смерть Фото со стоков и изображения. Картины смерть
Образ "девочки-смерти" по имени Белая. Художник Загаровский Сергей
Немного забегая вперед, несмотря на всю "ужасность" тематики смерти и ее изображения, рисунки Загаровского Сергея все же отличается добротой, драматизмом и интересной фантазией. Причем, на саму смерть начинаешь смотреть немного под другим углом.
Наверняка, многие скажут, как можно вдохновляться смертью? Тут даже дело не в самой смерти, а в ее подаче и интересных идеях художника. Каждый рисунок — как маленькая история.
Автор рисунков — Загаровский Сергей, родился я в 1976 году 29 мая в г.Благовещенске. По образованию — учитель рисования. Участвовал в одном из международных конкурсах современного искусства, где занял второе место.
Приятного просмотра!
www.livemaster.ru
Образ смерти в искусстве • SHAINURAU
Образ смерти очень неоднозначен не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в философии. Существует множество его интерпретаций. Различные направления и течения в философии по-разному трактуют смерть. Искусство постоянно обращается к данной теме. Можно говорить о связи между философией и искусством. Эта связь позволяет более глубоко вникнуть в суть их взаимоотношений. Ещё в средневековой поэзии странствующие сказители в своих произведениях часто обращались к теме смерти, как бы пытаясь ответить на философский вопрос: «Почему перед тобой все равны?». Действительно, смерть уравнивает всех: богатых и бедных, царей и нищих.
Не следует забывать об огромном влиянии различных мифов и мифологии в целом на такое явление в искусстве как образ смерти. Художники всегда обращались и будут обращаться к этой теме несмотря ни на что. Но мифология, описывая смерть, вносит свои коррективы в сознание творящего человека. Таким образом, мифы оказывают воздействие на формирование данного образа. Ведь именно из них взяты многие описания самой Смерти, загробной жизни и т.п. В мифах люди предугадывают своё будущее или объясняют прошлое – то, что нельзя понять рационально, логично.
Смерть – явление неизбежное, которая не минует ни богатого, ни бедного. На вопрос «Что ждёт всех там, за чертой, где находится смерть?» в первую очередь пытаются ответить все верования и религии народов. Ученые-философы пытаются осмыслить проблему смерти уже много столетий. Свое видение вопроса предлагают и многие живописцы. Раскрывают они эту тему как с трагической стороны, то есть, отображая художественными средствами смерть на Земле, так и с мистической, показывая потустороннюю жизнь в том виде, как они себе это представляют. Но, как бы это ни выглядело, такая тема очень неоднозначна в понимании для конкретного человека, обратившегося к этой теме. Её сложность состоит в необычном восприятии зрителем образа, созданного автором. Ведь всё, что знает обычный человек о смерти, либо подсмотрено из жизни, либо взято из всевозможных религиозных верований или творений различных авторов – писателей и художников. Сегодня огромнейшее влияние на формирование образа смерти в сознании людей оказывают созданные художниками картины на эту тему. Сильное воздействие в современном мире информации также оказывают живопись, графика, фотография и, безусловно, театр и кино. Поэтому можно сказать, что сегодня восприятие и осознание смерти как сопутствующего жизни явления создаётся по большей части именно художниками и людьми искусства, которые в связи с особенностью своей деятельности оказывают сильное влияние на умы людей.
Тема смерти как лейтмотив пронизывает западноевропейскую культуру второй половины XIV-XV столетий. Во фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, ксилографиях, гравюре на меди постоянно встречаются сюжеты «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Тема смерти широко проникает и в иллюстрации первопечатных изданий — разного рода листовок, религиозно-дидактических сочинений, а также в произведения светской литературы: примером может служить гравюра «Imago mortis» с танцующими скелетами во «Всемирной хронике» Гартмана Шеделя. Смерть предстает здесь то как старуха с косой, проносящаяся над землей на перепончатых крыльях летучей мыши, то в виде мертвецов с остатками плоти на костях, то в виде скелетов. Триумфальные танцы скелетов, погоня мертвецов за людьми, нескончаемые хороводы, куда мертвые вовлекают живых, гримасничающие черепа кладбищенских оссуариев, леденящие кровь картины тления – таков неполный репертуар образов смерти в искусстве второй половины XIV-XV столетий.[2,142].
