Музыка (картина Матисса). Картина матисса
Живопись Анри Матисса, живопись, фовизм, Матисс
В свое время, подобные изыскания противоречили общим представления о прекрасном и в глазах общественности склонялись ближе к категории отвратного. Из-за чего, несомненно, Анри и его последователи нередко становились объектами критических нападок и едких замечаний со стороны консервативных современников.
Между прочим, одному из таких туше они обязаны своим названием, ибо во времена первых выставок Матисса и компании, работы прогрессивных живописцев были в пух и прах раскритикованы. На осеннем салоне 1905 года французский критик Луи Восель назвал представленное творчество дикостью, а самих художников — зверьми, что на французском языке звучит как «les fauves».
Случайное выражение закрепилось в обществе как название течения, кстати, эта история напоминает небезызвестное происхождение импрессионизма, который также обязан своим названием великому случаю.
Звериное начало, которое ментально почувствовал Луи, по сути и стало идейной опорой всего направления. Эта странная живопись, пропитанная мистическим духом первобытности, управляет нашими низменным желаниями и пробуждает в нас все то дикое и необузданное, что таится в недрах генетической памяти. Нередко работы Матисса и других представителей фовизма напоминают настенные рисунки или этнические орнаменты первобытных племен.
Но что же такого сверхнеобычного в живописи Матисса и последователей, что стало причиной для множественных споров и шума вокруг этого явления? В первую очередь, стоит абстрагироваться от всего увиденного хаоса современного искусства и представить себе, что во времена рождения фовизма, живопись находилась в смертельных объятиях закостенелого академизма. Каноничное искусство, вымеренное, гармоничное и реалистичное, главной целью которого стояло в первую очередь украшать салоны и прихожие знатных домов, порядком надоело романтизированной интеллигенции. И множественные творческие объединения видели свое предназначение в том, чтобы кардинально изменить мир живописи, срубить деревцо классицизма под корню, так сказать.
Первые нотки художественного переворота прозвучали еще в импрессионизме, который начал свою историю годами раньше. Из него логично проистекли и последующие течения — синтетизм, клуазонизм, пуантилизм и остальные «измы» живописи.
К слову, Матисс и сам баловался импрессионизмом, в его истории есть несколько картин, технической основой которых были раздельные точечные мазки, нечто похожее создавали Жорж Сера, Поль Синьяк и Камиль Писсарро. Однако среди разнообразных художественных поисков, именно фовизм стал тем нетленным достоянием гения Матисса, что сохранил его имя в веках.
estetico.me
Живопись Матисс Анри, «Музыка», «Красная комната», описание картины
Живопись XX в.
Великий французский живописец, график и скульптор Анри Матисс родился в Като-Камбрезе. Он получил прекрасное художественное образование: живопись Матисс изучал в Академии Жюльена, Школе искусств, Школе декоративных искусств. Интересно, что интерес к живописи возник у него уже в довольно зрелом возрасте – в 20 лет. Внезапный порыв, охвативший юношу, остался с ним до конца дней.
Творчество Матисса получило некоторую известность и востребованность в конце 90-х гг. XIX в. Побывав на выставках «независимых», он оказался под глубочайшим впечатлением от работ Гогена и Сезанна, отныне художественная структура картины воспринималась им как нечто неделимое, смелый поиск и нахождение своего, даже шокирующего, игра с плоскостями и красочными пятнами обрела для Матисса живость. Его мать и жена также имели отношение к художественному миру: первая увлекалась росписью керамики, вторая работала модисткой. Именно поэтому декоративный фон картин Матисса часто заполнялся всякого рода безделушками, которые, в свою очередь, отражали его глубокий и чуткий восторг совершенством форм этих предметов. Немаловажную роль в творчестве Матисса сыграло японское и ближневосточное искусство. Приоритет цвета над формой, акцент на узор и выведение его на передний план были заимствованы мастером из восточных ковров и расписанных фаянсов.
1905 г. ознаменовался возникновением нового направления в живописи – фовизма, формы авангардного искусства. Фовизм провозгласил главной задачей художника любование радостью бытия, использование примитивности древнего искусства, резких цветовых перепадов, декоративного стиля письма. Все это было привнесено в живопись Матиссом и его сотоварищами. Фовисты считали, что именно цвет должен затягивать зрителя, потрясать и приковывать внимание к картине, показывая внутреннее ощущение художника. В 1908 г. Матисс открывает собственную мастерскую, в которой учит выражать объем цветом.
Одной из самых ярких, даже ослепительных картин Матисса является «Красная комната». На ней изображен интерьер комнаты, в которой женщина накрывает на стол. Композиционная структура полностью заполняется вихрем чистого цвета, которым заполнена вся поверхность холста, даже скатерть на столе сливается со стенами. Все предметы интерьера нарочито написаны плоскими. Упрощение формы только подчеркивает способ выражения идеи мастера, удивительная игра красками и подчеркнутый орнамент форм создают настроение этой работы.
Три года Матисс проводит на Востоке. В это время в нем все сильнее и сильнее пробуждается тяга к изображению беспредметной красоты. Абстракция в его творчестве является отражением абсолютной отрешенности от суеты реального мира. С точки зрения мастера, таков взгляд на мир марокканца или араба. Матисс, сосредоточенный на отрешенной красоте, использует приемы примитивизации натуры и «предоставления» чистому цвету основной задачи воздействия, последнее мастеру удавалось особенно хорошо. Палитра из 3-4 основных красок вырисовывает все образы. Так, «Танец» написан синим, зеленым и красным, «На террасе» -лиловым, розовым, синим и зеленым. Ограниченная цветовая гамма тем не менее пробуждала и пробуждает у зрителей целый поток ощущений, не оставляя равнодушным никого.
Одна из лучших работ Матисса того времени – «Музыка». Напоминающая детский рисунок работа показывает пятерых { людей неопределенного возраста. Один из них играет на скрипке, другой, сидящий рядом, – на каком-то духовом инструменте, трое остальных присели в стороне от играющих. Небо на картине – насыщенно-синее, деревья – ярко-зеленые, тела людей – красные. Решение картины типично для Матисса: с помощью контраста значительных по площади и объему плоскостей чистых цветов рождаются новые «ноты», заменяющие всю цветовую гамму. Сам цвет, по большому счету, и является непосредственным сюжетом работы.
Интересно, что своим призванием сам Матисс считал портреты. Реальное сходство не имело для мастера никакого значения: образ человека передавался через внутренний ритм, ощущаемый художником, который, несомненно, очень индивидуален.
В разные периоды творчества Матисс использовал приемы кубизма, вновь возвращался к фовизму, классической графике, аппликации из цветной бумаги, скульптуре из бронзы. Ведущим художественным началом в его работах всегда была неповторимая выразительность, создаваемая посредством декоративного расположения определенных предметов, несущих задачу передать то или иное настроение мастера, чувство через цвет, сконцентрированный на холсте. Все это придает творчеству Матисса неповторимость и узнаваемость.
КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ http://xurl.es/PR0DAWEZ УЗНАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ! KLIENTSKIE BAZY http://xurl.es/PR0DAWEZ Uznajte podrobnee!
jivopis.org
Музыка (картина Матисса) - Википедия
«Музыка» (фр. La Musique) — картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина.
История[ | ]
В 1908 году московский купец, меценат и коллекционер живописи Сергей Иванович Щукин, который был хорошо знаком с Матиссом, предложил художнику исполнить декоративные панно для декорации лестницы его особняка в Знаменском переулке, аллегорически изобразив процессы музыки и танца[1]. Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», поэтому для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным, и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты[2].
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов[3]. В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву, изменил своё решение. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»[4].
Примечательно, что, несмотря на своё согласие «сражаться», при получении картины Щукин попросил Матисса закрасить гениталии изображённых на ней персонажей, которые, в частности, стали одной из причин скандала на Осеннем Салоне. Этой просьбой он опроверг свои слова о решении «пойти наперекор нашим буржуазным воззрениям и поместить на лестнице своего дома картину с обнажёнными»[5]. Щукин понимал, что для признания художника московской публикой его собственных убеждений было недостаточно.
Обе картины — «Танец» и «Музыка» — благополучно прибыли из Парижа в Москву в начале декабря 1910 года.
Картина[ | ]
Работая над мужскими фигурами при написании картины, Матисс стремился свести их к элементарным формам[1]. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Своей главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с опорой на контраст: следуя поставленной цели, он окрасил фигуры персонажей в яркий пунцовый оттенок, сбалансировав его интенсивными цветами синего неба и зелёной травы. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов — «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»[6]. Примечательно, что мужские фигуры изначально были обведены чёрным контуром, лишь впоследствии заполненным краской. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником, играет второстепенную роль[7].
Всего на холсте изображено пятеро персонажей, двое из которых играют на музыкальных инструментах — скрипке и двуствольной свирели, а остальные поют. Поза музыканта-скрипача была детально, точно воспроизведена Матиссом, поскольку тот сам владел игрой на скрипке. Все люди на картине находятся в неподвижности, оцепенении. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм[6].
Поиск композиционного решения не давался автору картины легко: известно, что Матисс неоднократно переписывал сцену. Так, в первоначальной версии «Музыки» у ног скрипача находилась собака. По мнению ряда исследователей творчества художника, это было отголоском древнегреческого мифа об Орфее, зачаровывавшем своей игрой на лире и людей, и животных[5].
Сам Матисс не упоминал о какой-либо трактовке «Музыки». Существует лишь предположение о том, что изображённые в правой части холста три подогнувших колени фигуры могут олицетворять нотные знаки, а скрипач символизирует скрипичный ключ[1]. Другие искусствоведы полагают, что пунцовый, зелёный и синий оттенки композиции соответственно символизируют три стихии — огонь, землю и воздух[8].
Написанное как парное к «Танцу», панно «Музыка» имеет ряд сходств и отличий в сравнении с ним. Полотна объединяет схожесть цветовых гамм и количество изображённых фигур. Но, если на «Танце» изображены женские персонажи, то на «Музыке» — мужские. Герои «Танца» динамичны, они стремятся вырваться за пределы полотна, в то время как фигуры в «Музыке» — статичны, спокойны и практически изолированы друг от друга, полностью погружены в музыку[1]. «Танцем» правит дионисийское начало, «Музыкой» — аполлоническое[9].
Примечания[ | ]
- ↑ 1 2 3 4 «Художественная галерея», 2005, с. 11.
- ↑ Апель, 2007, с. 58—60.
- ↑ Самин, 2004, с. 349—350.
- ↑ Апель, 2007, с. 58.
- ↑ 1 2 Апель, 2007, с. 61.
- ↑ 1 2 Геташвили, 2006, с. 291.
- ↑ «Художественная галерея», 2005, с. 10.
- ↑ Самин, 2004, с. 349.
- ↑ Апель, 2007, с. 60—61.
Литература[ | ]
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid