Картины — Крамской, Иван Николаевич. Крамской картина
Картины, описание картин — Крамской, Иван Николаевич
Крамской И.Н. биография,картины,репродукции,большой выбор
Иван Крамской родился в г. Острогожске, под Воронежем, 27 мая (8 июня) 1837 года. Окончив уездное училище и проработав несколько лет писарем в думе, в 1853 году Крамской устроился ретушером в харьковское фотоателье, а три года спустя, в 1856 году, стал работать у фотографа Александровского в Санкт-Петербурге. Приезд в Петербург открыл перед Иваном Крамским новые горизонты — в 1857 году он поступил в Императорскую Академию художеств.Окончание образования и восстание против альма-матер
Обладая выдающимся талантом живописца, Крамской успешно учился в Академии и в 1863 году за картину «Моисей источает воду из скалы» получил золотую медаль. Однако успехи в учебе не могли затмить протеста Крамского против канонического образования, препятствующего, по его мнению, развитию свободной творческой личности. Перед написанием выпускной работы (Академия назначила темой конкурса мотивы скандинавской саги «Пир в Валгалле») Крамской и еще 13 выпускников обратились к совету Академии с просьбой самостоятельно выбрать темы. Просьбу отклонили, и 9 ноября 1863 года все 14 несостоявшихся выпускников покинули стены Академии. Событие это всколыхнуло жизнь творческого сообщества России и вошло в историю как «Бунт четырнадцати». В пику Академии Крамской создал «Петербургскую артель художников», которая действовала до 1871 года.Успехи и неудачи в Артели
Одной из главных задач Артели было предоставление талантливым художникам возможности достойно содержать себя за счет таланта и труда. Наделенный помимо таланта еще и недюжинными организаторскими способностями, Крамской старался не упускать случаев, чтобы заявить об Артели и получить заказ. Так, в 1863–1866 году Иван Николаевич, получивший приглашение от профессора Маркова, принимал участие в росписи храма Христа Спасителя. Из-за того, что Марков заболел, основную работу пришлось выполнять самому Крамскому, которому помогали Вениг и Кошелев.
Понимая необходимость в проведении художественных выставок, Крамской организовал экспозицию в Нижнем Новгороде. Выставка не имела успеха, а Крамской тяжело переживал неудачу. Параллельно, в этот же период, Крамской работал преподавателем школы рисования при Обществе поддержки прикладного искусства. В 1869 году Крамской получил звание академика, от которого хотел, но не смог отказаться.Роль в Товариществе. Новые идеи, личные конфликты
Внешне петербургская Артель была вполне успешной: ее участники обрели известность, получили достойный заработок. Однако известного своими максималистскими взглядами Крамского не устраивал идейный «разброд» в рядах артельщиков. Не найдя в себе сил бороться с идеологической анархией, Иван Николаевич покинул Артель в 1870 году, чем, собственно, предопределил ее саморазрушение.
Важным этапом в жизни Крамского стало знакомство с идеями московского «собрата по кисти» Мясоедова, который «заразил» питерского художника идеей передвижных выставок. Вместе с Мясоедовым Крамской стал основателем Товарищества передвижных художественных выставок, вошел в число учредителей организации и провел в ее рядах более 20 лет. Одна из самых известных работ Крамского, «Христос в пустыне», была написана в 1872 году для одной из передвижных выставок. За эту работу Академия намеревалась даже сделать Крамского профессором, но противник академизма направил в альма-матер письмо с угрозой, что откажется от звания публично. Стремясь сохранить репутацию Академии, Совет отозвал предложение о присвоении профессорского звания.
Период передвижничества совпал и с «портретным» этапом в творчестве художника. Были написаны портреты Шишкина, Толстого, Третьякова (с меценатом художник долгое время был дружен), Салтыкова-Щедрина и многих других выдающихся деятелей отечественной культуры и искусства.
В это же время особенно ярко проявились революционно-демократические настроения Крамского: он продолжал открыто выступать против академической школы и часто несдержанно отзывался о своих собратьях по Товариществу, что повлекло за собой несколько острых конфликтов. В последние годы жизни, уже страдая от сердечной болезни, художник сетовал, что все от него отвернулись. На протяжении многих лет рядом с Иваном Крамским была его «ангел-хранитель», жена Софья.
Смерть настигла Крамского за работой: 24 марта (5 апреля) 1887 года он работал над портретом доктора Раухфуса и вдруг упал. Смерть была быстрой, его не спасло даже присутствие врача, который ничем не успел помочь.Манера письма. Идеология на полотнах Ивана Крамского
Человек глубоко добродетельный, Крамской отличался прямым характером, максималистской непримиримостью и стремлением во что бы то ни стало отстоять собственные идеи. Все это нашло отражение в его творчестве: большинство тематических картин и портретов, написанных художником, несут на себе отпечаток идеологии и драматизма. Одной из ключевых тем творчества Крамского был Иисус, изображая которого, художник подчеркивал героизм и ценность самопожертвования.
Действуя не только кистью, но и пером (Крамской написал немало ценных для искусства критических статей), художник оказал значительное влияние на развитие демократического искусства в России.В воспоминаниях современников
Александр Бенуа: «Он был слишком одинок в своих душевных взглядах, а в жизни его окружали люди, стоявшие гораздо ниже его по умственному развитию. Поэтому-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться... Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу. Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии...».
Илья Репин: «Какие глаза! не спрячешься, даром что маленькие, серые, светятся... Какое серьезное лицо, но голос приятный, говорит с волнением. Ну и слушают же его!.. Он говорит как-то торжественно, для всех. Вот так учитель. Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие... Часто он увлекал в какой-нибудь политический или моральный спор, и тогда мало-помалу публика настораживала уши, следила и принимала деятельное участие в общественных интересах. Он завладевал общим вниманием».
В. В. Стасов: «… трибун, вожак, направитель и настроитель всей тогдашней полосы русского искусства».
В. В. Стасов: «Не стало одно из крупнейших художественных деятелей нашего с вами русского искусства. Даже если бы Иван Николаевич оставил после себя только свои картины, он уже был бы увековечен в нашей культуре. Но, пожалуй, главным его созданием является общество передвижных художников, которое он организовал и возглавлял столько лет... Заслуга его в родном отечестве никогда не будет забыта».
Источник: http://www.tphv-history.ru/persons/Ivan-Kramskojj.html
Картины и этюды.
Описание картин.
Автопортрет.За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника.Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер.Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев.Неизвестная.Неутешное горе.Н.А. Некрасов в период «Последних песен».Полесовщик.Портрет художника Ф.А.Васильева.Портрет А.И.Куинджи. 1872.Портрет А.И.Куинджи. Конец 1870-х.Портрет императрицы Марии Фёдоровны.Портрет поэта Н. А.Некрасова.Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина).Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва.Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина.Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.Портрет Павла Михайловича Третьякова.Портрет художника И.И. Шишкина. 1873.Портрет художника И.И. Шишкина. 1880.Русалки. на сюжет из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь».Христос в пустыне.
Похожие записи
design-kmv.ru
Иван Николаевич Крамской, «Христос в пустыне», «Неизвестная»
Живопись XIX в.
Иван Крамской родился в небольшой слободе уездного городка Острогожска Воронежской губернии. С любовью вспоминает он невзрачную обстановку, в которой прошло его детство. Вся семья, состоявшая из 5 человек, ютилась в небольшой хатке, около которой находился сад. В саду росла густая вишня, образ которой оставил свой след в детских воспоминаниях художника. Уже тогда поражали мальчика переливы света на деревьях, игра солнечных лучей на замерзших лужах, длинные тени от стволов берез, легкая рябь на реке. Любовь к живописи у будущего художника зародилась рано, уже с семи лет он рисовал все, что ему бросалось в глаза, лепил из глины фигурки.
Первыми уроками грамоты он обязан своему брату, который, собрав около себя нескольких ребятишек, учил их читать Псалтырь и Часослов. Немного повзрослев, Крамской поступает в уездное училище, где сразу становится одним из первых учеников. Окончив училище, он поступает на службу к фотографу и становится ретушером. В свободное от работы время он продолжает заниматься живописью.
Затем Крамской попадает в Петербург, где работает у фотографа Александровского ретушером. Работа его была настолько успешной, что скоро благодаря ему Александровский стал известнейшим фотографом. Параллельно с работой у фотографа Крамской начинает обучение в Академии художеств.
В 1863 г. Иван Крамской становится во главе «бунта тринадцати»: тринадцать выпускников Академии художеств отказались писать программную работу на мифологическую тему. Они хотели войти в жизнь современного русского общества и отразить эту жизнь в своих работах. Организовав артель художников, они зажили коммуной, многие из них впоследствии вошли в товарищество «передвижников», творчество которых открыло новую страницу русского искусства.
На передвижных выставках Иван Крамской чаще всего выступал как автор мужских, очень строгих по цвету и композиции портретов деятелей русской культуры – Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Шишкина. В 1871 г. художник начал работу над своей знаменитой картиной «Христос в пустыне». Он побывал в пустынных местностях Крыма в поисках пейзажа, напоминающего Палестину.
Но выставка 1872 г. вознаградила его за все волнения – картина произвела огромное впечатление на всех присутствующих. Основная мысль Крамского, на протяжении многих лет волновавшая его, – это трагедия жизни тех высоких натур, которые добровольно отказываются от личного счастья ради всеобщего блага.
«Христос в пустыне» – во многом обобщенный образ, живописное олицетворение высокой идеи Нового Завета. Христос – самая лучшая и чистая форма, какую мог найти автор для выражения волновавших его чувств. Именно эта картина с необычайной силой показывает перелом в сознании героя, заканчивающийся решением положить свою душу за ближних своих. Уже здесь Христос все предвидел, все обдумал, на все решился.
В 1883 г. Крамской пишет один из самых странных и противоречащих общему направлению его творчества портрет «Неизвестная». В ряду многочисленных попыток проникнуть в секрет картины неоднократно высказывалась догадка, что образ Неизвестной связан с образом Анны Карениной из романа Л.Н. Толстого. Прекрасная, нарядно одетая женщина едет в коляске по улицам Петербурга. Никогда не писал Крамской такого многокрасочного, сияющего портрета, никогда не выписывал с такой любовью блеск бархата, мягкий ворс меха, атласную поверхность лент и сверкание золотых браслетов.
Можно сказать, что до появления данной работы в русской живописи не было изображения женщины, более прекрасной, чем эта. У нее гибкое тело, матово-сияющая кожа, пышные волосы. Но особого внимания заслуживают глаза – огромные, полуприкрытые длинными, пушистыми ресницами, они сверкают, как звезды. На лице красавицы выражение надменности борется с затаенной грустью.
Кем же на самом деле является эта незнакомка? Некоторые современники расценивали картину как обличение. Они увидели в Неизвестной «одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицу женщин, презренных под их нарядами, купленными ценою женского целомудрия». Конечно, с таким прямолинейным толкованием согласиться нельзя, хотя выражение лица Неизвестной заставляет предположить, что она так или иначе противопоставила себя окружающему миру.
Среди портретов, созданных Иваном Крамским, признанным мастером этого жанра, имеются образы не только крупнейших деятелей русской культуры («И.И. Шишкин», «П.М. Третьяков», «М.Е. Салтыков-Щедрин», «Л.Н. Толстой», «Некрасов в период «Последних песен»), но и крестьян – «Полисовщик», «Мина Моисеев». Крамскому принадлежит также ряд теоретических работ в области живописи, известен он и как художественный критик.
jivopis.org