Картина «Последний день Помпеи»: описание. Помпеи картины


Картина «Последний день Помпеи»: описание

27 мая 2015

Человек всегда стремится к прекрасному, такова его суть. А еще он жадно изучает прошлое, извлекает из него уроки, работает над ошибками, ибо без этого невозможно будущее. Примером такого сочетания искусства и истории является картина «Последний день Помпеи», написанная гениальным художником в 1830-1833 годах. Что на ней изображено, как работал живописец и что хотел передать, мы рассмотрим в нашей статье. картина последний день помпеи

Несколько слов об авторе

Картина «Последний день Помпеи» была написана в первой половине девятнадцатого столетия Карлом Брюлловым. Рожденный в Санкт-Петербурге в семье академика-скульптора, он с детства проникся страстью к искусству. Учился у лучших мастеров того времени, много путешествовал, часто посещал Италию, где жил и работал.

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Работа, которой посвящена наша статья, была удостоена Гран-при в Париже. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Самые известные работы - "Всадница", "Осада Пскова", "Портрет археолога Микеланджело Ланчи" и другие. А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России. Среди шестнадцати фигур композиции нашлось место и Карлу Брюллову.картина последний день помпея

История одного шедевра

История картины «Последний день Помпеи» нам известна, поэтому мы с радостью поделимся ею с читателем.

Как мы упоминали ранее, Брюллов часто посещал Италию, где много работал. К слову, на этой земле он и умер, там нашло последнее пристанище его тело. В 1827 году живописец посетил раскопки древнеримского города, расположенного под Неаполем. Поселение похоронила лава Везувия, который внезапно проснулся. Этот момент как раз и запечатлела картина.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. И лишь немногим удалось спастись. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом. картина брюллова последний день помпеи

Подготовка к работе

Картина «Последний день Помпеи» была написана Брюлловым после тщательного изучения той эпохи. Художник несколько раз посещал раскопки, пытаясь запомнить расположение зданий, каждый камешек. Он читал труды древних историков, в частности работы Плиния Младшего, очевидца трагедии, изучал костюмы в музеях и предметы обихода. Это позволило ему реалистично отобразить жизнь итальянского общества времен извержения вулкана, а также передать чувства людей, которые вот-вот погибнут от стихии.

Отверженный труд

Наконец, Брюллов решил, что он готов к титанической работе, и приступил к написанию полотна. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4,5 х 6,5 метра. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Рассмотрим полотно, условно разделив его на две части.описание картины последний день помпеи

Правая сторона картины

Картина Брюллова «Последний день Помпеи» очаровывает своим совершенствам, бурей эмоций, драматичностью и гармонией красок. В правой части художник изобразил группу людей, объединенных общим горем. Это молодой парень и мальчик, которые несут на руках больного отца, юноша, который пытается спасти мать, но она приказывает бросить ее и бежать самому. Предположительно, что тем самым юношей является Плиний Младший, который донес до нас печальную историю Помпеи.

Картина «Последний день Помпеи» изображает также пару: молодой человек несет на руках невесту и всматривается в ее лицо – жива ли она? За ними виднеется вздыбившийся конь с всадником на спине, падающие дома, декорированные статуями. А над несчастными людьми простилается темное от дыма и пепла небо, тучи, прорезанные молнией, поток огненной лавы.

Левая часть шедевра

Продолжаем наше описание картины «Последний день Помпеи». Слева Брюллов изобразил ступеньки, ведущие к гробнице Скавра. На них собралась еще одна группа людей: женщина, смотрящая прямо на зрителя, художник с красками в ящике на голове, мать с двумя девочками, спокойный христианский священник, языческий жрец с драгоценностями под мышкой, мужчина, накрывающий плащом жену и маленьких детей.

Еще один "герой" полотна – это свет, точнее - его эффекты. Холодный оттенок молнии контрастирует с заревом вулкана. На его фоне панорама гибнущего города смотрится очень трагично и реалистично.описание картины последний день помпея

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Брюллов мастерски подобрал цвета, которые помогли ему изобразить картину очень реалистично. На холсте преобладают оттенки красного – одежда людей, зарево, цветы на голове невесты. В центре холста художник использовал зеленоватые, голубоватые и желтоватые тона.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Это принцип условности, с помощью которого живописец показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле. Бросается в глаза, что многие персонажи картины в минуты опасности думают не только о себе, но и о других.

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Но мастер вносит много нового в искусство, нарушает принятые правила, отчего полотно только выигрывает. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры.

анализ картины последний день помпеи

Вместо заключения

Картина, созданная гением искусства, одновременно прекрасная и страшная. Да, человек бессилен перед стихией, которая не знает преград в своей мощности. Однако он может и должен оставаться Человеком с большой буквы. Не все способны на это, но к этому следует стремиться. Такие противоречивые чувства охватывают каждого, кто смотрит на холст с изображением последних дней древнего города. А увидеть знаменитое полотно сегодня может каждый, посетив Государственный Русский музей.

Источник: fb.ru

Похожие материалы

День директора: описание, поздравления и подарки День директора: описание, поздравления и подарки

В нашем календаре огромное количество самых разнообразных дат и праздников. Все они бывают официальными и неофициальными. Если говорить о второй категории, то можно выделить несколько мероприятий, посвященных какой-ли...

Всероссийский День информатики - описание, история и интересные факты Всероссийский День информатики - описание, история и интересные факты

Все мы привыкли к современным технологиям. Нам очень удобно оплачивать коммунальные услуги через мобильное приложение, покупать товар через интернет-магазин, общаться и узнавать последние новости в социальных сетях. М...

День разведчика: описание, история и интересные факты День разведчика: описание, история и интересные факты

День разведчика в России, на основании приказа министра обороны, официально отмечается с 2000 года. Президент РФ закрепил данный праздник в списке памятных дат в 2006 году, чем подтвердил актуальность профессии развед...

Эжен Делакруа: картины с названием и описанием Эжен Делакруа: картины с названием и описанием

Живопись всегда ценилась очень высоко. В XVIII-XIX вв. Франция была одной из ведущих стран в этом виде искусства. К примеру, Эжен Делакруа, картины которого считаются шедеврами живописи, является одним из ведущих худо...

Картина Картина "Купальщица" (Пабло Пикассо): описание и история

Пабло Пикассо всегда отличался неординарным подходом к живописи, благодаря чему и стал известнейшим художником XX века. Его талант был сильно недооценен в начале его творческого пути, но к концу жизни он сумел стать в...

Якоб Йорданс: картины с названиями и описанием Якоб Йорданс: картины с названиями и описанием

Якоб Йорданс – фламандский художник, яркий представитель фламандского барокко. Кроме картин, Якоб писал картоны для гобеленов.Якоб Йорданс: биографияХудожник был рожден в 1593 г....

Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием

Нидерландский художник Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преиму...

Картина Картина "Подсолнухи" Ван Гога: описание и фото

Недолгую жизнь – всего тридцать семь лет - прожил Винсент Ван Гог. На художественное творчество ему было отведено только десять лет. Тем не менее он оставил огромное творческое наследие, среди которого есть мест...

Картина Картина "Охотники на привале": описание для школьников

Учащимся школьных заведений может быть задана нелегкая задача – описать художественное произведение. На первый взгляд картина «Охотники на привале» не дает широких просторов для творчества. Тем не ме...

Картина Картина "Московский дворик" Поленова: описание

Картина Поленова «Московский дворик», фото которой легко можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, по праву считается удивительным произведением. Это яркий пример того, как незначительное на ...

kak.green

Фрески Помпеи и Геркуланума - "У каждого своя правда. Но истину не знает никто"

Но, наверное, самой известной фреской Помпеи является «Портрет молодой девушки», или «Портрет поэтессы» в круглом медальоне. Кто эта женщина? Она выглядит удивительно современно: такие прически и серьги-колечки носят и сегодня. Сеточка на голове напоминает вязаные крючком ажурные летние шапочки, модные в 2004 году. А ее жест — прикосновение к губам стилоса, заостренного стержня, которым писали на покрытых воском дощечках, — мы повторяли десятки раз. Кто не покусывал в задумчивости конец шариковой ручки, когда не решается задача или неизвестно, как правильно писать трудное слово в диктанте?Предполагают, что это Сафо (или Сапфо), самая знаменитая поэтесса древности (VII—VI века до н. э.) Она писала о любви, девичьей красоте, нежной дружбе. В античном мире Сафо считалась идеалом гармонии и красоты. Платон называл ее десятой музой — жрицей красоты… Кстати, может, на портрете изображена именно муза? Например, Каллиопа — богиня эпической поэзии или Эвтерпа — богиня лирики, или Эрато — муза любовных песен?
А потом в Помпеях нашли другие женские портреты. Или парные, на которых вместе были изображены муж и жена. И вот странно — жена на таком семейном портрете довольно часто была нарисована со стилосом и табличкой для письма. Что же, все женщины Помпей были поэтессами? «Нет, это не поэтесса и не богиня поэзии, — решили ученые-искусствоведы. — Возможно, это просто домохозяйка. В те времена девушку из хорошей семьи обучали письму и счету, чтобы она могла вести хозяйство, подсчитывать расходы. Стилос и «записная книжка» на портрете — это знак того, что нарисованная женщина — хорошая хозяйка».Так богиню превратили в домохозяйку. Но в этом ничего плохого нет. Возможно, любить своего мужа и хорошо вести дом не менее важно, чем писать стихи?Мы не знаем, конечно, как в Помпеях владельцы называли свои дома. И редко можно было узнать имя хозяина (как было с домом Веттиев). Современные названия помпейским домам обычно давали археологи, которые их раскапывали: дом Мистерий — из-за комнаты, расписанной множеством персонажей — героями древних представлений-мистерий, дом Трагического поэта — из-за мозаики с изображением человека с маской музы Трагедии. В доме Трагического поэта наряду с множеством других фресок есть одна, о которой спорят уже более ста лет (она была раскопана в 1894—1895 годах). Это «Жертвоприношение Ифигении». На ней изображены герои древнегреческого мифа: микенский царь Агамемнон, который должен был принести в жертву свою дочь Ифигению, чтобы спасти страну от гнева богини Артемиды; жрец Калхас, готовящийся совершить обряд жертвоприношения; Одиссей и Диомед, которые несут Ифигению к жертвеннику, и сама Артемида. Художник прекрасно изобразил горе Агамемнона, страх и отчаяние Ифигении, сомнение в глазах жреца — а нужно ли приносить эту жертву? Но у Ифигении… почему-то не нарисованы ноги. Они должны быть видны позади фигуры Одиссея, но их нет! Почему? Неумение художника отпадает сразу же — картина явно написана рукой мастера. Незаконченность? Нет, фреска совершенно закончена, до последних мелочей. Отгадки нет...Карл Брюллов. Последний день ПомпеиМальчик, обнявший собаку. Сплетшаяся в объятии пара. Женщина, в последнем усилии успевшая начертить на стене осколком катакомбный крест-колесо в круге. Она то ли была христианкой, то ли стала ею прежде чем сгореть. Все они теперь сделаны из серой пемзы, любовно расчищены скребками и кисточками, выставлены на обзор публики - каждый в момент гибели. Внутри пепельной окалины, облепившей контуры тела - хрупкие каркасы скелета, нет ни кожи, которая была шелковиста на ощупь, нет влажных глазных яблок и радужки в них, чтобы видеть, нет узора на подушечках пальцев, нет и самих пальцев - только фаланга застыла на краешке тела, подняв к солнцу ядовитые челюсти. Сизые оливы странствуют по склонам и голоса горлиц - расстояние от голоса до колоса - от бессмертника до ссадины стеклянно и бесследно. Когда не осталось ничего, кроме пепла, нужно просто потерпеть - там, на донышке еще сохранилось нечто ощутимое: мед и вино, янтарь и лен, камедь и киннамон, базальт и базилик, медь и лимон, цикада в померанцевом саду, колечко гиацинтовой пряди на виске и тень ласточки - хлест нахлест - по лицу. Больше ничего...Губы пересохли, как полынь в сентябре на овечьих склонах, как косая тень кипариса, которая сводит с ума, как змеиный выползок на выбеленной досуха трещине надгробного камня, как статуя, занесенная песком - только левая грудь, как яблоко видна над заносом. Оставленный матерью волчонок подползет и будет грызть деснами, скуля, ее сухой мраморный сосок.Сатир, отшатнувшийся от Гермафродита: не прикасайся к моему покрывалу, потому что я не то, что ты желаешь увидеть. Я стал не человеком - колесом. И росный ладан выморосил на ресницах моих.За одно только это сочетание рук - темное и светлое - можно отдать тебе сад.Исподволь совершается благосклонная игра солнца и теней, вливание ладони в ладонь, проливное легкоплавкое слово "возлюбленная". Медовое дыхание рот в рот, пружина сближения, чревом к чреву. Все, что проросло ночью, никогда не будет расторгнуто.Есть горечь меда, есть усталость крыла, есть предел выносливости металла и плоти, все, кто ловят, будут пойманы. И все будет исполнено на земле. За любовь платят молоком и хлебом, но молоко скисло, а хлеб сгорел на поду. Мне нечем заплатить ей кроме вулканического пепла. Пересыпать легкое серое крошево из ладони в ладонь и сдуть, как цикаду - пфффф - далеко, налегке, наугад. Козленок лакает материнскую влагу, коса возлюбенной оплетает шею мою, в расселинах тектонических плит дремлет багровое вино и мед магмы - лейтмотив нашей опаленной плоти на полынном плато в полдень. Звери крадутся в виноградники и завтра я наступлю босой ступней на скорпиона и даже не вскрикну тебя, радость моя, в первый раз после жизни. Так падает осенняя капля с острия листа, так горстью отхлынула от лица кровь, я стал гипсом и золой, если ты не услышишь меня - значит, ты слеп. Оглянись.Смотри, вот россыпь гранатовых зерен, вот пятнистая шкура лани на бедрах, пастушья котомка через плечо, рисунок морской соли на сходящем загаре, клинопись сильного пульса в синих сосудах на тыльной стороне ладони.Заклинание известью изъязвило воспаленную перемычку под языком. Пустынно перед восходом солнца. Весло в тростниках. Плёс.У тебя есть все, а у меня остался только сад.Смотри, у меня есть запретный неподсудный сад, у меня в ладонях мед и вино. Приходи. Я усну у тебя на груди. На десять минут навсегда. Многие годы это фрески были "занавешенными картинками", непозволительными для взгляда любопытных туристов. Для того, чтобы осмотреть их, нужно было принести смотрителю разрешение от местного епископа, а епископ этот очень неохотно подписывал пропускные бумаги. Сам он фресок никогда не видел, но на слово верил, что зрелище это не для порядочного человка. "Нельзя" было последним и любимым словом епископа. Лет сто тому назад один молодой человек, не достигший пятнадцати лет, путешествовал по Южной Италии, и побывав в освобожденных от пепла городах, сказал смотрителю: Я хочу увидеть запретные фрески." Смотритель отказал, не помог ни щедрый подкуп, ни угрозы, ни мольбы. Тогда юноша отправился к епископу. Тот, узнав, о сути вопроса, даже разговаривать с подростком не пожелал. Но молодой человек настоял на десятиминутной аудиенции. Секретари посмеивались: известнейшие археологи годами добивались разрешения, а тут желторотый иностранец хочет, чтобы его каприз исполнили тотчас. Юноша открыл дверь епископских покоев. Ключ в замке щелкнул дважды. Спустя десять минут юноша вышел, помахивая заверенным разрешением и с торжеством глядя на оторопевших секретарей улыбнулся так, словно его рот был разрезан, как гранатовое яблоко, он, дразня, провел языком по губам, и съехал по мраморным перилам. Смешное мальчишество, но молодой человек очень торопился.В условленном месте смотритель зажег факел и хотел сопровождать, но юноша оттолкнул его, забрал огонь и шагнул один в темноту. Отсветы червонного огня позволили ему увидеть все, что он желал. В лисьей пляске ластились к стенам фрески. Юноша запрокидывал голову, на горло его, виски, скулы, краешки губ, в окоемы глазниц и в синие оттени под ними проливалось мед и вино совокупленных невесомых невест. Когда факел зачадил и погас, юноша поднялся по ступеням и вышел, жмурясь, на солнце. Он был спокоен. Смотритель топтался поодаль, вздыхал и наконец спросил:"Как вам удалось добиться разрешения? Ведь епископ сказал "нельзя". Юноша бросил через плечо: А я сказал: "можно". Вот и все"...

edwardjournal.livejournal.com

ПОМПЕИ, ВОССТАВШИЕ из ПЕПЛА: malamant

Помпеи – древний римский город, который погиб во время извержения вулкана Везувия две тысячи лет назад: город засыпало 10-метровым слоем пепла и лавы, что «законсервировало» его, и он хорошо сохранился до наших дней. Сейчас Помпеи - город-музей под открытым небомСегодня здесь и деревья растут, и птицы поют, и пахнут липы

А гора, принесшая столько бед и страданий, нахлобучила голубую шапку - мирно дремлет Везувий.

Знаменитым, печально знаменитым, этот древний римский город стал только после трагической гибели под вулканическим пеплом и лавой. Извержение вулкана Везувий началось днем 24 августа 79 н.э. и продолжалось вплоть до 26 августа (при этом дата извержения оспаривается до сих пор).

Почему город называется ПОМПЕИ (лат. Pompeii, итал. и неап. Pompei)? По одной из версий, название произошло от греческого "pompe" (триумфальное шествие). По легенде Геракл, победив великана Гериона, торжественно ("с помпой") прошествовал по городу.

История существования города Помпеи известна слабо. Известно, что разрастание Помпей началось в IV веке до н.э. Город развивался по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружались из известняка. С конца I до н.э. и до своей гибели в 79 году н.э. Помпеи достигли своего наивысшего расцвета. Здесь были возведены все основные типы сооружений, типичные для римского города. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий.

Известно, что в 62 году Помпеи серьезно пострадали от землетрясения, большая часть зданий была отремонтирована, однако многие остались поврежденными в течение еще 17 лет - вплоть до извержения Везувия.

Извержение Везувия привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл (этот и следующий снимок - из Интернета).

К.Брюллов. Последний день Помпеи

Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 г. Из 20.000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших были найдены и за пределами города. Поэтому точное число погибших было невозможно определить.

Главная особенность Помпей – прекрасно сохранившиеся под многометровым слоем пепла улицы, площади, жилые и общественные здания, элитные районы и трущобы города.

Еще до входа в главные ворота, ведущие в Помпеи (всего было семь ворот) - разрушенные и уцелевшие здания

Путь от касс до городской стены

Городская стена

Главный вход в Помпеи - Морские ворота. Одна арка предназначалась для вьючных животных,

...вторая - для пешеходов

ФОРУМЫ

Форум - центральная часть древнеримского города. Здесь проходили церемонии, шла бойкая торговля, заседало городское руководство.Помпейский форум (Foro di Pompei) - центр политической, экономической и религиозной жизни города. Он представлял собой большую прямоугольную площадь размером 38 на 157 м., окружённую в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенную травертином.

БАЗИЛИКА (Basilica)

Базиликой в Древнем Риме называлось здание для заседаний судебных органов. Здесь состоялись важнейшие мероприятия.

Базилика Помпей сравнительно неплохо сохранилась - портик с колоннами и остатки 28 коринфских колонн большого центрального зала.

Базилика была построена в 120—78 годах до н. э. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.

Муниципалитет

Муниципалитет - комплекс из трех зданий в южной части Форума, служил местом заседания должностных лиц и муниципального совета.

Когда-то эти здания были украшены статуями знатных граждан и императоров.

ХРАМ ЮПИТЕРА (Tempio di Giove, Гражданский форум)

Главный храм Помпей. Построен в 150 году до н. э. Известно, что до разрушения храм был украшен колоннадой, триумфальными арками, статуями Юпитера, Юноны и Минервы, а в подвале хранилась городская сокровищница.

Западная арка Храма

Рыночная площадь / Мацеллум

Мацеллум — крытый продовольственный рынок, площадь 37 м. на 27 м., в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом. Сооружение пострадало также при землетрясении 62 г. До 79 г., когда город окончательно был разрушен, полностью восстановлено не было

Здание Евмахии

Здание, вернее, комплекс, находится неподалеку от рыночной площади

Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14—37 годы н. э.) для корпорации фуллонов, ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями.

Гражданский форум

Так называемая "Арка Нерона". На самом же деле принадлежность этой Триумфальной арки точно установить не удалось. Предполагается, что ее посвятили Германику.Сквозь арку видна продолжающаяся via del Foro, еще одна Триумфальная арка и традиционный Везувий.

ХРАМ АПОЛЛОНА

Наибольшее внимание посетителей привлекает храм Аполлона, древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575—550 годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее, сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма. Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера.

Перед лестницей — алтарь

"Аполлон-Стреловержец", мечет стрелы в Диану. Это - копия бронзовой статуи, оригинал - в Неаполе.

Копия статуи "Диана" (богини растительного и животного мира, женственности и плодородия)

ХРАМ ИСИДЫ

Храм конца II века до н. э., окружённый портиком, с коринфскими колоннами, стоит на высоком цоколе. Он был восстановлен после землетрясения 62 года

ТЕЛА из ГИПСА

В местах, где гибель застала жителей (и животных) Помпеи, остались пустоты, которые при заполнении гипсом дали возможность увидеть обитателей города воочию, восстановив даже выражение их лиц.

В ряде комнат разрушенных домов стоят прозрачные саркофаги с гипсовыми телами

Иные тела из гипса расположены так и там, где были обнаружены их обладатели

Возле центрального входа - помещение с различными археологическими находками. В центре - знаменитый мальчик

ИСКУССТВО

Восхищает удивительно высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения

АмфитеатрТеатров в Помпеях было три – малый театр "Одеон", который был рассчитан на 1500 человек, Большой театр на 5.000 мест, и древнейший в мире амфитеатр, который мог вместить в себя около 20.000 человек.

Большой театр

Некоторые из зданий в районе театров

ДОМ ФАВНА (Casa del Fauno)

Дом Фавна - площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

Перед домом - имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.

Треугольный форум / Foro Triangolare

Треугольный Форум - площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн.Был построен еще в самнитскую эпоху. На нем возвышался храм дорического ордера (VI в. до н.э.), посвященный Геркулесу.

РЕМЕСЛА и БЫТ

В Помпеях обнаружено более 30 пекарен, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения.Многие приспособления, в т.ч. жернова, изготовлены из вулканических пород. Это говорит о том, что помпейцы пользовались "результатами" предшествующих извержений вулкана.Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти

В одном из домов была обнаружена эта печь, в связи с чем дом назвали "Дом печника" (Сasa del fumista / House of the stove-maker). Еще одно жилое здание названо "Дом хирурга" - в нём были найдены многочисленные хирургические инструменты, увидеть которые можно в Археологическом музее Неаполя. (Ряд других названий также были даны по конкретным признакам или символам: Дом трагического поэта, Дом Позолоченных Амуров, Дом Моралиста и др.)

Водопровод. "Сработанный ещё рабами Рима"?

В богатых домах широко использовался мрамор

Орнамент для сохранности - под стеклом. Справа - напольная мозаика.

УЛИЦЫ ПОМПЕИ

В застройке города широко использовались колонны, которые можно увидеть повсеместно

На этом просторе были замечены воробьи

Сохранились вывески с названием улиц и номеров домов

Камни на переднем плане - пешеходная "зебра": по ним переходили улицу, когда по мостовой стекали слякоть и навоз

Для воссоздания объектов современники используют металлические детали, конструкции. Надпись на двери - "Помпеи живы"

Ходили ли в те времена пары, взявшись за руки? В любом случае, тема секса была весьма злободневной в Помпеях.

ПРО ЭТО, или ЛУПАНАРИЙ

Публичный дом (был обнаружен в 1862 г.) назывался лупанарий, т.к. дам лёгкого поведения именовали лупами (с латыни - "волчицы"). Полагают, что эти заведения посещали моряки. Здание относительно недавно (2006) повторно приведено в "смотрибельный" вид. Ученые подсчитали, что в городе существовало еще 25 комнат, где оказывались услуги сексуального характера, обычно они располагались над винными лавками.

Вход в лупанарий

Возможно, моряки не знали языка "волчиц", и потому в лупанарии стены под потолком украшены говорящими фресками

Каменное ложе покрывалось матрацами

Изображение на мощеной улице. В древнем Риме фаллос - символ мужской силы; изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин; гигантские изображения его воздвигались в храмах. В Помпеях изображение фаллоса служили указателями, показывая путь в лупанарий

Раскопки в Помпеях продолжаются

Полицейский участок

Столик в кафеВокруг Помпей вырос целый городок - железнодорожная станция, гостиницы, административные здания, кафе, рынок сувениров, магазины - есть всё для туристов. Сюда приезжают из многих стран мира, чтобы увидеть и представить себе, какими творчески разнообразными были улицы и дома древнего итальянского города, который стал сегодня городом-памятником, городом-легендой.

В ближайшем соседстве с Везувием и с городом, ушедшим в небытие, но наглядно и в памяти живым, - множество поселений, публичных зданий, богатых вилл. Я спросила таксиста Эдуардо, возившего нас в Помпеи, не страшно ли жить в таком соседстве. "А, Русия, Москва! Мы привыкли", - ответил он, приняв нас за россиян (а мы не стали возражать). На обратном пути он уже знал, откуда мы - коллеги-таксисты надоумили, вычислив по теплоходу. "А вы не боитесь жить в Израиле? - там теракты каждый день, а вулкан просыпается раз в сотни лет. Ничего не надо бояться - жизнь одна", - философски заметил Эдуардо.

Спящий Везувий. До Неаполя - 25 км. От кратера вулкана до Помпей 9,5 км., от подошвы вулкана - 4,5 км.Вокруг вулкана располагается Национальный парк Везувия. Парк был основан в 1995 году и занимает площадь около 135 квадратных километров.

Здесь цветут маки

</lj-like>

This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/25907.html. Please comment there using OpenID.

malamant.livejournal.com

Ответы на вопрос "2. Древнеримская живопись. Помпеи. Приемы. Сюжеты. Хронология. ..."

Монументальная живопись

Мы уже видели, что в древнеримской архитектуре стене отводится роль разграничителя пространства; кроме того, она оказывает воздействие на находящуюся перед ней воздушную среду. Точно так же дно бассейна, благодаря прозрачности воды, обуславливает цвет водной глади. Пластические свойства стены зависят не только от ее архитектурного построения, но и от пластического декора снаружи и художественной росписи внутри. Поскольку стена воспринимается не как застывшая твердь, а как определенное пространство, имеющее воображаемую глубину, то ничего нет удивительного в том, что на ней пластически или художественно изображаются различные аспекты бытия природы, исторические или мифологические эпизоды. Стена сохраняет характер предположительно существующего или воображаемого пространства. Это экран для проеци­рования различного рода образов. Изображения, архитектурные или сюжетные, обуславливаются как плоскостными свойствами стены, так и полетом фантазии художника, основывающегося именно на том, что находящееся перед ним пространство носит воображаемый характер.

Типичным примером является построенный во времена Августа Алтарь Мира, на четырех сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами, завитками (веток аканта) и различными фигурами. Наиболее выступающие части барельефа взаимодействуют с окружающим пространством, светом, воздухом; промежуточные и более глубокие слои способствуют иллюзорному разрушению физической плоскости и созданию воображаемой глубины, неизбежно ограниченной плитой алтаря. Ветви аканта хотя и даны в виде рельефа, но вместе с тем построены в виде ритмических украшений стены, то есть, приведены в соответствие с ее плоскостью. Последняя выступает, таким образом, как соединительная мембрана между естественным пространством и пространством воображаемым.

Для пластических украшений используется также техника стукко, особенно подходящая для получения более тонких светотеневых и художественных эффектов. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и критским мастерам. Состоит она в использова­нии смеси извести с мраморной пылью. Практически это та же самая смесь, которая использовалась в Греции в качестве последнего слоя, которым покрывались архитектурные детали и скульптура и который служил основой для нанесения красок. При корпусном нанесении на поверхность, то есть в виде слоя значительной толщины, смесь эта поддавалась лепке и использовалась для создания рельефных изображений, которые формуются непосредственно на стене, пока смесь еще не застыла. По высыхании и затвердении поверхность приобретает шелкови­стость, чувствительную к малейшим изменениям освещения, и имеет вид монохромной живописи. В самом деле, по своим пластическим свойствам стукко скорей приближается к живописи, чем к рельефу. Это находит свое отражение как в быстроте лепки (легкими касаниями шпателя), так и в нежных, сочных светотеневых переходах. И действительно, техника стукко применяется вместо живописи там, где из-за влажности или слабой видимости нельзя прибегнуть к настенной росписи. Типичным ее примером является великолепное украшение подземной базилики Порта-Маджоре в Риме.

Древнеримская настенная живопись зависит, несомненно, от эллинистических образцов. Последние почти полностью утрачены, в то время как в постройках Помпей и Геркуланума, погребённых под пеплом Везувия в 79 г. н. э., многие помещения в целости сохранили настенные росписи.

Различаются примерно четыре стиля настенных росписей. Первый, имеющий, несомненно, восточное происхождение, состоит из простых раскрашенных четырехугольников, имитирующих мрамор, дешевым заме­нителем которого они и являются. Окраска стен придает внутреннему помещению особое цветовое звучание. Второй стиль отличается более сложным характером: в верхней части стены, над цоколем, изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины» с сюже­тами преимущественно на мифологическую тему, фоном для которых служат архитектурные или пейзажные построения. Третий стиль, так называемый «плоскостный», сохраняет сложные архитектурные постро­ения, но изображаемые здания носят фантастический характер. К тому же они отличаются графичностью и вместе с тем нежностью колорита. В этих изображениях, совершенно не претендующих на иллюзорность изображения, встречаются вставки, зачастую черного блестящего цвета, на которых художник быстрыми, короткими, энергичными мазками изображает маленькие, словно парящие в воздухе, фигурки. Назначение перспективного обрамления заключается главным образом в том, чтобы поместить картины с изображением фигурок в определенной глубине и не дать им слиться с плоскостью стены. Четвертый стиль, появляющийся лишь в последние годы существования Геркуланума и Помпей, вновь обращается к архитектурно-перспективным построениям второго стиля, отличаясь, однако, от последнего более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, непосредственно связанной под­час с декорациями театральной сцены.

Живопись Древнего Рима

Хотя из источников известно, что в Древнем Риме существовала станковая живопись, дошедшими до нас образцами древнеримской живо­писи являются лишь изображения, включенные в настенные росписи, выполненные главным образом в двух городах Кампании—Помпеях и Геркулануме.

В I в. до н. э. древнеримская живопись отходит от этрусской традиции, с которой она была до этого связана, и обращается к греческим образцам. Один из художников, называющий себя «афинским», оставляет свою подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины, играющие в кости». На ней изображены несколько тонко прорисованных и покрытых слоем краски женских фигур, навеян­ных изображениями с аттических белофонных ваз. С более поздними эллинистическими образцами связаны эпизоды настенных росписей с изображением, например, обряда бракосочетания в «Свадьбе Альдобрандини», возведенные в конце XVI в. в ранг шедевра после их обнаружения при раскопках. Это, скорей всего, произведение хорошего копииста, который свободными, сочными мазками передает плавные движения фигур, хотя при этом, возможно, и не схватывает пространственно-композиционное единство оригинала. Для древних живопись являлась средством передачи образов и, как таковая, не должна была обладать корпусностью и пластической грузностью. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. То, что ее тематика восходила к определенным образцам, часто воспроизводимым по памяти и с некоторыми отклонениями, вело к эскизности, беглости в работе и быстроте исполнения.

Однако не следует путать, как это часто случается, этот обобщенный стиль работы, отличавшийся быстротой и зависимостью от известных образцов, с современным импрессионизмом, стремящимся к абсолютно непосредственной передаче зрительных впечатлений. Рассмотрим, например, первую попавшуюся группу, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев. Живописный язык отличается здесь эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации, но служит для иллюстрации весьма условной схемы. Живопись эта основана на противопоставлении пятен, но контраст между светлым пятном тела Гермафродита и темным пятном тела Силена определяется традицией, принятой среди художников, изображавших в светлых тонах нежные тела женщин и юношей и в коричнево-красноватых тонах—атлетов и стариков. Условны также жесты действующих лиц и фон, обобщенно и почти символически изображающий деревья и архитектурные конструкции. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена. Художник стремится не к выдумке, а к живому и точному повторению известного образа. Перед нами не творец, а музыкант, педантично следующий указаниям партитуры.

В вилле «Мистерий» близ Помпей великолепно сохранился большой фриз, изображающий, по всей вероятности, ритуальное поклоне­ние культу Диониса. Фигуры вырисовываются на фоне красной стены, которая подчеркивает их точные, ясные контуры, навеянные классической простотой. Но сам контур является не столько линией, нарисованной на поверхности стены, сколько границей между двумя цветовыми зонами, от которой в значительной мере зависит их соотношение. Колористическая гамма построена на легких, слитных, прозрачных цветах. Применяя резкие контуры, художник стремился не к обозначению рельефности тел или их анатомии, а к фиксации, путем проецирования на плоскость стены, бесплотных образов, вылепленных игрой света и тени.

О римском происхождении указанных росписей, основанных на подражании эллинистическим образцам, свидетельствует, как правило, их подчеркнуто натуралистическая трактовка, которая проявляется не столько в повышенном внимании к правдоподобию изображения, сколько в огрублении образа, мало чем отличающегося от подобных же образов в этрусской живописи. В пейзажах и, особенно в портретах образ, хотя и не зависит от впечатления или ощущения, непосредственно полученного от созерцания натуры, тем не менее, утрируется для большего правдоподобия. Возьмем, например, «Морской порт». Он изображен сверху и похож скорей на план: здания и корабли распределены на нем, как на топографической карте, отблески света не имеют никакого отношения к реальному освещению, это всего лишь прием для иллюзорного оживления изображаемых явлений. В изображении сада на вилле Ливии в Риме мы находим настоящий «инвентарь» растений, воспроизведенный худож­ником по памяти: ему хорошо известна форма каждого отдельного дерева или куста, и он с уверенностью ее воспроизводит. Но то, что уточняется быстрыми цветовыми мазками,— это не предметы, находящиеся перед глазами художника, а лишь представления о них. Художник, таким образом, воплощает в красках не пейзаж, написанный с натуры, а умозрительный образ природы, для передачи которого особенно подходит та обобщающая, беглая и эскизная техника, в задачу которой не входит непосредственное общение с изображаемыми предметами. Эта техника становится еще более беглой и насыщенной в раннехристианских росписях катакомб, где чисто символические изображения святых не имеют никакой связи с реальным миром.

При создании портретов художник также отталкивается от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями, вызывающими представление об индивидуальных чертах того или иного лица. На небольших досках, которые в I — V вв. в Египте помещали вместе с мумией в саркофаг (так называемые «фаюмские портреты»), лица чаще всего изображались в фас с широко раскрытыми глазами, как бы свидетельствовавшими об их жизни. Но только выделение той или иной физиономической особенности вызывало в памяти реальный облик умершего. Подобный метод изображения отталкивался, очевидно, не от «натуры», а от представления о типе лица, с тем, чтобы приблизиться затем к «натуре». Движение шло, таким образом, от общего к частному, но не вступало в контакт с реальностью.

4 помпейских стиля (системы – так называют стили в Европе):

- инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)

- архитектурный (или перспективный) ( с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.)

- орнаментальный или стиль канделябров (с 15 года н.э. )

- декоративный или иллюзорный (развивался почти параллельно со стилем канделябров).

 

Три грации. Помпеи, I век. Грации - богини веселья и радости, олицетворяющие красоту, привлекательность и мудрость. Аглая, Евринома и Евфросина были дочерьми Зевса и Евриномы и всегда изображались вместе. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Полифем, получающий письмо от Галатеи. Помпеи или Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением мужской фигуры. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением амазонки. Геркуланум (?), 50-79 гг., найдена после 1738 г. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Летящие Менада и Сатир. Помпеи, дом Навильо, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением Нарцисса. Помпеи, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Проводы Кризеиды. Помпеи, 45-79 гг. Дочь троянского жреца Криза, захваченная Агамемноном во время Троянской войны, поднимается на корабль, чтобы вернуться домой. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Суд Париса. Помпеи, I век. Знаменитая сцена, в которой Парис (справа), призванный Зевсом, должен разрешить спор о первенстве между тремя красавицами - Афиной, Афродитой и Герой. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Увеличенный фрагмент фрески с судом Париса. Слева, в шлеме и со щитом - Афина, справа, в шляпе - Гермес. 

 

 

Богиня победы Виктория (слева) и воин-победитель. Помпеи, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Даная и Амур. Помпеи, I век. Амур льёт золотой дождь, который Даная собирает краем плаща. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Нарцисс. Помпеи, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Панно с изображением медальонов с Силеной, Менадой и Сатиром (слева направо). Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Геракл борется с Немейским львом. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением птиц, сидящих на садовой ограде. Область Везувия, 20-40 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с рельефным изображением обнажённого атлета. Стабии, Вилла Святого Марка, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением оленей. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением натюрморта. Помпеи, 45-79 гг., найдено в 1755-1779 гг. На первой картине изображены инжир (?), на второй корзина с орехами, на третьей - мидии. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Помпеи, 45-79 гг. Сушеный инжир и финики - дары по случаю праздника Сатурналии. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Помпеи, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Геркуланум, 45-79 гг. Статуэтка бога, перевернутый серебряный канфар с остатками вина, голова козленка и бронзовый кувшин. (Viacheslav Lopatin / IP)  

 

Фреска с изображением архитектурных мотивов. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Гирлянда. Область Везувия, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением пейзажа с виллой. Стабии, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

Фреска с изображением пейзажа. Помпеи, I век. (Viacheslav Lopatin / IP)

 

 

Фреска с изображением пейзажа. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Боскореале, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Боскореале, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Натюрморт. Область Везувия, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Девочка с голубкой. Помпеи или Геркуланум, I век. Девочка символизирует Венеру, поэтому на ней богатые золотые украшения. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением женщины. Стабии, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением беседующих женщин. Геркуланум, III век до н.э. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Фреска с изображением девушки. Стабии или Геркуланум, III век до н.э. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Женщина, смотрящаяся в зеркало. Помпеи (?), 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Амур с собакой на спине. Геркуланум, I век. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Медея, замышляющая убийство своих детей. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP)

 

Медея, увеличенный фрагмент с оружием. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Три Купидона играют во дворе дома. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Два Купидона ловят рыбу. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Танцующие Купидоны. Фрески Помпеи. 

 

Два Купидона. Один играет на двойной флейте, другой - на тимпане. Геркуланум, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Крылатый Дух. Помпеи, 45-79 гг. (Viacheslav Lopatin / IP) 

 

Царица Федра (слева), пожилая кормилица и пасынок царицы Ипполит. Геркуланум I век. 

www.konspektov.net

Последний день Помпеи - математика и искусство

«Последний день Помпеи»

В начале августа 79 гола нашей эры и области Кампания, расположенной на юге Италии близ Неаполя, начались подземные толчки. Обнаружилось письма странное явление: и городе Помпеи перестала течь вода в фонтанах и как-то сразу опустели колодцы. 20 августа подземный гул стал слышнее, и толчки увеличились. Ожидание неизбежной катастрофы не покидало людей, многие жители Помпеи и близкого от них города Геркуланума приготовились к бегству.Утром 24 августа новый толчок небывалой силы и последовавший за ним оглушительный грохот нарушили тишину и томительный зной. В этот миг вершина вулкана Везувий раскололась на две части и из образовавшегося жерла поднялся огненный столб!Это было началом катастрофы! «Казалось, все не только движется, но и опрокидывается, — писал очевиден Плиний Младший. — Падали куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя и высоко поднялся огонь от пожаров. Дома качались от частых продолжительных толчков: казалось, что они сдвинулись со своих мест и ходуном ходят взад и вперед. Под открытым небом было страшно от падающих кусков пемзы... Здания вокруг тряслись... Мы видели, как море втягивается в себя же: земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя; берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали огненные зигзаги, и они раскалывались длинными полосами пламени, похожими на молнии, но гораздо большими. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, разливался вслед за нами по земле. Наступила темнота. Но не такая, как в безлунную или в безоблачную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда потушен огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин; одни звали родителей, другие детей, третьи жен и мужей, силясь распознать их по голосам. Некоторые в страхе перед смертью молились. Но большинство кричало, что никаких богов пег, и что наступила для мира последняя ночь».Благодаря этим записям не только современники Плиния Младшего, но и живущие через восемнадцать веков смогли живо представить себе случившееся с Помпеей.Впервые следы погибшей Помпеи были обнаружены в самом начале XVII века во время строительства в этих местах водопровода. По систематические научно-археологические изыскания начались только через сорок лет, и на протяжении двух с половиной веков Помпея постепенно освобождалась oт семиметрового слоя пепла, когда-то превращенного раскаленным дождем в единую, плотную вулканическую массу. Помпея стала городом-музеем, где есть форумы и амфитеатры, бани и мастерские, лавки и дома с утварью, но нет ни единой живой души. На месте погибшего юрода больше никогда не селились люди. Но те, кто когда-то населял его, любили жить удобно и красиво. Убранство каждого жилища, если оно не принадлежало рабу или бедно м у ремесленнику, выглядело богато и красочно. Многие дома украшали стенные росписи, фрески, мозаичные полы, картины. Помпея поклонялась грекам и их искусству. Религия тоже была греческая — олимпийские боги, которые понемногу уже вытеснялись христианством. Фресковая живопись Помпеи была особой. Краски настенных росписей сохранились во всем их блеске и яркости, несмотря на огромную температуру вулканической массы, под которой в ночь катастрофы был погребен город. Это был секрет кампанской живописи, техника которой так и осталась неизвестной. Сохранился фресковый портрет задумавшейся о чем-то молодой девушки, с тетрадью из тонких дощечек в руке, с палочкой для писания. Портрет выполнен в форме медальона. Если римские скульптурные портреты сохранились во многих музеях мира, то живописный портрет до открытия Помпеи был не известен. «Портрет молодой девушки» — уникальное произведение портретного искусства помпейской живописи.Обо всем этом постепенно узнавал Карл Павлович Брюллов, отправленный Российской академией художеств в Италию для совершенствования своего искусства.Брюллов родился в Петербурге. Способности его к рисованию пробудились рано. Сначала он воспитывался дома под суровым руководством отца, мастера художественной резьбы, получившего звание академика, потом его отдали в Академию художеств, где он быстро достиг выдающихся успехов. Оказавшись в Италии, которую Брюллов знал по классическим произведениям, он был страшно разочарован. Живопись в Италии была не в особой моде — нового, живого движения в ней еще не было, а старое, все обращенное в древний мир, надоело. Он стал сходиться с художниками-иностранцами, но это ничего ему не дало, они были солдатами того же войска, той же итальянской дисциплины, как и он, обученный ей в Петербургской академии.В 1827 году Карл Павлович посетил Помпею. Личное посещение, прогулки по улицам и осмотр домов, сохранившихся под вулканическим пеплом, со всей мебелью и утварью, и увиденные им отпечатки тел, застигнутых смертью в поразительно живых позах, навели его на мысль написать картину о гибели Помпеи.Два года Брюллов вынашивал этот замысел. Архитектура Помпеи и письма Плиния Младшего со всей силой воспламенили его воображение. Положив в основу своей картины действительное событие, Карл Павлович передал дух и атмосферу той страшной ночи. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони. С высоты падают статуи богов и императоров. как бы символизируя крушение мира.Брюллову удалось придумать общую эффектную группировку, и он легко справился с колоссальной задачей. Он срисовывал одного натурщика за другим прямо на холст, сочинял и превосходно по перспективе выстраивал строго археологический пейзаж.В Петербурге знали о картине Брюллова. Те, кто побывал в Риме, кому довелось видеть художника за работой, рассказывали, что Брюллов почти не отходит от холста, случается, его, обессилевшего, выносят на руках из мастерской. После одиннадцати месяцев беспрерывного груда, не считая двух лет подготовки, картина была окончена, мастерская открыта для публики, и публика повалила валом.Картина «Последний день Помпеи» имела громадный успех! Она поражала сюжетом, впечатляла декорациями и хоровыми массами, освещением и печальной судьбой действующих лиц.Русские художники часто приезжали в Европу. Почти все крупные художники по окончании Академии побывали в Италии, Австрии, Германии, Франции. Со времен Петра I. пославшего живописца Ивана Никитина за границу, это стало традицией. Но они там только учились, и лишь изредка и случайно становились известны. Когда Орест Кипренский показал в Италии свои картины, там сначала не поверили, что в «дикой России» могут быть такие живописны. Теперь итальянцы узнали Брюллова, восторгались его картиной, восторгались его талантом, слагали в честь него песни.Ни один художник после «Помпеи» не мог соперничать со славой Брюллова!После Рима картина была выставлена в Париже, где восторгу зрителей и вовсе не было конца! В сравнении с Парижем даже Рим, казалось, принял картину холодно. «Помпеи» принесли Брюллову мировую ставу!В Петербург картина прибыла в 1834 году. Сам Карл Павлович уехал на Восток путешествовать.Принес ты мирные трофеи С собой в отеческую сень,И стал «Последний день Помпеи» Для русской кисти первый день!— писал Евгений Баратынский.Стоял август. У подъезда императорской Академии художеств было не протолкнуться. Жаждущие с трудом пробирались в Античный зал, где висела «Помпея». Решетка отделяла картину от публики. Конечно, зрители представляли, что увидят нечто колоссальное, по то, что увидели, превзошло все возможные ожидания. Их ослепили вспышка молнии и красное пламя вулкана на фоне грозового неба! Каждый ощущал себя одним из толпы охваченных ужасом помпеян. Чудилось, что слышен оглушительный гром, что земля колеблется под ногами, падает небо...Некоторые зрители в страхе отступали от картины и, добравшись до лестницы, бросались бегом по ней. Но на другое утро, после плохо проведенной ночи, снова шли на выставку.Помпеяне стремятся бегством спастись от страшного извержения. Именно в такие минуты проявляется истинная сущность человека. Вот два сына несут па плечах старика-отца; юноша, желающий спасти старуху-мать, упрашивает ее продолжать путь: муж стремится уберечь от беды любимую жену; мать перед гибелью в последний раз обнимает своих дочерей. В центре картины молодая красивая женщина, замертво упавшая с колесницы, рядом с ней — ребенок.Чем дольше зрители всматривались, тем глубже начинали постигать душу создателя «Помпеи», его сопричастность к происходящему. (Недаром Брюллов среди толпы, охваченной паникой, изобразил самого себя с ящиком красок и кистей на голове.) А то, что художник поместил па полотне отвратительного скрягу, собирающего даже в такой момент никому не нужное, разбросанное но земле золото, еще более оттеняло и подчеркивало высокие человеческие качества помнеян. Зрители понимали и другое: залитые светом, совершенные в своей пластической красоте тела прекрасны не только благодаря гениальной кисти художника, но также и потому, что они излучают свет душевного благородства.Когда из путешествия Брюллов приехал в Россию, он был провозглашен первым художником. Его назначили профессором Академии, вельможи наперебой торопились заполучить его к себе.

Известность Брюллова в России росла с неимоверной скоростью. Картина «Последний день Помнен» в тысячах репродукций расходилась по стране, ее знали от мала до велика. Случались и курьезы. Прогуливаясь однажды с друзьями, художник увидел балаган с вывеской: «Панорама Последнего дня Помпеи». Зашел туда и громко рассмеялся, увидев какую-то карикатуру на свою картину.— Нет, мадам, у вас «Помпея» никуда не годится! — сказал он содержательнице балагана, мадам Дюше. На что эта женщина с обидой и возмущением ответила:— Извините, сам художник Брюллов был у меня, когда панорама находилась за границей!Значение Брюллова было велико для его современников. Маститые живописцы, подстегнутые им, его мировой мгновенной известностью, пытались создать вторую «Помпею», это стало их горячей мечтой. Умеренные юноши тоже порешили, что если им не дойти до самого Брюллова, то хотя бы попасть в его свиту! Но творчество Брюллова явилось завершением русского классицизма, дальнейший путь в этом направлении вел к бесплодному подражательству. «Помпея» от имени классицизма сказала все, завершила классицизм с блеском, и в этом се непреходящая ценность.

/Н.Бойко. Истрии знаменитых полотен/

matematikaiskusstvo.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта