О средневековой живописи - "Лесной Журнал". Картины средневековье
АНТИЧНОСТЬ ИЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЖИВОПИСИ?
Изображенное событие относится к VII веку, однако эта датировка для нас сейчас не имеет значения. Это касается всех рассматриваемых здесь картин. Важно лишь то, что художник показывает нам персонажей, которых, судя по их внешнему виду, мы вынуждены отнести к разным временам. Сам он, конечно, об этом не думал и облекал своих героев в одеяние одной эпохи.
Если бы мы смотрели на картины, на которых, например, античные персонажи изображены только в средневековых одеждах, - а таких достаточно много, - то могли бы предположить, что таковым является авторский замысел. Или, что художник в своем средневековье просто не имел понятия, как выглядели люди в древности, и рисовал их как своих современников. Именно так объясняют данные несуразности историки. Однако в данных случаях мы сталкиваемся с картинами, в которых можно увидеть одновременно античность и средневековье.
Почему художник смешал различные культуры? Не очевидно ли, что на самом деле он отобразил ту культуру, которая была ему хорошо знакома, и так, в «античной» и «средневековой» одежде, ходили люди одного времени?
На одной из картин Кальяри, более известного как Паоло Веронезе, изображен сотник, предстающий на коленях перед Христом. Это распространенный христианский сюжет. Сотник одет как типичный античный римский военачальник. Солдаты же за его спиной одеты и вооружены так, как это было в позднем средневековье. Остальные персонажи также облачены в средневековые одежды.
Паоло Веронезе. Христос и сотник. Сер. XVI века.
Несмотря на то, что сцена изображает событие I века н.э., мы видим, что Христос и сотник «перенеслись» на полтора тысячелетия в будущее. И вопрос не в том, почему художник поместил это событие в такую позднюю эпоху, хотя это уже само по себе есть заслуживающий серьезного анализа момент, а в том, почему античная одежда соседствует со средневековой.
Очевидно, что для художника все участники одеты в этом смысле одинаково, и никакого анахронизма он здесь изображать не собирался. «Античное» одеяние сотника - это одежда средневековая, из чего можно сделать предположение (а, глядя на другие картины, - и вывод), что вся изображаемая античность - это изображение средневековья.
Естественно, что люди всегда одевались по-разному: для жаркой погоды - без рукавов и с голыми ногами, для холодной - в более теплой и закрытой одежде. Стараниями историков «полуголые» стали персонажами Античности, а «одетые» - Средневековья. Получилось две различные европейские культуры, которые, в силу различия, не могли существовать одновременно, и были искусственно хронологически разделены. Так называемая Античность «уехала» на многие столетия в прошлое, и мы получили нелепую и противоречивую историю.
Паоло Веронезе. Семья Дария перед Александром. Ок. 1570 г.
На этой картине изображен Александр Македонский со своей свитой и семья побежденного им персидского царя Дария. Ничего персидского или древнего в родне Дария мы не видим - обычный европейский средневековый вид. И, скорее, даже не средневековый, а более поздний. Судя по одежде женщин, а также по архитектуре, это больше напоминает XVII-XVIII века.
Александр на картине выглядит странно. Не в том смысле, опять же, что он помещен в явное средневековье, а в том, что его одеяние представляет смесь античных и средневековых одежд. Убрать из его облачения чулки и длинные рукава - и можно отправлять в глубокое прошлое командовать античными воинами. Такая же неразбериха и в облачении его сопровождающих.
Гаспар Дизиани. Семья Дария перед Александром Великим. XVIII век.
Тот же самый сюжет. Интересно, что обе картины похожи, а некоторые детали просто идентичны. И получилось все то же самое - позднесредневековый вид с явной примесью античности. Так может, подобная античная одежда - это обычная для Позднего средневековья «форма» военачальников?
Интересно также и то, что с момента появления картины Веронезе до творения Дизиани прошло более полутора столетий, но с художественной точки зрения никакой разницы между двумя картинами нет. Можно подумать, что искусство столько времени никак не развивалось. Скорее же всего, Паоло Веронезе и многие другие великолепные художники Возрождения жили и творили позже того времени, в которое их поместили историки.
Гаспард де Крайер. Александр и Диоген. XVII век.
Еще один Александр Македонский. Фламандский художник изобразил встречу Александра со знаменитым философом Диогеном, жившим в Малой Азии. Судя по цельнометаллическим доспехам, дело происходит в средневековье, а судя по другим деталям - в античности.
Нечто похожее мы видим и на картине «Мученичество святого Маврикия». Кажется, здесь изображены античные воины - современники Маврикия, однако типичный средневековый рыцарский шлем в руках подростка-оруженосца и сами рыцари, выглядывающие со второго плана, сбивают с толку. Не зная сюжета, понять, какое время пытался отобразить художник, просто невозможно.
Эль Греко. Мученичество святого Маврикия (фрагмент). 1580-81 гг.
И, в завершение, еще пара картин, по замыслу авторов изображающих античность. Все понятно и без комментариев. А вообще, полотен, на которых смешаны античная и позднесредневековая культуры, очень много.
Эль Греко. Раздевание Христа (фрагмент). 1577-79 гг.
Паоло Веронезе. Святые Марк и Марцелл... (фрагмент). Ок. 1565 г.
Произведения живописи являются культурно-историческими памятниками, по которым мы можем судить о том, как выглядели люди в то или иное время. И если мы видим традиционные культурные элементы античной цивилизации в позднюю эпоху, значит нужно делать соответствующие выводы.
Очевидно, что никакой культуры античности, а вместе с ней и самой Античности как древней эпохи, не существовало. Все это есть культура поздних средних веков, часть которой из-за неверной, ошибочной хронологии стала древней.
londonconsultant.blogspot.com
средневековый Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#48315007 - Detail of an european medieval armor
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47273666 - Set in medieval cartographyВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33123853 - A medieval knight in armor riding on horseback on a brown horse..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47273679 - heraldic element collection and Coat of arms templateВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#20161899 - a lady in medieval garb smelling a rose
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31170576 - Medieval knight against stone wall
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31169611 - Medieval knight against stone wall
Похожие изображения
ru.123rf.com
О средневековой живописи - "Лесной Журнал"
08:31 pm - О средневековой живописи
Вопрос о назначении человеческого творчества, конечно, очень важен.Ведь если посмотреть вокруг, то мы увидим очень многих людей, занимающихся разными видами творчества профессионально. А если прибавить к ним ещё и любителей, то получится, что творческим человеком является чуть ли не каждый из нас.Для чего человеку заниматься творчеством? Для чего это делают наши современники, для чего делали наши предки? В чём смысл этого занятия?О кинематографе отчасти было сказано здесь. А чтобы немного понять о том, к чему призвано, к примеру, такое явление, как живопись, я думаю, уместно взять два примера. Средневековое изобразительное искусство: русское и западноевропейское.
По своим внешним признакам они различаются достаточно сильно:В русской живописи до XVIII столетия почти совершенно не было описательности. Мы не знаем русских натюрмортов или пейзажей. Её предметом является единственное явление – духовный мир.Почти вся отечественная живопись в Средние Века – это иконопись, изображения духовной действительности, евангельских сюжетов и людей, достигших святости. Повторюсь, изображения эти – не описательны, но условны, для русского художника того времени внешняя достоверность и привлекательность изображения – второстепенная задача.
Примеры:
Архангел ГавриилИкона из деисусного чина. До 1559Ярославль. Дерево, темпераКрещение ХристаНачало XVI в.Пинакотека, Ватикан
Икона св. Фёдора Стратилата и Фёдора ТиронаXV в.Эрмитаж, С.-Петербург
В Западной Европе внешне всё совсем иначе. Описательность – характерная черта западноевропейской средневековой живописи.Мы видим, насколько много внимания европейские авторы уделяют проработке мельчайших деталей изображений. Отсюда – внешняя броскость, приглядность, изысканность их картин. Их очень любопытно разглядывать. Они – живописны и красочны.BOUTS Dieric the Elder. Paradis1450MusEe des Beaux Arts, Lille
MICHELANGELO Buonarroti. Last Judgment1537-41. FrescoCappella-Sistina, Vatican
Впрочем, так было не всегда – но только начиная примерно с XIII в. До этого времени западноевропейская живопись была почти ровно такой же (BERLINGHIERI Bonaventura. Madonna and Child with Saints and Crucifixion. 1260-70. Tempera on wood. Galleria degli Uffizi, Florence), какой стала впоследствии русская, перенявшая греческую изобразительную традицию.Кратко сравнив два явления, мы нашли их внешние различия.Внутренним же содержанием, смыслом творчества и тех и других художников было одно – стремление как можно более приблизиться к видению и пониманию единственной непреходящей и постоянной действительности, т.е. духовного мира, и с наибольшей выразительной силой показать её людям.
Именно таким образом смысл человеческого творчества понимали те, кто жили прежде.Те, кто живут теперь, понимают, как правило, как-то иначе. Скажу честно – глядя на работы современных авторов, я не понимаю, как именно.
av-seliverstov.livejournal.com