Мужские торсы попали в десятку. Как барабанщик "Кино" стал русским Веласкесом. Георгия гурьянова картины
об ударнике группы «Кино» рассказывает Алексей Вишня: Музыка: Культура: Lenta.ru
20 июля в Петербурге на 53-м году жизни скончался художник и музыкант Георгий Гурьянов, он же Густав. Гурьянов был другом Виктора Цоя и с 1984 года — ударником, аранжировщиком и бэк-вокалистом группы «Кино». Подражая западным «новым романтикам», Густав играл на барабанах стоя; из его басовой партии родилась песня «Мама, мы все тяжело больны». Также он принимал участие в «Поп-механике» Сергея Курехина, а в конце 1980-х стал одним из основателей российского рейв-движения, привив на ленинградскую почву хаус и техно.
Еще раньше, чем заняться рок-музыкой профессионально, Гурьянов связал свою жизнь с андеграундным арт-миром, влившись в движение Тимура Новикова «Новые художники». Он участвовал в создании «Пиратского телевидения», прославившего Владислава Мамышева-Монро — у Гурьянова была своя спортивная рубрика «Спартакус». После смерти Цоя и распада «Кино» он окончательно связал свою жизнь с искусством, став почетным профессором новиковской Новой Академии изящных искусств. В 1993 году состоялась собственная выставка Гурьянова в Русском музее. Одновременно Гурьянов стал символом нового петербургского дендизма.
Одним из первых о тяжелой болезни Георгия Гурьянова и необходимости собирать деньги на его лечение сообщил в своем блоге Алексей Вишня — питерский музыкант и легендарный звукорежиссер, записывавший «Это не любовь» и сводивший «Группу крови». «Лента.ру» связалась с Вишней и расспросила его о Густаве Гурьянове, Цое и группе «Кино», «Новых художниках» и ленинградской богеме 1980-х.
Рассказывает Алексей Вишня:
— Гурьянов жил на Будапештской, а я недалеко, в Московском районе, на улице Гагарина. И однажды я возвращался с женой домой, и Гурьянов тоже выходил из Парка Победы. И мы поздоровались, потому что раньше виделись в рок-клубе, и я сразу же пригласил его в гости. И он тут же приехал — остался с нами и поехал к нам. Так мы и познакомились. Это была осень 1985 года.
Алексей Вишня
Фото: Андрей Пшеничный / Интерпресс / ИТАР-ТАСС
Раньше он был очень скромный, давно, когда его еще звали Юра Гурьянов. Улыбчивый молодой человек, приятный, чувствовалось, что он далеко не из плохой семьи. Он не был гопником, он не был пьяницей, он не был неряшливым. Он был всегда одет с иголочки, в самое модное, самое чистое, самое выглаженное, самое светлое, самое изысканное.
— На его квартире в Купчине, где группа «Кино» порой репетировала, я не бывал, потому что в то время он чаще бывал у меня. Мы сводили «Группу крови», Густав присутствовал на всех сессиях. Он служил генератором настроения, каких-то стилистических идей. Цой очень внимательно относился ко всем его советам. Когда группе «Кино» необходимо было по части бас-гитары иметь четкую ритмическую математическую точность, Гурьянов брал в руки бас-гитару и играл рифы — в «Группе крови» на нескольких песнях. Он не просто барабанщик, он реально мог управлять процессом, если ты пишешь бас-гитару, а бас-гитара в музыке — самый основной инструмент, на него вся опора.
На барабанах Гурьянов сначала не умел играть. Цой-то его взял не как барабанщика. Они сначала стали друзьями, а потом Цой разрешил ему играть. Он научился. Он просто поставил «тройку» у себя в квартире и барабанил с утра и до вечера, ведь если барабанить шесть часов каждый день, научишься всяко. Не у каждого была такая возможность, а у него была, особенно когда «Кино» стало популярным. Страх вызова милиции, я думаю, его не особо беспокоил. Он был очень быстр и быстро сообразил, как все надо делать, и сделал. Ни шага в сторону, именно как надо.
Одно время они даже вдвоем с Африкой стучали. Зачем — непонятно, умножали даже бас-гитары, чтобы еще Андрея Крисанова поставить на сцену. Ну, это была компания друзей. Вообще это все, это было больше, чем музыка; эта дружба больше, чем музыка.
Густав играл на барабанах стоя, потому что сидящего барабанщика не видно. А Гурьянов был самый модный, у него была серьга, у единственного. И поскольку у него была серьга, ее было бы не видно, если бы он сидел.
— Цой его очень любил как художника. Он увидел в нем художника сразу, еще до того, как Гурьянов стал играть с ним в одной группе, ведь Цой — сам художник. Они нашли общий язык. Он мог уехать из дома к Густаву и жить там, и ночевать. Это была отдушина.
Как Густав Гурьянов рисовал картины? Он покупал большой-большой белый холст, проецировал на стену слайд, потом обрисовывал, придумывал концепцию всей картины, а потом звал друзей, чтобы они ему, так сказать, вены прорисовывали и рисунки кожи на руках людей — делали проработку. И эти картины пользовались огромным спросом, и пользуются до сих пор. Они огромного размера, Гурьянова вообще Веласкесом называют, потому что Веласкес тоже любил такие огромные формы.
Густав был одновременно и музыкант, и художник — это было естественно для компании «Новые художники» Тимура Новикова и группы «Кино», которая дружила активно с этой группировкой. Это была целая группировка художников и музыкантов, откуда вышла группа «Новые композиторы». Это тоже художники, которые взяли в руки инструменты, точнее, магнитофоны. И Цой, и Гурьянов играл с ними, и Каспарян.
Это была, конечно, субкультура, очень плотная, не допускающая в свои круги извне никого вообще. То есть было сложно задружиться с ними, если ты не художник, а только музыкант. Более того, ты должен был быть не простым художником, обязательно не должен был быть академическим художником, художником, который рисует пейзажи или что-то еще немодное. Они первые начали неоромантизм, неоклассицизм... Я очень плохо разбираюсь в этих «измах». Я думаю, что это было амбивалентное влияние с музыкой: «Кино» тоже испытывало влияние «новых романтиков». Цой сам пел про «прогулку романтика», это слово было ключевым в его творчестве какое-то время, пока он не стал «ставить ногу на грудь».
Участники рок-группы «Кино» Виктор Цой и Александр Титов (слева направо на первом плане), Юрий Каспарян и Георгий Гурьянов (слева направо на втором плане)
Фото: Наташа Васильева-Халл / ИТАР-ТАСС
Художники боготворили Цоя. Вокруг него-то как раз все и образовалось! Он был как раз такой, которого любят все, такая наша собственная звезда. Вокруг него были такие же люди, и они были группировкой. Они его и раскрутили, они начали клипы снимать. Это была очень активная молодежь, страшно модная, смотрящая на Запад всеми фибрами. И у них были люди, которые привозили им из-за границы новые кассеты.
— Это была супербогема, сверхбогема. Богема на богеме, богема в богеме. Ужасно обособленная структура. Но когда Цой выходил на сцену, он казался нормальным, обычным человеком, а за кулисами он превращался в богему. Наверное, это так положено в шоу-бизнесе: когда на тебя есть излишний спрос, уровень доставучести зашкаливает, это изо дня в день, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Тогда, наверное, формируются какие-то черты характера, свойственные вот такому образу жизни.
Конечно, они были единой монолитной командой, в которой никто не выделялся. Они очень ревностно относились к тому, что писали «Виктор Цой и группа „Кино“», а не просто «Группа „Кино“». Потому что каждый из них, по их собственному мнению, представлял самостоятельную ценность. Конечно, смерть Цоя скорректировала эти мнения.
Густав никогда не мог про Цоя ничего плохо сказать, никогда в жизни. Выпендриваться перед ним он мог запросто, но это были внутренние дела. Он был очень сложный человек, сложно контактный, в какой-то степени был проблемным, не самым легким человеком. Тяжелым. И наверняка Цою доставалась эта тяжесть. Но про него сказать плохо — никогда.
— Они все ориентировались на немцев. На немецкую поп-культуру начала 80-х годов. Эти группы вы даже не знаете и не узнаете никогда. Они предтечи всех, кто потом стал очень знаменитым, такие как Pet Shop Boys и Alphaville. Они считали, что это самый модняк, а еще Энди Уорхол и Дэвид Боуи. И все это было «номер 1», и все это было очень популярно, и на это ориентировались. Ориентир был не на секс, скорее всего, а именно на внешнюю сторону всего этого дела.
И только потом Цою понравилась героика, так как появились фильмы, Брюс Ли. Кстати, Брюс Ли умер в один день с Гурьяновым. Американские фильмы, в которых все герои — и Шварцнеггер, и Рокки — появились у них первыми, потому что приехала Джоанна Стингрей, привезла видеоплеер, кассеты с клипами. До Джоанны героизма не было вообще.
Они брали музыкальную традицию у, условно говоря, декадентских групп, брали героику из боевиков и фильмов с Брюсом Ли, и делали компиляцию. Вот так раз! — и получилось. Потому что сам Цой не был никаким декадентом, он был из нормальной семьи.
— Густав был абсолютный денди. Я уверен, что стилистически на «Кино» повлияли именно Тимур с Гурьяновым. Потому что все начали сразу же ходить, как Тимур с Гурьяновым, и все стали одеваться, как Тимур с Гурьяновым. Вот эти штаны хлопчатобумажные, все натуральное непременно, героически-боевое, удобное, свободное в движениях. Чтобы можно было ногу поднять на уровень подбородка за одну секунду, не думая. А до этого Цой ходил в белых рубашках с рюшечками.
Питерские художники сами одевались более ярко, они предпочитали более кислотные цвета, и даже ребята из «Новых композиторов», например, сделали однажды целую линейку для фирмы Naf Naf ярких рисуночков, то есть эти рисуночки были принтированы на фланели.
И вообще, понимаете, его тело, его античная фигура, пока он был еще молодой и здоровый. Густав очень любил наряжаться перед зеркалом, стоял по несколько часов: это наденет, так подвернет, так подвернет, посмотрит. «Ну как?» — спросит. По три часа мог. В «Пиратском телевидении» у Новикова у Густава был сюжетик о спорте — он был самый накачанный. Но это была исключительно эстетика. Если бы его интересовал спорт, он бы не умер так рано.
— После «Кино» Густав не остался в музыке, потому что не видел подходящего героя — лучше, чем Цой. Взять хотя бы выбор Каспаряна в пользу группы «Юпитер» — Гурьянов подвергал это глубокому сарказму. Поэтому он понимал, что для Каспаряна — это способ выжить, некий дауншифтинг. А Гурьянов хотел вперед, выше и не заниматься стилистическим дауншифтингом. А лучше Цоя не появилось до сих пор никого.
И Гурьянов уже знал, что делать. Он искусством занимался и во время «Кино». Просто это было не на таком важном месте в его жизни. Ему было легче всех, на самом деле: у него было больше денег, чем у всех, семья меньше, меньше обязательств: он никогда никого не кормил. Он просто сразу поехал в Европу, все-таки еще была информация, что лидер «Кино» погиб, а он был участник «Кино». Наверняка этот фактор ему как-то мог помочь в продвижении своего искусства.
— Он был далек от социальных сетей, он был далек от любой искусственности, он был приверженцем всего натурального, как в одежде, так и в общении. В этом вопросе он тоже был эстет. Он никогда бы не стал про себя ничего лишнего рассказывать.
lenta.ru
Землетрясение в Румынии ощутили жители четырех стран / Surfingbird
Ночное землетрясение в Румынии ощутили жители четырех странGlobal Look PressРумынское землетрясение ощущалось практически на всей территории Украины, в Молдавии, включая Приднестровье, а также в некоторых городах Белоруссии, сообщает "Интерфакс". Для Молдавии обошедшееся без жертв и разрушений землетрясение, тем не менее, стало сильнейшим за четверть века.
Очаг землетрясения находился в сейсмоактивной зоне Вранча в Румынии. "Землетрясение было по местному времени около 2 часов ночи... Его записали все сейсмические станции. В автоматическом режиме было определено положение очага землетрясения. Стало ясно, что это Вранча", - заявил в эфире украинского телеканала 112 заместитель директора по научной работе Института геофизики имени Субботина Александр Кендзера.
Распределение энергии от очага землетрясения было неравномерным. "Больше всего энергии было направлено в сторону нашей страны, и таким образом землетрясение ощущалось практически на всей ее территории. То есть сильнее всего землетрясение ощущалось на юго-западе Одесской области, ну а дальше - все меньше и меньше. Но даже докатились волны до Киева", - цитирует специалиста "Интерфакс".
Он также отметил, что киевляне могли почувствовать землетрясение по колебаниям разных предметов, особенно сильно - на последних этажах. "Но так как киевские высотки рассчитаны на сейсмические влияния, то очевидно опасности не было", - заверил сейсмолог.
Сильные подземные толчки также ощущались в Молдавии. Как сообщил "Интерфаксу" директор Центра экспериментальной сейсмологии при Академии наук Молдавии Иван Илиеш, магнитуда толчков в разных регионах составила от 5,6 до 6,1. "Толчки ощутили практически все жители столицы (Кишинева), так как было несколько волн", - указал он.
Для Молдавии это землетрясение стало самым сильным за последние 25 лет. Исторически сильнейшее землетрясение в республике произошло 7 марта 1977 года, когда многие здания были повреждены, а в соседней Румынии погибли более 1500 человек.
Подземные толчки ощутили и жители белорусского Гомеля, но каких-либо последствий от землетрясения на территории Белоруссии не зафиксировано, сообщил пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий.
Зона Вранча - сейсмоактивная зона, расположенная на стыке румынских и украинских Карпат.
surfingbird.ru
Картина Георгия Гурьянова стала топ-лотом аукциона современного русского искусства Vladey - Культура
© Архив ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев
МОСКВА, 21 ноября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина /. Картина музыканта группы "Кино" и художника Георгия Гурьянова "Моряки" (2003 год), оцененная в €80-100 тыс., стала топ-лотом осеннего аукциона Vladey, который состоится в ЦСИ "Винзавод" в Москве 24 ноября. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Vladey.
Торги пройдут под знаком ленинградского андеграунда 1980-1990-х годов. В частности, помимо "Моряков" Гурьянова, на аукционе можно приобрести небольшой рисунок "Портрет Джона Кеннеди" лидера "Кино" Виктора Цоя (эстимейт €4-6 тыс.), работы "Ленинград" и "Портрет Африки" основателя Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова (эстимейт €50-70 тыс. и €60-80 тыс. соответственно).
"Нами изучены как подлинность авторства, так и законное происхождение работ. Мы представляем на суд зрителей уникальную подборку работ из коллекции Сергея Бугаева-Африки, нам важно, чтобы эти исторические работы остались в России и были доступны для экспонирования на выставках", - цитирует пресс-служба слова организатора аукциона, галериста Владимира Овчаренко.
Среди самых дорогостоящих работ аукциона - "Подарок" из серии "Подводный мир" Александра Виноградова и Владимира Дубосарского (2004 год, эстимейт €30-40 тыс.), "Городские Врата" Валерия Кошлякова из серии "Империя" (2004 год, €40-50 тыс.) и "Венера Таврическая" Семена Файбисовича (2014 год, €35-45 тыс.).
В общей сложности на торги выставлен 101 лот общим эстимейтом €970 тыс. - €1,2 млн, в том числе работы признанных мастеров: Константина Звездочетова, Виктора Пивоварова - и молодых авторов: Влада Кулькова, Владимира Марина, Тани Пеникер и многих других.
Все эти произведения можно увидеть на предаукционной выставке, которая проходит на "Винзаводе" до 23 ноября.
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
tass.ru
Мужские торсы попали в десятку. Как барабанщик "Кино" стал русским Веласкесом
Звукорежиссер группы «Кино» Алексей Вишня объяснил феномен Георгия Гурьянова, объединившего в себе художника и музыканта.
Барабанщик группы «Кино» назван самым дорогим современным художником. Так заявляют члены проекта InArt 2016. По их подсчетам, именно картины Георгия Гурьянова продаются на аукционах дороже всех. Например, недавно в Лондоне автопортрет художника (уже после его смерти) был продан за 183 тысячи фунтов.
– Еще в 1990-х годах на выставках в Германии он блистал так, что его называли русским Веласкесом, – вспоминает о друге в разговоре с Sobesednik.ru музыкант и звукорежиссер группы «Кино» Алексей Вишня. – Он брал холсты большого размера и рисовал на них атлетические мужские формы. Это имело большой спрос у конкретной аудитории. Я думаю, что Георгий попал в нужное время в нужную десятку. Мне нравилось, как он рисует, правда, я мало, что понимаю в искусстве. Но, признаюсь, что мужские атлетические формы, в отличие от Георгия, меня мало беспокоят. Я его спрашивал: «А почему ты девушек не рисуешь?» Он отмалчивался, улыбался.
Гурьянов за работой / Стоп-кадр YouTube
– Все-таки Гурьянов был в то время диссидентом в живописи?
– Разумеется. А еще его картины не влезали ни в одно окно, ни в одну дверь. Я не знаю, где нужно было их рисовать, чтобы они помещались.
– Он же при жизни уже был признанным художником. Дорого тогда ценились его картины. Нравилось ему это?
– Он всю жизнь считал себя больше художником, чем барабанщиком. Он оформлял пластинки группы «Кино». Не все: некоторые, например, делал Крысанов Андрей. И Гурьянов очень злился, когда пластинки выходили не с его оформлением. Он был очень ревнивый к себе и к своему творчеству. Он знал себе цену.
Алексей Вишня / Стоп-кадр YouTube
– А Георгий только продавал картины или мог подарить?
– Мне он не дарил, это точно. Что-то продавал, что-то раздаривал. Знаю, что множество его картин продано по всему миру.
– Алексей, как вы думаете, кому сейчас деньги от продаж его картин достаются? Есть ли наследники, у кого остались его произведения? Кто выставляет на аукционы?
– Детей у него, конечно, нет. Думаю, продают те коллекционеры, кто когда-то купили у него или у кого-то дешевле. Ходят слухи, что все эти аукционы – исценировка. Мол, коллекционеры выставляют на продажу и сами у себя покупают за бо ́льшую сумму с целью набить цену картинам Гурьянова. Но так говорят, наверное, недоброжелатели, которых и при жизни у Георгия всегда было много. Настоящие искусствоведы ценят его произведения очень высоко.
***
– Очень странная информация о том, что он самый дорогой, – сказал Sobesednik.ru один из близких друзей Гурьянова, художник Денис Егельский. – Сумма, которую предложили за «Автопортрет» Георгия, конечно, хорошая. Ну и при его жизни покупали картины за 100 тысяч долларов. Конечно, Георгий – самый дорогой питерский художник, но не знаю, самый ли он дорогой в России?!... Хотя, конечно, после смерти цена картин всегда увеличивается.
– Как думаете, чем его картины нравились: эпатажностью или все-таки мастерством?
– Я думаю, он всегда подкупал тем, что всегда делал то, что ему нравится. Еще имеет значение, что он все-таки еще был музыкантом, играл в группе «Кино», и это тоже льстило кому-то. С другой стороны, его картины покупали много иностранцев, которые не знали, что такое группа «Кино». Ведь самый большой дефицит в искусстве – это искренность. А у него эта искренность была.
– Говорят, что он рисовал только мужчин и только на больших холстах?
– Бред. Он и женщин рисовал – и на маленьких холстах, и на больших. Разные у него картины есть.
– Он все-таки был больше художником или музыкантом?
– Конечно, художником. Он им большее время поработал. В группе «Кино» Георгий поработал не так долго, а рисовал всегда.
– А в России его работы вообще остались? Или все по западным частным коллекциям?
– Я знаю, что есть много незаконченных картин у его двух сестер. Много работ есть в Москве, знаю, что у одного московского коллекционера есть аж 30 работ Гурьянова. Но владельцы эти картины не показывают нигде, не выставляют.
sobesednik.ru