Базанова Елена. Советы в освоении техники акварели. Картины акварельными красками
Техника рисования акварелью: методики художники картины
Натуральный состав акварелей — это растертый пигмент с природными клеящими веществами – гуммиарабиком, казеином или фосфопротеином молока, декстрином, медом, фенолом. Краску наносят с водой кистью на поверхности бумаги. Этот термин обозначает работы, выполненный в этой среде. Пигменты обычно прозрачны, но могут быть сделаны непрозрачными путем смешивания с белилами – в таком виде краски известны как гуашь.
Акварель отличается от других видов живописи многообразием технических приемов. Невесомая легкая краска дает свежесть и светимость в каллиграфических мазках, что придает работам атмосферность и невесомость. Существует одна принципиальная разница между акварелью и другими средами живописи — ее прозрачность.
Художник наносит маслом один непрозрачный цвет на другой, пока не достигнет желаемого результата. Акварель – универсальное средство рисования, поскольку дает возможность воспроизводить все жанры, так как водная основа позволяет получать уникальные и непредсказуемые эффекты. Для абстрактного стиля случайные разбросанные акварельные мазки по мокрой бумаге помогают получить эффект размытия.
Акварельные краски на бумаге могут плавиться, растекаться, а смеси создают красивое сочетание цветов в живописи разных стилей.
Методики работы
Акварель является самой свободной формой живописи, благодаря ее прозрачной водной природе. Существуют определенные методики живописи для работы с акварельными красками, но самые популярные из них:
Дифференцированное размытие
Это основной способ работы художников, который достигается путем смачивания бумаги в определенной области и нанесения пигмента на поверхность сверху вниз. Применяется методика для массированного изображения неба, воды, луга и позволяет экспериментировать с различными оттенками. Бумага поднимается почти вертикально, и на влажной поверхности цвета растекаются во всех направлениях. Техника требует высыхания естественным путем.
Остекление
Это метод похож на размытие, но требует использования пигмента, который наносится на сухой лист. Метод фактически регулирует цвет и тон, идеальные цвета и переходы. Сушат каждый цвет отдельно, прежде чем применить следующий.
«Мокрым по мокрому»
Метод «A la Prima» представляет собой процесс смачивания бумаги перед нанесением пигмента. Для этого используют большую кисть или губку, чтобы равномерно распределить воду по листу акварельной бумаги. Техника создает прекрасные размытые формы и цвета, мягкие оттенки и переходы краски в работах.
«Сухая кисть»
Для рисования используется едва влажная жестковатая кисть с большим количеством краски по сухой бумаге. На неровной поверхности получается четкий жесткий выделенный след, гранулированные эффекты, аналогичные карандашному рисунку. Целые композиции делают таким способом, используя также для оживления тусклого фона.
Смывание
Процесс удаления краски после нанесения и полного высыхания. Область, которую необходимо изменить, сделать глубже цвет или придать объем, смачивают водой, промокают краску тканью. Техника создает сложные формы, линии, особенно, если применить полоски бумаги для маскировки областей с удаленным пигментом на картине.
Воздействие водой на краску
Когда нанесенная акварель на рисунке высыхает, можно чистой мокрой кистью капнуть воду на нужный участок для получения эффектов слоистости, растрескивания округлости, объема.
Лессировка
Это способ многослойного нанесения акварели от светлого тона в основе к более темному оттенку поверху. Акварель наносят прозрачными тончайшими мазками после высыхания предыдущего слоя работы. Результатом становится объемное изображение, где цвета не перемешиваются, а дополняют друг друга и позволяют видеть границу каждого слоя.
Автор Наталия Шевченко
Процарапывание
Процарапыванием или удалением некоторых участком окрашенной сухой поверхности создают более светлые области одного тона.
Маскировка
Если требуется в процессе работы сохранить некоторые участки белыми, пользуются резерважем, то есть закрывают необходимые места маскировкой из парафина или воска, которые после полного высыхания работы убираю кисточкой или скатывают в шарик руками.
Добавление
Добавления другого цвета к влажной области живописи позволяет сливаться и разветвляться, создавая интересные иллюзии. Метод дает интересные и яркие цветовые градации, которые невозможно получить путем смешивания пигмента на палитре.
Известные художники
Некоторые известные художники, работающие с акварелью, часто применяли подобные эффекты в работы:
- Рафаэль Санти (1483-1520),
- Альбрехт Дюрер (1471-1528),
- Ван Дейк (1599-1641),
- Томас Гейнсборо (1727-1788),
- Джон Констебл (1776-1837),
- Пол Сандби (1725-1809).
Акварелисты учились пользоваться неожиданными результатами рисования. Величайшие мастера живописи практиковали спонтанность. Художники импровизировали, чтобы эффективно применять возможности акварели.
Английская школа
Классическая техника живописи была доведена до совершенства в Англии в восемнадцатом и девятнадцатом веках:
- Акварели применялись в серии прозрачных промывок, которые позволили свету отражаться от поверхности бумаги через слои цвета.
- Гуашь является еще одной формой водорастворимых пигментов. Пигменты смешивают с цинковыми белилами и получают непрозрачные слои при нанесении на поверхность.
- В качестве альтернативы, темпера включает соединение пигментов с казеином, производным молока, или яичным желтком в качестве связующего вещества.
- Еще одной формой водорастворимого пигмента являются синтетические полимерные краски, широко известный, как акрил – может использоваться как масляная краска. Но художники используют его в манере, повторяющей традиции акварели.
Акварель является традицией, имеющей собственную хронику в истории. Первобытный человек использовали пигменты, смешанные с водой для наскальных рисунков и наносил их пальцами, палками и костями. Древние египтяне использовали краски на водной основе для украшения стен храмов и гробниц и создали первые рисунки на папирусе.
Восточная школа
На Дальнем и Среднем Востоке первые акварельные школы имели индивидуальный стиль — китайские и японские мастера рисования на шелке и изысканной рисовой бумаге ручной работы. Их искусство было наполнено литературной аллюзией и каллиграфией. Но основной образ оставался типично созерцательным пейзажем, который стал центральным аспектом акварельных традиций в последующие века. В Индии и Персии применяли непрозрачные гуаши для религиозных изображений.
Средние века
В средние века, монахи Европы пользовались темперой для рисования манускриптов — книги считались важнейшей формой искусства и эквивалентом станковой живописи. Монахи переписывали святые тексты от руки на листах пергамента, изготовленных из овчины, телячьей кожи. Иногда целые страницы были украшены искусно подобранным завитками и символических образов.
Художники на протяжении веков готовили акварели, темперу, гуашь сами и тщательно хранили рецепты. Но поверхность в акварельной живописи играет немаловажную роль. Текстура является очевидным и важным элементом в работе.
Физическую текстуру можно чувствовать рукой. Слои краски, скользкая гладкость мягкой пастели, наслоение коллажей изменяют фактуру поверхности бумаги.
Иллюзия текстуры
Визуальная текстура – это иллюзия физической текстуры, созданная материалами для рисования. Краска создает впечатление текстуры, в то время как поверхность бумаги остается гладкой и ровной.
Традиционная прозрачная акварель создает физическую и визуальную текстуру, кроме шероховатости на бумаге — иллюзии получают вид японской рисовой бумаги, гипса, грубых мазков пастели, полотняных переплетений. Текстурированная акварельная бумага влияет на картину, поэтому необходимо связывать сюжет и тип поверхности. Лакирование защищает картину и сохраняет для будущих поколений.
Рекомендуем публикации
- Особенности техники Импасто
- Живопись по сырому акварелью
- Техника рисования гуашью
- Техника «сухой кисти» в живописи
- Особенности гиперреализма как стиля в живописи
- Свойства масляной пастели
artrecept.com
Техника рисования акварелью: как избавиться от “грязи”?
Сегодня в рубрике "техника рисования акварелью" мы поднимем тему, которая не даёт покоя многим начинающим акварелистам.
Мы разберемся с одной из самых распространенных трудностей - как избежать грязи в акварели.
Полагаю, некоторые советы, которые я дам, будут полезны не только для акварелистов. Они общие для живописи в целом.
Итак, нам хочется, чтобы живопись акварелью была тонкой, нежной, звенящей, прозрачной. Именно прозрачность и чистота цвета часто пленяют в этой технике.
Прежде, чем ответить на вопрос, как не допустить в своей картине грязь, нужно понимать, что же вообще считать "грязью".
Серый цвет?
Глядя на этот этюд, мы вряд ли можем сказать, что акварель здесь грязная. Цвет в ней сдержанный, серый, но, согласитесь, ощущение грязи он не вызывает.
Значит серый цвет в картине - это совсем не плохо?
Почему же мы считаем появление серого цвета в работе грязью? Ведь сам по себе серый цвет вовсе не грязный, а очень даже живописный.
Посмотрев на работы подписчиков, которые прислали свои акварели как пример "грязных", я сделала первый вывод:
"Грязь" - это когда серый цвет возникает там, где его не ждали.
Вот пример. Мы планировали нарисовать красные цветочки. Нарисовали зеленую траву, а сверху - красные цветы. Ввиду прозрачности акварели зеленый цвет просвечивает через красный, и цветы получаются уже не красными, а серо-буро-малиновыми. Грязь? Грязь.
А вот вторая картинка в примере выше даёт нам другое озарение:
"Грязно" - это также провал, мутность, замытость, недостаточная контрастность.
В обоих примерах нет использования серого цвета. И причины грязи, на самом деле, лежат не в использовании сложных цветов, а в совсем иной области.
И таких причин может быть гораздо больше.
В пунктах ниже я попыталась собрать все возможные варианты появления грязи при рисовании акварелью и дать совет, как их избежать.
Техника рисования акварелью "Без Грязи".
СОВЕТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.
1
В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Глядя на первый пример (а это реальная картинка, которую мне прислали для разбора недочетов в акварели), можно сразу сказать, что причина грязи здесь - тонкая бумага, которая не приспособлена для рисования водными красками.
Она размокает, коробится, идет волнами и "катышками".
Не используйте для рисования акварелью обычную принтерную или тонкую альбомную бумагу!
Многие художники вообще будут уверять вас, что рисовать акварелью можно только на специальной бумаге 100% хлопка.
Я не столь категорична. Вполне подойдет и чистоцеллюлозная бумага с пометкой "для акварели", и даже бумага для черчения. Главное, чтобы она не была тонкой. Смотрите, чтобы плотность бумаги составляла не менее 170 гкв.м.
Для начинающих я также не рекомендую бумагу для акварели типа "скорлупа", "холст", "лен". Это бумага горячего прессования фирмы Гознак частенько встречается в папках и склейках. Однако для тех, кто еще плохо владеет техникой акварели, эта бумага будет сложна.
Во вторую очередь, качество вашей работы будет зависеть от красок. Избегайте наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.
2
СЛЕДИТЕ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ
Два примера ниже демонстрируют нам яркую и сочную, однако непрозрачную живопись, более похожую на гуашь, нежели акварель:
Помните, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать.
И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми!
Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.
Посмотрите на примеры выше. В первом случае чёрный цвет кота кажется нам мутным и грязным, а во втором тёмные чёрные участки картины продолжают оставаться звонкими.
Разница здесь именно в толщине слоя краски, его густоте и непрозрачности.
3
НЕ СМЕШИВАЙТЕ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ
Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок.
В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.
Посмотрите на примеры ниже. Использование белил делает акварель мутной и непрозрачной. И как следствие - грязной.
Конечно, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Встречаются пигменты, уже содержащие белила. И есть художники, сознательно подмешивающие белила в оттенок. (Например, Мигель Линарес. Статья о его технике здесь)
Но используя белила, вы должны понимать, что делаете и зачем, и уметь компенсировать непрозрачность слоя контрастом.
Поэтому в рисовании акварелью для начинающих я рекомендую забыть про белила.
4
АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРОЮЩИЕ КРАСКИ
К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки.
Перед использованием обязательно пропустите их через палитру и разбавьте водой, т.к. они более густо, чем остальные, берутся на кисть. И, сами того не желая, вы привнесете в картину кроющий слой.
Помните, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя.
Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем!
В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.
5
НЕ ПИШИТЕ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ
Если вы рисуете акварелью многослойно, накладываете один оттенок на другой, то идите от светлого к тёмному.
Сначала пишите все светлые и удаленные участки, а затем постепенно идите к переднему плану и более тёмным оттенкам.
В варианте, когда оттенки равны по светлоте, сначала пишите кроющими красками, затем - прозрачными.
Например, чтобы дать растяжку неба от теплого оттенка у горизонта к холодному вверху, сначала проложите охру, а затем в неё вливайте оттенок синего.
Почему именно так?
Потому что желтые оттенки, как уже говорилось выше, более кроющие, и если они положены сверху прозрачных и тёмных, то создают непрозрачный мутный слой.
Тёплые светлые оттенки кладите первым слоем, тогда удастся получить прозрачную структуру.
6
НЕ СМЕШИВАЙТЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС
Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым.
Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность.
Запомните, чем больше красок вы смешиваете, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у вас шансов получить боле звучный и прозрачный цвет.
Исходя из этого,
СОВЕТ! Как рисовать акварелью без грязи:
1. Берите 2 емкости с водой (для промывания кисти и для набора воды в раствор краски). Следите за чистотой воды, чаще меняйте ее. Ведь в акварели вода - это 90% содержания. И если она грязная, то этот цвет подмешивается к оттенку на кисти.
2. Знайте свои краски. Открывая новый набор, сохраните этикетки с названиями и сделайте выкрасы красок в том порядке, в котором они расположены в коробке. Держите эту табличку рядом с коробкой красок.
Так вы будете всегда попадать кистью в нужный цвет, не цепляя случайные оттенки в замес.
3. Периодически мойте свои кисти холодной водой с мылом, чтобы убрать пигмент, задерживающийся на ворсе.
4. Старайтесь получать нужный оттенок, используя замес минимального количества цветов
5. Чем больше слоев, тем глуше цвет; если хотите писать сочно и звонко, то пишите а-ля прима, в один слой.
Практический семинар "Особенности цветоведения в акварели"
ответит на вопросы смешения красок, которые могут возникнуть при работе акварелью!
7
С ОСТОРОЖНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЦВЕТА
Противоположные цвета, называемые также контрастными или комплиментарными, - это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга.
Их смешение в равных пропорциях даёт серый или черный цвет.
Противоположные цвета:
- красный - зеленый,
- жёлтый (охра) - фиолетовый,
- оранжевый - синий
Не располагайте рядом противоположные оттенки, иначе слившись, они дадут серый цвет.
СОВЕТ! Как Не получить серый:
1. Выполняя заливку или работая акварелью с большим количеством воды, не располагайте рядом мазки противоположных цветов. Они могут потечь, объединиться и дать серый цвет там, где вам не нужно.
2. В многослойной живописи акварелью не накладывайте противоположные цвета друг на друга.
Помните про красные цветы на зеленой траве.
8
ДОБАВЛЯЙТЕ К ЗАМЕСУ КРАСКИ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ
Помните, что акварель любит воду. Для покрытия больших участков (заливок) используйте большое количество раствора. Заранее разводите нужный оттенок на палитре или в небольшой емкости.
Недостаток воды в заливке ведет к явным мазкам. Что не всегда оправдано даже в деталях.
Посмотрите на примеры ниже. Если бы выкрасы здесь были более равномерными, плавными, без видимых мазков, то и картинка не казалось бы грязной.
СОВЕТ! Как исправить сухость заливок:
- для заливок используйте крупную мягкую кисть (не синтетику, не щетину), а для деталей - кисть, которая хорошо отдает воду
- для большой заливки наводите раствор краски на палитре или в ёмкости заранее, не используйте маленькие палитры с мелкими углублениями. Кроме того палитра должна быть белой (можно использовать доску для лепки или тарелку)
- крупные заливки , где требуется мягкие перетекания в деталях, выполняйте по заранее увлажнённой поверхности бумаги:
9
СОЗДАВАЙТЕ ДОСТАТОЧНЫЙ КОНТРАСТ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Живопись акварелью, построенная на сочетании бледных оттенков, не всегда красива.
Если у вас вся композиция выдержана в едином тоне, а при этом вы используете противоположные цвета, то это даст ощущение вялости, выстиранности, мутности изображения.
Особенно грешат тотальной бледностью акварели неуверенные в себе дамы, которые прямо-таки боятся взять цвет поярче и испортить бумагу.
Причина бледности красок может быть и в их сухости, когда невозможно взять нужное количество краски на кисть.
СОВЕТ! Как исправить бледность акварельных работ:
- размочите краски перед использованием, чтобы легче набрать нужное количества пигмента на кисть
- для больших заливок используйте краски в тюбиках
- при замесе краски не разводите лужу на палитре, научитесь контролировать густоту замеса для светлых и тёмных тонов
- снимайте лишнюю воду с кисти на салфетку
- помните, что акварель при высыхании светлеет и берите цвет темнее
10
СЛЕДИТЕ ЗА КОНТРАСТОМ ТЕНЕЙ
На самом деле, всем вышесказанным можно пренебречь, если в вашей акварели достаточно контраста. И если вы правильно решаете тональные отношения в картине.
Что это значит?
Если вы не попадание в правильный тон (светлоту оттенка) на том или ином участке изображения, то это не только ломает его объём, но и придаёт ощущение грязи.
Посмотрите на этого лягушонка, его цвет в тенях кажется серым. Но это лишь потому, что сложный цвет тени в данном случае не слишком отличается от тона ярко-зеленого на свету.
Если бы тень была темнее, то мы бы не воспринимали её, как серый цвет, а просто бы видели объёмный объект.
Запомните очень важную мысль -
Серость можно легко исправить добавлением контраста
Даже если вы "накосячили", и у вас получились невзрачные серо-буро-малиновые пятна, введение контраста боле тёмным тоном может это исправить.
11
СОБЛЮДАЙТЕ ГАРМОНИЮ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАРТИНЕ
Грязью мы так же считаем негармоничность цветовых отношений.
Все цвета в картине должны взаимодействовать между собой, должен быть выдержан определенный колорит.
Если какой-то цвет выпадает из общего колорита, то он воспринимается инородным, грязным.
В данном примере фиолетовый цвет фона недостаточно увязан с остальными тёплыми оттенками натюрморта. Следовало либо сделать более нейтральный или тёплый фон, либо добавить больше фиолетовых рефлексов в объекты натюрморта.
12
НЕ НАРУШАЙТЕ ЛОГИКУ ОСВЕЩЕНИЯ В КАРТИНЕ
Иногда в работе и контраста достаточно, и цвета яркие, а всё равно есть ощущение непрофессиональной работы, раскрашенности и грязи.
Такое может случаться, если отсутствует логика освещения.
От цвета освещения зависят цвет и тени на объектах. Если между ними нет взаимосвязи, то картина выглядит неправдоподобно.
Например, в первом случае мы видим голубое цвете небо и, при этом, фиолетовые тени от деревьев. Тени тогда тоже должны уходить в сторону синего.
А вот на картинке справа обратите внимание на зелень у подножия сосен.
Свет падает сверху, значит зелёная масса должна быть освещена сверху и затемнена снизу. Будь это соответствие освещению, автор добился бы иллюзии объема кустов. А без этого возникает ощущение "раскраски" и грязи.
Как видите, в вопросе "как рисовать акварелью без грязи" не так всё просто. Техника рисования акварелью может быть абсолютно не при чём.
Но, надеюсь, мои примеры и советы помогут вам разобраться.
Напишите, какие из указанных ошибок характерны для вас? Что было новым?
ПОДЕЛИТЕСЬ этой статьёй в соцсетях. Это лучшая благодарность за мой труд!
izo-life.ru
Как правильно рисовать акварелью
Рисование помогает открыть свой внутренний мир, отвлечься от серых будней, успокоится и расслабиться. Одними из доступных материалов считаются акварельные краски.
Акварель основана на применении водорастворимых красок, обладает характерными особенностями, освоив которые, вы свободно сможете работать над созданием акварельных картин, рисовать природу, делать портретные изображения.
Что же нужно знать?
Первое, нужно правильно подобрать инструментарий, кисти должны быть из натуральных материалов, разного диаметра и формы. Дальше нужно приобрести специальную бумагу для акварели, более плотную, чем обычные листы для рисования.
А также запастить расходными материалами:
- пластиковой палитрой;
- кусочками ткани;
- емкостью для воды;
- бумажным скотчем;
- карандашами для эскизов.
Для оформления необычных шедевров нужно еще приготовить зубную щетку, пористую губку и белую гуашь. В качестве палитры можно брать любые не впитывающие материалы. А для удобности работы можно взять специальный планшет, на котором нужно закрепить лист бумаги, смоченный в воде под краном.
Бумага для акварели, что выбрать?
Важно правильно выбрать бумагу для создания рисунка. Акварель любит воду, а вот бумага нет. Она идет волнами, коробится. И получается вместо рисунка сморщенная клякса.
Поэтому специальная плотная бумага для акварели будет тем, что нужно, как для начинающего, так и для профессионала! Не нужно брать обыкновенные листы для принтера, тонкие и с плотностью 80 грамм на квадратный метр.
Для начинающих плотность бумаги должна составлять 200 грамм на квадратный метр. Хотя существует бумага плотностью и в 600 грамм на квадратный метр, но это уже материал для более опытных художников.
Можно выбирать тип акварельной бумаги с ярко выраженной шершавой поверхностью, холодного прессования. Или гладкий с тиснением холост, «яичная скорлупа». На первом этапе можно купить различные типы бумаги и попробовать, какая из них будет для Вас наилучшим вариантом.
Уроки акварельной живописи
Прежде, чем начать рисовать, нужно пройти хотя бы начальный онлайн курс по акварельной живописи, посмотреть, как смешивать краски, как наносить их на полотно, как исправлять недочеты.
Если Вы уже все знаете, подобрали полный комплект для рисования акварелью, то можно приступать к практической части. Начинаем уроки акварельной живописи.
Урок 1 по акварельной живописи – рисунок под акварель!
Рисунок под акварель: выбираем натюрморт, для начала лучше несложный. В нем должны присутствовать 2-3 предмета.
Делаем рисунок. Берете для этого карандаш Т-ТМ (чтобы на бумаге не оставлять лишний графит), хорошо заостренный, дабы не повредить верхний слой бумаги и иметь полный обзор работы. Во время работы держать карандаш в руке под небольшим углом относительно плоскости бумаги, приблизительно под 5-10 градусов не больше, работаем только острием.
Внимание! Совсем не обязательно каждый раз делать рисунок под акварель. Когда вам будет не сложно визуально замечать все будущие тональные переходы, то достаточно будет только слегка намечать предметы.
На листе отметьте границы натюрморта, место каждого предмета. Еле заметно, без нажимов, рисуете очертания предметов с элементами построения. Все линии построения должны быть еле видны.
Теперь нужно отделять при помощи легкого штриха свет от тени, ложа по форме штрих. Начинайте штриховать с излома формы, где переходит свет в полутон, и продолжайте в сторону теней вести штриховку. Это важно, чтобы определить место тени и света, и уловить по форме распределение полутонов.
Урок 2 по акварельной живописи - цветовой эскиз!
Использовать следует круглые кисти. Большими номерами заливать можно обширные области, меньшими номерами – прорабатывать детали. Тройка или четверка являются универсальными для начинающего художника.
Берем четверть альбомного листа, крепим к мольберту и приступаем к работе.
В этом эскизе определим цветовое решение нашей композиции. В ней присутствуют разные предметы, один из них будет доминантен. Все остальные предметы (пятна) будут строиться по рангу за доминантным, с которого и будем начинать. Замешиваем цвет основного предмета и заливаем наш доминант.
Между всеми предметами на картине должна существовать связь. Они будут одной целой композицией. Решение теней в композиции будет следующим шагом. Как себя будут вести себя тени, необходимо изучить более детально.
Чтобы создать абстрактный фон с переливами нужно смочить выбранную зону тканью или губкой, накладывая выбранные цвета широкой кистью, чтобы их края соприкасались и краски самостоятельно смешивались.
Замечание: если краской пропиталась палитра, то чистый берем листик, переносим на него часть замеса и продолжаем работать.
Чтобы создать эффектные линии, нужно использовать прием «свободная кисть», взять тонкий инструмент, например, нож, ближе к основанию, а после начать двигать кистью по бумаге, поворачивая в желаемую сторону. Так линии получаются очень реалистичными и неповторимыми.
Какие существуют техники акварели?
- Отмывка, на однородном покрытии бумаги делается общий фон – небо, трава, дорога.
- Растяжка, от яркого цвета к белому.
- Техника «по сухому», высыхание каждого нанесенного слоя перед следующим.
- «По мокрому», краски наносятся на предварительно смоченный водой лист бумаги, давая причудливые переходы.
Советы профессионалов
После того, как Вы определились с цветовым решением композиции, крепим готовый эскиз в верхний угол мольберта, берем мочалку или мокрую губку и увлажняем бумагу. Это выполняется для того, чтобы смыть остатки жира с бумаги, тогда не будет скатываться краска. После заливаем тени, определяем свет, прорабатываем по рисунку основные полутона, где каждому из них будет свое место.
Замечание: работать с акварельными красками нужно деликатно, не более трех мазков в одном месте, иначе не будет просвечиваться бумага (в чем красота самой акварельной работы).
Первое время ставьте перед собой пример выполнения акварельной живописи. Писать акварелью нужно при дневном освещении. Стремиться закончить работу за короткое время не стоит, если исчерпан лимит наложения мазков желательно оставить все как есть – не спешите «испортить бумагу».
Чтобы стереть сухую акварель, нужно это сделать влажной кисточкой, вымакивая содержимое с бумаги. Желательно делать меньше ошибок, дабы работа была более качественной.
Также важно научиться натягивать планшет, ведь создавать полотна будет предпочтительно на натянутом планшете. Это нужно потому, что при рисовании акварелью используется много воды - что очень сильно коробит бумагу после высыхания.
На натянутом планшете работа будет выглядеть солидно и лист бумаги после срезания с планшета будет идеально ровным. Такую работу Вы сможете показать на выставке или даже продать.
Заключение!
В каждом деле нужно быть напористым и стараться сделать его как следует! Не спешите, правильно выбирайте цвета, гармонируйте их между собой и воплощайте свои фантазии на полотнах.
Талантливого вам исполнения и удачи в работе!
vremya-sovetov.ru
Базанова Елена. Советы в освоении техники акварели
Елена Базанова
Родилась в 1968 в городе Сланцы Ленинградской области.Закончила Санкт-Петербургский Академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона и Государственную Академию живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е.Репина (мастерскую книжной графики).С 1989 года активно работает с издательствами Санкт-Петербурга, c 1996-го иллюстрирует издания для детей.С 1995 года - член Союза Художников России.С 2006 года - член Общества Акварелистов Санкт-Петербурга.
Стихия воды и краски
Что же нужно знать пытливому художнику в освоении техники акварели, чтобы избежать ложного пути? И есть ли какие-то особые секреты акварельного мастерства?Предыдущее повествование о технике акварели, ее истории и особенностях материалов уже содержало ответы на некоторые вопросы. Теперь хотелось бы поделиться собственным опытом и навыками акварельной живописи, иллюстрируя рассказ фотографиями процесса создания некоторых работ. Быть может, читатель найдет в этом рассказе ответы на интересующие его вопросы.
МатериалыМы уже знаем, как важен правильный выбор материалов для живописи акварелью. Кроме основных материалов, художнику в работе могут понадобиться еще некоторые, и о них пока не рассказывалось. Вот список материалов с небольшими комментариями.
- Акварельная бумага профессионального качества, желательно, плотностью 300 г/кв.м.
- Акварельные краски в кюветах и тубах, выпускаемые для профессиональных художников различными известными производителями.
- Кисти разных размеров и форм, предпочтительно из беличьего волоса. Достоинства кистей в их мягкости, пластичности, хорошей форме набора, благодаря которому кисть способна нести много воды и который делает кисть, даже крупного размера, пригодной для работы с тонкими элементами изображения. Желательно иметь одну плоскую, тонкую, малого размера щетинную кисть с жестким, но стертым волосом, она пригодится для работы с контурами и деталями.
- Палитра. Лучше всего приобрести палитру из белого пластика, после обработки поверхности слабым абразивом вода на ее поверхности не скатывается в капли, а высохшие краски на палитре легко разводятся водой и продолжают быть пригодными для работы. Не рекомендуется использовать бумажные палитры, т.к. бумага впитывает воду, высохшие краски становятся непригодными для работы, кисти испытывают дополнительную нагрузку, трутся о поверхность и быстрее изнашиваются, к тому же из некачественной бумаги вымывается клей и попадает в живопись.
- Планшет для работы. Очень удобно, если его рабочая плоскость покрыта водонепроницаемым материалом, а боковые края деревянного подрамника, укрепляющего планшет, дают возможность закрепить бумагу на клей (хотя для натяжки бумаги с помощью клея лучше использовать специальный планшет или лист фанеры толщиной около 1 см). Проверенным и очень удобным материалом для укрепления мокрой и сухой бумаги является пластиковое органическое стекло толщиной около 4 мм.
- Клейкая бумажная строительная лента шириной около 4см, клей ПВА (поливинилацетатный), металлические зажимы, кнопки - это материалы для разных способов крепления бумаги и ее фиксирования.
- Марля медицинская или тонкая хлопчатобумажная ткань размером, превышающим размер акварельного листа по 1,5 см с каждой стороны.
- Губка морская натуральная среднего или малого размера.▫ Карандаш для нанесения рисунка мягкостью НВ или 2В; он должен быть тонко, аккуратно заточен и не должен царапать бумагу. Для тонкого линейного рисунка под акварель удобно использовать механический карандаш толщиной 0,5 мм.
- Ластик из двух частей: белого мягкого края и серого жесткого с примесью абразива. Для деликатной работы с бумагой лучше стирать карандашные линии мягким краем ластика. Он не портит и не пачкает бумагу. Жесткой частью удобно аккуратно стирать следы карандаша, когда живопись завершена, т.к. графит имеет свойство после работы с водой оставлять более прочный след на поверхности бумаги.
- Белые бумажные полотенца. Они очень удобны для собирания лишней влаги с листа и для отжима кисти.
- Линейку и ножницы также нужно иметь в своем арсенале.
- Фен.
- Контейнер с водой объемом не менее 1 литра. Воды должно быть всегда достаточно, чтобы чисто промыть кисть от краски. Воду надо регулярно менять и следить за тем, чтобы она сама не стала раствором краски. Разумно иметь дополнительный контейнер с чистой водой.
Организация рабочего местаИз-за технологических особенностей работы с акварелью необходимо организовать рабочее место по-особому. Материалы должны быть расположены доступно и удобно. Для этого используются табурет, тумбочка или столик нужной высоты. Что касается мольберта, то трудно рекомендовать какую-то универсальную конструкцию, все известные мольберты только частично соответствуют профессиональным требованиям. Главное для работы с акварелью - мобильность рабочей плоскости, потому что в процессе работы внезапно может понадобиться различный наклон планшета с живописью. При этом должен соблюдаться максимальный обзор рабочей плоскости без лишних параллаксов (перспективных искажений). Наверное, можно изобрести какую-то особую конструкцию для этих целей, но на практике оказывается удобным обходиться двумя стульями. На одном стуле (табурете) можно сидеть, на втором, с помощью съемной коробки высотой примерно 15 см (чуть выше уровня колен), достаточно удобно расположить горизонтально планшет с живописью. Важно, чтобы при работе рука с кистью была вытянута, а спина прямая. При таком положении угол обзора будет максимальным, а видимые искажения - минимальными. Чем крупнее размер листа с живописью, тем чаще нужно отходить и смотреть на нее с расстояния. В этом случае, может быть, лучше работать стоя, тогда работа будет располагаться на столе или специальном мольберте, но с обязательным условием мобильности наклона и контролируемой устойчивости планшета.При нанесении рисунка и для живописи по-сухому рабочую поверхность лучше установить на расстоянии вытянутой руки в наклонном положении, параллельном взгляду. Работать можно стоя, установив планшет на мольберте, и сидя, в этом случае планшет устанавливается на стуле со спинкой или на мольберте подходящей конструкции.На пленэре рабочее место может быть организовано еще проще: если нет удобного этюдника для работы стоя, то можно работать сидя на складном стульчике, планшет для этюда держать на коленях, материалы расположить прямо на земле, постелив вниз клеенку, чтобы ничего не растерять и не испачкать.Перед началом работы художник должен позаботиться о правильном освещении. Для живописи лучше всего подходит естественное дневное освещение, так как оно не дает искажений цветового восприятия. Если ситуация заставляет работать при искусственном свете, то надо постараться приблизить его по спектру цветового излучения к дневному. Свет галогеновых ламп считается оптимальным в сочетании с отраженным от белого потолка мастерской светом ламп дневного освещения. Источник направленного света должен быть с левой стороны (если вы работаете правой рукой), тогда не будет тени, падающей от руки, мешающей видеть освещенную рабочую плоскость.
Начало работы. КомпозицияПрежде чем приступить к работе, нужно ясно понимать, что вы хотите сделать и зачем. С этого начинается любой творческий процесс. Например, в кино сначала рождается идея, затем пишется сценарий, создается материальная база, собираются талантливые исполнители - только тогда режиссер начинает снимать фильм.Что есть сценарий в акварели? Прежде всего, это композиция, оформление идеи в композиционном решении. Такое решение может быть спонтанным, как озарение, угаданным или подсказанным чем-то увиденным. Но все-таки это обычно результат творческого поиска и непрерывной интеллектуальной работы, это выражение мысли и чувства в ритме, пластике, напряжениях и ударах линий, цветовых и тональных пятнах. Создание композиции - это создание программы действий. В этой работе участвуют логика, опыт, чувство и интуиция художника.Изображение может быть задумано в любом стиле или жанре. Работа может иметь реалистическое, декоративное или вообще лишенное всякой фигуративности решение. Но при этом надо помнить, что композиция сама по себе достаточно абстрактное понятие. Она является первоосновой в искусстве. В ее сути лежит представление о гармоничном устройстве мира. Древние художники и ученые даже пытались вычислить гармонию, и они оставили нам в наследство главный секрет всех идеальных пропорций - формулу золотого сечения .Глаз человека с рождения воспринимает гармонические, пропорциональные отношения, существующие в природе, как естественные, а в искусстве они являются основой симметрии, ритма, соразмерности и красоты. Можно проверить композицию логикой и математикой, что доказано в многочисленных ученых трактатах. Не углубляясь в подробности этого вопроса, заметим только, что в самых талантливых произведениях изобразительного искусства, принадлежащих к различным направлениям, подготовленный зритель всегда увидит гармонию внутреннего построения. Художники обычно говорят о своих творениях, что они "сложились", когда нельзя ничего ни убавить, ни прибавить, все стоит на своих местах и нет ничего случайного. Не об этом ли мы читали у Д.Судзуки: "Вещи красивы там, где они неизбежны".Истинный художник от природы одарен чувством гармонии и композиции, однако это качество в себе можно развивать и воспитывать.
Рисунок и рисование цветомИтак, прежде чем начать рисунок, необходимо внимательно изучить объект рисования, проанализировать, как элементы изображения соотносятся друг с другом.После того как вы полностью продумали и поняли, чего вы хотите достичь в будущей работе, и четко представили себе композиционное решение, можно сначала выполнить эскиз, а можно сразу приступить к рисунку. При этом постарайтесь не забыть ограничить его мысленными или легко нарисованными линиями, находящимися на расстоянии 1,5-2 см от края листа. Эти поля потребуются для натягивания бумаги и для оформления завершенной работы под паспарту, а если бумага уже натянута на планшет, то достаточно оставить поле около 1 см по периметру.Рисунок для живописи акварелью наносится легкими линиями, напоминающим паутинку, которые являются только подсказкой, намеком на форму и фиксированием композиционных направляющих. Необходимо хорошо чувствовать нажим карандаша, потому что твердым карандашом вы рискуете поцарапать бумагу, оставить вдавленный след, а мягким карандашом можно перегрузить ее графитом, так что он будет размазываться рукой во время работы и пачкать бумагу, к тому же грубые линии трудно стираются ластиком. Поэтому надо избегать ошибок в рисунке и лишних коррекций, стараться беречь поверхность акварельного листа. Иногда лучше делать предварительный рисунок, который переводится на акварельный лист через стекло с подсветкой.Нередко возникает пугающая проблема: во время живописи легкие линии рисунка теряются под красочным слоем. Как тогда ориентироваться в работе? Как писать сложные акварели, не сбиваясь и не нарушая рисунка? Ответ на этот вопрос один: надо хорошо чувствовать рисунок и композицию, помнить, что натура - это всего лишь подсказка, дающая эмоциональный импульс художнику. Профессионалы всегда отличают "срисовывание" с натуры от настоящего рисования, так же, как легко отличают фотографию, сделанную равнодушной техникой, от результата живого восприятия художника. "Срисовыванием" называют рисунок, сделанный без всякого отбора, фиксирующий объект изображения по принципу "похожести" путем передачи всех видимых внешних подробностей, это механический процесс копирования реальности без творческого поиска. Тогда как настоящий рисунок - это творческий процесс передачи сути изображения, содержания его внутренней формы, отбор наиболее характерного и важного для создания образа.Рисунок - это ваш сценарий ведения акварельной живописи: как и где поставить цветовые и тональные акценты, где использовать технические эффекты, как обыграть материальность того или иного предмета.Когда рисунок выполнен, необходимо вновь сосредоточиться и постараться зафиксировать его в памяти. Помните: процесс живописи - это не раскрашивание предварительного рисунка, а продолжение рисования кистью и цветом. Тогда во время живописи акварелью удастся преодолеть главную трудность - робость перед непокорным материалом и страх потерять рисунок. Только так появится возможность свободно, не допуская ошибок, "рисовать краской". Действительно, в акварели много случайности, но все же можно утверждать, что очень многое в удачах, "сложившихся случайно", предопределяется сформированным в сознании художника образом и его профессиональными навыками и опытом.
Подготовка бумаги к живописиНемалую проблему во время живописи водными красками создает мокрая бумага. Впитывая влагу, она сильно увеличивается в размере, образуя при этом на рабочей поверхности "холмистый рельеф с реками и озерами", куда устремляются бесформенные потоки живописной массы. Из этого положения видится один выход: работать по сухой бумаге, натянутой на планшет, и держать рабочую поверхность в наклонном положении, приближенном к вертикальному. При этом стараться быстро делать цветовые заливки, не давать бумаге сильно намокать и контролировать течение воды с растворенной в ней краской, которое в этом случае непременно будет происходить по закону земного притяжения, т.е. краска будет медленно или быстро стекать вниз. При такой методике, напоминающей архитектурные отмывки, бумага быстро снова становится сухой, не образуя ненужных "затеков". Но работать по-мокрому при сильном наклоне очень затруднительно, надо учитывать, что пока на листе есть заметная влажность, изображение будет "съезжать" вниз.Как правильно подготовить бумагу к живописи?В случае, описанном выше, лучше всего натягивать бумагу на планшет следующим образом. Смоченный с обеих сторон и слегка подсушенный лист акварельной бумаги укладывается на планшет, на края (под размер акварельного листа 1-1,5 см) или боковые деревянные стороны которого нанесен хорошего качества клей ПВА. Аккуратно прижимая бумагу к проклеенному планшету и слегка растягивая ее к краям, следим за равномерной растяжкой сторон и углов. Нельзя бумагу перетягивать, прилагать чрезмерные усилия, потому что при высыхании она сильно стянется и даже может лопнуть. Чтобы клей быстрее скрепил бумагу с планшетом, можно слегка подсушить место склейки феном.Есть другой способ подготовки бумаги к работе. В обращении к истории английской акварели XIX века уже рассказывалось о живописи по сырой бумаге с применением стиратора и мокрой ткани. Используя опыт многолетней работы в технике акварели и современные материалы, я сумела найти оптимальное решение контроля над влажностью бумаги. Благодаря этому бумага держит воду в течение длительного времени, что дает неограниченные технические возможности в живописи акварелью. Вот этот способ: на горизонтально установленный пластик (органическое стекло) надо ровно постелить мокрую тонкую хлопчатобумажную ткань. Для этой цели очень хорошо подходит марлевая ткань, благодаря редкому плетению она удерживает воду в ячейках между нитями. Затем на эту рабочую поверхность положить смоченный с двух сторон лист бумаги, проверить, чтобы не было бугорков и пузырьков воздуха под бумагой. Рабочая поверхность должна быть ровной. Края листа лучше немного прикрыть тканью для предотвращения их быстрого высыхания. После этого сразу можно приступать к живописи по-мокрому. Если требуется выполнение иных задач, то надо подождать, когда поверхность бумаги равномерно подсохнет, этот процесс можно ускорить с помощью бумажных салфеток или бытового фена. Легко поглаживая бумагу ладонью руки, проверяем степень ее готовности к работе. Такой подготовкой достигается уникальное состояние бумаги: она становится мокрая и сухая одновременно.Что это дает для живописи? Во-первых: живописная поверхность будет ровная в течение всего времени работы, независимо от используемой акварельной техники и от размера акварельного листа.Во-вторых: мокрая бумага будет так долго мокрой, как это потребуется, нужно только регулировать влажность ткани под бумагой (быстрота высыхания бумаги зависит от влажности воздуха, поэтому для стабильного состояния очень хорошо, если климат в мастерской не сухой и не слишком влажный). Широкой кистью или губкой всегда можно увлажнить лист с тыльной стороны и ткань под ним, если они начали высыхать. В-третьих: можно писать одновременно по-сухому и по-мокрому. Это не парадокс. Ведь мы получаем бумагу мокрой внутри и сухой снаружи. И если сделать мазок акварелью, то он не будет растекаться, так как подсушенная поверхность бумаги будет вести себя так, как если бы бумага была действительно полностью сухой. Если потребуется, можно дождаться естественного высыхания мазка или же подсушить его феном, тогда можно будет писать поверх него, как в технике по-сухому, при этом ничего не нарушив. Однако можно использовать уникальную возможность сохранять этот мазок влажным или даже очень мокрым долгое время. Внутри него можно писать по-мокрому и затем плавно списывать с другими частями живописи.
Ведение работы по-сухому и по-мокрому одновременноКогда бумага подготовлена таким способом к живописи, становится понятным секрет сочетания "мокрых" и "сухих" техник при одновременности процесса, а также секрет работы над светлыми деталями на темных фонах без кроющих белил и резерважа из клея. Таким образом удается делать большие работы, сохраняя при этом, где нужно, мягкость акварели и акварельные эффекты и достигая "сделанности" в деталях и материальности объектов изображения. Для иллюстрации сказанного воспользуюсь фотографиями и фрагментами описания процесса создания "Натюрморта с тыквами" (53х73см, бумага, акварель, 2005).
Живопись фонаИтак, когда бумага сверху стала сухой, натянута ровно, без бугорков воздуха, и имеет хорошую степень увлажнения снизу, я перехожу к ответственному моменту. Увлажняю слегка тонированной водой поверхность темного фона. Использую кисти разного размера, стараюсь не нарушить контуры зеленого побега тыквы, потому что фон должен быть контрастно-темным, а "выбирать" глубокий темный цвет, чтобы писать светлые детали, может быть очень сложно, не всякая бумага легко "отдает" тон и цвет.Теперь, помня обо всем, что необходимо для достижения нужного результата (о цвете, тоне, фактуре), пишу темный фон по-мокрому в пределах сделанной водной заливки.Сначала я вливаю нужный цвет, позволяю краске красиво растечься. Важно при этом контролировать количество краски и воды, чтобы добиться необходимого тона и насыщенности. Очень важная задача: взять в полную силу и в один прием тень рядом с золотым боком тыквы, только тогда может появиться "дышащая" глубина тени.Я "заложила" серый фон и теперь, чтобы ускорить процесс работы, подсушиваю живопись феном, но не до полного высыхания.Еще раз проверяю самые тонкие детали тонкой кистью, выявляя характерные линии и касания.
Списывание границНеобходимый этап: когда серый фон еще немного влажен, я "списываю" касания в тенях. Широкой кистью я увлажняю незакрытую цветом бумагу, позволяя краске из фона затечь, слиться с соседним пятном. Так достигается мягкость контуров, как в живописи по-мокрому. При этом я начинаю живопись цветом, так краска смешивается уже на листе, а не на палитре. Втекание фона в тень предмета - это хорошая основа для цветовых лессировок при дальнейшей живописи, когда достигается оптическое смешение цвета путем перекрывания одного живописного слоя другим.Еще один эффект необходимо сделать по почти сухому фону. Мокрой тонкой кистью, практически без цвета, просто водой, наношу текстуру дерева. Вода, вытесняя краску, делает красивые мягкие эффекты. Так пишу свет и фактуры.
www.art-katalog.com
Акварельные техники: 12 способов рисовать вместе с детьми
Рукотворчество Автор: Svetlana 30 Январь, 2014Идей для творчества много не бывает, а если в творческом процессе участвуют и дети — согласитесь, он часто становится не только творческим, но и исследовательским. С простыми техниками использования акварели, которые с новой стороны покажут нам свойства некоторых обычных предметов, знакомит нас сегодня в Гостевом посте Анастасия Борисова, автор блога English5.me — Английский для меня и моей семьи. Блог Анастасии не только о языке, но и о творчестве, так что сегодня мы идём на экскурсию в творческие кладовые и изучаем простые акварельные техники и приёмы.
Как много творческих и всесторонне развитых мам здесь, на Блоги Мам! И интересные находки поджидают нас на каждом шагу. Многие мамы, видя после каких-либо занятий невероятный результат работы своего 2-4 летнего ребёнка — пусть и не всегда такой, как задумывалось — восклицают: «Как оригинально и просто! Где этому учат?» Всем хочется cтать немножко волшебницей для своих детей.
Мне пришлось глубоко погрузиться в тему творчества на несколько месяцев, пока создавались мастер-классы для проекта A Craft a Day. И, конечно, с малышом мы не все техники освоили. Что-то ему ещё не понятно, что-то не интересно. Сегодня я хочу поделиться несколькими прикладными приёмами работы с акварелью. Используя их, можно получить удивительные и неожиданные эффекты, даже устроить физическую лабораторию, если мама достаточно подкована в вопросе. Безусловно, какие-то «фишки» вам известны. Но, возможно, вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее на художественные подвиги.
Вот и я, пользуясь простейшими приемами, я за 15 минут нарисовала зимний ландшафт, который муж посчитал достойным выставить на продажу. 🙂
Нестандартное использование материалов и разнообразие создаваемых эффектов дают ребенку ощущение «Я могу!», а маме, которая всю жизнь думала, что не умеет рисовать, позволяют преодолеть «Я не умею».
Акварель — штука текучая и непослушная. Мы будем использовать как раз эти её не всегда удобные свойства, создавая «шедевры» в основном «по-мокрому».
1. Crayon resistance effect — проявления воскового мелка
Это, пожалуй, самая распространенная техника. Восковым мелком или свечой наносится рисунок или надпись на лист бумаги, а сверху прокрашивается акварелью. Используя белый мелок или свечку, можно делать секретные записки или поздравления; жёлтый мелок создает эффект свечения; яркие голубые, зелёные и розовые под тёмной акварелью — неоновый эффект. Можно также совмещать эту технику с натиркой. Под лист кладем фактурную подложку (все, что найдётся дома) и сверху натираем плоской стороной мелка. Если делать это аккуратно, а подложить листики или какой-то рельефный объект, получаются отличные отпечатки.
2. Salt — соль по мокрой акварели
Посыпав на ещё влажный прокрашенный лист соль, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль-экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.
3. Blotting — выбеливание краски.
Удаляя сухой салфеткой с листа излишек воды и слой краски, можно нарисовать зимние ели, покрытые снегом, или пену морскую. Бледная луна или солнце получатся, если обернуть бумажной салфеткой тубус от туалетной бумаги и промокнуть акварельное небо. Даже уже высохший рисунок можно подправить, сбрызнув его водой и аккуратно потерев нужное место.
Если скомкать салфетку, и приложить её к голубому небу, по получатся очень натуральные облака.
Смятая салфетка позволяет получить также интересную текстуру. Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
4. Pressing — продавливание
На рисунке выше видна четкая надпись тёмными буквами (I …). Она сделана на мокрой акварели кончиком кисти (краска как бы стекается в продавленные ложбинки). Таким образом можно подписывать рисунок или добавлять детали. По тому же принципу действует помещение листа мокрой акварели с фактурным объектом на ней под пресс. Лучше всего, конечно, листья так отпечатывать. Но даже из перьев и ветки елки выходит неплохая декоративная картинка.
5. Splatter and spray — разбрызгивание
Зубная щетка плюс акварель помогут сделать дождик, снег, листопад, изобразить ветер. Интересно просто брызгать разными красками на сухой лист. Увлажненный лист даст совсем другой эффект. Можно будет понаблюдать, как капельки расплываются, сливаясь друг с другом в причудливый орнамент.
Разбрызгивать можно вокруг трафарета, или наоборот внутри него. Обеспечен неизменно оригинальный результат. Только не забудьте застелить газетами рабочее пространство, краска разлетается далеко.
6. Masking tape — рисование с помощью малярного скотча
Я с удивлением обнаружила, что вышеупомянутый скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес.
Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики на первом фото. Главное — этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить.
Кроме того, очень рекомендую закреплять скотчем лист по периметру перед началом рисования. Так он не «бегает» по столу, а рисунок сразу получается в аккуратной рамке.
7. Foam painting — рисование пеной
Весёлье и красивая текстура в одном флаконе. В ёмкости нужно смешать воду, немного жидкого мыла и много-много краски. Вручаем ребёнку трубочку и разрешаем выдувать пузыри. Как только вырастает высокая шапка, прикладываем к ней бумагу. Ребенка при этом лучше вовсе раздеть, чтобы потом проще отмыть было.
8. Alcohol and citric acid — алкоголь и лимонная кислота
Обе жидкости как бы «раздвигают» и «выедают» краску. Капля спирта дает эффект «рыбий глаз» (fish eye), при этом его летучесть может создать ещё дополнительные ареолы вокруг этого глаза, похожие на гало вокруг солнца. Очень необычно.
Лимонный сок хорошо расползается по свежей акварели, а на подсохшую уже никак не влияет. Он сам довольно сильно растекается, поэтому важно не переусердствовать. В идеальном варианте получаются вот такие «мохнатые» кляксы. Их после высыхания можно превратить в монстриков или еще кого-нибудь, добавив руки, ножки, глазки.
9. Stamping — штампование
На мой вкус, со штампами лучше работать красками погуще — гуашью, акрилом. Использовать можно всё, что под рукой, а также вырезать штампики из картошки, отпечатывать овощи на срезе и пр. Акварель хорошо подходит для создания текстур. Берем салфетку, окунаем в краску и оставляем следы, вполне похожие на камни, например.
10. Plastic cling wrap — пищевая пленка
Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.
Если сделать одно большое ровное «окошко», обрамленное морщинками, то после высыхания краски вы увидите, скажем, озеро, или полынью. На фото даже как будто роза получилась.
11. Blowing — раздувание
Еще один прием рисования трубочкой. И снова нужно дуть, но теперь как можно сильнее, гоняя капельку краски по листу.В итоге у вас получатся замысловатые деревья или просто смешные чудики, или, возможно, волосы для предварительно нарисованного персонажа.
Если хотите, можно позволить краске самостоятельно течь, куда ей захочется. Просто переверните лист вертикально, а потом пофантазируйте с ребенком, на это это похоже.
12. Light table — световой стол
Или окно, проще говоря. 🙂 Эта техника не для малышей, зато мама сможет создать галерею детских портретов при желании. Все родственники будут на год вперед обеспечены подарками. В детстве все, думаю, «сводили» картинки, прикладывая оригинал с белым листом к окну. А если взять фото? В фото-редакторах нужно добиться того, чтобы осталось 2 цвета — чёрный и белый (функция posterize).
Дальше есть несколько вариантов действий. Можно закрасить все белые места восковым мелком или свечкой, а потом пройтись акварелью. Получается интересно, но не очень чисто, потому что отследить, где мелок прошёлся, довольно сложно.
Можно просто карандашом обвести все белые пятна, а потом аккуратно остальное залить краской. Это не так долго и не так сложно, как кажется. Просто чуточку терпения и аккуратности, и у вас за детский дневной сон 3-4 портрета.
Если решите ставить дело на поток, то в хобби-маркетах лучше приобрести резервирующую жидкость для акварельной бумаги. Её кистью наносим на белое, сверху проходимся акварелью, а потом снимаем резерв, как пленочку с листа. Быстро, чисто, оригинально.
Творите с удовольствием!
Автор: Анастасия Борисова
Читайте также:
www.blogimam.com
ТЕХНИКА НАПИСАНИЯ РИСУНКОВ АКВАРЕЛЬЮ — Философия
Просмотров: 2850
Большинству из нас акварель известна с малых лет. Именно акварелью мы рисуем свои первые «каляки-маляки», которые так радуют наших родителей. В школе ей же рисуем на уроках рисования. Должно быть поэтому, мы относимся к этому художественному материалу, как к чему-то несерьезному, детскому. Однако увидев работы мастеров акварельной живописи, мы удивленно застываем перед их великолепием, поражаясь, что такое можно сотворить привычными для нас красками.
Акварель известна с древних времен. Ей рисовали в Древнем Египте, Индии и Китае. Средневековые миниатюры, нарисованные акварелью, опровергают стереотип о недолговечности этого материала. Китайская же акварельная живопись поражает своей гармоничной красотой и самобытностью.
Сам термин «акварель» пришел из «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини, который он написал в 1437 году. Это означает — «растворение краски в воде». Именно с его подачи водорастворимые краски начали называть акварелью.
Краска для рисования акварелью, ее состав и форма
Состав акварели бывает разным, но общее в нем то, что краска состоит из тонко-растертого пигмента и связующего вещества. Именно от связующего вещества и зависит форма в которой акварель продается, а также ее назначение. Пигмент может быть связан гуммиарабиком, декстрином или «сахарным леденцом». Например, хромовые виды пигментов (например, изумрудная зелень) не связываются гуммиарабиком, так как от этого со временем теряют способность растворятся. Для связи пигмента этой группы используют декстрин. Другим пигментам достаточно только «леденца» или меда, чтобы стать прекрасной, полноценно-ложащейся на бумагу акварелью. Кроме того, в профессиональную акварель может быть добавлена бычья желчь, которая препятствует сворачиванию пигмента в капли на бумаге. Некоторые акварелисты дополнительно добавляют бычью желчь в акварель при рисовании, чтобы достичь более равномерного покрытия рабочей поверхности краской.
Смотреть на видео мастер класс как быстро нарисовать человека акварелью
Итак, остановимся на нескольких видах акварели, которая распространена в современной школе живописи:
- • Сухая (твердая) акварель в плитках – чаще ее используют в чертежах и некоторых приемах акварельной живописи. Иногда ее покупают для детей, в школу, так как она недорога. Связующим веществом чаще служат столярный клей, картофельная патока или рыбий клей. В дорогих сортах этой краски может использоваться и гуммиарабик, и декстрин, но это бывает редко.
- • Полусухая (полутвердая) акварель, продающаяся в маленьких «ванночках» — кюветах. Эта акварель содержит пигмент, связанный гуммиарабиком, декстрином, вишневым клеем, с добавлением меда или глицерина. Ее поверхность, чаще, слегка липнет, когда ее избавляешь от фольги при первом использовании. Эта акварель используется на пленэрах, потому что идеально подходит для походных условий рисования. Можно сразу набирать нужное количество пигмента на кисть и смешивать краску уже на бумаге. Именно поэтому ее выбирают те, кто работает в технике «по-сырому» или «а-ля прима».
- • Акварель в тубах – это тип акварели с большим количеством меда, который делает пигмент пастообразным. Кроме того, в нее могут быть добавлены различные смолы, для пластичности и стойкости к истиранию. Эта акварель для того, кто работает лессировками, накладывая прозрачные оттенки краски послойно, медленно и вдумчиво.
- • Кроме того, сейчас существует тип краски жидкой, для аэрографии и для заправки специальных акварельных карандашей (наподобие фломастеров).
- • Так же можно встретить акварельные карандаши, выглядящие как обычные цветные, но с акварельным пигментом в сердцевине. Существуют и акварельные мелки, похожие на пастель.
Огромное количество видов акварели, дает художнику возможность воплотить любые фантазии и замыслы. При этом, чтобы освоить правила и приемы акварельной живописи не обязательно приобретать дорогие краски и кисти. Чтобы понять является ли акварель вашим материалом, достаточно неплохой медовой акварели, выпускающейся в плитках и предназначенной для школьного творчества.
Что нужно для акварельной живописи
Акварельная живопись дает возможность создавать необычайно воздушные, атмосферные, светящиеся изнутри, яркие работы. При этом акварель не требует таких огромных материальных затрат, как, скажем, масляная живопись. Отечественная художественная акварель выпускается вполне приемлемого качества, как, впрочем, и акварельная бумага. Акварельные краски в кюветах могут годами хранится не пересыхая, как масло или акрил. Для этих красок не требуется такого количества растворителей, разбавителей и медиумов.Если вы желаете научится рисовать акварелью, вам необходимо взять:
- • Художественные акварельные краски.
- • Акварельную бумагу формата А4 или А3, плотностью 250 – 300 г/м2.
- • Планшет можно сделать самим, взяв стекло, кусок фанеры или оргалита. Это необходимо, чтобы закрепить на нем бумагу.
- • Тонко заточенный простой карандаш ТМ (твердо-мягкий) и ластик для стирания, лучше ластик-клячку. Этот ластик, напоминающий пластилин, идеально подходит для акварельной бумаги, так как не травмирует ее поверхность.
- • Малярный скотч, кнопки или зажимы, чтобы закрепить лист бумаги на планшете. Это не позволит акварельной бумаге покоробится.
- • Чиста вода в двух емкостях: для промывки кистей и для разбавления краски.• Обычная дешевая пластиковая палитра белого цвета с углублениями, для смешивания необходимых тонов и цветов краски.
- • Тряпки или бумажные полотенца, для вытирания лишней влаги и краски с кистей.
- • Кисти, которые подходят для акварели. То есть: белка, пони, колонок, синтетика для уточняющих линий, щетина для приема «сухая кисть», широкий флейц для намачивания и тонировки бумаги. Если вы собираетесь рисовать на формате А4 или А3, то для начала можно ограничиться размерами кистей 2,3,6. Форма кистей — плоские и круглые. Можно приобрести круглую «единичку», для тонких линий, но это необязательно. С акварелью работают в основном белкой или колонком. Кисти из этого тип волоса набирают в себя много воды и прекрасно ее отдают бумаге, что для акварельной живопись очень важно.
Смотреть на видео инструкцию как быстро нарисовать дерево акварелью
Художественная поверхность для рисования акварелью
Акварельные краски – это материал, рисующий при помощи воды. В акварели свет и тень, форма и перспектива создаются при помощи размывок, лессировок, отмывок. Все приемы завязаны на прозрачности краски и ее способности размываться водой. Именно поэтому важно выбрать правильную основу, художественную поверхность. Идеальной поверхностью для акварельной живописи является бумага. Для этих красок выпускается специальная акварельная бумага, потому что она должна впитывать воду и при этом не коробиться при высыхании. Акварельная бумага еще на стадии изготовления пропитывается специальным клеем, который дает ей такие свойства. Плюс к этому, большинство видов качественной акварельной бумаги имеет в своем составе хлопок. Все это не дает бумаге раскисать, когда ее очень сильно мочат водой, а краске равномерно и правильно растекаться по ее поверхности, создавая плавные цветовые и тоновые переходы. Кроме того, акварельная бумага часто имеет разнообразную фактуру (неровную поверхность), что придает рисункам объем и позволяет применять различные художественные приемы, которые, например, в масленой живописи создаются за счет рельефных мазков.
Акварельная бумага для рисования бывает:
- • Разной плотности — от 80 г/м2 до 800 г/м2. Однако чаще в художественном магазине продается акварельная бумага в диапазоне от 200 г/м2 до 400 г/м2. Чем выше плотность бумаги, тем она качественней. Она не коробится, прекрасно впитывает воду и цветной пигмент и на ней легче рисовать.
- • Разной фактуры (крупное зерно, мелкое зерно, яичная скорлупа, фактура холста и т.д.). На рынке художественных материалов чаще представлены четыре типа акварельной бумаги с разной фактурой: торшон (Torchon), сатин (Satine) и грейн фин (Grain Fin) и ватман. Грейн фин – это бумага с легкой фактурной поверхностью почти гладкая, производится путем холодного прессования. Сатин – получают путем горячего прессования, и она практически гладкая. Ватман – это плотная и гладкая бумага, которая имеет только поверхностную проклейку. Торшон – это бумага без прессовки, которая имеет грубую шероховатую поверхность.
- • Изготовленной из чистой целлюлозы, с добавлением натурального хлопка или состоящей на 100 % из натурального хлопка.
- • В рулоне, в папках и нарезанной на листы определённого формата, в склейках с твердой подложкой (планшетом).
Смотреть на видео урок как самостоятельно нарисовать пейзаж акварелью
Конечно же самая дорогая акварельная бумага имеет высокую плотность, состоит из стопроцентного натурального хлопка, проклеенного на стадии бумажной массы, она проклеивается желатином и отбраковывается вручную. Эта бумага необходима художникам, создающим шедевры для истории или для продажи. Однако покупать такую для обучающегося новичка необязательно. Ведь дорогой материал может стать сдерживающим фактором для начинающего художника. Вы должны не бояться ошибиться или испортить бумагу. Ведь это и есть процесс обучения. В акварельной живописи очень сложно, практически невозможно, исправить ошибки. Испорченную работу придется выкидывать. Поэтому лучше остановится на бумаге приличного качества и среднего ценового диапазона, которая выпускается и в нашей стране. Учится рисовать акварелью удобней на бумаге А3 или А4. Миниатюры требуют определённого мастерства, как, впрочем, и шедевры больших форматов.
Основные техники акварельной живописи
Акварельная живопись разнообразна и включает в себя следующие основные техники письма:
- • «А-ля прима» — это тип живописи, когда картина создается в один прием. То есть: замысел обозначается в виде легкого наброска; цвет разносится цветовыми пятнами по поверхности; свет, тень и форма создаются при помощи размывок; а затем уточняются при помощи заключительных цветовых акцентов.
- • «По-сырому» — это техника письма по сильно пропитанному водой листу акварельной бумаги. Цвет, который создаёт настроение рисунка, формы и объекты, разносится по сырой бумаге цветовыми пятнами за счет влаги. Затем более тонкими линиями и цветовыми акцентами, по практически высохшей работе, уточняются детали рисунка.
- • Лессировками – это долгий кропотливый процесс, когда набросок наносится легкими линиями карандаша или серой акварельной краской. А затем работа пишется послойно. Цвета смешиваются прямо на бумаге, используя свойство прозрачности акварели, когда конечный цвет получается при просвечивании одного цвета из-под другого. Каждый слой краски наносится уже по просохшему предыдущему слою. Это классическая форма акварельной живописи. С ее помощью создаются воздушные, легкие работы, иногда очень напоминающие фотографии.
Акварельная живопись – удивительна тем, что сочетает в себе графику и живопись. Рисунок, перспектива и фактура создаются при помощи линии и особенностей бумаги. Это несомненный признак графики. Однако, как в живописи цвет в акварели становится тем, что дает работе настроение, объем и воздушность. Прозрачность краски и белизна поверхности бумаги дает акварелям эффект цвета, светящегося изнутри. Акварель капризна и требует от художника точности линий, но результат стоит потраченных усилий. Глядя на работы мастеров акварельной живописи, понимаешь, что никакой другой материал не способен дать такой звонкий и воздушный эффект цвета. Наблюдать за творчеством художника, пишущего в технике «по-сырому», сродни наблюдению за магическим действием, когда вода и мастерство человека создают шедевр за пару взмахов кисти.
Смотреть на видео как научиться рисовать акварелью
filosofia.ru
Основы живописи акварельными красками
Живопись акварельными красками снова в моде. Почему невозможно сделать копию акварельного рисунка и в чем секреты акварельных красок? Ежегодно в разных странах мира проводятся фестивали акварельной живописи. Работы, взявшие призы, поражают в первую очередь своей реалистичностью. Конкурсные работы совсем не похожи на живопись акварельными красками – перед вами, скорее, фотографии с яркими и в то же время натуральными цветами, четкими контурами, интересным сюжетом.
Живопись акварельными красками завоевала популярность не сразу. Ее расцвет – конец XIX века. Акварель вошла в моду, когда изменилось мировоззрение: люди по-другому стали оценивать себя, местность, в которой они живут, красоту природы. Акварель стала востребованной, когда человек в большей степени стал осознавать зыбкость Красоты и своего бытия.
Может быть, именно этим – осознанием хрупкости мира – и вызван нынешний ренессанс акварели?
Живопись акварельными красками - без права на ошибку
Говорят, что невозможно сделать точную копию акварельного рисунка, потому что акварель – это стиль, настроение, свет, гармония природы и замысла художника, то есть то, что повторить невозможно. Главная особенность живописи акварельными красками – пластичные цветовые переходы, атмосферные эффекты, оптические иллюзии, которые пронизывают изображение.
На акварельном рисунке краски незаметно переходят и проникают друг в друга. Часто акварельное полотно – это размытые цветовые пятна: чем больше размыто пятно, тем больше секретов в картине, тем лучше работает воображение зрителя – оно проникает через слой красок в замысел художника.
Акварель – сложный материал, который во многих случаях не терпит исправлений. Желание подправить часто приводит к размытым непонятным цветам, грязи. Поэтому мастер живописи акварельными красками – это профессионал с большой буквы, способный нарисовать шедевр за ограниченное количество часов, нанося мазки на бумагу только один раз.
Краткая характеристика основных техник работы акварельными красками
- По степени влажности бумаги различают акварель «по-мокрому» и акварель «по-сухому». При первом способе акварельные краски наносятся на влажный лист - эта техника позволяет достичь легкости, прозрачности, «размытости» изображения. Существуют специальные технические приёмы, позволяющие держать лист влажным во время работы. Во втором случае краски наносятся на сухой лист – этот способ позволяет получить четкие контуры, чистые и насыщенные цвета. Практикуется и комбинированный стиль работы. Иногда мастеру акварельной живописи приходится работать очень быстро: техника, когда работа рисуется быстро, на одном дыхании, называется а la prima. Мазок в таком случае наносится только один раз.
- По количеству слоев различают однослойную и многослойную акварель (или лессировку). Последнюю используют, когда хотят получить видимые границы мазков, добиться от рисунка некоторой фактурности. Небрежные на первый взгляд мазки многослойной живописи акварельными красками способствуют созданию ярких, реалистичных, объемных картин.
Иногда акварельные краски используют как вспомогательное средство в других видах живописи, или, напротив, дорабатывают акварельные рисунки другим художественным материалом. Чаще всего акварель используют в сочетании с масляными красками, темперой, пастелью.
Профессиональные акварельные краски
Все мы знаем, что представляют собой детские акварельные краски. Они, как правило, продаются в круглых кюветах, чтобы ребенок мог вволю смешивать прямо в них воду и пигмент. Профессиональные краски выпускают в прямоугольных кюветах или в тубах - так удобно контролировать расход материала.
Известно, что белый цвет в акварели не используется - в качестве белого цвета в живописи акварельными красками выступает фон бумаги: прозрачные краски гармонично ложатся на белый лист и становятся светящимися. Что касается кистей, то акриловые краски любят «синтетику», а вот акварельные – больше склонны к кисточкам натуральным. Для акварельных рисунков хороши кисти из колонка и белки.
«Невская палитра» – лучший выбор для живописи акварельными красками
Больше всего комплиментов от художников в Королеве заслужили наборы профессиональных акварельных красок «Ленинград» (сейчас - «Санкт-Петербург») и «Белые ночи» ЗКХ «Невская палитра». Достоинства этих наборов:
- натуральные, чистые, яркие, прозрачные цвета;
- качественные пигменты;
- стойкость цвета после высыхания;
- экономичность.
Акварельные краски «Сонет» относятся к бюджетному варианту и подойдут больше для начинающих художников. Живопись акварельными красками – довольно дорогое удовольствие, но профессионального набора художнику хватит на много лет. Наборы красок от солидных производителей дополняются удобной пластиковой палитрой, кисточкой; могут выпускаться в подарочных деревянных футлярах. Также акварельные краски можно купить поштучно.
Какие сюжеты любит акварель?
Акварельным техникам подвластны любые сюжеты. Врубель мастерски рисовал акварелью портреты и сюжетные зарисовки. Но больше всего (взаимно) акварель влюблена в пейзаж. Живопись акварельными красками – это хрупкая молодая осень, когда цветут хризантемы и астры, листья только начинают желтеть, природа жива, краски яркие, но уже чувствуется какая-то зыбкость, неизбежность холода и дождей.
Акварель – это настроение, это иллюзии и мотивы, это проникновение, хрупкость наших чувств, визуальное воплощение нашей мечты. Такова современная акварель.
Похожие статьи:
Как выбрать бумагу для рисования
По большому счету, плохой и хорошей бумаги для рисования не существует – для этого вида искусства подходят практически все варианты. В целом же многое зависит то того, какие задачи ставит перед собой художник, чем он планирует выполнять рисунок и что именно хочет изобразить.
Подробнее...Вспомогательные средства для водорастворимых красок
Вспомогательные материалы для водорастворимых красок – это специальные вещества или предметы, при работе с которыми художник-живописец имеет возможность изменять состав или структуру краски, применяемой для создания определенных эффектов, задуманных им. В принципе, вспомогательным средством может быть любой предмет или инструмент, кроме основных рабочих, необходимый художнику для реализации своих творческих авторских замыслов.
Подробнее...Как выбрать аэрограф и компрессор
Те, кто начал заниматься моделированием, скорее всего, придут к необходимости приобрести аэрограф. Это устройство, которое позволяет наносить краску на поверхность методом распыления. Подробнее...
Натяжка, проклеивание и грунтовка холста
Прежде чем создать произведение искусства, навеянного творческими фантазиями, художнику сначала придется столкнуться с делами земными, проявив практичность и внимание к мелочам при выборе или создания холста для работы. Художественные магазины предлагают большой выбор готовых холстов, но некачественная проклейка, поведенная рама, грунтовка не того качества могут испортить картину и доставить неудобства в процессе работы.
Подробнее...xn-----6kcamcjqgkdybocvdqga5b6c4b2v.xn--p1ai