Картина рождение


Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры» - История красоты

Уважаемые друзья, к сожалению, я не могу изменить цвет шрифта  на  стандартный черный. Почему-то изменения не принимаются. Я очень извиняюсь, если кому-то трудно читать, прочитайте, пожалуйста, в моем журнале оригинал, а комментарии можно оставить здесь.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Около 1484 г. Холст, масло. 172,5 х 278,5 см.

Галерея Уффици, Флоренция

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Осип Мандельштам. «Silentium».

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», - писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной, и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. И все же это так. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.

Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, поэтому произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм, их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Лишь когда европейские живописцы научились с абсолютной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресок Рафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.

Автопортрет Сандро Боттичелли.Фрагмент фрески "Поклонение волхвов" 1475 г.

Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту,   искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Европейская культура нашла и продолжает находить в его наследии что-то жизненно важное для себя. Что же? Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» - прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.

Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Самый яркий представитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжал традиции своего деда Козимо и отца Пьеро, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Власть Медичи снова казалась безграничной, и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – живописец Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478 г.

Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.

Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный, именовался Платоновской академией. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно - языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.

Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора - одна из четырех богинь времен года, Весна. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.

Зефир и Аура

Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, поэтому в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).

Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Кроме того, эта ясная схема - три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, - позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий, невесомых силуэтов, грациозных жестов. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон, и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.

«Рождение Венеры» - одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей, излучинами берегов. Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером, или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Особую прелесть придает картине     то, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию.

Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры - чувственную. Ветры и ора захвачены движением, они преданно служат богине, но и энергия ветров, и порыв оры - все растворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающем Венеру. Прекрасная статуя - вот слова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини, и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Он был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести, и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй - Венеры Медичейской из флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во время пребывания в Риме. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие.) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой - похожа на мрамор. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.

Сандро Боттичелли. Предположительно портретСимонетты Веспуччи. После 1480 г.

Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, - пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами. И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Прежде всего исследователей и зрителей занимает вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты - возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.

Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Эти лица похожи не столько чертами, сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.

Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Ее лицо завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Еще секунда – и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.

Боттичелли с печалью оглядывался на античность - эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие, искусство стало еще раздробленнее и изощреннее, и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности.

bellezza-storia.livejournal.com

Картина «Рождение Венеры». Бугро Адольф-Вильям

Картина «Рождение Венеры» Бугро менее известна обывателям, чем знаменитый шедевр кисти Сандро Боттичелли. Несмотря на это, она по праву считается жемчужиной мирового художественного наследия.

картина рождение венеры бугро

Художник Бугро. Картины и судьба

Адольф-Вильям Бугро - один из самых узнаваемых мастеров позднего академизма. Родился мастер кисти в 1825 году. Художник прожил долгую и насыщенную жизнь. Современники считали его одним из выдающихся живописцев, импрессионисты пророчили признание потомков и славу величайшего французского художника 19 века.

Выдающийся представитель французской школы рано состоялся как художник. Бугро картины писал в соответствии с традициями академической школы. Однако в его интерпретации классические сюжеты и застывшие классицистические формы получали иное звучание. В его картинах мастерски переданы мимолётные жесты: наклон головы, лёгкий кивок, опущенный взгляд. Тела наполнены движением, грацией. В них удивительно сочетается академическая скульптурность форм и лёгкость.

Великий живописец умер в 1905 году. После смерти художника интерес к его работам быстро пошёл на спад. Он так и не принял новаторских идей импрессионизма, оставаясь верным академической традиции.

Две Венеры

Картина «Рождение Венеры» Бугро по сюжету не нова. Появление прекрасной богини на раковине в окружении амуров и морских нимф восходит к традициям раннего Ренессанса. Как представитель академической школы, Бугро в художественных поисках опирался на опыт мастеров Раннего и особенно Высокого Возрождения. Композиционно его работа восходит к знаменитому «Рождению Венеры» Сандро Боттичелли. Видны в ней отсылки и к «Триумфу Галатеи» Рафаэля.

художник бугро картины

Так же, как и в работе Боттичелли, Венера Бугро предстаёт обнажённой на створке раковины. Это классический атрибут, сопровождающий образ богини, как символ чувственности, сексуальности и плодородия. Мастер обращается к каноничному образу, его Венера – златокудрая белокожая красавица, откидывающая на спину, как покрывало, тяжёлые длинные локоны.

Торжество красоты

Тем не менее картина «Рождение Венеры» Бугро существенно отличается от предшествующих образцов. Если Боттичелли изображал момент появления богини из пены морской, то Бугро запечатлел её восхождение из моря в город Пафос на острове Крит. В отличие от скромной и стыдливой Венеры Боттичелли, образ, созданный мастером 19 века, наполнен чувственностью, неприкрытой сексуальностью. Его венера не прикрывается стыдливо, она раскрывает себя, демонстрируя свою красоту и женственность миру.

Масштабное полотно около трёх метров в высоту хранится в музее Орсе в Париже. Картина «Рождение Венеры» Бугро по праву считается одной из жемчужин этого собрания и лучшим произведением автора.

fb.ru

Детям об искусстве. Картина "Рождение Венеры", Боттичелли.

автор текста: Надежда Азарова для портала Осинка.ру

Сегодня мы заглянем в один из залов галерии Уффици во Флоренции. Здесь, в зале итальянского мастера Боттичели, перед полотном "Рождение Венеры" всегда толпится особенно много туристов и студентов. Эта картина входят в мировую сокровищницу истории искусств и по праву считается ее бесценной жемчужиной. Комментарии от искусствоведа Франсуазы Барб-Галль помогут глубже понять эту картину и познакомить с ней ребенка.

Детям об искусстве. Картина "Рождение Венеры", Боттичелли.

В прошлой публикации мы познакомились с картиной "Благовещение", написанной художником Фра Анджелико. Сегодня мы заглянем в один из залов галерии Уффици во Флоренции. Здесь, в зале итальянского мастера Боттичели, перед полотнами "Весна" и "Рождение Венеры" всегда толпится особенно много туристов и студентов. Эти картины входят в мировую сокровищницу истории искусств и по праву считаются ее бесценными жемчужинами.

Фото. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Фото. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Перед большим по размеру полотном "Рождение Венеры" - почти 3 метра шириной - люди стоят в несколько рядов и, бывает, непросто приблизиться к самой картине. Но иногда наступает безлюдный момент, и тогда можно в свое удовольствие рассматривать картину издалека, сидя на банкетках, которые установлены в центре зала.

Ниже вас ждет рассказ об этой картине, построенный в виде детских вопросов и профессиональных ответов искусствоведа на них. Вопросы идут последовательно: сначала те, которые приходят в голову малышам 5-7 лет, потом вопросы детей 8-10 лет, и наконец последняя связка вопросов призвана удовлетворить любопытство детей старшей возрастной группы.

"Рождение Венеры", Боттичелли, 1485 г.

Рождение Венеры Ок. 1485. Холст, темпера. 184,5 x 285,5 см Галерея Уффици, Флоренция, Италия Боттичелли (Сандро ди Мариано Филипепи) 1445, Флоренция - 1510, там же

от 5 до 7

Она совсем голая!

Естественно, она ведь только что родилась. Молодая женщина справа сейчас поможет ей прикрыть наготу. Это необычное рождение, потому что это рождение богини. По легенде, Венера сразу родилась взрослой.

Где ее родители?

Они присутствуют на картине, но не в виде персонажей. Мифология называет родителями Венеры Море и Небо. И мы видим, что она появилась из моря; ветер колеблет водную гладь - на берег набегают мелкие волны с гребешками пены. Поэтому Венеру иногда называют "пеннорожденной".

Фото. Фрагмент из правой части картины: Грация несет накидку новорожденной Венере.
Фото. Фрагмент из правой части картины: Грация несет накидку новорожденной Венере.

Почему она стоит на раковине?

Если бы художник изобразил ее плывущей в воде, она была бы не так хорошо видна. К тому же при плавании приходится прилагать усилия, а богине это не пристало. Поэтому художник снабдил ее чем-то вроде лодки природного происхождения - морской раковиной. Раковина очень красива по форме и цвету и идеально подходит для Венеры, богини любви и красоты.

Что за девушка несет Венере накидку?

Это несомненно одна из трех Граций, которые обычно сопровождают Венеру. Ее платье и накидка Венеры украшены цветочными узорами, цветы рассыпаны и вокруг. Такое обилие цветов в картине не случайно - ведь Венера родилась весной. Грация бежит на цыпочках - она торопится навстречу богине и уже подняла руку, чтобы набросить накидку ей на плечи.

А две фигуры слева - это ангелы?

Нет, сюжет картины не связан с христианской религией. Два этих персонажа - не ангелы, хотя у них есть крылья и они тоже живут на небе. Это ветры - Зефир и Аура. Своим дуновением они помогают Венере приблизиться к берегу. Художник рисует белым цветом потоки воздуха, которые исходят из их уст. Особенно усердно дует Зефир - он мужчина, и он сильнее. Ветер развевает волосы Венеры и розовую накидку, которую держит Грация.

от 8 до 10

Какие цветы изобразил художник?

Вокруг Венеры кружатся розы. Они всегда сопровождают богиню, поскольку тоже символизируют любовь и красоту. По легенде, когда Венера впервые ступила на землю, под ее ногами тут же расцвел розовый куст. Платье Грации украшает вечнозеленый мирт, символ бессмертия.

Почему у ветров неодинаковый цвет кожи?

Желая подчеркнуть разницу в силе ветров, художник изобразил их в виде мужчины и женщины. Согласно традиции, мужские фигуры изображались с более смуглой кожей, как бы покрытой загаром. Напротив, женщины, защищавшие свое лицо и тело от солнца, наделялись светлой кожей и благодаря этому казались более нежными, слабыми и хрупкими.

Фото. Фрагмент из левой части картины: ветры - Зефир и Аура - помогают Венере приблизиться к берегу.
Фото. Фрагмент из левой части картины: ветры - Зефир и Аура - помогают Венере приблизиться к берегу.

Как называются раковины такой формы?

Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова". В Средние века одним из главных центров паломничества был испанский город Сантьяго-де-Компостела. По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г.). Паломники много недель шли туда пешком, и каждый в доказательство того, что он проделал столь долгий путь, подбирал на берегу и уносил с собой двустворчатую морскую раковину. Позднее раковины стали изготавливать из свинца, и такой "сувенир" можно было просто купить.

У Венеры задумчивое выражение лица

Да, она о чем-то задумалась или скорее замечталась. У нее отсутствующий взгляд - словно у странника, который мысленно возвращается к тем далеким местам, откуда он пришел. Придавая ее лицу такое выражение, художник как бы говорит нам: увидеть красоту богини - это еще не все, важно почувствовать, что эта красота происходит из иного мира, недоступного и непостижимого, где все совершенно, как сама Венера.

Волны нарисованы не очень похоже

Пейзаж в этой картине не главное. Художник просто обозначил море, не стараясь изобразить его в подробностях. Мелкие волны на поверхности моря не похожи на настоящие, они просто передают идею движения. Боттичелли меньше всего стремился к правдоподобию: он даже ввел в картину растение, которое встречается только на болотистых берегах озер.

Фото. Фрагмент из центральной части картины: изящество позы Венеры дополняется гибким движением длинных волос.
Фото. Фрагмент из центральной части картины: изящество позы Венеры дополняется гибким движением длинных волос.

Почему Венера опирается на одну ногу?

Такая поза называется контрапост (слово это итальянское, но его используют во многих языках). Она часто использовалась в античных статуях, служивших образцом для живописцев позднейшего времени. Эта поза придает фигуре гибкость и изящество; силуэт кажется более непринужденным и естественным, чем если бы Венера твердо стояла на обеих ногах. И в наши дни - и по тем же соображениям - такую раскованную позу принимают известные топ-модели на показах мод или на рекламных фотографиях.

Венера прикрывается руками и волосами

По традиции Венера скромна. Этот жест восходит к античной статуе "Venus pudica" (по-латыни pudica означает "целомудренная, стыдливая, застенчивая"). Прикрытым остается приблизительно то, что в наши дни прикрывает узкий купальник-бикини. Движение рук оживляет образ Венеры и придает всей позе естественность, а добиться этого не так-то просто (иногда с той же целью Венеру изображают отжимающей свои мокрые волосы).

от 11 до 13 и старше

Почему на этой картине почти нет тени?

Все написано в светлых, нежных тонах, передающих необыкновенную красоту богини. Цвет ее кожи напоминает перламутр или жемчуг. Венера вся словно светится, и в лучах этого сияния преображается мир вокруг. Правая часть картины, где видны апельсиновые деревья, немного темнее остальных, но все говорит о том, что Венера прогонит тьму…

Всегда ли Венеру изображают обнаженной?

Да, почти всегда, потому что она богиня. Она неуязвима для того, что причиняет страдания людям: ей не страшны ни холод, ни увечья. Раз она богиня красоты, у нее должно быть идеальное телосложение. Художники, как и скульпторы, были отличными знатоками анатомии. Кроме того, в эпоху Боттичелли считалось, что Красота неотделима от Добра и Истины. В облике Венеры телесная красота соединяется с духовной.

Фото. Фрагмент из центральной части картины: обнаженная богиня олицетворяет гармонию души и тела.
Фото. Фрагмент из центральной части картины: обнаженная богиня олицетворяет гармонию души и тела.

Персонажи словно "приклеены" к пейзажу

Это оттого, что контуры фигур очень четкие. Каждый силуэт обведен темной линией, и кажется, что его легко можно вырезать из картины. В старину существовало представление, что человеческое тело, с его строго ограниченными формами, есть лишь сосуд для души и заключает ее в себе, как в тюрьме, до самой смерти. Такое представление было распространено и во Флоренции в XV веке. Оно возникло благодаря последователям Платона - философам-неоплатоникам, близким к семейству Медичи, у которого Боттичелли состоял на службе. Он много общался с неоплатониками, и его живопись несомненно впитала их идеи. Кстати, задумчивость в глазах Венеры легче объяснить, если вспомнить, что томящаяся в теле душа могла найти выход только во взгляде…

Знаменита ли эта картина?

Да, очень; она даже считается одной из самых знаменитых в истории живописи. Боттичелли воспевает саму идею Красоты и передает ее с помощью столь простых форм, что создается впечатление необычайной легкости. Формы струятся, как мелодия. Прежде в обнаженном виде изображалась только Ева в момент искушения змием или изгнания из рая. Ее нагота была связана с позором первородного греха. Здесь же впервые все не так. Венера озарена сиянием, ее образ излучает радость, утверждая гармонию тела и души.

В следующей публикации мы познакомимся с картиной "Любовное письмо" от Вермеера Делфтского.

club.osinka.ru

Рождение венеры. История одной картины.

В детстве была очень странным ребенком. Общению с ровесниками я предпочитала книги. Могла часами разглядывать многочисленные альбомы с картинами неизвестных мне тогда художников, вечерами читать стихи Ахматовой и мечтать в своем плюшевом мире о какой-то нереальной любви. Мне было 15 лет, я была жуткая идиотка. Сегодня мне даже стыдно признаться в этом, но да, я представляла собой столь жуткое зрелище. Сейчас мне 33 и я в меру циничная особа, которую невозможно пронять розовыми соплями и всякими кружавчиками.Но одно остается неизменным - моя любовь к художникам эпохи Возрождения. Помню еще со школьного возраста меня потрясла одна незамысловатая картина: девушка с отрешенным взглядом, что стоит на раковине и взирает на нас каким-то блаженным взглядом. Это сейчас каждый школьник знает, что картина называется «Рождение Венеры» и принадлежит она Сандро Боттичелли.Много лет я хожу в галерею Уффици с одной целью: еще раз взглянуть на эту девушку, которая покорила меня в столь юном возрасте. Сандро Боттичелли родился в 1445 году и был одним из самых известных учеников Филиппо Липпи.Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), орнаментальности и декоративности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.Юность Сандро пришлась на время расцвета и могущества Флоренции. В ту пору Медичи, фактические правители города, превратили его в "царство муз и искусств", королевство праздности и развлечений. Во Флоренции не прекращались пиры, скачки, охоты и карнавалы, "золотая молодежь" состязалась в "джоттах" - конкурсах на самое pоскошное оружие и одежду, а также - в острословии и умении сочинять сонеты. Лоренцо Великолепный, двадцатилетний "отец города", сам писал стихи, отлично разбирался в античной и современной литературе, покровительствовал науке, философии и искусствам: живописи, поэзии, скульптуре. Его младший брат Джулиано был настоящим красавцем любимцем всей Флоренции. И, конечно же, как же Флоренция без легенды? Имя Джулиано неразрывно связано с другой известной Флорентийкой- Симонеттой Веспуччи, первой красавицей города.В эту прелестную особу были влюблены оба брата. В разных источниках я каждый раз натыкаюсь на разногласия: одни утверждают, что Симонетта состояла в любовной свзяи с Джулиано, другие категорически отрицают факт интимной близости. А Боттичелли стал свидетелем этой непонятной и трогательной истории любви, которая последствие породила столько легенд и слухов. Симонетта стала для него олицетворением идеальной женской красоты и недостижимым сокровищем. К стати, она умерла в возрасте 23 лет от чахотки, а ровно через два года Джелиано был заколот вследствие придворного заговора. Просто прелестный сюжет для Ренесансного романа!И, конечно же, Именно Симонетту художник рисует в образе средневековой Венеры.Картина написана по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и предназначалась для украшения виллы Кастелло. В то время картины не принято было обрамлять в раму и вешать на стену. «Рождение Венеры» служило украшением кровати. Если приглядеться, то можно заметить, что сверху она чуть обрезана (подобного уже зрелый художник Ботичелли допустить просто не мог). Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».Венера- это идеальное воплощение того особого «боттичеллевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Особое выражение безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. За эту картину современники ругали художника, потому что написана она вовсе не по канонам времени. Самое главное, что на картине отсутствуют принятые в то время пропорции. Да и в народе ее тут же окрестили «Чахоточной Венерой» (мы же помним да, что Симонетта умерла от чахотки?).Симонетта была музой Боттичелли долгие 15 лет, он изобразил ее и в известной «Весне» в образе Флоры. Но на этом история картины не заканчивается. Во Флоренции появился безумный монах Джироламо Савонарола, проповедовавший смирение, отказ от мирских соблазнов, считавший, что светское искусство - "от дьявола" и подлежит уничтожению. И самое страшное, во Флоренции - "царстве муз и праздности" - Савонарола нашел множество сторонников, среди которых были даже просвещенные люди - философы, художники, скульпторы. Савонарола призывал уничтожать картины с обнаженными женскими телами, так как они сеют разврат и похоть. Савонарола проповедовал покаяние и моральное воздержание, а всякое искусство считал проявлением похоти. Во время своей власти во Флоренции, он совершил поход против упадка нравов, излишеств и гуманистического духа Ренессанса, учредив обычай так называемых «костров тщеславия». Он посылал своих служителей обходить дома, собирая предметы, которые представлялись им грешными: зеркала, языческие книги, косметику, записи светских мелодий и музыкальные инструменты, шахматы, карты, тонкие ткани и светские картины. Художник Боттичелли, поддавшийся воодушевлению Савонаролы, бросил в эти костры немало своих картин. Самое ужасное, что за хранение подобных произведений полагалась казнь. И даже Медичи не избежали бы страшной расправы. Поздно ночью они снимают «рождение Венеры» и тайно вывозят из города, рискуя при этом не только собственным именем, но и жизнью. Что разглядели Медичи в картине не известного автора, мне сложно сказать, но из года в год меня потрясает история одного шедевра, история любви (которой возможно не было и в помине) и история одного города и все эти странные, мистические переплетения…venus

irino444ka.livejournal.com

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» - Русская историческая библиотека

Греко-римский миф о рождении Венеры возник задолго до эпохи Возрождения. Но сюжет одноименной картины Сандро Боттичелли, не связан с тем моментом рождения богини, который описал эллинский поэт Гесиод. По словам Гесиода, Афродита (Венера) возникла из морской пены после того, как титан Крон отрезал пенис у своего отца Урана и бросил его в океан.

На картине Боттичелли мы видим чуть более поздний миг – тот, когда богиня любви выходит из моря на берег. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Стихи Полициано, видимо, и послужили сюжетным источником для Боттичелли. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха.

Анджело Полициано

Поэт Анджело Полициано, автор стихов, вдохновивших Боттичелли создать "Рождение Венеры". Фрагмент картины Доменико Гирландайо

 

На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. На берегу Ора Весны приближается к Венере изящным танцующим движением, на кончиках пальцев ног, распахивая великолепный плащ, чтобы её одеть. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли искусно придал особенный блеск тонкими золотыми штрихами. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Намекая на это, Боттичелли изобразил грациозные цветы розового оттенка, которые реют на ветру вокруг Зефира и Флоры.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Ок. 1485

 

Античная богиня любви, один из первых не-библейских нагих женских образов в итальянском искусстве, представлена Боттичелли в соответствии с типом классической «Венеры Стыдливой». Но сходство между ними всё же является довольно отдалённым, ибо художник больше заботился о том, чтобы создать точную иллюстрацию стихов Полициано.

Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». В первой половине XVI века, она хранилась на вилле Кастелло, принадлежавшей потомкам Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Тем не менее, остаётся весьма вероятным, что эта картина Боттичелли была заказана для какой-то загородной резиденции. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Этот материал обычно выбирался для картин, предназначенных украшать загородные дома, так как холст был дешевле, и его было легче перевозить, чем деревянные панели.

 

 

Бог западного ветра Зефир и его жена Хлорида-Флора, любовно обнявшись, гонят Венеру к берегу острова Киферы.

Боттичелли Рождение Венеры - Зефир и Флора

Бог ветра Зефир и его жена Хлорида-Флора. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

 

Для того, чтобы придать коже Венеры мраморность, а волосам блеск, Боттичелли применяет особые цветовые эффекты.

Боттичелли Венера

Богиня Венера. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

Источник изображения

 

Одна из богинь времён года – Ор – встречает Венеру на берегу с плащом. Цветы, которые украшают одежду встречающей, дают зрителю понять, что это – Ора Весны.

Боттичелли. Ора Весны

Ора Весны. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

 

 

rushist.com

Картина «Рождение Венеры» | Самые известные художественные галереи мира

С. Боттичелли – автор картины «Рождение Венеры». Художник-итальянец считается выходцем Тосканской школы. Картина представляет собой живопись темперой. Холст имеет размер – 172,5х278,5 сантиметров. Сейчас он передан на хранение в флорентийскую Галерею Уффици.Несколько слов об истории полотна

Д. Вазари – биограф. В 1550 г. он выпустил свои «Жизнеописания». Он говорит о том, что «Весна» и «Рождение Венеры» – это полотна, которые хранили на вилле Кастелло (Флоренция, Италия). Эта вилла была в собственности К. Медичи. Многие историки искусства говорят, что автор полотна – Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который владел виллой Кастелло в 1486 г. Мужчина был двоюродным братом Лоренцо Великолепного, который считался флорентийским герцогом. В более поздних инвентарных записях утверждают, что Лоренцо – владелец «Весны». Между тем, нет сведений о том, что «Рождение Венеры» было заказано им.

С. Веспуччи – модель для Венеры. Она родилась в Портовенере на Лигурийском побережье. Специалисты делают такой вывод, исходя из того, что намек на это есть в сюжете самого полотна. Боттичелли мог написать картину не для Л. Медичи, а для другого знатного современника. В собственности Медичи она оказалась чуть позже.

Зефир – бог западного ветра. Его дыхание приносит весну. Его описание встречается у Гомера. Овидий говорит о жене Хлориде, которая обнимает Зефира ногами и руками. Боттичелли вряд ли был знатоком оригинальных римских и греческих текстов. В библиотеке художников современности братьев Маяно было двадцать девять книг. Половина из них – религиозные книги, а вот из классических текстов были биография А. Македонского и работа Ливия. У библиотеки Боттичелли был похожий характер. Мужчина был вход в круг элиты интеллектуалов Флоренции. Он был знаком с А. Полициано (поэт). Именно этот поэт описал рождение Венеры. Возможно, художник создал свое полотно, сотрудничая с М. Фичино, который объединил христианство и классическую философию. По его философской доктрине Небесная Венера – важная фигура, которая символизировала своим образом, милосердие, гуманизм, любовь. Ее красота вела смертных людей на небеса. Фичино и Полициано могли и не быть прямыми советчиками художника. 1987 г. – год окончания реставрации картины. Тогда удалили слой лака, который был нанесен тогда, когда Боттичелли закончил работу над картиной. Кроме того, мастера сумели убрать налет желто-коричневого цвета.

Сюжет

Полотно показывает, как родился миф рождения Венеры. Богиня обнаружена, и она плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки, которая подгоняется ветром. Слева изображен Зефир, которого обнимает Хлорида. Он дует на раковину, тем самым формируя ветровые массы с цветами. Грация поджидает богиню на берегу. Современные эксперты говорят, что вся поза богини – это отражение классической греческой скульптуры. Еще Пракситель и Поликлет разработали каноны, по которым женщина опирается на ногу.

www.worldmuseum.ru

Парижский музей Орсе. Часть 2

Продолжение рассказа о парижском музее Орсе.Тут будет немного картин 18+ и рассказ о картине "Сотворение мира" Фрагмент которой случайно купили на блошином рынке за и моментом обогатились на 50 миллионов евро.

Орсе - храм импрессионизма и постмодернизма. Часть 1

Ван Гог. Автопортрет с ушами... )))

Некоторые женские позы на картинах показывают, что проститутки пользовались большим спросом у художников )))

Музей известен в мире, как храм импрессионизма и постмодернизма. Здесь действительно большое собрание шедевров Эдуарда Моне и Ван Гога, а кроме них еще и Дега, Ренуар, Сезан...

Как же украшает пикник голая женщина...

Олимпия... кошку справа не очень видно, но на картине она самая заметная ))) не смотря на все потуги обнаженной женщины )))

Именно здесь находятся знаменитые картины Э. Мане (Edouard Manet) "Завтрак на траве" (1863) и "Олимпия" (1863), автопортрет Ван Гога (1889) (они показаны выше) и другие шедевры (они ниже)...

Стены во всех залах разные по стилю и цвету, есть даже оливковые, брусничные, фиолетовые и т.д. Стены очень удачно дополняют картины... и ярко воздействуют на наше зрение, усиливая впечатление от живописи. Честь и хвала дизайнерам, ведь Клод Моне (Claude Monet), один из основателей направления, говорил: «Свет — главный герой любой картины» )))

Шедевр на шедевре и шедевром погоняют ))

Там есть шедевры на любой... даже самый извращенный вкус.

Это явно 18+ но из песни поста текста фото не выкинешь )))

"Происхождение мира". Картина уникальная. После войны она попала (вместе с другими картинами) в руки советских солдат, вывезена в СССР, но позже была выкуплена частным коллекционером, как не представляющая особой ценности и вывезена в Европу.

Оно и верно - ни в квартире повесить, ни в Эрмитаже не поставить.  СССР же...

Не так давно на блошином рынке Парижа была куплена голова женщины (как отдельная картина). Экспертиза которой показала, что она относится к этой "нижней женской части", непосредственно связанной с сотворением мира )))

Коллекционер купил ее за 1400 евро, а теперь она стоит около 50 миллионов евро и уже включена в каталог. Видимо женщина сама попросила художника вырезать ее голову из картины.

У „Происхождения мира“ наконец-то появилось лицо! — заявил составитель каталога Курберовских работ Жан Жак Фернье, отметив, что картина является «одним из самых смелых шедевров в истории живописи».

На полотне, которое долгое время считалось вульгарным и даже порнографическим, изображена любимая натурщица и любовница Курбе ирландка Джоанна Хиффернан.  В полной версии выглядела картина так... ищите на блошиных рынках попугая на руке... реальная возможность хорошо приподняться.

Живописец, пейзажист и портретист Гюстав Курбе является ключевой фигурой французского реализма. Курбе повлиял на многих художников 19 века — от Клода Моне до Поля Сезанна — и потряс Париж провокационностью своих работ.Подробнее о картине здесь

Джеймс Уистлер, Аранжировка в сером, чёрном и рыжем. Мать художника с котом.

На великой картине художник изобразил свою мать. Первоначально модель Уистлера должна была позировать стоя, но для пожилой женщины долгое позирование стоя было очень обременительно. Она присела, и тут Мы тоже решили присесть на ее колени.

Художник готовил картину к 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872). Один из академиков увидел картину в мастерской, и посоветовал Уистлеру закрасить кота, так как кураторы выставки могут счесть картину несерьезной: что за бабушка с котиком? Скрепя сердце, художник последовал совету, но картина все равно была отклонена Академией. С котом мама была бы явно органичней... )))) может быть такой?!

Думаете я шучу? В Америке в 1934 году даже выпустили почтовую марку...

На марке написано: “В честь всех пожилых дам с котами”.)))))))

Касса: 9:30—17:00, чт. 9:30—21:00.Билет — 12 евро, скидка для посетителей 18—25лет — 9,50 евро, для всех — после 18 часов по четвергам и после 16.30 в остальные дни. Бесплатный вход для посетителей моложе 18 лет, инвалидов с сопровождающим, для молодежи 18—25 лет по четвергам после 18 часов, для всех — в первое воскресенье месяца. Инфа может и поменяться. Можно ее уточнить на сайте музея http://www.musee-orsay.fr/

Метро: «Solférino», «Assemblée nationale», RER (что-то типа городской электрички, но не метро)  «Musée d’Orsay».

Перед музеем замечательные скульптуры.

Напротив, через Сену  Лувр...

Информация и некоторые фото (С) с интернета.

Здение Орсе с моста. Будет и продолжение о Париже, фото мая 2013 года )))

pantv.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта