет Анны Павловой. 1903.
Портрет будущей графини Анри де Буажелен. 1906 г.
Желтая султанша. 1916.
«Любимая кошка» 1906 г.
Портрет Ивана Бунина. 1920 г.
Портрет девушки в русском кокошнике. 1911.
Женский портрет. 1906.
«Иллюстрация» Бакста. 1906 г.
Дягилев и русский балет. 1906 г.
Портрет княжны Елены. 1912.
Неизвестная в желтом платье. 1912
filov.mypage.ru
биография, творчество, картины художника и дизайнера.
Первыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж», и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.
Учитель рисования в императорской семье
Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг. Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного — в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Леон Бакст много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре. С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.
Леон Бакст поступил вольнослушателем в Академию художеств, но не окончил ее. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал, создавая иллюстрации для детских книг. На первой выставке своих работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст.
В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».
Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа. В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства». Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович — давать уроки рисования детям.
В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.
«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».
Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины».
Леон Бакст. Древний ужас. 1908. Государственный Русский музей
Леон Бакст. Ужин. 1902. Государственный Русский музей
Леон Бакст. Элизиум. 1906. Государственная Третьяковская галерея
«Париж подлинно пьян Бакстом»
В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
В том же году художник женился — на Любови Третьяковой. Павел Третьяков дал согласие на брак с одним условием: Бакст должен был сменить вероисповедание. Художник принял лютеранство. В 1907 году супруги расстались, и Бакст — теперь это была его официальная фамилия — вновь принял иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.
Леон Бакст отправился в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым. Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.
С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями — объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».
По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров — Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн. Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».
Леон Бакст. Эскиз костюма Сильвии для постановки Мариинского театра. 1901. Государственный Русский музей
Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы для антрепризы Сергея Дягилева. 1910. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Леон Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн. 1908. Государственная Третьяковская галерея
Леон Бакст. Эскиз «ассиро-египетского» костюма для Тамары Карсавиной. 1907. Государственный Русский музей
Модный дизайнер, известный всему миру
Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках».
В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.
Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.
Леон Бакст. Эскиз ткани. Фотография: russkiymir.ru
Леон Бакст. Модели, созданные во время сотрудничества с Полем Пуаре. Фотография: artchive.ru
Леон Бакст. Эскиз ткани. Фотография: russkiymir.ru
В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Он стал для сценографа последней крупной постановкой. В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн. Леона Бакста похоронили на парижском кладбище Батиньоль.
Гениальный антрепренер, который заставил Европу обожать русскую культуру.
www.culture.ru
БАКСТ Лев Самойлович - Галерея произведений (167 изображений).
Открыть доступЛ.С.БАКСТ
(1866 – 1924)
Звездное время Льва Бакста – знаменитые «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже. Смелость в использовании стилей прошлого, подчинение цветовым и линейным ритмам музыки, утонченность и романтизм, все это сделало театральные работы Льва Бакста символом триумфа русского балета.
Мастеру выпала редкое прижизненное признание, ни один из русских художников, его современников, не пользовался такой славой и успехом у зарубежного зрителя. Париж, Лондон, Америка – весь мир был покорен пряной роскошью и утонченной пластикой бакстовских костюмов. Влияние Льва Бакста перешагнуло границы театрального искусства, оно ощутимо и в моделях одежды, и в оформлении интерьеров, и в целом в становлении художественного стиля начала 20 века.
Лев Самойлович Бакст родился 27 апреля (09 мая) 1866 года в Гродно, но с раннего детства жил в Петербурге. Состоял вольнослушателем ИАХ, учился у К.Венинга и П.Чистякова. Так его конкурсная работа была отвергнута жюри, художник покинул стены Академии, работал в частных мастерских, многому учился самостоятельно.
В 1890 году он познакомился с Александром Бенуа и стал членом его кружка самообразования, из которого и возникло объединение «Мир искусства». Лев Бакст был самым старшим в этом круге художников, больше ощущалось в его творчестве влияние позднего академизма, чуть дольше, чем, например, Сомов или Бенуа, он искал собственный путь в искусстве.
А дальше – дальше было признание, успех, грандиозный успех «Русских сезонов». Лев Бакст становится едва ли не центральной фигурой отечественного искусства своего времени, навсегда оставшись эталоном изумительной декоративности и запечатленного с непревзойденным мастерством движения танца.
1. Бакст Лев «Заставка к повести А.В.Круглова «Счастье» 1890 2. Бакст Лев «Заставка к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892 3. Бакст Лев «Инициал к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892 4. Бакст Лев «Концовка к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892 5. Бакст Лев «Лир и шут» Иллюстрация к трагедии В.Шекспира «Король Лир» 1888 6. Бакст Лев «На художественной выставке» Иллюстрация к фельетону «Петербургская жизнь» для журнала «Художник» 1891 7. Бакст Лев «Двое (Супруги)» 1889 Холст, масло 86х111 Государственная Третьяковская галерея 8. Бакст Лев «Испанец» 1891 Бумага, акварель 32х24,5 Государственный Русский музей 9. Бакст Лев «Двор музея Клюни в Париже» 1891 Картон, масло 27х35 Государственный Русский музей 10. Бакст Лев «Улица в дождь. Франция» 1893(?) Дерево, масло 15,8х22 Государственный Русский музей 11. Бакст Лев «Скирды» 1891 Фанера, масло 21х30 Государственный Русский музей 12. Бакст Лев «Ребенок перед иконой. Этюд» 1893 Холст, масло 32х18 Государственный Русский музей 13. Бакст Лев «Автопортрет» 1893 Картон, масло 34х21 Государственный Русский музей 14. Бакст Лев «Портрет М.М.Клячко, племянницы художника» Конец 1890-х Картон, пастель 23,5х16,3 Государственный Русский музей 15. Бакст Лев «Военный» 1890-е Картон, акварель, гуашь 23,3х14,4 Государственная Третьяковская галерея 16. Бакст Лев «Женский портрет» 1892 Бумага, акварель 36,5х26,3 Омский музей изобразительных искусств 17. Бакст Лев «Боярыня» Бумага, акварель 12,7х9,8 Государственный Русский музей 18. Бакст Лев «Девушка в русском наряде» 1893 Бумага на картоне, акварель 39,3х30 Государственный Русский музей 19. Бакст Лев «Нормандский крестьянин. Этюд» 1896 Бумага, акварель, гуашь 17,8х14 Государственная Третьяковская галерея 20. Бакст Лев «Старая парижанка» 1893 Картон, акварель 26х16,5 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
cultobzor.ru
Лев Бакст — художник, изменивший мировую моду — PORUSSKI.me
Ваше сообщение успешно отправлено!
Начало ХХ века прошло в Европе под знаком «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева, из которых позже (c 1909 г. по 1929 г.) выросла его же балетная антреприза «Русский балет С. Дягилева». Русский балет пользовался колоссальным успехом за рубежом, и особенно во Франции и Великобритании, он оказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до «Русских сезонов» парижане и не подозревали о такой мощи российского искусства. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.
Над декорациями к «Русским сезонам» работали такие великие люди, как Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов и многие другие. Кое-кто вышел на мировую арену именно благодаря Сергею Павловичу. Над костюмами трудились Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. Музыку к постановкам писал не кто иной, как Игорь Фёдорович Стравинский. Невероятно, но проект С.П. Дягилева объединил множество гениев прошедшей эпохи!
Бакст Л.С. Портрет С.П.Дягилева с няней. Фото: ru.wikipedia.orgСпектакли Дягилева стали для сдержанных парижан шоком. Париж поразили не столько танцы, сколько изумительное и броское художественное оформление спектаклей. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль «декоративного экспрессионизма”, включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.
Европа была поражена, как гармонично соединились на сцене театр и искусство. Огромное впечатление на зрителей произвело цветовое решение декораций и костюмов. Художники и танцоры Сергея Павловича в мгновенно стали звёздами.
Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. И сегодня мы с вами поподробнее расскажем именно о Льве Баксте и о костюмах, которые открыли новую эпоху развития мировой моды. Никогда ранее мода не менялась так быстро и так кардинально, как в 1910 году.
Автопортрет. Фото: ru.wikipedia.orgФактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.
Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.
Фото: http://blog.lemillindia.com/les-ballets-russes-2/
Как было упомянуто чуть выше, Лев Бакст был ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
Клеопатра Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)Бакст продемонстрировал совершенно новый колорит и силуэт ориентального эротизма. Шаровары, тела, едва прикрытые прозрачным тканью и бусами, тюрбаны, расшитые жемчугом, экстравагантные столкновения цвета. На сцене было все, что до этого консервативные европейцы представляли себе только в самых смелых фантазиях.
Реакция парижан на спектакли русских оказалась потрясающей и даже неожиданной. После «Клеопатры» и «Шахерезады» начала меняться французская, то есть, по сути, мировая мода. Впервые цвет, костюмы и декорации стали активными и равноправными участниками театрального действия, рассказывающими свою историю.
Нарцисс (балет Николая Черепнина) Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911.Критик А. Левинсон оценил ситуацию так: «Париж был подлинно пьян Бакстом».
Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Эскиз костюма нимфы Эхо для балета "Нарцисс", 1911.Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.
Декорация Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица»Бакст добивался единства музыки, живописи и пластики, именно это способствовало мощному эмоциональному воздействию на зрителей.
"Эллизиум" Ливень. (Эскиз декорации к балету «Голубой бог»). 1906«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» — Леон Бакст. Бакст назвал это откровение философией цвета.
Интерьер прохода к домашнему театру в усадьбе Эвергрин-хаус, оформленный Леоном Бакстом. Фото: Evergreen Museum & LibraryВ 1916-м году ему впервые пришла мысль: открыть дом моды и универсального дизайна. Идея была смелой и абсолютно новаторской – соединить в себе несколько направлений дизайна. У него был опыт разработки в едином художественном ключе архитектурных решений интерьера, мебели, ткани, керамики, посуды, стекла, столового серебра, одежды, ювелирных изделий и даже автомобилей.
Но … увы, этой мечте не было суждено сбыться. Летом 1916 года Лев Бакст серьёзно заболел и был вынужден прекратить работу.
В последний путь его провожала масса людей – поэты и художники, музыканты и артисты – знаменитости мирового масштаба. Прощальная церемония прошла на кладбище Батиньоль в Париже.
Костюм Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Костюм Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Костюм Леона Бакста для Шехерезады, 1910 Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912 Костюм Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912 Портрет Вацлава Нижинского для балета "Синий Бог", 1911 Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912. Тамара Карсавина, балет "Синий Бог", 1910-е. «Русские Балеты», "Шехерезада". Афиша. Ида Рубинштейн и Вацлава Нижинского, Шехерезада, 1910. Татьяна Рябушинская в балете "Петрушка", 1935. Тамара Карсавина, балет "Жар-птица", 1910.Фотограф и один из основателей проекта porusski.me . 2010/2012 BVSD ( Британская Высшая Школа Дизайна ) отделение фотографии. Реклама/Мода.
Следите за нами в Instagram
НАВЕРХporusski.me
Творчество Льва Бакста
Творчество Льва Бакста
Автопортрет
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства » и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Биография Бакста
После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.
Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях"Русских сезонов" Дягилева. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.
С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. 27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.
Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словамМаксимилиана Волошина, "Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни".
У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон". Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.
Костюм к балету «Нарцисс»
К балету «Нарцисс»
Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш
Декорации к балету "Шехерезада" 1910
Портрет Зинаиды Гиппиус 1906
Танцовщица из балета "Жар-птица". 1910. 25 x 18 см. Акварель.
Карнавал
Карнавал
Ужин. 1902
К балету "Садко"
Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902
Древний ужас
Бакст Л.С. Автопортрет 1906
Балет "Шехерезада"
Костюм к балету "Шехерезада"
Костюм к балету "Шехерезада"
Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь
Костюм Тамары Карсавиной
Султан
Эскиз костюма для Иды Рубинштейн
Эскиз к балету "Елена Спартанская"
Декорации "Дафнис и Хлоя"
Декорации "Дафнис и Хлоя"
Эллизиум. 1906
Портрет Александра Бенуа. 1898
Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906
Портрет герцогини с собакой 1924
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
s30556663155.mirtesen.ru