Описание картины Гюстава Курбе «Купальщицы». Картина курбе
Картины, описание картин — Курбе, Гюстав
Гюстав Курбе. Картина "Происхождение мира", репродукция, анализ
На примере картины Гюстава Курбе «Происхождение мира» отчетливо видно, насколько тонка и размыта граница, отделяющая порнографию от эротики, голый эпатаж – от творческой позиции, бесхитростную эксплуатацию – от высокого искусства. Один, едва взглянув на нее, отметит руку мастера и янтарную тициановскую палитру. Другой припомнит что-нибудь из репертуара группы «Ленинград» или скривится, словно гайдаевский герой: «Срамота!».Сегодня каждый может принять участие в дискуссии: полотно выставлено на всеобщее обозрение в парижском Музее д'Орсэ (впрочем, чтобы дискуссия не вышла слишком уж оживленной, у картины всегда дежурит персональный охранник). А в 1866-м, когда было написано «Происхождение мира», напоказ не выставляли ни гениталии, ни свое мнение по их поводу. На суд публики картина была представлена лишь 120 лет спустя – путь, который ей пришлось проделать, так и хочется назвать одиссеей.
Курбе писал «Происхождение мира» для частной коллекции – его художнику заказал турецкий дипломат Халил-Бей, проживавший в те годы в Париже. Халил-Бей был большим ценителем женской красоты – кроме прочего, в его коллекции уже были «Турецкая баня» Доминика Энгра и «Спящие» того же Курбе. В конце концов, дипломат разорился и был вынужден распродать свое собрание – в 1868-м «Происхождение мира» попало к известному парижскому антиквару Антуану де ла Нарде. Через 20 лет полотно (спрятанное от нескромных взглядов под фальш-панелью с незатейливым пейзажем) обнаружил романист Эдмон де Гонкур – один из братьев Гонкур, чьим именем названа знаменитая литературная премия. В начале XX века картина попала в парижскую галерею Бернхайма, где ее приобрел венгерский коллекционер Ференц Хатвани. До Второй мировой войны полотно оставалось в Будапеште. Затем оно какое-то время считалось потерянным, но в 1955-м снова «всплыло» - его купил у неизвестного торговца французский психоаналитик Жак Лакан.
По просьбе Лакана его сводный брат – художник Андре Массон – сделал для картины Курбе еще одну раздвижную раму, поверх которой написал пейзаж, в точности повторяющий контуры оригинала. В таком конспиративном виде «Происхождение мира» находилось в загородном доме Лакана до его смерти. А в 1981-м картина была передана Музею д'Орсэ в качестве оплаты налога на наследство, где, похоже, и обрела окончательное пристанище.
Впрочем, даже постоянная прописка в одном из самых респектабельных музеев мира не уберегла «Происхождение мира» от новых скандалов и сенсаций – порой, откровенно бульварного толка.
В 2013 году в Музее д'Орсэ прошла выставка “Masculin/Masculin”, посвященная мужской наготе в искусстве. Одним из самых громких объектов экспозиции стала фоторабота «Происхождение войны». Художница Орлан сделала шедевру Курбе операцию по перемене пола – то ли оммаж мастеру, то ли откровенная издевка.
В 2014-м Почтовое ведомство Франции отказалось печатать тираж марок с репродукцией картины Курбе, спровоцировав в газетах продолжительную дискуссию о нравственности и ханжестве. В 2015-м отличилась социальная сеть Facebook, заблокировавшая аккаунт некого французского учителя, опубликовавшего «Происхождение мира» на своей странице.
Но самая громкая сенсация, пожалуй, состоялась в 2013-м, когда французский коллекционер, пожелавший остаться инкогнито, заявил, что нашел недостающую часть картины – голову женщины, которую Курбе якобы «отрезал», чтобы сохранить в тайне личность натурщицы.
Большинство искусствоведов сходится во мнении, что для «Происхождения мира» Гюставу Курбе позировала Джоанна Хиффернан. Джоанна была частой и любимой моделью Курбе, предположительно она была одной из натурщиц для почти столь же скандального полотна «Спящие». Эксперты не торопятся с выводами. С одной стороны, положение головы девушки не слишком соответствует позе на «Происхождении мира», да и размер последнего – слишком типичен для полотен Курбе, чтобы считать его фрагментом. С другой, Джоанна по совместительству была еще и музой приятеля Курбе – небезызвестного Джеймса Уистлера. Курбе вполне мог убрать голову, чтобы сохранить в тайне свой роман с Хиффернан.
Впрочем, Уистлер опознал свою ветреную подругу даже без головы. Вскоре после того, как было написано «Происхождение мира», он расстался с Джоанной. Вряд ли можно было придумать лучший комплимент для Курбе, который считал, что живопись должна быть «предельно конкретным искусством», и был фанатично предан реализму. «Происхождение мира» - убедительное доказательство могучей потенции Гюстава Курбе. В первую очередь, как портретиста.
Автор: Андрей Зимоглядов
Творчество Гюстав Курбе
Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). С именем Курбе связывают создание новой эстетики, обосновывающей ценность утверждения в искусстве будничного, повседневного, а также программное утверждение критического реализма во французской живописи. Полны значительности и независимости слова Курбе о предназначении художника, написанные им в предисловии к каталогу персональной выставки в 1855 году: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей оценке ...одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».
Горячий пропагандист реалистического демократического искусства, замечательный организатор, Курбе всей своей деятельностью отвечал требованиям современных ему прогрессивных критиков, обращавшихся с призывом: «Мы требуем от художника в первую очередь современности, потому что мы хотим, чтобы он оказывал влияние на общество, направлял его по пути прогресса. Мы требуем от него правдивости, ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством.
Курбе родился на юго-востоке Франции в зажиточной крестьянской семье, учился в Безансоне, а затем в Париже. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Однако вскоре в нем пробуждается глубокий интерес к трезвому и точному отображению повседневной действительности в различных проявлениях. Он начинает изображать своих современников в величину натуры, усиливая монументальность, плотность объемов, материальность, весомость форм. Повседневности провинциальной жизни Курбе придает значительность, которой она не имела у его предшественников. Социальные идеи нашли наиболее сильное выражение в картинах «Дробильщики камней» (1849—1850, ранее — в Дрезденской галерее, погибла во время второй мировой войны) и «Похороны в Орнане» ( 1849—1850, Париж, Лувр).
В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Художник вложил социальный смысл в образы рабочих — старика и юноши, измученных непосильным трудом, но упорных, выносливых; они сродни окружающей их могучей природе. «Так начинают и так кончают»,— написал Курбе в объяснении к этой картине. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. Отказываясь от ярких красок, Курбе обращается к строгой ограниченной гамме, предпочитает темные цвета с их постепенными переходами к светлым, при этом достигая богатства и глубины тонов. Колорит картины внутренне сосредоточенный, интенсивность цвета усилена плотностью слоев краски.
Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Каждый из участников события написан с натуры. Но, изобразив похороны одного из обывателей провинциального городка, Курбе дал не просто жанровую сцену или групповой портрет жителей Орнана. Он запечатлел галерею характерных типов мелких буржуа и крестьян, ремесленников и священнослужителей своего времени. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Торжественности печального похоронного обряда соответствуют лишь черные траурные одежды и застылая чопорность многих присутствующих, которые только сохраняют присущую случаю скорбную мину. Жизненность сцены подчеркивает прозаично обыденный вид безразлично-профессиональных участников обряда — мальчика-прислужника, причетников, равнодушного делового могильщика. Фигуры заполняют почти всю плоскость картины, придают ей величественно-монументальный характер. Сдержанный колорит построен на контрастах черного и белого, образующих живописную ткань композиции, в которую вплетаются оттенки красного и серо-голубого, выражающие траурную напряженность сцены похорон. Краски положены сочным плотным слоем. Перед зорким взглядом художника реальная действительность словно раскрывается во всей своей многогранности, мощной пластике.
Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Он предпочитал писать на тонированных холстах, переходя от темных к более светлым тонам и оживляя самые светлые места резкими бликами. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе»,— писал художник. Расширив круг тем, Курбе стремился изображать все то, что он видел своими глазами; людей всех классов и сословий. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Открытое столкновение Курбе с официальными кругами произошло в 1855 г., когда, отвергнутый Салоном, он устроил выставку своих произведений в бараке, построенном невдалеке от Всемирной выставки. Известность художника выходит далеко за пределы Франции. В Бельгии и Германии художественная молодежь приветствовала его как учителя и вождя реалистического направления в живописи. Свое восприятие мира во всей его реальности и осязаемой конкретности форм Курбе передает в портретах, пейзажах и натюрмортах. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). Резкий свет, падающий на его лицо, освещает высокий лоб, седые волнистые волосы, проницательный серьезный взгляд мыслителя-творца. Совсем иной характер носит портрет мецената Брюйа, изображенного на прогулке в момент встречи с художником в картине «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Монпелье, Музей Фабр),— это, по существу, жанровая сцена. Тенденция приобретения портретом черт жанровой живописи в дальнейшем будет развита импрессионистами.
Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Он пишет в чаще леса животных — «Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. Иногда т его искусстве проскальзывают ноты салонной красивости, и тогда оно отмечается правительственными наградами, которые художник отвергает. Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены.
В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После поражения Коммуны Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу за разрушение в дни Коммуны Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. С помощью друзей художнику удается бежать в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). Мужественное реалистическое искусство Курбе, его бунтарство, его призывы обратиться к изображению современности оказали большое воздействие на формирование многих прогрессивных художников не только во Франции, но и далеко за ее пределами — в Бельгии и Германии, Венгрии и Румынии. Поставленные им задачи воссоздания различных сторон современности нашли решение в творчестве следующего поколения французских живописцев, выступивших в последней трети 19 века.Курбе Гюстав Картины →
История зарубежного искусства. Далее →
smallbay.ru
«Происхождение мира» – картина Гюстава Курбе
«Происхождение мира» – картина Курбе, скандальная и шокирующая. Она имела очень беспокойную судьбу, меняя владельцев, и долгое время не выставлялась.
Сюжет
Начать стоит именно с него, ибо в нем все дело. Уже одно название звучит провокационно: Бытие, или Происхождение мира, или просто секс. Именно на это художник и предложил посмотреть. Изображен безликий торс анонимной женщины с кощунственно открытым лобком и вульвой. Даже сегодня картина неизбежно продолжает беспокоить зрителя. И морально, и эстетически, и политически. Люди перед картиной испытывают смущение. Ведь работа исполнена в натуральную величину. И ее грубая чувственность чрезвычайно сильна. Однако малозаметная округлость живота указывает на зарождение новой жизни. То есть художник попытался смешать порочность и плодородие.
Курбе шокировал общество в 19 веке. Полотно продолжает вызывать негативные реакции и по сей день. Художник показывает реальность без прикрас, такой, какова она есть. Это поза женщины в сексе. Но он не позволяет ее идентифицировать, не рисуя ее головы. То есть это собирательный образ женщины на темном фоне и белой простыне. Кроме лобка и чуть приоткрытого соска смотреть больше не на что. Вот это и шокирует, и раздражает, и вызывает гадливость.
Предполагаемые модели
Художник сознательно скрыл лицо женщины, создав обобщенный образ. Но предполагали, что оно было написано, а затем отрезано. Однако позднейшие исследования отвергли это мнение. Когда Курбе писал картину, то его постоянной моделью была Джоанна Хиффернан. Имеется вполне благопристойный ее портрет кисти Курбе, который находится в США.
Но она была возлюбленной ученика Курбе. Он резко прекратил все отношения с художником после появления этого дерзкого полотна. Вот как изображал ее сам ученик Курбе.
Как «Симфонию в белом №1» или как «Девушку в белом». Если так воспринимать натурщицу, то «Происхождение мира» (картина Курбе) будет действительно кощунственной и омерзительной, что, в общем-то, на самом деле так и есть. Имеется еще одна предполагаемая натурщица – графиня Луане.
Но это тоже не имеет точных доказательств. В этом плане «Происхождение мира», картина Курбе, весьма загадочна.
Владельцы
Жизнь полотна была извилистой. Первым его владельцем в 1866 году был турецкий дипломат, который повесил его в ванной комнате, скрыв за зеленой занавеской. В 1868 году «Происхождение мира» (картина Курбе) попадает в галерею, точнее в антикварную лавку господина Нарде. Предположительно начиная с 1912 по 1913 год она меняет хозяев (Бернхайм) и, наконец, попадает в Венгрию к господину Хатвани. У него она тоже скрыта от любопытных глаз. Но в период Второй мировой войны ее следы исчезают.
В 1955 году «Происхождение мира» (картина Курбе) всплывает в доме психоаналитика Жака Локана. Предыдущий владелец неизвестен. Там она тоже хранится тайно. Поверх нее повешено другое полотно. С 1981 по 1995 год идут переговоры о покупке полотна и передаче его в музей Орсе во в Франции, где она и находится по сегодняшний день под пуленепробиваемым стеклом.
Стилевое направление
Курбе начинал работать, отрицая академизм в живописи. Пройдя период реализма, он перешел к тому направлению в литературе и живописи, которое называется натурализмом. Ярчайшими представителями этого течения в литературе являлись Эмиль Золя и братья Э. и Ж. Гонкуры. Они были современниками Курбе. В соответствии с их представлениями под влиянием работ Спенсера осмысливает жизнь картина «Происхождение мира». Гюстав Курбе отменяет все табуированные понятия, вызывая взрыв негодования.
Максим Дю Лагерь, писатель, поэт и критик, возмущался даже пятнадцать лет спустя: «Это достойная иллюстрация к произведениям Маркиза де Сада». Такие эмоции вызвала картина "Происхождение мира" (1866). Курбе Гюстав вполне сознательно работал в этом направлении в беспристрастном изображении физиологических проявлений человеческих взаимоотношений («Спящие», «Турецкая баня»). Курбе как художник-натуралист стремится вывернуть человека наизнанку, найти в нем то, о чем он не подозревает, подсмотреть за ним в замочную скважину, рассмотреть под микроскопом. Именно такое отличие и есть между здоровым реализмом, который вызывает и сочувствие, и здоровые, пусть не всегда радостные, эмоции, и натурализмом, который проявляет слишком большое внимание к физиологии. Тем самым Курбе своими работами вел к наступившей позже сексуальной революции. Но та задача, которую он себе ставил – точность изображения – теперь выполняется фотоаппаратом. Как, видимо, он сам считал, получая скандал за скандалом, он состоялся как художник. Но Курбе не получил ни признания современников, ни денег.
Кого интересует Курбе
В нищете умер Курбе. «Происхождение мира» – картина для узкого круга почитателей. Она органична для концепции натурализма (половой акт, рождение ребенка). Внимания человека, думающего о главных вопросах - о том, зачем мы живем и что будет потом, она не привлечет. А ведь этими вопросами обязательно хоть раз в жизни задается каждый человек.
fb.ru
Описание картины Гюстава Курбе «Купальщицы»
Скандальная картина Гюстава Курбе «Купальщицы» вызвала широкий общественный резонанс, когда была представлена обществу. Художник нарушил практически все мыслимые традиции, принятые при изображении людей, к тому же женщин.
Преувеличенные пропорции, крайне непривычные и даже отвратительные для зрителей того времени, отказ в угоду эстетике умалчивать о существовании на телах грязи и к тому же полное, абсолютное отсутствие сюжета. Картина просто изображает купальщиц, которые не делают ровным счетом ничего.
Позы словно намекают нам на то, что здесь мог бы и быть какой-то сюжет, но его здесь нет, а рисовать почти обнаженное тело немифического персонажа в то время считалось негласным табу. При этом невозможно придраться к мастерству художника – обилие мелких деталей, реалистичные свет и тень, тщательная проработка, уверенные мазки. За эту и другие подобные картины художника ненавидели и презирали, и множество известных людей громко высказывали свое отрицательное мнение обо всем его творчестве.
Серьезно усугубляло отношение к данной картине следующее обстоятельство: невооруженным глазом виден намек на Марию Магдалину в позе девушки, вытянувшей руку перед собой, что попросту кощунственно и не могло не вызвать максимального порицания. Курбе был художником, существенно опередившим свое время, и грубо ломал сложившиеся рамки и стереотипы, не заботясь собственной репутацией и благополучием; и именно это сделало его вклад в реализм и живопись в стиле ню особенно значительным.
Волна возмущения, всколыхнувшая все художественное сообщество, а также тронувшая многие далекие от искусства великие умы, начала процесс изменения сознания, заставила людей задуматься над границами нормального и приемлемого, и несмотря на то, что на картины художника неоднократно покушались желающие их уничтожить, большая часть их оседала на долгие годы в частных коллекциях и Курбе остался непонят до конца своей жизни, он продолжал делать свое важное и необходимое дело, выражая себя через протест застарелым устоям.
opisanie-kartin.com
Происхождение мира (картина, Курбе, 1866)
«Происхождение мира» (фр. l'Origine du monde, 1866) — картина Гюстава Курбе.
Сюжет
На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнаженной женщины, которая раскрыв бедра лежит на кровати или софе.
Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бедрами и грудью придает особую эротичность полотну, а торчащий сосок и покрасневшие половые губы заставляют предполагать, что женщина незадолго до этого вступала в половой контакт.Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчеркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнаженное женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бедра выражают сексуальное желание и готовность отдаться. Это центр композиции полотна, приковывающий внимание зрителя.
Идентификация натурщицы
Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.
Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно — «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером. Несмотря на разницу в цвете рыжих волос Джо и чёрных волос вульвы натурщицы на картине, основной считается гипотеза о том, что Джо и являлась натурщицей.
В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай, повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».
Тайные владельцы
Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент-Бев познакомил его с Курбе, и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продает свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.
В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмонд де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.
В музее Орсе
После смерти Лакана в 1981 министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке.
Символика
«Происхождение мира» указывает на двойную природу женского полового органа: с одной стороны, объект сексуального желания и место входа при совокуплении, с другой стороны, место выхода при рождении, откуда ребёнок впервые видит мир, в который он попадает. Женские гениталии осмысляются как место зарождения людей, делающее возможным познание мира. В переносном смысле картина символизирует Происхождение существа, облика и восприятия человеческого мира.
Интересные факты
- Картина более 120 лет не выставлялась напоказ широкой публике
- Картина и сегодня, несмотря на изменение моральных стандартов с 1866 года, остаётся провокационной. В музее Орсе к картине приставлен охранник, чтобы наблюдать за реакцией публики.
Картины из коллекции Халил-Бея
Литература
- Savatier Th. L’origine du monde: histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Paris: Bartillat, 2006
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru