Живопись советского периода (стр. 1 из 3). Картины советского периода
Интерьер в живописи. Часть 4. Советский период: melanyja
В этой подборке картин будет не очень много, потому что в советское время не дворцы и не комнаты усадеб изображались на картинах.
Часто на советских картинах интерьер выступает как дополнение к сюжету. Не хотелось бы все работы в этом ключе выкладывать, слишком много будет, но несколько самых примечательных надо выложить.
Посмотрите в глубине квартиры на письменный стол у окна и стандартную чёрную лампу. Пименов Ю. Утренние покупки. 1957
Пименов Ю. В комнатах
У художника много интерьеров 1950-х, но вот меняется стиль, и уже пятиэтажкиПименов Ю. Лирическое новоселье. 1965
в интерьерах на картинах узнаваемая мебель, вот крашеные табуретки с детства знакомыРянгина С. Подруги 1947
стул тоже встречался Белов Ю.В. Рабочий – новатор. 1954
Горелов Н. Сын болен. 1964
Очень популярным стал деревенский интерьер. Во-первых, деревня – это народ. Во-вторых, в с 1970-х популярны деревенские писатели. В-третьих, в деревне отличие от городского разнообразия.Травников Г.А. Кухня. 1985.
Деревня – это смесь старины, народного быта и истории. Вот керосиновая лампа, рамка с вложенными фотографиями (такие видела в старых деревенских домах). Иконы тоже можно изобразить в советском интерьере, если это деревня.Федосов Н.П. (годы жизни 1939-92)
Стожаров В.Ф. В мастерской.
Стожаров В.Ф. Село Муфтюга. Наша комната. 1966.
Стожаров В.Ф. Село Унжа.
В новых дачных домиках меньше деревенской обстановки, пошла отделка вагонкойКубарев В.
Корнеев БВ интерьер 1958
Изображение интерьера может быть связано с памятью о прошлых поколенияхКрасавин АН Дом моего деда 1956
Или п комнате видно, что тут пожилой человек проживает – и иконы, и портреты советских вождей, и окна дома такой конструкции, как только в старых домах.Панцирев ЮН интерьер 1982
Тутеволь К.А. Амарилисы 1970
А вот для сравнения – эмигрантский художник того же периода.Эстер Карп .Интерьер комнаты с накрытым столом
Интерьеры на картинах начала ХХ века
melanyja.livejournal.com
Живопись советского периода
Оглавление
Введение
1. Живопись: традиции и новации
2. Идеологические факторы в развитии живописи
3. Новые имена и произведения
Заключение
Литература
Введение
Музыка, живопись, литература и прочие искусства и непосредственно связанные с ними области эстетической активности человека в советский период, подверглись давлению иррационализма. Это видно особенно ярко в области живописи. Большинство художников советского времени, принадлежащих различным школам живописи, отошли от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким мы его видим. Этот мир предстает на живописных полотнах деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным восприятием окружающих нас явлений (согласно исследованиям Е. Гродзинского, П. Сорокина и др.). Очевидно, что этот далеко идущий отход от реализма отнюдь не пустой каприз. Художники старались сказать массам людей, осматривающих их картины, статуи, графические композиции: мир вовсе не таков, каким вы его видите; он в своей сути бессмысленный, абсурдный, является таким, каким мы показываем вам в своих художественных образах. Достаточно упомянуть такие направления живописи XX в., как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, ташизм, авангардизм и др. Однако и в этот хаотичный период создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства
Анализируя литературу посвященную нашей теме, нельзя не отметить влияние времени на оценку живописи. В литературе советского времени изобразительное искусство превозносили до небес, а авторы учебников выпуска последних 5 – и лет все больше критикуют, но не самих живописцев, а насаждение идеологии в творчество художников. Интересно, а какую оценку живописи наших современников составители учебников и пособий дадут лет через 70?
1. Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь".
Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания.
Эти процессы коснулись не только живописи, но и всей культуры в целом. Появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912). Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и др.), очень разных по своей художественной манере, несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к реализму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы.
К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К. Малевич, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающей среде не конкретные реалии и свидетельства социальной ситуации, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.
Послеоктябрьские годы характеризовались поиском новых направлений в изобразительном искусстве. Своеобразной лабораторией, где разрабатывались теоретические, творческие и педагогические исследования, явился Витебск. Тут в январе 1918 года начала действовать народная художественная школа, которая потом вошла в историю мирового искусства. Ее организатором, а с февраля 1919 года и директором, был Марк Шагал. В связи с отсутствием педагогов он выступил с обращением к «художникам революционерам» из других городов приехать на работу в Витебск. Скоро на витебской земле очутилась плеяда талантливых художников, представителей разных течений: Л.М. Лисицкий, В.В. Ермолаева. В ноябре 1919 года в Витебск приезжает Казимир Малевич, основатель новой художественного течения – супрематизма. В его основе лежало новое представление об объеме и плоскости, покое и движении, новые взаимосвязи между предметами и окружающей средой. Это была и новая и оригинальная концепция художественного творчества. Ее представляла загадочная картина «Черный квадрат». Космос в Космосе – так можно обозначить эту картину. К. Малевич создал объединение художников – «УНОВИС». Эта аббревиатура, по мнению организаторов, обозначала обновление (от слова «уновись»). Его члены считали, что когда «революция для того пришла чтоб разрушить старый свет и построить новый», то этот новый свет должен исправлять новые формы. И художники по рецепту своего учителя стали создавать безликость разнообразных комбинаций из геометрических фигур. Уновисты разработали такой язык искусства, который открыл путь к промышленному дизайну, художественному конструированию. Идеи витебских авангардистов выявили, в дальнейшем, находки и достижения мировой архитектуры и дизайна, книжной и промышленной графики, хотя в этом новом деле также не обошлось без перегибов.
Новые идеи использовались при преподавании в художественной школе, которая в феврале 1922 года была реорганизована в Витебский художественно-практический институт. В стороне от новых направлений осталась только академическая мастерская Юдаля Пэна.
В первой половине 1922 года УНОВИС был закрыт. В мае 1922 года совершился первый и последний выпуск высшего художественного учебного заведения в Витебске: из 10 человек – 8 были членами «УНОВИСа». Большинство выпускников, вместе с частью студентов младших курсов летом 1922 года поехали в Петроград. Покинули Витебск и многие известные художники, в том числе и К.С. Малевич, В.В. Ермолаева и др.
В изобразительном искусстве социалистический реализм, продолжает гуманистические традиции искусства предыдущих эпох. В получении нового социалистического сознания, выражает историческую перспективу развития прогрессивного искусства. Идейно-эстетические принципы этого метода формировались в острой борьбе против декадентства, формализма, футуризма, натуралистичного примитивизма и др. направлений. Становление нового творческого метода непосредственно связано с пафосом утверждения новой жизни в условиях социалистического общества, романтической предвзятости в отражении героики революционной борьбы, событий гражданской войны, строительства националистического хозяйства.
В произведениях 1920-1930 –х годов живописцев Я. Дроздовича, В. Кудревича, М. Станюты, М. Филипповича и др. проявляются традиции белорусского народного искусства.
Самобытностью, обращению к этнографии и фольклору выделяется деятельность М. Филипповича, который работал в технике масляной живописи и акварели. Он создал картины «На Купалье» (1921 г.) «Весенний праздник» (1922 г.), «Старый белорус с трубкой» (1925 г.), «Красноармейцы в деревне» (1931 г.), «Бой на Немиге» (1922 г.).
Во всех видах и жанрах искусства 1930-х гг. отражалась новая жизнь, преобразование народного хозяйства: художники обращались к значительным событиям в истории Белоруссии, создавали образы деятелей белорусской культуры прошлого и настоящего, стремились реальность в ее революционном развитии. Это произведения З. Азгура , И. Ахремчика, А. Бембеля. В. Волкова. П. Гавриленко, И. Гембицкого, А. Глебева, Я. Зайцева, Е. Красовского, Я. Крюгера, и др. Творческие связи белорусских художников с художниками других союзных республик, участие во всенародных и международных выставках, работа над актуальными проблемами строительства социалистической культуры способствовали обогащению художественного опыта белорусских художников.
В 30-е годы черед талантливых художников начинали творческий путь в Западной Белоруссии. Многогранностью выделялся талант Язепа Дроздовича. Он первый в белорусском искусстве начал космическую тему. Им созданы три серии: «Жизнь на Марсе» (1931г.), «Жизнь на Сатурне» (1932 г.), «Жизнь на Луне» (1932 г.).
После войны открылся Белорусский театрально-художественный институт (ныне Академия искусства Беларуси), который занимался подготовкой кадров в области живописи, скульптуры, актерского мастерства.
2. Идеологические факторы в развитии живописи
Обострение внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в других жанрах искусства, появились новые приоритеты. Официальная пропаганда требовала показать триумф партии гениальность «отца» всех народов. Краевиды разных мест, жизнь простых людей становились ненужными. Со связанными руками художники не могли раскрыть свой талант, свое видение окружающего мира. Шла нивелировка таланта, терялся профессиональный уровень, набирала мощь тенденция денационализации изобразительного искусства.
Партийное руководство требовало от художников показа жизни с пафосом динамизма, монументальности прославления высшего руководства. Тех кто стоял в стороне от этого, подвергали критике как со стороны партийного руководства, так и со стороны союза художников, которое было избрано на первом съезде художников в январе 1938 года. Съезд подчеркнул необходимость заниматься вопросами современности, создавать тематические произведения.
Чтобы оправдать звание настоящего советского художника, нужно было приспосабливаться, иначе, нависала угроза лишится жизни. Даже самые талантливые художники вынуждены были писать то, о чем говорила официальная пропаганда. В конце 30-х годов в их полотнах все больше места занимал тематический жанр, посвященный революции, гражданской войне, показав в этих событиях роли «отца» народов. Отображению исторического жанра способствовала подготовка к выставке, которая проводилась в дни Декады белорусского искусства в Москве.
mirznanii.com
Интернет-галерея «Советская живопись» | - История искусств
Сегодня рынок искусства переживает непростые времена. На фоне баснословных сумм, вырученных на международных аукционах за работы художников «высшей лиги» (Сезанна, Ван Гога, Ренуара, Гогена, Пикассо, Уорхола, Джакометти), рынок среднего ценового диапазона выглядит очень бледно. Особенно это ощущается на просторах нашей матушки-России. Экономический кризис в стране выбил у потенциальных покупателей почву из под ног, а мировые скачки цен на энергоносители постоянно вынуждают состоятельный класс искать все более стабильные источники капиталовложений. Исторически самым надежным способом сохранить и преумножить свои денежные средства было коллекционирование антиквариата и предметов искусства. Но цены на антиквариат растут достаточно медленно, а высокохудожественные произведения доступны далеко не каждому. К тому же владельцы шедевров мировой живописи и графики отнюдь не спешат с ними расставаться, а такая ситуация слабо стимулирует активность отечественного арт-бизнеса. Какие же перспективы, в этом случае, у российских коллекционеров и любителей искусства? Расклад, как ни крути, очевиден: работы топовых авторов недоступны, работы представителей «актуального искусства» слишком переоценены. Самым разумным на этом фоне выглядит тезис, который неоднократно высказывали авторитетные собиратели и меценаты, начиная от Павла Третьякова до Гертруды Стайн: «покупайте картины современников, им еще предстоит стать классиками». По мнению экспертов, на сегодняшний день в России существует только один потенциально перспективный и доступный для среднего и бизнес-класса сектор художественного коллекционирования, а именно — реалистическое искусство советского периода, часто именуемое расхожим термином «соцреализм».
Давайте разберемся, почему такое пристальное внимание уделяется именно этому направлению? Если рассматривать коллекционирование живописи в историческом аспекте, мы увидим, что работы художников конца XIX — начала ХХ века на 90% принадлежат музеям и государственным фондам. К этой категории относятся «передвижники» (И. Крамской, В. Перов, И. Репин, В. Шишкин, В. Суриков), представители русского импрессионизма и модерна (И. Левитан, К. Коровин, В. Серов), символисты и «мирискусстники» (Л. Бакст, В. Добужинский, Н. Рерих). Поэтому, если вы решитесь приобрести на российском арт-рынке пейзаж Айвазовского или Шишкина, практически наверняка вам подсунут высококачественную подделку, или, в лучшем случае, — копию. Большинство произведений русских авангардистов 20-30 годов в настоящее время вывезено за рубеж, а творческое наследие «нонконформистов» 60-70-80 годов прошлого века (Э. Неизвестный, М. Шемякин, О. Целков, Э. Булатов, О. Рабин, И. Кабаков) осело в западных корпоративных коллекциях и музеях современного искусства. Однако, во-многом рыночная стоимость этих художников — результат пиара и спланированных спекуляций, проводимых крупными галереями. Поэтому, творчество советских постмодернистов представляет определенный интерес лишь для той категории собирателей, которые готовы постоянно отслеживать конъюктуру рынка и рисковать своими капиталовложениями в долгосрочной перспективе.
Советская живопись имеет мощные связующие нити с традициями национальной реалистической школы XVIII-XIX веков. Если отставить в сторону агитационные плакаты и штампованные портреты вождей, мы заметим, что художники советского времени обладали еще и великолепной профессиональной выучкой, превосходным чувством композиции, изысканным колоритом. В последнее время среди представителей «актуального искусства» принято презрительно относится к ремеслу живописца, но еще Анатоль Франс справедливо заметил: «У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом». Лучшие художники-реалисты эпохи победившего социализма воспитывались мастерами старой школы: Е. Репиным, В. Серовым, И. Левитаном, А. Архиповым, С. Ивановым, К. Коровиным, Б. Кустодиевым. Благодаря этому, в стране были сохранены и продолжены традиции импрессионистической пейзажной живописи, замечательной русской портретной школы. Появились новые интересные художники: К. Петров-Водкин, М. Нестеров, К. Юон, И. Грабарь, А. и С. Герасимовы, А. Пластов, А. Дейнека, П. Кончаловский, М. Сарьян, Ю. Пименов, Б. Иогансон, П. Корин. 13 апреля 1932 года был образован Союз художников СССР, по сути положивший конец формалистическим группам в изобразительном искусстве. Теперь при создании любого художественного произведения авторам необходимобыло учитывать принципы народности, идейности и конкретности. Как гласит цитата из советского учебника: «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии». Несмотря на столь изысканную в своей политической ангажированности формулировку, работы художников того времени все же отличались простотой и разнообразием сюжетов, как это ни покажется сегодня странным. В советской живописи процветали все жанры и направления: бытовой натюрморт, лирический, городской и индустриальный пейзажи, портрет, обнаженная натура, монументальные панно и панорамы, жанровые картины (не обязательно из жизни членов КПСС!), анималистика, картины на военные, спортивные и исторические темы, книжные иллюстрации, киноафиши, театрально-декоративные и сатирические работы. Художники часто ездили в командировки по республикам Советского Союза, выбирались с этюдниками на пленэр, посещали Дома творчества, обменивались опытом с колегами из других социалистических стран. Прошло немногим более двадцати лет после распада великой державы, а работы мастеров-реалистов советского времени по-прежнему волнуют отечественных зрителей, позволяют почувствовать, чем жили наши отцы и деды в ту нелегкую эпоху. Сегодня искусство советского периода потихоньку начинает завоевывать свои позиции: выходят альбомы и монографии, появляются постоянные экспозиции в крупных музеях (филиал Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу), все большую заинтересованность к этой теме проявляют серьезные коллекционеры и арт-дилеры.
Одно из крупнейших частных собраний живописи и графики советского периода принадлежит известному московскому коллекционеру и меценату Александру Владимировичу Гремитских. Начиная с 1992 года он тщательно собирает лучшие образцы реалистического искусства XX века, и на сегодняшний день в его коллекции представлено более тысячи произведений сорока двух советских художников. Основу собрания Александра Владимировича составляет творческое наследие его отца — талантливого русского живописца Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991), а также работы, приобретенные непосредственно у коллег отца и членов их семей. Честность, хороший вкус и любовь к русскому искусству довольно быстро позволили начинающему собирателю заслужить уважение в среде столичных художников и галеристов. Со временем его коллекция стала пополняться работами мастеров ленинградской, владимирской, харьковской школ живописи. Многие из купленных картин приходилось бережно реставрировать, буквально спасая красочный слой от разрушения, ведь, к сожалению, далеко не всегда полотна хранились в должных условиях. Ни для кого не секрет, что любой истинный коллекционер мечтает, чтобы собранные им работы увидело как можно большее число зрителей. Зимой 2013 года в центральном выставочном зале Владимира прошла выставка «Советское прошлое на картинах из коллекции Александра Гремитских», в том же году меценат передал в дар Костромскому музею-заповеднику два пейзажа известного художника Анатолия Яблокова, а еще ранее в городе прошла благотворительная акция «Художники Москвы детям Костромы», организованная по инициативе собирателя. В 2015 году Александр Гремитских подарил восстановленной даче К. А. Коровина в деревне Охотино акварель Ирины Ломановой «Весна» из своей коллекции. Но любой активной деятельности в наши дни просто необходимы информационная поддержка и обширная аудитория. И тут на помощь приходят коммуникационные технологии. Уже несколько лет в интернете действует созданная меценатом интерактивная галерея «Советская живопись», позволяющая любому пользователю не только приобщиться к искусству советского периода, но и купить понравившееся произведение. Конечно, на страницах сайта представлена не вся коллекция Александра Гремитских, а только та ее часть, которая выставлена на продажу, но объясняется это просто. Известно, что труд любого коллекционера требует материальных затрат, и весьма значительных. Благодаря интернет-галерее «Советская живопись» Александр Владимирович получает необходимые средства, чтобы заниматься благотворительной деятельностью, проводить выставки, приобретать новые работы, популяризировать творчество малоизвестных советских художников, реставрировать и дарить произведения искусства детским домам и музеям. В галерее экспонируются работы исключительно из личной коллекции собирателя, поэтому любой покупатель может быть уверен не только в том, что ему не придется переплачивать посреднику, но и в подлинности происхождения каждой картины. Диапазон представленных жанров достаточно широк: здесь можно увидеть все виды пейзажной живописи, натюрморты, портреты, ню, жанровые и интерьерные мотивы, графику, эскизы и этюды видных советских авторов. Заходя на сайт, зритель сразу получает полную информацию о понравившемся ему произведении, включая имя автора, год создания, стоимость, точные размеры, материалы и технику исполнения, а также краткую аннотацию о художнике. Любое изображение можно увеличить и сохранить у себя на компьютере, а удобная форма активного заказа позволяет оперативно связаться лично с Александром Гремитских по электронной почте. Интерфейс галереи достаточно прост и интуитивно понятен, что позволяет легко путешествовать по рубрикам и страницам сайта, не встречая на своем пути раздражающей рекламы и назойливых баннеров. Информационная структура сайта снабжена рядом полезных разделов, включающих архивные фотографии, статьи об искусстве советского периода, контакты и полезные советы. «Советская живопись» предлагает только высокохудожественные работы видных представителей русского реализма и импрессионизма: П. Андрианова, Б. Басова, В. Гремитских, Г. Гончарова, Г. Гордона, Н. Курникова, В. Ковинина, И. Рубинского, E. Светогорова, С. Соловьева, Д. Тегина, К. Тутеволь, В. Токарева, В. Формозова, Г. Шегаль и других. Уверен, что знакомство с этим огромным и пока еще малоизведанным пластом отечественной культуры позволит ценителям искусства по-новому заглянуть в наше великое прошлое, понять историческую уникальность советской живописи, почувствовать ее роль в искусстве наших дней: от соц-арта до концептуализма.
history-of-art.livejournal.com