Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974). Автопортреты. Виктор попков картины


ПОПКОВ Виктор Ефимович – Галерея произведений (102 изображения). - Страница 5 из 5

admin 03.03.2015 Галерея, Новости 6,150 Показы

Открыть доступ 81. Виктор Попков "Старая" 1969 Холст, масло 120х170 81. Виктор Попков «Старая» 1969 Холст, масло 120х17082. Виктор Попков "При свечах" 1972 Холст, масло 72х92 82. Виктор Попков «При свечах» 1972 Холст, масло 72х92 83. Виктор Попков "Танцы в Рыжково" 1972 Картон, масло 88х106 Государственный Русский музей
83. Виктор Попков «Танцы в Рыжково» 1972 Картон, масло 88х106 Государственный Русский музей84. Виктор Попков "На пляже" 1972 Картон, масло 56х74 84. Виктор Попков «На пляже» 1972 Картон, масло 56х74 85. Виктор Попков "Чайки, озеро и монастырь" 1974 Холст, масло 49х69 85. Виктор Попков «Чайки, озеро и монастырь» 1974 Холст, масло 49х6986. Виктор Попков "Новогодняя ночь. 1973" 1973 Холст, масло 100х150 86. Виктор Попков «Новогодняя ночь. 1973» 1973 Холст, масло 100х150 87. Виктор Попков "Площадь в Рузе" 1974 Холст, масло 87х105
87. Виктор Попков «Площадь в Рузе» 1974 Холст, масло 87х10588. Виктор Попков "Весенний день в Боровске" 1974 Холст, масло 49х69 88. Виктор Попков «Весенний день в Боровске» 1974 Холст, масло 49х69 89. Виктор Попков "Выходной день" 1958 Бумага, цветная линогравюра 49,7х83 89. Виктор Попков «Выходной день» 1958 Бумага, цветная линогравюра 49,7х8390. Виктор Попков "Бильярд в Уланове" 1974 Холст, масло 69х49 90. Виктор Попков «Бильярд в Уланове» 1974 Холст, масло 69х49 91. Виктор Попков "Каток" 1966-1969 Картон, масло 56х75,7 Институт Русского Реалистического Искусства - ИРРИ
91. Виктор Попков «Каток» 1966-1969 Картон, масло 56х75,7 Институт Русского Реалистического Искусства — ИРРИ92. Виктор Попков "Волейбол" 1968 Бумага, масло 32,5х47 Институт Русского Реалистического Искусства - ИРРИ 92. Виктор Попков «Волейбол» 1968 Бумага, масло 32,5х47 Институт Русского Реалистического Искусства — ИРРИ 93. Виктор Попков "Северная деревня Кимжа" 1967 Картон, масло Брянский областной художественный музей 93. Виктор Попков «Северная деревня Кимжа» 1967 Картон, масло Брянский областной художественный музей94. Виктор Попков "Карл Фридман в деревне Кимжа" 1969 Холст, масло 79,5х99 Вологодская областная картинная галерея
94. Виктор Попков «Карл Фридман в деревне Кимжа» 1969 Холст, масло 79,5х99 Вологодская областная картинная галерея 95. Виктор Попков "Майский праздник" 1972 Холст, масло 140х190 Волгоградский музей изобразительных искусств 95. Виктор Попков «Майский праздник» 1972 Холст, масло 140х190 Волгоградский музей изобразительных искусств96. Виктор Попков "Перед зеркалом" 1973-1974 Холст, масло 120,5х201 Кировский областной художественный музей 96. Виктор Попков «Перед зеркалом» 1973-1974 Холст, масло 120,5х201 Кировский областной художественный музей 97. Виктор Попков "Каменка. Полощут бельё" 1965 Бумага, темпера 58,5х43,2 Новокузнецкий художественный музей
97. Виктор Попков «Каменка. Полощут бельё» 1965 Бумага, темпера 58,5х43,2 Новокузнецкий художественный музей98. Виктор Попков "Голубой интерьер" 1967 Картон, масло 76х56,5 Томский областной художественный музей 98. Виктор Попков «Голубой интерьер» 1967 Картон, масло 76х56,5 Томский областной художественный музей 99. Виктор Попков "Гриша" 1970 Холст, масло 90х72,5 Художественный музей Алтайского края, Барнаул 99. Виктор Попков «Гриша» 1970 Холст, масло 90х72,5 Художественный музей Алтайского края, Барнаул100. Виктор Попков "Натюрморт с цветком" 1973 Картон, масло 69,8х50,7 Курская государственная картинная галерея 100. Виктор Попков «Натюрморт с цветком» 1973 Картон, масло 69,8х50,7 Курская государственная картинная галерея 101. Виктор Попков "Связист. Сквозь тайгу" 1959 Картон, гуашь 58х81,5 Астраханская государственная картинная галерея
101. Виктор Попков «Связист. Сквозь тайгу» 1959 Картон, гуашь 58х81,5 Астраханская государственная картинная галерея102. Виктор Попков "Молодость" 1957 Холст, масло 120х167 Сумской областной художественный музей 102. Виктор Попков «Молодость» 1957 Холст, масло 120х167 Сумской областной художественный музей Страницы: 1 2 3 4 5

Check Also

Сцены частной жизни. Интерьер в графике XX века.

До 29.01.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

cultobzor.ru

Записи блогов | Лёша Курбатов

Виктор Попков (1932-1974) – художник известный. В детстве я любил открывать его альбом и рассматривать картину «Хороший была человек бабка Анисья». Картина изображающая похороны, но совсем нестрашная. Многофигурная композиция, но лишенная острой драмы. Общая домашняя аура как-то сближала меня с персонажами, будто мы все знакомы.

Виктор Попков  родился в 1932 году в семье рабочего. Занимался в Художественно-графическом педагогическом училище и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова. Жил в Москве. Попкова можно назвать художником эпохи застоя. Кто-то видит его фальшивым, необоснованно страдающим, кто-то отдает должное его искренности. Часто вспоминают молодого Попкова, автора "Строителей Братска", как преданного идеалам коммунизма (что конечно, ошибочно, если проследить за его дальнейшим творчеством).

 

 Строители Братска

 

Перед зеркалом

 

 

Октябрь

 

 

Двое

 

Работа окончена

 

 

 Осенние дожди. Пушкин.

Любимая тема Попкова – русская деревня. Тема, в которой легко скатиться к туристическим представлениям, с идеализацией образа жизни, но и здесь художник не вызывает однозначной реакции. Но на мой взгляд, почти весь «деревенский мотив» Попкова живой, знакомый, часто невеселый, часто существующий вообще над страданиями и какой-либо коллизией.

 

Северная песня

 

 Воспоминания вдовы

 

 

Тетя Феня умерла

 

Сентябрь на Мезени

 

 

 Часовня в деревне Зехново

 

Северная часовня

 

Попкова сравнивают с Рубцовым, Шукшиным, его вписывают в ту волну «народных людей» которые пришли в 60-е и 70-е. Часто говорят, что не жившим в те времена не понять его картин или наоборот, те, кто жил тогда – сейчас воспримут его творчество как пафосное и высосанное из пальца, а успех картин объясняют тем, что Попков активно поддерживал образ страдающего творца. Художник пил, неоднократно пытался покончить собой, а погиб глупо: от пули инкассатора, кинувшись к машине, приняв ее за такси.

Очень надеюсь, что те, кто не слышал о Попкове раньше, найдут в его картинах что-то свое. Вне времени, политики и даже вне самого Попкова. Мне кажется, это существует.

illustrators.ru

Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974). Автопортреты: kykolnik

Потребность в создании автопортретов, видимо, неизбежна для художника в период активного творческого поиска и познания собственных возможностей. В начале творческого пути Виктор Ефимович любил изображать себя с близкими людьми, а чуть позже он будет вводить автопортреты в произведения других жанров – в бытовые зарисовки, в натюрморты и даже в свои, не вписывающиеся в привычную жанровую структуру, символические композиции.

В Архангельске, куда в 1963 году Попков поехал вместе с Карлом Фридманом, он написал одну из лучших своих работ – картину «Три художника». В интерьере комнаты изображен большой зеркальный шкаф, в котором отражается сам автор, задумчиво стоящий перед этюдником, слева от шкафа – работающий над картиной Карл Фридман, справа – лежащий на кровати художник Сорочкин, погруженный в свои мысли и потому немного отрешенный. В этой картине есть что-то камерное, очень личностное, роднящее ее с дневниковой записью, сделанной художником для себя.

1963 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Три художника»

1963 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Три художника» эскиз

1963 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Три художника» эскиз

1963 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Автопортрет в зеркале»

1963 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Весна идет. Автопортрет»

1963 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Отражение в окне. Автопортрет»

1963 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Отражение в окне. Автопортрет» эскиз

1964 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Автопортрет»

1965 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Автопортрет»

Начиная с 1967 года тема автопортрета в произведениях Виктора Ефимовича возникает все чаще. Чувствуя, что достиг творческого расцвета, он снова и снова вглядывается в себя, словно пытаясь разобраться во всем том, что составляет его жизнь.

В 1967 году он написал картину-автопортрет «Воскресенье», изобразив себя лежащим на спине на крыше и увиденным как бы с высоты птичьего полета. Вокруг ни души, только крыши домов в качестве фона, неожиданный силуэт храма вдалеке, да кружащиеся голуби. Серые дома обступают и небольшую, кажущуюся видением церковь на заднем плане и самого художника. В своем унылом однообразии они воспринимаются как олицетворение серой массы, лишь усугубляющей одиночество человека. Обнаженность художника (он словно лежит на сером песке или плывет на плоту по серому житейскому морю) символична и равнозначна душевной обнаженности и беззащитности перед жизнью. Небо высоко, храм далек, а края крыши близки, и настоящая свобода есть только у птиц, которые парят в небе, тогда как художник лежит на крыше и завидует их легкости и возможности улететь от всего ненужного, наносного, фальшивого. Потому и фляга с вином рядом – как традиционный способ забыться и уйти от проблем.

1967 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Воскресенье. Автопортрет»

1967 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Художник в деревне. Автопортрет»

В 1968 он создает «Мой день». Это уже не чистый автопортрет, а нечто среднее между автопортретом и символико-аллегорической композицией. Себя Виктор Ефимович изобразил в центре, задумчиво стоящим перед мольбертом, с занесенной над палитрой кисточкой. В левой части композиции в образе старухи соединились черты матери и уже написанных к тому времени мезенских вдов. А прообразом молодой женщины справа стали жена художника и девушка с картины «Двое».

Сам Виктор Ефимович объяснял картину так: «В общих словах, приблизительно и огрублено смысл картины следующий: художник – это я, написавший за последнее время картины: о старости – «Воспоминания» и о молодости «Двое», картины, которые уже ушли от меня. И я опять остаюсь один на один с новым холстом, и мне нужно снова искать ключ к новой работе. Это пояснение очень приблизительно. В картине мне хотелось наряду с конкретным, материальным, выразить нечто неясное, духовное, неосязаемое. Но одно дело хотелось, а другое – что получилось. И если вы видели работу, то ваше мнение и есть главное...»

Цитируется по книге «П.П. Козорезенко. Виктор Попков»

1968 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Мой День. Автопортрет»

1969 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Автопортрет с кистью»

В конце 1969 года Виктор Ефимович написал «Художник в лесу». Надпись на обороте картины сообщает: «Написал 31 декабря 69 года».

История ее создания необычна и трогательна. В предновогодней суете Клара Ивановна и сын Алеша забыли о подарке для Виктора Ефимовича, на что он очень обиделся. Целый день художник пропадал в своей мастерской, а под вечер возвратился с готовой картиной и со словами: «Раз вы не сделали мне подарок, я сделал его себе сам!».

Мастер изобразил себя в лесу, босым, спешно зарисовывающим карабкающуюся вверх по стволу белку. Темные, часто стоящие деревья недружелюбно обступают небольшую худую фигурку художника, отчего он кажется особенно одиноким и уязвимым – ощущение, которое, вероятно, и должна была донести до близких эта картина.

1969 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Художник в лесу. Автопортрет»Виктор Ефимович был глубоко привязан к матери, по словам друзей, буквально боготворил ее, часто просил благословить его на работу и только после этого принимался писать картину. В трудную минуту, а таких в жизни художника было немало, он ехал к матери на станцию «Челюскинцы», и она всегда могла понять и успокоить сына. Он часто по-детски искренне просил ее: «Мама, ну скажи, что я у тебя хороший!». На что мать, конечно же, отвечала: «Витенька, ты у меня самый хороший, самый талантливый, самый умный!» Связь матери и сына с годами не слабела. Когда сын художника Алеша пошел в школу, Виктор Ефимович перевез Степаниду Ивановну в Москву, и она стала жить вместе с молодой семьей, только на лето возвращаясь домой.

Мастер написал себя больным, лежащим в кровати под большим одеялом, а мать изобразил стоящей рядом и читающей Библию. Степанида Ивановна была очень набожна, много лет проработала в церкви звонарем – именно молитвой она излечивает сына, водя пальцем по строчкам из Библии и обращаясь одновременно к сыну и к иконе Божьей Матери в красном углу. Виктор Ефимович никогда не был истово религиозным человеком, но всегда с уважением относился к верующим людям.

Красный цвет абажура, подушки и платья не звучит здесь скорбно, как в произведениях мезенской серии, напротив, эти детали, освещенные неярким светом лампы, создают теплый образ комнаты матери. Белые занавески на окне отделяют ее от всего окружающего мира, словно заслоняя от невзгод. Мотив материнства присутствует в картине двояко – в образах матери и сына и в иконе Богородицы с Иисусом Христом.

Символично, что первоначально замысел картины был существенно иным: сохранился рисунок, на котором Попков изобразил себя абсолютно здоровым, он также лежит на кровати, но в руках держит книгу с надписью «Ленин» на обложке, мать, как и в окончательном варианте, стоит с Библией в руках, а вся композиция носит название «Две религии». Очевидно, что дело не в Ленине как таковом, а в ощущении печального распада связи поколений, трагического слома устоев, правда, выраженном в этом отвергнутом варианте слишком нарочито и иронично.

1970 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Мать и сын»

1970 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Мать и сын» первый вариант, эскиз

1970 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Работа окончена»

1970 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Сон. Ялта»

1970 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Больной художник. Автопортрет»

1970-72 годы Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Шинель отца»

1970-е Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Автопортрет»

1971 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Натюрморт с зеркалом. Автопортрет»

1972 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Мне 40 лет»

1973 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «?»

1973 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Приходите ко мне в гости»

1973 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «?»

1974 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Игорь, Павел и я»

И несколько недатированных работ:

Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «За работой. Автопортрет» 1959 ?

Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «?»

Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Автопортрет в зеркале»

Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Автопортрет»

Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «?»

1974 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Автопортрет в зеркале»

kykolnik.livejournal.com

Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1961—1962 годы, страница 2 :: Артпоиск

Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1961—1962 годы.

Так, предвестие характерного впоследствии для Попкова задумчивого символизма можно почувствовать уже в таких картинах, как «» (1961), «» (1961), «На севере» (1965). Драматически напряженные, решенные в экспрессивном ключе, они построены на звучных цветовых контрастах, которые художник попытался наделить символическим звучанием, правда, пока еще делая это несколько прямолинейно. Картина «» смотрится фантазией на тему, хотя на самом деле в ее основе лежит натурное впечатление. Сын художника Алексей рассказывал, как во время одной из прогулок они с отцом наткнулись на этот неожиданный образ, который мастер смело стилизовал, доведя его до крайней степени декоративности и одновременно почти литературной иносказательности. Исполненная спокойствия белая фигура лошади резко контрастирует с темным фоном пейзажа, кажущегося неспокойно-агрессивным из-за фабричного здания, окрашенного в назойливо-красный цвет и находящегося почти в центре картины, общее настроение которой кажется наполненным напряженностью и угрозой. Похожая атмосфера есть и в необычном ракурсе «» с его эффектными дугами, от которых буквально захватывает дух, как от катания на американских горках, и в то же время становится не по себе, словно предложенная зрителю точка обзора небезопасна. Плоскостные, похожие на декоративные панно, но оттого не менее экспрессивные и тревожные, эти работы стали одним из значимых этапов в развитии художника.

Пронзительная тревожность, ощущение надвигающейся катастрофы достигает пика в картине «Он им не завидует, или Взгляд из могилы», отразившей предгрозовую политическую ситуацию времени Карибского кризиса. Жизнь Попкова тех лет не исчерпывалась интенсивными творческими поисками: остаться в стороне от политической проблематики было трудно. «Голос Америки» художник не слушал, но, наверно, как любой другой житель Советского Союза, внимательно относился к международной обстановке. Начало 1960-х повсеместно было связано с предчувствиями нового военного столкновения, поскольку противостояние СССР и США достигло своего апогея. Кульминацией холодной войны стал Карибский кризис - несколько дней октября 1962 года, в течение которых весь мир замер в напряженном ожидании военного столкновения. Психологически для каждого человека этот период был крайне тяжел: еще живы были воспоминания о прошедшей войне, а в России не было семьи, которую эта кровопролитная война не затронула бы. 

Именно в те дни художник, как и многие, мучимый страшными предчувствиями, создал произведение, в котором выразил свои мысли и опасения по поводу происходящего: мертвые не завидуют живым, ибо будущее представляется крайне мрачным. Это совершенно неожиданная для Попкова картина, в которой все происходящее воспринимается взглядом мертвеца – словно из глубины вырытой ямы-могилы, куда сверху заглядывают люди, в волнении машущие руками, а над ними проносятся военные самолеты, оставляя светящийся след в предзакатном небе. По нижнему краю картины в краске процарапано: «Он им не завидует». К счастью для всех, противоборствующие стороны все же сумели договориться, СССР начал демонтаж советских ракет на Кубе, что стало началом разрядки напряженности в международных отношениях.

Тема смерти, вообще всегда притягивала художника. Ему нравились кладбища, их особая атмосфера, печальная и одновременно значительная, очищающая от суетных мыслей. Попадая в любой незнакомый город, первым делом отправлялся на кладбища и подолгу гулял там, разглядывая могилы, читая надписи на памятниках, высчитывая по датам возраст умерших. Фатум, смерть, смысл человеческого существования – понятия, ставшие ключевыми для зрелого творчества мастера. 

В 1962 году Попков отправился в Финляндию на фестиваль молодежи и студентов, где его работы были прекрасно приняты. В Хельсинки познакомился с известным поэтом Евгением Евтушенко, даже сделал несколько его портретных набросков. Вообще 1962 год оказался для художника очень удачным в плане зарубежных выставок, на которых произведения Попкова неизменно привлекали к себе внимание. Его работы участвовали в выставке советского искусства в Японии;  на международной выставке в Югославии за гравюру «Пролетающие птицы» из серии «Белые ночи» он получил поощрительную премию. Также несколько произведений Попкова экспонировалось на 31-й Международной Биеннале 1962 года в Венеции, куда художник поехал вместе с женой. Такая совместная поездка по тем временам была немыслима, супругов выпустили только потому, что в Москве оставался их четырехлетний сын, и власти прекрасно понимали, что маленького ребенка родители не бросят. Впрочем, перестраховка была ни к чему: у художника, по свидетельствам родных, никогда даже в мыслях не было покинуть страну. Конечно, ему нравилось бывать за рубежом: он посещал музеи, смотрел картины любимых мастеров, привозил массу книг об искусстве, которые в СССР было не достать, так же же как и химические краски, в нашей стране не производившиеся и т.д. Но жить он всегда хотел только на Родине.  

Успех произведений художника на советских и международных выставках не остался незамеченным, и вскоре Попкова назначают членом комитета по присуждению Ленинских и Государственный премий.  Будучи человеком неравнодушным, он много времени и сил отдавал комитету, в то время пополнившемуся новыми свежими силами. Так, в 1963 году в состав комитета вошло немало молодых актеров, писателей и художников, среди которых были Михаил Ульянов и Алексей Баталов. С коллегами по комитету Попкова сложились замечательные отношения. Начальником управления изобразительным искусством тогда был Г.А. Тимошин, а главным экспертом – Э.Н. Дарский, два прогрессивно мыслящих человека, поддерживавших молодых художников. Общение Попкова с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой также было обоюдно доброжелательным, он искренне считал ее хорошим человеком, с которым можно поговорить и, главное, договориться. Художник особенно гордился тем, что в комитете вместе с ним работал космонавт Герман Титов, которым он искренне восхищался и у которого без тени смущения попросил автограф.

Чувство юмора никогда не изменяло художнику, нередко в сочетании с подкупающей непосредственностью. Как-то на заседании комитета по госпремиям поинтересовался у заседавших, почему премии всегда вручаются одним и тем же художникам, например, вот уже который раз награждается Налбандян. «А кому ж вручать, тебе что ли?» – ответили ему вопросом на вопрос. «А хоть бы и мне, у меня работы не хуже!» – со смехом ответил Попков. Ему, и правда, впоследствии вручили Государственную премию СССР, но уже посмертно.

Несмотря на активное участие в общественной жизни, управленческих постов у Попкова было немного, главным делом он все же считал работу в мастерской, а не участие в заседаниях разнообразных комитетов и комиссий. При всей своей известности при жизни не получил никаких званий, ни «народного», ни «заслуженного». Его много награждали дипломами Союза художников за «лучшую работу года», но официальными званиями всегда обходили. В некотором смысле Попков, будучи знаменитым у себя на родине, в большей степени был оценен и признан за границей.

Общественная работа велась не в ущерб творчеству, и первая половина 1960-х годов для Попкова стала периодом интенсивного поиска, даже метаний, нашедших свое выражение в частой смене художественной манеры. Некоторые работы этого времени откровенно драматичны (уже упоминавшаяся «»), другие как будто поддерживают оптимистический настрой юношеского периода («», 1965), в третьих проступает, пожалуй, не свойственная ранее Попкову отстраненность от изображаемого на картине – настойчивое желание донести свое переживание до зрителя уступает место внимательному взгляду со стороны, более тактичному и мудрому («», 1966).   вообще считал, что нельзя подолгу оставаться в одних и тех же рамках: настоящий художник должен всегда быть в поиске, ломать стереотипы, сворачивать с очевидно успешного пути. Для творца важно постоянно развиваться, двигаться, не застывать, не успокаиваться на найденном, как бы прекрасно оно ни было.

Из книги «Виктор попков»

artpoisk.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта