Ночное (картина Куинджи). Картина ночное


Картина В.Е.Маковского "Ночное", 1879

     Тема картины возникла под впечатлением рассказа Тургенева "Бежин луг". Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество*. Не раз возвращался он и к теме "Ночное", находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин – поздний вариант его конкурсной работы "Ночное" (1879), находящийся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.     Картина В.Е.Маковского "Ночное" совпадает по теме с рассказом Тургенева "Бежин луг", но не является прямой иллюстрацией, так как в деталях расходится с ним: у Тургенева пять мальчиков, на картине – семь мальчиков и девочка; на картине нет костра, отсутствует фигура охотника. Но фигура мальчика, что-то рассказывающего, слушатели-подростки, захваченные интересным рассказом, фон картины – раннее летнее утро до восхода солнца, фигуры пасущихся вдали лошадей – все это тургеневские черты; они вызывают в памяти зрителей пейзажи и характеристики мальчиков из "Бежина луга". Мы пытаемся отыскать на картине героев тургеневского рассказа, мальчиков Федю, Павлушу, Илюшу, Костю и Ваню.

     "...утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке...". Пейзаж Тургенева дает по времени более раннюю картину рассвета: у Маковского восток уже окрашен, к бледно-серому уже приближается золотисто-алый тон разгорающейся зари. Более созвучен картине второй, заключительный в рассказе пейзаж. Этот пейзаж как бы продолжает видимое на картине: здесь и "редеющий туман", закрывающий горизонт, и "алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света", озаряющие лица и фигуры детей.      Какое изображение природы полнее и разностороннее: на картине или словесное? На картине невозможно изобразить мигание звезд, изменчивость цвета неба, появляющуюся сырость (росу), раздавшиеся звуки, порхание ветерка... На полотне художник запечатлел один момент пейзажа, – в словах писателя дана в движении картина рассвета и восхода солнца. (Из книги: Смирнов С.А. Преподавание литературы в 5-8 классах. – М.: Учпедгиз, 1962)

      "Бежин луг" – произведение о сложных связях человека и природы, у которой, по мысли Тургенева, есть не только "приветно-лучезарное", но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: "Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть... Чем была бы природа без нас, – чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь! <...> Стоит только выйти в открытое поле, в лес – и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-то сдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком". (Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма. – М.; Л., 1961. – Т. 1. – С. 436.)       Картины природы тесно связаны с содержанием рассказа "Бежин луг". Роль их различна.       Описание блужданий охотника, рассказ о чувстве страха, которое охватило его, когда он попал в лощину, помогает лучше понять, какое действие должны были произвести картины ночной природы на неграмотных деревенских ребятишек. Таинственность, тревожность обстановки подсказывает мальчикам темы их страшных историй.       Картина прекрасного июльского дня с его мягкими красками созвучна характерам мальчиков. Она позволяет лучше понять неброскую внутреннюю красоту детей, любовное отношение к ним автора.        Описание раннего утра завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники увидели в словах "утро зачиналось" огромную веру в судьбу России, ее будущее. Эти строки перекликаются со стихотворением в прозе "Русский язык": "Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!". Ю.В. Лебедев пишет: "Восходом могучего светила и открывается и закрывается "Бежин луг" – один из лучших рассказов  о русской природе и детях ее. В "Записках охотника" Тургенев создавал единый образ живой поэтической России, увенчивала который жизнеутверждающая солнечная природа. В крестьянских детях, живущих в союзе с нею, он прозревал "зародыш будущих великих дел, великого народного развития". (Лебедев Юрий. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1990. ЖЗЛ)

literatura5.narod.ru

Архип Куинджи «Ночное». Описание картины. Художники импрессионисты

Архип Куинджи «Ночное»

«Закатное» произведение мастера. Сразу три стилистических тенденции Куинджи отражает это полотно: романтизм, реализм и черты зарождающегося символизма.

Картина яркий пример классической композиции: лошади на вершине холма – центр картины, большая часть плоскости отведена изображению неба. Впрочем, небо — это один из любимых «героев» работ автора. Достаточно скромно представлены люди, мирно спящие подростки,  которых Куинджи изобразил несколько упрощенно, отдельными пятнами. Самым ярким акцентным пятном на картине является месяц, который бледнеет лучах наступающего рассвета. Он словно посылает прощальный привет земле и мирно спящим людям.

С большой любовью, хотя и в несколько экспрессионистской манере изображены лошади — автор питал невероятно нежные чувства ко всем животным и даже насекомым. Привечал их у себя дома, лечил, а также согласно легенде, мог понимать язык птиц. Вот и на картине «Ночное», как мы можем убедиться, Куинджи гораздо больше внимания уделил фигурам лошадей, нежели отдыхающим молодым пастухам.

Наибольшее внимание зрителя привлекает все же сам пейзаж — бескрайние чистое небо и разлив реки гипнотизируют и завораживают. В нём всё мастерство художника! Мастер света и цвета, с присущим только ему дарованием, изобразил «свободно дышащее» пространство и сделал его центральным персонажем с работы.

В конце жизни Куинджи почти не выставлялся и многие ошибочно предполагают, будто автор «исписался», однако,«Ночное» — яркий пример того, что художник был полон сил, идей и мастерски их мог воплотить.

1908 г. Холст, масло. 107х169 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

www.hudojnik-impressionist.ru

«Ночное кафе» Ван Гога. Самая депрессивная картина художника

Ван Гог ночное кафе

Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888 г. Картинная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Сложно представить художника, чей образ жизни и душевное состояние настолько бы НЕ сочетались с его картинами.

У нас срабатывает стереотип. Раз человек склонен к депрессиям, чрезмерному употреблению алкоголя и неадекватным поступкам, то явно его картины тоже будут полны запутанных и депрессивных сюжетов.

Но ярче и позитивнее картин, чем у Ван Гога, сложно представить. Чего только стоят его «Подсолнухи», «Ирисы» или «Цветение миндального дерева».

Ван Гог подсолнухи Лондон

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Картина «Ночное кафе» была создана в том же году, что и знаменитые «Подсолнухи». Это реальное кафе, которое находится рядом с вокзалом в городе Арль на юге Франции.

В этот город Ван Гог переехал из Парижа, дабы «пропитать» свои картины солнечным светом и яркими красками. Ему это удалось. Ведь именно в Арле он создал самые яркие свои шедевры.

«Ночное кафе» – тоже яркая картина. Но она, пожалуй, больше других отдаёт депрессивностью. Так как Ван Гог намеренно изобразил место, где «человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником».

Видимо, на него самого это кафе действовало не лучшим образом. Ведь он немало проводил там времени. Подспудно понимая, что он тоже губит себя.

Так, создавая эту картину, он провёл 3 ночи подряд в этом кафе, выпив не один литр кофе. Ничего не ел и бесконечно курил. Его организм с трудом выдерживал такие нагрузки.

И как мы знаем, однажды не выдержал. Именно в Арле у него случился первый приступ душевной болезни. Болезни, из которой он уже не выкарабкается. И погибнет 2 года спустя.

Не известно, на самом ли деле привокзальное кафе выглядело именно так. Или художник прибавил яркого цвета, чтобы достичь нужного эффекта.

Так за счёт чего Ван Гог создаёт нужное ему впечатление?

В кафе сразу бросаются в глаза аж четыре яркие лампы на потолке. Причём дело происходит ночью, как показывают часы на стене.

Ван Гог ночное кафе фрагмент

Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888 г. Картинная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Посетителей ослепляет яркий искусственный свет. Что идёт вразрез с биологическими часами. Приглушённый свет не действовал бы так разрушающе на психику человека.

Зеленый потолок и бордовые стены ещё более усиливают это угнетающее воздействие. Яркий свет и яркий цвет – убийственное сочетание. А если ещё сюда добавить много-много алкоголя, то можно сказать, цель художника достигнута.

Внутренний раздрай вступает в резонанс с внешними раздражителями. И человек слабый легко ломается – спивается, совершает преступление или просто сходит с ума.

Ван Гог добавляет ещё несколько деталей, усиливающих гнетущее впечатление.

Ваза с пышными розовыми цветами смотрится несуразно в окружении целой батареи бутылок.

На столах полно недопитых бокалов и бутылок. Посетители давно ушли, но никто не торопится за ними убирать.

А мужчина в светлом костюме смотрит прямо на зрителя. Вообще-то в приличном обществе не принято смотреть в упор. Но в таком заведении видимо это уместно.

***

Не могу не упомянуть об одном факте из жизни «Ночного кафе». Когда-то этот шедевр принадлежал … России.

Его приобрёл коллекционер Иван Морозов. Он любил работы Ван Гога, поэтому несколько шедевров до сих пор хранятся в Пушкинском музее и Эрмитаже.

Ван Гог красные виноградники

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. Пушкинский музей (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Но «Ночному кафе» не повезло. Советское правительство продало картину в конце 1920-х годов американскому коллеционеру. Увы и ах.

О других шедеврах мастера читайте в статье «Картины Ван Гога. 5 шедевров гениального мастера».

Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Ночное (картина Куинджи) — Википедия РУ

На холме над рекой пасутся лошади. Ярко освещённая луной лента реки уходит вдаль, окружённая бескрайними просторами равнин. В окончательной версии картины силуэты и расположение лошадей были изменены — по-видимому, в целях достижения большей выразительности и «ритмичности линейных очертаний»[3].

Картина «Ночное», считающаяся неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни, и она рассматривается как своеобразное завещание художника[4] — в некотором смысле, его прощальное произведение[5].

Писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал[6]:

«  Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа... Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство»... » 

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи, обсуждая картины позднего периода творчества художника[4]:

«  Пожалуй, особенно замечательна среди них картина «Ночное» (1905—1908, ГРМ), воспринимаемая сегодня как завещание художника. С неповторимой, присущей только ему чуткостью запечатлел в ней художник таинство предутреннего нарастания света в степных просторах, на берегу покойной широкой реки, где тихо пасётся, ожидая рассвета, табун лошадей. » 

http-wikipediya.ru

Ночное (картина Куинджи) Википедия

«Ночное» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1905—1908 годах. Картина является частью собрания Государственного Русского музея ( Ж-4196). Размер картины — 107 × 169 см[1][2].

Описание

На холме над рекой пасутся лошади. Ярко освещённая луной лента реки уходит вдаль, окружённая бескрайними просторами равнин. В окончательной версии картины силуэты и расположение лошадей были изменены — по-видимому, в целях достижения большей выразительности и «ритмичности линейных очертаний»[3].

Картина «Ночное», считающаяся неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни, и она рассматривается как своеобразное завещание художника[4] — в некотором смысле, его прощальное произведение[5].

Отзывы

Писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал[6]:

« Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа... Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство»... »

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи, обсуждая картины позднего периода творчества художника[4]:

« Пожалуй, особенно замечательна среди них картина «Ночное» (1905—1908, ГРМ), воспринимаемая сегодня как завещание художника. С неповторимой, присущей только ему чуткостью запечатлел в ней художник таинство предутреннего нарастания света в степных просторах, на берегу покойной широкой реки, где тихо пасётся, ожидая рассвета, табун лошадей. »

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Картина «Ночной кошмар» — Artrue

Дата создания: 1781 год.Автор: Фюссли (1741–1825).Тип: холст, масло.Жанр: сюжетная живопись.Расположение: Детройтский институт искусств.

Ночной кошмар. Фюссли.Ночной кошмар. Фюссли.

Ночной кошмар

Один из самых передовых художников своего времени — Иоганн Генрих Фюссли, уроженец Швейцарии, сын портретиста Иоганна Каспара Фюссли (1707–1782).

Под влиянием отца, а также президента королевской академии искусств Джошуа Рейнольдса Фюссли занялся живописью. В 1770 году живописец отправляется в Италию. Изучение фресок и картин Микеланджело сильно повлияло на дальнейшее творчество художника. Также на работы живописца повлияли фигуры из мира литературы, например, Шекспир.

Фюссли был назначен профессором живописи в Королевской академии и стал одним из лучших английских художников XVIII века.

Как и у современника Уильяма Блейка (1757–1827), сила Фюссли как художника заключается в яркости образов. Подтверждением является картина «Кошмар» (1781) — самый необычный шедевр мастера.

Фюссли заново открыли экспрессионисты и сюрреалисты XX века, восхищавшиеся его творчеством.

Анализ работы

Картина, созданная вскоре после возвращения художника из Италии, впервые была показана публике в 1782 году, на ежегодной выставке в академии. Ее мгновенный и шумный успех способствовал тому, что Фюссли завоевал репутацию творчески талантливого лондонского художника. После необычайной популярности своего первого полотна художник создает три другие картины

Другая версия "кошмара"Другая версия "кошмара" Другая версия работы

Картина изображает спящую женщину, беспомощно расположившуюся на краю своей постели. Ее «кошмар» — обезьяноподобный инкуб, сидящий на теле несчастной женщины. Изображение лошади иллюстрирует скрытый смысл картины: английское название «Nightmare», переводящееся как «Кошмар», создает сложный каламбур с переводом «Night mare» — «Ночная кобыла». Помимо этого лингвисты выяснили, что название полотна также отсылает нас к инкубу, вероятно, тому самому монстру на кровати.

Тем не менее, точный смысл и скрытая символика образов остаются неясными. Также без ответов остаются вопросы о том, почему женщина лежит в столь беспомощной позе и есть ли сексуальный подтекст в расположении фигур на картине.

Некоторые искусствоведы считают, что картина была вдохновлена германскими легендами о демонах, которые приходят в ночное время в образах лошадей, ведьм и так далее. Другие историки полагают, что ночной кошмар иллюстрирует безответную любовь художника к Анне Ландхольд — женщине, которую художник встретил во время путешествия по Европе. Данная версия подкрепляется тем, что на обратной стороне холста найден незавершенный портрет женщины (предположительно, возлюбленной художника).

Ночной кошмар. Фрагмент.Ночной кошмар. Фрагмент. Фрагмент «ночного кошмара»

Стиль и влияние

Если цветовая палитра напоминает венецианских мастеров, то сюжет картины, необычно яркая смесь ужаса, сексуальности и сюрреализма полностью принадлежит Фюссли. Стоит также отметить, что английский романтизм охотно использовал подобные темы, связанные с таинственным и сверхъестественным.

artrue.ru

Ночное (картина Куинджи) — википедия фото

На холме над рекой пасутся лошади. Ярко освещённая луной лента реки уходит вдаль, окружённая бескрайними просторами равнин. В окончательной версии картины силуэты и расположение лошадей были изменены — по-видимому, в целях достижения большей выразительности и «ритмичности линейных очертаний»[3].

Картина «Ночное», считающаяся неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни, и она рассматривается как своеобразное завещание художника[4] — в некотором смысле, его прощальное произведение[5].

Писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал[6]:

«  Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа... Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство»... » 

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи, обсуждая картины позднего периода творчества художника[4]:

«  Пожалуй, особенно замечательна среди них картина «Ночное» (1905—1908, ГРМ), воспринимаемая сегодня как завещание художника. С неповторимой, присущей только ему чуткостью запечатлел в ней художник таинство предутреннего нарастания света в степных просторах, на берегу покойной широкой реки, где тихо пасётся, ожидая рассвета, табун лошадей. » 

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта