РК ФорсАрт Издательско-рекламная группа. Неуравновешенная картина


Неуравновешенная композиция | FotoStar-Pro - все профессионально и качественно..

Неуравновешенная композиция

Неуравновешенная композиция

Затаив дыхание, следим мы в цирке за движениями канатоходца под куполом. Один неверный шаг, хрупкое равновесие будет нарушено.

Можно привести много других примеров, за ними не придется далеко ходить: с первых месяцев жизни человек учится балансировать в пространстве – сначала держаться на своих ногах, потом кататься на велосипеде.

Отсутствие равновесия привлекает и останавливает наше внимание.

Изображение пространства и его взаимоотношение с элементами композиции зачастую выходит за рамки штудий.

Как много свободного пространства в кадре надо оставить? Этот на первый взгляд простой вопрос вполне может оказаться философским.

Находя соотношения элементов в картинной плоскости, стремясь привести композицию к условному равновесию, фотограф заполняет пустое пространство, неинформационную часть.

 

Неуравновешенная композиция

 

Неуравновешенная композиция

 

При таком подходе пространство выступает как нечто лишнее, мешающее гармоничному восприятию целого. По сути идет борьба с пространством, и здесь оно рассматривается как плоскость. Преодоление плоскости кадрированием, удачно выстроенной перспективой и т. п. и будет актом создания выразительно-смыслового целого.

А если не бороться? Если работать с плоскостью как с пространством, а не наоборот?

Многое зависит от сочетания масштабов в изображении. Если нет резкого противопоставления в масштабах фигуры и незаполненной свободной   плоскости,   то  такая плоскость рассматривается как фон в полном смысле этого слова и выполняет вспомогательную функцию. Фон заполняется элементами композиции, он может иметь пространственную глубину посредством определенного расположения и взаимоотношения фигур на нем, он может быть обрезан или продлен, но прежде всего это плоскость, не имеющая самостоятельного значения.

Противопоставляя фигуру и плоскость, фотограф добивается эффекта превращения плоскости в пространство, которое не требует дополнительных элементов композиции для выявления смысла произведения. Само пространство становится смыслообразующим элементом.

Насколько большой должна быть площадь свободного пространства в кадре относительно площади, заполненной изображением, будет зависеть от многих факторов: прежде всего от идеи, которую воплощает изображение, от стиля жизни автора (а жизнь автора в ее многообразии отражается во всех композициях, можно сказать: «Как живу, так и снимаю»), от багажа знаний, от того, насколько развито у автора «чувство композиции», – во всяком случае, с линейкой и циркулем к решению этой задачи подходить не рекомендуется.

Описание неуравновешенной композиции может выглядеть так: это композиция, в которой основной (сюжетно важный) элемент смещен относительно центра кадра. Чтобы уравновесить композицию, необходимо в противоположной части кадра на втором плане поместить какой-либо другой элемент.

 

Неуравновешенная композиция

 

Эдгар Дега. «Площадь согласия». 1876. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Неуравновешенная композиция

 

Поль Гоген. «Отверженные». Автопортрет с профилем Бернара. 1888. Холст, масло. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

 

Неуравновешенная композиция

 

 

Неуравновешенная композиция

Неуравновешенная композиция

ИЗ МОИХ ЛЕКЦИЙ В ФОТОШКОЛЕ «ФОТОГРАФ» ВГИК-ФОТО

ВОПРОС С МЕСТА: Так что же первично: структура, в частности схема композиции, – или мои чувства и идеи? И потом, вы говорите, мол, как живу, так и снимаю, а если я принял пивка, это непосредственно отразится на фотографии?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Начну со второго вопроса. Да, может непосредственно отразиться на фокусировке изображения. Есть реальный шанс получить нерезкую фотографию. Если же говорить серьезно, то по фотографии, сделанной вами, можно составить ваш психологический портрет. И есть специалисты в этой области.

Теперь о первичности. Конечно, чувства и идеи первичны. Это то драгоценное и хрупкое, без чего невозможно представить творчество. Но красивый сам по себе бриллиант требует соответствующего обрамления, которое подчеркнуло бы уникальную форму и игру света в гранях камня. Так же с чувствами и идеями: им нужна соответствующая композиционная форма, которая оттенила бы и выпукло представила вибрацию чувств и новизну идеи.

ВОПРОС С МЕСТА: Простите, но получается, что мы обречены всю жизнь топтаться между центральной и еще какой-то композицией. Это какая-то фабрика! И потом, как я могу на съемке думать о схемах, когда надо снимать?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: В смысле фабрики как производственного процесса вы абсолютно правы. Работа фотографа обусловлена производственным циклом, ограниченным временными рамками. В этот цикл входят и творчество, и технологии.

Тем не менее «топтаться» не надо, в сочетании же «всю жизнь» перспектива выглядит совсем мрачно. Надо находить нечто новое в устоявшихся композиционных формах. И это новое будет заключаться в том, как лично вы развиваете выстраданный сюжет, например, в классической центральной композиции.

В ваших руках достаточно изобразительных средств, чтобы в пред найденном создать новое. Тому пример иконописцы. В светской живописи вся история живописи – пример изменения у художников отношения к цвету при сохранении консервативных композиционных схем. Конечно, если вам удастся найти, создать, выдумать совсем новую композиционную схему, мы все придем на презентацию. Но спустя совсем непродолжительное время после премьеры ваша схема превратится в такую же рутину, как и ее предшественницы, и из нее будут пытаться вырваться все следующие поколения фотографов.

www.fotostar-pro.ru

Неуравновешенные композиции.

îÓÚÓ 53

Колосов "Минус 55 градусов"). В изящной и легкой композиции очень лаконично раскрывается своеобразие красоты Крайнего Севера. Автор снимка рассказывает поэтично и убедительно о снегах ослепительной белизны и о сильном морозе, который не страшен забавному малышу, надежно защищенному теплым мехом. Красиво, весело, хорошо!

И устойчивая нижняя часть сопоставляется с более легкой верхней частью картины, возникает уравновешенность композиции по вертикали, являющаяся залогом стройности и гармоничности линейного и тонального рисунка. Обращает на себя внимание интересное совмещение в одном кадре двух рисунков различного характера: фигура мальчика дана в мягкой пластической гамме полу-

тонов, пейзаж рисуется в четкой графической манере. По этим признакам угадывается печать с двух негативов.

Рассмотренные примеры и большое количество фоторабот показывают, что в фотографии очень распространены уравновешенные композиции. Однако существуют и иные, как бы обратные решения проблемы, то есть такие композиции, где равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Такой эффект всегда обусловлен содержанием картины, и фотограф прибегает к нему потому, что сюжет получает особую выразительность именно при этом изобразительном решении кадра.

Примером снимка, в котором нарушены классические принципы равновесия, может служить фото 53 (Е. Шматриков "Борцы"). Фигуры спортсменов расположены в правой части кадра и сюда же направлено движение. Вертикальная ось основной группы, таким

образом, резко смещается от центра вправо, равновесие композиции нарушается, она теряет свою устойчивость. Но это, конечно, не случайность, а сознательно примененный автором композиционный прием. Фотограф знает, что равновесие сообщает рисунку устойчивость. Следовательно, потеря равновесия, выход из устойчивого положения содержат в себе элемент динамизма. Значит, неуравновешенная композиция должна помочь передаче движения и сделать снимок более динамичным. Так оно и есть: потеря композиционного равновесия на фото 53 усиливает эффект внутрикадрового движения. Эффект подчеркивается также уклоном линии горизонта.

Итак, большое количество конструктивно четких по композиции и живописных по рисунку снимков показывает, что в основе их изобразительного решения всегда лежит определенный замысел автора, а материал компонуется по тому или иному принципу.

Один из таких принципов - формирование смыслового и композиционного центра, который становится началом построения кадра. В других случаях композиция решается по законам равно- îÓÚÓ 53 весия (что, конечно, не снимает задачи акцентирования внимания зрителя на главном объекте изображения). Основой построения кадра может стать и сопоставление темного и контрастного переднего плана с нерезкой и светлой глубиной. Возможно решение снимка на ярком световом пятне при общей низкой тональности всего поля кадра. Структурным принципом может явиться симметрия линейного рисунка, и многие другие приемы становятся организующим началом изобразительного решения темы в фотографии. В результате рождается четкая композиция кадра, становящаяся ключом к пониманию образного строя картины.

И только в рыхлых по форме снимках, где авторская мысль теряется в запутанных линиях или пестрых тонах изображения, мы не сможем найти принципа организации материала, поскольку он не был определен и найден самим автором. В таких снимках нет ни продуманных тональных сопоставлений, ни выразительного линейного рисунка, ни какого-либоиного композиционного начала. Отсюда - и пестрота, несобранность, неслаженность изображения. Отсутствие приема...

Это плохо.

Но вот перед нами фото 54. Тут уже не скажешь, что у автора не было замысла, что приемы построения изображения остались неиспользованными: каждому ясно с первого взгляда - снимок построен на контрастах черного и белого. Картинная плоскость разделена по диагонали и покрыта наполовину ярким белым тоном, наполовину - глухим черным. На белое проецируется темный

силуэт одуванчика, на черное - яркий белый шарик цветка. Все ясно, четко, но... схематично. По существу, содержанием снимка стал сам композиционный прием, живая эмоция заменена выстроенным, стилизованным изображением... Мы можем, конечно, использовать такие изображения в качестве декоративного рисунка, плаката и пр. Они также служат учебными упражнениями при изучении основ композиции. Но вряд ли мы сможем признать их законченными художественными картинами. Эти упражнения демонстрируют известную подготовленность фотографа, его исполнительское мастерство, что иногда подкупает зрителей. Но как бы эффектен и красив ни был подобный кадр, он не удовлетворит требовательного зрителя. Ибо за внешним рисунком ничего нет, только сочетание линий и тонов... Трудно говорить здесь о глубине мысли, о жизненных наблюдениях, о художественном образе.

Принципы компоновки материала служат для раскрытия замысла автора и достижения художественной выразительности, через которую проступает жизненная правда произведения. Сами же эти принципы как бы растворяются в содержании, прочно сливаются с ним. В подлинно художественном снимке не так-топросто обнаружить приемы его построения. Прием, выступающий слишком отчетливо, - признак поверхностного и часто формального понимания смысла композиционного творчества.

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ

Ритмический рисунок кадра

Художественная организация линий и тонов. В любом фотографическом снимке легко обнаруживаются два основных элемента, из которых состоит изображение, это - тона и линии, выступающие в самых различных соотношениях. Оба этих элемента можно увидеть и в кадре, построенном на контрастной светотени, и в снимке, выполненном в мягкой тональности. Острый линейный рисунок чаще всего имеет и тональные переходы.

К тонкой гамме тонов обычно подключается и линия, выступающая порой как очертание контуров фигур и предметов. Однако линии здесь существуют не в том виде, в каком мы встречаем их, например, в карандашном рисунке. Линия на фотографии не является первичным элементом, а возникает как производная от тона. Она представляет на снимке лишь раздел двух тонов, иногда ясный и четкий, иногда мягкий, а порой и вовсе расплывчатый.

Таким образом, можно сказать, что основным элементом фотоизображения является тон. Но вместе с тем в ряде случаев граница раздела двух тонов - линия - приобретает столь ярко выраженный характер, что становится основой композиции, ведущим началом в изобразительной форме. Поэтому, понимая линию как элемент изображения, производный от тона, мы можем говорить как о тональной, так и о линейной композиции. С помощью тона и линии оттачивается изобразительная форма снимка и выражается его содержание.

Рассмотрим несколько примеров.

îÓÚÓ 55

Фото 55 (Э. Соколов "По свежему снегу") служит примером композиционного решения кадра на мягких тональных переходах. Линии хотя здесь и есть, но как активные элементы не используются. Характер выбранного для съемки пейзажа, время года и конкретные погодные условия очень точно передаются именно с помощью градации тонов. Изобразительный замысел фотографа и опирается на характер материала. Отсюда - ассоциативность снимка, который отлично передает поэзию русской зимы.

А вот на фото 55 а (Э. Соколов "Этюд") на фоне мягкого тонального рисунка начинают обозначаться линии, они участвуют в построении кадра наравне с тоном: глубина здесь передана очень

мягкой градацией тонов, а передний план - четкими линиями.

Фото 55 б (А. Сусеков "Лесной олень") и вовсе утрачивает пластику тонов и представляется нарисованным лишь отчетливыми линиями, и это сообщает снимку легкость и изящество графики.

îÓÚÓ 55· Анализируя линейный и тональный строй снимка,

мы должны помнить, что ни тон, ни линию невозмож-

 

но отделить от содержания. Они образуются сочетани-

 

ями реальных предметов и прочно связаны с жизнен-

îÓÚÓ 55a

ным материалом. Линии и тона возникают на снимке

 

в результате распределения в кадре светотени, выбора точки съемки, применения различных объективов и оптических насадок, подбора фотоматериалов по их контрастности, установления режима экспозиции, расчета ее по светам или теням, обработки негатива и позитива.

Мы можем рассматривать линии и тона как элементы фотографического изображения, помогающие достижению на картинной плоскости гармоничного и упорядоченного рисунка. Но смысл и ценность линейного и тонального построения определяются не полученным рисунком, а тем, насколько ясно и поэтично выражены с их помощью авторская мысль и тема снимка.

Каждое звено фотографического процесса управляемо. Потому-тои могут быть получены самые разнообразныеживописно-художественныерезультаты. Мы можем поставить пе-

ред собой любую задачу по организации линий и тонов в кадре, например попробовать получить ритмическое их распределение

Понятие о ритме. Под ритмом в произведении искусства мы понимаем

 

закономерное чередование композиционных элементов, их повторяемость

 

через определенные промежутки, порядок их сочетания. Следует отме-

 

тить, что в неудачных по композиции снимках полностью отсутствует рит-

 

мическое начало. Зато во многих выразительных снимках можно найти

 

ритмические повторы композиционных элементов. Такой рисунок фотогра-

 

фу дает возможность четко выразить свою мысль, а зрителю - легко читать

 

изображение и постигать творческий замысел автора снимка.

 

Ритм является элементом общей композиции снимка и одним из средств,

 

с помощью которых достигается ясность формы, оригинальность вопло-

 

щения темы. Именно ритмичность переднего плана на фото 56 (А. Моро-

 

зов "Дисциплина - всегда дисциплина") заостряет внимание зрителя на де-

îÓÚÓ 56

талях армейского распорядка. Именно ритм "дисциплинированного" ли-

 

нейного рисунка раскрывает существо темы. В верхней части снимка ритм исчезает, линейный рисунок теряет свою статичность, становится живым, динамичным. И от сопоставления двух таких изобразительных начал тема получает свою окончательную доработку. "Дисциплина - всегда дисциплина, а молодость - всегда молодость", говорит нам этот вызывающий улыбку снимок.

Истоки ритма фотоизображения в жизни. В искусство ритм проникает из жизни, в природе мы постоянно встречаем ритмические повторы. Они - в стройном рисунке лепестков цветка, в отчетливых линейных повторах волн, набегающих на берег. Последовательно чередуются зерна в колосе спелой ржи, и ветер укладывает пески пустыни в затейливые складки. Чередуются уходящие к горизонту борозды вспаханной земли. Наблюдательный фотограф отыскивает эти рисунки в жизни и на них основывает ритмические композиционные построения снимков. Так была найдена линейная размеренность на фото 56.

îÓÚÓ 57

графии -

В другом случае автор фото 57 (М. Ананьин "Ритм") оценил рисунок наката волн, нашел точку съемки, с которой он был виден особенно ясно, дождался выигрышного освещения, зависящего от высоты стояния солнца и направления падения потока солнечных лучей, который дополнительно подчеркнул узор волн. Они засверкали в лучах контрового света и обозначились на снимке особо отчетливо. Именно потому, что ритмы на фото 56 и 57 были найдены в жизни, а не надуманы фотографом, кадры получились не только нарядными по линейному рисунку, но и, что особенно важно, жизненно правдивыми, вызывающими у зрителя точные ассоциации.

А теперь посмотрим, так ли понимается смысл ритмических построений авторами снимков, подобных ранее упоминавшемуся фото 7. Несомненно, этот кадр ритмичен: вертикальные линии ограды почти с геометрической точностью делят картинную плоскость на равные части. Перевернутые лодки вверху повторяются так четко, что становятся буквально орнаментом. Казалось бы, чего же более? А снимок не оставляет глубокого впечатления. Он выглядит очередным упражнением по заполнению картинной плоскости. И ясно почему: живой, достоверный рассказ о жизни и ее красоте, так радующий нас в снимках 56 и 57, на фото 7 подменяется сухой схемой. Подчеркнутый узор, внешний рисунок изображения становятся в этом случае некой самоцелью и оттесняют на дальний план тему, сюжет, картину действительности. Материал для своего этюда автор фото 7, конечно, тоже увидел в жизни, но средствами фото-

выбранной точкой съемки и крупностью плана, контрастной печатью и пр. - довел его до полной схематичности.

Выявление ритмов приемами фотосъемки. Можно подумать, что невелика заслуга фотографа в построении ритмичного рисунка фотоснимка, если эти ритмы встречаются в жизни в готовом виде. Такое мнение, конечно, ошибочно. Нужен глаз художника, чтобы подметить, найти ритмическое начало в жизни, нужна рука мастера, чтобы воспроизвести эти ритмы на снимке не в их чисто внешнем рисунке, а в истинном смысле и значении. Разве мало видели мы кадров купающихся пионеров, туристов, солдат на привале? Но лишь на фото 56 встретились с совершенно оригинальным решением темы. И среди снимков, сделанных на воде, среди морских пейзажей, где "главным действующим лицом" является водная поверхность, работы, подобные фото 57, встречаются не так уж часто.

Ритм, увиденный в жизни, не просто переносится на снимок, а ложится в основу его композиционного рисунка и превращается в ритм линий, в чередование тонов, выявленных и сформированных с помощью изобразительных средств фотоискусства. Для того чтобы обмундирование, аккуратно сложенное на берегу и выстроенное словно по линейке, превратилось в ритмический элемент картины, нужно было многое. Фотограф должен был увидеть этот материал в жизни и понять, какие сюжетные и изобразительные возможности в нем заключены. Следовало найти точку съемки, с которой был бы хорошо виден и понятен этот материал; предстояло определить его место на картинной плоскости, создать акцент на этой части изображения. И вот мы видим снимок с действенным передним планом, который сложился в результате съемки с близкой и достаточно высокой точки. Правильно выбранное направление съемки позволяет совместить в кадре этот сюжетно важный передний план с активным фоном - морем и купающимися солдатами, где сюжет находит свое развитие и завершение (фото 56).

Только с высокой точки стал отчетливо видимым ритмический рисунок фото 57. И только контровой солнечный свет очертил линии волн сияющими бликами. С другой, менее удачно выбранной точки, при другом освещении мог быть легко утерян ритмический рисунок, хотя он и существовал в жизни.

Простейшие ритмы. Прежде всего к ритмически построенным изображениям мы относим снимки с четко видимой структурой, отчетливым де-îÓÚÓ 58 лением пространства кадра на равные, подобные или похожие сюжетные, линейные или тональные элементы. Пример такого ритмического построения - снимок В. Школьного "Рыбачья застава" (фото 58). Содержание жанровой сценки раскрывается удачным композиционным решением: звено линейного рисунка, состоящее из вертикального столба, сидящего на нем юного рыболова и отражения в воде, повторяется по всей длине поля кадра через примерно равные промежутки. Это построение,во-первых,вскрывает смысл изображаемого, отвечает теме снимка - "застава". Вовторых, возникает гармония линейного рисунка, повторы, которые и называют ритмом.

В данном случае мы встретились с членением картинной плоскости по горизонтали. Это - привычная и часто используемая форма заполнения кадра. Но пространство снимка может ритмично делиться не только в горизонтальном направлении. Подобный же отчетливый рисунок часто рас-

îÓÚÓ 60a

îÓÚÓ 59

полагается и вдоль вертикальной оси картины, при этом возникают ритмические повторы композиционного мотива в вертикальном направлении. Можно говорить и о ритме диагоналей, поскольку в фотографии нередки глубинные построения, основанные на закономерном чередовании наклонных линий, по направлению близких к диагоналям прямоугольника кадра.

Ритмическое распределение элементов композиции может идти не только по плоскости снимка, но также и от переднего плана в глубину кадра.

С таким линейным рисунком мы встречаемся на фото 59 (Е. Шматриков "Во Дворце пионеров"). Элементы архитектурного оформления интерьера, переплеты окон, лепка потолка, кресла, расставленные у стены, светильники, свисающие с потолка, также повторяются в определенном порядке, как и линейный мотив фото 58. Но ритмический рисунок здесь несколько усложняется. Его элементы уже не равны, но лишь подобны, поскольку каждый из них, отдаляясь от точки съемки, рисуется в перспективном сокращении.

Более сложные ритмы. Конечно, все богатство встречающихся в практике фотографии ритмических рисунков далеко не исчерпывается этими простейшими случаями. Удивительное разнообразие графических и живописных решений фотоснимков исключает возможностьсколько-нибудьподробной классификации существующих ритмических построений, мы можем только приве-

сти примеры разнообразного использования этого приема композиционного решения кадра. Анализ примеров, думается, подскажет фотографу направление и путь самостоятельных поисков.

îÓÚÓ 60

Фото 60 (В. Эпштейн "Фотоэтюд"), графическое по линейному рисунку, в сравнении с ранее рассмотренными снимками по ритмическому построению усложнено. Здесь сочетается ритмический ход линий, одни из которых пересекают пространство кадра в горизонтальном, другие - в вертикальном направлении. Обратите внимание на то, что горизонтальные и вертикальные линии на снимке неодинаково активны. На переднем плане они очень отчетливы, вычерчивают сюжетный центр композиции, резко контрастируют со светлым фоном. Горизонтальные линии в глубине кадра мягки, размыты, менее контрастны. Таким образом, элементы композиции делятся на главные и фоновые, а внимание зрителя сосредоточивается на клетках с птицами.

На других снимках к ритмически повторяемым вертикалям и горизонталям могут быть добавлены еще и линии наклонные, пересекающие кадр в направлении его диагонали, лежащей на плоскости или уходящей в глубину. При поверхностном взгляде на

подобный снимок может показаться, что в таких сложных линейных рисунках четкий ритм как бы и вовсе утрачивается, а структура картины становится неопределенной. Но это, конечно, не так. Усложненный ритм всегда представляет собой разработку задуманного рисунка, его замысловатость, как правило, объясняется особенностями темы, сюжета, драматургичес-

кой ситуации, материала.

Есть своеобразная ритмика линий на фото 60 а (А. Антипенко "Поздняя осень"), хотя в нем уже ничего не остается от упорядоченного

иразмеренного линейного строя предыдущего снимка (см. фото 60). Но ведь разрабатывается тема поздней осени, когда парки пустеют, а в настроении нередки и беспокойство и грустные размышления...

Конечно, сложный ритм здесь неслучаен, в основе композиционного решения снимка лежит точный рисунок. Четко обозначен передний план, на котором мы видим человека и несколько скамеек. Этот план

иобразующие его линии остаются в кадре главными, все остальное - лишь разработка центрального мотива.

Свои поиски ритмических построений фотограф часто начинает именно с простейших ритмов, образующих лаконичное линейное ре-

шение кадра. В ученический период эти ритмические повторы порой дают слишком отчетливые схематические изображения. Но постепенно, совершенствуя мастерство и проникая в подлинную красоту жизни, фотограф приходит к утверждению более тонких ритмических построений, где возникают нюансы, полутона, обогащающие изобразительный строй снимка.

Вот еще один пример усложненного ритмического решения пейзажного снимка - фото 61 (О. Мартынов "Лес, освещенный

солнцем"). На первом плане - темные силуэты стволов деревьев. Они нео-

 

динаковы по форме, их разделяют неравные промежутки, но все же здесь

 

есть чередование светлого и темного - своеобразный ритм. Так же свобод-

 

но организован и дальний план: стволы деревьев, по тонам более светлые,

 

чем на переднем плане, чередуются с участками яркого белого тона глуби-

 

ны кадра. В снимке есть и ритмическое членение пространства по глубине:

 

четко различаются контрастный передний план, менее контрастный второй

 

план и мягкие светлые дали. Эта свобода в композиционном размещении

 

материала придает изображению особую живописность. Автор, найдя по-

 

этическую трактовку пейзажа, остался верен материалу: ритмы линейного

 

рисунка хорошо раскрывают красоту леса, залитого солнечным светом. Ус-

 

ложненность ритмического построения здесь, как и в предыдущем снимке,

 

совершенно закономерна, ведь ритмы природы редко бывают такими же

 

четкими, как, например, ритмы клеток с птицами или жалюзи окна на фото

îÓÚÓ 61

studfiles.net

rulibs.com : Справочная литература : Искусство и Дизайн : УРАВНОВЕШЕННАЯ И НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ : Дмитрий Кораблев : читать онлайн : читать бесплатно

УРАВНОВЕШЕННАЯ И НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная.

Самый простой способ уравновесить композицию – расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Если сместить объект в сторону – равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Также можно уравновешивать, с точки зрений композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Уравновешенная композиция

Неуравновешенная композиция

Уравновешенная композиция

Однако иногда равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Он всегда обусловлен содержанием фотографии. Например, когда надо на снимке показать отрицательные эмоции или усилить эффект движения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы фотографируете прибой штормового моря. Какой должна быть композиция снимка?

2. Вы фотографируете отдыхающую модель. Какой должна быть композиция снимка?

3. Вы фотографируете взлетающую птицу. Какой должна быть композиция снимка?

4. Модель делает жест рукой в сторону. Каким образом на снимке можно уравновесить ее фигуру?

5. Вы снимаете модель в хорошем расположении духа. Какой должна быть композиция снимка?

6. Вы фотографируете горюющую модель. Какой должна быть композиция снимка?

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная.

Самый простой способ уравновесить композицию – расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Если сместить объект в сторону – равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Также можно уравновешивать, с точки зрений композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Уравновешенная композиция

Неуравновешенная композиция

Уравновешенная композиция

Однако иногда равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Он всегда обусловлен содержанием фотографии. Например, когда надо на снимке показать отрицательные эмоции или усилить эффект движения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы фотографируете прибой штормового моря. Какой должна быть композиция снимка?

2. Вы фотографируете отдыхающую модель. Какой должна быть композиция снимка?

3. Вы фотографируете взлетающую птицу. Какой должна быть композиция снимка?

4. Модель делает жест рукой в сторону. Каким образом на снимке можно уравновесить ее фигуру?

5. Вы снимаете модель в хорошем расположении духа. Какой должна быть композиция снимка?

6. Вы фотографируете горюющую модель. Какой должна быть композиция снимка?

rulibs.com

Психически неуравновешенным людям,... / Интерьер / Арт и дизайн / Pinme.ru / Pinme

Психически неуравновешенным людям, просматривающим данную картину становилось плохо, они теряли сознание, начинали плакать и т.д. Началось всё в 1972, когда картина была нарисована Биллом Стоунхэмом по старой фотографии, где он был сфотографирован в пятилетнем возрасте и найденной в Чикагском доме где он жил в то время (первая фотография).

Впервые картина была показана владельцу и искусствоведу Лос-Анжелес Таймс, которой после этого скончался. Может быть это было совпадением, а может и нет. Затем картина была приобретена актером Джоном Марли (умер в 1984 году). Далее начинается самое интересное. Картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья нашедшая ее принесла домой и уже в первую ночь маленькая четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на картине дерутся. На следующую ночь, что дети на картине были за дверью. В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру на включение по движению в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз.

Картина была выставлена на интернет-аукцион eBay. Вскоре на почтовые адреса администраторов eBay стали приходить тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. На eBay (также как и в этом посте) стояло предупреждение, но народ как известно любопытный и многие пренебрегли предупреждением. Текст сообщения приведён на одном из изображений

Картина была продана за 1025 USD, начальная цена составляла 199 USD. Страницу с картиной посетили свыше 30000 раз, но в основном просто ради интереса. Ее купил Ким Смит, проживавший в маленьком городке недалеко от Чикаго. Он как раз подыскивал, что-нибудь для своей только-что отремонтированной художественной галереи на просторах инета. Когда он наткнулся на "Hands Resist Him" то сначала подумал, что ее нарисовали в сороковых годах и она прекрасно подойдет для него в качестве экспоната.

Это было бы концом истории, но письма стали приходить теперь на адрес Смита. Многие из них были как и раньше с рассказами о плохом самочувствие после просмотра картины, но были и те кто писали о зле исходившем от нее. Другие требовали просто сжечь ее. Ему предложили услуги даже Эд и Лоррэйн Уоррены, известные как изгоняющие демонов в Амитвильском доме в 1979 году. Некоторые даже вспоминали известное убийство Сатилло в лесных холмах штата Калиформия. Призраки двух детей, как говорят, часто посещают дом на холмах. Экстрасенсы утверждали: "Мы видели мальчика. Он носил легкую футболку и шорты. Его сестра была всегда в тени. Он, казалось, защищал ее. Их звали Томом и Лаурой и они как две капли похожи на детей изображенных на картине".

www.pinme.ru

Десять картин, которые должен знать каждый (Часть третья)

Планета вращается, мир изменяется, а мы продолжаем исследовать то, что уже вошло в историю как ярчайшие произведения искусства разных эпох и стран. Сегодня вашему вниманию я представлю заключительную десятку картин. Достойных внимания и обсуждения.

Опять же, хочу напомнить, что прекрасных картин в этом мире было создано несметное количество и этот список является лишь субъективным мнением, что призвано ознакомить людей с разными шедеврами и помочь определить для себя своих собственных любимчиков.

Ну что же, поехали!

1. «Скачет красная конница». Казимир Малевич, 1928-1932

konnica

Малевич известен своей любовью к геометрии, симметрии и насыщенной гамме. Именно эти признаки принято считать основными приметами супрематизма. И «Красная конница», несмотря на то, что это практически единственная картина, сюжет которой можно понять, просто взглянув на нее, полностью соответствует этим чертам.

Посмотрев на эту картину, можно сразу выделить 3 равные части картины — небо, конницу и землю. Символическое число 12 (12 всадников, которые скачут, 12 цветов, что были использованы при написании полотна), чёткое следование «золотому сечению» — все это позволяет спокойно отнести картину к супрематизму.

Однако, как я уже упомянула, чётко выписанный сюжет делает её особенной — единственной картиной, которую в советские времена признали произведением искусства (напомню, что супрематизм достаточно холодно воспринимался искусствоведами того времени). Тем более, что автор показал на ней события октябрьской революции. Для того, чтобы не возникало сомнений в том, о чем же она — Малевич специально датировал её более ранним временем — 1918г.

2. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 — 1498

vinci-supper2

Ещё один шедевр Леонардо Да Винчи в нашем списке.

Эта картина наравне с Джокондой является визитной карточкой мастера — внешняя фреска с тяжёлой историей, на которой по мнению многих учёных запечатлён момент, когда Иисус объявляет о предательстве. Автор мастерски выписывает выражение лица каждого сидящего за столом, отводя каждому из них свою роль в этом действии.

Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков — например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом. И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса. Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

3. «Ваза с 12 подсолнухами». Винсент Ван Гог, 1888

12sun

Винсент Ван Гог был тонкой натурой — неуравновешенная психика, восприятие мира на уровне ощущений, множество комплексов. И, скорее всего, именно из-за этого мы все так любим его картины и восхищаемся его воображением.

Серия картин с подсолнухами является одной из самых знаменитых серий Винсента — символизм картины, точная передача цвета. 12 подсолнухов — первая которую вы вспомните. Иногда, просто смотря на нее, кажется, что наблюдаешь за течением жизни. Яркие цвета точно отображают игру солнца на цветах.

В живописи Ван Гога подсолнухи всегда символизировали солнце, жизнь. В этой же серии картин можно проследить целый процесс жизни — жизнь и увядание, молодость и старость.

Свои картины художник шедеврами не считал, но именно подсолнухи пришлись по вкусу его хорошему другу Полю Гогену.

4. «Полет влюблённых». Марк Шагал, 1914-1918

Над-городом

Шагала всегда считали неоднозначным художником. Взять хотя бы эту картину — гротеск вперемешку с романтикой, кубизм вперемешку с наивностью и символизмом.

Картина в прямом смысле иллюстрирует полет двух влюблённых (по некоторому мнению полет самого художника и его невесты Беллы Розенфельд) — романтическое понимание выражения «на седьмом небе от счастья». Однако, если присмотреться, то пролетают они весьма над странными образами — человеком со спущенными штанами, например. Или над козлом, что жуёт траву. Все это создаёт невероятно странное настроение картины — с одной стороны художник показывает возвышенность человеческих чувств, с другой же низменность физических нужд и моральных устоев.

Искажение, элементы кубизма, достаточно яркая цветовая гамма, гротеск — эти четыре приметы позволят узнавать Шагала в толпе и запоминать его произведения, что отображают обычную жизнь человека.

5. «Слоны». Сальвадор Дали, 1948

the-elephants-large

Это не первое появление этих знаменитых слонов в картинах Сальвадора Дали. Их «дебютом» можно считать картину «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Там они не были на первом плане, но все стали запоминающейся деталью картины.

Позже слонам Дали посвятил отдельное проведение, которым мы можем с вами полюбоваться.

В символизме Сальвадора слоны — это символ доминирования и власти, однако, тонкие ноги придают этому животному неустойчивости и ненадёжности того, что на первый взгляд является чем-то непоколебимым и монументальным.

По композиции неизвестно что же хотел сказать автор — возможно, картина не несёт в себе определённого смысла и особой сюжетной линии.

Однако, без сомнения сами образы слонов на тонких ногах врезаются в память и заставляют восхищаться.

6. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800

100maha

Одна из лучших картин художника. Забавно, но долгое время она была «запрещена» — нарисована специально по заказу, размещённая после в кабинете Мануэля Годоя (не последнего человека в то время), её запрещено было демонстрировать (некий цензурный запрет на обнажёнку тех времён). Поэтому у нее есть «сестра» — «Маха одетая» и они всегда висели вместе — специальным механизмом «Маха одетая» отъезжала вверх по стене и открывала взору свою обнажённую сестру.

Модель, которая позировала художнику, а после стала эталоном красоты для многих — неизвестна. Однако, на нее до сих пор можно полюбоваться в музее Мадрида.

7. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563

tower

Творение Брейгеля является одной из самых знаменитых и запоминающихся картин художника в то время.

Серия картин, что иллюстрирует притчу о строительстве Вавилонской башни, захватывает. Мелкие детали, чёткая прорисовка, символическая иерархия этажей.

Эта картина не является тем, что лежит «на поверхности» во всех учебниках искусствоведения. Но, тем не менее, было бы неправильно не указать её в подобном списке.

В нее можно вглядываться часами и находить множество мелких подробностей, которые незаметны при первом мимолётном просмотре.

Также в ней можно легко прочитать «исторический символизм» — на что похожа картина, как вы думаете?

8. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754

madonna

Каждый, кто знаком хоть вскользь с творчеством Рафаэля, сразу же узнает в этой картине небезызвестный шедевр эпохи Высокого Возрождения.

Написанная по заказу папы Римского, с невероятно продуманной композицией (если созерцающий будет стоять прямо перед картиной, то ему покажется, что Мадонна сходит прямо с небес к нему) — картина привлекает внимание уже не одно поколение любителей живописи.

Интересный факт: в современной культуре часть картины, на которой изображены два ангела, стала более популярной (попросту её видело большее количество народу нежели саму картину). Они «сделали себе имя» в массовой культуре — часто используются на плакатах и в интерьере, в кино и современной живописи.

Что забавно, чаще всего этих ангелочков ассоциируют с символами любви и счастья, хотя у верующих людей бытует мнение, что на картине они облокачиваются на крышку гроба. Какая уж тут романтика.

9. «Купание красного коня». Кузьма Петров — Водкин, 1912

kon

Вторая в нашем списке картина, напрямую отсылающая нас к политической ситуации в стране того времени.

Это самая знаменитая картина художника — яркая цветовая гамма, подчёркивающая лишний раз символизм, противостояние человека и животного.

По некоторым данным, существовала первая версия картины — обычная бытовая сцена купания домашнего скота. Однако, это полотно не сохранилось — захотел ли так автор или же обстоятельства так сложились, но мы никогда не узнаем первоначальный замысел этой работы.

Второе и более известное полотно сразу же приобрело революционный характер. Красный конь, символизирующий огромное государство, которым обычному человеку невероятно сложно управлять. И все же, как показывает картина — худо-бедно ему это удаётся.

10. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888

repin

Среди множества картин Ильи Репина данная картина является самой популярной, хотя многие даже не видели её.

У картины есть два варианта — в ранней версии главной героиней была девушка курсистка, которая вернулась после долгого отсутствия домой. Позже, появилась другая версия картины — главный герой «блудный сын», который приходит после долгой ссылки.

Реакции сына, матери, всех вокруг — эта картина является как-будто реальным, не выстроенным композиционно кадром (так сказать «нарочно не придумаешь»).

Многие искусствоведы называют её великим шедевром русской живописи, и множество из них ведут дискуссии и размышления на тему эмоционального наполнения этой картины.

Что хочется сказать напоследок… Эти 30 картин не являются абсолютной догмой — существует тысячи картин, достойных вашего внимания, и на тридцати шедеврах мировой культуры останавливается не стоит. Возможно, вы найдёте своих «любимчиков» в других жанрах и эпохах.

Развивайтесь! Всего хорошего.

Читайте также:

10 картин, которые должен знать каждый (Часть первая)

10 картин, которые должен знать каждый (Часть вторая)

Анатомия лица: ракурсы, эмоции, расы

<p style="text-align: center">Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите <em>Ctrl+Enter</em>.</p> comments powered by HyperComments comments powered by HyperComments

say-hi.me

Уравновешенное изображение и классическая трехточечная уравновешенная композиция

Уравновешенность на изображении может быть получена не только с использованием четного количества изображенных пятен (объектов). Если на плоскости изображения расположены два пятна, например, одно под другим в левой половине изображения, то правая часть кажется лишней.

Но достаточно расположить всего одно пятно близко к середине правой части листа, как изображение обретет уравновешенный вид. Итак, три пятна на плоскости изображения называют классической трехточечной уравновешенной композицией. Если одна из сторон треугольника, вершинами которого являются объекты трехточечной композиции, параллельна нижнему краю плоскости изображения и расположена ближе к нему, то такая композиция называется устойчивой. Если же одна из сторон такого треугольника расположена ближе к верхнему краю и параллельна ему, то такую композицию называют неустойчивой. В рекламе очень редко используется неустойчивая трехточечная композиция, так как художники всегда стремятся показать «устойчивость» положения рекламируемого объекта.

Практика показывает, что, если автор хочет обострить чувство восприятия, следует выбирать неуравновешенный вариант композиционного решения. Если же автор считает, что надо создать не обостренное, а приятное, сглаженное ощущение при рассмотрении изображения, то лучше использовать уравновешенность, В зонах с трехточечной композицией для обеспечения «воздуха» в рекламе можно располагать изображение рекламируемого товара, фирменного или товарного знака, рекламный текст. Бывают случаи, когда в условиях дефицита времени при изготовлении рекламного объявления совершенно не приходит никаких мыслей, тем более выдающейся идеи. В этом случае трехточечная уравновешенная композиция явится палочкой-выручалочкой при выполнении задания в установленный срок. Такое композиционное решение предпочтительно еще и потому, что верхняя левая четверть ограниченной плоскости изображения в нашем восприятии играет более важную роль, чем другие части плоскости изображения. Таким образом, в верхней левой четверти желательно располагать то, на чем автор хочет акцентировать внимание и что он считает самым важным в рекламном объявлении.

www.forceart.ru

«НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КОМПОЗИЦИОННОГО РАВНОВЕСИЯ В ЖИВОПИСИ»

Евин Игорь АлексеевичИнститут машиноведения Российской Академии Наук

В статье рассматриваются вопросы композиционного равновесия в живописи и методе его экспериментального исследования. Обсуждаются причины неправильной трактовки проблемы устойчивости композиционного баланса в живописи Р.Арнхеймом.In this paper the problems of compositional balance in painting and method of its experimental investigation are considered. The reason of wrong interpretation by R.Arnheim stability of compositional balance is discussed.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие неустойчивости практически отсутствует в психологических науках, в том числе в психологии искусства и во всем искусствознании в целом, хотя неустойчивость — принципиальное свойство функционирования мозга и самого феномена искусства. Это можно объяснить тем, что психология и искусствознание сформировались, и долгое время развивались, под влиянием классической научной парадигмы, рассматривающей окружающий нас мир как устойчивую, детерминированную, предсказуемую систему.

Это привело к тому, что в тех вопросах теории искусства, где без этого понятия обойтись принципиально невозможно, часто возникают либо путаница, либо ошибки, связанные со стремлением совместить принципы организации искусства и мозга со старой научной парадигмой устойчивого и предсказуемого мира. Весьма поучительно, например, рассмотреть влияние детерминистической картины мира на представление о свойствах композиционного равновесия в живописи на примере работ известного американского теоретика искусства Рудольфа Арнхейма.

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИОННЫЙ БАЛАНС?

На протяжении многих столетий искусствоведы и сами художники утверждают, что основным композиционным принципом в Западноевропейской живописи является принцип равновесия, баланса. Принцип композиционного баланса гласит, что художественные элементы картины сгруппированы и организованы на плоскости картины таким образом, что имеет место композиционное равновесие перцептивных сил [1]. Несмотря на такую не совсем четкую формулировку (не существует строгого определения понятия "перцептивной силы"), смысл композиционного равновесия очень прост и понятен (Рисунок 1). Он аналогичен физическому равновесию, когда действующие на тело силы взаимно уравновешены (их векторная сумма равна нулю).

В композиционном равновесии участвуют такие факторы, как формы объектов, их цвет, устойчивость и неустойчивость объектов и т.д. При этом темные цвета, большие предметы и объекты необычной формы выглядят тяжелее, чем светлые цвета, мелкие предметы и объекты регулярной, обычной формы.

Рисунок 1. Композиционное равновесие картины, как и равновесие на весах, является неустойчивым.

В последнее время проблема композиционного баланса возникла также в компьютерной графике при создании "дружественного" интерфейса, когда требуется, чтобы созданная на экране дисплея графические элементы были сбалансированы как по горизонтальной, так и по вертикальной оси (Рисунок 2)

Рисунок 2. Пример сбалансированного и несбалансированного композиционного решения на экране дисплея

Предложены также некоторые количественные критерии композиционного баланса применительно к задачам компьютерной графики. Эмпирическим критерием композиционного равновесия живописного произведения может служить характер распределения точек фиксации внимания при восприятии картины.

КАК ПРОВЕРИТЬ КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ КАРТИНЫ

На Рисунке 3Б показаны точки фиксации внимания семи различных людей при осмотре картины французского художника-импрессиониста Сера ( Seurat ) " Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт ". Число точек в левой половине картины равно числу точек в правой половине, что и означает, что художником найден композиционный баланс.

А)

Б)

Рисунок 3. А) Картина Ж.Сера " Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт " как пример сбалансированного композиционного решения. Б) Точки фиксации внимания при восприятии этой картины для семи испытуемых.

Если в картине встречаются устойчивые и неустойчивые объекты, то неустойчивые кажутся тяжелее устойчивых. В картине П.Пикассо "Девочка на шаре" композиционный баланс достигается между неустойчивым равновесием хрупкой девочки, стоящей на шаре и устойчивым состоянием массивного атлета, сидящего на большом кубе (Рисунок 4).

Рисунок 4. Композиционное равновесие неустойчивых и устойчивых элементов в картине П.Пикассо "Девочка на шаре"

Иногда понятия “равновесие” и “устойчивость” рассматриваются как синонимы, что совершенно неправильно. Тяжелый шарик на дне глубокой ямы находится в устойчивом равновесии, поскольку, если отклонить его из этого состояния, возникнет возвращающая сила, которая вернет его в первоначальное положение. Напротив, шарик на вершине холма находится в неустойчивом равновесии, поскольку небольшое отклонение из этого состояния приведет к скатыванию шарика к подножию холма (Рисунок 5).

А)

Б)

 

Рисунок 5. Устойчивое А) и неустойчивое Б) равновесие тяжелого шарика

П.А.Флоренский в одной из монографий рассматривает проблему устойчивости различных ракурсов в портретной живописи [3]. Фасовый портрет очень часто используется для идеализации изображаемого и поэтому широко применяется, например, в иконописи при изображении святых. Композиционно фас, вследствие симметрии, обладает свойством неустойчивого равновесия. Профильное изображение в композиционном смысле не уравновешено вследствие своей ассиметричности. В профиль обычно изображаются выдающиеся деятели государства, культуры и науки, поскольку любая активная деятельность связана с нарушением симметрии.

Обратим внимание, что в упомянутой выше картине Пикассо голова девочки изображена приблизительно в ракурсе три четверти, то есть где-то между фасом и профилем, что придает ее изображению некоторую неоднозначность [4], а значит и неустойчивость, одновременно показывая чистоту и невинность девочки, и некоторое активное начало свойственное ее возрасту. Голова же атлета дана в профиль, что вносит небольшой неуравновешенный элемент в его в целом устойчивое состояние.

Совершенно очевидно, что в целом композиционное равновесие в картине всегда неустойчиво, поскольку любой изменение (например, дополнение или изъятие любого элемента картины) нарушает этот баланс. Многие искусствоведы, когда говорят, чем отличается гениальная картина от других картин, даже от копии той же эпохи, говорят, что это отличие “чуть-чуть”. Можно предположить, что в точном подчинении гениальной картины принципу композиционного равновесия и заключается одно из проявлений этого самого «чуть-чуть».

Между тем как теоретики искусства, так и сами художники единодушно утверждают, что это композиционное равновесие в живописи устойчиво. Например, известный теоретик искусства Рудольф Арнхейм в книге "Искусство и визуальное восприятие" прямо утверждает, что это равновесие устойчиво.

"Почему изображение на картине нуждается в равновесии? Надо напомнить, что в визуальном смысле, так же как и в физическом, равновесие — это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, как, например, загнанный в лузу бильярдный шар" [1]. При этом Р.Арнхейм, физик по образованию, отнюдь не путает понятия "равновесие" и "устойчивость".

Анализируя причины устойчивости композиционного равновесия, Арнхейм утверждает, что в физиологических процессах, протекающих в коре головного мозга, также существует стремление к устойчивому равновесию. Гносеологические корни этого принципа устойчивого равновесия он совершенно справедливо ищет в общей научной парадигме своего времени: "Психология мотивации извлекла большую пользу из способа мышления, который привел к подобным выводам ученых различных областей знания. Принцип энтропии в физике, известный также под названием второго закона термодинамики, гласит, что каждое состояние изолированной системы представляет собой необратимый процесс уменьшения активной энергии. Вселенная стремится к состоянию равновесия, в котором устраняются все существующие несимметричные образования." [1] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этих рассуждениях Р.Арнхейма очень красноречиво представлена суть традиционного детерминистического мировоззрения, базирующегося на гипотезе об устойчивости состояний и процессов в природе и перенесение этого мировоззрения на психологию. Между тем, процессы в живых системах, включая процессы в головном мозге, далеки от термодинамического равновесия и для живой природы свойственны процессы, ведущие к неустойчивому равновесию и к возникновению механизмов стабилизации этих состояний неустойчивого равновесия.

Принцип неустойчивого равновесия является фундаментальным принципом композиции для всего искусства и можно утверждать, что искусство, как мозг и, как вся живая природа, функционирует вблизи неустойчивого состояния [4, 5].

ЛИТЕРАТУРА

Арнхейм З. Искусство и визуальное восприятие. -Благовещенск, 2000. –234с Locher P. The Contribution of Eye-Movement Research to an Understanding of the Nature of Pictorial Balance Perception: A Review of the Literature. //Empirical Studies of Arts. -1996. -v.13. -N2. P. 143-163 . П.А.Флоренский. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Москва, Прогресс, 1993 Евин И.А. Искусство и синергетика. –М.: УРСС, 2003, -156с Пригожин И. Конец определенности. –Ижевск. 1999, -234с

spkurdyumov.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта