Художник Лев Збарский: биография. Картины Льва Збарского. Картины збарского льва
Художник Лев Збарский: биография. Картины Льва Збарского
Феликс-Лев Збарский (1931 – 2016) – график, иллюстратор, работал над созданием мультфильмов, был в молодости очень популярен и как художник, и как оригинальный человек в богемной состоятельной среде «золотой молодежи».
Детство
От него мало сохранилось фотографий, а также сведений о детстве. Видимо, в его окружении было не принято вспоминать о юных незрелых годах. Известно, что двойное имя он получил в память о тех людях, к которым его отец, Борис Збарский, видный биохимик, принимавший участие в бальзамировании В. И. Ленина, относился с уважением. Во время Великой Отечественной войны тело вождя в саркофаге было предположительно вывезено в Тюмень. Отдельно сохранялись мозг и сердце Ленина. Все сопровождал профессор Збарский. Сам Лев, хотя и знал, видимо, подробности, но никогда не вел разговоры на эти темы. Именно в этом городе Лев Збарский начал понемногу самостоятельно рисовать. Там же для него нашли учителя рисования, который во весь период эвакуации давал ему уроки.
Учеба и работа
Уже в Москве, после школы, он окончил полиграфический институт. Лев Збарский стал профессиональным художником-графиком, иллюстратором книг. Говорят, что работал он легко и быстро, но многое часто переделывал, добиваясь точности и верности передачи своего замысла. А известность и популярность получил, когда оформил книгу Олеши в 1956 году. Тогда ему исполнилось двадцать пять лет. Голубь на обложке изображен как бы одним росчерком пера. Птица, конечно, исполнена изумительно. Два повторяющихся овала – крыло и тело – создают удивительную воздушность, безмятежность и мягкость. И хочется посмотреть, какие иллюстрации в тексте. Но найти их оказалось невозможно. Однако встретились пейзажи Петербурга, как бы окутанные туманной мглой. Стройные ряды двух-трехэтажных домов на узких улочках, прямые каналы с тихой водой, мостики через них, но поражает одно – совсем нет людей и деревьев.
Внешность художника
Почему-то сохранилось мало его фотографий. Есть одна известная – полудлинные волосы, брови вразлет, вытаращенные глаза, сигарета во рту. Он явно дурачился и позировал. А так говорят, что он был высок и худощав. Не спортивен. Тело двигалось развинченно и свободно, но с небрежной грацией. Такой был Збарский Лев Борисович. Кроме того, одевался он дорого, во все самое лучшее, вызывавшее восхищение. Одежда была из Италии, Франции, Англии – это был стильный артистичный мужчина, производивший впечатление и на женщин и на мужчин. Это – настоящий светский лев.
Лев Збарский – художник
В 1962 году выходит кукольный мультфильм «Баня» на основе пьесы Владимира Маяковского. Режиссером был Сергей Юткевич, музыку написал Родион Щедрин, а художником-постановщиком стал Збарский Лев Борисович. Суть мультфильма состояла в критике советской бюрократии – родине не нужна машина времени, которую изобрели наши современные «левши», а Запад ее выпрашивает у них. Все хотят увидеть начальника Победоносикова, чтобы получить от него разрешение на путешествие в будущее. Но на страже стоит его секретарь и никого не допускает до начальственного тела.
Первый брак
Не будучи красавцем, всегда вращался в светской «тусовке» того времени Лев Збарский. Личная жизнь у него была довольно беспорядочной. Мало того, что у него была огромная модная мастерская в центре Москвы на улице Воровского площадью двести кв. м, так еще все свободное время он проводил с друзьями в кафе «Националь» или в ВТО. Женщины сами обращали на него внимание. Так случилось с самой красивой манекенщицей того времени Региной Николаевной Колесниковой.
Красивые женщины в жизни художника
А потом Збарский Лев Борисович увлекся красавицей актрисой Марианной Вертинской и оставил жену. Марианна была удивительной – рыжие сверкающие на солнце волосы, голубые глаза цвета неба, сильный характер, который притягивал, а не отталкивал людей. С семнадцати лет она снималась в кино. Ее и ее младшую сестру, как, впрочем, отца и мать, знала вся страна. Целый год они провели вместе. Позже он женится на другой актрисе Людмиле Максаковой. Вот тут Регину Збарскую ждет удар – в этом браке родился сын Максим. Но и здесь нормальной жизни не получилось. Молодые сначала жили в мастерской художника, а когда родился ребенок, то Людмила Васильевна перевезла малыша к себе домой. Муж с любимой мастерской не расстался. Людмиле пришлось жить на два дома. После спектаклей она забегала в мастерскую, чтобы привести все в порядок, а затем мчалась к ребенку. Такая жизнь долго не могла продолжаться, и Людмила приняла решение развестись. А тем временем Регина Збарская погибала, принимая транквилизаторы.
Эмиграция
Болезнь и смерть
Заболев раком легких, Лев Збарский, биография которого в нашем изложении подходит к концу, умирает 22 февраля 2016 года в Нью-Йорке. Он прожил долгую жизнь. Ему было 84 года. Он похоронен на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. На его похоронах присутствовали шестнадцатилетняя внучка Анна Максакова и двадцатипятилетний внук Петр Максаков, который приехал к своей жене Галине, дочери Валентина Юдашкина, которая готовилась к родам. Внуки деда живым никогда не видели.
Поминки по Льву Збарскому состоялись в «Сигарном» зале второго этажа ресторана «Русский самовар», который он некогда проектировал. Слова, сказанные на поминках, были теплы и грустны. Была отдана дань его таланту.
fb.ru
Журнал «Шрифт» • Рисованный шрифт Льва Збарского
23 марта 2017
Владимир Солоненко
Рисованный шрифт Льва Збарского
Время Збарского — время книг нового стиля. Короткая оттепель (1954–1964) в советской жизни и культуре коснулась и пространства книги, преобразовала её составные элементы: переплётные материалы, фактуру, колорит, композицию обложек и титульных листов, характер леттеринга и стилистику иллюстраций. Господство псевдоклассического фасада 40–50-х годов в книге с его торжественными, строго симметричными и однообразно безжизненными шрифтовыми композициями сменилось свободным, лёгким и человечным рисованным шрифтом. Во многом это было влияние западной журнальной и рекламной стилистики. Характерные надписи «летящим» почерком появлялись повсюду: в плакатах, кинотитрах, на упаковках товаров и вывесках. Приоткрывшийся ненадолго железный занавес во времена Хрущёва вернул моду на графику Пикассо и Матисса, которые оказали огромное влияние на стиль Льва Збарского (в этом можно убедиться, рассмотрев ниже иллюстрации художника к Овидию).
Грим и бутафория в конструкции книги сошли на нет — всё чаще переплёт заменялся мягкой обложкой из плотной бумаги, на которую надевалась выразительная суперобложка. «Правда материала», «композитор книги», «книга — единый художественный организм» — любимые выражения критиков того времени. Художники тех лет (и Збарский в первую очередь) взяли в свои руки не только оформление отдельных элементов книги, но и разработку макета в целом: от выбора размеров полей до расположения иллюстраций. Всё это было попыткой протянуть руку типографам-конструктивистам 20-х годов, совершившим революцию в советской книге. Революцию, которую уже к середине 1930-х насильно свели на нет под видом борьбы с «формализмом».
Однако переосмыслить функционализм 20-х в полной мере не удалось ни молодому поколению (маятник идеологии вновь кренился вправо), ни немногочисленным выжившим типографам-революционерам старой гвардии: кто-то не смог оправиться от перековки, а кто-то (как, например, Соломон Телингатер) принялся с увлечением разрабатывать иную, рисованную, а не типографскую основу в книге. И тем не менее художники-шестидесятники — Лев Збарский, Борис Маркевич, Юрий Красный, Дмитрий Бисти, Юрий Соболев, Юло Соостер и многие другие — каждый по-своему внесли в искусство книги неповторимый вклад. Книжный леттеринг 60-х — неисчерпаемый учебник свободы, который мы только начинаем открывать и исследовать. — Рустам Габбасов
ак-то известный художник и учитель Льва Збарского в Московском полиграфическом институте Иван Чекмазов об ученике: «Он уже совсем... Так рисует, кажется, что обложки делает в легковой машине, когда едет сдавать работу в издательство!» Это к тому, что Лев Збарский всё делал быстро, и — виртуозно. Это касается и шрифта.
Сегодня дизайнер имеет практически безграничные возможности в выборе наборных шрифтов для оформления книги, в том числе и в каллиграфическом или рукописном стиле. А как было 50 лет назад? Процесс ранее был более трудоемким, когда дело касалось леттеринга. Но если посмотреть на обложки, переплёты, суперобложки и титулы книг, оформленных Збарским, то кажется, что особых трудностей художник тогда не испытывал.
Несколько слов о художнике. Феликс-Лев Збарский родился 12 ноября 1931 года в Москве в семье известного ученого-биохимика Бориса Ильича Збарского, прославившегося участием в бальзамировании тела Ленина. Редкое двойное имя отец дал мальчику в честь двух уважаемых им людей: Феликса Эдмундовича Дзержинского и учёного-химика Льва Яковлевича Карпова. Став художником, свои работы он подписывал то Львом, то Феликсом, но никогда по паспорту — Феликсом-Львом. Звали же его все Лёвой. Первые опыты рисования он получил в Тюмени, куда в 1941 г. эвакуировали тело Ленина, а с ним направили Б. Збарского и его семью. В Москву все вернулись в 1945 году.
Феликс-Лев Збарский. Дата съёмки неизвестна.
В 1949-м юноша окончил с серебряной медалью среднюю школу и год проучился во ВГИКе. В 1950 году он поступил в Московский полиграфический институт на художественно-оформительское отделение редакционно-издательского факультета. Учёба завершилась в 1955-м защитой дипломного проекта: оформление книги Виктора Гюго «Рюи Блаз» и выполнение буклета к спектаклю с тем же названием. У выпускника были отличные оценки по всем дисциплинам, но дипломную работу оценили на «хорошо». Видимо, красный диплом выпускнику Полиграфа не достался ещё и потому, что в характеристике : «Принимал участие в общественной жизни института, но комсомольские и общественные поручения выполнял не всегда охотно и добросовестно. Недостаточно дисциплинирован».
В том же 1955 году состоялся дебют художника в иллюстрировании. Он выполнил оформление и цикл рисунков для детской книги «Связная Цзинь Фын» Николая Шпанова. Известный в те годы автор шпионских и фантастических произведений написал повесть для детей о военном противостоянии Народно-освободительной армии Китая и Гоминьдана. Сюжет — 12-летняя героиня побеждает матёрых . О шрифте можно сказать единственное: художник так начертал название книги и нашёл такие едва заметные элементы, что угадывается намёк на китайское содержание без привычных иероглифических имитаций.
Николай Шпанов. Связная Цзинь Фын. М.: Гос. издат. дет. лит., 1955. Титульный лист.
В 1956 году Збарскому доверили в Гослитиздате оформить том избранных произведений Юрия Олеши. Это был прорыв. Немногословное, но очень изысканное оформление привлекло к себе внимание многих. Правда, в «Советской культуре» появилось письмо в редакцию некоего калужанина А. Беляева под характерным названием (Беляев А. Вместо иллюстраций — выкрутасы // Сов. культура. 1957. 11 июня). Такое было время... Но обратимся к книге и её титульному листу. Имя автора сделано рисованным гротеском, но о и ю выполнены без привычных наплывов справа и слева. А ш как-то уместно имеет неодинаковые вертикальные линии. Цветок вместо точки — это тоже неожиданно. Название книги «Избранные сочинения» выполнено летящим почерком, и вся надпись напоминает фрагмент, словно вырезанный из рукописи писателя.
В 1956 году художник начал сотрудничать с издательством «Искусство» (здесь он студентом в 1954–1955 годах проходил практику). Рассмотрим две книги этого периода, на первый взгляд разные (и для разных редакций), но оформленные как будто серийно.
Первая — это «Солнцем полна голова» популярного киноактёра и певца Ива Монтана. Вторая — пьеса Жан-Поля Сартра «Только правда». У книг одинаковый формат — 70×92/16. В обеих книгах — обложка и суперобложка. Обе суперобложки — жёлтые. На обложке книги Ива Монтана текст белый на жёлтом фоне. Такое не всегда легко читается, но на фоне общей трёхцветной композиции выглядит неплохо. Титул же решён привычно: спокойное начертание имени автора, хотя и непривычное по рисунку, и размашистое — названия книги, по-настоящему «солнечное». Примечательна обложка, скрытая под суперобложкой. Можно ли считать нотную запись шрифтовой работой? Впрочем, Збарский на нотном стане разместил весёленькие цветочки.
Для Сартра художник избрал рукописную стилистику, которая вполне соответствует экспрессии драмы Сартра. К тому же здесь художник как будто намеренно пренебрёг красотой букв. Или о «красотой» в кавычках? На титуле и шмуцтитулах под отдельные знаки и фрагменты иллюстраций положены жёлтые плашки.
Обратим внимание на, казалось бы, рядовую работу — оформление книги для детей Макса Циммеринга «Вокруг света поневоле» (М.: Детгиз, 1959). Здесь мы видим приём, который любил повторять художник: при общей базовой линии надписи буквы едва заметно прыгают, то пересекая линию, то не достигая её, что придаёт особый колорит композиции.
Ещё одна примечательная работа — книга для Гослитиздата «Ром королевы» Мартина Моно (1958). Здесь регулярное и каллиграфическое начертания поменялись местами.
К этому времени относятся новые опыты Збарского в рисованном шрифте. Он стал отдавать предпочтение тонкой монолинии. Для Географгиза художник оформил книгу Ю. Ефремова «Остров вечного лета» о Цейлоне в серии «Путешествия. Приключения. Фантастика» (1959). Казалось бы, стоило сразу обратиться к «бенгальской» стилистике, но Збарский пренебрёг очевидным решением и без этого точно выразил стиль и содержание книги.
Юрий Ефремов. Остров вечного лета. Путешествие по Цейлону. М.: Гос. издат. географ. лит., 1959. Обложка.
Художник обнаружил расположение к драматургии. На эту особенность творчества Збарского обратили внимание в журнале «Театр». Театральный критик Александр Свободин : «Драматургию иллюстрируют редко. Может быть, потому, что, берясь за рисунки к пьесе, художник должен обладать режиссёрским видением. Этим качеством несомненно обладает Ф. Збарский. Его композиции — это всегда готовые мизансцены. Изображая их, он ставит себя как бы в положение человека, смотрящего на сцену из зрительного зала».
Одной из таких книг стал сборник пьес Артура Миллера (1960). Здесь художник, оставаясь приверженцем тонкой линии, ввёл небольшой контраст в штрихи знаков, что сделало этот рисованный шрифт заметным. Интересно решено на переплёте имя автора книги — это изысканная игра прямых и косых линий. Примечательна композиция титульного листа, с отчётливым движением сверху вниз: строки словно цепляются друг за друга и ритмично перетекают одна в другую. Неприметная, но обаятельная деталь: предлог С в надписи «ВИД C МОСТА» художник разместил между двух строк слева, хотя для него вполне нашлось бы место и в первой, и во второй строке.
Ещё одна книга, вышедшая в издательстве «Искусство», обратила на себя внимание разночтениями внутреннего и внешнего оформления. Это путевые заметки Ильи Эренбурга (1960). Титульный лист и шмуцтитулы — вполне строгие, хотя и не без экспрессии, даже игривые. Титульный разворот сделан размашисто: содержание с чётной полосы переходит на нечётную. Общий заголовок собран в две строки, различные по числу букв, — сами строки художник выровнял по ширине, чего раньше он избегал. Но самое неожиданное — на переплёте. Здесь Збарский затушевал внутренние просветы в буквах о, я и других. Этот приём он ещё повторит в будущем.
Тогда же и в том же издательстве вышла книга Николая Воронина — небольшого объёма, но с длинным названием «Любите и сохраняйте памятники древнерусского искусства». Простор для художника! И ожидаемой была бы стилизация под допетровскую кириллицу, например полуустав. Но Лев Збарский сделал свой, оригинальный, хотя и намекающий по духу на древнерусское искусство леттеринг. На титульный лист можно было скопировать композицию с суперобложки, однако и здесь шрифт (тот же по стилистике), нарисован заново.
