Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Киттельсен теодор картины


Теодор Киттельсен. Ужас в темноте

Каждый из нас в детстве испытывал страх. Кто-то боялся ночных монстров или мышей, чего-то грызущих прямо у твоего уха за стенами старого деревянного дома у бабушки в деревне. Обладатели более богатого воображения ночью в холодном поту всматривались в чудовище с огромными руками-когтями, свисавшего с потолка, но утром превращавшегося в обычную люстру. А гуляя вечером вдоль реки, многие «видели», как из ее глубины смотрит ужасный водяной. Но стоило подойти поближе - и чудище сразу становилось обычной старой рыболовной сетью.

Но из-под кисти одного норвежского художника вышли буквально все ваши ночные кошмары. И после просмотра его работ ходить ночью на кухню за водой бывает так же страшно, как в далеком детстве. Этим «маэстро ужаса» и по сей день остается Теодор Северин Киттельсен (Theodor Severin Kittelsen, 1857-1914). Он родился в крошечном норвежском городке Крагерё.

 

У Норвегии достаточно богатая мифология, не менее запутанная и интересная, чем русская или румынская. Конечно, Теодор в детстве слушал истории о троллях и духах, которые уже в раннем возрасте сложились в голове мальчика в своеобразную основу для его будущих картин.

Фундаментом личности художника стали окружение и эпоха. А родился Теодор в семье купца и был вторым ребенком из восьми. После смерти отца на его плечи легла обязанность содержать многочисленное семейство. Он даже ездил в Кристианию (так раньше называлась столица Норвегии), где подрабатывал учеником маляра.

Чуть позже Теодор попал под покровительство крупного мецената и любителя искусства Дидриха Мария Ола (Diderich Maria Aall), который помог будущему мастеру поступить в школу искусств в Кристиании. Ол оплатил обучение не только в этом заведении, но и в школе в Мюнхене.

Первой серьезной работой Киттельсена был заказ на иллюстрации к трёхтомному изданию норвежских народных сказок. Его он выполнял вместе с немецкими художниками Эриком Вереншёллем и Отто Синдингом.

Теодор много путешествовал. Но в 1887 году он вернулся в Норвегию. Тоска по родным краям взяла свое. Художник получил работу смотрителя маяка на острове Скомвар.

Именно местная природа вдохновила его на ряд работ, которые в дальнейшем превратятся в настоящие серии и будут изданы отдельными книгами. Текст к ним также будет написан самим художником. Именно на старом маяке из-под его кисти и пера выйдут такие работы как «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten) и «Колдовство» (Troldskab).

Но главная работа, по которой и вспоминают Киттельсена, «Чёрная смерть», на норвежском именуемая Svartedauen. Как видно из названия, знаменитая работа посвящена эпидемии чумы, которая в середине XIV века унесла миллионы жизней, опустошив Норвегию.

 

Работы из этой книги поистине ужасают. Глядя на иллюстрации, невольно чувствуешь, что по спине пробегают мурашки, хочется зажмуриться, потому что кажется - мыши с картины «Мышиный город» вот-вот побегут по тебе. А иллюстрация «Чума на ступенях» надолго отбивает желание даже мимоходом взглянуть в люки или лестничные пролеты.

Но излюбленной темой автора были тролли. Конечно, в интерпретации Киттельсена они – отнюдь не милые домовые с детских картинок и не красочные поющие ребята из мультиков. Это ужасные монстры, притаившиеся в подворотнях ночного селения и ждущие, когда ты оступишься или завернешь куда-то не туда.

Теодор Киттельсен по сей день остается одним из самых узнаваемых художников Норвегии. Его картины наполнены страхом, который перемешивается с ощущением абсолютного и неотвратимого зла. Если вы хоть раз видели его работы — будьте уверены, что образы монстров не раз явятся вам в самых ужасных ночных кошмарах. А проходя ночью мимо озера или большой лужи, на всякий случай обернитесь — возможно, к вам уже тянется холодная, зеленая и о-о-очень страшная рука водяного.

artifex.ru

Теодор Северин Киттельсен - норвежский художник

self portrait  Теодор Северин Киттельсен родился 27 апреля 1857 года в маленьком прибрежном городке Крагерё (Kragerø) на юге Норвегии. Семья Киттельсенов была купеческой, и Теодор был вторым из восьми детей. С ранних лет мальчик увлёкся рисованием и мечтал сделаться художником или скульптором.Ekko 1888    Отец Киттельсена Юханнес умер, когда Теодору было 11 лет, и с его смертью материальное положение семьи резко ухудшилось. По этой причине Теодору рано пришлось зарабатывать на жизнь — он начал работать помощником часовщика в Крагерё. Уже тогда его рисунки вызывали интерес и восхищение земляков. Среди них нашлись те, кто подговорил Теодора отправиться в Кристианию — тогдашнюю столицу Норвегии — и помог ему деньгами на поездку. Там Киттельсен поработал учеником маляра, но работа оказалась слишком тяжёлой и совсем не той, которой он ожидал, и Теодор уехал обратно домой, решив стать моряком. Бродя по берегу, он с надеждой засматривался на пароходы, но больше его взгляд привлекала красота природы родных мест, к которой он с детских лет чувствовал особую привязанность. И вот в один прекрасный день Киттельсен окончательно решил во что бы то ни стало сделаться художником.   Однако сначала ему опять пришлось поработать учеником часовщика — на сей раз в городе Арендале. Его хозяин, немец по фамилии Штейн, хорошо относился к ученику и говорил, что из него никогда не выйдет часовщика, но может выйти художник. Он даже попросил у Теодора его рисунки, и однажды торжественно сообщил мальчику: на его художества обратил внимание Дидрих Мария Ол — человек состоятельный и знавший толк в искусстве. Он пригласил Киттельсена к себе домой, долго беседовал с ним, повторяя, что путь художника — один из самых трудных, и, убедившись в непреклонности намерений юноши, объявил, что Теодор может отправляться в школу искусств в Кристианию. О плате за его обучение Ол уже позаботился.Soria Moria   В Кристиании Киттельсен становится учеником в художественной школе Вильхельма фон Ханно, одновременно посещая занятия в классе Юлиуса Миддельтуна.   После двухлетнего обучения у фон Ханно Ол предоставил Киттельсену финансовую поддержку, чтобы тот смог продолжить обучение в Мюнхене. Первые два или три года он учился и работал, а в свободное время посещал местные таверны, живя весёлой студенческой жизнью в обществе земляков — Эрика Вереншёлля, Герхарда Мюнте и других. Но после трёх лет обучения начались трудные времена — с того момента, когда Ол больше не мог оказывать финансовую поддержку своему протеже. Киттельсен жил скудными доходами от своих картин и рисунков, обходился самыми дешёвыми продуктами и погряз в долгах. Тем не менее, в Мюнхене он создаёт свои первые значительные работы, в частности, картину «Стачка» (Streik, 1879), выполненную в критико-реалистической манере и не имеющую почти ничего общего со зрелым творчеством художника. В то же время, Киттельсен осознаёт себя скорее как иллюстратор, нежели чем автор больших полотен. Уже в первый период пребывания в Мюнхене он увлекается такими жанрами, как карикатура и анималистика, тем самым прокладывая дорогу к зрелому творчеству.Huldra forsvant   Далее Киттельсена ждало возвращение на родину, где он прожил два года, отслужил воинскую повинность, после чего, получив стипендию, отправился в Париж. Культурная столица Европы встретила художника очень неприветливо, и он в 1883 году вновь оказывается в Мюнхене. Киттельсен работает не покладая рук, и его рисунки пользуются успехом, но нужда не оставляет художника.Hakkespett,(Woodpecker)   Оказавшись в сложном материальном положении, он всё сильнее ощущает тоску по родине, по норвежской природе. Киттельсен писал: «Мне более всего по душе таинственное, сказочное и величественное в нашей природе, и если я не смогу впредь совмещать свою работу с разумным изучением природы, я боюсь, что невольно отупею в своих чувствах. Мне становится всё более и более ясно, что я должен делать, у меня всё больше и больше идей — но я должен вернуться домой, иначе из этого ничего не выйдет».   В 1887 году с помощью норвежских друзей он возвращается на родину, теперь уже навсегда. В родном городе он поселяется у сестры и её мужа, которые держат стекольный магазин, но вскоре он закрывается, и зятю художника предлагают работу смотрителем маяка на Лофотенах. Киттельсен вместе с ними едет туда. Два года, проведённые на острове Скомвар, оказываются очень плодотворными для художника. Впечатления от местной природы захватили его с головой. Он создаёт несколько серий рисунков, которые впоследствии выходят отдельными книгами: «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) и «Колдовство» (Troldskab, 1892). Это были первые книги, целиком созданные Киттельсеном. Помимо рисунков, он публикует в них тексты, обнаруживая незаурядный писательский талант.

   Рисунок морского тролля, несомненно, был одним из первых, навеянных пейзажами Нурланна — северо-восточной части Норвегии. Встреча с троллем — сюжет многих норвежских историй, одна из них послужила тематикой картины Киттельсена. Это история о Йохане Перса и Элиасе Нильса, об их встрече с морским троллем. В конце истории Элиас нашел на одной из шхер огромный камень и в гневе сбросил его в море, и тут: «Едва он упал в воду, как стал стремительно увеличиваться, он рос и рос и вскоре из морской пучины поднялось ужасное чудовище, которое раскрыло свои огромные челюсти, настолько огромные, как открытый гроб, и прорычало: «Ну-ка, попробуй плюнуть мне в лицо еще раз, Элиас, но позволь мне сказать тебе…». Другие рисунки из книги «Колдовство» посвящены персонажам норвежского фольклора и народных преданий.Kvitebjørn-Kong-Valemon-1912   В 1889 году в жизни художника происходит поворотное событие: он встречает девушку по имени Инга Кристине Дал. Родом из города Дрёбака, она была на десять лет младше Теодора — что вовсе не помешало им полюбить друг друга и пожениться спустя пару месяцев после знакомства. Их скорый брак оказался счастливым, и у них родились девять детей. Прокормить такое большое семейство было очень нелегко, особенно художнику. Несмотря на постоянные материальные трудности, Инга до конца жизни была опорой семье и поддержкой своему мужу, помогая ему как по дому, так и в организации выставок.    Семейство Киттельсенов неоднократно переезжало, живя в разных уголках Норвегии. Самым долгим и счастливым было пребывание в имении Лаувлиа в провинции Сигдал. Здесь они обрели свой дом, обставив и украсив его так, что каждому было ясно: здесь живут люди творческие. Киттельсен, помимо таланта живописца, оказался также искусным резчиком по дереву — стоит только взглянуть на шкафчики и стулья, украшенные причудливыми изображениями троллей и древних королей, чтобы это понять.Skogtroll-1906-forest-troll   В 1890-е гг. Киттельсен выпускает целый ряд книг, самой значительной из которых считается «Чёрная Смерть» (Svartedauen). В ней художник воспроизвёл самый драматичный период истории страны, когда под угрозой оказалось само существование норвежцев как нации.   Образ главной героини — самой Чумы, с метлой и граблями опустошающей города и сёла — был навеян не только фольклором, но и реальными обстоятельствами жизни Киттельсена. В первые месяцы после женитьбы они с Ингой жили в доме в Скатей, недалеко от тех мест, где родился художник. Там им повстречалась старуха, столь же безобразная внешне, сколь и мерзкая по характеру. В округе её так и звали «Чума». В «Книге забвения» (Glemmebogen) он пишет: «Она была маленькая и сгорбленная, лицо её было зеленовато-жёлтое с чёрными пятнами. Глаза её смотрели искоса, тёмные и беспокойные, глазницы глубоко вдавались в череп. Время от времени странный, зловещий свет вспыхивал в них, и они начинали быстро сверкать сразу во все стороны, так что было невозможно поймать её взгляд. Голова ее тряслась вверх-вниз, рот рывками двигался при разговоре — остро, ожесточённо. Она была хуже, чем сама чума, подумалось мне, и я взял её имя, чтобы назвать им Чёрную Смерть».Noekken   Прошло много времени, прежде чем идея целиком оформилась в сознании Киттельсена. В письме из Витстена, где художник тогда жил, он пишет: «Между нами, «Чёрная Смерть» доставляет мне множество хлопот. Боже мой, до чего же трудный предмет для рисования!»Dragon awakens   «Чёрная Смерть» — это пятнадцать поэм с иллюстрациями, в большинстве своём целиком созданные самим Киттельсеном. Самые потрясающие из них — «Чума идёт», «Осенний вечер», в которых он достиг при удивительной стилистической простоте потрясающего эффекта восприятия. «Чума на cтупенях» — кульминация «Чёрной Смерти», где странная, головокружительная перспектива рисунка необычайно усиливают исходящее от него ощущение ужаса. И в плане темы, и в манере исполнения этот рисунок занимает особенное место во всём творчестве Киттельсена.   Из других книг Киттельсена следует отметить цикл «Есть ли душа у животных?» (Har Dyrene Sjæl?, 1893-94), продолжающий сатирическую линию в творчестве художника. Жабы, лягушки, птицы, насекомые изображены здесь в ситуациях, весьма характерных для человеческой жизни: праздники, пирушки, сватовства, детские игры — и сами служат гротескными иллюстрациями свойств и типов человеческого характера.Gutt på hvit hest   Цикл «Тиририль Тове» (Tirilil Tove) погружает нас в мир природных таинств. Зоркий глаз художника, всматриваясь в, казалось бы, обыкновенные пни, деревья и корни, видит в них пугающие и завораживающие образы лесных и горных обитателей. Грань между реальным и фантастическим практически невидима.Det rusler og tusler rasler og tasler   Книга «Люди и тролли, воспоминания и грёзы. Автобиография» (Folk og Trold, minder og drømme. Selvbiografi, 1911) повествует о жизни Киттельсена, рассказанной им самим — начиная с детских лет и заканчивая годами зрелости. Помимо увлекательного повествования, книга включает множество рисунков, в том числе детских и юношеских.    В 1908 году за свою деятельность художник был награждён рыцарским орденом Святого Олава — высшей государственной наградой Норвегии. Несмотря на успех и признание, Киттельсен по-прежнему испытывает материальные трудности, и последние годы его жизни оказываются безрадостными. В 1910 году местный банк отказал семейству Киттельсенов в поддержке, и они с болью в сердце вынуждены были продать свой дом в Лаувлиа — дом, где каждая половица была пропитана их духом, духом искусства. Последние годы художник и его семья жили сначала в пригороде Осло, а затем в местечке Йелойа (Мосс). Несмотря на одолевавшую его болезнь и тяжкое сознание того, что он не в силах прокормить свою семью, Киттельсен работал до последних дней.http://www.kittelsen.ru/bio/language/ru/Up in the Hills a Clarion Call rings out

art.mirtesen.ru

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас» — Look At Me

Теодор Северин Киттельсен (норв. Theodor Severin Kittelsen, 27 апреля 1857 года – 21 января 1914 года) — норвежский художник, график и иллюстратор, знаменитый своими пейзажами и рисунками на мифологические сюжеты, в первую очередь изображениями троллей.

Киттельсен родился в маленьком городке Крагерё (Kragerø) в семье купца, вторым из восьми детей. С детского возраста он начал рисовать. Поскольку отец рано умер, Киттельсен с раннего возраста был вынужден работать. В том числе он на короткое время ездил в столицу Норвегии Кристианию работать учеником маляра.

Когда Киттельсен работал учеником часовщика, его хозяин познакомил Киттельсена с состоятельным меценатом и любителем искусства Дидрихом Марией Олом (Diderich Maria Aall), который помог ему поступить в школу искусств в Кристиании и оплатил обучение. Киттельсен учился в Кристиании два года, после чего отправился в Мюнхен, чтобы продолжить обучение, снова за счёт Ола.

Через три года у Киттельсена начались финансовые затруднения, так как Ол больше не мог его обеспечивать. Картины приносили мало денег. В результате он вынужден был вернуться в Норвегию. Тогда же Киттельсен отслужил в армии. После армии благодаря стипендии он на короткое время смог поехать в Париж, а затем снова в Мюнхен. В 1883 году Киттельсен совместно с немецкими художниками Эриком Вереншёллем и Отто Синдингом получил заказ на иллюстрации к трёхтомному изданию норвежских народных сказок.

Поскольку Киттельсен сильно тосковал по родине, в 1887 году он вернулся в Норвегию и больше её не покидал. Он получил работу смотрителя маяка на острове Скомвар (Лофотенские острова). Местная природа вдохновила его на создание нескольких серий рисунков, которые были изданы отдельными книгами (тексты написал также Киттельсен): «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) и «Колдовство» (Troldskab, 1892).

В 1889 году Киттельсен познакомился с девушкой по имени Инга Кристине Дал, которая была на десять лет моложе его. Очень скоро они поженились.

В середине 1890-х годов Киттельсен создал свою самую знаменитую книгу — «Чёрная смерть» (норв. Svartedauen). Книга была посвящена эпидемии чумы, которая прошла по всей Европе в середине XIV века и стала причиной смерти миллионов человек, в том числе опустошив Норвегию.

В 1908 году Киттельсен был награждён Орденом Святого Олафа — высшей наградой Норвегии. В 1911 году он написал автобиографию «Люди и тролли, воспоминания и грёзы. Автобиография» (Folk og Trold, minder og drømme).

Работы на первый взгляд могут показаться скучными и не интересными, но содержание "непрозрачное" и пугающее, как в детских сказках.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 1.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 2.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 3.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 4.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 5.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 6.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 7.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 9.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 10.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 11.

Теодор Киттельсен «Ненагруженный ужас». Изображение № 12.

www.lookatme.ru

Норвежский художник Теодор Киттельсен: биография, картины, иллюстрации

Теодор Северин Киттельсен / Theodor Severin Kittelsen

(27 апреля 1857 года – 21 января 1914 года)

Известный норвежский художник, иллюстратор и график. Прославился написанием пейзажей и рисунками на мифологические сюжеты, в частности изображениями троллей.

Биография

Теодор Северин родился в семье купца в небольшом прибрежном городке Крагерё (Kragerø). Он был вторым ребенком из восьми. Увлечение рисованием проявилось у ребенка уже в раннем детстве. Уже тогда он мечтал стать художником или скульптором.

Ранняя смерть отца вынудила одиннадцатилетнего мальчика рано начать работать. Он был помощником маляра и на непродолжительное время ездил в столицу, которая тогда называлась Христианией. Кроме того он помогал часовщику, который его свел с известным в те времена меценатом и ценителем искусства Дидрихом Марией Олом (Diderich Maria Aall). Уже в это время работы юного художника ценились земляками.

Покровитель помог Киттельсену начать обучение в столичной художественной школе Вильхельма фон Ханно, оплатив его обучение и убедившись в серьезности его намерений. Параллельно юноша брал уроки у Юлиуса Миддельтуна. Через два года благодаря своему таланту и финансовой помощи всё того же мецената Киттельсен поехал в Мюнхен для дальнейшей стажировки.

На этом везение начинающего художника закончилось. Его картины не приносили достаточного дохода, покровитель больше не смог его поддерживать материально. Это вынудило молодого человека вернуться на родину и поступить на прохождение воинской обязанности.

Отслужив в армии, Киттельсен смог добиться стипендии, которая позволила ему отправиться в Париж, хоть и не надолго. После Франции он снова поехал в Германию, в полюбившийся уже Мюнхен. Там в 1883 году он получает заказ на иллюстрации норвежских народных сказок в трех томах, за который принимается совместно с коллегами Эриком Вереншёллем и Отто Синдингом.

Через четыре года Киттельсен возвращается в Норвегию, на сей раз навсегда. Причину такого поступка объясняет сам художник: «Мне более всего по душе таинственное, сказочное и величественное в нашей природе, и если я не смогу впредь совмещать свою работу с разумным изучением природы, я боюсь, что невольно отупею в своих чувствах. Мне становится всё более и более ясно, что я должен делать, у меня всё больше и больше идей — но я должен вернуться домой, иначе из этого ничего не выйдет».

На родине он непродолжительное время работает в стеколном магазинчике своей сестры, а после его разорения устраивается смотрителем маяка на одном из островов Лофотенского архипелага — Скомвар. 

Творчество художника

В мюнхенский период была написана одна из первых серьезных работ норвежца — «Стачка» (Streik, 1879), выполненная в критико-реалистической манере и не похожая на более позднее творчество художника. 

В то время Киттельсен видел себя больше иллюстратором, чем творца значительных полотен. В этот же период его увлекают карикатура и анималистика, предрекая его более зрелое творчество.

Уединенный образ жизни и специфическая природа Лофотенских островов сподвигли художника на серию рисунков, которые были выпущены отдельными изданиями с незаурядными авторскими текстами: «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) и «Колдовство» (Troldskab, 1892). Именно в этой серии художник впервые обращается к норвежскому фольклору и преданиям, в частности к тематике троллей. Встреча с этими сказочными существами — основа многих норвежских сказаний, не обошел их стороной и Теодор Киттельсен. 

В начале 20 века Киттельсен совершает путешествие в города Нутодден и Рьюкан, чтобы осмотреть недавно построенные промышленные и энергетические комплексы «Норск Гидро». Под впечатлением от этой поездки в 1907-1908 годах он создает пять акварельных картин «Сказки водопада», в которых преподносит историю строительства в форме сказки.

Творчество писателя

Самая известная книга Киттельсена вышла в середине 1890-х годов. «Чёрная смерть» (Svartedauen) описывала эпидемию чумы, захватившую Европу в 14 веке и унесшую жизни многих миллионов человек. Для Норвегии это был тяжкий период, когда само существование нации было под вопросом. Книга представляет собой сборник из 15 поэм, практически полностью проиллюстрированных самим автором.

Анималистическую тематику в творчестве писателя и художника Киттельсена венчает цикл произведений «Есть ли душа у животных?». Автор помещает различных животных  в типичные для людей ситуации и оценивает их сатирически.

Любовь Киттельсена к родной природе находит выражение также на страницах цикла «Тиририль Тове» (Tirilil Tove). Глазами пытливого наблюдателя читатель следит за тайной жизнью леса и гор, не замечая границы между реальным и фантастическим.

В 1911 году художник написал автобиографию «Люди и тролли, воспоминания и грёзы. Автобиография» (Folk og Trold, minder og drømme. Selvbiografi).

Личная жизнь

Со своей будущей женой художник познакомился в 1889 году. Инга Кристине Дал из Дрёбака была моложе его на 10 лет. Они поженились всего через пару месяцев после знакомства. Скорополительное решение оказалось верным — они прожили в счастливом браке, у них родилось 9 детей. Такую большую семью всегда было трудно прокормить, но несмотря на все невзгоды, Инга служила Теодору опорой, помогая не только в бытовых делах, но и с организацией выставок.

В поисках денег семейство часто переезжало, исколесив практически всю Норвегию. Настоящий семейный уют и покой им удалось обрести в имении Лаувлиа в провинции Сигдал. В обустройстве семейного гнездышко проявился еще один талант Теодора Киттельсен — резчика по дереву. Он вырезал на мебели изумительные фигурки троллей и других сказочных персонажей.

Однако вечная нужда, преследующая одного из самых любимых художников Норвегии, вынуждает семейство продать имение и осесть в местечке Йелойа (Мосс). Изо всех сил пытаясь прокормить семью и осознавая тщетность этих усилий, больной и старый Теодор Киттельсен продолжал работать до самых последних своих дней.

Признание

В 1908 году Киттельсен получил высшую норвежскую награду — Орден Святого Олафа.

Избранные иллюстрации Киттельсена

Избранные картины Киттельсена

nordic.space

СЕВЕРНЫЙ ГЕНИЙ - ТЕОДОР КИТТЕЛЬСЕН » Nibler.ru

Теодор Северин Киттельсен родился 27 апреля 1857 года в маленьком прибрежном городке Крагерё на юге Норвегии. Семья Киттельсенов была купеческой, и Теодор был вторым из восьми детей. С ранних лет мальчик увлёкся рисованием и мечтал сделаться художником или скульптором.

Отец Киттельсена Юханнес умер, когда Теодору было 11 лет, и с его смертью материальное положение семьи резко ухудшилось. По этой причине Теодору рано пришлось зарабатывать на жизнь — он начал работать помощником часовщика в Крагерё. Уже тогда его рисунки вызывали интерес и восхищение земляков.Позднее Теодор перебрался в Кристианию, тогдашняя столицу Норвегии, где работал учеником маляра.Тогда на его художества обратил внимание Дидрих Мария Ол — человек состоятельный и знавший толк в искусстве, который помог ему поступить в школу искусств в Кристиании и оплатил обучение. Киттельсен учился в Кристиании два года, после чего отправился в Мюнхен, чтобы продолжить обучение, снова за счёт Ола.

Через три года у Киттельсена начались финансовые затруднения, так как Ол больше не мог его обеспечивать. Картины приносили мало денег. В результате он вынужден был вернуться в Норвегию. Тогда же Киттельсен отслужил в армии. После армии благодаря стипендии он на короткое время смог поехать в Париж, а затем снова в Мюнхен.Поскольку Киттельсен сильно тосковал по родине, в 1887 году он вернулся в Норвегию и больше её не покидал. Он получил работу смотрителя маяка на острове Скомвар (Лофотенские острова). Местная природа вдохновила его на создание нескольких серий рисунков, которые были изданы отдельными книгами.Теодор Киттельсон больше известен не как художник, автор больших полотен, а как иллюстратор и график.В 1890-е гг. Киттельсен выпускает целый ряд книг, самой значительной из которых считается «Чёрная Смерть».Книга состоит из 15 стихов и 45 иллюстраций. В ней художник воспроизвёл самый драматичный период истории страны, время когда в Европе свирепствовала эпидемия чумы и практически каждый второй житель Норвегии пал ее жертвой.Главной героиней книги является чума, предстающая в образе старухи с граблями и метлой.Почему с метлой и граблями, а не косой? Это связано со средневековыми поверьями норвержцев — если старуха идет с метлой, то все население будет начисто выметено чумой, а если с граблями, то то кто-нибудь сумеет проскочить между зубьями и выжить.У чумы из книги существовал реальный прообраз.В первые месяцы после женитьбы они с Ингой(жена Теодора — Кэп спасибо XD) жили в доме в Скатей, недалеко от тех мест, где родился художник.Там им повстречалась старуха, столь же безобразная внешне, сколь и мерзкая по характеру. В округе её так и звали «Чума».Вот что сам художник писал про нее:Она была маленькая и сгорбленная, лицо её было зеленовато-жёлтое с чёрными пятнами. Глаза её смотрели искоса, тёмные и беспокойные, глазницы глубоко вдавались в череп. Время от времени странный, зловещий свет вспыхивал в них, и они начинали быстро сверкать сразу во все стороны, так что было невозможно поймать её взгляд. Голова ее тряслась вверх-вниз, рот рывками двигался при разговоре — остро, ожесточённо. Она была хуже, чем сама чума, подумалось мне, и я взял её имя, чтобы назвать им Чёрную Смерть.Некоторые другие работы художника:Ну вот так как-то

nibler.ru

Тот, кто подарил сказку. Теодор Киттельсен

В своих бродилках по интернету наткнулась на пейзажи и рисунки знаменитого норвежского художника Теодора Киттельсена.Прекрасная графика!Расчувствовалась настолько, что даже написался стишок, а стихи у меня пишутся только в минуты эмоциональной перегрузки.

На островах белёсого туманаВ болотной топи стекленеет муть.Беззвучие сочувственно обманет,Чтоб к тленному безмолвию толкнуть.

В предверии не жизни и не смертиВзвывает эхо дико в пустоту -Над страшною картиной круговерти,Нечистый призывает темноту.

Теодор Северин Киттельсен родился 27 апреля 1857 года в Крагерё в семье купца, вторым из восьми детей. Рисовал с детства. Отец рано умер,и Киттельсен пошёл работать. Сначала учеником маляра,потом учеником часовщика.Меценат Дидрих Мария Олом проплатил ему два года обучения в школе искусств в Кристиании и три года обучения в Мюнхене.Вернувшись в Норвегию Киттельсен отслужил в армии. После армии поехал в Париж,и снова в Мюнхен. В 1883 году Киттельсен совместно с немецкими художниками получил заказ на иллюстрации к трёхтомному изданию норвежских народных сказок. В 1887 году он вернулся в Норвегию. Получив работу смотрителя маяка на острове Скомвар (Лофотенские острова), он занялся любимым делом. В 1889 году Киттельсен женился на Инга Кристине Дал.Их брак был счастливым.У них родилось девять детей.В середине 1890-х годов Киттельсен создал свою самую знаменитую книгу — «Чёрная смерть» .Книга с рисунками была посвящена эпидемии чумы, которая прошла по всей Европе в середине XIV века.В 1908 году Киттельсен был награждён Орденом Святого Олафа — высшей наградой Норвегии.В последние годы жизни художник получал национальную пенсию, а жил с семьёй на живописном острове Йелёй, недалеко от дома другого знаменитого норвежского художника, Эдварда Мунка.Умер 21 января 1914 года от болезни.

А ВОТ ТАКИЕ РАССКАЗИКИ ХУДОЖНИК ПИСАЛ К СВОИ РИСУНКАМ:"Это же лесной тролль! В его единственном глазу были для нас страх и ужас, золото и богатство — всё то, чего жаждала наша детская душа.

Мы хотели бояться — но мы хотели и противостоять этому страху! Такие маленькие, мы мечтали подразнить тролля, догнать его и украсть его золото. Но больше всего мы хотели заполучить его светящийся глаз. Подумать только! У такого ужасного тролля — такой чудесный глаз!

Он светился и переливался, как ясный день посреди тёмной ночи. То, чего ты раньше не замечал, о чём даже и не думал, отражалось в нём и становилось прекрасным. Лесной ручей струился с серебряным журчанием, сосна расцветала красноватыми шишками, даже неприметный мох на скале сверкал, будто россыпь драгоценных камней, и хотелось упасть и прижаться к нему, как к материнской груди.

— Мы любим тебя, глухой, тёмный лес, таким, какой ты есть, — сильным и мрачным. Ты наша любимая книжка с картинками: вот белка грызёт шишку, синица выглядывает из сосновых веток, медведь ревёт в рощице. И лесной тролль идёт, тяжело ступая и держа голову высоко над верхушками деревьев: «Бу, бу!»"

krapan-5.livejournal.com

Киттельсен, Теодор — WiKi

Киттельсен родился в маленьком городке Крагерё (Kragerø) в семье купца, вторым из восьми детей. С детского возраста он начал рисовать. Поскольку отец рано умер, Киттельсен с раннего возраста был вынужден работать. В том числе он на короткое время ездил в столицу Норвегии Кристианию работать учеником маляра.

Когда Киттельсен работал учеником часовщика, его хозяин познакомил Киттельсена с состоятельным меценатом и любителем искусства Дидрихом Марией Олом (Diderich Maria Aall), который помог ему поступить в школу искусств в Кристиании и оплатил обучение. Киттельсен учился в Кристиании два года, после чего отправился в Мюнхен, чтобы продолжить обучение, снова за счёт Ола.

Через три года у Киттельсена начались финансовые затруднения, так как Ол больше не мог его обеспечивать. Картины приносили мало денег. В результате он вынужден был вернуться в Норвегию. Тогда же Киттельсен отслужил в армии. После армии благодаря стипендии он на короткое время смог поехать в Париж, а затем снова в Мюнхен. В 1883 году Киттельсен совместно с немецкими художниками Эриком Вереншёллем и Отто Синдингом получил заказ на иллюстрации к трёхтомному изданию норвежских народных сказок.

Поскольку Киттельсен сильно тосковал по родине, в 1887 году он вернулся в Норвегию и больше её не покидал. Он получил работу смотрителя маяка на острове Скомвар (Лофотенские острова). Местная природа вдохновила его на создание нескольких серий рисунков, которые были изданы отдельными книгами (тексты написал также Киттельсен): «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) и «Колдовство» (Troldskab, 1892).

В 1889 году Киттельсен познакомился с девушкой по имени Инга Кристине Дал, которая была на десять лет моложе его. Очень скоро они поженились.

В середине 1890-х годов Киттельсен создал свою самую знаменитую книгу — «Чёрная смерть» (норв. Svartedauen). Книга была посвящена эпидемии чумы, которая прошла по всей Европе в середине XIV века и стала причиной смерти миллионов человек, в том числе опустошив Норвегию.

Осенью 1907 года Киттельсен осуществляет поездку в города Нутодден и Рьюкан для осмотра выдающихся промышленных и энергетических новостроек компании «Норск Гидро», после которой в течение конца 1907-го и начале 1908 года пишет серию картин «Сказки водопада» — пять больших акварелей, в сказочной форме рассказывающих историю этого строительства.

В 1908 году Киттельсен был награждён Орденом Святого Олафа — высшей наградой Норвегии. В 1911 году он написал автобиографию «Люди и тролли, воспоминания и грёзы. Автобиография» (Folk og Trold, minder og drømme. Selvbiografi).

ru-wiki.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта