Пигмалион и Галатея (картина Жерома). Картины жерома
Жером, Жан-Леон. Жером, Жан-Леон. Все картины художника
МЫ ЖИЛИ В ЕГИПТЕ1Сады из надписей сияютЛазурью, киноварью, охрой.Сознанье мало изменяют.Вот раб глядится рыбой дохлой.
Ну да – рабы какие люди?У пирамиды масса тел.А что за жидкость в том сосуде?Ты от жары густой вспотел.
Вельмож почти безмерна власть.А колоссальные доходыДают иллюзию свободы.Страшит ли крокодилья пасть?
Жрецы хранят все тайны отНепосвящённых…Или – худо.Однако, с ощущеньем чудаПоэт живёт.
2Тащат блоки тощие рабы,Громоздят усердно пирамиды –В жёстких лапах собственной судьбыНе рассмотришь солнечные виды.
Плодородный Нил всегда течёт.Крокодил стал божеством жестоким.
Лабиринт, конечно, не пройдётЧеловек случайный, одинокий.
Есть гармония великих городов,Виноградников, вино сулящих.В сумме быстромчащихся годовТайну жизни всё-таки обрящем.
3Из камня – изваянья.В них лишь покой, в них нет дерзанья.
Велик могучий пантеон –И государству нужен он.
И колесницы полетят терзатьВрагов опять.
4Десятник хлещет иудея.Лук с хлебом, пиво на обед.Как стержень нам важна идея.Детали сложатся в сюжет.И камни открывают силу,Раз мозг упорен, как стрела,Что цель найдёт, как перспективу,Верша неправые дела.
5Нет сладости сильнее винограда,И нет цветов красивее левкоев.Писец – он не выходит из покоев,От свитка не отводит долго взгляда.Вода вина прозрачнее. ЗаконыСудьбы неведомы. Бессмертны фараоны.Династии идут как будто волны.А жизнь заложница безвестной воли.
6У нас теперь бессчётно сумасшедших –Идёт бродяга, бормоча под нос.Мы знаем – смерть есть дар метаморфоз.А жизнь составлена из дней прошедших.
Но дельта Нила обещает райЗемной, раз плодородной будет почва.За годы и века постигли то чтоЛюбая вера уведёт за край…
Кто ловко бальзамирует тела,Тот знает силу соли и растворов.Купцы богаты – тёмные дела! А записи для неучёных взоров
Как сыпь песка…В пустыне ярок свет,И сам Озирис на дела людей взирает, -Так мыслит фараон в пространстве лет,Какое тьма всемерно поглощает.
7Число определит судьбу.Узнает дерево резьбу.Ладья узнает нежность вод –Всё происходит в свой черёд.
Судья земной суров и строг.А на весы взирает бог.Немотен Сфинкс. И тяжелоПознать всеобщее числа –И ритм его расшифровать.Коль ночь идёт – то надо спать.
gallerix.ru
Жером Жан-Леон картины художника
Талант и мастерство Жерома были оценены достаточно высоко. В 1865 году живописец был избран членом Французского института искусств. В 1867 художник был удостоен звания Ордена Почетного легиона. В 1869 году избран членом Королевской Академии художеств Великобритании. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жерома заметно ослабевает, так что за последние десятилетия девятнадцатого века указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: "Фридрих Великий" (1874), "Серое преосвященство" (1874) и "Мусульманский монах у дверей мечети" (1876).
Женщины встамбульской бане Анакреон, заставляющийплясать Бахуса и АмураВо всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных Жеромом при неоднократном посещении Египта и Палестины; напротив того, в картинах живописца классической древности мы видим не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров. При написании статьи использованы материалы Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
smallbay.ru
Жером Жан-Леон картины и биография Картины биография Gerome Jean-Leon
Жером Жан-Леон (Gerome Jean-Leon) (1824—1904), французский живописец и скульптор, прославившийся колоритными картинами весьма разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Жан-Леон Жером родился 11 мая 1824 года в семье ювелира в городе Везул департамента Верхней Соны. Начальное художественное образование Жером получил в родном городе. В 1841 году приехав в Париж, поступил в ученики к Полю Деларошу, вместе с которым посетил Италию в 1844 году, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Автопортрет художника, 1886Художественный музей, Абердин Невольничий рынок, 1870-еИнститут искусств, Уильямстаун Бассейн в гареме, 1876Эрмитаж, Санкт-Петербург Продажа рабынь в Риме, 1884Государственный Эрмитаж Дуэль после маскарада, 1857Эрмитаж, Санкт-ПетербургПервое произведение Жан-Леона Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: "Молодые греки во время петушиного боя" (Люксембургский музей). За этим полотном последовали картины: "Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура" (1848) и "Греческий лупанар" (1851) — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца.
А именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность. Похожая двусмысленная картина Жана Леона Жерома появилась в салоне 1853 года под невинным названием "Идиллия". Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых "неогреков".
Башибузук Темнокожий бард Нимфа и игривые путти Амур усмиряет хищниковИсполненная художником в 1855 году картина "Век Августа", с фигурами в натуральную величину, может быть рассматриваема только как неудачная экскурсия его в область исторической живописи в строгом смысле слова. Несравненно больший успех имела картина "Русские солдаты-песельники" — сцена, написанная по этюдам, сделанным во время путешествия Жерома в 1854 году по России. Также замечательны другие картины художника: высоко драматическая "Дуэль после маскарада" (1857, в собрании живописи герцога Омальского и Эрмитаже) и появившаяся после поездки художника на берега Нила "Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне" (1861).
Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин: "Убийство Цезаря", "Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу", "Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия", "Фрина перед Ареопагом" (1861), "Авгуры", "Клеопатра у Цезаря" и некоторых других полотен.
Торговец оружием Укротитель змей В пустыне Кафе в КаиреУсилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим, картины: "Перевоз пленника по Нилу" (1863), "Турецкий мясник в Иерусалиме", "Алмея", "Рабочие на молитве" (1865), "Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев" (1866) и "Арнауты, играющие в шахматы" (1867).
Порой живописец брался также за темы из французской истории, каковы, например, "Людовик XIV и Мольер" (1863), "Прием сиамского посольства Наполеоном III и императрицей Евгенией в Фонтенбло" (1865) и "7 декабря 1815 года" (смерть маршала Макдональда).
Наблюдательность художника и талант Жан-Леона Жерома нельзя не заметить в изображении мелких деталей сюжета, а также в безукоризненной передаче световых контрастов, как в пейзажах, так и в портретах. Во время поездок в Палестину, Турцию и Египет, Жан-Леону Жерому удавалось замечательно воспроизводить и особенности жаркого климата, и экзотический колорит людей и животных Востока. Удивительно точно художник передавал в своих полотнах национальные особенности бытовых сцен и портретируемых.
Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо — тщательное, но не вдающееся в сухость; колорит — несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением. В последнее время Жером пробовал свои силы также в скульптуре. На Парижской Всемирной выставке 1878 года художником были представлены скульптурные группы: "Гладиатор" и "Анакреон с Бахусом и Амуром".
smallbay.ru
Жан-Леон Жером: краткое описание некоторых картин
Жан-Леон Жером (1824–1904) – французский художник и скульптор, который работал в академическом стиле. Он предпочитал писать, выбирая мифологические, исторические, восточные и религиозные темы. Во время своей жизни он пользовался успехом, затем был надолго забыт. Теперь интерес к его произведениям вновь возродился.
Первые работы
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Она сейчас находится в музее Орсе. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Как считали критики того времени, петухи изображены более реалистично и точно, чем фигуры молодых людей. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые, и брак у греков моногамный. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Сюжет, не соответствовавший истории и откровенно эротический, был, видимо, выбран потому, что публика предпочитала не задумываться над произведениями, а только развлекаться, глядя на них.
«Пастух», 1857 год
Эта картина интересна своей историей и стоимостью. Она находилась в Эрмитаже. В предвоенные годы ее передали в Дальневосточный художественный музей. Там она экспонировалась до 1946 года, пока ее не выкрали. Это было время, когда ее автор был полностью забыт. Долгое время о ней ничего не было известно.
Но теперь, когда Жан-Леон Жером стал модным художником, а картина имеет его подпись, она всплыла на черном рынке. В 2016 году ее нашли сотрудники Федеральной службы безопасности. К ее изъятию подключилась полиция. Операция была благополучно завершена, и Хабаровск снова получил эту картину, которая на нынешний день оценивается примерно в три миллиона долларов США. Это говорит только о моде, в которую снова вошел Жан-Леон Жером. Картина «Пастух» ничего особенного собой не представляет.
«Бонапарт перед сфинксом», 1867 год
В безбрежной пустыне под палящим солнцем на коне сидит подъехавший к Сфинксу самоуверенный Бонапарт, любимец нации. Его фигурка подчеркнуто мелка по сравнению с громадой Сфинкса.
О свите Наполеона можно только догадываться по теням, которые находятся сзади. Создатель империи не сомневается, что он разгадает загадку огромного чудища. Но, как показала история, этого не случилось, и Наполеон бесславно проиграл войну с Россией и скончался в изгнании на маленьком острове Святой Елены, затерянном в Атлантическом океане.
Вообще, Восток интересовал художника. Об этом говорит картина «Арабский рынок наложниц». Жан-Леон Жером написал ее примерно в 1866 году.
Выбор наложницы для гарема
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Художник неоднократно приезжал на Ближний Восток, интересовался его жизнью, столь не похожей на европейскую. Он знал, что в Порте под влиянием социально-экономических реформ ограничивают торговлю рабами. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. На картине - сцена из совсем близкой истории. Во внутреннем дворике устроен торг. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. С женщины сброшена одежда, и она жалкой кучкой лежит рядом. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы.
Дикость и жестокость, низменность и похотливость, полное владение женщиной как предметом без души, что и предполагает ислам, изображаются художником очень реалистично, однако просто как факт, без сочувствия. Контрастно написаны укутанные в разноцветные одежды с головы до ног мужчины и абсолютно голая, сверкающая белоснежным молодым телом безропотная женщина. Картина привнесла скандальный налет в имидж художника. Сейчас она находится в Институте искусств в Массачусетсе (США).
Один из шедевров
Картина, о которой говорится, написана в 1878 году. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Это «Представление принца Конде в Версале». Очень масштабное и яркое, без аляповатости, полотно показывает величественную фигуру Людовика XIV, стоящего на вершине широкой лестницы.
По обеим сторонам теснятся изысканно одетые придворные и стража. Принц Конде, сняв шляпу с плюмажем, низко склонился перед королем, выказывая полную покорность. Технически работа безупречна. Сейчас она находится в музее Орсе.
Жан-Леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. За время его долгой работы он неоднократно бывал в центре всеобщего внимания, вызывая и резкую критику, и одобрение.
fb.ru
Художник Жан-Леон Жером.
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».Рынок невольников
Фрина перед ареопагом
На продажу. 1866
Смерть Цезаря. 1867
Полифем
Сократ в доме Аспазии. 1861
Последняя молитва христианских мучеников. 1883
Серый кардинал. 1873
Сотрудничество. Корнель и Мольер. 1873
Людовик XIV и Мольер
Прием сиамских послов в Фонтенбло. 1864
Сладкий король. 1859
Дуэль после карнавала. 1857
"Большие пальцы вниз". Смерть гладиатора. 1872
Данте
Диоген. 1860
Отдых в русском лагере. 1855
Безумный тюльпан. 1882
Вид Каира
Араб и его собаки. 1875
Араб и его конь. 1872
Бонапарт и его армия в Египте. 1867Арабская девушка с кальяном. 1873Араб и его осел. 1898Верблюды на водопое. 1857Арабский караванАрабский диспутВ гробнице султанаИгра в шахматы в кофейне. 1870
Каирский торговец. 1869
Cave Canem. Остерегайтесь собаки. 1881
Выход из мечети
Заключенный. 1861
Головы мятежников у мечети Эль-Хасани в Каире
Муэдзин, взывающий с минарета. 1879
Молитва в каирской мечети. 1870
Молитва в Каире. 1865
Рынок ковров в Каире. 1887
Моисей на горе Синай.
Век Августа, рождение Христа.
Вывод хищников с арены.
Голгофа.
Клеопатра и Цезарь.
Самопожертвование Марка Курция.
Святой Иероним.
Слава Цезарю! Идущие на смерть приветствуют тебя!
Собачья конура (военнопленный в Риме).
Визит Людовика XI к кардиналу Ла Балю в темницу.
Людовик XIV и Мольер.
Прием принца Конде Людовиком XIV в Версале в 1674 году.
Прием сиамских послов Наполеоном III и императрицей Евгенией в Фонтенбло.
Серый кардинал.
Танец дервишей.
Танец мечей.
Танцовщицы, играющие в шахматы в кафе.
Темнокожий бард.
Турецкая баня.
Укротитель змей.
Уличная сцена в Каире.
Фиванская равнина, Верхний Египет.
Судный день.
Стена плача.
Стена плача.
Продавец ковров.
Покидание мечети.
Молитва.
Молитва в мечети.
Молитва в пустыне.
Молодая египтянка.
Осмотр рабыни.
Царь Кандавл.
Пигмалион и Галатея.
Микеланджело.
Данте.
Дафнис и Хлоя.
Дуэль после маскарада.
Казнь маршала Нея.
Наполеон с генеральным штабом.
Развлечение в русском лагере.
Работа с мрамором.
Живопись, вдыхающая жизнь в скульптуру.
Живопись, вдыхающая жизнь в скульптуру.
Завершение сеанса.
Комедианты.
Пифферари - бродячие музыканты.
Пифферари - бродячие музыканты.
Пифферари - бродячие музыканты.
http://prerafaelit.narod.ru/gal2/photo7.htmЦитата сообщения галина_суханова
Жан-Леон Жером (1824- 1904)Это цитата сообщения галина_суханова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]
art.mirtesen.ru
Художник Жан-Леон Жером
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».Рынок невольников
Фрина перед ареопагом
На продажу. 1866
Смерть Цезаря. 1867
Полифем
Сократ в доме Аспазии. 1861
Последняя молитва христианских мучеников. 1883
Серый кардинал. 1873
Сотрудничество. Корнель и Мольер. 1873
Людовик XIV и Мольер
Прием сиамских послов в Фонтенбло. 1864
Сладкий король. 1859
Дуэль после карнавала. 1857
"Большие пальцы вниз". Смерть гладиатора. 1872
Данте
Диоген. 1860
Отдых в русском лагере. 1855
Безумный тюльпан. 1882
Вид Каира
Араб и его собаки. 1875
Араб и его конь. 1872
Бонапарт и его армия в Египте. 1867Арабская девушка с кальяном. 1873Араб и его осел. 1898Верблюды на водопое. 1857Арабский караванАрабский диспутВ гробнице султанаИгра в шахматы в кофейне. 1870
Каирский торговец. 1869
Cave Canem. Остерегайтесь собаки. 1881
Выход из мечети
Заключенный. 1861
Головы мятежников у мечети Эль-Хасани в Каире
Муэдзин, взывающий с минарета. 1879
Молитва в каирской мечети. 1870
Молитва в Каире. 1865
Рынок ковров в Каире. 1887
Моисей на горе Синай.
Век Августа, рождение Христа.
Вывод хищников с арены.
Голгофа.
Клеопатра и Цезарь.
Самопожертвование Марка Курция.
Святой Иероним.
Слава Цезарю! Идущие на смерть приветствуют тебя!
Собачья конура (военнопленный в Риме).
Визит Людовика XI к кардиналу Ла Балю в темницу.
Людовик XIV и Мольер.
Прием принца Конде Людовиком XIV в Версале в 1674 году.
Прием сиамских послов Наполеоном III и императрицей Евгенией в Фонтенбло.
Серый кардинал.
Танец дервишей.
Танец мечей.
Танцовщицы, играющие в шахматы в кафе.
Темнокожий бард.
Турецкая баня.
Укротитель змей.
Уличная сцена в Каире.
Фиванская равнина, Верхний Египет.
Судный день.
Стена плача.
Стена плача.
Продавец ковров.
Покидание мечети.
Молитва.
Молитва в мечети.
Молитва в пустыне.
Молодая египтянка.
Осмотр рабыни.
Царь Кандавл.
Пигмалион и Галатея.
Микеланджело.
Данте.
Дафнис и Хлоя.
Дуэль после маскарада.
Казнь маршала Нея.
Наполеон с генеральным штабом.
Развлечение в русском лагере.
Работа с мрамором.
Живопись, вдыхающая жизнь в скульптуру.
Живопись, вдыхающая жизнь в скульптуру.
Завершение сеанса.
Комедианты.
Пифферари - бродячие музыканты.
Пифферари - бродячие музыканты.
Пифферари - бродячие музыканты.
http://prerafaelit.narod.ru/gal2/photo7.htmЦитата сообщения галина_суханова
Жан-Леон Жером (1824- 1904)Это цитата сообщения галина_суханова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]
s30556663155.mirtesen.ru
Пигмалион и Галатея (картина Жерома) — WiKi
«Пигмалион и Галатея» (фр. Pygmalion et Galatée) — картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1890 году. Жером получил достойное академическое образование и обзавёлся значительными связями в мире искусства, познакомившись в том числе с Полем Деларошем, Шарлем Глейром и Теофилем Готье. Пользуясь успехом на ниве государственных заказов, он постепенно склонялся к ориентализму, а также занялся скульптурой. В этой картине Жером обратился к классическому мифу о Пигмалионе и Галатее — мастеру резьбы по камню и созданной им девушке-скульптуре, которую по его просьбе оживила богиня Венера. В работе запечатлён момент когда Пигмалион понял, что Галатея ожила, и они сливаются в поцелуе. Перед написанием картины, Жером вылепил из гипса и вытесал из мрамора несколько композиций с данным сюжетом, неоднократно повторённым им в разных интерпретациях в живописи и скульптуре. Пройдя через несколько частных собраний, в настоящее время картина выставляется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
История
Жан-Леон Жером. Автопортрет, 1886 год.Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) родился в семье ювелира и торговки в небольшом городке на швейцарской границе. Окончив школу с отличием в химии, физики и живописи, в возрасте 16 лет он отправился в Париж, где поступил в художественную студию Поля Делароша, находившегося в то время на пике своей славы. Получив достойное академическое образование, Жером отправился в Италию вместе с Деларошом, закрывшим свою студию. После возвращения на родину, Жером некоторое время проработал с Шарлем Глейром и в 1847 году выставил свои первые картины на парижском салоне 1847 года, где был замечен поэтом и критиком Теофилем Готье, привлекшего внимание публики к молодому художнику, на которого сразу посыпались как государственные, так и частные заказы. В середине 1850-х годов Жером совершил свою первую поездку на Ближний Восток, где изучил обычаи разных народов, сохранив страсть к путешествиям на всю оставшуюся жизнь. Используя реализм для изображения фантастического сюжета, Жером стал самым видным представителем ориентализма как нового художественного течения, заключавшегося в изображении экзотических мест и сцен, таких как гарем или невольничий рынок. Его студия была местом встречи художников, актеров и писателей, а сам он стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, вместе с жёстко регламентированными методами преподавания. Став очень богатым человеком и знаменитым художником, Жером использовал своё положение, чтобы противостоять новым стилям живописи, особенно ненавидимому им импрессионизму[1][2].
Пигмалион и Галатея, статуя.В 1878 году Жером заинтересовался скульптурой, в которой проявился его интерес к древнегреческому искусству[3]. Как и большинство скульпторов XIX века, Жером сначала лепил полноразмерную гипсовую модель, по которой вырезал из мрамора готовую статую[4]. В период с 1890 по 1893 год Жером создал несколько живописных и скульптурный вариаций «избитой» темы сказания о Пигмалионе и Галатее из поэмы «Метаморфозы» Овидия[5], в которой рассказано большое число мифов о том, как боги даруют жизнь фигурам из земли и камня[6]. Именно этот сюжет оказался подходящим для воплощения Жеромом как академистом, стремившимся к скрупулёзной точности в деталях, из-за которых скульптура может показаться живой[7].
Одинокий кипрский скульптор Пигмалион никак не мог найти свою любовь, будучи разочарованным пороками и несовершенствами смертных женщин, ввиду чего начал высекать из мрамора женскую статую в натуральную величину, в которой бы воплотился его идеал, невозможный среди простых смертных. Чем больше времени он проводил у статуи, тем больше он привязывался к ней, целуя и обнимая её, но сознавая, что его прекрасное творение является лишь жестким и холодным камнем. Находясь в отчаянии, Пигмалион отправился на фестиваль, посвящённый богине красоты и любви Венере, где попросил у неё найти ему похожую на статую жену, не решившись из-за чувства стыда сказать о своём стремлении оживить мраморную женщину. Венера, услышавшая мольбу Пигмалиона и знавшая о его истинном желании, решила исполнить его мечту. Когда Пигмалион вернулся домой, он поднялся на пьедестал к каменной статуе и как прежде поцеловал её, ожидая того же обычного холодного ощущения. Однако его губы почувствовали тепло, а твердый камень под его руками стал смягчаться и отвечать на его прикосновения. В чувстве изумления и восторга скульптор продолжал целовать и обнимать своё ожившее творение, заверяя себя в том, что желание всей его жизни оказалось не просто мечтой[7][8].
Судьба
«Пигмалион и Галатея», вариант. «Пигмалион и Галатея» в Метрополитен-музее.Данная картина является самой известной из трёх версий, написанных, вероятно, по полихромной гипсовой, а впоследствии мраморной статуе работы Жерома[5], выставлявшейся на парижском салоне 1892 года (коллекция Херст-касла, Сан-Симеон[en], штат Калифорния, США)[9]. К тому времени уже было хорошо известно, что античные статуи являлись цветными[10]. На всех картинах был изображён момент, когда статуя Галатеи обрела жизнь с помощью Венеры по просьбе Пигмалиона, но с нескольких сторон, в связи с чем зритель может наблюдать за происходящим с разного ракурса[5].
В 1892 году картина была куплена Чарлзом Тайсоном Йерксом у Жерома через парижскую компанию «Boussod, Valadon & Cie[en]» за 11,250 французских франков. В то же время, одна уменьшенная копия картины была продана российскому императору. Оригинал хранился в Мендельсон-холле[en] в Нью-Йорке, и через пять лет после смерти Йеркса, в 1910 году, за 4 тысячи долларов США был продан Филипу Генри Дугро[en], а в 1927 году куплен Луисом С. Рэгнером[5]. В настоящее время картина находится под номером 27.200 в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США)[5].
Описание
На картине изображён наиболее яркий и характерный момент мифа, когда конфликт между холодной жёсткостью статуи и мягким теплом умелого резчика по камню сменяется пониманием Пигмалиона, что он своим поцелуем оживил Галатею[6]. Первый взгляд на картину сразу направляется на полностью обнажённую женщину-статую как самую лёгкую и контрастную фигуру, являющуюся центром полотна. Галатея стоит спиной к зрителю на специальной поворачивающейся платформе, за которой работал скульптор. На основании статуи у её ног находится высеченная из камня рыба, являющаяся намёком Жерома на то, что Галатея фигурирует в греческой мифологии как морская нимфа. Превращение жёсткого камня в живую плоть начинается чуть выше колен Галатеи, таким образом мягко разделяя её тело на живую теплую розовую верхнюю и холодную белую нижнюю части. Пигмалион, стоящий на кончиках пальцев ног на деревянном ящике, тянется к Галатее, страстно целуя и крепко обнимая её. Галатея, согнувшись, отвечает объятьями на энергичный порыв Пигмалиона, признаком которого является развевающаяся рабочая синяя тога и лежащий на полу молоток, оброненный после того как он понял, что желание сбылось. В правом верхнем углу в воздухе парит бог любви Амур, направляющий стрелу на счастливую пару[5][8][10][11][12].
Слева Галатеи стоит ступенчатая лестница, соотносимая с положениями ног Пигмалиона и Галатеи, будто бы они в объятьях в какой-то момент продолжат своё движение. Прямо напротив Пигмалиона слева Галатеи находится ещё один деревянный ящик, вносящий в нижнюю часть картины некоторую долю симметрии при наличии сильной диагональной оси, создаваемой расположением лестницы. С правой стороны картины к стене прислонён щит воина, символизирующий некоторую жертвенность происходящего и победу над смертью. На полке стоят две театральные маски с гипертрофированными чертами лица — мужская и женская, представляющие традиционную пару комедии и трагедии, намекая на некую театральность сюжета и наигранность эмоций[5][8][10][11][12]. На левой стороне картины полка продолжается, и на ней стоят три статуэтки, относящиеся к сюжету данного мифа: бюст Дианы, олицетворяющей целомудренную скромность, которую искал Пигмалион среди распущенных кипрских женщин; мать, обнимающая своего ребёнка, является символом материнства и отсылкой к Галатее с сыном Пафосом, рождённым от Пигмалиона; женщина, сидящая в кресле и держащая в руке зеркало, представляет презираемых Пигмалионом тщеславных киприоток, заботящихся лишь о своей красоте[5][8][13]. Над статуэтками висит картина, изображающая пасторальную жизнь в античной Греции[13].
«Художник и модель».Во многих картинах Жерома, в частности в работе «Фрина перед Ареопагом», показаны сцены из жизни общества, в котором доминируют мужчины, а женщины считаются неполноценными. В данной картине Галатея стоит выше Пигмалиона, и для того, чтобы достичь её, он должен подняться до её уровня, либо она должна присесть, чтобы принять его любовь. Однако, так как чистая и нежная Галатея является созданием Пигмалиона, а значит, и его рабыней, она находится в вечном долгу перед ним за полученную жизнь и вынуждена любить его, несмотря на свои собственные желания[8]. Возможно в картине также содержится отсылка к политической жизни Франции времён Жерома, когда победа демократии казалась фантастикой, как и ожившая Галатея[13].
Влияние
Репродукция картины висит на стене фона двух версий работы Жерома «» 1890—1895 годов, где он изобразил себя лепящим статую танагрянки с сидящей около него натурщицей Эммой рядом с масками и доспехами гладиатором в нарочно театрализованной обстановке (Хаггин-музей[en] в Стоктоне, штат Калифорния[3]; Художественный музей Данеша[en] в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк[4])[14].
Примечания
Литература
Ссылки
ru-wiki.org