Композитор Антонио Вивальди: биография и творчество. Картины вивальди
Композитор Антонио Вивальди: биография и творчество
Наиболее ярким представителем итальянского скрипичного искусства XVIII века считается католический священник, композитор, дирижёр, педагог и скрипач Антонио Вивальди, биография и творчество которого до сих пор интересуют многих профессионалов и любителей. В Европе он получил признание ещё при жизни.
Творчество Антонио Вивальди наиболее популярно благодаря интрументальным, особенно скрипичным концертам. Но вместе с этим он считается непревзойдённым мастером и в других жанрах, таких как опера, кончерто гроссо.
Детство Вивальди
Долгое время дата рождения композитора оставалась загадкой для биографов, но в середине прошлого века, благодаря найденным церковным записям, она установлена точно. 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста родился первый ребёнок Антонио Вивальди. Биография его до сих пор полна тайн и противоречий. Из-за хилости и угрозы смерти мальчик был крещён акушеркой в день рождения.
Талант ребёнка проявился рано, уже в десятилетнем возрасте Антонио заменял отца в периоды его отсутствия в капелле собора. Первое сочинение у ребёнка появилось уже в тринадцатилетнем возрасте. Именно родитель мальчика и стал его первым учителем, а его служба в церкви повлияла на выбор карьеры.
Юные годы
Пятнадцати с половиной лет от роду он получил низшую степень священства, по которой он имел право открывать ворота церкви. А несколько лет спустя Антонио заслужил звание священника, а также право служить обедню. В это время он приобрёл славу виртуозного скрипача. Но уже через год он не хотел служить мессу из-за физического недомогания, хотя некоторые его современники утверждали, что он притворялся, используя это время для написания в ризнице своих музыкальных композиций. Именно за такое поведение он и был отрешён от церкви, что вызвало большое количество пересудов.
Венецианская "консерватория"
В 1703 году Антонио Вивальди (краткая биография которого в сане священника на этом была закончена) был приглашён в одну из лучших венецианских консерваторий. Это послужило началом педагогической и творческой деятельности молодого человека.
Оказавшись в среде блистательных музыкальных традиций, он написал большое количество сочинений светской и духовной инструментальной музыки, преподавал теорию музыки, репетировал с оркестром, занимался с хористами, дирижировал концертами. Из-за многогранной и плодотворной деятельности Антонио его консерватория стала заметна среди других.
Начало композиторского пути
В первые годы работы Антонио Вивальди, биография и творчество которого были насыщены сочинением большого количества инструментальных пьес, предстал перед обширной публикой и музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. А немного позднее издательство опубликовало ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем содержалось такое же количество сонат для скрипки с чембало.
В 33 года Вивальди приобретает славу уже далеко за пределами родного города. В это время он имеет твёрдый оклад и становится главным руководителем концерта воспитанниц. Его произведения слушают датские вельможи и даже король.
Далеко за пределами страны начинают исполняться и издаваться его произведения. Впервые в Голландии выходит его опус из двенадцати концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Наиболее исполняемыми являются лучшие произведения данного опуса.
Новизной, яркостью ощущений и образов поражает современников музыка Антонио Вивальди. Биография его в этот период становится насыщеннее, а творческая деятельность – успешнее.
Оперное творчество
Уже в возрасте 35 лет он является главным композитором "Пиеты". Это обязывает Вивальди регулярно сочинять музыку для учащихся. Одновременно с этим он решает обратиться к неизведанному для себя жанру – опере. Ещё долгие годы она будет наиболее значимой сферой его деятельности.
Для того чтобы поставить в Винченце свою первую оперу "Отгон на вилле" Антонио берёт месячный отпуск. Постановка стала успешной и привлекла внимание импресарио Венеции. Начиная со следующей, в течение пяти лет следует целый ряд премьер, которые прочно закрепляют за ним славу оперного композитора.
С этого момента Антонио Вивальди, биография которого идёт на новый творческий виток, стремится завоевать признание самых широких масс слушателей.
Невзирая на предложения из других мест, которые были весьма заманчивы, а также ошеломительный успех на оперном поприще, после длительных отпусков он всё равно оставался верен и возвращался в венецианскую "консерваторию".
Театральное творчество
Первые две оратории на латинские тексты появляются в это же время, когда он страстно увлёкся театром. "Юдифь торжествующая" стала одним лучших творений Вивальди.
Ученики того времени почитают за честь учиться у него, но ни они, ни большое количество композиторской работы не могут отвлечь Антонио от активной работе в театре, где он выполняет заказ на двенадцать главных арий для оперы "Нерон, сделанный цезарем".
Для этого же театра была создана и опера "Коронация Дария". Всего за пять лет слава композитора стремительно растёт и выходит за пределы своей страны далеко в Европу.
После первых лет оперного турне, связанного с Венецией, композитор Антонио Вивальди решает изменить ситуацию и поступает на трёхгодичную службу к возглавлявшему войска австрийского императора в Мантуе маркграфу Филлипу фон Гессен-Дармштадскому.
Служба у маркграфа
Этот период очень знаменателен для Вивальди: именно он оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Он знакомится с дочерью французского цирюльника и оперной певицей Анной Жиро, которую Антонио представляет всем своей ученицей. Её сестра приняла на себя заботы о здоровье композитора и стала его постоянной спутницей.
Со стороны церкви поступали постоянные нарекания за такие неподобающие для духовного лица взаимоотношения, ведь сёстры жили в доме композитора и сопровождали его в турне. Впоследствии эти отношения приведут к очень неблагоприятным для музыкального творца результатам.
По окончании службы он возвратился в Венецию, но путешествия по европейским столицам продолжаются. Несмотря на блистательные премьеры сочиненных опер, наиболее яркими произведениями современники считают программные концерты, в особенности "Времена года".
Последний период жизни
Работоспособность Антонио Вивальди (фото его вы видите в нашей статье) поражала: она не стала ниже, несмотря на преклонный возраст. Его оперы исполняются на многих европейских сценах и имеют ошеломляющий успех. Но в 59 лет его настигает страшный удар судьбы. Апостольский нунций в Венеции от имени кардинала Руффо запретил композитору въезд в одну из Папских областей (Феррару) в самый разгар подготовки к карнавалу.
В то время это было неслыханным позором и влекло за собой полную дискредитацию как Вивальди – духовного лица, так и материальный ущерб. Отношения в "Пиете" стали ухудшаться, а музыка Антонио стала считаться устаревшей из-за появления в то время большого количества молодых творцов. Ему пришлось уйти.
В "консерватории" он упоминается в последний раз в связи с распродажей по крайне низкой цене большого количества его музыкальных концертов. После этого творец навсегда покидает свою родину.
От внутреннего воспаления он умер в Вене в возрасте 63 лет, всеми покинутый и забытый.
fb.ru
"Антонио Вивальди. Творческий портрет. Цикл концертов «Времена года»"
Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (28,8 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
- Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, стимулировать интерес к музыке эпохи барокко;
- на примере цикла концертов «Времена года» А. Вивальди формировать слушательские умения учащихся (определять образно-эмоциональную сторону, осмысливать определенные средства выразительности, анализировать, сравнивать, выделять главное).
- Образовательные:
- закрепить и систематизировать полученные ранее знания по теме «Барокко в музыке»;
- опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знание о жизни и творчестве великого итальянского композитора А. Вивальди;
- познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра сольного инструментального концерта на примере цикла концертов А. Вивальди «Времена года»;
- закрепить общетеоретические сведения, полученные на уроке.
- Воспитательные:
- воспитывать эмоциональный отклик учащихся на услышанное музыкальное произведение, способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию.
- Формировать у учащихся основу культуры слушания музыки, комплекс особых художественно-эстетических потребностей в диалоге с музыкой;
- Приобщить учащихся посредством музыки к основополагающим ценностям человеческой жизни.
Межпредметные связи: МХК, живопись, литература, элементарная теория музыки, специальный инструмент.
Оборудование: магнитофон, ноутбук.
- Песня «Под музыку Вивальди». Слова А. Величанского, музыка В.Берковского и С.Никитина;
- Г.Ф.Гендель. Оратория «Мессия», хор «Аллилуйя»;
- И.С.Бах. Токката и фуга ре минор;
- А.Вивальди. Цикл концертов для солирующей
скрипки с оркестром «Времена года»
- Концерт №1 «Весна», 1 часть «Пришла весна»;
- Концерт №2 «Лето», 3 часть «Гроза»;
- Концерт №3 «Осень», 3 часть «Охота»;
- Концерт №4 «Зима», 2 часть «У камина»;
- А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 1 часть;
- А.Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром, 1 часть.
Видеоматериал: фрагменты фильма «Вивальди. Рыжий священник» (режиссер Лиана Марабини, 2009).
Нотный материал: А.Вивальди. Цикл концертов для солирующей скрипки с оркестром «Времена года»
- Концерт №1 «Весна», 1 часть «Пришла весна»;
- Концерт №2 «Лето», 3 часть «Гроза»;
- Концерт №3 «Осень», 3 часть «Охота»;
- Концерт №4 «Зима», 2 часть «У камина»;
Художественный материал:
- Дж.А.Каналетто «Вид на вход в Арсенал»;
- Дж.А.Каналетто «Площадь Святого Марка»;
- А.К.Саврасов «Грачи Прилетели»;
- Б.М.Кустодиев «Гроза»;
- Р.Р.Ильясов «Охота»;
- Х.Аверкамп «Зима в городе».
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, беседа;
- Наглядные: демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, обращение к изобразительным средствам наглядности (картины, портреты, кинофильм), демонстрация наглядных пособий (цикл концертов «Времена года», сонеты к концертам, карта Европы), тестовые задания, карточки с опорными словами.
- Практические: обучение эстетическому восприятию и слуховому анализу.
План урока:
- Определение темы урока.
- Опрос по теме «Барокко в музыке» (фронтальная беседа по вопросам, викторина).
- Изучение нового материала (обзор жизненного и творческого пути А.Вивальди, цикл концертов «Времена года», разбор отдельных номеров).
- Закрепление пройденного материала.
ХОД УРОКА
У: Здравствуйте, ребята! Сейчас вы услышите песню, которая будет подсказкой темы нашего урока.
Звучит песня «под музыку Вивальди» (Слайд 1)
Ну что, догадались, о ком пойдет сегодня речь на уроке?
Д: О Вивальди.
У: Тема нашего урока: «Антонио Вивальди. Творческий портрет. Цикл концертов «Времена года». (Слайд 2) Этот композитор жил и работал почти 300 лет назад. Середина XVII века и первая половина XVIII века. Ребята, а как называется эпохальный стиль данного периода?
Д: Барокко.
У: Может кто-нибудь вспомнит, как переводится слово барокко?
Д: От португальского – жемчужина неправильной формы, от итальянского – причудливый, странный, вычурный стиль.
У: А кто попробует дать полное определение термину «барокко»?
Д: Барокко – это художественное направление в искусстве конца XVI – начала XVIII века.
У: Верно. Именно эта эпоха подарила миру целую плеяду гениальных композиторов. Давайте вспомним их имена. (Слайды 3-6)
Д: В Германии – Бах и Гендель, во Франции – Люлли и Рамо, в Англии – Пёрселл, в Италии – Монтеверди, Альбинони, Вивальди.
У: Правильно. А теперь я предлагаю разделиться на группы (давайте так, как сидите за партами – 3 человека). Задание следующее. Один человек из вашей группы берет карточку с термином. Ваша задача – дать определение термину и попытаться объяснить, как он связан с эпохой барокко.
Дети берут карточки с терминами опера, полифония, фуга, импровизация. (Слайд 7)
Подумайте, кто из вашей группы даст определение, а кто прокомментирует, как термин связан с эпохой. Все остальные внимательно слушайте и можете дополнить ответ. Итак, первый термин – опера, кто даст определение?
Д: В переводе с итальянского опера – труд, дело, сочинение. Это музыкально-театральный жанр, который включает в себя музыку, поэзию и сценическое действие.
У: Верно, а как жанр оперы связан с эпохой барокко?
Д: Опера появилась именно в эпоху барокко. Первую оперу написал итальянский композитор Якопо Пери на сюжет древнегреческого сюжета об Орфее и Эвридике.
У: Все согласны с этим определением?
Д: Да.
У: Идем дальше, следующий термин – полифония. Кто отвечает?
Д: От греческого поли – много, фон – звук. Это многоголосие, где каждый голос ведет свою мелодическую линию.
У: А как этот термин связан с эпохой?
Д: Именно в эпоху барокко искусство полифонии достигло своего наивысшего рассвета.
У: Помните, полифоническая музыка создавалась по строгим и сложным правилам. Это требовало от композитора больших музыкальных знаний. А теперь разберем следующий термин – фуга.
Д: Фуга – от латинского – бег. Это полифоническое произведение в основе которого лежит одна музыкальная тема.
У: Верно, а как термин связан с эпохой?
Д: Жанр фуги появился в эпоху барокко.
У: Верно, следующий термин импровизация. Кто даст определение?
Д: Импровизация – это создание музыкального произведения в момент его исполнения без подготовки.
У: А как термин связан с эпохой?
Д: Музыканты барокко не только исполняли музыку, но и импровизировали, то есть сочиняли на ходу. А целью импровизации было удивление, поражение слушателей неожиданностью и изобретательностью исполнителя.
У: А какой композитор был великим импровизатором игры на органе?
Д: И.С. Бах.
У: Молодцы ребята, все достойно справились с заданием. А теперь вашему вниманию предлагается викторина по творчеству композиторов эпохи барокко. (Слайд 8) Я раздам вам карточки, на которых указаны музыкальные произведения, но звучать они будут не в той последовательности, в которой написаны. Ваша задача – расставить цифры в том порядке, в котором будут звучать музыкальные номера.
Звучат следующие аудиофрагменты: №1 Гендель – Оратория Мессия хор Аллилуйя, №2 Бах – Токката и фуга ре минор, №3 Вивальди – Времена года, концерт «Осень» 3-я часть «Охота».
Давайте проверим, что было первым номером
Д: Гендель. Оратория Мессия хор Аллилуйя
У: Все согласны?
Д: Да
У: Что было вторым номером?
Д: Бах. Токката и фуга ре минор. Токката
У: Правильно. И что было последним номером?
Д: Вивальди. Времена года, концерт «Осень» 3-я часть «Охота».
У: Сейчас мы с вами обратимся к жизни и творчеству великого итальянского композитора эпохи барокко – Антонио Вивальди. Родиной Вивальди была Италия. Эта страна находится на юге Европы. Посмотрите на карту. (Слайд 9) Италия богата своей музыкальной культурой. Дома вам необходимо было найти интересные музыкальные факты, которые прославили Италию. Вы подготовили это задание?
Д:
– В начале XI века итальянский монах Гвидо Аретинский изобрел нотный стан, который состоял из четырех линеек разного цвета. – Музыканты пользуются итальянскими обозначениями темпа и громкости – Италия известна стилем вокального исполнения – бельканто, что означает «прекрасное пение». – Италия – страна, где зародилось искусство игры на скрипке. Здесь были созданы первые скрипки. В Италии сложились различные школы скрипичных мастеров. Самые известные: Амати, Гварнели, Страдивари. – В Милане находится известный оперный театр «Ла-Скала»
У: Молодцы, ребята, вы нашли интересные факты, которые говорят о богатстве музыкальной культуры этой страны.
Д: Антонио Вивальди прожил большую часть своей жизни в удивительном итальянском городе Венеции. Давайте вновь обратимся к карте. (Слайд 9) До нас дошли картины итальянского художника эпохи барокко – Каналетто. Он изобразил Венецию времен Вивальди. Я покажу вам его картины. Эта картины называется «Площадь Сан Марко» (Слайд 10) А эта картина – «Вид на вход в арсенал» (Слайд 11)Как вы видите, этот город отмечен великолепной архитектурой. Венецию называют городом на воде. В итальянской народной песне пелось: «Вместо улиц там каналы, вместо будней – карнавалы». С давних пор люди перемещаются по каналам на лодках, которые называются гондолами, а управляют лодками гондольеры. Именно здесь возник жанр баркаролы, что в переводе обозначает «песнь венецианского гондольера». Музыка в Венеции звучала повсеместно: во время церковных богослужений, в оперных театрах, в аристократических салонах, в домашних концертах и на улицах. Музыкальная атмосфера города, бесспорно, плодотворно влияла на жизнь и творчество Вивальди. Он родился 4 марта 1678 года. В этот же день он был крещен и получил имя Антонио Лучио. Вы видите Церковь Святого Иоанна в Брагоре (Слайд 12), где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди. Он был старшим из шестерых детей в семье. Его отец Джованни был профессиональным скрипачом. Он служил в оркестре собора Святого Марка. Здесь были четыре органа, большой хор и оркестр. Величественная музыка, звучавшая в соборе, поражала воображение маленького Антонио. Он старался не пропускать репетиции оркестра. Именно здесь он мог услышать музыку великих мастеров, в том числе и Монтеверди, которого называли отцом итальянской оперы. Первые уроки игры на скрипке Антонио получил от отца. Уже в 10 лет он мог замещать его, когда тот выступал за пределами Венеции. Так же известно, что Антонио обучался композиции и теории музыки у известного итальянского композитора и органиста Джованни Легренци. А во время пребывания в Риме, когда ему было уже 22 года, он брал уроки у итальянского скрипача и композитора Арканджело Корелли. (Слайд 13) Как и во многих семьях среднего достатка для старшего сына была выбрана карьера священника. Церковный сан в это время обеспечивал достойное положение в обществе. В 25 лет он закончил духовное обучение, получил сан священника и право служить мессу. За ним закрепилось необычное прозвище – «Рыжий священник» (Слайд 14). От отца он унаследовал огненный темперамент и рыжий цвет волос. Посмотрите, здесь он изображен в парике, а парик было принято надевать в высшем светском обществе. Видимо, как священник церкви, он ходил без парика. Его жизнь, как и его эпоха, была полна причудливых событий. Однажды Вивальди служил мессу, как вдруг ему в голову пришла музыкальная тема. Недолго думая Вивальди спешно покинул алтарь и ушел записывать мелодию. Вот такая причудливая история. Но Вивальди работал в церкви недолго, ведь от рождения у него был серьезный недуг – сужение грудной клетки. Всю жизнь его мучили приступы бронхиальной астмы. И вскоре, сославшись на плохое состояние здоровья, он отказался служить мессу в церкви. Патриарх Венеции вошел в его положение и освободил его от этой обязанности. После этого Вивальди поступает на службу в женскую консерваторию «Оспедале дела Пьета», что в переводе означает «приют для страждущих». Консерваториями в то время называли приюты при монастырях, где жили и воспитывались девочки-сироты. Уровень образования в приютах был настолько высок, что даже состоятельные граждане отдавали сюда своих дочерей. Вивальди работал учителем игры на скрипке, а также руководил приютским оркестром. В его обязанности входило регулярное сочинение музыки для своих учащихся. У него была прекрасная возможность сразу прослушивать свои новые сочинения. Оркестр консерватории, которым руководил Вивальди, стал одним из лучших в Италии. Всех поражала невероятно виртуозная игра оркестра. Да и сам Вивальди был популярен как скрипач-виртуоз. Для него не существовало исполнительских трудностей. У Вивальди была волевая кипучая натура и практический склад ума. Он успешно сочетал различные виды деятельности, везде успевал. Он не только работал в консерватории, но и занимался вопросами постановки своих опер. Именно оперу Вивальди считал своим призванием, главным делом жизни, отдавал ей максимум сил. Именно этот жанр открывал ему возможность творить целые музыкальные миры. Вивальди работал в театре за десятерых: писал оперы, сам занимался их постановкой, сам решал финансовые вопросы. Занимаясь постановками своих опер, он много путешествовал. Вивальди побывал в Мантуе, Риме, Флоренции. Вивальди вошел в моду. Он получал много заказов от иностранных монархов, включая короля Франции Людовика XV. Мирские дела его привлекали намного больше, чем церковные, поэтому церкви он был неугоден. Трения с церковными властями Венеции привели к тому, что уже на склоне лет, когда ему было 62 года, великий маэстро вынужден был покинуть родной город и искать пристанище в Вене у своего покровителя австрийского короля Карла VI, но здесь его ждала неудача – король умер, а в следующем году 28 июля 1741 года умер и сам Вивальди. Он был похоронен на кладбище бедняков, которое впоследствии было срыто. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто. И только в начале XX века его музыке было суждено обрести второе рождение. История открытия его сочинений такова. В одной из школ северной Италии было найдено большое количество нот. Для их оценки был приглашен итальянский музыковед Альберто Джентили. Когда он рассмотрел ноты, на всех рукописях он увидел подпись Вивальди. (Слайд 15) Он был потрясен, понимая сенсационность этого открытия. Вскоре в итальянском городе Сиена открывается институт имени Вивальди. Он положил начало публикации полного собрания сочинений этого композитора. Его творческое наследие огромно (Слайд 16): более 40 опер, 23 симфонии, более 20 светских кантат, 46 кончерто гроссо. Это неудивительно – Вивальди сочинял музыку с феноменальной быстротой, он любил повторять, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем переписчик сумеет его переписать. Итог внушителен: более 450 концертов для различных инструментов (виолы, флейты, гобоя, кларнета, валторны). Однако больше всего он написал концертов для солирующей скрипки с оркестром. А.Вивальди вошел в историю музыки именно как создатель жанра сольного инструментального концерта. Его предшественником в создании этого жанра был Арканджело Корелли. В творчестве Корелли был сформирован жанр кончерто гроссо (большой концерт). Ребята, а кто вспомнит, что такое концерт?
Д: Концерт, от латинского – «состязаться». Это музыкальное произведение для одного или несколько солирующих инструментов с оркестром.
У: Верно. Это состязание кто лучше сыграет: солирующий музыкальный инструмент или оркестр. Обычно концерт состоял из трех частей. Первая часть быстрая, вторая медленная и третья быстрая. Наибольшую популярность приобрел цикл концертов «Времена года». Впервые эти концерты были опубликованы в 1725 в Амстердаме. Они вошли в сборник сочинений, которые получил название: «Опыт гармонии и фантазии». Вообще тема Времен года была особенно популярна в искусстве. История музыки знает 4 интерпретации этой темы. В каждую эпоху появлялись свои Времена года. В эпоху барокко – это цикл концертов Вивальди, в эпоху классицизма – оратория Гайдна, в 19 веке в русской музыке – цикл пьес Чайковского и балет Глазунова. «Времена года» Вивальди – это ранний образец программной музыки. Кто попробует объяснить, почему это произведение мы считаем программным?
Д: Программная музыка – это музыка, которая имеет название. И в этом произведении тоже есть свое название.
У: Верно. А теперь давайте посмотрим на доске композицию концертов. Цикл Времена года состоит из четырех концертов, каждый имеет свое название. (Слайд 17-18) Оно соответствует определенной поре года: концерт №1 Весна ми мажор, концерт №2 Лето соль минор, концерт №3 Осень фа мажор и концерт № 4 Зима фа минор. Каждому из четырех концертов Вивальди предпослал стихотворение – сонет, это своего рода литературная программа, которая помогает слушателю понять, о чем рассказывает музыка. Имя автора сонетов нигде не указано, поэтому можно предположить, что сам Вивальди сочинил эти стихи. У нас есть возможность познакомиться с этими сонетами в переводе Владимира Григорьева. Подготовьте, пожалуйста, папки «Сонеты к концертам Времена года».
Дети получают распечатки файла (Приложение 1)
Открывается цикл Времена года концертом №1 Весна ми мажор. В нем три части. 1-я часть «Пришла весна» Алегро, 2-я часть – «Спящий пастух» Ларго, 3 часть – «Пасторальный танец» Алегро. Мы будем знакомиться с отдельными номерами из цикла. А теперь познакомимся с сонетом «Весна». (Приложение 1, стр. 2) Великий итальянский художник Леонардо да Винчи назвал музыку сестрой живописи. Поэтому я прошу обратить внимание на картины великих художников, которые размещены в ваших папках. Дома некоторые учащиеся нарисовали рисунок на тему «Любимое время года» (Слайд 19) А теперь прослушаем музыку первой части, которая точно соответствует первым двум четверостишиям сонета. Внимательно следите по нотам, где будут отмечены тема и эпизоды. Сначала вы услышите тему весны, которая будет повторяться несколько раз.
Звучит 1-я часть (Слайд 20)
Давайте попробуем описать основную музыкальную тему, которая повторялась несколько раз. Я попрошу Ваню исполнить эту мелодию на скрипке.
Ваня играет тему.
Какой характер темы?
Д: Тема яркая светлая мажорная, энергичная, бодрая.
У: Верно, ведь эта тема символизирует приход весны. Солнечный свет. Исполняет ее солирующая скрипка и весь оркестр. А какие музыкальные особенности вы услышали? Посмотрите в ноты.
Д: Быстрый темп, мажорный лад, контраст динамики, сначала исполняется на форте, затем на пиано.
У: На какие ступени гаммы опирается композитор?
Д: На устойчивые тонические первую и пятую ступень.
У: А какой необычный ритм использует композитор?
Д: Синкопа.
У: Верно, теперь послушаем первый эпизод, который называется «Пение птиц». Какие средства выразительности использует композитор.
Д: Солирующая скрипка в высоком регистре подражает трелям птиц.
У: Хочу отметить, что 1-я часть написана в так называемой концертной форме, которая строится на чередовании темы и интермедии. Интермедия – это участок музыки между темами, от слова интер – между. Подумайте, на какую музыкальную форму похожа концертная. Напомню, здесь есть темы, которые чередуются с интермедиями.
Д: На форму рондо, там тоже есть темы, которые чередуются с различными эпизодами.
У: Поразмышляйте, созвучна ли эта музыка с картиной Саврасова «Грачи прилетели»? (Слайд 20)
Д: ...
У: А теперь давайте перейдем к Следующему концерту. №2 Лето соль минор. В нем три части. 1-я «Томительная жара» Алегро нон мольто, 2-я «Летняя страда» Адажио, и 3-я часть «Летняя гроза» Престо. Давайте прочтем сонет. И посмотрим, как представлял лето человек XVIII века. (см. Приложение 1, стр. 4)
У: Давайте прочтем сноску кто такой борей
Д: Борей – порывистый холодный ветер
У: Предвестник грозы. Сейчас мы прослушаем 3-ю часть, которая называется «Летняя гроза». Музыка точно следует 3-му, 4-му четверостишию сонета. Обратите внимание на картину Б.Кустодиева «Гроза». (Слайд 21) Какие краски использует художник?
Д: …
У: Перед нами картина страшной и захватывающей стихии, разразившейся бури. В музыке вы услышите, как хлещет настоящий ливень, сверкают вспышки молнии на грозном небе. Потоки воды устремляются в разных направлениях. Слушаем музыку и следим по нотам.
Звучит третья часть. (Слайд 21)
У: Какими средствами выразительности композитор передает грозу?
Д: Быстрый темп, минорный лад, гаммообразные пассажи вверх и вниз, арпеджио.
У: Правильно, завершается грозным унисоном всего оркестра. Музыка из концерта «Осень» сегодня звучала в викторине. Перейдем к последнему концерту цикла – Зима. В нем три части: 1-я часть «На льду» Алегро, 2-я «У камина» Ларго, 3-я «Сильный ветер» Алегро нон мольто. Давайте прочтем сонет. (см. Приложение 1, стр. 8)
У: Давайте прослушаем 2-ю часть «У камина», которая соответствует 2-му четверостишию сонета. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное произведение. Музыка этой части рисует нам тепло очага. Как славно проводили время крестьяне у камина в тихие зимние вечера. В ней чувствуется согревающее тепло огня, а за окном слышны капли дождя. Льется чудесная ария в стиле бельканто.
Звучит 2-я часть. (Слайд 22)
Какой характер музыки?
Д: Музыка звучит трепетно и нежно, спокойная, светлая, прекрасная, в звучании оркестра слышится капли дождя.
У: Как будто время замедляет свой бег в этой красивой музыке. Соло скрипки – это тончайшие струны человеческой души.
У: Созвучна ли музыка с картиной? (Слайд 22)
Д: Не очень, а с последними строками сонета, где говорится на зимнем просторе ликует народ – созвучна.
У: Концерты А.Вивальди стали образцом для последующих поколений композиторов. Это произведение имеет тонкий и глубокий смысл. Дирижер оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков назвал его фреской человеческой жизни. Действительно, человеческую жизнь можно сравнить с временами года. Весна – это рождение, Лето – это юность, Осень – это зрелость и Зима – это старость. Творение гения всегда выходит за рамки обычного времени. В этой музыке есть то, на что душа откликается в любую эпоху. Сегодня музыка Вивальди очень популярна. Темы из времен года можно услышать повсеместно: в телевизионной рекламе, концертах старинной музыки, на радио. Послушайте концерт для гобоя с оркестром. Может вспомните, где можно услышать эту музыку?
Звучит концерт для гобоя. (Слайд 23)
Д: Эта музыка звучит в популярной телепередаче «Жди меня».
У: Сегодня интерес к его музыке не иссякает. В чем же секрет такой популярности? А секрет прост. Его музыка раскрывает простые человеческие чувства, что радует и что огорчает человека, к чему он стремится и как воспринимает окружающий мир. Его музыка всегда стремится к свету, в ней утверждение радости жизни. А теперь давайте вспомним, о каком композиторе сегодня говорили?
Д: О Вивальди
У: Каково его значение?
Д: Итальянский композитор, дирижер, педагог, основоположник жанра сольного концерта.
У: С каким музыкальным произведением мы познакомились?
Д: Времена года.
У: А какие из частей вы услышали на уроке?
Д: Гроза, Пришла весна, Охота, У камина.
У: Посмотрите внимательно на схему концертов и ответьте, что общего между концертами.
Д: Все концерты трехчастные, крайние части пишутся в быстром темпе, а середина – в медленном.
У: Завершим наш урок песней «Под музыку Вивальди». Пусть слова из песни станут заключением нашего урока.
Звучит 2-й куплет под музыку Вивальди. (Слайд 24)
У: Спасибо за плодотворную работу на уроке. Ваше домашнее задание – ответить на вопросы теста по жизни и творчеству А.Вивальди. Поможет ответить на вопросы материал для дополнительного чтения.
Выставление оценок.
Приложение 2
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Вивальди. Времена жизни | Музыкальная Фантазия
Времена жизни Антонио Вивальди
Портрет Вивальди. Автор Франсуа Морелон дё ля Кавэ, 1723.
Антонио Лучо Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi)4 марта 1678, Венеция, Венецианская республика - 28 июля 1741 (63 года) Вена, Габсбургская монархия.Композитор, педагог, священник.
XVII–XVIII века — эпоха барокко. Величие рядом с нищетой, пышные зрелища и суды инквизиции, изысканность и невежество, роскошь и религиозные войны, гении и злодеи. Непросто было среди всего этого обрести внутреннюю гармонию, найти Бога…
Чувствуя всеобщее внутреннее смятение, люди искусства стремились наполнить мир красотой и гармонией, искали в них утешение и смысл бытия. Эпоха принимала все, но, обладая переменчивым нравом, то возвеличивала творца, то ниспровергала.
Церковь Санта-Мария, Кампителли в Риме. Архитектор А. Райнальди.
Не сделала она исключение и для Антонио Вивальди. В 1770 году, спустя всего 30 лет после его смерти, имя Вивальди даже не упоминается в списке итальянских композиторов. В XIX веке о нем говорили лишь как о композиторе, чьи ноты переписывал великий Бах. А в начале XX века произошло чудо: с 1912 по 1926 годы была найдена большая часть его произведений, и за короткое время его музыка облетела весь мир, тронула души многих и многих. Она словно ждала подходящего момента, чтобы зазвучать вновь. Может, наше время чем-то сродни той непростой эпохе?
После почти 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся в мир! Сейчас редкий оркестр не имеет в своем репертуаре знаменитых «Времен года»*. Любой музыковед скажет вам, что это картины природы, понятные каждому: пение весенних птиц, летняя гроза… Но в руках гения все приобретает иной смысл: знакомые образы вызывают ассоциации с чем-то более тонким и глубоким — не просто с картинами природы, но с ее законами. Владимир Спиваков как-то назвал это произведение «фреской человеческой жизни», ведь человек проходит тот же путь, что и природа — от рождения до смерти.
Какая же она — фреска жизни самого Антонио Вивальди?
В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио.
«Мы создаем наши города, а они создают нас», — говорил Аристотель. Венеция — бесчисленные острова, соединенные каналами, пышные дворцы и соборы, четкий ритм колоннад, гармоничность пропорций... Венеция — свободная республика, устоявшая и перед завоевателями, и перед Ватиканом. На отвоеванном у моря пространстве жизнь била ключом. «Вместо улиц там каналы, Вместо будней — карнавалы», — пелось в народной песенке. Если во Флоренции карнавал проходил раз в год, то в Венеции прерывался лишь на время Великого поста, в театрах почти не играли трагедий, город был наполнен музыкой — песни гондольеров, оперные арии…
Именно здесь в 1637 году был открыт первый в Италии общедоступный оперный театр. Опера была всенародной любимицей: театры ломились от жаждущих новых зрелищ. Конечно, за пышными фасадами скрывалось и другое: огромные долги, дворцы соседствовали с грязными лачугами, не собиралась сдаваться инквизиция, наводнив город шпионами… Но жизнь не переставала бурлить, рождая новые таланты.
Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах (в то время это было обычным делом), а еще они затевали веселые игры, порой драки.
Антонио с удовольствием разделил бы с братьями их жизнь, полную приключений, но не мог, и всю свою энергию, все свои мечты он передал музыке. Скрипка сделала его свободным. Физический недостаток не мог повлиять на внутренний мир мальчика: его воображение поистине не знало преград, его жизнь была ничуть не менее яркой и красочной, чем у других, просто жил он в музыке.
Каналетто. Вид на герцогский дворец в Венеции. Ок. 1755 г.
Новая жизнь для Антонио началась, когда его отца пригласили в капеллу собора Сан-Марко, крупнейший оркестр тогдашней Италии. Четыре органа, большой хор, оркестр — величественное звучание музыки поражало воображение. Семилетний Антонио не пропускал ни одной репетиции, жадно впитывал музыку мастеров, в том числе Монтеверди, «отца итальянской оперы».
Вскоре Джованни Легренци — знаменитый скрипач, композитор и педагог — заинтересовался талантливым мальчиком. Кроме музыкальных знаний Легренци привил ему желание экспериментировать, искать новые формы, чтобы ярче и точнее выражать свои замыслы. Антонио начал писать музыку (сохранились произведения, которые он написал в 13 лет)… Но жизнь сделала резкий поворот.
Джованни Батиста Вивальди, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе. И вот Антонио начал подниматься по церковной лестнице: уже в 15 лет его посвятили в сан аббата, к 25 годам он закончил духовное обучение — получил сан священника и право служить мессы. Все эти годы молодой человек исправно постигал церковные науки, но его сердце тянулось к творчеству, и вот наконец он мог сам решать, что ему делать. Служить мессы он вскоре перестал, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что в разгар службы «рыжий священник» часто удалялся за алтарь, чтобы записать пришедшую на ум мелодию… Но, как бы то ни было, патриарх Венеции в конце концов освободил его от этой обязанности.
Музыка вновь стала главным его занятием! 25-летний Антонио Вивальди был довольно привлекателен: с большими выразительными глазами, длинными рыжими волосами, остроумный, доброжелательный и потому всегда желанный собеседник, он виртуозно играл на скрипке и других инструментах. А духовный сан открыл ему путь в одну из женских консерваторий Венеции, где он стал преподавателем. Будущее представлялось весьма радужным. Не беспокоили Антонио даже нелады с духовенством, ведь они никак не влияли на его творчество. Так будет не всегда. Впрочем, пока либеральная Венеция все прощала своему любимцу, и Антонио с головой погрузился в мир музыки — с энергией и восторгом человека, вышедшего наконец из темной узкой улочки на карнавальную площадь.
Граф П. А. Толстой, бывавший на концертах в «Пиете», которые устраивались довольно часто, писал: «…есть монастыри девические, в которых девицы играют на органах и на разных инструментах и спевают на хорах так изрядно, что на всем свете такого сладкого пения и согласия нигде не обретается, и так предивно, что всех слушающих того пения приводят в изумление».
Он с увлечением работал в консерватории «Ospedale della Pieta». Консерватории — приюты при монастырях — давали хорошее образование, в том числе и музыкальное. Вивальди сначала официально числился Maestro de Coro, руководителем хора, потом стал еще и Maestro de Concerti, руководителем оркестра — дирижером. Кроме того, преподавал игру на разных инструментах и вокал и, конечно, писал музыку. «Пиета» уже была у венецианских меломанов на хорошем счету, но под руководством Вивальди стала лучшей в Венеции, так что даже богатые горожане стали отдавать туда своих дочерей.
С небольшими перерывами Вивальди проработал там всю жизнь и все свои духовные произведения: кантаты, оратории, мессы, гимны, мотеты — написал для «Пиеты». Духовная музыка Вивальди обычно остается в тени его же концертов, а очень жаль. Вспомним хотя бы знаменитую кантату «Глория»*: когда ее слушаешь, душу охватывает восторг — это поистине хвала небесам за неизменное торжество Жизни, а пронзительная музыка второй части «Et in terra pax hominibus bonae voluntatis»* («И на земле мир людям доброй воли») — настоящая молитва о нашем земном пути, идущая из самой глубины сердца. Духовная музыка Вивальди — свидетельство искренней любви к Богу, независимо от отношений с церковью.
Титульный лист первого сборника концертов Вивальди, названного «Гармоническое вдохновение»
В консерватории Антонио прекрасно сочетал занятия духовной и светской музыкой. У него был превосходный оркестр, и он мог сразу же слышать исполнение своих новых произведений, а все новое в «Пиете» всегда приветствовалось. Вивальди написал для ее оркестра больше 450 концертов и часто сам солировал на скрипке. Мало кто в это время мог соперничать с ним в виртуозности: в путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник упоминаются как лучшие скрипачи города. А немного раньше, в 1706 году, вышел первый сборник концертов «L’estro armonico»* («Гармоническое вдохновение»). В нем Вивальди развил новую форму концерта — трехчастную, предложенную его предшественником Арканджелло Корелли из Болоньи. Для огненного темперамента Вивальди обычные в то время четыре части длились, вероятно, слишком долго — его переживания и яркие образы требовали немедленного воплощения в музыке. Такой скрипки — поющей человеческим голосом, человеческим сердцем — не было ни у кого ни до, ни после Вивальди, лишь о другом великом итальянце Никколо Паганини говорили так же.
Всего этого уже вполне хватало, чтобы считаться выдающимся музыкантом и композитором. Но наш герой не хотел останавливаться — его влекло к феерическому и непредсказуемому миру оперы.
«Чтобы понять историю оперы, используя современные понятия, мы должны приравнять итальянскую оперу восемнадцатого столетия к сегодняшней опере и прибавить к ней кино, телевидение и… футбол», — писал Р. Штром. Публика требовала все время новых впечатлений, поэтому новые оперы писались чрезвычайно быстро и после двух-трех репетиций игрались на сцене, а после нескольких представлений благополучно забывались. Сюжеты — чем захватывающе, тем лучше, о художественном уровне либретто никто не задумывался. Эффектные номера приводили публику в экстаз, а слава модных оперных композиторов была огромной, правда, непостоянной. Композиторы работали не покладая рук. Так, с 1700 по 1740 годы Франческо Гаспарини и Вивальди написали по 50 опер, а Алессандро Скарлатти — 115!
Представление в итальянском оперном театре.
Все в опере существовало ради удовольствия публики. Карло Гольдони писал, что опера подчинена «особым правилам и обычаям, которые, правда, лишены здравого смысла, но которым приходится следовать беспрекословно». Например, сначала на сцену выводились второстепенные персонажи, чтобы публика успела рассесться…
Театрализованный концерт в Риме в XVIII веке. В 1723–1724 годах Вивальди в течение трех карнавальных сезонов имел большой успех в Риме, выступление в котором считалось серьезным испытанием для любого композитора.
А вот впечатления, записанные очевидцем Иоахимом Немейцем в 1721 году: «Есть множество оперных театров в Венеции… Оперы идут каждый день, начинаются в семь вечера и продолжаются до одиннадцати ночи, после чего большинство людей идет на маскарад, одеваясь в причудливые одежды. Иностранцы не должны стыдиться брать места возле оркестра в опере... Но не сделайте чего-либо не так, потому что люди в ложах, особенно верхние, иногда бывают настолько дерзкими, что могут сделать что-нибудь — даже плюнуть, — особенно когда они видят, что кто-то использует маленькую свечу, чтобы читать либретто. Наиболее наглые из всех — barcaruoli (гондольеры), кого пускают бесплатно, и другой простой люд, кто стоит ниже лож… Они хлопают, свистят и вопят настолько громко, что заглушают певцов. Они не обращают никакого внимания ни на кого, и они называют это венецианской свободой».
В этот водоворот — как истинный венецианец — бросился Антонио Вивальди. В свои 35 лет он работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело». Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.
Вообще говоря, участие в подобных увеселениях — странное занятие для святого отца, но он считал оперу своим призванием, главным делом жизни, отдавал ей максимум сил. Из-за этой своей страсти он испортил отношения и с руководством «Пиеты», и с церковным начальством. И главное — стал уделять меньше внимания инструментальной музыке. Можно вспомнить про «двух зайцев», но в праве ли мы судить гения? Возможно, театр давал ему то ощущение полноты и красочности жизни, которого он был лишен в юности из-за болезни и долгого пребывания в семинарии. Но время расставило все по местам: именно концерты обессмертили имя композитора, может быть потому, что в них он был настоящим, искренним, не скованным никакими условностями, опера же принесла ему кратковременную славу и большие проблемы.
Неприятности начались в 1720 году. В самый разгар сезона появился анонимный памфлет, высмеивавший тогдашнюю оперу вообще и оперы Вивальди в частности. Памфлет был едкий, остроумный, автор очень метко подметил все театральные штампы, коих было множество. Много позже выяснилось, что его автором был Бенедетто Марчелло — успешный композитор и публицист, потерпевший неудачу в оперном жанре.
Для Вивальди это был сильный удар — и моральный, и финансовый (публика открыто смеялась на представлениях, узнавая очередной штамп). Но вышел он из этой ситуации с достоинством: не стал устраивать склоки, почти четыре года не ставил новых опер, многое пересмотрел в своем оперном творчестве (например, уровень либретто). Новые оперы имели большой успех, самая известная из них — написанная в 1734 году «Олимпиада»* на либретто выдающегося драматурга Пьетро Метастазио — ставится и в наше время.
Опера принесла Вивальди и неожиданный подарок. На главную роль в его новой опере была приглашена воспитанница «Пиеты» Анна Жиро. Вивальди проводил с ней непозволительно много для святого отца времени, и, конечно, сразу поползли слухи. Антонио всячески отстаивал честь Анны, утверждая, что ему нужна помощь и Анна со своей сестрой лишь ухаживают за ним, но мало кто ему верил, а отношения с духовенством испортились вконец.
Эти перипетии сейчас имеют мало значения, гораздо важнее другое: это непростое, но красивое время, когда его жизнь осветилась любовью, подарило нам прекраснейшую музыку. Именно тогда родились цикл «Времена года»*, концерт «Ночь»*, множество замечательных концертов и духовных произведений («Глория»*, «Магнификат»*).
Партитура концерта из цикла «Времена года» Вивальди
Последний период жизни Антонио Вивальди похож на его концерты: радость и грусть сменяют друг друга. На пороге своего 50-летия наш герой был полон энергии и замыслов. Оперы сыпались как из рога изобилия (для карнавального сезона 1727 года он сочинил аж восемь опер), многие роли в них были написаны специально для Анны Жиро. В 1728 году австрийский король Карл VI, большой ценитель музыки, пригласил Вивальди в Вену. Два года он путешествовал и приобрел европейскую известность (благодаря европейским почитателям сохранилась большая часть его наследия).
Беда пришла неожиданно. В 1737 году Вивальди собрался ставить новые оперы в Ферраре, все складывалось удачно, как вдруг епископ Феррары, принадлежавшей в отличие от Венеции к папской области, запретил композитору въезд в город. Через много лет церковь припомнила Вивальди все: отказ вести мессу, его личную жизнь, успехи на музыкальном поприще. Когда постановку опер все же разрешили, они провалились: город был настроен против неудавшегося священника. Вивальди был в отчаянии, он винил в провале только себя и свои оперы. Венеция тоже не испытывала уже к ним прежнего восторга — то ли мода на него прошла, то ли его нововведения оказались сложны для публики. Лишь в инструментальной музыке Вивальди по-прежнему не было равных. 21 марта 1740 года в «Пиете» он дал свой прощальный концерт, на котором игрались его только что созданные произведения, последние… Среди них концерт «Эхо»* — музыка, наполненная светом, жизнью, рассказывающая об идеальной гармонии природы и человека.
Он уехал в Вену к Карлу VI, но и здесь его ждала неудача: король умер, началась война, музыка стала никому не нужна. Вскоре оборвалась и жизнь самого Вивальди.
В жизни Вивальди было все, как и в его причудливой эпохе. И все же в его жизни и музыке есть нечто неизменное. Он всегда оставался самим собой, и его музыку не спутаешь с музыкой других композиторов. Вот они — всегда узнаваемые, вивальдиевские интонации в его непревзойденных концертах.
Начало: динамичный волевой напор и запоминающиеся темы первой части концерта. Иногда пульсирует один звук или одна фраза, завораживает, впечатывается в сознание, и уже не отпускает до конца внутреннее напряжение. Сердце начинает биться в такт музыке, она ведет вперед и вперед, как будто через бесконечные арки венецианских колоннад, сквозь которые пробивается солнце.
Арки заканчиваются, и человек остается один на один с самим собой. Что теперь будет вести его дальше? Где его путь? Вторая часть концерта — соло одного инструмента: само время здесь замедляет бег, это размышление, красивейшая музыка души, которую страшно спугнуть одним неверным движением, одной фальшивой нотой. Как никто другой, Вивальди знал и чувствовал каждый инструмент: его скрипка — это воистину тончайшие струны человеческой души, его духовые — тоска по небесной гармонии и чистоте.
Третья часть — возвращение к миру, к его ритму, но все пережитое, осознанное, выстраданное человеком привносится вместе с ним в этот мир. Музыкальные темы переплетаются, дополняют друг друга: это всегда обновление (а иначе зачем весь этот путь?), всегда стремление к свету, которое уже ничем не остановить, всегда утверждение жизни и радости в ней.
Творения гения всегда выходят за рамки обычного, человеческого времени. Есть то, на что душа откликалась в эпоху барокко, откликается в нашем суетном времени, откликнется и в любую другую эпоху. Что делать, если есть страстное желание наполнить мир светом, потому что свет переполняет тебя изнутри, не дает остановиться, заставляет забыть о своих проблемах, казалось бы непреодолимых? Что делать, если душа жаждет любви и счастья, а реальность так и норовит подрезать крылья?
Антонио Вивальди не был хорошим священником, но он был истинным священнослужителем — служителем священной гармонии, небесной красоты. Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается его «Глория»: «Слава Тебе, показавшему нам свет»!
Надежда Макагон
Оригинал статьи: журнал "Человек без границ"
music-fantasy.ru
Вивальди | Музыкальная Фантазия
Антонио Вивальди (1678-1741), итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник.
Сейчас кажется невероятным, что имя одного из крупнейших музыкантов конца XVII - начала XVIII веков находилось в забвении почти 200 лет. Только в двадцатых годах ХХ века один итальянский музыковед случайно обнаружил собрание рукописей Вивальди. В нем насчитывалось 19 опер и более 300 инструментальных сочинений, а также большое количество произведений вокальной и духовной музыки. С этого времени и началось возрождение былой славы этого некогда широко известного композитора.
О жизни Вивальди известно не так много. Он родился в Венеции, где его отец служил скрипачом в одном из католических храмов. Он и дал будущему композитору первые уроки игры на скрипке. Поскольку денег на образование мальчика у семьи не было, он был вынужден постричься в монахи. Только при этом условии Антонио смог поступить в одно из училищ, которое готовило музыкантов.
После его окончания в 1703 году Вивальди начал работать преподавателем скрипки в венецианском приюте для сирот и несовершеннолетних девушек. В это время он и начинает интенсивно сочинять музыку, поскольку для обучения воспитанников были необходимы произведения различной сложности.
В училище Вивальди организует хор и оркестр, которые также исполняют его произведения. Поскольку в училище находились лишь девушки, Вивальди начал их обучать игре на небольших инструментах - скрипке, гобое. Постепенно училище было преобразовано в женскую консерваторию.
Светская тональность музыки Вивальди и его жизнелюбие не нравились церковному начальству. Враги даже прозвали Вивальди «рыжим попом». Однако известность молодого композитора и его скромность, а также расположение к нему венецианских властей долгое время защищали его от преследований.
Тем не менее, в 1720 году Вивальди был вынужден покинуть училище, поскольку влюбился в одну из своих воспитанниц, принадлежавшую к знатному венецианскому роду. Формальным же поводом послужил его уход из алтаря во время богослужения, что в то время выглядело как вызов устоявшимся моральным нормам. После лишения Вивальди священнического сана он уехал из Венеции и с тех пор начал жизнь гастролирующего музыканта.
В историю музыки он вошел как создатель жанра инструментального концерта. Именно Вивальди придал ему традиционную трехчастную форму. Из трех концертов он создал и произведение более крупной формы, напоминающее современную симфонию. Одним из первых произведений такого рода было его сочинение «Времена года», написанное около 1725 года. Оно послужило отправной точкой для знаменитой сюиты русского композитора и дирижера П. Чайковского.
music-fantasy.ru
Антонио Вивальди - биография и факты из жизни
АНТОНИО ВИВАЛЬДИ – ИТАЛЬЯНСКИЙ БАХ
Почти два столетия понадобилось человечеству, чтобы снова узнать, понять и оценить музыку великого Антонио Вивальди, ведь вскоре после смерти он был несправедливо предан забвению. В XIX веке он упоминался лишь как человек, чьи ноты переписывал Иоганн Себастьян Бах. И только в начале XX столетия свершилось чудо – были найдены многие его произведения, и музыка Вивальди охватила мир, тронув души людей и став основой репертуара именитых оркестров.
Во власти звуков
После обнаружения такой сокровищницы, Антонио Вивальди занял в истории музыки почетное место признанного гения. Его произведения знакомы всем и любимы многими, хотя о жизни композитора может рассказать далеко не каждый. Что же в ней было?
Антонио Вивальди появился на свет в Венецианской республике, произошло это 4 марта 1678 года. Ребенок родился недоношенным и был очень слаб. Позднее стало ясно, что мальчик болен астмой, его мучили припадки удушья, ходить пешком ребенку было тяжело, а подъем по лестнице приравнивался к пыткам. Но никакие физические недостатки не повлияли на удивительный внутренний мир Вивальди. Его фантазия не знала преград, а жизнь изобиловала красками, только происходило это в мире музыки.
Церковь Святого Иоана в Брагоре, где был крещен Вивальди
Новый этап жизни Антонио начался, когда его отец – цирюльник Джованни Батиста получил приглашение в капеллу собора Сан-Марко. Тогда это был крупнейший оркестр всей Италии. Четыре органа, оркестр и большой хор обеспечивали величественное звучание. Это настолько поражало воображение семилетнего Антонио, что он никогда не пропускал репетиций и жадно вслушивался в музыку выдающихся мастеров. Такое беззаветное самопогружение в искусство не могло остаться незамеченным. Вскоре мальчиком заинтересовался известный скрипач и педагог Джованни Легренци. Помимо музыкальных знаний он привил Антонио желание экспериментировать. Чтобы точнее и ярче выражать свои мысли, Вивальди стал создавать произведения и искать новые формы. Кстати, до наших дней дошли творения композитора, созданные им в 13 лет. Но в этом возрасте юного Антонио ждали серьезные перемены.
Рыжий священник
Учитывая слабое здоровье сына, Джованни Батиста решил, что будет лучше, если Антонио станет священником. Вивальди не ослушался отца. Со временем он получил тонзуру и звание «вратаря» – он отворял врата храма. Позже он принял еще несколько степеней посвящений, чтобы получить звание священника и иметь право служить мессы. Несколько лет молодой Вивальди постигал церковные знания, хотя его сердце постоянно тяготело к творчеству. Судьба смилостивилась над Антонио, и однажды он получил возможность заниматься любимым делом. Ходили слухи, что во время одной из служб «рыжий священник» (так его прозвали за характерный цвет волос) постоянно уходил за алтарь, чтобы быстрее записать посетившую его голову мелодию. После таких вольностей Вивальди отстранили от служб, и музыка снова стала его главным занятием.
Руководитель консерватории
Остроумный молодой человек с выразительными глазами и длинными волосами виртуозно владел скрипкой и другими инструментами, он всегда проявлял к окружающим участливость и был желанным собеседником. Благодаря полученному духовному сану он смог стать преподавателем в одной из женских консерваторий города-республики. Будущее представлялось Антонио весьма перспективным. Его не тревожили даже разногласия с духовенством. Вивальди окунулся в мир творчества и стал в Венеции всеобщим любимцем.
Он увлеченно работал в консерватории «Пиета». Консерваториями тогда называли приюты при монастырях, которые давали неплохое образование, и музыкальное в том числе. Антонио сначала официально назывался руководителем хора, а позже стал и дирижером. Также Вивальди обучал воспитанников «Пиеты» игре на различных инструментах, преподавал вокал и постоянно писал музыку. Эта консерватория была хорошо известна венецианским ценителям музыки, а теперь под руководством Антонио Вивальди превратилась в лучшую во всей республике. Богатые горожане спешили отдать туда своих дочерей.
Неподражаемый виртуоз
Антонио проработал в «Пиете» почти всю жизнь с незначительными перерывами и большинство духовных произведений Вивальди написал для родной консерватории. Он создавал кантаты, гимны, мессы и оратории. Хотя сейчас его духовная музыка остается в тени концертов. В консерватории ему удавалось гармонично сочетать занятия светской и духовной музыкой. Поскольку у него был замечательный оркестр, Антонио мог сразу же услышать звучание своих новых произведений. Композитор создал для оркестра «Пиеты» свыше 450 концертов, частенько он и сам играл на скрипке. В то время мало кто мог составить ему конкуренцию в виртуозности. За эти достижения его имя опубликовали в 1713 году в путеводителе по Венеции.
Несколькими годами ранее был напечатан первый сборник концертов Антонио Вивальди «Гармоническое вдохновение». Тогда говорили, что скрипка, которая поет человеческим голосом и говорит живым сердцем, есть только у него. Таких комплиментов позже удостоился лишь великий Никколо Паганини. Этого было вполне достаточно, чтобы считаться выдающимся композитором и музыкантом, но Вивальди не собирался останавливаться. Мир оперы манил его непредсказуемостью и фееричностью.
В водовороте оперы
В 35 лет Антонио Вивальди бросился в другой водоворот, став совладельцем театра «Сант-Анджело». Ему приходилось работать на износ – писать по 3-4 оперы в год, заниматься их постановкой и решать финансовые вопросы. При этом он продолжал преподавательскую деятельность в «Пиете». Произведения Антонио имели большой успех и на карнавалах в Риме. Стоит заметить, что даже само выступление в Вечном городе считалось серьезнейшим испытанием для любого композитора.
Такой ритм жизни был не под силу даже здоровым людям, а Вивальди и подавно. Ему было нелегко с такой одышкой преодолеть расстояние от двери дома до кареты, поэтому требовалась посторонняя помощь. Но композитор никогда не показывал своих мучений, он спешил навстречу любимой музыке, великие замыслы не терпели промедлений.
Страсть к оперному искусству стоила Вивальди хороших отношений с руководством консерватории и церковной верхушкой, ведь священника не красит участие в таких увеселениях. Кроме этого, он стал меньше писать инструментальной музыки. Скорее всего, в театре он ощущал полноту и красочность жизни, которой ему не хватало из-за болезни. И только прошедшие века расставили все по своим местам. Имя композитора стало бессмертным благодаря концертным произведениям, опера же сделала его знаменитым лишь на незначительный период времени, принеся кроме славы большие неприятности.
Перезагрузка
Проблемы начались в 1720 году. На пике театрального сезона в прессе появился анонимный памфлет, который высмеивал тогдашнее оперное искусство и произведения Антонио Вивальди в частности. Автор этого памфлета подметил и показал множество театральных штампов, коими изобиловали оперы того времени. Для Вивальди эта публикация имела печальные последствия – как моральные, так и финансовые, ведь с тех пор зрители начали открыто смеяться на представлениях, когда узнавали очередной штамп. Достоинство не подвело Вивальди в этой ситуации. Он просто на четыре года прекратил создание опер, серьезно проанализировал свое творчество и стал основательно подходить к либретто. Его новые произведения публика восприняла великолепно. Самой известной оперой стала «Олимпиада», ее ставят и в наше время.
Вдохновленный Анной
Опера в какой-то мере повлияла и на личную жизнь композитора. Главную роль в одном из его новых произведений должна была исполнять Анна Жиро – воспитанница консерватории «Пиета». Антонио проводил с девушкой много времени, о чем стали судачить, одаривая святого отца неодобрительными взглядами. Антонио всеми способами защищал честь Анны. Мало кто верил, что девушка со своей сестрой лишь ухаживают за нездоровым композитором. Эта ситуация окончательно испортила отношения Вивальди с духовенством.
Но все эти перипетии теперь не имеют никакого значения, ведь именно в тот период Антонио создал самые красивые свои творения – знаменитые духовные произведения «Магнификат» и «Глория», концерт «Ночь» и бессмертный цикл «Времена года».
На пороге 50-летнего юбилея Антонио Вивальди был полон творческих замыслов и энергии. Оперы рождались одна за другой, а роли в них создавались специально для Анны. Большой ценитель искусства – король Австрии Карл VI пригласил Антонио в 1728 году в Вену. Два года композитор путешествовал, к нему пришла общеевропейская известность. Кстати, за сохранение большой части наследия Вивальди нужно благодарить именно его европейских почитателей.
Отверженный и забытый
Новые оперы Антонио хотел ставить в Ферраре, но тут неожиданно епископ запретил ему въезд в город в 1737 году. Церковь припомнила неудавшемуся священнику все: и отказ вести службу, и личную жизнь, и явные успехи в музыке. А когда на постановку опер все же дали добро, они провалились. Антонио был в отчаянии, город явно его не принимал. Не испытала прежнего восторга от его творчества и родная Венеция. Сейчас сложно сказать, что было тому причиной, возможно, он стал немоден, а быть может нововведения Вивальди оказались сложны для восприятия публики. И только в инструментальной музыке он оставался королем.
Весной 1740 года он дал в «Пиете» прощальный концерт. Консерватория, которая была обязана ему своей музыкальной славой, в последний раз упомянула его имя в своих документах в связи с распродажей нот многих концертов Антонио Вивальди по цене 1 дукат за штуку. Это говорит о том, что композитор явно испытывал материальные трудности. На седьмом десятке лет он решил навсегда покинуть свою неблагодарную родину, чтобы поискать радости на чужбине.
Он прибыл в Вену, но Карл VI умер, затем началась война, и публике стало не до музыки. Всеми забытый гений скончался в австрийской столице 28 июля 1741 года. Его похоронили в обычной могиле на кладбище для малоимущих.
ФАКТЫ
Одним из самых активных искателей произведений Вивальди был итальянский музыковед Альберто Джентили. Когда он услышал о распродаже нотных рукописей монастырского колледжа в Сан-Мартино, сразу поспешил туда. Именно там он обнаружил 14 томов абсолютно неизвестных сочинений Антонио Вивальди. Считается, что за свою жизнь композитор создал более 90 опер, но только 40 из них имеют доказанное авторство.
***
Антонио Вивальди стал новатором музыки. Он впервые создал концерт для скрипки и оркестра, а еще для двух и четырех скрипок. Композитор написал около 20 таких произведений, среди которых концерт для двух мандолин – единственный в истории музыки.
vmiremusiki.ru
Антонио Вивальди «Времена года» - Классика
Ещё при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, он первым стал использовать многие колористические эффекты, значительно развил технику игры на скрипке. Но после своей смерти был забыт почти на 200 лет…
В 20-х годах XX в. итальянский музыковед А. Джентили случайно обнаружил уникальное собрание сочинений композитора (рукописи), которое состояло из 300 концертов, 19 опер, духовных и светских вокальных сочинений. С этого времени и началось возрождение былой славы Антонио Вивальди.
А уже в наше время этой славе способствовало эмоциональное исполнение 3 части «Лето» из «Времён года» Вивальди скрипачкой Ванессой Мэй.
Краткая биография Антонио Вивальди
Франсуа Морелон дё ля Кавэ «Портрет Антонио Вивальди»
Анто́нио Лю́чио Вива́льди (1678-1741) - итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII в. Один из крупнейших музыкантов эпохи барокко. Широкое признание в Европе получил ещё при жизни.
Будущий композитор родился в Венеции 4 марта 1678 г. в семье скрипача, который позже стал главным скрипачом в капелле собора святого Марка. О детстве Вивальди мало сведений, известно лишь, что он был старшим из 6 детей и что обучался игре на скрипке и клавесине. Скорее всего, именно отец и был первым музыкальным учителем Антонио. С 10 лет Антонио уже замещал отца в капелле собора святого Марка, играя на скрипке. В дальнейшем он принял решение стать священником и в 1693 г. был пострижен в монахи, а в 1703 г. рукоположен в сан священника.
Он был слаб здоровьем, поэтому через некоторое время перестал служить мессу, а затем был отрешён из сана священника.
В 1703 г. Вивальди поступил на службу преподавателем по классу скрипки в консерваторию церковного приюта «Пиета», одну из лучших музыкальных школ для девочек, а позже стал дирижёром оркестра и руководителем концертов, в его обязанности входило сочинение музыки для светских и духовных концертов.
В 1713 г. Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу «Оттон на вилле» на сюжет римской истории, а всего композитору приписывают более 90 опер. Его произведения имели успех, он получал многочисленные заказы, но педагогическую работу также не оставлял.
И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа.
В 1740 г., незадолго до смерти, Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Неясны причины его внезапного отъезда.
Всеми забытый, больной и без средств к существованию он скончался в Вене 28 июля 1741 г. от воспаления, вызванного простудой. Похоронен на кладбище для бедняков. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. Вскоре после смерти имя выдающегося композитора было забыто.
«Времена года» Антонио Вивальди (1723)
Название этого произведения переводится не совсем точно. Правильное название – «Четыре времени года». Как будто бы одно и то же, но не совсем. Дело в том, что содержание цикла Вивальди несколько богаче, чем просто музыкальные картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти (весна – пробуждение природных сил, лето – расцвет природы и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Такие символические намёки и побочные смыслы были характерны для времени барокко. Это было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю. Но в данном цикле Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства.
Это лишь предполагаемый портрет Вивальди, так как подписи его фамилии на нём нет. Автор - Франсуа Морелон дё ля Кавэ (1723)
Четыре концерта этого цикла уже во время Вивальди произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Каждый концерт (а всего их 4) соответствует одному времени года. Он разделен на три части (по три месяца каждого времени года). Каждый из концертов сопровождается сонетом. Существует мнение, что Вивальди был автором не только музыки, но и стихов, которые являются предпосылкой и литературной программой музыки.
Содержание цикла
Концерт №1 ми мажор «Весна»
А. Милюков «Итальянский пейзаж»
«Пришла весна»
«Спящий пастух»
«Деревенский танец»
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Беззаботная мелодия начала передаёт радостные чувства, связанные с приходом весны. Пение птиц имитирует скрипка, а затем оркестр передаёт звуки грома. Каждый, наблюдавший весну в деревне, может создать свой образ весны. Звуки скрипки, пассажи напоминают о той радости, которую испытывает человек в начале жизни и в начале весны.
Концерт №2 соль минор «Лето»
1) «Жара. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина»
2) «Адажио»
3) «Летняя гроза»
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Первая часть концерта построена на контрасте: вначале жара и притихшая природа, затем – приближение стихии. И вот потоки воды устремляются вниз, на землю… Их рисуют бурные пассажи гамм.
Концерт №3 фа мажор «Осень»
1) «Танец и песня крестьянских парней»
2) «Спящие пьяные»
3) «Охота»
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Праздник урожая – это веселье, разноцветные краски, жизнерадостное настроение.
Сцены охоты очень точно переданы музыкальными звуками и разнообразием инструментов.
Концерт №4 фа минор «Зима»
1) Allegro non molto
2) Largo
3) Allegro
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Зимние картины не столь радостны, но в каждом времени года и в каждом возрасте есть свои преимущества – вот главная мысль этого концерта.
Конечно, пересказывать содержание музыкального произведения – дело неблагодарное и безуспешное. Музыку надо слушать, слушать и слушать! Мы старались лишь помочь Вам в этом, заинтересовать, чтобы Вы в полной мере могли насладиться музыкой и лучше понять этот музыкальный шедевр.
www.classic-musik.com
Vivaldi Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
204 совпадениям
#30055496 - RAS AL-KHAIMAH - CIRCA 1970: a stamp printed in the Ras al-Khaimah.. #64125126 - Soul,Korea-Jan 4,2016: Skier both Koreans and foreigners to come..#88270401 - Danube river cruise ships at the Liberty Bridge and Corvinus..
#64125108 - Soul,Korea-Jan 4,2016: Skier both Koreans and foreigners to come.. #62873040 - Soul,Korea-Jan 4,2016: Skier both Koreans and foreigners to come.. #63302163 - Soul,Korea-Jan 4,2016: Skier both Koreans and foreigners to come.. #64421329 - Soul,Korea-Jan 4,2016: Skier both Koreans and foreigners to come..ru.123rf.com