КРУПНЕЙШИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА. Коллекционеры картин


Крупнейшие коллекционеры русского искусства - ORLOFF RUSSIAN MAGAZINE

НИКИТА ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ

Тема: русское театрально-декорационное искусство к. XIX — н. XX веков

НИКИТА ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙНикита Лобанов-Ростовский. Цюрих, 2007 / фото wikipedia

Русский князь и лондонский коллекционер Никита Лобанов-Ростовский — почетный член Российской академии художеств, бессменный советник аукционных домов «Кристис» и «Сотбис», попечитель музея Метрополитен, чье собрание театрально-декоративного искусства считается крупнейшим в мире. Коллекция в свое время стала настоящим ковчегом русского искусства в эмиграции. Он начал собирать ее в начале 1950-х. «Начало моей коллекции — эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету «Петрушка». Я приобрел их по 25 долларов», — вспоминает Никита Дмитриевич. Среди имен его коллекции — Лев Бакст, Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Константин Коровин, Михаил Ларионов, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий и Марк Шагал

В 1987 году передал в дар 80 произведений русской графики из своего собрания в ГМИИ им. А. С. Пушкина, полотно Джорджо де Кирико «Меланхолия поэта» (1916) и акварель голландского Тео ван Дуйсбурга «Чёрный зигзаг» (1924). Среди пожертвований князя и 4500 томов личной библиотеки, подаренных в 2010 Дому русского зарубежья. Бесценная коллекция Никиты Дмитриевича находится в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. «Моя цель — умереть бедным человеком. Я стараюсь постоянно расстаться с тем, что я имею. Вот почему я с радостью отдаю, без сожаления», — признался однажды Лобанов-Ростовский.

ВИКТОР ВЕКСЕЛЬБЕРГ

Тема: возвращение утраченных национальных реликвий

ВИКТОР ВЕКСЕЛЬБЕРГ

Виктор Вексельберг / фото fabergemuseum.ru

Российский предприниматель Виктор Вексельберг обладает крупнейшей в мире частной коллекцией яиц Фаберже, а также уникальным собранием икон и полотен. Зимой 2004 предприниматель совершил культурную сделку века, выкупив на аукционе Sotheby’s всю коллекцию императорского ювелира еще до начала проведения торгов. Отмена аукциона тогда стала беспрецедентным случаем в истории, в Sotheby’s тогда заметили, что руководствовались возвращением драгоценного наследия на историческую родину. Сам же виновник торжества заявил: «Зная, что Коллекцию Форбса собираются продать с аукциона, я тот час понял, что это может быть единственным шансом во всей жизни отдать моей стране одно из ее наиболее уважаемых сокровищ». Покупка Фаберже стала фундаментом для культурного фонда Вексельберга «Связь Времен», проекты которого посвящены возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей.

ВЯЧЕСЛАВ КАНТОР

Тема: возвращение утраченных имен / современное русское искусство

ВЯЧЕСЛАВ КАНТОР

Вячеслав Кантор / фото moshekantor.com

Коллекцию предпринимателя и филантропа Вячеслава Кантора — известнейшее частное собрание искусства русского авангарда ХХ века. Дебютным полотном стала покупка на аукционе картины итальянского художника Эжена де Блааса «Собирающая виноград» (1902). Самым известным направлением собрания является современное русское искусство. Миссия Музея искусства авангарда, основанного Кантором — показать вклад художников еврейского происхождения, родившихся в России, в искусство мирового авангарда. Среди полотен собрания Кантора — работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Валентина Серова, Ильи Репина, Марка Шагала, Хаима Сутина, Амедео Модильяни.

ПЕТР АВЕН

Тема: русская живопись начала XX века / майолика Михаила Врубеля

ПЕТР АВЕНПетр Авен / фото kandinsky-prize.ru

Предприниматель и коллекционер Петр Авен владеет крупнейшим в стране собранием русской живописи начала XX века. Среди полотен — произведения Марк Шагала, Василия Кандинского, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Сергея Судейкина, Петра Кончаловского. Также Петр Авен владеет крупнейшим собранием майолики Михаила Врубеля, обширной коллекцией рижского фарфора и современных скульптур. Одни из самых известных приобретений коллекционера — на торгах Christie’s картины Василия Кандинского «Эскиз к импровизации №8» за $23,000,000, а также скульптуры Генри Мура «Полулежащая фигура: Фестиваль» за $30, 000,000.

АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЙ

Тема: советский фарфор / агитлак / тибетская иконопись / культовые аксессуары

АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЙАлександр Добровинский / фото dobrovinsky.ru

Российский адвокат и коллекционер Александр Дубровинский обладает крупнейшим в мире собранием советского фарфора. Кроме этого — роскошной коллекцией лакированных шкатулок с изображением революционных миниатюр, а также уникальным собранием реликвий, которые принадлежали известным людям. Среди них — часы, которые принадлежали английскому королю Эдуарду VIII, палка Уинстона Черчилля в виде гольф-клюшки и еще множество исторических аксессуаров.

ВЛАДИМИР ЛИСИН

Тема: каслинское чугунное литье

ВЛАДИМИР ЛИСИНВладимир Лисин / фото finansmag.ru

Российский предприниматель собрал крупнейшую в мире коллекцию дореволюционного каслинского литья. Собрание насчитывает более 200 произведений архитектурно-художественного литья, созданных в Касли. Редкие экспонаты коллекции эксперты оценивают в $3,000 — 5,000. Самый первый экспонат каслинского собрания Лисина — подаренная бабушкой супруги старая скульптура «Охота на кабана», автором модели которой был французский скульптор-анималист Мен Пьер Жюль. Коллекционер отмечает, что эти работы у него как выпускника литейного факультета вызывали интерес — он понимал, как делалось то или иное произведение, и то, сколько человеческого труда было вложено в ручную работу мастеровых.

ФЕЛИКС КОМАРОВ

Тема: иконы / скульптурные лягушки

ФЕЛИКС КОМАРОВФеликс Комаров / фото felixkomarov.com

Меценат, создатель галереи «Русский мир» на Пятой Авеню Нью-Йорка — Феликс Комаров — хозяин крупнейшей в мире коллекции большой Русской иконы, а также самой большой в мире скульптурной коллекции лягушек. Перефразируя классика, коллекционер шутит, что чем больше узнает людей, тем больше любит лягушек. В его уникальном собрании более 15 000 экспонатов. Одна из лягушек вырезана перуанским скульптором из купленного на аукционе метеорита. Есть китайская лягушка из черного нефрита весом около ста килограммов. Собирать лягушек Комаров начал случайно, купил первую в магазине сувениров на Манхэттене. Другим собранием Феликса Комарова является не имеющая аналогов коллекция больших храмовых икон XV-XX веков. Самый большой из образов около 2,5-3 метров.

АЛЕКСЕЙ АНАНЬЕВ

Тема: русская живопись реалистической школы XX века

АЛЕКСЕЙ АНАНЬЕВАлексей Ананьев / фото culture.ru

Российский предприниматель и меценат Алексей Ананьев владеет крупнейшей в стране частной коллекцией произведений соцреализма. В основанном им Институте русского реалистического искусства в Москве представлены известнейшие картины Гелия Коржева, Виктора Попкова, братьев Ткачевых, Виктора Иванова, Юрия Пименова, Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки, Георгия Нисского. Летом 2014 на лондонских торгах Sotheby’s приобрел работу Георгия Нисского «Над снегами» (1964) за £1,762,500. «Мне близко и понятно это время — на вторую половину ХХ века пришлось мое детство, юность, поэтому все, что изображали художники этого периода, я прожил вместе с ними. Мне легко определить, что имел в виду мастер, где сюжет придуман, а где взят из жизни»,- говорит коллекционер.

ЛЕОНИД ФЕДУН

Тема: картины Николая Рериха

ЛЕОНИД ФЕДУНЛеонид Федун / фото fratria.ru

Российский предприниматель Леонид Федун — увлеченный собиратель произведений художника и философа Николая Рериха. Среди работ его московской коллекции — «Долина голубых гор» (1917), «Облака» (1918), «Собирают дань» (1908), «Башня Ипатьевского монастыря» (1903-1904), «Дом Джа-ламы» (1927-1928). Ряд уникальных произведдений кисти Рериха, среди которых эскизы к театральным работам, коллекционер приобрел в марте 2005 года на аукционе Bukowski's. «С юности любил его, правда, не как художника, а как философа, адепта новой мировой религии, где соединяется ислам, христианство, буддизм», — признался в одном из интервью коллекционер.

ВИКТОР БОНДАРЕНКО

Тема: иконы / современное русское искусство

ВИКТОР БОНДАРЕНКО

Виктор Бондаренко

Бизнесмен и меценат Виктор Бондаренко собрал крупнейшую коллекцию православных икон и картин современного российского искусства. Почетный член Российской академии художеств, член Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи является одним из влиятельнейших собирателей иконописи. В его живописной коллекции работы таких мастеров современного искусства, как Оскар Рабин, Владимир Немухин, Михаил Шварцман, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Гутов, Александр Косолапов, Олег Кулик.

orloffmagazine.com

10 самых страстных коллекционеров России

Если не брать в расчет царский двор и аристократию, то коллекционировать в России начали купцы. В советское время в номинации «коллекционер» альтернативы не имелось: первое и единственное место было отдано П.М. Третьякову, а остальных как бы не существовало. До 1990 года писать о коллекционерах не разрешалось, публике были известны имена Третьякова и Бахрушина, поскольку они сохранились в названиях музеев, иногда упоминался Морозов.

Предлагаю свой рейтинг собирателей в хронологическом порядке. По гамбургскому счету выбранные мной фигуры неоднозначны. Гениальный собиратель «искусства будущего» С.И. Щукин не идет ни в какое сравнение с П.И. Щукиным или Г.А Брокаром, покупавшими старину товарными партиями. Возможно, для чистоты подхода следовало бы исключить из списка петербуржца Шустера, тогда картина московского собирательства была бы законченной.

История московского собирательства, как когда-то заметил Абрам Эфрос, есть история художественных вкусов. Господство реализма создало П.М. Третьякова, импрессионизм и кубизм — С.И. Щукина. А между ними уместились все прочие оттенки московского коллекционерства.

 

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898)

Константин Флавицкий. "Княжна Тараканова"

Михаил Нестеров. "Видение отроку Варфоломею"

Коллекция П. М. Третьякова. Произведения И.И. Соколова, М.П. Боткина, Филиппова, Макарова и др

Владелец костромской льняной мануфактуры. Искусство любил с юности, но сильно переживал из-за недостатка образования и потому постоянно читал книги, даже в экипаже. В 28 лет решил завещать свой капитал на создание галереи русского искусства. За 42 года истратил на картины более миллиона рублей, сделавшись, по сути, главным спонсором художников-передвижников. Подарил галерею Москве.

Замкнутый, трудолюбивый, скромный. Жил по плану: утром — контора, вечером — галерея. В праздничные дни, после обедни — мастерские и антикварные магазины. Перед выставкой объезжал всех художников, и, когда Передвижная выставка открывалась, все лучшее уже было у него. Всегда торговался и денег вперед никогда не платил. Из окна конторы наблюдал за входящими в галерею, интересуясь, что смотрят. Говорил, что собирал для народа и хочет знать его мнение. Народу же особенно нравились Перов, Верещагин, Шишкин, Маковский, ну и, конечно, Репин с Суриковым. Если бы не Третьяков, вряд ли критический реализм приобрел бы такой вес и масштабы в русской живописи. 

 

Генрих Афанасьевич Брокар (1836-1903)

Рембрандт. Христос, изгоняющий менял (торговцев) из храма

Главный зал ГУМа

Французский подданный и самый успешный российский парфюмер. Обладатель миллионного состояния и самой большой из собранных когда-либо частным лицом в России коллекций — более пяти тысяч предметов — начиная с картин и заканчивая стеклом, фарфором и веерами. Не стал тратиться на строительство специального особняка и, тем не менее, в 1891 году выставил свои несметные богатства на всеобщее обозрение. Ход был гениальный: показать коллекцию не где-нибудь, а в только что открывшихся суперсовременных Верхних торговых рядах, нынешнем ГУМе, заодно устроив рекламу бренду «Брокар». Этот прием спустя сто лет повторит владелец парфюмерной сети «Арбат-престиж» — повторит в точности, выставив коллекцию в своих магазинах. Фабрику Брокара национализируют и назовут «Новая заря», а «лабиринт старины и художественных редкостей» исчезнет бесследно. Лишь лучшие вещи окажутся в Пушкинском музее на Волхонке, включая редчайшего раннего Рембрандта. Владелец «Арбат-престижа» г-н Некрасов тоже лишится бизнеса и окажется под судом, но коллекцию сохранит.

 

Сергей Иванович Щукин (1854–1936)

Интерьер особняка С.Шукина в Б. Знаменском переулке, зал Пикассо

Интерьер особняка С.Шукина в Б. Знаменском переулке, зал Ренуара

Христиан Корнелиус. Портрет Сергея Щукина

Величайший коллекционер ХХ века. Возглавлял фирму, контролировавшую производство и сбыт текстиля. Начал собирать в 40 лет, увлекся и купил 256 полотен импрессионистов и постимпрессионистов, которые теперь оцениваются в три миллиарда долларов. В 1890-е покупал Моне и Ренуара, в 1900-е — Гогена и Матисса, в 1910-е — Дерена и Пикассо. С удовольствием показывал свою коллекцию, сам водя экскурсии по особняку на Знаменке. Современных русских художников не покупал, зато в особняк пускал охотно. Овеществленный результат щукинского просветительства — искусство первого русского авангарда. Ученики Школы живописи писали под Сезанна, «матиссничали», дробили форму а-ля Пикассо... Листаешь альбомы художников русского авангарда начала ХХ века и понимаешь, какая из картин запала в душу молодым Ларионову и Гончаровой, какая — Удальцовой и Кончаловскому. Можно с точностью установить, когда каждый из них впервые оказался в особняке на Знаменке и что и как после этого стал писать. 

В 1907 году Щукин завещал коллекцию Москве, а в 1926-м переписал завещание, и теперь наследники требуют вернуть картины. В 1918-м эмигрировал и умер в Париже, так и не вернувшись к собирательству.

Щукинские картины вывезли в 1928 году из особняка в Б. Знаменском переулке и «слили» с собранием И.А. Морозова в единый Музей нового западного искусства. В 1948-м ГМНЗИ ликвидировали, и коллекции поделили между собой Москва и Ленинград. Если бы можно было заново разделить коллекции и отдать Петербургу, скажем, Музей Щукина, а Москве — Морозова, то историческая справедливость хотя бы отчасти восторжествовала. Этого хотят и наследники.

 

Илья Семенович Остроухов (1858–1929)

Икона «Чудо о Флоре и Лавре»

Редкий образец художника-коллекционера. Из купцов. Собственного бизнеса не имел, служил у своего тестя — Боткина, главного русского торговца чаем и сахаром. Собирал с юности: сначала бабочек и птичьи яйца, потом рисунки. По профессии был художник, а по призванию — собиратель и музеестроитель. Четырнадцать лет руководил Галерей братьев Третьяковых, стараясь превратить ее в Национальный музей русской живописи. В своем же особняке в Трубниковском переулке создал «Музей личного вкуса». С невероятным темпераментом, азартом и подлинной страстью покупал французскую живопись и русскую графику, восточную бронзу и античное стекло, китайские лаки и русскую икону. Кстати, именно ему вменяют в заслугу открытие художественного феномена русской иконы, в которой до Остроухова ценились совсем иные, нежели собственно живописные, достоинства.

После революции стал директором Музея иконописи и живописи своего собственного имени, который после его смерти мгновенно ликвидировали, «распылив» по многочисленным музеям.

 

Иван Абрамович Морозов (1871–1921)

Картина Валентина Серова

Поль Сезанн "Берега Марны"

Особняк Ивана Морозова. 1930 г.

Коллекция И. Морозова. Зал Сезанна

Глава Товарищества Тверской мануфактуры, миллионер. На картины тратился с легкостью — в Париже его называли «русский, который не торгуется». Французская коллекция ему обошлась в 1 410 665 франков (за рубль в 1913 году давали 40 франков). В отличие от Щукина покупал еще и современную русскую живопись, причем в товарных количествах. Все это богатство было выставлено в его дворце на Пречистенке, куда посторонние не допускались. Морозов хотя и был дилетантом, но «планировал» свой музей как опытный куратор. Точно знал, какая работа ему нужна, и держал для таких картин свободное место на стенах. Прислушивался к чужому мнению, доверял художникам: из русских — Серову, из французов — Морису Дени, которого пригласил оформить Музыкальный зал в особняке. Морозов бежал из России и умер, не дожив до пятидесятилетия, в Карлсбаде, куда приехал на лечение. Русские картины попали в Третьяковку, но большая их часть исчезла; французские висят в Пушкинском и Эрмитаже, а дом на Пречистенке занимает Академия художеств и сам Зураб Церетели.

 

Алексей Викулович Морозов (1857–1934)

Дом Алексея Морозова

Интерьер особняка А. Морозова на Покровке

Интерьер особняка А. Морозова на Покровке

Кузен И.А. Морозова, холостяк и франт. Ничем другим, кроме коллекционирования, не интересовался и даже переуступил руководство текстильной фабрикой брату. Собирал фарфор, миниатюры, гравюры, лубок, иконы, стекло, хрусталь, серебро, табакерки, деревянные резные игрушки, ткани и вышивки. Самой ценной частью коллекции, размещавшейся в огромном особняке на Покровке, было собрание фарфора — без малого две с половиной тысячи предметов. Часть грандиозной коллекции погибла, когда в 1918-м дом захватили анархисты, другая разошлась по многочисленным музеям. Даже коллекция фарфора, благодаря которой создали в Москве Музей фарфора,потерялась в многотысячных фондах Музея керамики и усадьбы Кусково.

 

Петр Иванович Щукин (1853–1912)

Интерьер музея российских древностей П. Щукина на Большой Грузинской

Интерьер музея российских древностей П. Щукина на Большой Грузинской

Особняк Петра Щукина

Совладелец фирмы «Иван Щукин с сыновьями» и брат С.И. Щукина. Собрал Музей российских древностей, для которого выстроил целый комплекс домов в русском стиле на Большой Грузинской. Был безмерно скуп, но для коллекции денег не жалел и всю жизнь охотился за всевозможными диковинами: персидскими коврами, китайским фарфором, японскими ширмами, индийской бронзой, вышивками, тканями, оружием, ключами, самоварами, веерами, орденами, медалями, посудой и драгоценностями.

В 1905 году грандиозную коллекцию, насчитывавшую почти 40 тысяч предметов, завещал Историческому музею. После революции Щукинское собрание рассредоточилось по музеям: что-то забрал Музей искусств Востока, что-то Третьяковка, что-то Оружейная палата, а мелочи вроде серебра, собрания старинных пуговиц, серег и ювелирных украшений оставил себе Исторический. Сказочный терем в Грузинах достался Биологическому музею им. Тимирязева, пропагандисту «биологических и атеистических знаний».

 

Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929)

Интерьер театрального музея Бахрушина

Интерьер театрального музея Бахрушина

Из семьи богатейших поставщиков кожи и суконщиков. Собирать начал «на спор»: сказал, что за месяц соберет коллекцию, и так увлекся, что собрал целый музей, включавший исключительно предметы, касающиеся театра. Над Бахрушиным смеялись, что он дрожит над пуговицей от брюк артиста Мочалова и сапогами Щепкина, а тот все собирал и собирал: афиши, программки, плакаты, гравюры, картины и фотографии. Из театральных реликвий родился первый в Европе Театральный музей, для которого он построил особняк, напоминавший английский коттедж времен Шекспира. В 1913-м подарил музей Академии наук. После революции работал в музее своего имени научным сотрудником.

 

Исаак Израилевич Бродский (1883–1939)

Александр Лактионов. «Портрет художника И.Бродского»

Исаак Бродский. Портрет Ильи Репина 1912 г

Исаак Бродский. "Ленин на фоне Смольного"

Борис Кустодиев "Иссак Бродский"

Художник, из семьи мелкого торговца. Начал карьеру живописца до революции и с успехом продолжил ее при советской власти, которой был обласкан. Собирать начал, учась в Академии художеств, когда его учитель Илья Репин, самый модный и дорогой художник России, подарил ему несколько набросков. Основную часть коллекции приобрел в 1920-х и 1930-х годах на гонорары от неиссякаемого потока госзаказов. Использовал служебное положение: будучи главой академии, знал, где и что можно купить, а что забрать просто так. Проживал в бывших графских апартаментах; в этой шикарной квартире уместилось 600 картин Сурикова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева, Врубеля, Головина. В 1930-х нигде, кроме как у Бродского, нельзя было увидеть работы русских авангардистов. Тогда же оказался под следствием по делу о покупке антиквариата. Вынужден был написать завещание и отписать коллекцию государству. Ныне Музей-квартира И.И. Бродского на площади Искусств в Санкт-Петербурге — вторая по величине после коллекции Русского музея коллекция русской живописи — более двух тысяч единиц хранения.

 

Георгий Дионисьевич Костаки (1913–1990)

О. Розанова. Супрематизм. 1916

Работа Любови Поповой. Музей современного искусства в Салониках

Иван Клюн. Пробегающий пейзаж. 1915

Родился и жил в Москве, оставаясь греческим подданным. Работал сотрудником посольств Греции и Канады. В 1930-х стал покупать фарфор, русское серебро и голландскую живопись; в 1940-х — иконы. В 1946-м увидел картину никому не известной Ольги Розановой и увлекся русским авангардом. Менял «испачканную» красками фанеру Любови Поповой на чистый лист стройматериала. Первым скупал у наследников работы Родченко, Татлина, Лисицкого, Малевича, Лентулова, Ларионова, Гончаровой, Экстер и Древина. Выискивал холсты Шагала и Кандинского. Попутно с первым русским авангардом начала ХХ века покупал авангард второй — «другое искусство» Краснопевцева, Плавинского, Вейсберга; ценил Анатолия Зверева, сотня работ которого сгорела во время таинственного пожара на подмосковной даче Костаки.

Любил петь под гитару и показывать коллекцию, развешанную на стенах двух спаренных квартир в доме-новостройке на проспекте Вернадского, причем не только приезжавшим из-за рубежа знаменитостям. В разгар брежневского застоя не по своей воле отбыл на историческую родину. Перед отъездом разделил собрание, подарив большую часть картин СССР, с условием, что на этикетках напишут «Дар Костаки». За это ему позволили увезти с собой пятую часть знаменитой коллекции.

 

Соломон Абрамович Шустер (1934–1995)

Портрет. Н. Синезубов

Илья Машков. Автопортрет с портретом Петра Кончаловского. 1910

Работа И.Машкова

Кинорежиссер, потомственный собиратель. Принадлежал к реликтовому виду коллекционеров-знатоков. Обладал потрясающей эрудицией: искусствоведческое образование плюс уроки старых питерских собирателей. Как и москвич Костаки, собирал официально осужденную живопись, но Костаки собирал беспредметное искусство и иконы, а романтик Шустер тяготел к фигуративной живописи и любил Восток, а также портреты и вещи биографические или имеющие особый смысл для него одного. Ценил Альтмана, Фалька, Павла Кузнецова, Осмеркина, Льва Бруни, Чупятова, Лермонтову, Древина, Школьника и Синезубова — не за эффектность, а собственно за живопись. Доверял лишь собственному глазу, знаниям и поразительной памяти, часто повторяя ставшую крылатой фразу: «Несмотря на подпись, вещь подлинная». При советской власти собирателями двигало отнюдь не стремление вложить во что-то средства (которых тогда и не было). Главной движущей силой был азарт, подстегиваемый желанием хоть в чем-то проявить себя в условиях тотальной унификации и единообразия. Именно собирательство помогало ему преодолеть тоску застойных лет, когда редко удавалось снимать то кино, которое хотелось. Причем не только преодолеть, но и обеспечить себе право остаться в истории русского искусства ХХ века.

snob.ru

Самые известные коллекционеры в России.

Если не брать в расчет царский двор и аристократию, то коллекционировать в России начали купцы. В советское время в номинации «коллекционер» альтернативы не имелось: первое и единственное место было отдано П.М. Третьякову, а остальных как бы не существовало. До 1990 года писать о коллекционерах не разрешалось, публике были известны имена Третьякова и Бахрушина, поскольку они сохранились в названиях музеев, иногда упоминался Морозов.

История московского собирательства, как когда-то заметил Абрам Эфрос, есть история художественных вкусов. Господство реализма создало П.М. Третьякова, импрессионизм и кубизм — С.И. Щукина. А между ними уместились все прочие оттенки московского коллекционерства.

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898)Илья Ефимович Репин.Портрет Павла Михайловича ТретьяковаИлья Ефимович Репин.Портрет Павла Михайловича Третьякова

Владелец костромской льняной мануфактуры. Искусство любил с юности, но сильно переживал из-за недостатка образования и потому постоянно читал книги, даже в экипаже. В 28 лет решил завещать свой капитал на создание галереи русского искусства. За 42 года истратил на картины более миллиона рублей, сделавшись, по сути, главным спонсором художников-передвижников. Подарил галерею Москве.

Замкнутый, трудолюбивый, скромный. Жил по плану: утром — контора, вечером — галерея. В праздничные дни, после обедни — мастерские и антикварные магазины. Перед выставкой объезжал всех художников, и, когда Передвижная выставка открывалась, все лучшее уже было у него. Всегда торговался и денег вперед никогда не платил. Из окна конторы наблюдал за входящими в галерею, интересуясь, что смотрят. Говорил, что собирал для народа и хочет знать его мнение. Народу же особенно нравились Перов, Верещагин, Шишкин, Маковский, ну и, конечно, Репин с Суриковым. Если бы не Третьяков, вряд ли критический реализм приобрел бы такой вес и масштабы в русской живописи.

Генрих Афанасьевич Брокар (1836-1903)

Генрих Афанасьевич Брокар (1836-1903)

Французский подданный и самый успешный российский парфюмер. Обладатель миллионного состояния и самой большой из собранных когда-либо частным лицом в России коллекций — более пяти тысяч предметов — начиная с картин и заканчивая стеклом, фарфором и веерами. Не стал тратиться на строительство специального особняка и, тем не менее, в 1891 году выставил свои несметные богатства на всеобщее обозрение. Ход был гениальный: показать коллекцию не где-нибудь, а в только что открывшихся суперсовременных Верхних торговых рядах, нынешнем ГУМе, заодно устроив рекламу бренду «Брокар». Этот прием спустя сто лет повторит владелец парфюмерной сети «Арбат-престиж» — повторит в точности, выставив коллекцию в своих магазинах. Фабрику Брокара национализируют и назовут «Новая заря», а «лабиринт старины и художественных редкостей» исчезнет бесследно. Лишь лучшие вещи окажутся в Пушкинском музее на Волхонке, включая редчайшего раннего Рембрандта. Владелец «Арбат-престижа» г-н Некрасов тоже лишится бизнеса и окажется под судом, но коллекцию сохранит.

Сергей Иванович Щукин (1854–1936)

Сергей Иванович Щукин

Величайший коллекционер ХХ века. Возглавлял фирму, контролировавшую производство и сбыт текстиля. Начал собирать в 40 лет, увлекся и купил 256 полотен импрессионистов и постимпрессионистов, которые теперь оцениваются в три миллиарда долларов. В 1890-е покупал Моне и Ренуара, в 1900-е — Гогена и Матисса, в 1910-е — Дерена и Пикассо. С удовольствием показывал свою коллекцию, сам водя экскурсии по особняку на Знаменке. Современных русских художников не покупал, зато в особняк пускал охотно. Овеществленный результат щукинского просветительства — искусство первого русского авангарда. Ученики Школы живописи писали под Сезанна, «матиссничали», дробили форму а-ля Пикассо... Листаешь альбомы художников русского авангарда начала ХХ века и понимаешь, какая из картин запала в душу молодым Ларионову и Гончаровой, какая — Удальцовой и Кончаловскому. Можно с точностью установить, когда каждый из них впервые оказался в особняке на Знаменке и что и как после этого стал писать.

В 1907 году Щукин завещал коллекцию Москве, а в 1926-м переписал завещание, и теперь наследники требуют вернуть картины. В 1918-м эмигрировал и умер в Париже, так и не вернувшись к собирательству.

Щукинские картины вывезли в 1928 году из особняка в Б. Знаменском переулке и «слили» с собранием И.А. Морозова в единый Музей нового западного искусства. В 1948-м ГМНЗИ ликвидировали, и коллекции поделили между собой Москва и Ленинград. Если бы можно было заново разделить коллекции и отдать Петербургу, скажем, Музей Щукина, а Москве — Морозова, то историческая справедливость хотя бы отчасти восторжествовала. Этого хотят и наследники.

Илья Семенович Остроухов (1858–1929)

Илья Семенович Остроухов

Редкий образец художника-коллекционера. Из купцов. Собственного бизнеса не имел, служил у своего тестя — Боткина, главного русского торговца чаем и сахаром. Собирал с юности: сначала бабочек и птичьи яйца, потом рисунки. По профессии был художник, а по призванию — собиратель и музеестроитель. Четырнадцать лет руководил Галерей братьев Третьяковых, стараясь превратить ее в Национальный музей русской живописи. В своем же особняке в Трубниковском переулке создал «Музей личного вкуса». С невероятным темпераментом, азартом и подлинной страстью покупал французскую живопись и русскую графику, восточную бронзу и античное стекло, китайские лаки и русскую икону. Кстати, именно ему вменяют в заслугу открытие художественного феномена русской иконы, в которой до Остроухова ценились совсем иные, нежели собственно живописные, достоинства.

После революции стал директором Музея иконописи и живописи своего собственного имени, который после его смерти мгновенно ликвидировали, «распылив» по многочисленным музеям.

Иван Абрамович Морозов (1871–1921)

Иван Абрамович Морозов (1871–1921)

Глава Товарищества Тверской мануфактуры, миллионер. На картины тратился с легкостью — в Париже его называли «русский, который не торгуется». Французская коллекция ему обошлась в 1 410 665 франков (за рубль в 1913 году давали 40 франков). В отличие от Щукина покупал еще и современную русскую живопись, причем в товарных количествах. Все это богатство было выставлено в его дворце на Пречистенке, куда посторонние не допускались. Морозов хотя и был дилетантом, но «планировал» свой музей как опытный куратор. Точно знал, какая работа ему нужна, и держал для таких картин свободное место на стенах. Прислушивался к чужому мнению, доверял художникам: из русских — Серову, из французов — Морису Дени, которого пригласил оформить Музыкальный зал в особняке. Морозов бежал из России и умер, не дожив до пятидесятилетия, в Карлсбаде, куда приехал на лечение. Русские картины попали в Третьяковку, но большая их часть исчезла; французские висят в Пушкинском и Эрмитаже, а дом на Пречистенке занимает Академия художеств и сам Зураб Церетели.

Алексей Викулович Морозов (1857–1934)

Алексей Викулович Морозов (1857–1934)

Кузен И.А. Морозова, холостяк и франт. Ничем другим, кроме коллекционирования, не интересовался и даже переуступил руководство текстильной фабрикой брату. Собирал фарфор, миниатюры, гравюры, лубок, иконы, стекло, хрусталь, серебро, табакерки, деревянные резные игрушки, ткани и вышивки. Самой ценной частью коллекции, размещавшейся в огромном особняке на Покровке, было собрание фарфора — без малого две с половиной тысячи предметов. Часть грандиозной коллекции погибла, когда в 1918-м дом захватили анархисты, другая разошлась по многочисленным музеям. Даже коллекция фарфора, благодаря которой создали в Москве Музей фарфора,потерялась в многотысячных фондах Музея керамики и усадьбы Кусково.

Интерактивная панорама музея

Петр Иванович Щукин (1853–1912)

Петр Иванович Щукин (1853–1912)Совладелец фирмы «Иван Щукин с сыновьями» и брат С.И. Щукина. Собрал Музей российских древностей, для которого выстроил целый комплекс домов в русском стиле на Большой Грузинской. Был безмерно скуп, но для коллекции денег не жалел и всю жизнь охотился за всевозможными диковинами: персидскими коврами, китайским фарфором, японскими ширмами, индийской бронзой, вышивками, тканями, оружием, ключами, самоварами, веерами, орденами, медалями, посудой и драгоценностями.

В 1905 году грандиозную коллекцию, насчитывавшую почти 40 тысяч предметов, завещал Историческому музею. После революции Щукинское собрание рассредоточилось по музеям: что-то забрал Музей искусств Востока, что-то Третьяковка, что-то Оружейная палата, а мелочи вроде серебра, собрания старинных пуговиц, серег и ювелирных украшений оставил себе Исторический. Сказочный терем в Грузинах достался Биологическому музею им. Тимирязева, пропагандисту «биологических и атеистических знаний».

Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929)

Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929)

Из семьи богатейших поставщиков кожи и суконщиков. Собирать начал «на спор»: сказал, что за месяц соберет коллекцию, и так увлекся, что собрал целый музей, включавший исключительно предметы, касающиеся театра. Над Бахрушиным смеялись, что он дрожит над пуговицей от брюк артиста Мочалова и сапогами Щепкина, а тот все собирал и собирал: афиши, программки, плакаты, гравюры, картины и фотографии. Из театральных реликвий родился первый в Европе Театральный музей, для которого он построил особняк, напоминавший английский коттедж времен Шекспира. В 1913-м подарил музей Академии наук. После революции работал в музее своего имени научным сотрудником.

Исаак Израилевич Бродский (1883–1939)

Исаак Израилевич Бродский (1883–1939)Александр Лактионов. «Портрет художника И.Бродского»

Художник, из семьи мелкого торговца. Начал карьеру живописца до революции и с успехом продолжил ее при советской власти, которой был обласкан. Собирать начал, учась в Академии художеств, когда его учитель Илья Репин, самый модный и дорогой художник России, подарил ему несколько набросков. Основную часть коллекции приобрел в 1920-х и 1930-х годах на гонорары от неиссякаемого потока госзаказов. Использовал служебное положение: будучи главой академии, знал, где и что можно купить, а что забрать просто так. Проживал в бывших графских апартаментах; в этой шикарной квартире уместилось 600 картин Сурикова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева, Врубеля, Головина. В 1930-х нигде, кроме как у Бродского, нельзя было увидеть работы русских авангардистов. Тогда же оказался под следствием по делу о покупке антиквариата. Вынужден был написать завещание и отписать коллекцию государству. Ныне Музей-квартира И.И. Бродского на площади Искусств в Санкт-Петербурге — вторая по величине после коллекции Русского музея коллекция русской живописи — более двух тысяч единиц хранения.

Георгий Дионисьевич Костаки (1913–1990)

Георгий Дионисьевич Костаки (1913–1990)

Родился и жил в Москве, оставаясь греческим подданным. Работал сотрудником посольств Греции и Канады. В 1930-х стал покупать фарфор, русское серебро и голландскую живопись; в 1940-х — иконы. В 1946-м увидел картину никому не известной Ольги Розановой и увлекся русским авангардом. Менял «испачканную» красками фанеру Любови Поповой на чистый лист стройматериала. Первым скупал у наследников работы Родченко, Татлина, Лисицкого, Малевича, Лентулова, Ларионова, Гончаровой, Экстер и Древина. Выискивал холсты Шагала и Кандинского. Попутно с первым русским авангардом начала ХХ века покупал авангард второй — «другое искусство» Краснопевцева, Плавинского, Вейсберга; ценил Анатолия Зверева, сотня работ которого сгорела во время таинственного пожара на подмосковной даче Костаки.

Любил петь под гитару и показывать коллекцию, развешанную на стенах двух спаренных квартир в доме-новостройке на проспекте Вернадского, причем не только приезжавшим из-за рубежа знаменитостям. В разгар брежневского застоя не по своей воле отбыл на историческую родину. Перед отъездом разделил собрание, подарив большую часть картин СССР, с условием, что на этикетках напишут «Дар Костаки». За это ему позволили увезти с собой пятую часть знаменитой коллекции.

Соломон Абрамович Шустер (1934–1995)

Георгий Дионисьевич Костаки (1913–1990)

Кинорежиссер, потомственный собиратель. Принадлежал к реликтовому виду коллекционеров-знатоков. Обладал потрясающей эрудицией: искусствоведческое образование плюс уроки старых питерских собирателей. Как и москвич Костаки, собирал официально осужденную живопись, но Костаки собирал беспредметное искусство и иконы, а романтик Шустер тяготел к фигуративной живописи и любил Восток, а также портреты и вещи биографические или имеющие особый смысл для него одного. Ценил Альтмана, Фалька, Павла Кузнецова, Осмеркина, Льва Бруни, Чупятова, Лермонтову, Древина, Школьника и Синезубова — не за эффектность, а собственно за живопись. Доверял лишь собственному глазу, знаниям и поразительной памяти, часто повторяя ставшую крылатой фразу: «Несмотря на подпись, вещь подлинная». При советской власти собирателями двигало отнюдь не стремление вложить во что-то средства (которых тогда и не было). Главной движущей силой был азарт, подстегиваемый желанием хоть в чем-то проявить себя в условиях тотальной унификации и единообразия. Именно собирательство помогало ему преодолеть тоску застойных лет, когда редко удавалось снимать то кино, которое хотелось. Причем не только преодолеть, но и обеспечить себе право остаться в истории русского искусства ХХ века.Источник

katia-lexx.livejournal.com

Коллекционная живопись - Русская Антикварная Галерея

Коллекционная живопись:

Коллекционная живопись – предмет гордости и наивысшая благородная страсть для ее владельца. Русская Антикварная галерея имеет большой опыт в поиске и подборе уникальных произведений живописи и графики. Даст рекомендации и советы при формирования частных и корпоративных коллекций. Мы предлагаем большой выбор произведений русской и западноевропейских школ всех периодов и стилей.

Купить коллекционную живопись в магазине салоне в Москве:

Купить коллекционную жиыопись вы можете в антикварном магазине в Москве. В нашем магазине представлен большой выбор коллекционных картин, которе станут прекрасным дополнением в вашей коллекции. Приглашаем вас в наш магазин-салон, где опытные консультанты ответят вам на все интересующие вопросы. Расскажут о заинтересовавшей вас картине – историю его создания, авторство, владельческую историю

Оценить коллекционную живопись:

Оценить коллекционную живопись вы можете обратившись в наш антикварный магазин в Москве. Опытные эксперты окажут вам всестороннюю помощь при оценке произведений искусства

Продать коллекционную живопись:

Продать коллекционную живопись вы можете в нашем  антикварном магазинв Москве. Эксперты предварительно проконсультируют и окажут вам всестороннюю помощь при оценке произведений искусства и в его дальнейшей реализации на взаимовыгодных условиях

Оформите подписку на рубрику «Коллекционная живопись»:

Рубрика «Коллекционная живопись» постоянно обновляется. Для получения обновлений оформить подписку на рубрику. Подписать на интересующую вас страничку вы сможете на странице «подписаться» или активировав клавишу «Подписаться на обновление рубрики» на просматриваемой странице. При оформлении подписки вы сможете получать информацию с уведомлением на электронную почту о новых поступлениях в рубрику «Коллекционная живопись»

Подписаться на обновления рубрики

rus-gal.ru

Коллекционер и меценат Александр Гремитских |

«Единственный способ выразить свою признательность художнику – это купить его картину». Огюст Ренуар

Коллекционирование, как род деятельности, во многом формирует культурную среду общества. Неизвестно, что осталось бы в истории русского искусства, не будь в нем таких имен, как Кокорев, Третьяков, Солдатенков, Прянишников, Бахрушин, Мамонтов, Морозов, Щукин. И несмотря на то, что коллекционирование во все времена считалось делом почетным и элитарным, настоящих меценатов и подвижников в нем не так уж и много, если разобраться. Почему? Как правило, основную часть покупателей первоклассной живописи и антиквариата в мире составляют обладатели огромных состояний, олигархи, аристократы, чьей основной движущей силой является вовсе не любовь к искусству как таковому, а прежде всего – желание повысить свой престиж, окружив себя произведениями знаменитых авторов, а так же – стремление выгодно инвестировать финансовые средства. Лишь небольшая часть коллекционеров обладает вкусом, специальными познаниями и желанием сохранить художественное наследие для потомков. В основном, это – энтузиасты из числа музейных работников и потомки известных художников, обладающие изрядными собраниями работ своих родителей. Один из таких коллекционеров – Александр Гремитских, сын выдающегося советского живописца Владимира Георгиевича Гремитских, включенного в сотню лучших русских художников, внесших наибольший вклад в отечественную живопись от Феофана Грека до наших дней.

Александр Владимирович Гремитских родился 10 апреля 1951 года в Москве, закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза по специальности переводчика с английского и испанского. С конца 1991 года начал целенаправленно собирать живопись и графику советского времени. В настоящее время его коллекция охватывает целую художественную эпоху с 1929 по 1992 год, и насчитывает уже более тысячи произведений сорока двух авторов. Александр Владимирович поставил своей целью сохранить и популяризировать творчество малоизвестных художников советского периода, доказать преемственность советской реалистической школы живописи с традицией дореволюционных мастеров. Сам коллекционер так рассказывает о начале своей деятельности: «Оказавшись после смерти отца в огромной мастерской, буквально забитой картинами, я просто не знал, что со всем этим добром делать. В советское время Союз художников в таких случаях организовывал посмертную выставку-продажу. Деньги за проданные картины перечисляли наследникам, остальные полотна возвращали им же, после чего выселяли из мастерской вон. В запасе у меня по тогдашним правилам было шесть месяцев. О выставке в период после ГКЧП нечего было и думать. О ценах на картины я не имел ни малейшего представления. В общем, положение отчаянное.

Пришел я в мастерскую отца, послонялся без дела, потом взял одну картину, другую, третью, механически расставил их, сел и начал смотреть. Вдруг все исчезло. Нет ничего – ни проблем, ни неприятностей. Есть только Гурзуф, море, пляж, Аю-Даг. Вот сирень. Вот розы. Я физически ощущаю их запах. А это Академическая дача. Зима, лютый мороз. Мне становится зябко. Перевожу взгляд на следующую вещь. Там на подоконнике стоит букет пионов. За окном жаркий летний день. Сильный солнечный свет пробивается сквозь ярко-зеленую листву. Становится тепло, уютно, спокойно.

Потом, гораздо позже, я где-то прочитал, что, оказывается, масляная краска в сыром состоянии обладает свойством активно впитывать энергию, исходящую от человека, а потом долго, иногда веками, понемногу излучать ее. Когда художник пишет, творит, когда он увлечен своей работой, от него исходят сильные положительные импульсы. Отсюда и такая мощная аура в мастерской – как в старину говорили – благодать. Приходилось ли вам бывать в намоленной старинной церкви? Тогда вам знакомо это благостное состояние. Оно возникает оттого, что вы ощущаете накопленные остатки ауры поколений людей, ежедневно приходящих сюда с положительными помыслами, с молитвой к Всевышнему. Даже когда приходит отчаявшийся человек и обращается с просьбой к Богу, он все равно просит с надеждой. Надежда – это тоже положительная эмоция. В старинных церквях ведь всегда уютнее, чем во вновь построенных. Сила энергии, исходящей от трех тысяч «живых» картин, собранных в замкнутом пространстве, где еще недавно творил, излучая бешеную радостную силу, увлеченный своим делом человек, во сто крат мощнее, чем в любой церкви.

Начал я и сам у художников картины покупать. Да не у всяких, а лишь у тех, в чьих работах чувствовалась московская, харьковская или ленинградская школа. Мне, естественно, ближе свое, московское, но не только потому, что я москвич. Московская художественная школа имеет давние традиции, восходящие к Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Со времен Николая I вокруг него группировались наиболее талантливые и яркие художники. Со второй половины ХIХ века, например, пейзажный класс там последовательно вели такие мастера, как Алексей Саврасов, Константин Коровин, Исаак Левитан и затем, вплоть до 1918 года, Аполлинарий Васнецов».

фото из архива автора

Поначалу коллекция Александра Гремитских пополнялась за счет произведений друзей и знакомых его отца. Позже коллекционер начал активно ездить по городам бывшего Союза, собирая те редкие образцы живописи и графики, которые еще можно было достать. В начале девяностых годов картины советских реалистов чаще всего продавались за гроши и не ценились отечественными галеристами, которым выгоднее было проталкивать на Запад работы нонконформистов-шестидесятников и доморощенный авангард. Как известно, свое наследие в России вообще не очень-то жалуют. Из-за неправильного хранения многие картины находились в удручающем состоянии и требовали реставрации, другой проблемой собирательства было то, что наиболее значительные произведения художников советского периода скупались и увозились за рубеж. Александр Гремитских вспоминает: «Когда началась перестройка, появились здесь всевозможные дилеры из Англии, Франции, Германии, Америки, отовсюду. Тогда у нас доллар был чем-то фантастическим. Прочесали всю Россию… Когда я приезжал в Харьков, осталось три работы. Приехал в Тверь, я не смог купить ничего».

Сегодня, спустя двадцать лет, интерес зрителей к реалистическому искусству XX века только возрастает. В стране регулярно проходят выставки художников советского периода, на которых представлены портреты, пейзажи, натюрморты и жанровые сценки, уже мало у кого сочетающиеся с условно-пропагандистским термином «соцреализм». В работах тридцатых, сороковых, пятидесятых годов, написанных не по заказу, а большей частью «для души», чувствуется живая нить, соединяющая живопись советских авторов с творческим наследием Поленова, Левитана, Коровина, Репина, Серова. Александр Гремитских уверен, что профессионализм художника остается таковым во все времена и при любой власти: «Художник – такая же профессия, как и любая другая. Прежде чем изображать что-либо на холсте, надо долго и упорно изучать технику рисунка, живописи, знать законы композиции, различные профессиональные приемы, овладеть массой чисто технических знаний, вплоть до состава грунтов, масел, лаков, красок и растворителей. Что же, наши галерейщики и арт-дилеры всего этого не знают и не понимают? Еще как понимают! Тот же Олег Кулик, который бегает по улицам нагишом, кусая прохожих, в бытность свою арт-директором галереи «Риджина» отчаянно торговался со мной за картину Клавдии Тутеволь. Хозяин этой галереи В. Овчаренко, до сих пор двигающий «активное искусство», лично у меня покупал работы вполне реалистических советских художников Федора Решетникова и Владимира Токарева. В то время когда в «Риджине» выставлялся самолет из валенок, служащие этой галереи под страшным секретом завели меня на второй этаж. Там в просторном зале рядами стояли стеллажи, сплошь забитые советскими реалистическими картинами. «Риджина» даже издала каталог принадлежащей ей советской живописи».

Как меценат, Александр Владимирович активно занимается выставочной деятельностью, реставрирует и дарит картины из своей коллекции региональным и городским музеям, детским домам и лечебным учреждениям. Весной 2013 года Александр Гремитских купил, отреставрировал и передал в дар Костромскому музею-заповеднику два пейзажа известного художника Анатолия Яблокова, который в 1940-50 годах был директором костромской картинной галереи. Обе работы датируются семидесятыми годами прошлого века и изображают архитектурные виды главной городской достопримечательности – Ипатьевского монастыря. Коллекционер рассказад, что увидел эти картины в Москве случайно, заинтересовался ими – их продавали почти за бесценок, хотя стоимость некоторых полотен Яблокова в столичных галереях доходит до нескольких тысяч долларов. «Это понижение рейтинга художника, ценности его творчества, – пояснил Александр Гремитских, – и я приобрел картины, одной из них требовалась реставрация, и мы ее сделали. Яблокова в моей коллеции нет, и я с удовольствием оставил бы картины себе, но решил, что в государственном музее, на родине художника они нужнее. Если хотите, это чувство патриотизма, пусть и звучит это пафосно».

фото из архива А. Гремитских

В апреле 2013 года в Костроме прошла благотворительная акция «Художники Москвы детям Костромы», организованная по инициативе коллекционера. Его московские друзья-художники, узнав, что речь идет о детском доме, без колебаний согласились принять в ней участие. Игорь Петренко, директор Первомайского дома-интерната радушно откликнулся на предложение: «Дети заметили картины в нашем холле сразу же, настолько эти работы яркие и позитивные. А нашим ребятам очень нужен позитив во всем, в том числе в окружении. Мы попытались кое-где расписать стены сами, но, конечно, этого мало. Поэтому предложение от Александра Гремитских стало приятным сюрпризом. Это москвич, коллекционер картин, сын известного советского художника Владимира Георгиевича Гремитских. Раньше мы не были знакомы. Он сам нас нашел, написал по электронной почте, предложил наморганизовать такую акцию. И мы согласились». Теперь стены Первомайского дома-интерната для детей с заболеваниями нервной системы украшают десять произведений московских художников: Павла Рубинского, Сергея Нечитайло, Николая Пластова, Александра Чебакова и Ирины Ломановой. Три работы из серии «Игрушки» Ирина специально написала для детского дома, одну акварель подарил Александр Гремитских из своей коллекции.

Кстати, Ирину Ломанову знают и ценят в Костроме, в сентябре 2012 года на арт-площадке «Станция» проходила ее персональная выставка, двадцать акварелей художницы украшают областной Центр матери и ребенка. В роли дарителя также выступил Александр Владимирович. Главный врач Центра Андрей Чайковский вспоминает: «С Александром Гремитских мы познакомились достаточно давно, еще до того как я стал главврачом. Побывав у нас, Александр однажды спросил: «А почему на стенах так пусто?» Я ответил что мы еще не накопили денег на необходимый антураж. В следующий визит Гремитских привез с собой двадцать акварелей Ирины Ломановой. Теперь наши пациентки могут наслаждаться видом хорошей живописи». Интерес и любовь к Костроме у Александра Гремитских неслучайна. К этому городу меценат испытывает особо теплые чувства еще с детства: «В Костроме я бывал неоднократно, еще в юности плавал на теплоходе по Волге. Голые стены в Центре у Андрея Чайковского мне правда не понравились. Вот так и возникла идея их «одеть». У меня столько работ, что уже надо их дарить и выставлять, чтобы люди видели».

В ноябре-декабре 2013 года в центральном выставочном зале города Владимира состоялась экспозиция «Советское прошлое на картинах из коллекции Александра Гремитских». Жителям города коллекционер показал не только работы отца, но и полотна замечательных советских живописцев Леонида Маркова, Александры и Владимира Токаревых – ярких представителей Ленинградской школы живописи, произведения представителя Владимирской школы Николая Курникова и других. Видеорепортаж об этом событии, снятый ВГТРК «Россия», смотрите ниже.

В настоящее время Александр Гремитских – один из крупнейших в стране знатоков и коллекционеров советского реалистического искусства. Его собрание живописи и графики периодически пополняется новыми экспонатами, которые можно увидеть не только на выставках, но и преобрести на страницах виртуальных галерей «Советская живопись» и «Русская школа живописи». Сегодня в коллекции Александра Владимировича 1086 работ, что всего лишь на 193 работы меньше, чем у Павла Михайловича Третьякова, когда тот открывал известную теперь на весь мир Третьяковскую галерею. Далеко не каждый региональный или городской музей может похвастаться таким собранием. Надо ли говорить, что в коллекцию попадают исключительно высокохудожественные произведения, с проверенным провенансом и качественной атрибуцией. Конечно, собрать такое богатство было непросто, но Александр Гремитских обладает солидным авторитетом среди экспертов, художников, галеристов и ценителей реалистического искусства в нашей стране. В заключение приведу высказывание известного критика Владимира Васильевича Стасова, которое служит ключом к деятельности любого настоящего мецената и коллекционера: «Средства великие обязаны служить и задачам великим».

dianov-art.ru

Самым богатым бизнесменом России признан коллекционер живописи

Леонид Михельсон, совладелец газовой компании «Новатек» и нефтехимической «Сибур», меценат и коллекционер, признан богатейшим бизнесменом в России в рейтинге Forbes 2016 года

В начале марта Forbes опубликовал мировой рейтинг миллиардеров 2016 года. В русской части рейтинга первое место занял Леонид Михельсон, состояние которого за год увеличилось на $2,7 млрд. и достигло $14,4 млрд. Этот результат позволил 60-летнему миллиардеру занять аккурат 60-е место в мировом рейтинге.

Вот какую справку о новом № 1 дает Forbes: «Леонид Михельсон — основной акционер крупнейшего независимого производителя газа в России “Новатэк” и нефтехимического холдинга “Сибур”. Также он владеет миноритарной долей в Промсвязьбанке. Партнер Михельсона по “Новатэку” и “Сибуру” — Геннадий Тимченко. Еще одним совладельцем нефтехимического холдинга является Кирилл Шамалов... Михельсон увлеченно коллекционирует предметы искусства и спонсирует выставки в России и США. Его отец был директором строительного треста Куйбышевтрубопроводстрой — крупнейшего в системе Министерства строительства нефтяной и газовой промышленности СССР».

Про деньги ясно, переходим к искусству.

Михельсон — основатель и президент Фонда V-A-C (английская аббревиатура «Виктория — искусство быть современным»), лицом которого является Тереза Мавика. Фонд, названный по имени дочери миллиардера, организует выставки современного искусства зарубежных и русских художников, выделяет гранты, показывает за рубежом в том числе и русских авторов. В списке выставочных проектов, связанных с V-A-C, из русских звездных имен фигурируют Анатолий Осмоловский, Арсений Жиляев, Андрей Монастырский.

В прессе Михельсон упоминается и как меценат. Он является членом Международного совета попечителей Тейт в Лондоне, входит в Cостав Попечительского совета Фонда развития Государственного Русского музея «Друзья Русского музея», а также попечительского совета Нового музея в Нью-Йорке. В интересах последнего в 2011 году он финансировал гигантскую инсталляцию бельгийского художника Картсена Хёллера для его ретроспективы. В России фонд принимал участие в организации ретроспективы Александры Экстер в Московском музее современного искусства, а также персоналки Андрея Монастырского.

