Пустыня обои, пустыня картинки, пустыня фото. Пустыня картина


20 завораживающих фотографий пустыни Намиб

Пустыня Намиб — прибрежная пустыня в юго-западной Африке. Площадь Намиба составляет свыше 100 000 км кв. Пустыня простирается на 1900 км вдоль побережья Атлантического океана от города Намибе в Анголе, через всю Намибию (которая получила от пустыни свое название) до устья реки Улифантс в Капской провинции ЮАР.

Благодаря своим красным пескам, только в этой пустыне можно увидеть эти фантастические пейзажи.

Смотрите так же: Гигантская рука в пустыне Атакама, Млечный путь над пустыней, Мертвые деревья плато Соссусфлей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

trasyy.livejournal.com

Пустыня (50 фото)

Пустыни производят неизгладимые впечатления. Огромные дюны песка, обдуваемые горячим ветром, яркое солнце, жара и тихое безмолвие – всё это  удивительная и красивая часть нашей планеты, которая  скрывает в себе множество загадок.

 

Пустыня в АвстралииПустыня в Австралии

 

Покрытая снегом пустыняПокрытая снегом пустыня

 

Пустыне в НевадеПустыне в Неваде

 

Одинокий камень в пустынеОдинокий камень в пустыне

 

Пустыня в штате Колорадо
Пустыня в штате Колорадо

 

Старое дерево в пустынеСтарое дерево в пустыне

 

Горы в пустынеГоры в пустыне

 

Горный пейзаж и пустыняГорный пейзаж и пустыня

 

Дикая пустынная колючка
Дикая пустынная колючка

 

Рябь песка в Долине смертиРябь песка в Долине смерти

 

Небо, пустыня, камниНебо, пустыня, камни

 

Оазис в пустынеОазис в пустыне

 

Редкий снег у скалы в пустыне
Редкий снег у скалы в пустыне

 

Каменная пустыня - АвстралияКаменная пустыня — Австралия

 

Мексиканская пустыняМексиканская пустыня

 

Засохшее дерево в пустынеЗасохшее дерево в пустыне

 

Мертвое дерево в пустыне
Мертвое дерево в пустыне

 

Пустыня в АмерикеПустыня в Америке

 

Солнечная пустыняСолнечная пустыня

 

Жизнь в пустынеЖизнь в пустыне

 

ПустыняПустыня

 

Растения на вершинах барханов в пустыне
Растения на вершинах барханов в п

classpic.ru

Пустыни мира картинки (39 фото) видео

Пустыня – край песков, ветра, солнца, жары и безмолвия. Порой создаётся впечатление, что здесь нет жизни, но это лишь кажущиеся на первый взгляд выводы. Жизнь пустыни протекает своим размеренным темпом, без суеты и спешки, даже песчаные дюны иногда поют и лишь немногим живущим на земле посчастливилось слушать эту песню могучих песчаных гор и наблюдать волшебные пейзажи пустыни.

Пустыни. Фото

Люди, живущие в пустынях, отличаются какой-то внутренней, незаметной внешне силой, они привыкли быть один на один с природой и им некуда спрятаться или укрыться в этом огромном мире песка и солнца. Интересным фактом является и то, что практически во всех пустынях мира происходит достаточно большой перепад температур, днём на палящем солнце градусник зашкаливает на плюсовых показателях, а ночью температура опускается до самых минимальных плюсовых цифрах. Это ещё более усложняет жизнь в пустынях животных и растений. Но, всё-таки есть в этих местах что-то пленяющее и завораживающее, с одной стороны однообразие, но при этом необычные, можно сказать неземные пустынные пейзажи. Итак, смотрим замечательную подборку самой красивой природы пустыни мира фото картинки.Сбережем природу для наших потомков! katyaburg.ru

Пустыни. Фото Пустыни мира видео Пустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. Фото
Пустыни мира Пустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. Фото Пустыни мира фото Пустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. Фото
Пустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. Фото Пустыни мира Пустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. ФотоПустыни. Фото
Пустыни мира видео.Необычайные пейзажи пустыни:
Пустыни мира видео.Потрясающие пустыни мира:

Понравилось, расскажите друзьям:

katyaburg.ru

Пустыни: фото самых красивых пустынь

"Экстремальный ландшафт" — так ученые называют пустыню, потому что выжить в этой природной зоне могут только эволюционно приспособленные организмы. В пустынях постоянно дуют сильные ветры, которые создают из песка и камня самые причудливые формы рельефа, будто нарисованные кистью безумного художника. Представляем вашему вниманию самые удивительные фото пустынь со всех континентов.

Антарктическая пустыня

Самая гигантская пустыня в мире, покрытая льдом и искрящимся снегом, площадью более 13 млн км2. Зимой температура окружающего воздуха достигает - 70 градусов С, летом "теплеет" до -50, а местами даже до -20. Тем не менее пингвинам здесь нравится.

Антарктическая пустыняАнтарктическая пустыня.Полярная станция в АнтарктидеПолярная станция в Антарктиде.

Сахара

Вторая по величине пустыня на планете, занимающая значительную часть Северной Африки и 30% площади всего континента. Название пустыни в переводе с древнеарабского означает "красно-коричневая", что полностью соответствует действительности.

Пустыня СахараПустыня Сахара, Тадрарт (горный массив в пустыне Сахара на территории Ливии).Пустыня СахараЭту арку сфотографировали в Алжире, в самом центре Сахары.Дюна Тин Мерзуга в пустыне СахараДюна Тин Мерзуга, 100 метров в высоту, разделяет две страны — Алжир и Ливию.

Белая пустыня

Участок, площадью около 300 км2 входит в состав Сахары и представляет собой дно океана, существовавшего миллионы лет назад. Необычный белый цвет пустыне придают останки морских организмов, обитавших в океане.

Белая пустыняБелая пустыня.Белая пустыняУтренний сон Белой пустыни.Белая пустыняБелая пустыня.

По непонятным причинам местные не очень любят сюда возить. Полное отсутствие людей или даже следов их присутствия, сюрреалистические пейзажи всё это даёт ощущения, что ты находишься в другом мире!

Калахари

Другая африканская пустыня, расположенная на юге страны, прославилась самой большой на земле дельтой реки Окаванго, которая петляя по пустыне практически полностью испаряется и поэтому никуда не впадает.

Пустыня КалахариПальма в дюнах пустыни Калахари, Намибия.

Гоби

Каменистый регион, расположенный на территории Китая и Монголии, известный как "пустыня Шамо". Здесь было обнаружено множество останков доисторических животных, в том числе знаменитые "Дерущиеся динозавры", которые погибли во время горного обвала.

Пустыня ГобиПустыня Гоби.Пустыня ГобиПески пустыни Гоби.

Мохаве

Одна из самых известных пустынь Северной Америки, где действительно есть что посмотреть. На территории Мохаве стоит знаменитый город Лас-Вегас, здесь же располагаются заброшенные "города-призраки", парк Ред-Рок-Каньон, самая уединенная на планете телефонная будка и уникальный термометр, высотой 40 м. Интересно, что летом воздух в Мохаве раскаляется почти до + 50 градусов, а зимой выпадает снег.

Пустыня МохавеПустыня Мохаве.Пустыня МохавеПустыня Мохаве.Долина смерти в пустыне МохавеДолина смерти в пустыне Мохаве.

Долина монументов

Уникальный регион, часть плато Колорадо, проходящий вдоль границ американских штатов Юта и Аризона. В одноименном парке на фоне живописных скал снимались самые известные фильмы ковбойской тематики.

Долина монументовДолина монументов.Долина монументовДолина монументов.Долина монументовДолина Монументов и «подкова» реки Колорадо.

Сонора

Одна из самых жарких пустынь, также известная под названием Хила находится в районе границы США и Мексики. Здесь располагается национальный парк Сагуаро, названный в честь гигантского кактуса и столица Аризоны, город Финикс.

Пустыня сонораПустыня сонора.Пустыня сонораПустыня сонора.

Блэк-Рок

Часть пустынного нагорья на западе США известна своими предприятиями по добыче гипса и ежегодными фестивалями Burning Man (горящий человек) – оригинальными и фееричными шоу.

Фестиваль Burning Man (горящий человек) в пустыне Блэк-РокФестиваль Burning Man (горящий человек) в пустыне Блэк-Рок.Гейзер ФлайЗнаменитый гейзер под названием Флай (Fly), на самом деле не превышает человеческого рост.

Атакама

Самая сухая пустыня планеты, расположенная в Южной Америке. Здесь зафиксирована рекордно низкая влажность воздуха, всего 0% и был найден так называемый "гуманоид Атакамы" — мумия человечка, ростом 15 см.

Пустыня АтакамаПустыня Атакама – самая сухая пустыня в мире.Пустыня АтакамаГигантская рука "Мано-де-Десьерто" в пустыне Атакама, Чили.

Остров Фрейзер

Самый большой на планете песчаный остров, расположенный у восточного побережья Австралии. Главная достопримечательность Фрейзера — более сотни пресноводных озер.

Остров ФрейзерОстров Фрейзер.Остров ФрейзерОстров Фрейзер на самом деле не плохо зарос.

Табернас

На редкость живописный район находится в Испании и иногда называется Альмерийской пустыней. Здесь снимались вестерны с Клинтом Иствудом и сцены из знаменитых фильмов про Индиану Джонса, после чего декорации не стали убирать и организовали парк "Мини-Голливуд".

Пустыня ТабернасПустыня Табернас или Альмерийская пустыня.

Намиб

Очень засушливая пустыня на юго-западе Африки славится залежами алмазов, вольфрама и урана, а также всемирно известным Берегом Скелетов.

Пустыня НамибПустыня Намиб: встреча с океаном.Пустыня НамибПустыня Намиб.

Такла-Макан

Одна из крупнейших пустынь Центральной Азии, расположенная в западной части Китая. Ландшафт украшают барханы, песчаные гряды "китовые спины", пирамиды и солончаки.

Караван вербдюдов в пустыни Такла-МаканКараван вербдюдов в пустыне Такла-Макан.Караван вербдюдов в пустыни Такла-МаканОзеро Юэяцюань в оазисе Дуньхуа в пустыне Такла-Макан.Пейзаж пустыни Такла-МаканПейзаж пустыни Такла-Макан.

Пустыня Большого Соленого озера

Белоснежная из-за высокого содержания соли пустыня, расположена в штате Юта на месте высохшего озера Бонневилль.

Пустыня Большого Соленого озераПустыня Большого Соленого озера.Пустыня Большого Соленого озераПустыня Большого Соленого озераПустыня Большого Соленого озера: небо слилось с землёй.Пустыня Большого Соленого озераПустыня Большого Соленого озера после дождя.

Смотрите ещё:

komotoz.ru

Красивые фотографии пустынь планеты

Сухие и бескрайние на вид пустыни – это нечто большее, чем просто жара, сухой песок и отсутствие жизни. На самом деле пустыни – удивительно красивая часть нашей планеты, скрывающая в себе множество загадок. В этой подборке собраны интересные, необычные и красивые фотографии пустынь мира.

1. Начнем с пейзажа долины реки Нил в Египте и дороги, прерванной песчаной дюной.

Дорога, прерванная песчаной дюной2. А вот удивительные посевы с точечной ирригацией в пустыне Иордании.

Посевы с точечной ирригацией в пустыне Иордании3. Следующий пейзаж был запечатлен в оазисе Хуакачина в Перу. Это поселение было построено у небольшого естественного озера посреди пустыни и пользуется большой популярность не только у жителей близлежащих городов, но и у приезжих туристов.

Оазис Хуакачина в Перу4. Лагуна в Национальном парке Ленсойс-Мараньенсис в Бразилии, одном из красивейших мест на планете. Это примерно 1000 квадратных километров мягких белых песков с равномерно распределенными по ним оазисами цветных озер.

Лагуна в Национальном парке Ленсойс-Мараньенсис в Бразилии5. Песчаные дюны Руб-эль-Хали на границе государств Омана, ОАЭ, Саудовской Аравии и Йемена. Это место можно причислить к списку не только самых необычных пустынь, но и самых необычных границ мира.

Песчаные дюны Руб-эль-Хали6. Красные песчаные дюны пустыни Намиб, Намибия.

Красные песчаные дюны пустыни Намиб7. Высохшие стволы акаций и сюрреалистические ландшафты на плато Соссусфлей в пустыне Намиб.

Плато Соссусфлей в пустыне Намиб8. Это фото было сделано в Национальном египетском парке под названием Белая пустыня. Когда-то очень давно эта пустыня была дном океана, а после того как вода ушла – стала одним из самых прекрасных мест не только в Египте, но и во всем мире.

Белая пустыня9. Этот красивый снимок был сделан в пустыне на юге Австралийского континента.

Пустыня на юге Австралийского континента10. Пустыня Такла-Макан в Китае считается одной из самых больших в мире песчаных пустынь.

Пустыня Такла-Макан в Китае11. Еще один прекрасный пейзаж из Китая, оазис озера Юэяцюань в пустыне Гоби.

Оазис озера Юэяцюань в пустыне Гоби12. Аэросъемка высохшего русла реки в пустыне Сонора на территории Мексики.

Высохшее русло реки в пустыне Сонора13. Комплекс солнечных электростанций в пустыне Мохаве на территории Калифорнии, США.

Комплекс солнечных электростанций в пустыне Мохаве14. Караван верблюдов в пустыне Сахара на территории Нигера. Сахара является одной из самых больших пустынь мира, фактически покрывая 30% территории всего африканского континента. Ко всему прочему, это самое жаркое место в мире, где температуры часто превышают 50 градусов по Цельсию.

Караван верблюдов в пустыне Сахара15. Снова возвращаемся к пустыне Руб-эль-Хали и её странным формированиям. На снимке запечатлена сеть дюн причудливой формы, навеянная ветрами, в течение многих веков дующими в определенной последовательности.

Пустыня Руб-эль-Хали16. Пустыня Пиннаклс и её причудливые столбы, Австралия.

Пустыня Пиннаклс17. Озеро Оуем-эль-Ма в пустыне Ливии.

Озеро Оуем-эль-Ма в пустыне Ливии18. Снова Национальный парк Ленсойс-Мараньенсис в Бразилии.

Национальный парк Ленсойс-Мараньенсис в Бразилии19. Пустыня Намиб встречается Атлантическим океаном, Намибия.

Пустыня Намиб встречается Атлантическим океаном20. Засушливые пейзажи пустыни Атакама в Чили. Это одно из самых сухих мест на Земле, в некоторых местах которого вообще никогда не шел дождь.

Засушливые пейзажи пустыни Атакама в Чили21. Пустынная деревня Барейна в Мавритании.

Пустынная деревня Барейна в Мавритании

 

Похожие статьи

 

xn--h1apn.net

Христос в пустыне (картина Крамского) — WiKi

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека[7].

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения[8]. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины[9], однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом[10]. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»[11].

  Руки Христа (фрагмент картины)

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа[10]. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя[8]. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»[12]. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням[10].

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить[10]. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»[4]. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»[13][14].

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление[15]. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»[9].

Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней[16]. Рама для картины была изготовлена в Санкт-Петербурге по специальному заказу художника — она также содержит часть смысловой нагрузки и дополняет образное содержание полотна[1]: «Углы её перехвачены и скреплены верёвкой, образующей крестообразные петли. Это по-своему ассоциируется с идеей обречённости»[17].

В поисках «своего» Христа

Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»[18]. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей[19][20]; при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём [Христе] как о близком человеке»[18]. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55,5 × 41,5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске[21].

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины, изображающей Христа[22]. Известно, что для этой картины ему позировал конкретный человек — крестьянин Строганов из слободы Выползово Переславского уезда Владимирской губернии[3][23]. Однако этот вариант не удовлетворил художника, поскольку Крамской посчитал ошибочным решение использовать вытянутый по вертикали формат холста, который практически весь был занят сидящей фигурой Христа, в результате чего не оставалось места для изображения каменистой пустыни[3][10]. Первый вариант картины экспонировался на посмертной выставке Крамского, проходившей в 1887 году в Санкт-Петербурге; его местонахождение в настоящее время неизвестно[1].

В конце 1869 года Крамской посетил ряд европейских музеев, сначала в Германии, а затем в Вене, Антверпене и Париже, знакомясь с искусством старых и новых мастеров, но при этом находясь в поисках «своего» Христа[24]. Из творений великих мастеров прошлого ему особенно понравилось полотно Тициана «Динарий кесаря», выставленное в Галерее старых мастеров в Дрездене. Тем не менее, во время этой поездки Крамскому так и не удалось найти тот образ Христа, «который мог бы захватить душу современного русского человека»[25].

По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»[26] — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)[23][27]. В пользу этой версии говорит и то, что телосложение охотника и тип его головы — с удлинённым овалом лица и открытым лбом — весьма похожи на образ Христа, изображённый художником на картине 1872 года[23].

Работа над картиной

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября[28]. Незадолго до этого он ездил в Крым, где, в частности, побывал в Бахчисарае и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство, испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях[19]. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»[28] (бумага на картоне, масло, 18,5 × 26,2 см, ГТГ, Ж-998)[29]. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься; не знаю, что будет»[30]. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге[31].

  Христос в пустыне (эскиз, ГТГ)

Крамской продолжил писать картину летом 1872 года под Лугой, где он поселился вместе с художниками Иваном Шишкиным и Константином Савицким. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской»; в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)[32].

Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»[32]. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам, иногда до рассвета, и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»[33]. Крамской сообщал Фёдору Васильеву: «До последних чисел сентября просидел я на Серебрянке и приехал в Петербург. „Христа“ не кончил»[32]. Но вскоре работа над картиной подошла к концу — 10 октября 1872 года он написал Васильеву: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил „Христа“. И потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить…»[30][34] Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною; я должен был написать его, чтобы отделаться»[30].

После создания

Картина была представлена на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Петербурге в конце декабря 1872 года. Полотно, которое было выставлено в глубине последнего зала, произвело большое впечатление на посетителей выставки[35][36][37]. Сам Крамской вспоминал: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь „Христос в пустыне“ — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий…»[8]

Один из очевидцев, историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом, измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении; я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе…» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель! Это какой-то нигилист! Непонятно, как такую картину позволили выставить! Это кощунство, насмешка над святыней!» По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование[38].

Ещё до начала выставки у Крамского было несколько предложений от желающих приобрести картину — в частности, от Козьмы Солдатёнкова и от Академии художеств. Но первым, кому он назвал свою цену — 6000 рублей, был Павел Третьяков, который тут же приехал в Петербург и купил картину для своей коллекции, которая впоследствии составила основу Третьяковской галереи[1][14]. В письме к художнику Фёдору Васильеву Крамской писал: «Приехал Третьяков, покупает у меня картину, торгуется и есть с чего! Я его огорошил, можете себе представить: за одну фигуру вдруг с него требуют не более не менее, как шесть тысяч рублей. Как это Вам кажется? А? Есть от чего рехнуться… Вот он и завопил! А все-таки не отходит»[39][40]. По словам самого́ Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. По его признанию, «„Спаситель“ Крамского мне очень нравился и теперь также нравится, почему я и спешил приобрести его, но многим он не очень-то нравится, а некоторым и вовсе. <…> По-моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время — может быть, ошибаюсь»[41][42].

  Хохот (Радуйся, царю иудейский)

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Узнав об этом, Крамской написал письмо, где он отказывался от этого звания, желая оставаться независимым от Академии[39][8]. В связи с тем, что картины 2-й Передвижной выставки не были показаны в Москве, некоторые из них были включены в московскую часть 3-й выставки, открывшейся 2 апреля 1874 года[43]. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»[1]. В 1878 году картина была в составе российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже, куда были отправлены многие известные полотна из Третьяковской галереи и других собраний[44][45]. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года[46]. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки[47] (по другим данным, он получил медаль III степени[46]).

Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё „Христа“, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»[48]. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»[49]. На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 × 501 см), и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( Ж-5724)[49][50][51].

Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского[52]. Полагают, что в процессе их создания большое влияние на художника оказало творчество Александра Иванова, и прежде всего его масштабное полотно «Явление Христа народу»[52].

Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего „Христа в пустыне“, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»[53]. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем, и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего „дела“, фактов, деяний — этого никто не объяснит»[54].

Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо, измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Продолжая обсуждение образа Христа, Гончаров писал: «Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия — будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем — в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой»[55].

Писатель и критик Всеволод Гаршин высоко оценивал созданный художником образ Христа. В письме Крамскому от 14 февраля 1878 года он писал, что черты лица Христа его «сразу поразили, как выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, совершенной решимости бороться с ним». Гаршин отмечал, что страдание теперь не касается Христа — «оно так мало, так ничтожно в сравнении с тем, что у него теперь в груди, что и мысль о нём не приходит Иисусу в голову»[56].

  Картина «Христос в пустыне» на почтовой марке России 2000 года

Высоко ценил картину Крамского и Лев Толстой — в письме Павлу Третьякову от 14 (или 15) июля 1894 года он отмечал, что Христос Крамского — «это лучший Христос, которого я знаю»[57], а в письме от 16 июля того же года писал: «Ведь если есть какое-нибудь оправдание всем тем огромным трудам людей, которые сосредоточены в виде картин в Вашей галерее, то это оправдание только в таких картинах, как Христос Крамского и картины Ге…»[58] Да и сам Третьяков в письме Льву Толстому от 12 июля 1894 года отмечал: «Более всех для меня понятен „Христос в пустыне“ Крамского. Я считаю эту картину крупным произведением и очень радуюсь, что это сделал русский художник...»[59]

Встречались и отрицательные отзывы — например, художник и критик Александр Бенуа считал образ Христа в исполнении Крамского неудачным, полагая, что «сам Крамской в точности не знал, зачем он взялся за эту тему, каково вообще его душевное отношение к Христу»[60], а писатель Пётр Гнедич отмечал, что «в общем картина холодна и мало согрета внутренним чувством», поскольку, как он считал, рассудочность Крамского помешала ему «непосредственно и искренно отнестись к сюжету»[61].

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»[62]. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»[63]. Вагнер писал, что «в основе содержания картины „Христос в пустыне“ лежит не надуманная идея выбора пути („куда пойти“), и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»[64].

По словам искусствоведа Григория Стернина, «Христос а пустыне» Крамского — это «не столько картина, сколько созданный в красках философский трактат», толкованию которого «посвящено больше страниц, чем характеристике любого другого произведения новой русской живописи», за исключением, быть может, только «Явления Христа народу». По мнению Стернина, этот факт достаточно выразительно характеризует «место картины Крамского в загадках русского художественного сознания второй половины XIX века»[6].

Большое значение картины «Христос в пустыне» в истории русской живописи признаётся и зарубежными искусствоведами[65].

ru-wiki.org

Пустыня обои, пустыня картинки, пустыня фото

Приложение WallpapersCraft
  • Превью обои пустыня, камни, растение, засуха, чб  7.9 1280x720  21579 пустыня, камни, растение
  • Превью обои пустыня, зной, жара, оранжевый, полдень, песок, свет  7.7 1280x720  21097 пустыня, зной, жара
  • Превью обои пустыня, песок, облака, перьевые  7.6 1280x720  11792 пустыня, песок, облака
  • Превью обои пустыня, природа, песок  7.4 1280x720  11730 пустыня, природа, песок
  • Превью обои пустыня, песок, небо, ветер  7.2 1280x720  14041 пустыня, песок, небо
  • Превью обои пустыня, дорога, разметка  7.1 1280x720  31884 пустыня, дорога, разметка
  • Превью обои пустыня, песок, камни  7.1 1280x720  9271 пустыня, песок, камни
  • Превью обои пустыня, песок, узоры, линии, оазис, озеро, берега, растительность  7.0 1280x720  29410 пустыня, песок, узоры
  • Превью обои пустыня, марокко, дюна, песок  7.0 1280x720  21760 пустыня, марокко, дюна
  • Превью обои пустыня, дорога, растительность  6.9 1280x720  17106 пустыня, дорога, растительность
  • Превью обои пустыня, воронки, впадины, песок  6.8 1280x720  7208 пустыня, воронки, впадины
  • Превью обои пустыня, горы, песок, небо, пейзаж  6.7 1280x720  18533 пустыня, горы, песок
  • Превью обои пустыня, солнце, песок, зной, жара, небо, свет, полдень, узоры, тени, ветер  6.6 1280x720  26289 пустыня, солнце, песок
  • Превью обои пустыня, оазис, растительность, деревья, пальмы, песок  6.5 1280x720  19573 пустыня, оазис, растительность
  • Превью обои пустыня, вода, трава, песок, небо  6.5 1280x720  9687 пустыня, вода, трава

wallpaperscraft.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта