Новгородское вече. История Новгородской республики. Вече новгородские картины
Тема урока: "Новгород Великий". 6-й класс
Разделы: История и обществознание
Цель: изучить социально-экономическое, политическое и культурное развитие новгородской земли.
Задачи:
- выяснение причин обособления новгородской земли, знакомство учащихся с новой формой политической власти - феодальной республикой, рассмотрение особенностей экономического, политического и культурного развития этого края;
- формирование умения обобщать изучаемые факты, делать выводы;
- развитие интереса учащихся к предмету.
Оборудование: карта “Феодальная раздробленность Руси”, учебные картины: “Вече”, “Новгородский торг”, комплект цветных открыток, видеофильмы: “Новгородское вече”, “Культура Новгорода”, тексты художественных и документальных источников, атласы.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
:- Организационный момент.
- Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.
- Изучение нового материала, его восприятие, осознание и осмысление.
Учащиеся в тетрадях записывают число, тему урока.
Урок начинаем с актуализации опорных знаний: (фронтальный опрос)
- Что такое раздробленность?
- Какие основные феодальные центры во второй половине XII–XIII веков появились на карте? (Работа с картой и атласами).
- Раскройте положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности?
- Почему отдельные феодальные княжества были заинтересованы в самостоятельности?
ПЛАН УРОКА:
1. Географическое положение, природно-климатические условия развития Новгородской земли, занятия населения данного края.
- Рассказ учителя сопровождается работой с картой и атласами.
- Задание учащимся: определить территорию, географические и природные условия данного края.
Историческая справка:
Новгородская земля раскинулась от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, от вод Студеного (Белого) моря на севере до озер в верховьях Волги на юге. Его историческое ядро составляли земли кривичей, словен новгородских и чудских (финских) племен.
Во второй половине IX века в ходе борьбы против завоевателей из Скандинавии эти племена образовали федерацию.
В 859 г. они, согласно летописному преданию, “изгнаша варяги за море и не даша им дани, почаша сами себе володети…”
Природные условия Северо-запада были суровы: холодный климат, бедные почвы и обилие болот.
- Ставим перед учащимися задачу: (работа по группам) проанализировать тексты художественных и документальных источников (приложение 1,2.) и выяснить:
- Чем занимались жители Новгорода?
- С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
- Какими товарами торговали?
- Что ввозили в Новгород и что из него вывозили?
- Какие выводы о развитии ремесла сделал археолог на основании археологических раскопок?
Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает рассмотреть учебную картину художника А.Васнецова “Новгородский торг” (на картине изображена торговая площадь в Новгороде в период расцвета его политического и торгового могущества).
- Используя карту и атласы, учитель и учащиеся рассматривают важнейшие торговые пути, связывающие Новгород с Европой и с различными русскими землями и делают соответствующий вывод: Новгород рано стал крупным торгово-ремесленным центром.
Историческая справка:
Природные условия Северо-запада были суровы, поэтому не позволяли хлебопашеству стать основой хозяйства.
Более успешно в этих краях развивалось огородничество и скотоводство. На севере население жило в основном охотой на пушного и морского зверя, бортничеством и рыболовством. Очень хорошо развивалось ремесло. Здешние ткачи и литейщики, кожевники и ювелиры, стеклодувы и гончары, сапожники и оружейники славились по всей Русской земле. Новгород вел активную торговлю. Иностранцы везли в Новгород металлы, сукно, ремесленные изделия, соль, пиво, сельдь. Покупали они меха, воск, сало, лен, коноплю, хлеб, драгоценные камни и другое. Из крестьянских селений на торг поступали продукты питания, хлеб.
2. Система управления Новгородской земли, социальный состав населения.
- Учитель для рассмотрения данного вопроса использует схемы:
1. “Структура Новгородской демократии”:
2. «Социальный состав населения»:
После рассмотрения таблицы учащиеся просматривают видеофильм “Новгородское вече” и
учебную картину художника К.Лебедева “Вече в Новгороде”.
По ходу работы учащиеся в тетрадях записывают новые термины.
Словарь к уроку:
Республика- форма правления, при которой верховная власть принадлежит, выбранным на определенный срок, органам власти.
Вече - высший орган власти в Новгородской республике.
Посадник – высшая государственная должность в Новгороде в XII–XV веках, избирался из знатных бояр на вече.
Тысяцкий – ближайший помощник посадника, избирался из бояр на вече.
“Ряд” - договор, содержавший условия, которые князь обязывался соблюдать.
Историческая справка:
В X–XI вв. Новгородская земля управлялась князем, присылавшимся из Киева. Князь возглавлял войско, возводил оборонительные сооружения, руководил сбором дани, являлся главным судьей.
В 1136 г. в результате восстания был изгнан князь Всеволод. Должность князя сделалась фактически выборной. Усилилась и роль новгородской церкви в лице ее владыки, которого с 1158 г. стали избирать на вече. В Новгороде победила республиканская форма правления. С князем заключали ряд. Видную роль в управлении Новгородским государством играл посадник, избиравшийся из числа землевладельцев – бояр. Выборному тысяцкому подчинялись торговцы, ремесленники. Глава новгородской церкви был высшим судьей Новгородского государства, а также являлся хранителем государственной казны. С XV века архиепископ возглавил Совет господ. Все важнейшие вопросы государства решало вече.
По удару вечевого колокола собирались люди на Ярославово дворище. В центре двора на вечевой степени располагались новгородские власти. На площади вокруг степени (помоста) находились бояре, купцы, “черные люди” (ремесленники, крестьяне).
Долго время историки считали вече собранием всего взрослого мужского населения.
Н.Карамзин в повести “Марфа Посадница” рассказывал об участии в вече десяти тысяч горожан.
В.Ключевский писал: “ На вечевую площадь бежал, всякий, кто считал себя полноправным гражданином”.
Современные исследования показали, что вечевая площадь была невелика – не более 1500 кв. м., а участники веча не стояли, а сидели на скамьях, поэтому площадь вмещало всего 400-500 человек. Поэтому можно сделать вывод, что в деятельности веча участвовали не все жители, а лишь самые знатные и богатые.
Новгородская республика просуществовала до 1478 года. Когда она была присоединена к Московскому княжеству, символ новгородской вольности – вечевой колокол, был вывезен в Москву.
3. Развитие культуры. Городская планировка.
Используя древний план Великого Новгорода, изображенного на Знаменской иконе XVI в., учитель объясняет городскую планировку, которая сохранилась до наших дней.
- Ставим перед учащимися задачу: (работа по группам) проанализировать текст документального источника (приложение 3.) и выяснить:
- Что в этом документе свидетельствует о высокой культуре новгородцев?
- Чем Новгород отличается от европейских городов?
- Справедливо ли жители Новгорода называли его Великим?
Изучение вопроса сопровождается просмотром видеофильма “Культура Новгорода”, цветных открыток и фотографий.
Историческая справка:
Новгород был одним из крупнейших культурных центров Руси. Уже в 1030 году Ярослав Мудрый открыл здесь школу. Из Новгорода происходила самая древняя, из сохранившихся русских книг, “Остромирово Евангелие”. До нас дошли многочисленные произведения литературы: летописи, жития святых, “хождения”, “изборники”.
О широком распространении грамотности среди новгородцев говорят берестяные грамоты. Знали в Новгороде шахматы (археологи нашли шахматные фигурки от 94 комплектов этой игры), любили играть на различных музыкальных инструментах – гуслях, гудках, сопелях.
Зодчие оставили в Новгороде и его округе шедевры древней архитектуры: Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, Никольский собор и многие другие. Здесь трудились мастера фрески: Феофан Грек, Олисей Гречин.
Большой вклад в мировую сокровищницу культуры внесли иконописцы. Их произведения украшали новгородские храмы, палаты бояр, избы рядовых горожан.
Задание классу: выяснить, почему древний город, зародившийся на берегах реки Волхов, был назван “Новгородом”?
После просмотра наглядного материала ученик читает отрывок из стихотворения С.Наровчатова:
Старовечный и вечно новый Над рекой поднимается город… А по стенам ходит дозором Больше сотни сильных и рослых. Иноземец пытливым взором Не сочтет их кафтанов пестрых… Горд он колоколом недремным, Медь гремит его гулко и веще. Часто скопищем светлым и темным Вкруг него собирается вече. Горд торговыми город рядами. Ой, богато живут новгородцы! Завалили лавки дарами Иноверцы да иногородцы…
Обобщая ответы учащихся, учитель с учениками делают вывод:
Слово “Новгород” означает “новый город”. Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение трех отдельных, разноплеменных поселений. Именно по отношению к ним он и был “новым городом”.
4. Обобщение и систематизация знаний учащихся:
письменная работа:
- Какие отрасли хозяйства развивались в Новгороде более успешно?
___ земледелие,
___ скотоводство,
___ охота,
___ рыболовство,
___ торговля.
- Перечислите товары, которые новгородцы ввозили из Европы и которые вывозили за границу:
ввозили ________________, вывозили __________________.
- Сгруппируйте обязанности должностных лиц Новгородской республики:
а) посадник: ______,
б) архиепископ: ____,
в) тысяцкий: ____.
Непосредственное управление населением города,
- Глава городского ополчения,
- Хранение городской казны,
- Управление новгородскими землями,
- Руководство Советом господ,
- Суд по гражданским и уголовным делам,
- Торговый суд,
- Надзор за летописанием,
- Наблюдение за торговыми мерами,
- Наблюдение за князем.
- Выберите памятники, принадлежавшие Новгородской земли:
А) Детинец
Б) Дмитровский собор
В) Золотые ворота
Г) Софийский собор
Д) Церковь Спаса на Нередице.
5. Итог урока, выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 77-79. учебник История России, автор Данилов А., 6 класс (часть 1.), творческое задание: написать сочинение от имени иностранного купца, который привез товар на новгородский торг или от имени путешественника, посетившего Новгород.
Список литературы:
1. Данилов А.А История России (Часть 1) С древнейших времен до конца 16 в: учебник для 6-7 класса основной школы.- М.:ЦГО,2000.
2. Кацва Л.А. История России 8-15 вв.: учебник для 7 класса средних учебных заведений:- М.: МИРОС, РОСТ,1998. .
3. Короткова М.В. История России. 9-13 вв. 6-7 класс.- М.:Дрофа,2002.
4. Лернер И.Я. Задачник по истории отечества: 6-7 класс. Пособие для учителя.- М.: Аквариум,1997.
5. Петрович В.Г. Уроки истории.6 класс.- М.: Т Ц Сфера, 2001.
6. Короткова М.В. История России. 9-13 вв. 6-7 класс.- М.:Дрова,2002.
7. Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история) сост. Перхавко В.Б..- М.:Педагогика-Пресс,1997.
Приложение 1.
“… Весна ширилась с каждым днем, и все спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и сеном. Везли мороженую рыбу, репу, бревна, дубовую дрань для крыш… тянулись… обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились… боярские дружины из Угры, Печоры… Двины., везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мед, жито… мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, сахар, хмель, коноплю, железо, масло, лен и шерсть. Спешили гости (купцы) переславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары.
… Ехали из Устюга, Белоозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собрались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…”
Приложение 2.
“ В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 тысяч ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так обнаружено изделий из железа и стали- 152 вида, дерева – 215 видов, из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявших в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали подъемных механизмов и некоторые универсальные детали – подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в XIII веке, в Западной Европе аналогичный станок появился также в XIII веке …”
Приложение 3.
“…Городское благоустройство оставляло позади города Западной Европы. Уже в 9 веке в Новгороде мостили дубовые мостовые. Каждые 25 лет их меняли. На одной улице археологи обнаружили 28 ярусов мостовых. Между тем главная улица Парижа впервые замощена в 1184 г. Вдоль улиц Новгорода проложены желоба и трубы для сточных вод. Ярославово дворище имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода. Улицы Новгорода были узкими и прямыми. Дома ставились фасадом, украшались резьбой. Новгородцы гордились своим городом, восхищались жители других русских земель и иностранцы…”
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Новгородское вече. История Новгородской республики
Новгородская земля в Средневековье считалась крупнейшим центром торговли. Отсюда можно было добраться в западно-европейские страны и до Балтийского моря. Относительно недалеко располагались Волжская Болгария, Владимирское княжество. По Волге пролегал водный путь к восточным мусульманским странам. Кроме этого, проходила дорога "из варяг в греки". К пристаням на р. Волхов причаливали корабли, прибывшие из самых разных городов и стран. Сюда съезжались купцы из Швеции, Германии и других государств. В самом Новгороде размещались готские и немецкие торговые дворы. За рубеж местные жители везли кожу, мед, лен, меха, воск, моржовые клыки. Из других стран сюда привозили олово, медь, вина, украшения, сукно, оружие, сладости и сушеные фрукты.
Организация территории
Новгородская земля до XII столетия входила в Киевскую Русь. В административном образовании использовались собственные деньги, действовали законы, которым подчинялось население, не принимая во внимание правила, установленные в других районах страны, присутствовало свое войско. Великие князья Киева сажали в Новгород самых любимых сыновей. Вместе с этим, их власть сильно ограничивалась. Вече в Новгородской феодальной республике считалось высшим органом управления. Это было собрание всего мужского населения. Оно созывалось по звону колокола.
Новгородская республика: вече
На собрании решались самые важные вопросы общественной жизни. Они затрагивали совершенно разные сферы. Достаточно широкий политический простор, которым обладало новгородское вече, мог бы способствовать складыванию более организованных его форм. Однако, как свидетельствуют летописи, собрание было более произвольным и шумным, чем где-либо. В его организации оставалось множество пробелов. Иногда собрание созывал Рюрик, князь Новгородский. Однако чаще всего это делал кто-нибудь из сановников города. В период партийной борьбы собрание созывалось и частными лицами. Новгородское вече не считалось постоянно действующим. Оно созывалось и проводилось только в случае надобности.
Состав
Новгородское вече созывалось обычно на Ярославовом дворе. Выборы владыки города проходили на площади у Софийского собора. По составу новгородское вече нельзя назвать представительным органом, поскольку в нем не участвовали никакие депутаты. На площадь мог прийти каждый, считавший себя гражданином, и созвать собрание. Как правило, в нем участвовали люди, представлявшие один старший город. Однако иногда присутствовали и жители младших населенных пунктов – Пскова и Ладоги. Как правило, посылали пригородских депутатов для решения вопросов по той или иной территории. Участвовали и случайные посетители из числа пригорожан. Так, например, в 1384 г. в Новгород прибыли люди Корелы и Орехова. Они жаловались на кормленщика Патрикия (князя литовского). По этому вопросу созвали два собрания. Одно было за князя, другое – за пригорожан. В данном случае это было обращение обиженных людей к державной столице.
Деятельность новгородского вече
Собрание ведало всем законодательством, вопросами внутренней и внешней политики. На новгородском вече проводился суд по разным преступлениям. При этом назначались серьезные наказания злоумышленникам. Например, виновные приговаривались к лишению жизни или у них изымали имущество, а их самих выгоняли из поселения. Общегородское вече постановляло законы, приглашало и изгоняло правителя. На собрании выбирались и судились сановники. Люди решали вопросы войны и мира.
Особенности участия
Что касается права быть членом веча и порядка его созыва, в источниках нет каких-либо конкретных данных. Деятельными участниками могли быть все мужчины: и бедные, и богатые, и бояре, и черный люд. В то время цензы не устанавливались. Однако не совсем ясно, имели ли право участия в решении насущных вопросов управления только жители Новгорода, или это относилось и к окрестным людям. Из народных классов, которые упоминаются в грамотах, становится понятно, что членами собрания выступали купцы, бояре, крестьяне, ремесленники и прочие. В вече обязательно участвовали посадники. Это объясняется тем, что они были сановниками и их присутствие само собой разумелось. Членами собрания были бояре-землевладельцы. Они не считались представителями города. Боярин мог проживать в своем имении где-нибудь на Двине и оттуда приезжать в Новгород. Аналогичным образом купцы формировали свой класс не по месту проживания, а по роду занятия. При этом территориально они могли находиться и в окрестных поселениях, но назывались при этом новгородцами. Житые люди принимали участие в собраниях как представители концов. Что касается черного народа, то они также обязательно были членами вече. Однако нет указаний на то, как именно они принимали в нем участие.
Грамоты
В старину они писались с именем действовавшего в конкретный момент князя. Однако ситуация изменилась после признания верховного первенства великого правителя. С того времени имя князя в грамоты не ставилось. Они писались от имени черных и житых людей, сановников, тысячского, бояр и всех жителей. Печати были свинцовыми и крепились к грамотам снурками.
Частные собрания
Они проводились независимо от большого новгородского веча. Более того, каждый конец должен был созывать свои собрания. У них были собственные грамоты, печати. При возникновении недоразумений концы вели переговоры друг с другом. Поводилось вече и в Пскове. Колокол, созывавший на собрание, висел на башне возле св. Троицы.
Разделение власти
В законодательной деятельности, кроме народа, участвовал и князь. Однако в данном случае в полномочиях властей сложно провести четкую грань между фактическими и правомерными отношениями. Согласно действующим договорам, князь не мог выступать с войной без согласия собрания. Хотя защита внешних границ относился к его ведению. Без посадника ему не разрешалось раздавать доходные должности, кормления и волости. На практике это осуществлялось собранием без согласия правителя. Также не допускалось отнимать "без вины" должности. Виновность лица князь должен был объявлять на собрании. Оно, в свою очередь, проводило дисциплинарный суд. В некоторых случаях вече и правитель менялись ролями. Например, собрание могло привлечь на суд неугодного областного кормленщика. Князь не имел права давать грамоты без согласия сановников.
Разногласия между людьми
Само по себе новгородское вече не могло предполагать ни правильного обсуждения какой-либо проблемы, ни соответствующего голосования. Решение того или иного вопроса осуществлялось "на слух", по силе криков. Вече часто разделялось на партии. В этом случае решение вопроса осуществлялось с применением насилия, через драку. Та сторона, которая выиграла, и считалась большинством. Собрания выступали в качестве своего рода божия суда, так же как и сбрасывание с моста осужденных приговором являлось пережиточной формой испытания водой. В некоторых случаях весь город разделялся между противоборствующими партиями. Тогда одновременно проходило два собрания. Одно созывалось на Торговой стороне (обычном месте), а другое – на Софийской площади. Но такие собрания являлись скорее междоусобными мятежными сборищами, а не нормальными вечами. Не раз бывало, что два собрания двигались навстречу друг другу. Сойдясь на волховском мосту, люди начинали настоящее побоище. Иногда духовенство успевало разнять народ, а иногда и нет. Значение большого моста как свидетеля городских противостояний выразилось впоследствии в поэтической форме. В некоторых древних летописях и в записке иностранца барона Герберштейна, побывавшего в начале XVI в. В России, присутствует легенда о таких столкновениях. В частности, по рассказу иностранного гостя, когда при Владимире Святом новгородцы сбросили в Волхов идол Перуна, рассерженный бог, добравшись до берега, выбросил на него палку, сказав: "Вот память вам от меня, новгородцы". С того момента люди в урочное время сходятся на мосту и начинают драться.
Марфа-посадница
Эта женщина имеет скандальную славу в истории. Она являлась женой Исаака Борецкого, новгородского посадника. Сведений о начальном этапе ее жизни достаточно мало. Источники свидетельствуют, что Марфа происходила из боярской семьи Лошинских и дважды состояла в браке. Исаак Борецкий был вторым мужем, а первый умер. Посадницей Марфа формально не могла быть. Это прозвище она получила от москвичей. Так они насмехались над самобытным строем Новгородской республики.
Активность Борецкой
Марфа-посадница была вдовой крупного землевладельца, наделы которого перешли к ней. Кроме этого, у нее самой были обширные территории по берегам Студеного моря и р. Двины. Впервые в политической жизни она начала участвовать в 1470-м году. Тогда на новгородском вече проходили выборы нового архиепископа. Годом позже она и ее сын выступали за независимость от Москвы. Марфа выступала в качестве неформального лидера боярской оппозиции. Поддержку ей оказывали еще две знатные вдовы: Евфимия и Анастасия. Марфа обладала значительными денежными накоплениями. Она вела тайные переговоры с Казимиром IV, королем Польши. Ее целью было вступление Новгорода в Великое Литовское княжество на автономных правах с сохранением политической независимости.
Власть Ивана III
О переговорах с Казимиром узнал великий князь московский. В 1471-м году состоялась Шелонская битва. В ней армия Ивана III разбивает войско Новгорода. Сын Борецкой Дмитрий был казнен. Несмотря на победу в сражении, Иван сохранил право на самоуправление в Новгороде. Борецкая, в свою очередь, после гибели сына продолжила переговоры с Казимиром. В результате разгорелся конфликт между Литвой и Москвой. В 1478-м Иван III предпринимает новый поход на Новгород. Последний лишается права на самоуправство. Уничтожение новгородского веча сопровождалось снятием колокола, конфискацией земель Борецкой, вынесением приговоров представителям влиятельных классов.
Заключение
Новгородское вече имело особое политическое значение в жизни населения. Это был ключевой орган управления, в ведение которого относились все актуальные вопросы жизни. Собрание вершило суд и издавало законы, приглашало правителей, выгоняло их. Примечательно, что в вече участвовали все мужчины, вне зависимости от принадлежности к тому или иному классу. Считается, что собрания были одной из первых форм проявления демократии, несмотря на всю специфику принятия решений. Вече являлось выражением воли народа не только самого Новгорода, но и окрестностей. Его власть была выше правителя. Более того, последний в определенных вопросах зависел от решения собрания. Такая форма самоуправления отличала Новгородскую землю от других районов Руси. Однако с распространением самодержавной власти Ивана III оно было упразднено. Сама Новгородская земля стала подчиненной Москве.
fb.ru
особенности развития кратко, история, культура, искусство, правители
Термин «Новгородская Русь», как правило, применим к историческому периоду, когда Новгород был политически независимым, и в нем существовала средневековая республика. Этот город и подчиненные ему земли оставались уникальным уголком среди других восточнославянских княжеств. Здесь появилось свое собственное устройство власти, культура, образование и даже язык.
Истоки независимости
Древняя Русь возникла в 882 году, после того как новгородский князь Олег захватил Киев и сделал его своей столицей. С тех пор северный политический центр на некоторое время стал играть второстепенную роль. Но даже несмотря на это, именно здесь появлялись князья-наместники, которые потом захватывали центральную власть и тоже уходили править в Киев (Владимир Святославович и Ярослав Мудрый).
Обстановка кардинально поменялась, когда единое русское государство разделилось на несколько независимых княжеств. Все они управлялись членами династии Рюриковичей. Это приводило к возникновению и исчезновению союзов, объединению уделов, взаимным претензиям и кровопролитию. Великий Новгород на фоне этих событий также не мог не задуматься о собственной независимости.
Историки сходятся во мнении, что период наместничества на берегах Волхова закончился в 1136 году. Тогда, согласно решению вече, был изгнан князь Всеволод Мстиславович, который бежал во время битвы у Жданой горы против войск Юрия Долгорукого. Малодушие киевского назначенца привело, во-первых, к тому, что он остался без удела, а во-вторых, к тому, что возникла самостоятельная Новгородская Русь.
Государственное устройство
Начиная с 1136 года, жители Новгорода сами выбирали себе князей, не обращая внимания на лествичное право и другие принципы наследования, принятые в большинстве русских княжеств. Значительный вес в принятии решений имели посадники и тысяцкие. Это были бояре из аристократических семей, добившиеся успеха на государственной службе. Их избирало вече.
Новгородская Русь не могла жить в нормальном режиме без тысяцкого. Человек на этой должности отвечал за всю торговлю в городе. Он ведал арбитражным судом, где разрешались купеческие споры, причем часто с иностранцами. Благосостояние города напрямую зависело от торговли с Европой. Именно он был воротами всего восточнославянского края, откуда на запад поступали редкие меха белок, куниц, соболей и другие дорогостоящие товары.
Также тысяцкий на вече представлял интересы мелкопоместного боярства и так называемых черных людей, которыми была полна Новгородская Русь. Это были бедняки и обычные городские жители, не обладавшие никакими привилегиями. Часто для того, чтобы стать посадником (по сути, мэром), необходимо было некоторое время проработать тысяцким. С XIV века значение должности еще более увеличилось благодаря тому, что именно она стала даровать боярский титул.
Культура
Средневековая культура Новгородской Руси заметно отличалась от культуры ее соседей. Современная наука знает о ней много благодаря тому, что здесь, на севере, сохранилось гораздо больше памятников ушедшей эпохи. Археологи, лингвисты, этнографы и другие ученые продолжают с интересом изучать наследие, которое оставила после себя Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, помогли культуре города встать на один уровень с западными европейскими центрами. Некоторые исследователи даже утверждают, что Новгород является одной из северных колыбелей Возрождения.
Жители республики были большими ценителями искусства. Об этом говорит огромное количество уникальных зданий. Большинство из них сохранилось благодаря тому, что сюда не добрались монголо-татарские орды. Регулярные нашествия степняков часто опустошали Владимирскую Русь, где приходилось заново перестраивать целые города. Во второй половине XIII века даже были забыты некоторые ремесла из-за гибели специалистов и мастеров.
Летописи - это еще одно явление, которым отличается Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, привели к тому, что авторы хроник в своих документах не только описывали события, но и затрагивали темы быта жителей и внешнего облика города. Этого стиля не было у южных соседей.
Живопись
Больше половины памятников средневековой русской живописи сохранила именно Новгородская Русь. Особенности развития края привлекали сюда талантливых художников из всех славянских областей. На берега Волхова они стремились ради свободы и спокойной жизни, которая позволила бы им плодотворно творить.
Живопись Новгородской Руси даже превосходила западную. В Европе соборы в готическом и романском стилях почти не украшались фресками. В новгородских храмах сохранилось огромное количество мозаик на самые разные библейские сюжеты. Свой расцвет местная живопись пережила в XIV веке, когда ей удивлялись даже гости из Италии и Византии.
К сожалению, вся эта художественная школа ушла в прошлое. Она исчезла после присоединения республики к Москве. Князья делали все, чтобы была обезглавлена Новгородская Русь. Особенности развития сделали северные соборы богаче и красивее московских. В то же время местная аристократия была гордой и самобытной. Все это раздражало центральную власть. В XV-XVI вв., под разными предлогами, было проведено несколько фатальных погромов. Самым страшным ударом стал террор опричников Ивана Грозного. После этого новгородская школа искусства постепенно затухла и умерла.
Архитектура
Как и живопись, архитектура Новгородской Руси известна своей самобытностью по отношению к владимирской, суздальской, киевской и т. д. На севере жили лучшие плотники, мастерски работавшие с разными видами древесины. На всей Руси именно новгородцы первыми освоили камень как строительный материал.
В 1044 году здесь появился детинец, а еще через год – храм Святой Софии. Все эти шедевры архитектуры были сделаны из камня и сохранились до сего дня. Талант новгородских мастеров выражался и в передовых позициях в области инженерного искусства. Каменный мост через Волхов долгое время был крупнейшим в Европе, а его строительство велось по уникальной методике.
Новгородская архитектура родилась как синтез нескольких стилей. В ней прослеживаются элементы европейского, византийского и собственно русского стиля. Греческие веяния пришли в город вместе с православной верой. Европейская школа прижилась в республике благодаря активному сотрудничеству с западными торговцами и Ганзейским союзом. Впитав всего понемногу, местные мастера создали свой собственный узнаваемый почерк. Памятники Новгородской Руси сохранились во многом благодаря тому, что зодчие строили из надежных материалов.
Берестяные грамоты
Берестяные грамоты, которые продолжают находить современные археологи, являются огромным кладезем знаний о жизни, которую вела Новгородская Русь. Кратко говоря, они помогают приоткрыть завесу тайны над давно ушедшим в прошлое бытом и привычками тогдашних жителей республики.
Часто грамоты являются частными письмами или деловыми документами. На них фиксировались сделки и писались любовные признания. Археологам удавалось даже найти шуточные послания, являющиеся уникальными памятниками народного фольклора.
Образование
Наличие вышеописанных писем говорит о том, что грамотным было абсолютное большинство жителей. Правители Новгородской Руси старались развивать образование. Например, именно здесь Ярослав Мудрый открыл первое училище, которое выпускало специалистов церковного и государственного профиля.
Обширные связи с европейскими торговыми городами позволяли богатым боярам посылать туда своих детей. Доподлинно известно, что новгородские юноши учились в университетах итальянской Болоньи и немецкого Ростока.
Новгород в XII-XIII вв.
Богатая событиями история Новгородской Руси делится на несколько периодов. В XII веке эта республика часто становилась яблоком раздора между разными Рюриковичами. Связь между южной и северной Русью была еще крепка, поэтому на новгородской земле часто появлялись киевские, черниговские и даже половецкие армии.
В XIII веке произошло татаро-монгольское нашествие. Орды Батыя разрушили многие города восточной и южной Руси. Армия кочевников даже собиралась идти на Новгород, но вовремя одумалась и не пошла дальше Торжка, повернув в сторону Чернигова. Это спасло жителей от разорения и гибели. Однако Новгород не избежал участи платы дани ордынцам.
Главной фигурой истории республики того периода был Александр Невский. В то время, когда почти вся Русь стенала от нашествия степняков, Новгороду пришлось столкнуться с другой угрозой. Ею были немецкие католические военные ордена – Тевтонский и Ливонский. Они появились в Прибалтике и два столетия угрожали республике. Александр Невский разбил их во время Ледового побоища в 1242 году. Кроме того, за пару лет до того он победил шведов в Невской битве.
Конец Новгородской Руси
С ростом Московского княжества Новгороду пришлось балансировать между Москвой и ее внешнеполитическими противниками. Аристократия не желала подчиняться потомкам Ивана Калиты. Поэтому новгородские бояре пытались установить союзнические отношения с Литвой и Польшей, несмотря на то что эти государства не имели ничего общего с русской культурой и нацией.
В середине XV века Василию II Темному удалось юридически закрепить вассальную зависимость республики от Москвы. Его сын Иван III хотел окончательно покорить Новгород. Когда вече решило пойти на сближение с польским королем, московский князь объявил ослушникам войну. В 1478 году он присоединил Новгород к Московскому княжеству. Это был один из важнейших шагов в создании единого русского национального государства. К сожалению, политика князей и царей привела к тому, что прежнее лидирующее положение Новгорода в торговле и культуре было со временем утрачено.
fb.ru
Вечевой Новгородский колокол
О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В его судьбе кроме явно вымышленного, фантазийного или сильно переосмысленного с течением веков, много и реального, исторически оправданного. В1478 году, желая лишить Новгород самостоятельности и стремясь присоединить его огромные владения к Москве, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе: “вечю колоколу… не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати”…И если “черные люди” встали на защиту вечевого строя, то бояре стремились “жалобниками” прийти к царю. Как писал Н.М.Карамзин: “Бояре не стояли ни за вечевой колокол, ни за посадника, но стояли за свои вотчины”.
Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век
События этого времени в летописях описаны буквально по дням.
14 декабря, как сообщает Софийская вторая летопись, “новгородские послы учали бити челом, а вечей колокол отложили, чтобы государь сердце сложил и нелюбия отдал, и вывода бы не ученил, и во вотчины бы их в земли и в воды не всупился и в животы их”.
Летописец указывает и ту цену, которую запросили новгородские бояре за отказ от вечевого колокола – неприкосновенность вотчин, отказ от “вывода” из новгородской земли, освобождение от пограничной службы.
10 января 1478 года, приняв это “жалование” Иван III потребовал освобождения новгородцами Ярославова Двора, на котором находилось вече и вечевые учреждения.
18 января верхи били челом о службе московскому государю, и документ, подтверждающий это, принимается уже не на вече, а на совете господ, на Владычном дворе. Летописец замечает: “По той бо день веча не бысть в Новгороде”.
29 января в Новгород вошел Иван III.
8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.”
“Марта 5 на Москву прииде князь велики… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити”.
Но с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда (вернее множество легенд) о том, что вечник новгородский, отправленный в Москву, туда, вопреки государевой воле, так и не явился – разбился на кручах валдайских и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая, которым с момента их чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород (а они вернуться только тогда, когда не Руси наступит воля), чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол. Тогда и поплывет над Россией вольный звон, и кончатся все неустройства наши и неурядицы.
Какой он легендарный вечевой колокол?
Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век
На миниатюре из Лицевого летописного свода изображен связанный веревками (как узник) вечевой колокол, погруженный на сани и подготовленный к отправке в Москву. А выше – панорама Новгорода с Софийским собором и Софийской звонницей, колокола которой осенены главой с крестом. Рядом изображена звонница с единственным колоколом – вечевым Софийским, над которым нет креста, так как он был гражданским, светским, а не церковным. На миниатюре изображены два вечевых колокола. И в этом нет ничего странного, ведь в Новгороде существовали два веча: на Ярославовом дворище и на Софийской стороне.
На другом изображении из Древнего летописца Лицевого летописного свода можно видеть одновременный созыв двух вечевых собраний, на каждом из которых звучит свой вечевой колокол. При всей условности рисунка все же видна особенность звона в качающийся, очапной колокол. Оба вечевых новгородских колокола были качающимися.
В принципе, мало что внешне отличало эти два колокола. Правда, дворищенский колокол был, видимо, более ранним и наиболее популярным – летописные известия о нем встречаются постоянно с XII по XV в. и значительно чаще, чем о Софийском.
Исследователи XIX века называли вечевой колокол “корсунским вечником”, подчеркивая тем самым не только то, что он был отлит европейским мастером, но и то, что приемы звона были теми же что и в Европе. Да и сама традиция использования наряду с церковными гражданских колоколов – европейская. Постепенно она ослабевала на Руси в связи с уничтожением системы вечевого управления, усилением единой централизованной государственной власти и особой роли в ней православной церкви, но главное в связи с развитием собственного своеобразного взгляда на природу колокола.
Звон в вечевой колокол производился с земли, что было очень удобно во время вечевого собрания.
Подниматься на звонницу не было необходимости, достаточно было дергать за веревку, одним концом опущенную почти до земли, другим привязанную к рычагу, вмонтированному в балку, которая, приходя в движение раскачивала колокол.
Звон “по старине” в вечевой колокол на Ярославовом дворе можно видеть и на миниатюре Голицинского тома Лицевого летописного свода.
Этот-то вечник, видимо, и был отправлен в Москву, но “в плен московский на позорище” не пошел, как говорит легенда, но, добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче (а самые крутые они на Валдае), покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки, о которые убилась последняя русская вольность. Ударились осколки вечника о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики, случившиеся на дороге, быстро расхватали их, и весть о вольности разнесли по всему миру.
Брал каждый из них колокольчиков помногу. И сколько взял, столько и подвешивал в упряжи. С тех пор считается ненормальным если в упряжи звучит один колокольчик (валдайские колокольчики по одиночке не звучат, звучат только в наборе). В этом великий урок соборности и единению: мы ничто по одному, какими бы ни были гордыми, богатыми, властными - стоит подняться на жизненную “гору” тот час же “скатят”, как вечевой колокол, вниз. В России можно выжить только в единении…
Легенд о вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню, “с прочими колоколы звонити”, т.е., забыв о гордости, стал петь в один голос с другими русскими колоколами.
Однако единого взгляда на то, как сложилась его дальнейшая (московская) судьба тоже нет. Разные исследователи приводят разные версии.
Н.М.Карамзин в “Истории государства Российского” говорит о том, что в Москве Новгородский вечевой колокол повесили на колокольне Успенского собора.
Исследователь новгородской старины А.А.Навроцкий сообщает, что колокол висел в кремле, в настенном шатре, справа от Спасских ворот. Сюда входили русские цари после коронования показаться народу, собравшемуся на Красной площади. В 1583 году колокол был перелит и сделан московским набатным или всполошным. В 1681 году испугав неожиданным полуночным звоном царя Федора Алексеевича, был сослан в Николаевский Корельский монастырь в 34-х верстах от Архангельска.
М. И. Полянский, занимавшийся историей вечевого колокола в начале XX века, утверждал, что этот колокол два столетия служил всполошным в Московском Кремле у Спасских ворот. В 1713 году во время пожара он разбился.
Петр I, учитывая его большую историческую ценность, велел собрать осколки колокола и отлить его заново по старой форме, и хранить в Московской Большой казне (Оружейной палате), где колокол находится до сих пор. Имеется в виду колокол И. Моторина 1714г. весом в 108 пудов. Полянский приводит надпись, сделанную на нем в XVIII веке: “1714 года июля в 30 день вылит, сей набатный колокол из старого набатного же колокола, который разбило Кремля города ко Спасским воротам…”. Речи о вечевом колоколе нет, таких размеров вечевой колокол вряд ли мог быть, такой формы и декора точно быть у него не могло (а речь шла о точном повторении разбившегося колокола)…
Правда, в 1917 году на запрос Новгородской городской управы относительно судьбы вечевого колокола и возможности его возвращения в Новгород, московское археологическое общество отвечало, что колокол перелит в XVIII веке и хранится в Оружейной палате, имея в виду колокол И. Моторина.
М. И. Пыляев в “Старых годах”, рассказывая о судьбе этого колокола, добавляет, что во время бунта 1771 года, бунтовщики звонили в него, созывая на Красную площадь народ, за что Екатерина II повелела снять с него язык. Через 32 года Александр I вернул язык на место.
В 1812 году Колокол в числе главных реликвий был вывезен из Москвы, а по возвращении навечно поставлен в Оружейной палате.
Одно из народных преданий говорит о том, что вечевой колокол был брошен в реку Тверцу, на берегу которой в Млевско-Троицком монастыре была похоронена легендарная защитница вечевого Новгорода Марфа Борецкая.
В разнообразии представлений о вечевом колоколе и его роли в жизни не только новгородцев, но и россиян, говорит о том, что Крушение Новгорода, как ни одно другое событие русской истории XV века, породило огромное множество откликов и глубоких раздумий.
www.novgorod.ru