На титуле сборника стихотворений Евгения Евтушенко «Яблоко» («Советский писатель», 1960) шрифт похожего рисунка — нередкий у Збарского в то время. И вновь, казалось бы, по логике рядового технического редактора тех лет, обложка должна быть такой же. Однако художник предпочёл сделать её более строгой, разместив рядом начала имени и фамилии автора: «Евг.» и «Евт.».
Льву Збарскому в начале 60-х часто достаются сатирические или похожие произведения, которые требуют такого же оформления. Отметим две такие работы. В 1962 году он оформил для издательства «Искусство» сборник пьес Владимира Дыховичного под названием «Три истории о любви». На обложке и титуле мы видим искромётные, остроумные шрифтовые композиции. Вместе с рисунками они оживляют оформление, делают его близким сценическому решению.
Сборник памфлетов Лазаря Лагина «Съеденный архипелаг» («Советская Россия», 1963) — несколько необычный для советского книгоиздания. Художник избрал карикатурный, бойкий стиль оформления. И рисованный шрифт здесь сыграл важную роль, особенно внутри книги. Шмуцтитулы не просто наполнены, а скорее переполнены вычурным текстом.
В 1963 году в Гослитиздате вышла книга Овидия «Любовные элегии». Она прославила Збарского, а иллюстрации к ней стали классикой советского книжного искусства. Художник остроумно обыгрывает торжественный стиль римского монументального письма: сохраняя традиционную и впечатляющую разноширинность букв, он доводит её до пародии и создаёт игривый ритм, придавая некоторым знакам эксцентричную форму (обратите внимание на буквы S, R). Здесь узкие В, Б и Е необычайно рифмуются с широкими Л и М, а привычные круглые О и Ю всё гармонизируют.
В «Известиях» в 1961 году вышла огромная книга под названием «День мира». Она запечатлела события вторника 27 сентября 1960 года и повторила опыт 25-летней давности — тоже «День мира» — о вторнике 27 сентября 1935 года (инициатива Максима Горького). Книга посвящена XXII съезду КПСС, подготовлена большим коллективом журналистов-известинцев, подписана в печать 18 сентября 1961 года, обильно иллюстрированная как фотографиями, так и оригинальными рисунками. И художников было много: Эрнест Аронов, Феликс Збарский, Марк Клячко, Юрий Красный, В. Левинсон, Лев Подольский, В. Селиванов (главный художник). Последний — известинец, остальные — привлечённые, этакие единомышленники и возмутители спокойствия. Оформление коллективное, и не всегда легко разобраться, кто из художников что сделал. Очень хорош переплёт, к тому же прикрытый прозрачной суперобложкой, тоже с текстом. По рисунку шрифта на переплётной крышке и корешке можно предположить, что это работа Льва Збарского. Леттеринг здесь — особой контрастности.
День мира. Альманах. М.: Известия, 1961. Переплёт.
А через два года появилась книга — на наш взгляд, одна из лучших в портфолио Льва Збарского. Альманах «День поэзии» ежегодно выходил с 1956 года. Постепенно сложился его объём, формат (84×108/16), структура. Как правило, тома выходили в мягкой обложке. Но иногда, как в данном случае, в переплёте и суперобложке. Нередко альманах оформляли известные художники. И Лев Збарский однажды поучаствовал в нём. Это был «День поэзии — 1963» (издательство «Советский писатель»). Художник создал надписи, в которых большинство букв имеют либо одинаковый размер по ширине и высоте, либо ширина больше на 10–15%. Соотношение между основными и соединительными элементами едва ли не 30-кратное. Леттеринг получился красивый, гармоничный и очень современный. Необычна и композиция суперобложки: слова то горизонтальные, то вертикальные, отпечатаны в три краски. В том же духе художник выполнил авантитул и распашной титульный лист. Но вот на форзацах мы обнаруживаем совершенно иной почерк: множество автографов поэтов, но явно написанных одной рукой — быстрым пером Льва Збарского. Интересно, был ли у него перед глазами прототип всех автографов?..
Похожий стиль надписей был использован для оформления собрания сочинений Корнея Чуковского («Художественная литература», 1965–1969), сборника пьес Генриха Бёлля («Искусство», 1968) и некоторых других изданий.
Лев Збарский многократно участвовал в конструировании изданий. В 1965 году для издательства «Искусство» художник разработал макет серии «Архитектурно-художественные памятники городов СССР», «белой», как её называли. Не осталась незамеченной работа Збарского над альбомами «Русская деревянная скульптура» («Советский художник», 1967), «Фернан Леже. Мозаика. Витраж. Керамика. Гобелен» («Искусство», 1970), «Поэзия танца» («Искусство», 1971, совместно с Борисом Мессерером).
За 15 лет работы в книжном искусстве Лев Збарский оформил около 70 изданий. В большинстве из них использованы оригинальные шрифтовые решения. Как Юрий Герчук, леттеринг менялся от размашистой рукописности к классическим по характеру, близким к наборным шрифтам. Причина — «не только в том, что доходящая до нарочитой небрежности свобода почерка сыграла уже свою роль прямой реакции на академическую сухость шрифтов предшествующего периода и перестала теперь быть нужной. Просто по мере накопления опыта художник учится добиваться того же результата с меньшим нажимом, более простыми и строгими средствами».
В 1972 году Збарский перебрался в Израиль, в 1978 году — в США. Жил замкнуто, избегал общения с соотечественниками. Преподавал, что-то оформлял, но книжной графикой практически не занимался. Умер он год назад, 22 февраля 2016 года в одном из хосписов Нью-Йорка. Вскоре по российскому «Первому каналу» показали сериал «Красная королева», главной героиней которого стала Регина Колесникова, вторая жена художника, а сам он выведен в фильме под несколько изменённой фамилией — Барский.
«Я уверен, всё, что делал и делает Лёва Збарский, заслуживает пристального внимания. Когда-нибудь люди это оценят и воздадут должное художественному подвигу одинокого человека», — так Борис Мессерер о своём друге.
В шапке очерка использована иллюстрация Льва Збарского для суперобложки сборника эпиграмм Марциала (Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. Библиотека античной литературы. М.: Худ. лит., 1968).Буквица — Рустам Габбасов на основе леттеринга Льва Збарского.Редакция благодарит Мишу Белецкого за помощь в подготовке публикации.typejournal.ru
биография, творчество, личная жизнь и интересные факты :: SYL.ru
Лев Збарский – иллюстратор, который всю свою жизнь посвятил искусству. В годы своей молодости он был одним из членов общества, которые относились к богемным кругам, и эта среда обычно называлась «золотой молодежью». Его талант художника был рано замечен, поэтому он всегда был популярным.
Детские годы художника
Сведений о детских годах известного художника Льва Збарского немного. Известно, что при рождении он получил двойное имя: Феликс-Лев. Связано это было с тем, что отец будущего художника долгое время работал с телом Ленина, бальзамируя его. Вместе с биохимиком Борисом Збарским работали люди, которых тот уважал и восхищался ими. Поэтому и решил сына назвать их именами. Так получилось двойное имя известного и оригинального художника.
Об отце Феликса-Льва известно немногое. Он во время войны путешествовал вместе с телом вождя, которое, облачив в саркофаг, срочно вывозили в Тюмень. Отдельно вывозилось сердце вождя и его мозг, а профессор Борис Збарский все это сопровождал. За ним же отправилась и семья. И хотя Лев Збарский всю эту историю про вождя прекрасно знал, ни с отцом, ни с кем-либо другим никогда эту тему не обсуждал.
В Тюмени жизнь юного художника сильно изменилась. Прежде всего, в эвакуации ему нашли хорошего учителя рисования, который давал ему уроки. И вскоре мальчик стал самостоятельно писать прекрасные картины.
Образование художника
Когда семья вернулась в Москву в послевоенные годы, Лев Збарский стал ходить в замечательную столичную школу, был самым обыкновенным учеником. По ее окончании он поступил в столичный полиграфический институт. Но все-таки все это время он не бросал рисовать и вскоре стал заниматься этим профессионально.
Работал художник Лев Борисович Збарский графиком, а основным видом его деятельности было создание иллюстраций к книгам. Работал он много, казалось, что все ему дается очень легко. Но многие его коллеги видели и наблюдали, как, уже выполнив иллюстрацию, он вдруг начинал ее переделывать, добиваясь, чтобы она точно и верно передавала то, что было задумано.
Популярность и славу Лев Збарский заработал в 1956 году, когда им талантливо и художественно была оформлена книга Олеши. На тот момент ему едва исполнилось 25 лет. Особенно читателям запомнился голубь, изображенный на обложке. Птица напоминала о воздушности и безмятежности окружающего мира. Интересны были и остальные иллюстрации, которые создавали настоящий контраст с обложкой. Это были высокие дома, узенькие улочки, река и виды Петербурга, но все это было окутано туманом.
Поражают эти иллюстрации тем, что на них не было изображено ни одного живого существа, словно улицы совсем обезлюдели. Художник Лев Борисович Збарский так удивительно показал пейзаж, облаченный в камень, что невольно у зрителя появляется холодок и дрожь. Но это была не единственная работа популярного художника-иллюстратора.
Внешность знаменитого художника
Не только сведений о детстве гениального художника сохранилось мало, но и его фотографий практически нет. Но те, которые существуют, показывают, насколько этот человек был оригинален и отличался от других людей. Одна известная фотография, где изображен Лев Збарский, биография которого так интересна поклонникам его творчества, небольшая и черно-белая. На ней он молод и худощав.
Волосы полудлинные, густые брови вразлет. Обращают на себя внимание вытаращенные глаза и сигарета во рту. По его позе и мимике можно понять, что фото было сделано с юмором, а может быть, даже с небольшой сатирой на самого себя. Телосложение у него не спортивное, но движется он при этом легко. Одежда на нем всегда была дорогая, поэтому часто вызывала не только восхищение, но и зависть. Лев Збарский (художник) - это сильный мужчина, который производил на всех только хорошее впечатление.
Художественный талант
Впервые маленькие телезрители познакомились с работами Льва Борисовича в 1962 году, когда на экраны телевизоров вышел мультипликационный фильм «Баян», где Збарский стал художником-постановщиком. После этого еще выходили мультики художника Збарского.
Семейная жизнь художника
У художника была большая мастерская в самом центре столицы, и женщины были там частыми гостями. Лев Збарский, биография которого интересна и ярка, не был красивым мужчиной, но он всегда роскошно одевался и так же богато проводил свое свободное время. Поэтому женщины всегда первые обращали на него внимание. Одной из них стала известная и прелестная манекенщица Колесникова.
В то время Регина Николаевна была как раз на пике своей карьеры, поэтому она была востребована в работе и популярна среди мужчин, которые восхищались ее красотой. Она была умна, начитана и хорошо изъяснялась на французском языке. Однажды Лев Збарский, личная жизнь которого не складывалась, сделал ей предложение, и Регина Колесникова ответила согласием.
Но тут оказалось, что их планы на будущую жизнь совсем не совпадали. Так, Регина Збарская уже мечтала о тихой семейной жизни, детях. Но это не входило в планы самого художника, и он по-прежнему вел жизнь богемного человека. Они вместе ходили на светские приемы, но когда Регина забеременела, ей пришлось по настоянию мужа отказаться от радости материнства. В дальнейшем из-за этого она страдала психическим расстройством.
Женщины в жизни художника
Лев Збарский, биография, личная жизнь которого были известны многим, увлекался женщинами, особенно если они были красивы и привлекательны. Ради них он оставил свою жену, и вскоре в его жизни появилось новая пассия – Марианна Вертинская. Удивительно прелестна была эта актриса, но ее сильный и волевой характер часто отталкивал от нее людей. Все семья этой актрисы была известна стране, а сама она начала сниматься в 17 лет.
С этой актрисой Лев Борисович прожил целый год, а затем резко, без объяснений, с ней расстается и сразу же женится на другой актрисе – Людмиле Максаковой. С ней жизнь Льва Збарского резко меняется, так как в этом браке рождается ребенок – сын Максим. Сначала молодожены жили в художественной мастерской в самом центре столицы, но затем, после рождения ребенка, Людмила Васильевна переезжает с малышом к своим родителям, и им приходится на время расстаться.
Понимая, что она не может разрываться между ребенком и мастерской мужа, актриса тоже разводится со Львом Борисовичем. К этому времени первая жена художника уже умерла.
Эмиграция художника Збарского
Жизнь Збарского прекрасно складывается на Родине. У него есть уже не только огромнейшая и модная мастерская в центре столицы, но и великолепная дача в Серебряном бору. Друзей много, внимание женщин постоянно... Но однажды Лев Збарский, биография, личная жизнь которого интересует уже многих поклонников, удивил всех, решив навсегда уехать в Израиль. Эмигрирует он в 1972 году. Всем своим друзьям он объяснял, что в России ему просто стало скучно.
Его друг и писатель Севела помогает ему материально, поэтому уже в 1978 году он уезжает на постоянно место жительство в США. Он оборудует там новую мастерскую, но для россиян она навсегда оказывается закрытой.
На удивление всем, Лев Борисович ведет спокойную и тихую жизнь, лишь только по пятницам выходит из своей мастерской и посещает один из ресторанов, где всегда читает русские газеты. Но все-таки его посещали самые близкие друзья. Это и Максим Шостакович, композитор, с сыном, и К. Дорон, художник, и Н. Шевелева, кинорежиссер. Когда же СССР больше не стало, он никогда не приезжал в родную страну и больше никогда не видел ни сына, ни внука.
Смерть известного художника
Лев Борисович заболевает раком легких и в 2016 году умирает в Нью-Йорке. Умер он в ночь на двадцать второе февраля, ему уже исполнилось к этому времени 84 года. Похоронен на еврейском кладбище. На его похороны приехали внуки, которые при жизни никогда его не видели и никогда с ним не общались.
Книги и мультфильмы с его иллюстрациями до сих пор смотрят дети и радуются тому, насколько они живые и красочные. Творчество этого человека продолжает жить и радовать людей.
www.syl.ru
Художник Лев Збарский: биография. Картины Льва Збарского
Феликс-Лев Збарский (1931 – 2016) – график, иллюстратор, работал над созданием мультфильмов, был в молодости очень популярен и как художник, и как оригинальный человек в богемной состоятельной среде «золотой молодежи».
Детство
От него мало сохранилось фотографий, а также сведений о детстве. Видимо, в его окружении было не принято вспоминать о юных незрелых годах. Известно, что двойное имя он получил в память о тех людях, к которым его отец, Борис Збарский, видный биохимик, принимавший участие в бальзамировании В. И. Ленина, относился с уважением. Во время Великой Отечественной войны тело вождя в саркофаге было предположительно вывезено в Тюмень. Отдельно сохранялись мозг и сердце Ленина. Все сопровождал профессор Збарский. Сам Лев, хотя и знал, видимо, подробности, но никогда не вел разговоры на эти темы. Именно в этом городе Лев Збарский начал понемногу самостоятельно рисовать. Там же для него нашли учителя рисования, который во весь период эвакуации давал ему уроки.
Учеба и работа
Уже в Москве, после школы, он окончил полиграфический институт. Лев Збарский стал профессиональным художником-графиком, иллюстратором книг. Говорят, что работал он легко и быстро, но многое часто переделывал, добиваясь точности и верности передачи своего замысла. А известность и популярность получил, когда оформил книгу Олеши в 1956 году. Тогда ему исполнилось двадцать пять лет. Голубь на обложке изображен как бы одним росчерком пера. Птица, конечно, исполнена изумительно. Два повторяющихся овала – крыло и тело – создают удивительную воздушность, безмятежность и мягкость. И хочется посмотреть, какие иллюстрации в тексте. Но найти их оказалось невозможно. Однако встретились пейзажи Петербурга, как бы окутанные туманной мглой. Стройные ряды двух-трехэтажных домов на узких улочках, прямые каналы с тихой водой, мостики через них, но поражает одно – совсем нет людей и деревьев. То ли город обезлюдел, то ли на улице белая ночь. Но действительно все одето камнем, и от безжизненности пейзажа невольно холодеешь. Кроме того, Лев Збарский сделал иллюстрации к воспоминаниям французского певца и актера Ива Монтана «Солнцем полна голова», к пьесам Уильяма Сарояна.
Внешность художника
Почему-то сохранилось мало его фотографий. Есть одна известная – полудлинные волосы, брови вразлет, вытаращенные глаза, сигарета во рту. Он явно дурачился и позировал. А так говорят, что он был высок и худощав. Не спортивен. Тело двигалось развинченно и свободно, но с небрежной грацией. Такой был Збарский Лев Борисович. Кроме того, одевался он дорого, во все самое лучшее, вызывавшее восхищение. Одежда была из Италии, Франции, Англии – это был стильный артистичный мужчина, производивший впечатление и на женщин и на мужчин. Это – настоящий светский лев.
Лев Збарский – художник
В 1962 году выходит кукольный мультфильм «Баня» на основе пьесы Владимира Маяковского. Режиссером был Сергей Юткевич, музыку написал Родион Щедрин, а художником-постановщиком стал Збарский Лев Борисович. Суть мультфильма состояла в критике советской бюрократии – родине не нужна машина времени, которую изобрели наши современные «левши», а Запад ее выпрашивает у них. Все хотят увидеть начальника Победоносикова, чтобы получить от него разрешение на путешествие в будущее. Но на страже стоит его секретарь и никого не допускает до начальственного тела. Из машины времени вдруг является женщина, которая зовет лучших людей в 30-е годы двадцать первого века. Им там встретится первый космонавт, а все бюрократы полетят в мусор. На следующий год выходит новая картина – мультфильм «Москвичок». Это забавная история о тех, кто нарушает правила дорожного движения. И, наконец, картина «Страна Оркестрия» (1964) – кукольный мультфильм, в котором оживают музыкальные инструменты. К ним на гастроли из западных стран приезжает Саксофон. Везде развешаны его афиши, плакаты – он мастер рекламы. Но музыка у Саксофона и Гитары плохая, и его ждет провал.
Первый брак
Не будучи красавцем, всегда вращался в светской «тусовке» того времени Лев Збарский. Личная жизнь у него была довольно беспорядочной. Мало того, что у него была огромная модная мастерская в центре Москвы на улице Воровского площадью двести кв. м, так еще все свободное время он проводил с друзьями в кафе «Националь» или в ВТО. Женщины сами обращали на него внимание. Так случилось с самой красивой манекенщицей того времени Региной Николаевной Колесниковой. Она была на пике своей карьеры. Иностранные модельеры, когда стали возможны показы русской моды за рубежом, называли ее русской Софи Лорен. Регина прекрасно говорила с ними на французском языке. Манекенщица и художник поженились. Регина Збарская мечтала о спокойной семейной жизни, о детях. Но муж ввел ее в свой круг друзей, среди которых был, например, Борис Мессерер, родственник Майи Плисецкой, брал жену на официальные приемы, вел по-прежнему веселый легкий богемный образ жизни, и никакие дети и тишина его не интересовали. Так и не сбылась мечта Регины о тихой семейной жизни. По настоянию мужа Регине пришлось лишиться ребенка, когда она забеременела. Это впоследствии скажется на ее душевном здоровье.
Красивые женщины в жизни художника
А потом Збарский Лев Борисович увлекся красавицей актрисой Марианной Вертинской и оставил жену. Марианна была удивительной – рыжие сверкающие на солнце волосы, голубые глаза цвета неба, сильный характер, который притягивал, а не отталкивал людей. С семнадцати лет она снималась в кино. Ее и ее младшую сестру, как, впрочем, отца и мать, знала вся страна. Целый год они провели вместе. Позже он женится на другой актрисе Людмиле Максаковой. Вот тут Регину Збарскую ждет удар – в этом браке родился сын Максим. Но и здесь нормальной жизни не получилось. Молодые сначала жили в мастерской художника, а когда родился ребенок, то Людмила Васильевна перевезла малыша к себе домой. Муж с любимой мастерской не расстался. Людмиле пришлось жить на два дома. После спектаклей она забегала в мастерскую, чтобы привести все в порядок, а затем мчалась к ребенку. Такая жизнь долго не могла продолжаться, и Людмила приняла решение развестись. А тем временем Регина Збарская погибала, принимая транквилизаторы.
Эмиграция
В 1972 году, имея на Родине немало – положение, круг друзей, собственность (мастерскую, прекрасную дачу в Серебряном бору), Лев Збарский, художник, биография которого великолепно складывалась, навсегда оставляет страну и уезжает сначала в Израиль. Как объясняют друзья, ему стало просто скучно. Израильский писатель Эфраим Севела дал ему денег на покупку огромного чердачного помещения в Америке – лофта, и в 1978 г он переезжает в США. Так у художника появилась современная светлая огромная мастерская, оборудованная по его вкусу. Затем жизнь Льва Збарского на Манхеттене становится закрытой для людей, живущих в России. Известно, что, живя в Нью-Йорке, он любил посещать по пятницам ресторан «Русский самовар», хозяйка которого была его другом, и просматривать в нем русские газеты. Его навещали только очень близкие друзья. Это был Максим Шостакович и его сын Дмитрий, режиссер Нина Шевелева, художник Кирилл Дорон. После распада СССР он ни разу не приехал ни в Москву, ни в Ленинград. Он не встречался ни с сыном, ни с внуком.
Болезнь и смерть
Заболев раком легких, Лев Збарский, биография которого в нашем изложении подходит к концу, умирает 22 февраля 2016 года в Нью-Йорке. Он прожил долгую жизнь. Ему было 84 года. Он похоронен на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. На его похоронах присутствовали шестнадцатилетняя внучка Анна Максакова и двадцатипятилетний внук Петр Максаков, который приехал к своей жене Галине, дочери Валентина Юдашкина, которая готовилась к родам. Внуки деда живым никогда не видели.
Поминки по Льву Збарскому состоялись в «Сигарном» зале второго этажа ресторана «Русский самовар», который он некогда проектировал. Слова, сказанные на поминках, были теплы и грустны. Была отдана дань его таланту.
загрузка...
worldfb.ru
биография, творчество, личная жизнь и интересные факты
Лев Збарский – иллюстратор, который всю свою жизнь посвятил искусству. В годы своей молодости он был одним из членов общества, которые относились к богемным кругам, и эта среда обычно называлась «золотой молодежью». Его талант художника был рано замечен, поэтому он всегда был популярным.
Детские годы художника
Сведений о детских годах известного художника Льва Збарского немного. Известно, что при рождении он получил двойное имя: Феликс-Лев. Связано это было с тем, что отец будущего художника долгое время работал с телом Ленина, бальзамируя его. Вместе с биохимиком Борисом Збарским работали люди, которых тот уважал и восхищался ими. Поэтому и решил сына назвать их именами. Так получилось двойное имя известного и оригинального художника.Об отце Феликса-Льва известно немногое. Он во время войны путешествовал вместе с телом вождя, которое, облачив в саркофаг, срочно вывозили в Тюмень. Отдельно вывозилось сердце вождя и его мозг, а профессор Борис Збарский все это сопровождал. За ним же отправилась и семья. И хотя Лев Збарский всю эту историю про вождя прекрасно знал, ни с отцом, ни с кем-либо другим никогда эту тему не обсуждал.В Тюмени жизнь юного художника сильно изменилась. Прежде всего, в эвакуации ему нашли хорошего учителя рисования, который давал ему уроки. И вскоре мальчик стал самостоятельно писать прекрасные картины.
Образование художника
Когда семья вернулась в Москву в послевоенные годы, Лев Збарский стал ходить в замечательную столичную школу, был самым обыкновенным учеником. По ее окончании он поступил в столичный полиграфический институт. Но все-таки все это время он не бросал рисовать и вскоре стал заниматься этим профессионально.Работал художник Лев Борисович Збарский графиком, а основным видом его деятельности было создание иллюстраций к книгам. Работал он много, казалось, что все ему дается очень легко. Но многие его коллеги видели и наблюдали, как, уже выполнив иллюстрацию, он вдруг начинал ее переделывать, добиваясь, чтобы она точно и верно передавала то, что было задумано.Популярность и славу Лев Збарский заработал в 1956 году, когда им талантливо и художественно была оформлена книга Олеши. На тот момент ему едва исполнилось 25 лет. Особенно читателям запомнился голубь, изображенный на обложке. Птица напоминала о воздушности и безмятежности окружающего мира. Интересны были и остальные иллюстрации, которые создавали настоящий контраст с обложкой. Это были высокие дома, узенькие улочки, река и виды Петербурга, но все это было окутано туманом.
Поражают эти иллюстрации тем, что на них не было изображено ни одного живого существа, словно улицы совсем обезлюдели. Художник Лев Борисович Збарский так удивительно показал пейзаж, облаченный в камень, что невольно у зрителя появляется холодок и дрожь. Но это была не единственная работа популярного художника-иллюстратора.
Внешность знаменитого художника
Не только сведений о детстве гениального художника сохранилось мало, но и его фотографий практически нет. Но те, которые существуют, показывают, насколько этот человек был оригинален и отличался от других людей. Одна известная фотография, где изображен Лев Збарский, биография которого так интересна поклонникам его творчества, небольшая и черно-белая. На ней он молод и худощав.Волосы полудлинные, густые брови вразлет. Обращают на себя внимание вытаращенные глаза и сигарета во рту. По его позе и мимике можно понять, что фото было сделано с юмором, а может быть, даже с небольшой сатирой на самого себя. Телосложение у него не спортивное, но движется он при этом легко. Одежда на нем всегда была дорогая, поэтому часто вызывала не только восхищение, но и зависть. Лев Збарский (художник) - это сильный мужчина, который производил на всех только хорошее впечатление.
Художественный талант
Впервые маленькие телезрители познакомились с работами Льва Борисовича в 1962 году, когда на экраны телевизоров вышел мультипликационный фильм «Баян», где Збарский стал художником-постановщиком. После этого еще выходили мультики художника Збарского.Семейная жизнь художника
У художника была большая мастерская в самом центре столицы, и женщины были там частыми гостями. Лев Збарский, биография которого интересна и ярка, не был красивым мужчиной, но он всегда роскошно одевался и так же богато проводил свое свободное время. Поэтому женщины всегда первые обращали на него внимание. Одной из них стала известная и прелестная манекенщица Колесникова.В то время Регина Николаевна была как раз на пике своей карьеры, поэтому она была востребована в работе и популярна среди мужчин, которые восхищались ее красотой. Она была умна, начитана и хорошо изъяснялась на французском языке. Однажды Лев Збарский, личная жизнь которого не складывалась, сделал ей предложение, и Регина Колесникова ответила согласием.Но тут оказалось, что их планы на будущую жизнь совсем не совпадали. Так, Регина Збарская уже мечтала о тихой семейной жизни, детях. Но это не входило в планы самого художника, и он по-прежнему вел жизнь богемного человека. Они вместе ходили на светские приемы, но когда Регина забеременела, ей пришлось по настоянию мужа отказаться от радости материнства. В дальнейшем из-за этого она страдала психическим расстройством.
Женщины в жизни художника
Лев Збарский, биография, личная жизнь которого были известны многим, увлекался женщинами, особенно если они были красивы и привлекательны. Ради них он оставил свою жену, и вскоре в его жизни появилось новая пассия – Марианна Вертинская. Удивительно прелестна была эта актриса, но ее сильный и волевой характер часто отталкивал от нее людей. Все семья этой актрисы была известна стране, а сама она начала сниматься в 17 лет.С этой актрисой Лев Борисович прожил целый год, а затем резко, без объяснений, с ней расстается и сразу же женится на другой актрисе – Людмиле Максаковой. С ней жизнь Льва Збарского резко меняется, так как в этом браке рождается ребенок – сын Максим. Сначала молодожены жили в художественной мастерской в самом центре столицы, но затем, после рождения ребенка, Людмила Васильевна переезжает с малышом к своим родителям, и им приходится на время расстаться.Понимая, что она не может разрываться между ребенком и мастерской мужа, актриса тоже разводится со Львом Борисовичем. К этому времени первая жена художника уже умерла.
Эмиграция художника Збарского
Жизнь Збарского прекрасно складывается на Родине. У него есть уже не только огромнейшая и модная мастерская в центре столицы, но и великолепная дача в Серебряном бору. Друзей много, внимание женщин постоянно... Но однажды Лев Збарский, биография, личная жизнь которого интересует уже многих поклонников, удивил всех, решив навсегда уехать в Израиль. Эмигрирует он в 1972 году. Всем своим друзьям он объяснял, что в России ему просто стало скучно.Его друг и писатель Севела помогает ему материально, поэтому уже в 1978 году он уезжает на постоянно место жительство в США. Он оборудует там новую мастерскую, но для россиян она навсегда оказывается закрытой.На удивление всем, Лев Борисович ведет спокойную и тихую жизнь, лишь только по пятницам выходит из своей мастерской и посещает один из ресторанов, где всегда читает русские газеты. Но все-таки его посещали самые близкие друзья. Это и Максим Шостакович, композитор, с сыном, и К. Дорон, художник, и Н. Шевелева, кинорежиссер. Когда же СССР больше не стало, он никогда не приезжал в родную страну и больше никогда не видел ни сына, ни внука.Смерть известного художника
Лев Борисович заболевает раком легких и в 2016 году умирает в Нью-Йорке. Умер он в ночь на двадцать второе февраля, ему уже исполнилось к этому времени 84 года. Похоронен на еврейском кладбище. На его похороны приехали внуки, которые при жизни никогда его не видели и никогда с ним не общались.Книги и мультфильмы с его иллюстрациями до сих пор смотрят дети и радуются тому, насколько они живые и красочные. Творчество этого человека продолжает жить и радовать людей.
Источник
www.obovsyom.ru
Художник Лев Збарский: биография. Картины Льва Збарского
Искусство и развлечения 13 марта 2016Феликс-Лев Збарский (1931 – 2016) – график, иллюстратор, работал над созданием мультфильмов, был в молодости очень популярен и как художник, и как оригинальный человек в богемной состоятельной среде «золотой молодежи».
Детство
От него мало сохранилось фотографий, а также сведений о детстве. Видимо, в его окружении было не принято вспоминать о юных незрелых годах. Известно, что двойное имя он получил в память о тех людях, к которым его отец, Борис Збарский, видный биохимик, принимавший участие в бальзамировании В. И. Ленина, относился с уважением. Во время Великой Отечественной войны тело вождя в саркофаге было предположительно вывезено в Тюмень. Отдельно сохранялись мозг и сердце Ленина. Все сопровождал профессор Збарский. Сам Лев, хотя и знал, видимо, подробности, но никогда не вел разговоры на эти темы. Именно в этом городе Лев Збарский начал понемногу самостоятельно рисовать. Там же для него нашли учителя рисования, который во весь период эвакуации давал ему уроки.
Учеба и работа
Уже в Москве, после школы, он окончил полиграфический институт. Лев Збарский стал профессиональным художником-графиком, иллюстратором книг. Говорят, что работал он легко и быстро, но многое часто переделывал, добиваясь точности и верности передачи своего замысла. А известность и популярность получил, когда оформил книгу Олеши в 1956 году. Тогда ему исполнилось двадцать пять лет. Голубь на обложке изображен как бы одним росчерком пера. Птица, конечно, исполнена изумительно. Два повторяющихся овала – крыло и тело – создают удивительную воздушность, безмятежность и мягкость. И хочется посмотреть, какие иллюстрации в тексте. Но найти их оказалось невозможно. Однако встретились пейзажи Петербурга, как бы окутанные туманной мглой. Стройные ряды двух-трехэтажных домов на узких улочках, прямые каналы с тихой водой, мостики через них, но поражает одно – совсем нет людей и деревьев. То ли город обезлюдел, то ли на улице белая ночь. Но действительно все одето камнем, и от безжизненности пейзажа невольно холодеешь. Кроме того, Лев Збарский сделал иллюстрации к воспоминаниям французского певца и актера Ива Монтана «Солнцем полна голова», к пьесам Уильяма Сарояна.
Видео по теме
Внешность художника
Почему-то сохранилось мало его фотографий. Есть одна известная – полудлинные волосы, брови вразлет, вытаращенные глаза, сигарета во рту. Он явно дурачился и позировал. А так говорят, что он был высок и худощав. Не спортивен. Тело двигалось развинченно и свободно, но с небрежной грацией. Такой был Збарский Лев Борисович. Кроме того, одевался он дорого, во все самое лучшее, вызывавшее восхищение. Одежда была из Италии, Франции, Англии – это был стильный артистичный мужчина, производивший впечатление и на женщин и на мужчин. Это – настоящий светский лев.
Лев Збарский – художник
В 1962 году выходит кукольный мультфильм «Баня» на основе пьесы Владимира Маяковского. Режиссером был Сергей Юткевич, музыку написал Родион Щедрин, а художником-постановщиком стал Збарский Лев Борисович. Суть мультфильма состояла в критике советской бюрократии – родине не нужна машина времени, которую изобрели наши современные «левши», а Запад ее выпрашивает у них. Все хотят увидеть начальника Победоносикова, чтобы получить от него разрешение на путешествие в будущее. Но на страже стоит его секретарь и никого не допускает до начальственного тела. Из машины времени вдруг является женщина, которая зовет лучших людей в 30-е годы двадцать первого века. Им там встретится первый космонавт, а все бюрократы полетят в мусор. На следующий год выходит новая картина – мультфильм «Москвичок». Это забавная история о тех, кто нарушает правила дорожного движения. И, наконец, картина «Страна Оркестрия» (1964) – кукольный мультфильм, в котором оживают музыкальные инструменты. К ним на гастроли из западных стран приезжает Саксофон. Везде развешаны его афиши, плакаты – он мастер рекламы. Но музыка у Саксофона и Гитары плохая, и его ждет провал.
Первый брак
Не будучи красавцем, всегда вращался в светской «тусовке» того времени Лев Збарский. Личная жизнь у него была довольно беспорядочной. Мало того, что у него была огромная модная мастерская в центре Москвы на улице Воровского площадью двести кв. м, так еще все свободное время он проводил с друзьями в кафе «Националь» или в ВТО. Женщины сами обращали на него внимание. Так случилось с самой красивой манекенщицей того времени Региной Николаевной Колесниковой. Она была на пике своей карьеры. Иностранные модельеры, когда стали возможны показы русской моды за рубежом, называли ее русской Софи Лорен. Регина прекрасно говорила с ними на французском языке. Манекенщица и художник поженились. Регина Збарская мечтала о спокойной семейной жизни, о детях. Но муж ввел ее в свой круг друзей, среди которых был, например, Борис Мессерер, родственник Майи Плисецкой, брал жену на официальные приемы, вел по-прежнему веселый легкий богемный образ жизни, и никакие дети и тишина его не интересовали. Так и не сбылась мечта Регины о тихой семейной жизни. По настоянию мужа Регине пришлось лишиться ребенка, когда она забеременела. Это впоследствии скажется на ее душевном здоровье.
Красивые женщины в жизни художника
А потом Збарский Лев Борисович увлекся красавицей актрисой Марианной Вертинской и оставил жену. Марианна была удивительной – рыжие сверкающие на солнце волосы, голубые глаза цвета неба, сильный характер, который притягивал, а не отталкивал людей. С семнадцати лет она снималась в кино. Ее и ее младшую сестру, как, впрочем, отца и мать, знала вся страна. Целый год они провели вместе. Позже он женится на другой актрисе Людмиле Максаковой. Вот тут Регину Збарскую ждет удар – в этом браке родился сын Максим. Но и здесь нормальной жизни не получилось. Молодые сначала жили в мастерской художника, а когда родился ребенок, то Людмила Васильевна перевезла малыша к себе домой. Муж с любимой мастерской не расстался. Людмиле пришлось жить на два дома. После спектаклей она забегала в мастерскую, чтобы привести все в порядок, а затем мчалась к ребенку. Такая жизнь долго не могла продолжаться, и Людмила приняла решение развестись. А тем временем Регина Збарская погибала, принимая транквилизаторы.
Эмиграция
В 1972 году, имея на Родине немало – положение, круг друзей, собственность (мастерскую, прекрасную дачу в Серебряном бору), Лев Збарский, художник, биография которого великолепно складывалась, навсегда оставляет страну и уезжает сначала в Израиль. Как объясняют друзья, ему стало просто скучно. Израильский писатель Эфраим Севела дал ему денег на покупку огромного чердачного помещения в Америке – лофта, и в 1978 г он переезжает в США. Так у художника появилась современная светлая огромная мастерская, оборудованная по его вкусу. Затем жизнь Льва Збарского на Манхеттене становится закрытой для людей, живущих в России. Известно, что, живя в Нью-Йорке, он любил посещать по пятницам ресторан «Русский самовар», хозяйка которого была его другом, и просматривать в нем русские газеты. Его навещали только очень близкие друзья. Это был Максим Шостакович и его сын Дмитрий, режиссер Нина Шевелева, художник Кирилл Дорон. После распада СССР он ни разу не приехал ни в Москву, ни в Ленинград. Он не встречался ни с сыном, ни с внуком.
Болезнь и смерть
Заболев раком легких, Лев Збарский, биография которого в нашем изложении подходит к концу, умирает 22 февраля 2016 года в Нью-Йорке. Он прожил долгую жизнь. Ему было 84 года. Он похоронен на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. На его похоронах присутствовали шестнадцатилетняя внучка Анна Максакова и двадцатипятилетний внук Петр Максаков, который приехал к своей жене Галине, дочери Валентина Юдашкина, которая готовилась к родам. Внуки деда живым никогда не видели.
Поминки по Льву Збарскому состоялись в «Сигарном» зале второго этажа ресторана «Русский самовар», который он некогда проектировал. Слова, сказанные на поминках, были теплы и грустны. Была отдана дань его таланту.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Виктор Попков - советский художник: биография, картины. Попков Виктор Ефимович (1932-1974)Виктор Попков – художник-живописец и график, автор талантливых своеобразных работ, многие из которых представлены в Третьяковской галерее. Ребенком пережив страшную войну, в своих картинах он передал суровую дей...
Искусство и развлечения Художник Пивоваров Виктор Дмитриевич: биография, картины, фотоВиктор Дмитриевич Пивоваров – российский и советский художник, которого можно считать одним из основоположников концептуализма в Москве. На данный момент несколько циклов его картин, получив широкую известность,...
Искусство и развлечения Художник Бакст Лев Самойлович: биография, творчествоБакст Лев - белорус по происхождению, русский по духу, проживший много лет во Франции, в истории известный как выдающийся российский художник, театральный график, сценограф. Его творчество предвосхищает многие тенденц...
Искусство и развлечения Константин Маковский: жизнь и творчество художника. Константин Маковский: лучшие картины, биографияБиография художника Маковского Константина сегодня затенена его выдающимся братом Владимиром – известным представителем передвижников. Однако Константин оставил заметный след в искусстве, будучи серьезным, самос...
Искусство и развлечения Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизниНико Пиросмани – художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил...
Искусство и развлечения Художник-импрессионист Эдгар Дега: картины, скульптуры и биографияХудожник импрессионист Эдгар Дега появился на свет в столице Франции, его отцом был банкир. Рисованию мальчик учился в Школе изящных искусств. Его талант был заметен уже с детства, но создавать настоящие шедевры он на...
Искусство и развлечения Американский художник Эдвард Хоппер: биография, творчество, картины и интересные фактыКаждая национальная школа живописи может отметить нескольких своих лучших представителей. Как русская живопись ХХ века невозможна без Малевича, так и американская - без Эдварда Хоппера....
Бизнес Лев Хасис: биография, личная жизнь, карьраЕго считают настоящим трудоголиком, поскольку он уделяет работе максимум времени. Это качество и помогло ему стать одной из самых авторитетных персон в отечественной торговле. А в прошлом он массовик-затейник, глава р...
Духовное развитие Французский оккультист и таролог Леви Элифас: биография, книги, достижения и открытияВ истории человечества встречались многие деятели, изобретатели и первооткрыватели, которые внесли свой вклад в развитие совершенно разных сфер. Среди магии и эзотерических наук таким деятелем стал Элифас Леви. Многие...
Искусство и развлечения Ватто (художник): фото и биографияАнтуан Ватто – художник, биография которого описана в данной статье. Он был одним из самых оригинальных и известных в 18 веке. И стал создателем нового стиля – рококо, основанного на традициях голландского...
monateka.com
Художник Лев Збарский: биография. Картины Льва Збарского
Феликс-Лев Збарский (1931 – 2016) – график, иллюстратор, работал над созданием мультфильмов, был в молодости очень популярен и как художник, и как оригинальный человек в богемной состоятельной среде «золотой молодежи».
Детство
От него мало сохранилось фотографий, а также сведений о детстве. Видимо, в его окружении было не принято вспоминать о юных незрелых годах. Известно, что двойное имя он получил в память о тех людях, к которым его отец, Борис Збарский, видный биохимик, принимавший участие в бальзамировании В. И. Ленина, относился с уважением. Во время Великой Отечественной войны тело вождя в саркофаге было предположительно вывезено в Тюмень. Отдельно сохранялись мозг и сердце Ленина. Все сопровождал профессор Збарский. Сам Лев, хотя и знал, видимо, подробности, но никогда не вел разговоры на эти темы. Именно в этом городе Лев Збарский начал понемногу самостоятельно рисовать. Там же для него нашли учителя рисования, который во весь период эвакуации давал ему уроки.
Учеба и работа
Уже в Москве, после школы, он окончил полиграфический институт. Лев Збарский стал профессиональным художником-графиком, иллюстратором книг. Говорят, что работал он легко и быстро, но многое часто переделывал, добиваясь точности и верности передачи своего замысла. А известность и популярность получил, когда оформил книгу Олеши в 1956 году. Тогда ему исполнилось двадцать пять лет. Голубь на обложке изображен как бы одним росчерком пера. Птица, конечно, исполнена изумительно. Два повторяющихся овала – крыло и тело – создают удивительную воздушность, безмятежность и мягкость. И хочется посмотреть, какие иллюстрации в тексте. Но найти их оказалось невозможно. Однако встретились пейзажи Петербурга, как бы окутанные туманной мглой. Стройные ряды двух-трехэтажных домов на узких улочках, прямые каналы с тихой водой, мостики через них, но поражает одно – совсем нет людей и деревьев. То ли город обезлюдел, то ли на улице белая ночь. Но действительно все одето камнем, и от безжизненности пейзажа невольно холодеешь. Кроме того, Лев Збарский сделал иллюстрации к воспоминаниям французского певца и актера Ива Монтана «Солнцем полна голова», к пьесам Уильяма Сарояна.
Внешность художника
Почему-то сохранилось мало его фотографий. Есть одна известная – полудлинные волосы, брови вразлет, вытаращенные глаза, сигарета во рту. Он явно дурачился и позировал. А так говорят, что он был высок и худощав. Не спортивен. Тело двигалось развинченно и свободно, но с небрежной грацией. Такой был Збарский Лев Борисович. Кроме того, одевался он дорого, во все самое лучшее, вызывавшее восхищение. Одежда была из Италии, Франции, Англии – это был стильный артистичный мужчина, производивший впечатление и на женщин и на мужчин. Это – настоящий светский лев.
Лев Збарский – художник
В 1962 году выходит кукольный мультфильм «Баня» на основе пьесы Владимира Маяковского. Режиссером был Сергей Юткевич, музыку написал Родион Щедрин, а художником-постановщиком стал Збарский Лев Борисович. Суть мультфильма состояла в критике советской бюрократии – родине не нужна машина времени, которую изобрели наши современные «левши», а Запад ее выпрашивает у них. Все хотят увидеть начальника Победоносикова, чтобы получить от него разрешение на путешествие в будущее. Но на страже стоит его секретарь и никого не допускает до начальственного тела. Из машины времени вдруг является женщина, которая зовет лучших людей в 30-е годы двадцать первого века. Им там встретится первый космонавт, а все бюрократы полетят в мусор. На следующий год выходит новая картина – мультфильм «Москвичок». Это забавная история о тех, кто нарушает правила дорожного движения. И, наконец, картина «Страна Оркестрия» (1964) – кукольный мультфильм, в котором оживают музыкальные инструменты. К ним на гастроли из западных стран приезжает Саксофон. Везде развешаны его афиши, плакаты – он мастер рекламы. Но музыка у Саксофона и Гитары плохая, и его ждет провал.
Первый брак
Не будучи красавцем, всегда вращался в светской «тусовке» того времени Лев Збарский. Личная жизнь у него была довольно беспорядочной. Мало того, что у него была огромная модная мастерская в центре Москвы на улице Воровского площадью двести кв. м, так еще все свободное время он проводил с друзьями в кафе «Националь» или в ВТО. Женщины сами обращали на него внимание. Так случилось с самой красивой манекенщицей того времени Региной Николаевной Колесниковой. Она была на пике своей карьеры. Иностранные модельеры, когда стали возможны показы русской моды за рубежом, называли ее русской Софи Лорен. Регина прекрасно говорила с ними на французском языке. Манекенщица и художник поженились. Регина Збарская мечтала о спокойной семейной жизни, о детях. Но муж ввел ее в свой круг друзей, среди которых был, например, Борис Мессерер, родственник Майи Плисецкой, брал жену на официальные приемы, вел по-прежнему веселый легкий богемный образ жизни, и никакие дети и тишина его не интересовали. Так и не сбылась мечта Регины о тихой семейной жизни. По настоянию мужа Регине пришлось лишиться ребенка, когда она забеременела. Это впоследствии скажется на ее душевном здоровье.
Красивые женщины в жизни художника
А потом Збарский Лев Борисович увлекся красавицей актрисой Марианной Вертинской и оставил жену. Марианна была удивительной – рыжие сверкающие на солнце волосы, голубые глаза цвета неба, сильный характер, который притягивал, а не отталкивал людей. С семнадцати лет она снималась в кино. Ее и ее младшую сестру, как, впрочем, отца и мать, знала вся страна. Целый год они провели вместе. Позже он женится на другой актрисе Людмиле Максаковой. Вот тут Регину Збарскую ждет удар – в этом браке родился сын Максим. Но и здесь нормальной жизни не получилось. Молодые сначала жили в мастерской художника, а когда родился ребенок, то Людмила Васильевна перевезла малыша к себе домой. Муж с любимой мастерской не расстался. Людмиле пришлось жить на два дома. После спектаклей она забегала в мастерскую, чтобы привести все в порядок, а затем мчалась к ребенку. Такая жизнь долго не могла продолжаться, и Людмила приняла решение развестись. А тем временем Регина Збарская погибала, принимая транквилизаторы.
Эмиграция
В 1972 году, имея на Родине немало – положение, круг друзей, собственность (мастерскую, прекрасную дачу в Серебряном бору), Лев Збарский, художник, биография которого великолепно складывалась, навсегда оставляет страну и уезжает сначала в Израиль. Как объясняют друзья, ему стало просто скучно. Израильский писатель Эфраим Севела дал ему денег на покупку огромного чердачного помещения в Америке – лофта, и в 1978 г он переезжает в США. Так у художника появилась современная светлая огромная мастерская, оборудованная по его вкусу. Затем жизнь Льва Збарского на Манхеттене становится закрытой для людей, живущих в России. Известно, что, живя в Нью-Йорке, он любил посещать по пятницам ресторан «Русский самовар», хозяйка которого была его другом, и просматривать в нем русские газеты. Его навещали только очень близкие друзья. Это был Максим Шостакович и его сын Дмитрий, режиссер Нина Шевелева, художник Кирилл Дорон. После распада СССР он ни разу не приехал ни в Москву, ни в Ленинград. Он не встречался ни с сыном, ни с внуком.
Болезнь и смерть
Заболев раком легких, Лев Збарский, биография которого в нашем изложении подходит к концу, умирает 22 февраля 2016 года в Нью-Йорке. Он прожил долгую жизнь. Ему было 84 года. Он похоронен на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. На его похоронах присутствовали шестнадцатилетняя внучка Анна Максакова и двадцатипятилетний внук Петр Максаков, который приехал к своей жене Галине, дочери Валентина Юдашкина, которая готовилась к родам. Внуки деда живым никогда не видели.
Поминки по Льву Збарскому состоялись в «Сигарном» зале второго этажа ресторана «Русский самовар», который он некогда проектировал. Слова, сказанные на поминках, были теплы и грустны. Была отдана дань его таланту.
загрузка...
fjord12.ru