Об истории и составе коллекции миллиардера известно гораздо меньше, чем о его достижениях в бизнесе. В 2000-е годы Михельсон собирал преимущественно русское искусство, русский импрессионизм. Наверняка делал интересные, но не публичные покупки на зарубежных «русских торгах». Но когда был создан Фонд V-A-C (то есть после 2009 года), коллекция Михельсона стала развиваться в новом ключе: перестала быть частным собранием, а стала коллекцией Фонда. В ней появились мировые первые имена послевоенного и современного искусства. Сейчас в коллекции фонда V-A-C есть работы Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Энди Уорхола, Виллема де Куннинга, Альберто Джакометти, Рудольфа Стингела, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Бриджит Райли, фотографа Николая Бахарева и др. Фотографии некоторых работ можно посмотреть в фейсбуке Фонда по хэштэгу #‎vaccollection.

Увидеть эти вещи собственными глазами в Москве, в комфортных выставочных условиях можно будет лишь года через три. К этому времени Леонид Михельсон собирается достроить свой новый музей. Речь идет о центре современного искусства на месте огромной электростанции ГЭС-2 на Болотной площади, которую не так давно выкупил миллиардер. Проект центра современного искусства сделал Ренцо Пьяно, архитектор, который построил Центр Помпиду. Так что есть основания полагать, что к середине 2019 года коллекция нынешнего «русского форбса № 1» будет доступна для широкой публики.

Владимир Богданов, AI

Источники: forbes.ru, artinvestment.ru, v-a-c.ru, rusmuseum.ru, whitechapelgallery.org, artinvestment.ru

artinvestment.ru

Врачи - коллекционеры живописи

В качестве вступления приведу список некоторых Топ-коллекционеров:Мексиканец Карлос Слим Элу, лидер рейтинга самых богатых людей планеты от Forbes в 2010 и 2011 году. Бизнесмен отдает предпочтение работам мексиканских мастеров, любит искусство постмодернистов, Огюста Родена. Из РФ засветился Роман Абрамович, который собирает в основном картины знаменитых художников-модернистов. В его коллекции есть работы Альберто Джакометти, Фрэнсиса Бэкона, Лусиена Фрейда и многих других. Есть собиратели и в среде мировых звезд: актер Дэвид Боуи, композитор Эндрю Ллойд Уэббер, певец Элтон Джон.

Но сегодня расскажу о российских врачах - коллекционерах живописи. Коллекции имели и собирали: С.С. Боткин - сын С.П.Боткина, которому досталась часть коллекции от отца - Дмитрия Петровича; И.П. Павлов; И.И. Трояновский; П.И. Карпов и т.д.

Врачи - коллекционеры живописи

С.С. Боткин. Объектом коллекционирования знаменитого врача-терапевта был рисунок русских художников. В экспозицию входили произведения XIX века, посвященные образу Петербурга и его пригородов; уникальные штудии натурщиков работы К.П.Брюллова, А.Е.Егорова и О.А.Кипренского; акварельные портреты, составлявшие ценнейшую часть собрания С.С.Боткина. Наиболее значительными образцами живописного и графического наследия представлены работы: П.А.Федотова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, И.Е.Репина, В.И.Сурикова; а также ведущих мастеров русского искусства начала ХХ века: В.А.Серов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Л.С.Бакст и др.

Ну и для… Есть такой интересный момент. У дочери Крамского Софьи были известные поклонники - И.Репин, А. Бенуа и т.д. Но она любила и была помолвлена с С.С. Боткиным. Крамской на радостях написал великолепные парные и не парные портреты жениха (что слева) и невесты. Неожиданно для всех доктор влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову и женился на ней.

К слову. Основоположник коллекции Д.П. Боткин имел в своём собрании только десять русских картин, остальные – мастера западноевропейской живописи. Некоторые представлены ниже.

Перов Василий Григорьевич - «Учитель рисования», И. Н. Крамской - «Портрет С. С. Боткиной», Жером Жан-Леон - «Башибузук».

 

Врачи - коллекционеры живописиИ.П. Павлов – этот был коллекционером по жизни, начиная с бабочек. Он довольно близко подружился с крупнейшим русскими художниками:  Н. Н. Дубовским, И.Е. Репиным, М.В. Нестеровым (слева работа Нестерова М.В. - И.П. Павлов). Но первым приобретением стал великолепный портрет пятилетнего старшего сына Владимира, написанный известным художником Н.А. Ярошенко. Собственно, коллекция Павлова долгое время не пополнялась. Только во время революции, когда некоторые коллекционеры стали продавать имевшиеся у них картины, Иван Петрович собрал превосходную подборку картин, которая в настоящее время частично представлена в «музее-квартире Павлова в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. В его коллекции были полотна Репина, Сурикова, Левитана, Виктора Васнецова, Семирадского, много передвижников - Лебедев, Маковский, Берггольц, Сергеев и другие. Хотя коллекция Павлова была сравнительно небольшая, но имела такие произведения, как картина Васнецова «Три богатыря», по которой он объяснял типы человеческого темперамента. Из своего общения с художниками Павлов сделал вывод, что у художников преобладает синтезирующий ум, а у учёных - анализирующий.

Врачи - коллекционеры живописи Врачи - коллекционеры живописи

Картины из коллекции И.П. Павлова: Г.И. Семирадский - «Праздник роз» и  В.М. Васнецов - «Три богатыря».

 

Врачи - коллекционеры живописиП. И. Карпов (слева работа Врубеля - П.И. Карпов).  Профессор психоневрологии, действительный член Российской академии художественных наук (РАХН), один из первых коллекционеров и исследователей творчества душевнобольных. Человек разносторонних интересов, он безусловно, весьма неординарная фигура в истории отечественной психиатрии начала ХХ века. Его изыскания выходят за пределы узкопрофильных профессиональных рамок. В малоизученном поле маргинальной культуры исследования отечественного психиатра несколько неожиданно оказались в авангарде советского искусствоведения. Ниже смотрите ряд коллекционных рисунков из его книги «Творчество душевнобольных»:

 

Врачи - коллекционеры живописиИ.И.Трояновский. Один из крупнейших коллекционеров, в т.ч. орхидей…   Врачебная практика сблизила его с В. Д. Поленовым, А. П. Чеховым, Ф. И. Шаляпиным, И. Э. Грабарём, Н. К. Метнером, С. В. Рахманиновым. Был лечащим врачом и близким другом В. А. Серова и И. И. Левитана; обоих лечил от тяжёлой болезни сердца. Под влиянием этого общения начал коллекционировать русскую живопись, преимущественно модернистского направления. Начало коллекции было положено в 1880-х гг. эскизом к картине Василия Поленова «Больная». В начале XX века в коллекции Трояновского насчитывалось более двухсот произведений живописи и графики Серова, Репина, Левитана, Врубеля, Коровина, Грабаря и менее известных художников. Ниже несколько известных картин из его коллекции.

Картины из коллекцииТрояновского: Е Е Лансере – «Ботик Петра I», В.А. Серов –«Стригуны на водопое», И.И. Левитан – «На севере»,

 

На сегодняшний день так же есть известные в своей среде врачи-коллекционеры, например: москвичи – педиатр Ждановский, хирург Владимир Бураковский, Михаил Алшибай, Давид Иоселиани, Марк Курцер (акушер-гинеколог), А.Н.Сердюк, украинец – Ю.Небесник (реаниматолог). Справка, для понимания масштаба, – стоимость коллекции Небесник порядка 2 млн. долларов. Надеюсь, грабителям не в помощь!))) Согласно списка и по порядку (сверху-вниз, справа-налево) визуализирую их - Владимир Бураковский, Михаил Алшибай, Давид Иоселиани, Марк Курцер, А.Н.Сердюк (стриженный в очках и в центре),Ю.Небесник.

 

В заключение представлю некоторые картины из коллекции нашего современника - врача психиатра. В основном, это подарки художников-пациентов. Некоторые из низ на слуху у публики. Особо выделю рисунки Флоренского - иллюстрация стихов Олега Григорьева.

 

vsetaki.mirtesen.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта