Как устроена картина Мориса Дени. Картины морис
Морис Дени - Биография художника, известные произведения, выставки
Особенности творчества художника Мориса Дени: один из самых известных и признанных художников своего времени, Морис Дени считал вершиной художественного профессионализма роспись стен и потолков. Он писал фрески на стенах храмов и часовен, дворцов, театров и государственных зданий. По большей части это многофигурные аллегорические и мистические сцены, в которых классическая традиция соединяется с новыми художественными принципами и техниками: плоские пятна насыщенных цветов, отсутствие перспективы, упрощенные формы. При этом живописные и графические работы Дени — очень личные, пронзительные. Наблюдения за реальными объектами преобразуются у него в ритмичные композиции, выстроенные по умозрительным законам. Морис Дени постоянно искал баланс между личным впечатлением, точным изучением природы и вымышленной декоративностью.
Известные картины Мориса Дени: «Вакх и Ариадна», «Музы», «Католическое таинство», «Мадам Рансон с кошкой», «Портрет Марты Дени, жены художника».
К концу XIX века, когда в Париже независимые художники устраивают выставки и пишут обнаженных проституток, фиолетовые тени, скачки, балерин и яблоки, пятнадцатилетний ученик знаменитого лицея Морис Дени напишет в дневнике: «Я должен стать христианским художником, который будет прославлять чудеса христианства». Пройдет 35 лет, выставочные залы заполнятся картинами кубистов, фовистов, экспрессионистов — а он откроет в Париже «Студию духовного искусства», где будет учить молодых художников организовывать религиозные композиции по законам музыки, а в колористике использовать авангардные художественные приемы, мирить современную цивилизацию с церковью и человека с Богом.
Живопись и философияМорис Дени, сын железнодорожного служащего и швеи, с самого детства всерьез интересовался только двумя вещами: искусством и религией. В 13 лет он начал вести дневник — и продолжал делать личные записи до конца жизни: об искусстве, о любви, об отношении к жизни и к людям. Но тогда, в самом начале, подростка Дени восхищают церковные таинства, запахи и свет свечей. Все, что есть красивого и впечатляющего в католической церемонии.
Когда юный Морис окажется студентом самого старого и престижного французского лицея Кондорсе, главной его страстью будет философия. Но достаточно быстро под впечатлением от луврской коллекции, от общения с друзьями Эдуаром Вюйаром и Кер-Ксавье Русселем (эта дружба тоже окажется самой важной, на всю жизнь) он решает бросить лицей и поступает с первого раза в Академию изящных искусств. Здесь отчаянно скучно и безжизненно — и Дени, не смотря на изматывающий учебный график, поступает еще и в частную Академию Жюлиана. Учится одновременно в обеих. Уже определившись с будущим занятием и выбрав живопись, настойчивый и целеустремленный, он параллельно сдаст экзамен и все-таки станет бакалавром философии.
Влюбленный пророкВ первые годы 1890-х у студента Академии Жюлиана Мориса Дени случаются две самые важные, поворотные встречи: с современным искусством и с будущей женой Мартой.
Первую встречу обеспечит однокурсник и друг, Поль Серюзье. Он съездил в Понт-Авен и получил от Поля Гогена важный урок: художника не должно волновать слепое копирование, живопись — это попытка передать внутреннее состояние художника, наблюдающего за пейзажем, обнаженной женщиной, ребенком или кувшином. И состояние это может выразить только цвет, ритм и форма. Серюзье привозит из Понт-Авена этюд, который становится талисманом для компании юных студентов Академии Жюлиана. Они объединяются в группу, называют ее «Наби» (с древнееврейского «пророк»), наряжаются в ритуальные одежды, читают древние сакральные тексты и дерзкую символистскую поэзию, пишут небольшие картины смелыми плоскими цветовыми пятнами.
Вторая встреча состоялась без помощников и проводников — Марту Мерье юному набиду пошлет Бог, в которого он так искренне верит. Морис Дени влюблен и счастлив, сосредоточен и окрылен. Марта — блестящая пианистка, муза, модель, постоянный объект восхищения и узнавания. Она занимает мысли, она разгоняет сердцебиение до едва переносимой скорости, она вдохновляет на лирические литографические альбомы, многофигурные полотна, заселенные только ее фигурой в разных проявлениях и настроениях, на мистические переосмысления библейских легенд.
Морис Дени проживет с Мартой почти 30 лет, у них будет 7 детей, огромный дом и мастерская с часовней, устроенная в здании старой больницы, вилла на побережье Бретани, где они будут проводить каждое лето. И только одна трагедия — тяжелая многолетняя болезнь Марты, от которой она умрет в 1919 году.
Теория и практикаМорис Дени с самого начала, с первых лет существования группы «Наби», интересуется не только художественным воплощением общих принципов, но и сочинением убедительной теории. Он пишет статьи, которые публикует издатель авангардного журнала La Revue blanche Таде Натансон. Двадцатилетний Дени формулирует идеи нового искусства так провокационно точно, что его будут цитировать даже десятилетия спустя представители других модернистских течений, связывающих свое искусство с чистой выразительностью цвета и формы: «Картина — прежде чем стать боевым конем, обнаженной женщиной или какой-то историей — по сути плоская поверхность, покрытая цветами в определенном порядке».
С середины 1890-х Дени увлеченно работает над декоративными проектами: пишет панно для частных вилл и эскизы гобеленов, обоев, витражей. Он побывал в Италии — и после встречи с работами Рафаэля и Микеланджело вернулся в Париж с новым зрением, новыми идеями. Его восхищают пространственные, стилистические и смысловые масштабы и возможности фресковой и интерьерной живописи. В 1908 году он пишет по заказу русского мецената и коллекционера Ивана Морозова серию панно для украшения концертного зала, лично присутствует при установке и с негодованием освобождает помещение от громоздкой мебели. Его панно о Психее совсем теряются — в зале, говорит Дени, должны быть только несколько статуй, ваз и низкие (друзья Морозова ворчали, что совсем неудобные) банкетки.
Дени получает приличные гонорары и завоевывает невиданную славу. За гонорар от Ивана Морозова он, например, сможет купить виллу на побережье. В это же время он соберет книгу эссе, которая называется «Теории» и которую за ближайшие 10 лет переиздадут 3 раза. Он больше 10 лет преподает живопись в частной Академии Рансона.
После Первой мировой войны, во время разрухи, опустошения и отчаянья Морис Дени взбирается на леса разграбленных старых церквей и концептуальных новых часовен. Он открывает «Студию духовного искусства», где учит художников и ремесленников при помощи искусства укреплять расшатанный бедами стержень европейского общества, потерявшего связь с идеалом и Богом. Он работает над фресками в церкви Святого духа в Париже, в церкви Сен-Луи в Венсенне. От одного перечисления украшенных Морисом Дени католических храмов голова кружится. Но в эти же годы он пишет и маленькую, личную живопись, возвращая перспективе глубину, фигурам — объемы, линиям — мягкость. Работает во Франции и за ее пределами на росписью стен и потолков самых грандиозных гражданских зданий — дворца, построенного к Всемирной выставке, здания сената, Бюро труда в Женеве.
В 1922 году художник снова женится — и будет счастлив и востребован до конца жизни, которая оборвется внезапно. В 1943 году Мориса Дени собьет грузовик на одной из парижских улиц.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
Морис Дени. Биография и картины. Художники импрессионисты
Морис Дени (Maurice Denis) 1870-1943 г.
Французский художник, один из основателей и теоретиков группы «Наби». Биография и картины
Родился 25 ноября 1870 года в Гранвиле. В 1882 году Морис поступает в лицей Кондорсе. Здесь он знакомится с Орельяном Люне-По, Керр-Ксавье Русселем, Эдуардом Вюйаром. Сама атмосфера здесь располагала к занятиям искусством, и Дени начинает заниматься рисунком. Он берет уроки живописи, копирует работы других мастеров.
В 1888 году Дени начинает обучение в академии Жюлиан в Париже. Позднее он переходит в Школу изящных искусств. Огромное влияние на начинающего художника в этот период оказывают Гоген, Пюви де Шаванн, Сезанн. Дени становится участником группы «Наби». Члены этой организации стремились к возрождению принципов монументальной живописи. Общность идей на некоторое время объединила художников, входящих в эту группу. Творческие принципы группы «Наби» Дени формулирует в статье «Искусство и критика». Идеи этого направления отразились в картинах Дени. Они отличаются бедностью красок, мягкостью линий, простотой форм.
В 1883 году Дени женился на Марте Мерье. Вместе с ней он путешествует по Бретани. Эта поездка оказала значительное влияние на творчество художника. Многие его работы появляются именно во время свадебного путешествия. Героиней большинства этих работ станет сама Марта.
Новый этап в творчестве Дени начинается в конце 90-х годов, когда он совершает путешествие в Италию. С этого момента работы художника приобретают более традиционный характер. Интимное обаяние, присущее его ранним картинам, постепенно исчезает. Появляется стремление к гармонии, монументальным формам. Полотна проникаются религиозно-мистическими настроениями. В этот период Дени занимается росписью зданий, созданием театральных декораций. Он принимает участие в росписи церкви в Везине, плафона Театра Елисейских полей.
В 1908 году Дени покупает в Бретани виллу «Силенсио», где периодически проводит по нескольку месяцев. В 1919 году художник принимает участие в организации «Мастерских религиозного искусства», становится главой «неотрадиционалистского» направления в живописи.
Поздний период творчества Дени оказался не очень плодотворным. В основном в это время художник работает над оформлением церквей, трудами по теории искусств.
Он много путешествует, читает лекции. Если раньше основой картины Дени считал композицию, то в позднем творчестве он все больше внимания уделяет сюжету, работая над религиозными полотнами.
Морис Дени скончался 13 ноября 1943 года в Париже, попав под машину.
www.hudojnik-impressionist.ru
Как устроена картина Мориса Дени • Arzamas
1 / 12
Полифем и Галатея. Фреска. Помпеи, около 50–79 годов н. э.Wikimedia Commons
2 / 12
Себастьяно дель Пьомбо. Полифем. 1512 годVilla Farnesina / WGA
3 / 12
Рафаэль. Триумф Галатеи. Около 1511–1512 годовWikimedia Commons
4 / 12
Аннибале Карраччи. Полифем и Галатея. Фрески палаццо Фарнезе. Рим, 1597–1605 годыWikimedia Commons
5 / 12
Никола Пуссен. Акид и Галатея. 1630 годNational Gallery of Ireland / Wikimedia Commons
6 / 12
Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649 годWikimedia Commons
7 / 12
Франсуа Перье. Акид, Галатея и Полифем. 1645–1650 годыRMN — Grand Palais / Musée du Louvre / Michel Urtado
8 / 12
Клод Лоррен. Галатея и Акид. 1657 годGemäldegalerie Alte Meister / Google Cultural Institute
9 / 12
Жан Батист Ван Лоо. Триумф Галатеи. 1720 годWikimedia Commons
10 / 12
Гюстав Моро. Галатея. Около 1880 годаRMN — Grand Palais / Musée d'Orsay / René-Gabriel Ojéda
11 / 12
Гюстав Моро. Галатея. 1896 годMuseo Thyssen-Bornemisza
12 / 12
Одилон Редон. Циклоп. Около 1914 годаKröller-Müller Museum
arzamas.academy
Морис Прендергаст: жизнь и творчество художника
Прендергаст Морис Базиль (10 октября 1858 — 1 февраля 1924) — американский художник-импрессионист, работавший маслом и акварелью.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество
Интересные факты из жизни художника
Картины Мориса Прендергаста
Библиография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в Сент-Джонсе, в Ньюфаундленде, Канада 10 октября 1858, но ребёнком переехал с родителями в Бостон.
Юношей он познакомился здесь с художницей и меценаткой Сарой Чоуэйт Сирс, которая оказала ему покровительство и материально поддержала во время учёбы в Париже. Учился Морис в Париже в ателье Коларосси и Академии Джулианы.
Во время одной из своих первых поездок в Париж, он встретился с канадским художником Джеймсом Моррисом, который представил ему английский авангард искусства Уолтера Сикерта, Бердслея Обри и Джеймса Макнила Уистлера. Эти художники оказали влияние на творчество и стиль Мориса. Позднее он познакомился с Боннаром и окончательно перебрался в лагерь постимпрессионистов.
Поездка в Венецию в 1898 году после знакомства с творчеством Витторе Виаджио подвергает его живописный стиль некоторым изменениям, картины стали иметь еще более сложный ритмический ряд.
Long beach 1923 Promenade 1915 Central park 1915В 1920-е гг. считался участником группы американских художников, получившей название «школа мусорных вёдер», хотя по своей манере был гораздо тоньше и деликатней.
Несмотря на слабое здоровье, которое препятствует его работе, Прендергаст продолжает демонстрировать свои работы в крупных выставках до конца своей жизни.
Ретроспектива его работ была выставлена в галерее Джозефа Браммера в 1921 году, однако музей Метрополитен отказался провести мемориальную ретроспективу Прендергаста после его смерти в 1924 году в связи со слишком требовательными и передовыми взглядами музейных критиков.
Его первая памятная выставка состоялась десять лет спустя в Нью-Йоркском Музее американского искусства Уитни.
ТВОРЧЕСТВО
Он разработал свой индивидуальный стиль — смело контрастирующие цвета и плоские формы, ритмично организованные в единое целое. Его картины были метко охарактеризованы как гобелены, напоминающие мозаику.
Rising Tide, St. Malo Children in the Tree ElephantПрендергаст обычно рисовал отдыхающих людей.
На Оружейном Показе в 1913 году он демонстрировал семь работ, которые определили его стилистическую зрелость. Хотя он в основном работал с акварелью, в своих картинах он все чаще стал применять масло.
В период с 1891 по 1902 год Морис на своих полотнах создал большое количество городов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Морис оставался на протяжении всей своей жизни холостяком.
Он был членом недолговечной ассоциации художников «Большой восьмерка», но деликатность его композиций и мозаичность работ не имеет ничего общего с философией группы.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Кеннеди Элизабет «Морис Б. Прендергаст: Современная Дух» (Чикаго: Университет Чикаго Пресс, 2009)
- Мэтьюз Нэнси «Морис Прендергаст» (Нью-Йорк: Prestel/Williams College художественный музей, 1990)
- Адельсон Уоррен «Памятные изображения: Прендергаст. Акварель. 1896-1906» (Нью-Йорк: Вселенная Книги. ISBN, 1987)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, allday2.com, en.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Морис Прендергаст: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Морис Прендергаст: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru