Специфика пейзажей Ведута в изобразительном искусстве. Картины ведута


ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ. ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ. ВЕДУТА

ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ. ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ. ВЕДУТА.

 Веду́та (итал. veduta, «вид») — городской пейзаж (обычно топографически точный), жанр европейской живописи.

Расцвет ведуты произошел в 18 в. в Венеции.

К началу 18 в.Венеция превратилась в своеобразный центр паломничества. Состоятельные путешественники увозили изображения Венеции во все страны Европы. Пейзаж пользовался наибольшей популярностью.

Карлеварис Лука. "Видна набережную в направлении церкви Санта Мария делле Салюте". 1720.

 Карлеварис Лука. "Вид на набережную с дворцом Дожей". 1720.

 

Подлинным мастером ведуты стал  Каналетто, которому удалось объединить в своих пейзажах документальную точность с тонким чувством живописности и жизненности.

.

Каналетто Джованни Антонио (1697-1768).  Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Каналетто наполнял свои работы пестрой живой жизнью и лучезарным светом. Документальная точность рисунка, тщательность воспроизведения архитектуры, совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения. Каналетто виртуозно воспроизводил золотистость солнечного света,  изумрудную зелень адриатической волны, почти осязаемую густоту влажного морского воздуха.

Живописец работал под открытым небом, делая наброски карандашом, что в то время было новшеством.

Джованни  Каналетто. «Отъезд веницианского Дожа на обручение с Адриатическим морем».1730–е.Джованни Каналетто. "Набережная Сан Марко". Ок. 1740.

Джованни Каналетто. "Площадь Сан Марко". 1730.

Джованни Каналетто. "Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте". 1730.Музей изящных искусств, Хьюстон.

Бернардо Беллотто  (1721-1780), мастер «точной ведуты». «Точная ведута» создавалась при помощи оптического устройства («камера обскура»), дававшего точную перспективу и светотень, но это было несколько суховатая живопись. Живопись Беллотто сдержанная, ее отличает холодный  колорит и  строгая. суховатая манера письма. Беллотто создал пейзажи городов Германии и Польши.

Бернардо Беллотто. "Вид Варшавы из королевского дворца".1773.Бернардо Беллотто."Вид на Дрезден с правого берега Эльбы".1748. Дрезденская галерея.

 Наряду с «точной ведутой» в Венеции был известен жанр «фантастической ведуты», крупнейшим представителем которого стал Франческо Гварди (1712–1793).

Гварди Франческо (1712 - 1793) - мастер городского венецианского пейзажа.

 Гварди создавал ведуты парадного, документального характера и более камерные виды, каприччи. Гварди – великолепный колорист, сплавляющий предметный мир в единой голубовато-охристой с отдельными белильными вспышками красочной массе, так соответствующей влажной, прозрачной, зыбкой венецианской атмосфере. Франческо Гварди. "Остров Сан Джорджо".Франческо Гварди. "Палац Дожей в Венеции".

Франческо Гварди. "Вид от Таможни на Собор Санта Мария делле Салюте".Особое место в творчестве Ф. Гварди занимают поздние работы.  Серебристо-серое прозрачное водное зеркало Лагуны оживлено лишь розовеющими в лучах солнца у самого горизонта еле виднеющимися постройками города. Огромное пространство воды и светлого неба вызывает чувство необычайного простора. Далекое и близкое передано с удивительной живописной свободой средствами тонального колорита передаче натуры .

Франческо Гварди. "Вид на Лагуну с башней Мальгера".

Для художников 19 в., вышедших на пленэр, искусство венецианского художника станет одним из высших образцов пейзажной живописи.

Федор Яковлевич Алексеев  (1753 – 1824) – русский художник, первый в истории  русской живописи, мастер  городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев  учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Но вскоре он бросил всех учителей и самостоятельно обратился к распространенному в Венеции городскому пейзажу.Он изучает и копировал картины знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди.

Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками.

Федор Алексеев. "Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки". 1800.Федор Алексеев. "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости". 1794.Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии.Сильвестр Щедрин. "Панорама Рима". 1823-25.

Американский живописец Томас Коул(1861-1848) жил в Италии и мастерски писал виды итальянских городов.

 Томас Коул. "Вид на Флоренцию". 1837.

