Заяц (картина Дюрера). Заяц картина
Заяц (картина Дюрера) Википедия
«Заяц» — рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный художником в 1502 году, одна из известнейших натурных штудий художника.
Описание
Рисунок выполнен на почти квадратном листе бумаги, подкрашенном коричневой краской. Изображение сориентировано по диагонали, разворот модели выбран в три четверти, взгляд художника направлен сверху.
По подмалёвку нанесены тёмной краской тени, поверх них почти сухой кистью гуашью проработаны волоски. Техника исполнения сходна с техникой другой известной штудии этого периода — «Большого куска луга». Дюрер успешно справился со сложной задачей передачи световых эффектов разноцветной сложной по фактуре поверхности меха. Вполне вероятно, что рисунок был выполнен в помещении: в глазу зайца отражается переплёт окна. Неизвестно рисовал ли художник живого зайца или охотничий трофей.
«Несмотря на крайнюю степень детализации рисунок сохраняет цельность образа, впечатления. Перед нами настороженно прислушивающийся, пугливый зверек, готовый обратиться в бегство[1].»
Это один из первых рисунков, датированных и подписанных Дюрером, что свидетельствует о том, какое значение художник придавал этой работе.
Провенанс
Рисунок хранился в Нюрнберге в собрании коллекционера Виллибальда Имгофа (1519—1580), в 1588 году стал собственностью императора Рудольфа II и находился в императорской сокровищнице, с 1783 года — в придворной библиотеке. Последним частным владельцем рисунка был герцог Альберт Саксен-Тешенский, коллекция которого легла в основу собрания венской Альбертины.
Повторения
Уже в XVI веке, особенно около 1600 года, появилось большое число повторений рисунка Дюрера. В настоящее время известно 13 вариантов «Зайца», в том числе три свободные вариации, представляющие модель в другом ракурсе. Художник-маньерист Ханс Хоффман копировал произведения Дюрера, в том числе и «Зайца», изображая его в лесу и саду.
В 2003 году известный немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль по случаю 500-летия Альбрехта Дюрера создал инсталляцию "Das große Hasenstück" из 7000 тысяч трехмерных пластиковых зайцев Дюрера на главной рыночной площади Нюрнберга в Германии. Инсталляция заняла 2500 квадратных метров, завоевав мировой успех. В 2014 и 2015 годах Оттмар Хёрль провел еще две концептуальные выставки в Германии, посвященные "Зайцу Дюрера", под названием "Dürer-Hase für die Albertina" (Заяц Дюрера для Альбертины) и "Homage to Dürer" (Посвящение Дюреру), которые также получили мировое признание.
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Заяц Дюрера: пять веков метаморфоз - СТРАНЫ - ГОРОДА
Альбрехт Дюрер. Заяц, 1502.Бумага, наклеенная на картон, акварель, гуашь, белила, 25,1 × 22,6 смМузей Альбертина, ВенаСреди шедевров мирового искусства акварель "Заяц" Альбрехта Дюрера примечательна своей скромностью: небольшой размер, сдержанные цвета, немудреная композиция, незначительный сюжет. Если вспомнить прочие "натурные штудии" того же Дюрера, этот зайчишка далеко не так занимателен, как увенчанный рогами олень, сова с огромными глазами, мертвая птица с радужным оперением, экзотический гигант-носорог, клыкастый морж. И все же именно "Заяц" по сей день бьет рекорды популярности не только среди работ Дюрера, но и среди произведений европейского искусства вообще. Чем вот уже пять столетий пленяет нас эта акварель?
Альбрехт Дюрер. Голова оленя. 1503
Прежде всего, познакомимся с "портретируемым". Это самый обычный заяц (Lepus europaeus), по-русски его называют русаком, по-немецки - Feldhase (полевой заяц) из-за приверженности зверька к открытым пространствам. Оригинальное название акварели Дюрера " Feldhase" (или "Junger Hase" – "Зайчонок"), однако чаще эту работу именуют "Заяц Дюрера" – "Dürer-Hase". Причем слово "Заяц" следовало бы писать с заглавной буквы на всех языках, а не только на немецком, как того требует грамматика.
Альбрехт Дюрер. Голова моржа. 1521
Зайцы-русаки и ныне в изобилии обитают в Германии, а уж 500 лет назад встретить зайца было самым обычным делом. У нас нет оснований не доверять преданию о том, что Дюрер, который любил гулять в окрестностях Нюрнберга, нашел больного зайчика (по одной из версий, спас от наводнения), принес домой, выходил и изобразил на листе бумаги. Можно с уверенностью добавить, что акварель создана летом, о чем свидетельствует бурая шубка "модели" – зимой мех русака гораздо светлее. Как свидетельство того, что Дюрер работал с живой натурой, приводят выразительную деталь: в глазу зайца отражается оконный переплет, изображенный с учетом изгиба поверхности зрачка. Некоторые искусствоведы, впрочем, скептически относятся к благостному преданию о спасенном и прирученном зайце, который послушно позировал Дюреру. Скорее всего, считают они, Дюрер работал по памяти, а эффектный прием отражения оконного переплета в зрачке позаимствовал из фламандской живописи. Однако, был ли заяц живым зверьком, охотничьим трофеем или чучелом, он по праву обрел бессмертие в мире искусства.
Рисунок выполнен мастерски. «Непревзойденными останутся глаз, принюхивающийся нос, висящее правое и стоящее торчком левое ухо, разнообразие волосяного покрова, который на ушах совершенно иной, чем на влажной шее и спине, не говоря уже о похожих на нити волосках усов. Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и в такой же степени к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться и провести по шерсти взад и вперед", - так описывает акварель немецкий искусствовед Куно Миттельштэд. Зайчика действительно хочется погладить. Глядя на него, мы словно ощущаем мягкость бархатистого меха, тепло маленького тела, чувствуем, как бьется пульс. Мы видим буквально каждый волосок на шкурке зайца, но в работе Дюрера нет и следа утомительного жизнеподобия - это действительно сама жизнь!
Замок Кайзерсбург в Нюрнберге.Может быть, где-то здесь Дюрер подобрал зайца?
Пусть не весь секрет обаяния Зайца Дюрера, но хотя бы некоторая его часть раскрывается в трех словах: акварель, гуашь, белила. Акварель, известная на Востоке с давних времен, в Европе начала 16 столетия была еще внове. Дюрер - один из первых европейских художников, работавших в этой сложной технике, его называют родоначальником современной акварели. Прозрачный мягкий акварельный рисунок передает все богатство цвета заячьей шубки, здесь можно насчитать с десяток оттенков: охристо-серый, бурый, светло-коричневый, рыжеватый, бежевый… Поверх текучей акварели плотной матовый гуашью проработаны тысячи волосков, среди которых буквально нет двух одинаковых: они постепенно меняются по толщине и длине в зависимости от того, как лежит мех на теле животного. Ученые установили, что с помощью самых совершенных компьютерных программ нельзя смоделировать шкуру зайца лучше, чем это сделал Дюрер. И наконец, благодаря положенным с ювелирной тонкостью белилам, тело зверька кажется объёмным, мех – легким и блестящим.
Вид на Нюрнберг со стены замка Кайзерсбург
Дюрер выбирает самую выигрышную композицию, чтобы представить свою "модель" объемно. Изображение размещено по диагонали с разворотом в три четверти, взгляд художника направлен сверху. Под пушистой шубкой зайца ощущается конструкция - ладный и разумно сложенный скелет, мы словно видим зверька насквозь.
Дом Дюрера в Нюрнберге, в котором художник жил с 1509 года.
Всматриваясь в природу с восторгом художника и невозмутимостью ученого, Дюрер, кажется, достигает невозможного: объективность и точность "научного пособия" он сочетает с эмоциональностью, предельную детализацию – с целостностью образа. Заяц насторожен, чуток, и в то же время доверчив. При всей своей скромности и малой величине, он полон своеобразного достоинства. Если расшифровать послание, которое вложил художник в этот рисунок, он звучало бы примерно так: "Вот я, заяц, неприметная тварь Божия, но и я часть этого огромного, сложного, прекрасного мира, и во мне есть капля его гармонии и мудрости. Посмотри на меня с приязнью, человек, полюбуйся мною, будь ко мне добр!"
"Заяц", на наш взгляд, - работа вполне традиционная по жанру и укладывающаяся в рамки анималистики, но для своего времени она была подлинно новаторской: художник изобразил ПРОСТО зайца. Рисунок полностью свободен от религиозной символики. Это не плодовитый заяц - символ сладострастия, и не белый заяц, обозначающий победу над чувственностью, которого изображают у ног Девы Марии, не символ осторожности, малодушия, бегства от грехов и так далее. Это всего лишь зверек сам по себе, увиденный художником без "упаковки" символов, словно впервые.
Шоколадный "Заяц Дюрера"
Однако не наделенная символическим подтекстом акварель приобрела его независимо от воли автора. Заяц Дюрера стал с течением времени ассоциироваться с пасхальным зайцем Osterhase. Пасхальные открытки и украшения с изображением дюрерова зайца, заячьи фигурки и рельефные медали из шоколада, повторяющие, с большей или меньшей точностью, прототип, – неизменная принадлежность пасхальных дней.
Заяц Дюрера, отлитый вручную из элитного шоколада.
Впрочем, и вне пасхальной символики образ "Зайца Дюрера", как говорится, ушел в народ. Здесь сыграли роль не только совершенство рисунка, но и его небольшой размер, возможность качественного воспроизведения, наконец, сама тема – милый зверек, к которому люди относятся с симпатией. За пять веков своего существования заяц множество раз копировался художниками и репродуцировался. Были времена, когда изображение дюрерова зайца в рамочке создавало уют чуть ли не в каждой немецкой гостиной (и над моим письменным столом висит такая репродукция, я часто поглядываю на нее, когда что-нибудь сочиняю)).. С развитием массового туризма заяц перекочевал на обложки, сумки, коврики для компьютерной мыши, превратился в статуэтки всех цветов, размеров, материалов. Известная немецкая фирма "Штайф" одно время выпускала мягкую игрушку "Заяц Дюрера".
Заяц Дюрера. Мягкая игрушка фирмы "Штайф" и сувенирный пакетик
Как непомерно разбухший символ массовой культуры знаменитый заяц привлек внимание современного скульптора Юргена Герца, благодаря которому в 1984 году на старинной площади перед домом-музеем Дюрера в Нюрнберге появилась шокирующая и, безусловно, впечатляющая скульптурная композиция "Заяц". На низком гранитом постаменте лежит растерзанная туша огромной зайчихи с устремлённым в небо мёртвым янтарным глазом. Жирное тело зайчихи окружают обломки развалившегося ящика, который стал ей тесен, из прорех в туше вылезают зайцы поменьше, то ли проглоченные зайчихой и стремящиеся на волю, то ли пожирающие ее, а скорее всего – то и другое вместе. Перед зубастой пастью лежат обглоданные кости (впрочем, их можно принять и за стебли растений). Самая жуткая деталь – под когтистой лапой явственно видны пальцы ноги поглощенного монстром человека. О Дюрере напоминает вторая часть композиции - установленная на отдельном постаменте крошечная статуэтка дюрерова зайца, отполированная до золотистого блеска. Протестуя против ажиотажа вокруг произведения, подвергающегося губительным метаморфозам, Герц предостерегает нас и от потребительского отношения к природе: отвечая на насилие, она превращает невинных зверьков в опасных отвратительных мутантов. Парадокс в том, что скульптура Герца в свою очередь стала достопримечательностью Нюрнберга, тиражируемой на открытках, при этом популярность Зайца Дюрера нисколько не уменьшилась.
Юрген Герц. Скульптурная композиция "Заяц" в Нюрнберге. 1984
В 2002 году Заяц торжественно отметил 500-летие, и, поскольку оригинал рисунка находится в венском музее Альбертина, вернулся в Нюрнберг весьма необычным путем. Летом 2003 года на Рыночной площади разместилась грандиозная инсталляция "7000 зайцев Дюрера", придуманная скульптором Оттмаром Хёрлем. 7000 зеленых пластмассовых зайцев, рассевшись в строгом порядке, заполнили площадь, что, по словам очевидцев, напоминало то ли газон, то ли огородные грядки. В отличие от мрачной скульптуры Герца, идея непрестанного тиражирования нюрнбергского шедевра трактуется Хёрлем весело и с юмором.Остается сказать несколько слов об оригинале рисунка, который как величайшее сокровище хранится в Вене. Зрителям рисунок показывают, увы, нечасто, и в последнее время не вывозят даже на самые престижные выставки. Состояние наклеенной на картон бумаги и красок таково, что "Заяц" должен соблюдать строгий температурный режим и не повергаться воздействию даже слабого освещения.
Оттмар Хёрль. Инсталляция "7000 зайцев Дюрера" в Нюрнберге. 2003
В залах Альбертины демонстрируется самая лучшая в мире копия "Зайца", а оригинал можно увидеть не чаще, чем раз в 5-10 лет. Весной этого года "Заяц" участвовал в выставке "Основание Альбертины. От Дюрера до Наполеона", но если вы не были в это время в Вене, не стоит огорчаться и ждать годы до следующего явления Зайца Дюрера поклонникам.
Монета достоинством в 10 долларов, выпущенная Британскими Виргинскими островамив 2010 году в серии "Шедевры искусства".
Искусствоведы Альбертины в ответ на сетования советуют просто включить компьютер и найти изображение акварели Дюрера на сайте http://www.google.com/culturalinstitute/project/art-project Благодаря программе " Google Art Project ", - говорят они, - вы можете сколько душе угодно рассматривать акварель в прекрасном качестве без ущерба для произведения. Вам будет виден каждый волосок, каждый коготок зайца и отражение оконного переплета в его кротких глазах. Что ж, Дюрер, наверное, был бы доволен…
Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 7(202), 2014
marinagra.livejournal.com
Альбрехт Дюрер Заяц: Описание произведения
«Непревзойденными останутся глаз, принюхивающийся нос, висящее правое и стоящее торчком левое ухо, разнообразие волосяного покрова, который на ушах совершенно иной, чем на влажной шее и спине, не говоря уже о похожих на нити волосках усов. Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и в такой же степени к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться и провести по шерсти взад и вперед».(Куно Миттельштэд, искусствовед, автор книги «Альбрехт Дюрер»)Среди работ Альбрехта Дюрера сохранилось множество натуралистических зарисовок: краб, возможно попавшийся художнику ещё во время его первого путешествия в Италию, огромный жук с причудливыми рогами, переливающееся волшебными оттенками синего крыло мёртвой сизоворонки, хмурый морж и даже экзотический носорог (которого Дюрер никогда не видел). Но отчего-то самой известной стала небольшая работа, изображающая обыкновенного зайца.
Условно её можно назвать «акварелью», хотя помимо акварели художник использовал гуашь и белила. Дюрер известен, как один из первых мастеров, работавших акварелью, но его техника отличается от привычной нам – она многослойна и при этом настолько изящно-графична, что напоминает рисунок цветными карандашами по прозрачно-тёмной заливке. Пушистый мех зайца Дюрер передал при помощи тысяч тонких мазков – серых, коричневых, рыжевато-бежевых и белильных, коротких и длинных, безупречно передающих короткие волоски на ушах зверька, длинную шерсть на его боках, чуть вьющуюся – на шее и мордочке.
Нельзя сказать, чтобы «зайчик» Дюрера был первым зайцем в искусстве – благодаря богатейшей символике, связанной с этим животным, зайцев полно и в живописи, и в скульптуре, и, особенно в миниатюре, где они могут означать осторожность и трусость, плодовитость и сладострастие и даже (но только белые) целомудрие. Новизна дюреровского зайца в том, что он – просто заяц, обычный заяц, ничего не символизирующий заяц, по легенде, подобранный и принесённый в мастерскую самим художником. Всмотревшись, мы даже можем разглядеть в тёмном, выпуклом глазе зверька отражение оконного переплёта. Впрочем, некоторые искусствоведы считают, что этот приём Дюрер позаимствовал у нидерландских мастеров, оставлявших отражение окна то в выпуклом зеркале, то в бокале, то в блестящем шлеме воина.
Судя по тому, что «Заяц» – один из первых подписанных и датированных рисунков Дюрера, сам автор ценил свою работу. Поклонники таланта художника её тоже оценили: в 1519 году рисунок приобрел нюрнбергский коллекционер Виллибальд Имгоф, и, вероятно, именно он предоставил доступ для его многократного копирования. В настоящее время известно 13 вариантов работы, в том числе и с фальшивой подписью Дюрера, выполненные, преимущественно в XVI веке. «Фальшивый заяц Дюрера» Ханса Хоффмана (1530-1591) датирован 1528 годом - годом смерти Дюрера. Это не единственная вариация работы, выполненная этим художником.
В 1588 году рисунок Дюрера оказался в коллекции императора Рудольфа II, в 1783 году попал в придворную библиотеку, потом стал собственностью герцога Альберта Саксен-Тешенского и, наконец, безопасно устроился в хранилище музея Альбертина. Да – именно в хранилище, потому что, как и большинство акварельных и пастельных работ, «Заяц» не любит света и оказывается на публике чрезвычайно редко, предоставив эту честь своей максимально точной копии.
Автор: Оксана Санжарова
Выставка рисунков Альбрехта Дюрера в венской Альбертине: 20 сентября 2019 года — 6 января 2020 года. Там, среди прочих сокровищ, одолженных также из других мировых коллекций, будет представлена и эта легендарная работа, которая хранится в музее и из-за своего почтенного возраста и хрупкости не всегда на виду у публики.
artchive.ru
Заяц: картинки для детей
Заяц – один из многочисленных персонажей народной сказки. Существует множество увлекательных повествований для детей, в которых участвует это животное: «Дед Мазай и зайцы», заяц и волк встречаются в одном из самых популярных мультфильмов «Ну, погоди!». Картинки этого животного позволят взрослым многое рассказать об образе жизни настоящих зайчишек.
Картинки зайчишек и их применение
На нашем сайте вы найдете картинки различных изображений зайцев. Это персонажи из сказок, историй и реальные фото. На основе этих иллюстраций можно попросить ребят вспомнить известные детям сказки с этими животными. Например, широко известно повествование «Дед Мазай и зайцы», мультфильм «Ну, погоди!», где заяц нарисован с цветами или морковкой, а также сказки, где действуют вечные противники – лиса и заяц. Лиса олицетворяет хитрость и всегда охотится за зайцами в народных сказках. Еще один противник – это волк, который всегда преследует зайчишку.
Материалы для скачивания
Из Деда Мазая
Ну, погоди!
Нарисованные изображения и раскраски
Как нарисовать (по шагам)?
Однако в жизни у зайца есть много возможностей избежать встречи с хищниками. Так, заяц беляк сливается по цвету со снегом, и хищный зверь не видит его. Как выглядит заяц беляк, можно увидеть на картинках и фото.
Также на нашем сайте можно найти раскраски с этим животным. Герой мультфильмов изображен с цветами или морковкой, здесь можно встретить иллюстрации и реальных животных. Раскраска весьма полезна для развития детей. Она тренирует мелкую моторику, развивает художественный вкус, чувство цвета и оттенков. Если вы хотите, чтобы в будущем ваш малыш стал обладателем прекрасного почерка, связно и логично говорил, вам обязательно необходима раскраска. Для детей это лучший способ разработать мелкую моторику руки.
Картинки и раскраски могут быть использованы в эстетических центрах, детсадах и даже младших классах школы. На их основе воспитатели или родители могут составить интересный рассказ о лесных обитателях, попросить малыша самостоятельно описать животное, сочинить историю или сказку, чтобы способствовать развитию речи ребенка.
Сказочные истории о зайцах могут многому научить ребят. Хотя зайчишка маленький и часто трусит, он очень хитрый, и благодаря своему уму всегда находит выход из трудного положения. Реальные фото помогут детям ближе познакомиться с окружающей их природой. Пособия на нашем сайте будут вашими надежными помощниками в развитии детей.
Загрузка...steshka.ru