Теме смерти в своём творчестве отдали дань практически все великие художники. Наверное, трудно найти среди них мастера, хотя бы раз не обращавшегося к таким сюжетам. Среди них и И. Босх, и А. Дюрер, и Ж.-Л. Давид, и С.В. Иванов, и многие другие художники, которые, так или иначе, писали картины, посвящённые теме смерти. Львиную долю всех полотен занимают картины, связанные с библейскими сюжетами («Распятие», «Оплакивание», «Положение во гроб»). Например, В.Д.Синюков в своей работе пишет, что аллегорическая фигура Смерти впервые в христианской иконографии изображена в образе летящей страшной фурии с косой, оставляя позади себя горы трупов людей разных возрастов и сословий, души которых либо возносятся на небеса, либо низвергаются в адское пламя. Она не внемлет мольбам древних стариков и старух, жалких слепцов и убогих калек, а устремляется прямо к изысканному обществу музицирующих дам и кавалеров, не подозревающих о ее приближении. Так описывается образ смерти в серии фресок «Триумф Смерти» в пизанском Кампосанто.[4,32].
Смерть Марата, Ж.-Л. Давид, 1793г.Тема смерти прослеживается и у белорусских художников. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в народной памяти. И поэтому многие белорусские мастера не могли пройти мимо этой волнующей темы. Холсты, выполненные в суровые годы войны, доносят тревожную атмосферу тех дней. Картина Я. Зайцева «Похороны героя» посвящается белорусским партизанам. Широкое обобщение всего пережитого народом за годы Великой Отечественной войны даёт в своём творчестве М. Савицкий («Танец с факелами» (1978 г.) из цикла «Лічбы на сэрдцы»). Эта тема прослеживается и у таких белорусских художников как В.А. Лагун («Жизнь продолжается» (1967 г.)), И.И. Белонович («Память» (1969 г.)), Л.А. Дударенко («Освобождение» (1975 г.)). Однако в этих работах тема смерти показывается как способ выражения большой патриотической идеи, для возвышения того или иного героя. Белорусских художников волнует не столько смерть как таковая, а сколько возможность драматизировать и передавать идею героики через образ смерти. Как писала А.В. Аладова в своей статье: «Стремление соединить жизненную достоверность изображения с выявлением глубокого исторического смысла, этического, гражданского и патриотического значения отображаемого события становится в дальнейшем ведущей тенденцией развития белорусской живописи».[1,5].
Тема смерти продолжает существовать и развиваться. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, осваивается современными художниками энергично и многогранно. Это сказывается в разнообразии жанров и средств выражения, которыми они пользуются. Картины доносят до нас переживания, мысли и чувства вдумчивого и чуткого художника. На современном этапе развития тема смерти стала изменяться. Это закономерно. Сегодня художников волнует уже не столько сам факт смерти, образ Смерти, а больше передача тонких эмоций, внутреннего мироощущения человека. Этот мрачный образ позволяет более глубоко и трагично передать главную идею художественного произведения. Например, автор данного текста наряду с другими обращался к теме смерти. Это привело к написанию им дипломной работы под названием «Марена» (2009 г.). В картине используется образ древнеязыческой, славянской богини смерти, которая являлась проводником душ умерших на сторону Темноты. Ей противопоставляется стоящая на коленях молодая девушка, которая провожает своего родного человека в мир иной. Не только скорбящая фигура, а и вся композиция передаёт глубокий трагизм и внутреннее напряжение ситуации. Автор в своей работе показывает образ Марены, которая не является отрицательным героем, а несёт в себе черты милосердия и сопереживания. Рядом с жизнью всегда находится смерть, которая сопровождает нас от самого рождения. И, как бы художники не трактовали данный образ, хочется верить, что искусство всегда будет стремиться передать идею торжества творческих сил, любви над смертью и безысходностью.
Список литературы:
- Белорусская советская живопись. – Мн.: Беларусь, 1978. – с. 5.
- Нессельштраус, Ц.Г. «Пляски смерти» в западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа средневековья и Возрождения // Культура Возрождения и средние века. – М., 1993.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1992. – Т. 2. К–Я. – с. 456-457.
- Синюков, В.Д. Тема «Триумфа Смерти». К вопросу о соотношении символа и аллегории в искусстве позднего европейского средневековья и итальянского Треченто // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. – М.: Наука, 1997. – с. 32-33.
УДК 7,0Материал опубликован в книге «Изобразительное искусство в системе образования: материалы VI Международной научно-практической конференции, Витебск, 15-16 октября 2009г. / Вит. гос. ун-т; под ред. В.П, Климовича, Д.С. Сенько. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. — 311с.»
Вячеслав Шайнуров, Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
Похожие записи
shainurau.com
ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (СМЕРТЬ ЗНАМЕНИТЫХ ХУДОЖНИКОВ.)
Теме "Смерть художника" у меня в рубрике "Живопись о живописи" уже был посвящен отдельный пост
. Вот собралась еще небольшая галерея, которую представляю вашему вниманию.
Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio, 1488/1490 - 1576) — итальянский живописец эпохи Возрождения, его имя стоит в одном ряду с Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился, как портретист. В возрасти тридцати лет его признали лучшим живописцем Венеции.Alexandre-Jean-Baptiste Hesse (French, 1806–1879) Honneurs funèbres rendus au Titien, mort à Venise pendant la peste de 1576 (Последние почести, оказываемые Тициану, умершему в Венеции во время чумы 1576 года). Musée du Louvre, Paris
В 1575 году в Венеции началась эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умер 27 августа 1576 года. Его нашли в собственной мастерской на полу мертвым с кистью в руке. Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини, прозванный Франча (Francesco Raibolini or Francia, 1448/1450 - 5 января 1517) - итальянский ювелир, медальер, гравёр, скульптор и живописец из Болоньи. Был придворным художником при дворе Мантуи.
Nicolas-Antoine Taunay (French, 1755–1830) A Morte de Francesco Francia à vista da "Santa Cecília" de Rafael (Смерть Франческо Франча при виде "Святой Сецилии" Рафаэля). Private collection São Paulo, Brazil
О смерти художника подробно пишет Джорджо Вазари в своем трактате «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»: «Когда же до Франчи дошла великая молва о божественных картинах Рафаэля, он пожелал взглянуть на его произведения, но, будучи уже старым и живя в достатке, предпочел спокойную жизнь в своей Болонье. Вскоре случилось так, что Рафаэль написал в Риме для кардинала деи Пуччи Санти Кватро на доске алтарный образ св. Цецилии, который надлежало отослать в Болонью, дабы поместить его в капеллу при церкви Сан Джованни ин Монте, где находится гробница блаженной Елены даль Олио; и вот, забив картину в ящик, он направил ее Франче, который как друг должен был поместить ее на алтарь этой капеллы в раме, им самим для нее заготовленной. И Франча это весьма оценил, так как получил возможность увидеть работу Рафаэля, к чему он так стремился. Он распечатал письмо, написанное ему Рафаэлем, в котором тот просил его, если на картине окажется какая-нибудь царапина, устранить ее и подобным же образом, если найдет какую-либо ошибку, дружески ее исправить; и вне себя от радости он при хорошем освещении приказал вынуть из ящика названную картину. Но таково было охватившее его изумление и так велико было его восхищение, что, признав свое заблуждение и глупые притязания безумной самоуверенности, он с горя заболел и очень скоро умер. (…) Потому-то Франча, полумертвый от ужаса и красоты картины, представившейся его глазам, и, сравнивая ее с теми, которые он сам написал и которыми он был окружен, совсем растерялся. Он спешно поместил ее в церкви Сан Джованни ин Монте в той капелле, куда она была предназначена, а через несколько дней слег в постель, все еще вне себя, так как ему казалось, что для него в искусстве вроде как ничего не осталось по сравнению с тем, что он сам о себе думал и за что его почитали. Так он и умер, как некоторые думают, от горя и от тоски, которые случились с ним от слишком пристального созерцания живейшей живописи Рафаэля. Однако другие говорят, что смерть его была столь внезапной, что по многим признакам можно предположить скорее отравление или удар, чем что-либо другое. Франча был человеком благоразумным, в полной силе и вел жизнь весьма правильную. После смерти он с почестями был погребен детьми своими в Болонье в 1518 году.
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens, 28 июня 1577 - 30 мая 1640) – южнонидерландский (фламандский) живописец, виртуозный мастер портрета и пейзажа европейской живописи эпохи барокко.
Mattheus Ignatius van Bree (Belgian, 1773-1839) De dood van Peter Paul Rubens. 1827 г. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerpen
Mattheus Ignatius van Bree (Belgian, 1773-1839) De dood van Peter Paul Rubens (sketch). 1827 г. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerpen
В последнее десятилетие жизни художник бросил дипломатическую карьеру, в 1630 году он вернулся в родной Антверпен, женился на 16-летней дочери друга, Елене Фурман, в 1635 году приобрел брабантское поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры, в 1640 году художник умер.
Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 - 19 ноября 1665) — французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма, долгое время жил и работал в Риме. В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен приехал в Париж, Людовик XIII назначил его своим первым живописцем, но интриги завистливой местной художественной элиты вынудили его в 1642 году отправиться в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней, умер художник осенью 1665 года.
François Marius Granet (French, 1775-1849) Mort de Nicolas Poussin.
François Marius Granet (French, 1775-1849), Félix Bracquemond (French Engraver, 1833-1914) Mort de Nicolas Poussin.
Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck, 22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.
Egidius Karel Gustaaf Wappers (Belgian, 1803-1874) Van Dyck mourant.
С 1632 года живописец проживал в Лондоне, работая придворным художником короля Карла I. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Он совершил две поездки в Париж. Потерпевший неудачу во всех своих замыслах, больной художник вернулся в Лондон. Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Англии в возрасте 42 лет, по завещанию художника он был погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.
Адольф Вильям Бугро (Adolphe Williams Bouguereau, 30 ноября 1825 - 19 августа 1905) — французский живописец, крупнейший представитель салонного академизма, автор картин на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты.
F. Scott Hess (American, born 1955) The Death of William Adolphe Bouguereau. 2011 г.
Об истории создания этой картины автор – художник Скотт Хесс рассказал в одном из интервью: «Когда я учился на первом курсе в университете Лоуренса (1973-74), лекции по истории искусств проходили в зале, где была вывешена большая часть коллекции картин этого университета искусств. Была там огромная картина - нимфы в окружении путти, французского академиста Адольфа Уильяма Бугро. На лекциях его имя и творчество регулярно порочили, представляя образцом той ужасной живописи, против которой восстали импрессионисты и представители стиля модерн. К концу триместра студенты ручками и карандашами сделали в этой картине Бугро более двадцати маленьких отверстий. В то время стоимость картины, вероятно, была очень низкой, а сегодня за нее можно было бы просить миллионы, по крайней мере, если бы она не подверглась такому глупому акту вандализма. Впрочем, мне все равно, сколько стоит эта работа Бугро сейчас, я знаю, что он мог так нарисовать мягкую женскую плоть, как сможет не всякий художник. Вот я и решил из старого эскиза, который мне казался вульгарным, сделать картину о смерти этого известного академического художника. Бугро провел большую часть своей жизни, счастливо живописуя красивых девушек и женщин. И я почувствовал, что это было бы интересно изобразить, что мертвого художника выбрасывают из окна его мастерской в Ла-Рошели девушки в черных трико из труппы танца модерн».
Как я понимаю, в картине художник изобразил аллегорию отрицания некоторыми современными творцами классики прошлого, это образ того, как дырявили ручками картину известного мастера студенты, которые сами учились «на художника».
Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманишвили, 1862 - 5 мая 1918, Тбилиси) - известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.
Гиви Ираклиевич Сипрошвили (род. 1940) Смерть Пиросмани. 2005 г.
Как художник до 1912 года Пиросмани не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах. Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.
Густав Климт (Gustav Klimt, 14 июля 1862 - 6 февраля 1918) – австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.
Egon Schiele (Austrian, 1890-1918) Gustav Klimt auf den Totenbett (Густав Климт на смертном ложе). 1918 г.Egon Schiele (Austrian, 1890-1918) Gustav Klimt dans la mort. 1918 г.
Не удивительно, что Климта на смертном ложе запечатлел Эгон Шиле. Он считал себя учеником Густава Климта, они впервые встретились в 1907 году, Климт был старше Шиле на 28 лет, с тех пор Шиле нашел для себя в лице Климта наставника и покровителя. Мэтр выставлял картины молодого коллеги вместе со своими, знакомил Эгона с выгодными покупателями - коллекционерами. Многие современники рассматривали Шиле, как наследника Климта. Густав Климт умер в возрасте 56 лет в Вене 6 февраля 1918 от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене. Множество картин остались незаконченными. Удивительное дело, но спустя восемь месяцев после смерти Климта 28-летний Эгон Шиле, заразившись от своей беременной жены Эдит гриппом «испанка», тогда свирепствовавшим в Европе, 31 октября 1918 года умер, тремя днями позже после смерти своей жены.
parashutov.livejournal.com
смерть Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#32768593 - Afterlife and rebirth concept as a group of leaves shaped as..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#22300085 - A troubled young man walking into the light
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#30581529 - Death skeleton characters with and without scythe, suitable..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#55431147 - Matches symbolizing human life cycle in different ages from birth..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42419683 - Death skeleton statue symbol tombstone in the cemetery.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48238874 - a electrocardiography exitus illustration in dark screen background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#54924107 - Old dog wearing angel wings and golden halo laying on clouds..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48361280 - Life and death on a floating island at sunset.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42068852 - Dead patient in hospital corridor
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42777844 - Family in guard of honor at funeral, only torso of people to..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46510562 - Creepy old skull close up on black background, death and mystery..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43846006 - The devil, 3D render of grinning red devil and hellfire
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34579590 - A woman smokes a cigarette, her hand and her mouth blackened,..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#32508073 - Yellow and black vector isolated Mexican trditional sugar skull,..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38693108 - Screaming human face pressing through fabric as horror background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37911649 - Straight road through Death Valley, California, USA
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35374631 - Family life insurance sign icon. Hands protect human group symbol...Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47355223 - Life transformation concept as a hand reaching out tranforming..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46894440 - Old senior couple in love holding hands
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
Картины, описание картин — Смерть Марата, 1793.
«Слава Франции», художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля. Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений. Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины, и блестящие реалистические портреты. Его полотно «Смерть Марата» является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.
Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание «живописец революции», был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению и впоследствии стал членом комиссии по делам искусств. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюцион ерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить.
Марат был тяжело болен, но даже больным продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. 13 июля 1792 года к нему пришла неизвестная женщина. Ее не пустили к Марату, потому что он чувствовал себя в этот день особенно плохо. Женщина вернулась во второй раз уже к вечеру. Привратнице она сказала, что она пришла по важному и срочному делу. Привратница не захотела ее впустить, но незнакомка настаивала. Шум спорящих голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал там, потому что вода несколько смягчала боль. Марат приказал впустить посетительницу. Это была Шарлотта Корде. Через несколько минут раздался крик. Когда жена Симона бросилась к нему, ее чуть не сбила с ног стремительно бросившаяся к входной двери убийца. Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож в его тело.
На следующий день в Конвенте гражданин Гиро, глава делегации от народа, заявил: «Наш взор еще ищет его среди Вас, депутаты. А он уже мертв и покоится на смертном одре. - И, обращаясь к Давиду, воскликнул: - Где твои кисти, Давид? Ты запечатлел для будущих поколений облик Лепелетье, погибшего, чтобы его родина была свободна. Ты должен написать еще одну картину. Ты знаешь какую, Давид!»
«Я готов», - ответил художник.
Давид хорошо знал Марата, дружил с ним, восхищался его полемическими статьями. Когда в апреле 1793 года жирондисты хотели арестовать Марата в зале Конвента, Давид бросился на его защиту. Накануне смерти Марат принял Давида и еще нескольких членов Конвента в той самой ванной комнате, в которой впоследствии был убит...
Давида работал напряженно и быстро. Склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем, из-под которого выбиваются пряди волос, и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающим ся линиям, как на гравюре.
Картина поглощала все время Давида, свободное от дел. Он работал над ней и ночью, при свечах, а засыпая, видел ее во сне. Было страшно хоть на миг прервать работу. Художник боялся, что память не выдержит колоссального напряжения и жившая в его сознании картина последних дней Марата начнет стираться. Но воспоминания делались все острее, а временами становилось нестерпимо от почти физически ощущаемой боли. Картина была создана всего за три месяца, потому что все способствовало созданию подлинного произведения искусства - и личная дружба, и драматическая сила события, и художественное мастерство живописца.
Но как изобразить страшную минуту смерти Марата? Давид понимал, что только сдержанностью, только простотой изображения можно добиться этой цели. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. В прежних картинах Жан Луи Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии.
Жан Луи Давид изобразил мертвого Марата в скудно освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, - все это делает картину похожей на надгробный памятник. Короткая надпись: «Марату - Давид» - еще больше усиливает это впечатление.
В руке Марата самое письмо, полученное Маратом за час до смерти: «13 июля 1793 года: «Анна-Мария-Шар лотта Корде. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательно сть». На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.
Да, Давид действительно был документально точен, поэтому на его картине все изображено, как было: и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан, и чернильница, и бумаги. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Депутаты молча смотрели на холст, который оказался неожиданно простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата - мертвого и одновременно живого.
Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «Они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями» . Но после термидорианског о переворота картины были убраны, и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
www.art-drawing.ru
История картины «Смерть Ипполита» - Художественная галерея
У Рубенса есть картина «Смерть Ипполита». Почему погибает юноша, нарисованный на картине, кто он? Что за чудище его преследует из морских глубин? Легенда говорит, что его сгубили две вещи: пренебрежение Афродитой и любовь мачехи.
Мачеха, влюбленная до безумия в пасынка, – Федра. Когда мать Ипполита – царица амазонок – умерла, его отец женился на Федре, дочери критского царя Миноса. Юноше в то время было, вероятно, лет 17 – возраст, в котором начинают постигать таинства и прелести любви.
С Ипполитом, однако, дело обстояло совсем иначе – он был равнодушен к женскому полу (и нигде нет указаний на то, что он предпочитал мальчиков, – видимо, потому, что еще не был зрелым мужем). Кажется, это первое упоминание в литературе о мужской фригидности.
И все было бы ничего – ну, живут люди без любви, хоть мужчины, хоть женщины, и живут себе. Но богиня любви Афродита решает наказать Ипполита, который пренебрег не только природой, но и самой богиней (как ей показалось). Наказание было, мягко говоря, нелогичным и необычайно жестоким:
Того, кто власть мою приемлет кротко, Лелею я, но если предо мной Гордиться кто задумает, тот гибнет. (Здесь и далее – цитаты из трагедии Еврипида «Ипполит»)
Самым неприятным для Афродиты, видимо, было то, что Ипполит поклонялся другой богине:
А меж богов сестры милее Феба, И Зевсовой нет дочери ему.
Афродита здесь говорит об Артемиде, всегда юной богине охоты, плодородия, женского целомудрия, с которой Ипполит проводит все свое время.
Артемида – одна из богинь, над которой у Афродиты не было власти. Видимо, поэтому Афродита не могла прямо наказать отступника. В ее голове рождается адский план: влюбить в Ипполита Федру, жену Тесея, затем вызвать у Тесея приступ жестокой ревности и заставить его Ипполита убить.
Но Тесей не мог без посторонней помощи убить собственного сына – внука морского бога Посейдона. Тесей должен был использовать «подарок» своего отца, который обещал выполнить Тесею три желания.
Афродита посылает Эрота, его стрела поражает Федру до умопомрачения. Попытка избавиться от любви к пасынку или хотя бы уменьшить накал страсти не приносит результата. Любовь настолько сильна, что Федра заболевает, да так тяжело, что тает на глазах окружающих.
...мечты Безумные со стонами мешая, Здесь от Эрота жала сохнуть стала.
Она молчит. Из челяди никто О тайне и не знает. Только страсти Не суждено угаснуть без следа: «Отцу о ней я расскажу, Тесею, И будет нам враждебный Ипполит Убит его проклятьем».
Няня предлагает Федре приворожить Ипполита, Федра соглашается. Но Ипполит, узнав имя той, которая его хочет, приходит в ужас. Федра узнает о том, что она отвергнута, и решает, что она не имеет права жить.
«Я думала потом, что пыл безумный Осилю добродетелью... И вот, Когда ни тайна, ни борьба к победе Не привели меня – осталась смерть».
Федра кончает жизнь самоубийством. В предсмертной записке она обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей, возвратясь домой из путешествия, находит жену мертвой. А поскольку его отец обещал Тесею выполнить три его желания, Тесей говорит:
«О Посидон, о мой отец! Три за тобой желания, и вот Желанье первое: пускай мой сын Не доживет до этой ночи...»
Не выдавая своего тайного намерения, Тесей как бы отправляет сына в изгнание. Ипполит с парой верных слуг покидает отчий дом. Его дорога проходит вдоль берега моря. Когда колесница достигает узкого скалистого места, море начинает волноваться, из него появляется чудовище. Лошади пугаются, повозка ломается, все это несется вскачь, волоча за собой Ипполита.
Это был Какой-то взрыв. Смешались, закружились Осей обломки и колес, а царь Несчастный в узах повлачился тесных Своих вожжей, – о камни головой Он бился, и от тела оставались На остриях камней куски живые.
Израненного Ипполита привозят к Тесею. Сын умирает на руках у отца, успевая простить его.
По некоторым версиям этой легенды, Ипполит не умер, он вернулся из подземного царства. И так рассказал о своей гибели (Овидий, «Метаморфозы»):
«И проезжал я уже прибрежьем Коринфского моря, - Вдруг как подымется вал! Из него водяная громада Целой загнулась горой, на глазах возрастала – мычанье Вдруг из нее раздалось, и верхушка ее раскололась. Бык круторогий тогда из разъятой явился пучины - Вровень груди из вод подымался в ласкающий воздух. Моря струю из ноздрей изрыгал и из пасти широкой».
На картине – момент, когда кони опрокинули колесницу. Узкая прибрежная полоса, справа – небольшая скала. Над морем – небо в тучах и проблеск солнца из-за облаков. Четверка вздыбленных лошадей, опрокинутая колесница, юноша лежит на земле, а из воды показывается чудище с хвостом змеи, головой лошади, рогами быка и перепончатыми лапами вместо ног. Знак того, что кара наслана морским богом Посейдоном, – тритон, трубящий в раковину.
История Ипполита осталась за рамками картины, на полотне – только момент его гибели.
Любовь, ревность, ненависть, жажда мести... Клубок страстей – и гибель всех, кто попал в этот круговорот. Картина – скорее, не иллюстрация мифа, а предупреждение об опасностях для того, кто заводит неосторожные любовные связи.
Картина написана в 1611 году, через два года после смерти матери Рубенса. Вероятно, Питер Пауль обнаружил переписку своей матери.
Может быть, это полотно – отголосок эпизода из жизни отца художника, Яна Рубенса, который стал любовником своей работодательницы Анны Саксонской, жены Вильгельма Оранского (развелась с мужем в 1574 году, видимо, в связи с беременностью от Яна Рубенса). Он попал в тюрьму, просидел там два года, и только благодаря настойчивости жены был отпущен на свободу и вернулся к семье. Анна Саксонская умерла через несколько лет, сойдя с ума.
Для самого Яна Рубенса этот период жизни закончился достаточно благополучно. Вот что пишет биограф художника К. В. Уэджвуд:
«Но Мария (мать Питера Пауля) не покладая рук боролась за его освобождение. Она собирала деньги, чтобы его выпустили под залог, и даже добилась пару раз аудиенции у самого принца, перед которым заступалась за своего супруга. Письма, которые она писала в тюрьму, – убедительное свидетельство женской преданности.
В них она умоляет мужа не падать духом и убеждает в том, что давно его простила: «Можно ли быть такой жестокосердной, чтобы стать обузой для тебя, когда на тебя свалилось такое горе? Ведь нас связывала такая долгая дружба, поэтому не может быть такой жестокой ненависти, которая не позволила бы мне простить небольшое твое прегрешение в отношении меня...
Я молюсь за тебя, молятся и наши дети, они шлют тебе наилучшие пожелания и ужасно хотят снова тебя увидеть, чего и я хочу всем своим сердцем. Прошу тебя, не говори больше «недостойный тебя муж» – все уже давно забыто».
vision7.ru
Смерть Марата Картина Жака Луи Давида
Живопись эпохи классицизма Картина французского живописца Жака Луи Давида «Смерть Марата». Размер картины 162 x 128 см, холст, масло. Жан Поль Марат, один из наиболее фанатичных, жестоких и кровожадных лидеров французской революции, был близким другом Давида. Марату нанесли смертельный удар ножом в его собственной ванне, и яркий образ, созданный художником, служит напоминанием об этом убийстве. Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата». Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник видел в последний раз друга народа. Историческая достоверность сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа.
Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Больной Марат был убит в ванне, которую принимал по назначению врача, в то время когда он читал предательское письмо убийцы — Шарлотты Корде. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, — надгробием с надписью: «Марату — Давид». Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Темный фон, резкий свет и четкая устойчивая светотеневая моделировка, использованные французским живописцем в этой картине, усиливают чувство отрешенности от всего случайного. Художник монументализирует образное решение, подчеркивая его лаконизм и героику, его драматическую выразительность. Рекомендуем в Иванове банк для физических и юридических лиц
Примечание. Мария-Анна Шарлотта Корде (de Corday d'Armont) — одна из жертв французской революции; родилась в 1768 году близ Каена, принадлежала к старинному дворянскому роду. Чтение исторических и философских сочинений сделало ее убежденной сторонницей демократических идей, но крайности, репрессии, убийства и массовые казни революции внушали ей отвращение и ужас. Когда в Каен прибыли бежавшие после 31 мая 1793 года из Парижа жирондисты, которых Шарлотта Корде знала лично и глубоко уважала, в ней зародился план убить одного из вождей монтаньяров.
1 июля 1793 она прибыла в Париж, колеблясь еще в выборе между Робеспьером и Маратом; она остановилась на последнем, когда прочла в его газете: "Ami du peuple", что для упрочения завоеваний революции нужно убить еще 200 тысяч человек. 11 июля она просила у Марата аудиенции, чтобы сообщить ему о кознях жирондистов в Каене, но была допущена к нему лишь вечером 13 июля. В то время, когда Марат, сидя в ванне, записывал, с ее слов, имена заговорщиков, приговаривая: "хорошо, через восемь дней они будут гильотинированы", Шарлотта Корде вонзила ему в сердце кинжал. Марат умер на месте; Корде добровольно отдалась в руки властей. 17 июля она предстала перед судом, где держала себя с большим достоинством и умерщвление Марата называла благодеянием для Франции; приговоренная к смерти, она была казнена в тот же вечер.
История искусства периода классицизма. Далее →
smallbay.ru