 

Урбанистические живописные пейзажи, ведуты - великолепнейшие образцы изобразительного искусства. Изучая их особенности, композицию, колористику, копируя эти шедевры, начинающие художники могут многому научиться.В арт студии "LEONARDO", следуя указаниям опытного живописца, вы создадитевеликолепные пейзажи Венеции в стиле классической ведуты.Если вы побывали в Венеции, и хотите передать свои неповторимые эмоциональные и живописные впечатления (например, в духе импрессионистического пейзажа Клода Моне) или в своем  неповторимом стиле (любая техника - акварель, масляная живопись, пастель, акрил), вы сможете это сделать в нашей студии профессионально и красиво.

Палаццо Ca'd'Oro. Венеция.Клод Моне. "Палаццо Дарио. Венеция". 1907. Национальный музей Уэлса.

leonardo-studio.livejournal.com

1 - Венецианская ведута | XV - Видовая живопись | Итальянская живопись в XVII и XVIII веках | Том 3 | Оглавление

Том 3История живописи

Партнёрские ссылки:

1 - Венецианская ведута

Бернардо Белотто. Каприччио капитолия. Национальная галлерея в Парме. Бернардо Белотто. Каприччио капитолия. Национальная галлерея в Парме.

Видовая живопись формально занимает среднее положение между чистым пейзажем и архитектурной живописью, но по существу, одних представителей ее легче причислить к "поэтам" природы или городов, других следовало бы зачислить в ряды "портретистов". Для Гварди, например, и венецианская улица была тем же, чем голландские дюны для Гойена или какие-нибудь романтические закоулки среди римских развалин для Пиранези. Для Беллотто, напротив того, и самая захолустная польская деревня была предметом методической съемки наравне с дворцом великолепного магната или с панорамными видами Вены и Дрездена.

Видовая живопись процветала к концу XVIII в. и в первой половине XIX в. почти во всей Италии; уже в то время Апеннинский полуостров стал местом съезда всех любопытных, "дилетантов" мира, и каждый иностранец со средствами желал увезти с собой на родину воспоминание о виденных красотах. Богаты ведутистами были Неаполь, Рим и Милан. Однако и в данной области все остальные центры затмила Венеция, давшая, кроме ряда образцовых ремесленников, и таких истинно великих художников, как Каналетто, Беллотто и Гварди254.

Венецианская ведута ведет свое начало от XV века; в 1493 г. Джентиле Беллини извещал поверенного маркиза Франческо Гонзаго о том, что он обладает одним retratto de Venetia, исполненным еще его отцом Якопо. Сам Джентиле вместе с братом изобразили на исторических картинах (1474 г.) в Palazzo Ducale виды Венеции, о которых упоминает Сансовино, видевший эти картины до пожара 1577 г.; до нас дошли другие картины Джентиле, с точнейшими ведутами родного города (в Академии, происходящие из церкви S. Giovanni Evangelista), а также входившие в ту же серию картины его ближайших сотрудников - Мансуети, Ладзаро Бастиани и Карпаччио. Почти самостоятельной ведутой можно считать картину "Лев св. Марка" последнего, на которой символическое животное как бы "загораживает" прелестный вид на Пьяцетту и взморье. - В высшей степени интересны и фрески Превитали в Palazzo Suardi в Бергамо (на одной из них изображен классический вид S. Giorgio Maggiore на Дворец дожей). В 1500 г. Якопо де Барбари гравирует свой громадный перспективный план Венеции (оттиск в венецианском Musco Соrrеr).

Л. Карлеварис. Прибытие французского посольства в Венецию. Дрезденская галерея
Л. Карлеварис. Прибытие французского посольства в Венецию. Дрезденская галерея

 Примеры изображения Венеции на картинах XVI века встречаются еще чаще, но, правда, зато не занимают столь же значительного места. Особенно интересны в этом отношении картины: "Венера" Себастиано дель Пиомбо (Уффици), "Дож Гримани перед Верой" Тициана (Palazzo Ducale), хоругвь "Св. Марк передает знамя Венеции" Бонифацио (Palazzo Reale), "Венецианка" Савольдо в лондонской National Gallery, исторические картины Тинторетто, Франческо Бассано и Веронезе в Palazzo Ducale. Даже академик Федериго Цуккаро не гнушается вместо "идеальной архитектуры" скопировать для своей картины в зале Maggiore Consiglio действительно сказочную и внушительную декорацию Пьяцетты с собором св. Марка на первом плане и с видом на лагуну в фоне255. Значительный топографический интерес представляют, наконец, картины художников, занимавшихся фиксированием текущих событий, а также ряд гравюрок в сочинениях, посвященных венецианским достопримечательностям. Так, Маломбра256 изображает торжественный въезд догарессы Морозины Морозини 4 мая 1597 г. (замок Chatsworth), a неизвестный мастер школы Тинторетго - "Прибытие догарессы Гримани" (галерея Гогенлоэ в Дуино), Андреа Вичентино - "Прием Генриха III", фламандец Toeput "Pozzo Serrato" - "Пожар Дворца дожей в 1577 году"257. Вероятно, фрагментом подобной же "хроникерской" картины является большая "чистая" ведута Леонардо Бассано в Прадо. Наиболее точные грав

юры украшают книги: Vecellio "Habiti antichi е moderni" и Giac. Franco "Habiti dHuomeni et Donne". Полвека спустя, в 1649 г., под несомненным впечатлением Калло и Беллы появляются картины Giuseppe Ens258, хранящиеся в галерее Дория в Риме и представляющие сцены знаменитого венецианского карнавала. Правда, у этого художника внимание было обращено главным образом на занятные фигурки, разбросанные в изобилии по двум площадям города св. Марка, однако и "декорации" в этих композициях занимают несравненно более значительное место, нежели на предшествующих примерах.

Примечания

255 Вид Венеции пририсован, кроме того, к сцене состязания Аполлона и Марсия в гравюре Санудо (1562 г.) с эрмитажной картины, считавшейся работой Корреджо.

256 Pietro Malombra род. в 1556 г., умер в 1618 г.; ученик Пальмы-младшего.

257 Увековеченным, кроме того, в гравюре Гуфнагелем и в картине Giovanni Solmsa, сохраняющейся в соборе Толентино.

258 Joseph Ens, Enz, Enzo, Ains, Heinz, Hensius (не сын ли известного художника при дворе Рудольфа II - Heinza?) род. в Аугсбурге; всю жизнь провел в Италии; возведен в кавалерское достоинство Урбаном VIII. Ланци упоминает "прекрасную картину" масте ра в церкви Ognissanti в Венеции. Энс славился, главным образом, "химерами" во вкусе Босха и Чиньяни.

www.benua-history.ru

Ведута

Веду́та (итал. veduta, вид, увиденная, вид местности) — жанр европейской живописи, городской пейзаж, особенно популярный в Венеции XVIII века, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Антонио Канале, известный итальянский художник под прозвищем Каналетто. В его пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились исключительная правдивость и поэтичность. В них ощущается насыщенный морской влагой воздух Венеции, особая, театрализованная атмосфера жизни «города вечных празднеств». Призрачное освещение превращает соборы и здания в живую декорацию, словно созданную на подмостках огромной природной сцены. Любимый сюжет художника – «Праздник обручения дожа с морем»: будущий правитель в знак верности морю – источнику богатства и процветания торговой республики – бросает в волны при стечении всего народа драгоценное кольцо.

Ф. Гварди. «Выставка диковин на площади Сан-Марко в Венеции». Вторая пол. 18 в. Частное собрание. Лиссабон Франческо Гварди часто писал те же самые венецианские пейзажные мотивы, что и Каналетто, но не фиксировал их со старательностью добросовестного наблюдателя, а насыщал свои картины лирической проникновенностью. Венеция в обрамлении вод лагуны и прозрачного неба с высокими облаками словно погружена в зачарованный сон. Картины Гварди отличает лёгкая серебристая красочная гамма, виртуозная передача едва заметного движения воздуха и игры солнечных бликов на зыбкой водной глади, в зеркале которой отражаются фасады дворцов. Он особенно любил писать вид на церковь, построенную знаменитым итальянским архитектором А. Палладио на острове Сан-Джорджо Маджоре в заливе Адриатического моря. Возвращаясь вновь и вновь к её изображению, Гварди постоянно менял точку зрения и варьировал особенности освещения.

Ф. Я. Алексеев. «Площадь внутри Московского Кремля». 1810-е гг. Музей-заповедник «Царское Село» Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России. Ведущим российским мастером ведуты был Ф. Я. Алексеев, обучавшийся в Венеции у художников этого жанра. В ранних пейзажах холодный и мрачный Санкт-Петербург предстаёт сказочной Северной Венецией с лёгкими лодочками, скользящими по голубым водам, и прозрачными облаками на ясном небе. В серии видов Москвы, созданных на рубеже 18–19 вв., художник передаёт неповторимый колорит древней столицы. В частности, целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Многие первоклассные итальянские пейзажисты работали в Англии.

Давно уже художники не рисуют ведут, и само слово это позабыто. А в стародавние времена каждый любознательный человек знал и любил ведуты. В ту пору ездить в далекие страны на лошадях было дорого и трудно, а на корабле — опасно, и люди знакомились со знаменитыми городами и прославленными постройками по ведутам.

Ведута — городской пейзаж, написанный столь тщательно и подробно, что, кажется, можно, глядя на него, перенестись через моря и горы, совершить прогулку по улицам и площадям, подойти вплотную к дворцам и святилищам, потрогать рукой ветхие стены лачуг.

В мире происходят грозные события. Приходят и уходят поколения. Рождаются новые взгляды, новые отношения между людьми. Изобретаются новые способы строительства, а одновременно и новые средства разрушения. Все это отражается и в облике городов, в которых жили и живут люди, в характере монументов и других произведениях искусства, которыми эти города украшены.

Искусство — это язык, на котором люди рассказывают о своей жизни, о своих мечтах и идеалах, о том, что они считают прекрасным. У каждого народа, у каждой эпохи свои вкусы, идеалы, представления о счастье, но язык искусства понятен всем, ибо он нуждается не в переводчике, а в горячем сердце. Не столько ум, сколько сердце заставляет нас восхищаться свободными и сильными людьми, высекавшими рельефы античного храма, и сочувствовать страданиям армии рабов, строившей загробное жилище фараону.

Но, как ни отлична от нашей жизнь далеких народов, как ни удивительны их история, обычаи и образ жизни, человек, при желании, всегда может понять человека. Нужно знать и уважать прошлое, чтобы научиться самому выбирать в его сокровищнице то, что нам дорого, и отвергать чуждое, враждебное, ненавистное. Нужно понимать прошлое, чтобы оценить настоящее и заглянуть в будущее, чтобы, зная, откуда мы пришли, видеть, куда и к чему должны стремиться.

shedevrs.ru

ведута - это... Что такое ведута?

(итал. veduta – увиденная, вид местности), городской пейзаж. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 в. Среди зарубежных мастеров ведуты особенно знаменит Антонио Канале, известный под прозвищем Каналетто. В его пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились исключительная правдивость и поэтичность. В них ощущается насыщенный морской влагой воздух Венеции, особая, театрализованная атмосфера жизни «города вечных празднеств». Призрачное освещение превращает соборы и здания в живую декорацию, словно созданную на подмостках огромной природной сцены. Любимый сюжет художника – «Праздник обручения дожа с морем»: будущий правитель в знак верности морю – источнику богатства и процветания торговой республики – бросает в волны при стечении всего народа драгоценное кольцо.

Ф. Гварди. «Выставка диковин на площади Сан-Марко в Венеции». Вторая пол. 18 в. Частное собрание. Лиссабон Ф. Гварди. «Выставка диковин на площади Сан-Марко в Венеции». Вторая пол. 18 в. Частное собрание. Лиссабон

  Франческо Гварди часто писал те же самые венецианские пейзажные мотивы, что и Каналетто, но не фиксировал их со старательностью добросовестного наблюдателя, а насыщал свои картины лирической проникновенностью. Венеция в обрамлении вод лагуны и прозрачного неба с высокими облаками словно погружена в зачарованный сон. Картины Гварди отличает лёгкая серебристая красочная гамма, виртуозная передача едва заметного движения воздуха и игры солнечных бликов на зыбкой водной глади, в зеркале которой отражаются фасады дворцов. Он особенно любил писать вид на церковь, построенную знаменитым итальянским архитектором А. Палладио на острове Сан-Джорджо Маджоре в заливе Адриатического моря. Возвращаясь вновь и вновь к её изображению, Гварди постоянно менял точку зрения и варьировал особенности освещения.

Каналетто. «Лондон. Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей». 1749 г. Каналетто. «Лондон. Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей». 1749 г.

  В России ведущим мастером ведуты был Ф. Я. Алексеев, обучавшийся в Венеции у художников этого жанра. В ранних пейзажах холодный и мрачный Санкт-Петербург предстаёт сказочной Северной Венецией с лёгкими лодочками, скользящими по голубым водам, и прозрачными облаками на ясном небе. В серии видов Москвы, созданных на рубеже 18–19 вв., художник передаёт неповторимый колорит древней столицы.

Ф. Я. Алексеев. «Площадь внутри Московского Кремля». 1810-е гг. Музей-заповедник «Царское Село» Ф. Я. Алексеев. «Площадь внутри Московского Кремля». 1810-е гг. Музей-заповедник «Царское Село»

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Ведута (жанр живописи) Википедия

Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века, в числе которых Питер Санредам (1597—1665), Ян ван дер Хейден (1637—1712), братья Иов Беркхейде (1630—1693) и Геррит Беркхейде (1638—1698). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни. Также в Риме работал американец Дуайт Бентон.

Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в исполнении его и Франческо Гварди любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных развалин, созданные воображением таких мастеров, как Джо́ли, Мариески, Панини и Пиранези.

Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев[1]. Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Отдельные итальянские пейзажисты жили и работали по заказам лордов в Англии.

Примечания

Литература

  • Искусство: Энциклопедия / Горкин А. П.. — М.: РОСМЭН, 2007. — Т. 1. — С. 148-149.

Ссылки

wikiredia.ru

Специфика пейзажей Ведута в изобразительном искусстве.

Статья. Специфика пейзажей Ведута в изобразительном искусстве.

В переводе с французского слово пейзаж означает природа. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого  - воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж  - это конкретное художественное произведение в живописи  или графике, показывающее зрителю природу.  «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в 6  веке в китайском искусстве. В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае. В период средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Большую роль  в формировании пейзажной живописи  сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции в 1410-х  годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург – создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Берийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Ярко выраженный интерес к пейзажной живописи заметен у раннего Возрождения. И  хотя художники еще очень неумело передают пространство,,, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.

Более важную роль  пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие стали внимательнее изучать натуру.  Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь  пейзаж представляется как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.

Но до 16 столетия художники включали в свои произведения  пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером этого является знаменитая Мона Лиза (ок. 1503г) написанный Леонардо да Винчи.

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи.

В  создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником стал Джорджоне, работавший в начале 16 столетия (Гроза, 1506-1507г).

Джорджоне оказал огромное влияние не Тициана. Тициан оказал огромное влияние на формирование всех жанров европейской пейзажной живописи.

Традиции Венецианской школы нашли отражение и в  творчестве испанского художника Эль Греко. Среди самых известных картин мастера – «Вид Толедо» (1610-1614г). Эль Греко очень эмоционально  и живо передает природу в момент грозы.

В северной Европе в 16 веке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции. Образы природы занимают важное место в творчестве Питера Брейгеля Старшего.

В 17 веке появилось множество национальных школ, сформировались новые жанры и их разновидности. Весьма удачное время для дальнейшего развития пейзажного жанра.

В 17 веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.

2. В 18 веке широкое распространение получила ведута – разновидность пейзажного жанра, сформировавшегося в венецианской живописи. Свое начало она берет от городского, или архитектурного, пейзажа, элементы которого появились еще в эпоху Средневековья.

Ведута (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи эпохи Возрождения, представляющий собой картину, рисунок или гравюру с изображением городского пейзажа. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 в. Среди зарубежных мастеров ведуты особенно знаменит Антонио Канале, известный под прозвищем Каналетто. В его пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились исключительная правдивость и поэтичность. В них ощущается насыщенный морской влагой воздух Венеции, особая, театрализованная атмосфера жизни «города вечных празднеств». Призрачное освещение превращает соборы и здания в живую декорацию, словно созданную на подмостках огромной природной сцены. Другим  известнейшим представителем зтого жанра является и фламандец Пауль Бриль. Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в т.ч. в России. В частности, целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги.В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто,Бернардо Беллотто. Многие первоклассные итальянские пейзажисты работали в Англии.

Франческо Гварди часто писал те же самые венецианские пейзажные мотивы, что и Каналетто, но не фиксировал их со старательностью добросовестного наблюдателя, а насыщал свои картины лирической проникновенностью. Венеция в обрамлении вод лагуны и прозрачного неба с высокими облаками словно погружена в зачарованный сон. Картины Гварди отличает лёгкая серебристая красочная гамма, виртуозная передача едва заметного движения воздуха и игры солнечных бликов на зыбкой водной глади, в зеркале которой отражаются фасады дворцов.

В России ведущим мастером ведуты был Ф. Я. Алексеев, обучавшийся в Венеции у художников этого жанра. В ранних пейзажах холодный и мрачный Санкт-Петербург предстаёт сказочной Северной Венецией с лёгкими лодочками, скользящими по голубым водам, и прозрачными облаками на ясном небе. В серии видов Москвы, созданных на рубеже 18–19 вв., художник передаёт неповторимый колорит древней столицы.

nsportal.ru

Ведута - «Энциклопедия»

Ведута ВЕДУТА [итальянский veduta - вид (местности)], разновидность архитектурного пейзажа в живописи или графике. В отличие от каприччио (архитектурные фантазии), ведута – топографически точный городской вид. Жанр ведуты сложился и достиг расцвета в Италии 18 века: местные художники создавали памятные городские пейзажи, предназначенные для паломников и путешественников. Предшественниками ведуты были детально выписанные архитектурные фоны картин художников 15-17 веков, прежде всего венецианских (Джентиле Беллини, В. Карпаччо и др.), а также распространённый в западноевропейском искусстве того времени мотив руин - аллегория рождения христианства из Ветхого Завета. Крупнейшие мастера ведуты в Венеции - Л. Карлеварис, А. Каналетто, Б. Беллотто, М. Риччи, М. Дж. Мариески и Ф. Гварди. Римские ведуты создавали живописец Дж. П. Паннини и гравёр Дж. Б. Пиранези. Ведутой занимались также работавшие в Италии голландец Г. А. ван Виттель, француз Ю. Робер, немец Ф. Хаккерт. Для достижения точности перспективных построений применялись камера обскура и её модификации (камера клара и камера люцида). Несмотря на кажущуюся пунктуальность изображения, ведутисты широко использовали различные приёмы художественной организации пространства (например, так называемая ускоренная перспектива и кулисные построения у Беллотто), что особенно заметно в произведениях Гварди и Пиранези, в творчестве которых ведута соединяется с каприччио, получившим особое распространение в искусстве предромантизма.

Реклама

В России ведута появилась в Петровскую эпоху и развивалась на протяжении 18 - 1-й половины 19 века, что было связано, прежде всего, со строительством Санкт-Петербурга. Документальный облик новой столицы запечатлели гравёры А. Ф. и И. Ф. Зубовы, М. И. Махаев, живописцы Ф. Я. Алексеев (писал также виды Москвы до пожара 1812 года, Херсона, Николаева, Бахчисарая и др.), М. Н. Воробьёв (также виды Москвы, Палестины, Парижа), А. Г. Денисов, К. П. Беггров, акварелист В. С. Садовников и др. Москва предстаёт в работах Ж. Делабарта, К. И. Рабуса. В традициях ведуты русские мастера исполняли виды городов Армении, Новороссии, Турции (М. М. Иванов, И. К. Айвазовский), Поволжья (Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, П. П. Верещагин и др.), Италии (Сильвестр Феодосиевич Щедрин, А. Н. Мордвинов), Китая (А. М. Легашев, К. И. Корсалин). С середины 19 века ведута всё более сближается с бытовым жанром и лирическим пейзажем. Традиция ведуты преломилась в творчестве мастеров архитектурного пейзажа начала 20 века (М. В. Добужинский, А. М. Васнецов, К. Ф. Богаевский и др.) и послужила одним из истоков панорамы и художественной фотографии.

Лит.: Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начало XIX в. М., 1953; Vedutisti veneziani del Settecento. [Cat.]. Venezia, 1967; Петербург-Ленинград глазами художников. Л., 1972; The glory of Venice: art in the 18th century. (Cat.). New Haven; L., 1994; Briganti G. G. van. Wittel е l’origine della veduta settecentesca. 2 ed. Mil., 1996.

А. М. Муратов.

knowledge.su


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта