Иван Никитин: жизнь и творчество художника. Картины никитина


Никитин, Иван Никитич. Все картины художника

Петровские реформы конца XVII начала XVIII столетий затронули все основные сферы жизни русского народа. Они внесли существенные изменения в привычное религиозное искусство, добавив светские ноты, свойственные Европе Нового времени. Пётр I активно отправлял на обучение за границу молодых специалистов, среди которых и Иван Никитин, ставший впоследствии гордостью императора и, был признан основателем русской портретной школы XVII века.

Иван Никитич Никитин

«Живописец Иван» родился примерно в 1690 г., в семье московских церковников. Предположительно обучался в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, под руководством Адриана Шхонебека — специалиста из Голландии. В 1711 г. поступил в ученичество к немецкогому художнику Иоганну Готфриду Таннауэру в Петербурге, прибывшего работать по приглашению.

Положительно зарекомендовав себя при дворе, в 1716 г. Иван Никитин, вместе с братом Романом, был отправлен на обучение за границу. В течение четырёх лет его наставниками становятся многие известные мастера той эпохи, в числе которых Томмазо Реди и Никола де Ларжильер.

Завершив обучение в 1720 г., Иван Никитин возвращается ко двору, где занимает место любимого художника Петра I. Его кисти принадлежит портрет императора на смертном одре.

В 1732 г. Иван, вместе с братьями Романом и Иродионом, был заключён в Петропавловскую Крепость, где отбывал наказание за распространение пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича. По истечении пяти лет выслан пожизненно в Тобольск.

После кончины Анны Иоанновны в 1741 г. братья были реабилитированы. В 1742 г. Иван Никитич Никитин выехал в Москву, но так и не вернулся, скончавшись по дороге.

Начало творчества

В ранних полотнах художника, написанных до 1716 г., легко прослеживается связь с традиционной парсунной живописью. Портрет Прасковьи Ивановны, племянницы Петра, написан жёсткими мазками, цветовые пятна лежат отдельно, изображение несёт плоский характер, анатомическое строение фигуры передано лишь приблизительно. Статичность работе придаёт глухой тёмный фон, отсутствие теней, условно намеченная световоздушная среда.

Однако, уже на этом этапе творчества, автор стремится отойти от старых традиций. Изображение лица Прасковьи Ивановны отражает поэтический образ, характер и внутренний мир молодой царевны.

Впоследствии Никитин создаёт ряд подобных портретов — Прасковьи Фёдоровны, Натальи Алексеевны и казака в красном кафтане. Они реалистичны, убедительны и достоверны.

Зрелые полотна

Работы, созданные живописцем, вернувшимся из-за границы, отличаются прекрасной техникой и новыми приёмами живописи. Но он по-прежнему остаётся верен себе. Узнаваемые черты полотен, присущие раннему творчеству мастера, теперь становятся его визитной карточкой. Никитин создаёт несколько портретов Петра I. Они значительно отличаются картин современников — в облике императора видна вся мощь Государства Российского, его волевой характер и бремя власти, лежащее на расправленных плечах.

Со временем художник оживляет свои образы. И вот молодой Григорий Строганов застыл на портрете в живом полуобороте. Фигура, погружённая в тень, акцентирует внимание на заинтересованном взгляде и высветленном одухотворённом лице. Автор тонко работает с колоритом, мастерски сочетая серебристую и золотисто-коричневую гамму.

Иван Никитин не льстит и не украшает. Он старается донести правдивую информацию, показать неповторимость каждого человека. На полотне «Канцлер Российской империи» изображён современник художника — государственный чиновник и дипломат Головкин Гавриил Иванович. Он утомлён, насторожён и лукав. Картина «Напольный гетман» показывает немолодого волевого и мужественного человека. Он Воин, всегда готовый встретить врага, его глаза воспалены, а щёки темны от загара. Утончённость юной и миловидной царевны Анны Петровны, напротив, умело подчёркнута серебристыми, голубоватыми и розоватыми тонами. В одной из лучших своих картин, «Пётр I на смертном ложе», живописец точно передаёт настроение торжественности и всеобщей скорби, несмотря на короткие сроки его исполнения.

В своих работах Иван Никитич Никитин добивается поразительного внешнего сходства, приоткрывает завесу, прячущую внутренний мир современников. «Портретных дел мастер», приближённый художник Петра Великого, по праву признан одним из основателей русской школы живописи XVIII века.

gallerix.ru

Иван Никитин: жизнь и творчество художника

Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Содержание

Биография Ивана Никитина

Творчество Никитина

Известные работы художника

Картины Ивана Никитина

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.
Peter I Peter I Portrait of Baron S. G. Stroganoff Portrait of Baron S. G. Stroganoff Tzarina Praskovia Ioanovna Tzarina Praskovia Ioanovna
  • Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
  • Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
  • Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
  • Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Иван Никитин: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Иван Никитин: жизнь и творчество художника

4.8 (95%) 4 голос(ов)

allpainters.ru

Никитин Иван Никитич. Биография, картины художника

Около 1680-1742

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена),  город Москва.

«Живописец Иван» был основоположником нового времени в русской живописи.

И.Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами. Петр I говорил о нём: «…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»

Долгое время И.Н. Никитин связан с именем и творчеством его однофамильца. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И.Н. Никитина, круг его работ.

Судьба художника сложилась трагически. Иван Никитич происхождением из семьи священников, близкой ко двору. Детство русского художника прошло в имении Романовых, в Измайлове. Ремесло живописца И.Н. Никитин освоил в Оружейной палате, однако точно это не установлено, так как даже в самых ранних картинах видно влияние европейской живописи. Наставником И.Н. Никитина был голландский гравер А. Шхонебека.

В 1711 г. Оружейная палата переведена из Москвы в новую столицу г. Санкт-Петербург. Так русский портретист уже в Питере работает при типографии. Обучался письму самостоятельно, копируя работы известных иностранных мастеров. Когда была основана рисовальная школа, одним из преподавателей которой стал И.Н. Никитин.

В это время он написал первые работы, принёсшие известность – "Портрет царевны Прасковьи Иоанновны", 1714; "Портрет царевны Натальи Алексеевны", "Портрет царицы Прасковьи Федоровны", 1716. Колорит работ схож с портретами предыдущего века, достаточно тёмный фон, насыщенные цветовые пятна. Плоскостное изображение, отсутствие глубины, условность света и тени. Однако  картины отличаются превосходным композиционным решением. Никитину чужда лесть, обычная для парадных портретов того времени.

И.Н. Никитин обучался живописи в Италии, Венеции и Флоренции. По возвращению на Родину он признан мастером живописи, получил звание гофмалера.

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе"). Редкое по живописной силе и свободе полотно, написанное единомышленником, ошеломленным величиной утраты. С этого времени судьба художника развивается трагически, но в это время были созданы лучшие работы. Тёмный и насыщенный колорит приобретает тёплые оттенки. "Портрет канцлера Г. И. Головкина" (1720-е), "Портрет Петра I" (начало 1720-х). Рококо, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1725 г.

Лучшим произведением Никитина является "Портрет напольного гетмана" (1720-е) – образ человека эпохи Петра I.

Портрет решён очень просто. Немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Хотя по костюму видно, что изображенный человек – высокопоставленное лицо, должно быть глава Украины. На самом деле личность его не известна.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток Никитина вместе с братом отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Наверное, он умер где-то на пути к Москве.

Напольный Гетман
  • Напольный Гетман
Портрет Барона Сергея Григорьевича Строгонова
  • Портрет Барона Сергея Григорьевича Строгонова
Портрет Царевны Натальи Алексеевны
  • Портрет Царевны Натальи Алексеевны
Портрет Царевны Натальи Алексеевны
  • Портрет Царевны Натальи Алексеевны
Анна Петровна дочь Петра I
  • Анна Петровна дочь Петра I
Царевна Прасковья Ивановна
  • Царевна Прасковья Ивановна
Елизавета Петровна ребёнком
  • Елизавета Петровна ребёнком
Канцлер Григорий Иванович Головин
  • Канцлер Григорий Иванович Головин
Портрет Петра I
  • Портрет Петра I
Портрет Петра I
  • Портрет Петра I
Портрет Петра I
  • Портрет Петра I

rus-artist.ru

НИКИТИН Иван Никитич – Галерея произведений (8 изображений).

admin 04.02.2014 Галерея, Новости 946 Показы

Открыть доступ

И.И.НИКИТИН

(Около 1680 – 1742)

Сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове. О ранних годах художника ничего неизвестно, не знаем мы также и кто преподал ему первые уроки живописи. В 1716 1719 годах – пенсионер Петра I в Венеции и Флоренции, где учился во Флорентийской Академии и у Т.Реди. В 1720 году по требованию Петра I возвратился в Россию, где введен в придворный штат как гофмалер. 

Многократно писал портрет Петра I и всех членов семьи первого российского императора. Среди немногих дошедших до нас полотен Иван Никитина подлинными жемчужинами являются написанные с натуры портреты Петра I, а также потрясающий своей трагичностью и монументальностью его же посмертный портрет. Необычайным психологизмом и погружением во внутренний мир изображаемого выделяются «Портрет графа Г.Г.Головкина» и так называемый «Портрет напольного гетмана».

После смерти Петра I оставался в придворном штате, но практически не имел работы. А со вступлением на престол Анны Иоанновны художника постигла катастрофа – за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича Иван Никитин был заключен в Петропавловскую крепость, а после пятилетнего пребывания в одиночном заключении по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск на вечное поселение. При Елизавете Петровне был помилован, но скончался по пути из ссылки…

 

1. Никитин Иван "Портрет царевны Прасковьи Ивановны" 1714 Холст, масло 88х67,5 Государственный Русский музей 1. Никитин Иван «Портрет царевны Прасковьи Ивановны» 1714 Холст, масло 88х67,5 Государственный Русский музей 2. Никитин Иван "Портрет царевны Натальи Алексеевны" Не позднее 1716 Холст, масло 102х71 Государственная Третьяковская галерея 2. Никитин Иван «Портрет царевны Натальи Алексеевны» Не позднее 1716 Холст, масло 102х71 Государственная Третьяковская галерея 3. Никитин Иван "Портрет царевны Натальи Алексеевны" Не позднее 1716 Холст, масло 83х66 Государственный Русский музей 3. Никитин Иван «Портрет царевны Натальи Алексеевны» Не позднее 1716 Холст, масло 83х66 Государственный Русский музей 4. Никитин Иван "Портрет цесаревны Анны Петровны" Не позднее 1716 Холст, масло 65х53 Государственная Третьяковская галерея 4. Никитин Иван «Портрет цесаревны Анны Петровны» Не позднее 1716 Холст, масло 65х53 Государственная Третьяковская галерея 5. Никитин Иван "Петр I на смертном ложе" 1725 Холст, масло 82х60,5 Государственный Русский музей 5. Никитин Иван «Петр I на смертном ложе» 1725 Холст, масло 82х60,5 Государственный Русский музей 6. Никитин Иван "Портрет графа Г.И.Головкина" 1720-е Холст, масло 90,9х73,4 Государственная Третьяковская галерея 6. Никитин Иван «Портрет графа Г.И.Головкина» 1720-е Холст, масло 90,9х73,4 Государственная Третьяковская галерея 7. Никитин Иван "Портрет барона С.Г.Строганова" 1726 Холст, масло 87х65 Государственный Русский музей 7. Никитин Иван «Портрет барона С.Г.Строганова» 1726 Холст, масло 87х65 Государственный Русский музей 8. Никитин Иван "Портрет напольного гетмана" 1720-е Холст, масло 76х60 Государственный Русский музей 8. Никитин Иван «Портрет напольного гетмана» 1720-е Холст, масло 76х60 Государственный Русский музей НИКИТИН Иван Никитич – Галерея произведений (8 изображений) НИКИТИН Иван Никитич – Галерея произведений (8 изображений)

 

cultobzor.ru

художник Никитин Иван Никитич

 

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

 И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.  Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726).  Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Работы художника

petroart.ru

Никитин Иван Никитич — Старый Петербург

originalЛюбимый художник Петра Великого

«Есть и из нашего народа добрые мастеры» — отозвался Пётр Первый о «живописце Иване», творчество которого было предметом гордости императора за Отчизну. Иван Никитич Никитин стал основоположником нового этапа развития русского живописного искусства. Искусствоведы, эксперты в области антиквариата в течение многих лет связывали творчество этого художника с его однофамильцем. Историки сравнительно недавно изучили архивные материалы, из которых стало известно отчество живописца. Также был определён круг произведений Никитина, установлена принадлежность картин его кисти.

Старинная живопись Ивана Никитина. Биография художника

Точная дата рождения художника неизвестна. Можно лишь утверждать, что родился Иван Никитич в середине 1680-х годов в Москве в семье приближенных ко двору священников. Детство Никитина прошло в Измайлове, в имении царской семьи. Есть предположение, что Иван обучался живописи в Оружейной палате, однако даже самые ранние работы художника демонстрируют нам влияние европейского искусства. Известно имя наставника Никитина — им был А. Шхонебек, гравёр из Голландии. С переводом в 1711 году Оружейной палаты из Москвы в Санкт-Петербург, «персонных дел мастер» Иван Никитин перебрался в новую столицу Российской Империи. Там он работал при типографии, самостоятельно обучаясь технике письма посредством копирования старинных картин известных мастеров. Позднее стал преподавателем рисовальной школы.Иван Никитин побывал за границей — в Венеции, Италии и Флоренции. Там живописец пополнил свои знания и умения. По возвращении в Россию он был удостоен звания гофмалера, а также признан мастером живописи. Иван Никитин был первым знаменитым по всей Европе портретистом своего времени.

После смерти Петра Великого судьба любимого художника императора сложилась трагически. В 1732 году протопоп Архангельского собора в Москве Иродион и его братья — Родион и Иван Никитины были арестованы. Они обвинялись в оскорблении Феофана Прокоповича, вице-президента Святейшего Синода посредством распространения на него пасквилей. Пять лет пробыли братья в Петропавловской крепости, подвергаясь пыткам и допросам. Далее последовала ссылка в Тобольск. Иван и Родион получили реабилитацию в 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоанновны.Иван Никитич Никитин умер в 1742 году, предположительно, по пути в Москву.

Старинные картины Ивана Никитина. Творчество художника

Первые произведения, принёсшие автору известность, были написаны Никитиным во время работы при типографии. Они напоминают старую живопись предшествующего столетия — тёмный фон, плоскостное изображение, яркие пятна цвета. При наличии свойственной картинам прошлого условности светотени и отсутствии глубины, портреты кисти Никитина прекрасно решены композиционно. Стоит отметить, что работы художника не отличает характерная парадных портретов того времени лесть. Примеры произведений раннего периода — «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны» (1714), «Портрет царицы Прасковьи Фёдоровны» и «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (1716). В 1720-е годы увидели свет лучшие произведения Никитина. В этот период в цветовом решении картин появляются тёплые оттенки. Наиболее известные работы — «Портрет Петра Первого» (начало 1720-х), «Портрет канцлера Г.И. Головкина» и «Портрет напольного гетмана» (1720-е), «Пётр Первый на смертном ложе» (1725), портрет юного барона С.Г. Строганова (1726).Последний портрет Петра Великого, написанный 28 января 1725 года, представляет собой сильное живописное произведение. Оно создано единомышленником императора, понёсшим огромную утрату.В наши дни картины кисти Ивана Никитича Никитина представляют историческую и культурную ценность.

antikspb.ru

Иван Никтинин -1. Подписные работы.

Я уже писал про то, как обстоит дело с русским искусством начала 18 века на примере И. Вишнякова. Рассмотрим еще одного известного художника этого времени - старшего современника Вишнякова Ивана Никитина.Думаю, этот пост – только начало, потом я про него напишу подробнее.Никитин, кстати, не фамилия, а отчество. Год рождения точно неизвестен, называются даты от 1680-го до начала 1690-х. Год смерти – тоже. Часто можно встретить утверждение, что художник умер в 1742 г., возвращаясь из тобольской ссылки, но документальных подтверждений этому не имеется.Никитину приписывается более 20 картин, в основном портретов. Но подпись имеют только немногие из них. Собственно, вот они:

Портрет царевны Прасковьи Иоанновны. Надпись на портрете:Ivan N: 1714 28 Septemb

Портрет казака в красном.Местонахождение в настоящий момент неизвестно/Надпись:Jean N: A˚ 1715Эти работы созданы еще до обучения Никитина за границей.Только одна картина Ивана Никитина подписана по русски:

Портрет С.Г. Строганова.Надпись: Малевал Jван Никитiн в Санкт Питер Бурхҍ в Мартҍ мцҍ 1726 Году.Между двумя первыми портретами и третьим – более 10 лет, но по уровню мастерства портрет Cтроганова не намного выше, нежели портрет Прасковьи Иоанновны.Имеются еще портреты, надпись на которых толкуется, как свидетельство авторства Никитина.Это портреты Петра I и Екатерины I, находящиеся в галере Уффици:

Надпись на портрете Петра:GIOV. MOSCOVIT IN FIRENZE A˚ DOM 1717 LUGLⁱ⁰ 23

Впрочем, сейчас большинство исследователей не считают эти портреты работой Никитина и толкуют надпись в том духе, что написали их некие «молодые московиты во Флоренции». Впрочем, исследование выявило характерные для Никитина диагональные мазки на лице Петра, но это не считается решающим аргументом в пользу авторства.Возможно, причина такого скепсиса – невысокий художественный уровень картин.Зато такие высокохудожественные портреты, как

«Портрет канцлера Головкина»или знаменитый

«Портрет напольного гетмана»

упорно приписываются Никитину, хотя надписей и документальных подтверждений тому нет, да и техника всего лишь «не противоречит» технике Никитина.От Строганова до «напольного гетмана» могло пройти максимум лет шесть. Но по уровню мастерства «гетман» гораздо выше. Странно – качество работ Никитина мало выросло за 12 лет, прошедших между созднанием портретов Прасковьи Иоанновны и С.Г. Строганова, но затем поднялось на такую высоту, какая не была достигнута русскими портретистами еще лет 40 (вплоть до Рокотова и Левицкого). Парадокс, однако.Имеется, кстати еще одно произведение, надпись на котором свидетельствует об авторстве Ивана Никитина – Родословнопе древо Государей российских, написанное в 1731 г. Впрочем, его некоторые исследователи также считают работой другого мастера по причине невысокого художественного уровня. Другие искусствоведы полагают, что Никитин сознательно вернулся к архаичной стилистике.

http://www.history-illustrated.ru/illustrations/2441.jpgНадпись: Сie древо родословное Влкiх Гдрей р. Писано в 1731 году а писалъ Никитинъ Iван.

Продолжение следует.

tito0107.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта